-
1. Тест с примечаниями составил доцент СПб ГУ Юрий Иванович Рубан.
Откуда пришла традиция чтения Священного Писания с его последующим толкованием в первой части Литургии?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:В эпоху Вавилонского плена (VI в. до н. э.) у евреев, оторванных от Палестины и Храма (сам Храм был сожжен), возникают особые молитвенные здания – синагоги (синагога – греческое слово, букв. «собрание», евр. кнессет), предназначенные для общественных молитв, пения псалмов, чтения и толкования Писания. Это – «словесная служба». Жертвы можно было приносить только в Иерусалимском храме (к 515 г. до н. э. он был восстановлен, но синагоги стали строить даже в самой Палестине).
В синагогальном богослужении участвовали и первые христиане из евреев, что было обусловлено и миссионерскими соображениями. В Евангелии мы читаем, как Иисус Христос пришел в Назарет, «где был воспитан, и в день субботний вошел, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашел Он место, где написано: Дух Господа на Мне, ибо Он посвятил Меня помазанием Своим: благовестить убогим послал Он Меня <…>. И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. И начал Он говорить им, что ныне исполняется перед ними это слово Писания» (Лука 4:14–18, 20–21).
Как видим, Христос принимает участие в богослужении: читает отрывок Писания и разъясняет его пророческий смысл применительно к конкретной ситуации. Это – неотъемлемый элемент синагогальной службы.
То же делают и апостолы. Так, апостол Павел, приходя в очередной город, прежде всего ищет синагогу, например, в Фессалониках. «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы поучал их от Писаний, объясняя и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых…» (Деян. 17:2–3).
После разрушения Храма (70 г.) жертвы в иудаизме прекращаются, и синагога становится единственным местом общественной службы. У христиан уже ко II веку происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. Первое описание Литургии находим у Иустина (Юстина) Мученика (середина II в.). Эта древнейшая Литургия отличалась краткостью. Первая часть – традиционная синагогальная служба. Она состояла из чтения Писания, проповеди и молитв. Вторая часть – собственно Евхаристия. Как видим, две её составные части уже соответствуют двум основным частям современной службы – Литургии Оглашенных и Литургии Верных.
Следует заметить, что проповедь в древности имела литургический статус и обязательно следовала сразу за Евангельским чтением (в конце службы могла быть еще одна проповедь).
-
2. Что такое (кто такой) Служебный Апостол?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: АпостолКомментарий:Служебный Апостол – это богослужебная книга, основу которой составляют 22 книги Нового Завета: Деяния Святых Апостолов (продолжение Евангелия от Луки, принадлежащее ему же), 7 Соборных (Окружных) Посланий и 14 Посланий с именем апостола Павла (некоторые древние рукописные «Апостолы» включают и Апокалипсис Иоанна Богослова, не употребляющийся в православном богослужении). Их тексты разделены (кроме деления на главы и стихи) на особые отделы – зачала, предназначенные для чтения во время богослужений в течение года. Содержит также указатель апостольских чтений и другие приложения уставного и календарного характера.
Богослужебный «Апостол» – первая датированная русская печатная книга, изданная дьяконом Иваном Федоровым (Москва, 1564).
-
3. Что такое «Двенадцать Евангелий»?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:«Евангелия Святых Страстей (Страданий) Господа нашего Иисуса Христа», или просто «Страстны́е Евангелия», как их обычно называют, – это отрывки из всех четырех канонических Евангелий, распределенные по хронологического принципу. Они охватывают события от Тайной Вечери до погребения Спасителя (то есть ночь с четверга на пятницу и события пятницы).
Число двенадцать символизирует полноту библейской ночи, состоящую из двенадцати часов. Числом ударов колокола возвещается порядковый номер прочитываемого Евангелия. Молящиеся стоят в темном храме с зажженными свечами; звучат тихие и протяжные припевы: «Слава Страстям Твоим Го-о-осподи», «Слава долготерпению Твоему Го-о-осподи».
-
4. Используется ли сейчас за нашим богослужением Парими́йник (Пареми́йник)?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Парими́йник (Пареми́йник, Париме́йник, Параме́йник, Парамья́) – славянская богослужебная книга, содержащая подборку библейских отрывков (парими́й), преимущественно из Ветхого Завета, читаемых в навечерие (канун) ряда праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).
Оригиналом для Паримийника, переводного памятника, послужил греческий Профитологий (от греч. профэтэс – “пророк”).
Славянское название книги (от греч. слова пароймиа, паримиа – “поговорка”, “поcловица”, “притча”) не объясняется лишь наличием в составе Паримийника текстов книги Притчей Соломоновых, не доминирующих по объему среди других библейских текстов. Вероятно, греческое и славянское название имеет обобщенное значение “предсказание”, “пророчество”.
Действительно, в паримиях прообразовательно (пророчески) раскрывается тема празднуемого события (отстоящего от времени жизни ветхозаветных авторов на несколько столетий). При этом в богослужебных песнопениях этого дня часто содержатся аллюзии к паримийному чтению.
Паримийник состоит из трех отделов:
1) рождественского (чтения на Рождество и Богоявление), 2) триодного (круг чтений, начиная с “Сырной седмицы” и заканчивая “Неделей всех святых” – первым воскресеньем после Пятидесятницы) и 3) месячного, или месяцесловного (чтения на праздники и нарочитые дни по Месяцеслову).
Кроме ветхозаветных текстов, Паримийник содержит незначительное число чтений из других источников. В навечерие памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября и 8 мая по юлианскому календарю), а также первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) читаются фрагменты из Посланий этих апостолов, входящих в Новый Завет.
Кроме того, древнерусские Паримийники включают в себя некоторые оригинальные статьи, посвященные событиям отечественной (летописной) истории, и читаемые, в качестве паримий, на службах мученикам Борису и Глебу (2 мая, 24 июля) и князю Владимиру (15 июля). При этом используется канонический библейский заголовок, например, «От Бытия чтение” (см. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI–XIII вв. М., 1984. N 181. С. 205–206).
В русских Типиконах (Церковных уставах) паримии часто обозначаются как “чтения”, или “чтения три”, по преимущественному количеству паримий (наибольшее же их число доходит до 15-ти). Особенностью некоторых Уставов является предписание слушать ветхозаветные паримии сидя, а новозаветные – стоя.
Как самостоятельная богослужебная книга Паримийник существует в рукописной традиции. Уже в XIV в. паримии начинают вноситься в тексты соответствующих богослужений и, таким образом, распределяются по другим богослужебным книгам (в первую очередь это Триодь и Минея), и к XVII в. Паримийник окончательно выходит из употребления. (Сведения о венецианском издании славянского Паримийника в XVI в. окончательно не подтверждены.) Осуществленное в конце XIX в. издание Паримийника предназначалось для внебогослужебных целей. Рукописный Паримийник сохранил древнейший кирилло-мефодиевский перевод фрагментов славянской Библии, и этим определяется его исключительная филологическая ценность.
Ю. И. Рубан, А. Г. Кравецкий
-
5. Что такое Служебное Евангелие?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:«Евангелие служебное” – литургическая (богослужебная) книга, содержащая тексты четырех канонических Евангелий (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), которые разделены (кроме деления на главы и стихи) на особые фрагменты – так называемые зача́ла, предназначенные для чтения во время богослужений в течение года. Содержит также указатель чтений для различных богослужебных периодов года, Месяцеслов и другие уставны́е статьи и заметки.
В эпоху гонений в Римской империи христиане прятали Евангелие и вносили в богослужебное собрание к моменту его чтения, а затем опять уносили. В память этого в византийских храмах (когда христианство давно было государственной религией) Евангелие хранилось в отдельном от алтаря помещении – сосудохранилище, и его торжественное внесение во храм во время Литургии превратилось в действо, именуемое “Вход с Евангелием” (“Малый вход”).
В настоящее время он является лишь символом, поскольку Евангелие постоянно лежит в алтаре на престоле (отсюда его название – “Напрестольное Евангелие”). Обычно оно украшено богатым переплетом, на верхней крышке которого изображены Иисус Христос (в центре) и четыре Евангелиста (по углам).
-
6. Чем принципиально отличается «Псалтирь с последованием» («Псалтирь Следованная») от «просто» Псалтири?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Псалтирь Следованная (Псалтирь с последованием) – это универсальная по назначению богослужебная книга, состоящая из собственно Псалтири и Часослова, который является самостоятельной книгой палестинского происхождения и печатается также отдельно. Часослов содержит богослужения суточного цикла – так называемые «Часы» в широком смысле. В этом принципиальное отличие от «простой» Псалтири.
Название связано с тем, что «последованиями» (или «чинопоследованиями») в литургическом языке именуются богослужебные статьи.
Кроме того, Псалтирь Следованная включает в себя важнейшие тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг, молитвословия, читаемые перед причащением, и массу другого материала, в том числе Пасхалию и Лунник.
-
7. Читаемые за Богослужением отрывки из Евангелия и Апостола называются:
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: ЗачалоКомментарий:Зача́ла (множ. число, ед. ч. – зача́ло, греч. «нача́ло») — это статьи (отделы, отрывки, фрагменты), на которые разделен новозаветный текст в литургических книгах Апостол и Евангелие. Они предназначены для чтений за различными видами богослужения и в разное время.
Существуют “рядовые зачала” – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для “общих служб” святым, зачала “на всяку потребу” (для таинств и треб) и другие. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей “новый год” подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – “В начале было Слово…” (Иоанн 1:1–17); первое апостольское – “Первую книгу написал я к тебе…” (Деяния 1:1–8).
Современные зачала не совпадают с библейскими главами и древними богослужебными разделами, существовавшими еще в ветхозаветные времена.
Еврейские недельные разделы Библии (Торы) называются – parashiyot. У греков – “перикопы” (от перикопэ – «выборка», букв. «обрубание [по краям]», «урезывание»). Все эти названия обозначают фрагменты библейского текста, содержащие один повествовательный эпизод, притчу, более или менее завершенную часть проповеди.
Древнейшее деление на перикопы приписываются Аммонию Александрийскому и Евсевию Кесарийскому (III–IV вв.). Позднее был установлен особый порядок – устав чтения перикоп, аналогично современным зачалам. На Западе они назывались “чтения” (lectiones) и формировали различающиеся по своему составу «Лекционары» – важные памятники календарно-литургического характера. Автором упорядочения использования богослужебных lectiones (чтений) считается блаженный Иероним.
-
8. На одни и те же события и праздники, каждый год читаются:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Указатель чтений на каждый день года
-
9. На каком богослужении обычно НЕ читается зачало (отрывок) из Евангелия?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Вечерня
-
10. На Литургии Евангелие читается:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Литургия
-
11. Отрывки из Ветхого Завета, читаемые за Богослужением, называются:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Паримия
-
12. Прокимен — это текст из:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: ПрокименКомментарий:Прокимен (греч. букв. “лежащий впереди”) – определенный по смыслу и назначению стих (строка) псалма, исполняемый (с другими стихами того же псалма) перед богослужебным чтением Апостола, Евангелия или паримии и служащий как бы «предисловием» к нему.
Прокимен указывает либо на содержание следующего за ним чтения, либо обозначает тему богослужения в целом.
Прокимен чаще всего состоит из одного стиха псалма, хотя есть и прокимны, взятые из Евангелия, Апостола и даже апокрифических текстов.
-
13. Кто в храме может читать Евангелие за Богослужением?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,4Верно!Материалы для изучения: ИерархияКомментарий:Богослужебное чтение Евангелия дозволяется лишь представителям трех степеней священства – дьяконам, священникам и архиереям (смотрите статью «Иерархия» в словарном разделе сайта).
-
14. Основную часть службы Часов составляют:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: ЧасыКомментарий:Текстуальную основу так называемых «Малых Часов» (то есть I, III, VI и IX-го Часов) действительно составляет трехпсалмие (у каждого Часа свои псалмы).
В «Великих Часах» (Утрене, Вечерне) наряду с псаломским материалом (отдельные псалмы и их реминисценции), много и более поздних, собственно христианских, гимнографических (различные тропари, кондаки, стихиры и др.) и молитвенных текстов (смотрите в Часослове, Минее, Триоди). На торжественных службах в эти Часы включается также чтение Священного Писания.
Часы, в широком смысле – все богослужения суточного круга (кроме Литургии!), получившие свое родовое название вследствие строгой смысловой и хронологической соотнесенности с определенными древними часами (римскими «стражами») суток.
Известный византийский литургист и иерарх святой Симеон Солунский искусственно насчитывает семь основных служб суточного цикла («по числу даров Духа» и в соответствии с Псалмом 118:164): Полунощница, Утреня вместе с I‑м Часом, Часы III‑й, VI‑й и IX‑й, Вечерня и Повечерие.
В Часослове (или Псалтири Следованной) находятся также четыре исключительно монашеских службы – т. н. Междочасия и чин Изобразительных («Обедница»).
Часы I‑й, III‑й, VI‑й и IX‑й (именуемые собственно «Часами»), можно назвать «Малыми Часами», остальные службы суточного круга – «Великими Часами». Это монастырское богослужение, содержащееся в палестинском Часослове, является в настоящее время единственным на православном Востоке, сохраняющем Византийский обряд.
Напротив, в Римской (Византийской) империи существовали различные уставы служения Часов, значительно отличающиеся от современного Часослова (устав Акимитов, или «Неусыпающих», устав Двадцати четырех часов, соборно-приходские Часы по уставу Cвятой Софии Константинопольской, или Песненное последование).
-
15. Во время какого чтения храм обычно освещается только свечами?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Шестопсалмие
-
16. Первая песнь канона обычно основана на событиях из Священного Писания, повествующих о:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Канон
-
17. Великий Канон преподобного Андрея Критского содержит аллюзии (связи, указания) на книги:
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Великий канон Андрея Критского
-
18. Существует традиция чтения Евангелия на разных языках. В какой день это совершается?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: ПасхаКомментарий:Это чтение Евангелия (Иоан. 1, 1–17) совершается на литургии первого дня Пасхи на многих языках во свидетельство того, что проповедь веры христианской, основанием которой является Воскресение Христово, огласила все народы, все концы земли.
В ознаменование вселенского (по-гречески экуменического) характера Христианства принято читать этот фрагмент на разных языках, в первую очередь на трех «священных» – еврейском, греческом и латинском.
-
19. Чтение «Двенадцать Евангелий» совершается вечером в:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Служба «Двенадцати Евангелий» (Страстные Евангелия)Комментарий:По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера в Великий Четверг. По своей литургической форме это есть утреня Великой Пятницы с двенадцатью евангельскими чтениями, между которыми поются и читаются антифоны и располагается последование утрени.
Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее.
Это очень древний чин. В Иерусалимской церкви в первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями – на Елеонской горе, где был взят под стражу – в Гефсимании, где был распят – на Голгофе. Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие по стопам Господа с молитвой.
-
20. Какая богослужебная книга, основу которой составляют ветхозаветные тексты, чаще всего используется в православном богослужении и личной молитвенной практике? (Либо полностью, либо в виде ее отдельных статей и стихов.)
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: ПсалтирьКомментарий:Это Псалтирь – богослужебная книга, основу которой составляет ветхозаветная «Книга Хвалений» (Псалтирь), разделенная на 20 частей – так называемых кафизм.
Она содержит также Библейские песни и различные статьи богослужебного и уставного характера, состав которых широко варьируется. Такую Псалтирь ещё называют «простой» (хотя это не точно в отношении содержания), «келейной», «малой».
-
21. Что означает возглас «прему́дрость, про́сти!» во время Малого входа?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Малопонятное для многих славянское слово «прости» – это прилагательное множественного числа от «простъ», «простый» – «прямой», «выпрямленный», «стоящий прямо». В настоящее время этот возглас – анахронизм (сохранилась лишь традиция сидеть пресвитерам в алтаре во время чтения Апостола).
«По нашему Cлужебнику, диакон, внося Евангелие в алтарь, говорит: “Премудрость, про́сти!”. Что значат эти выражения? В Древней Церкви они употреблялись вместо знака, которым возбуждалось внимание слушателей. Древние христиане во время богослужения сидели, и это позволялось, например, во время чтений из Ветхого Завета и пения псалмов Давидовых, во время проповеди и Апостола. …> Но вот, когда наступало какое-либо важное действие, например, чтение Евангелия, произнесение важных молитв, тогда диакон возглашал “Премудрость, про́сти!”, приглашая этим возгласом встать со своих мест или подняться с земли и стоять прямо и непреклоненно. …> Наши антифоны соответствуют в Древней Церкви пению псалмов…
Во время пения псалмов присутствующие сидели; когда наступало время проповедовать Евангелие, все, по слову диакона, должны были вставать со своих мест, и, таким образом, этот этот возглас служил связью для перехода от чтений Ветхого Завета к чтениям из Нового».
Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.
Оставить комментарий