Тест: Катехизис

  • 1. Тест соста­вил кли­рик Свя­то-Пет­ро-Пав­лов­ско­го собо­ра г. Вол­ко­вы­ска (Бела­русь) иерей Алек­сандр Бог­дан. В нашем горо­де дей­ству­ют кате­хи­за­тор­ские кур­сы для взрос­лых, на кото­рых я пре­по­даю кате­хи­зис. За два года мы со слу­ша­те­ля­ми про­ве­ли три пись­мен­ных заче­та. Дан­ный тест полу­чил­ся из вопро­сов этих заче­тов. Будь­те вни­ма­тель­ны, так как неко­то­рые вопро­сы с под­во­хом.
    Огром­ная прось­ба ко всем, кто будет тести­ро­вать­ся: если заме­ти­те в каком-либо вопро­се неточ­ность, обя­за­тель­но сооб­щи­те. Так­же буду очень при­зна­те­лен, если вы при­шле­те резуль­та­ты ваших тести­ро­ва­ний. При­ни­ма­ют­ся все заме­ча­ния и пред­ло­же­ния.
    Мой адрес: alexandros-86@yandex.ru


    Что такое катехизис?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка сло­во «кате­хи­зис» озна­ча­ет «изуст­ное настав­ле­ние». Этим сло­вом с апо­столь­ских вре­мен назы­ва­лось обу­че­ние исти­нам хри­сти­ан­ской веры. 
    Ком­мен­та­рий:

    “Сло­во “кате­хи­зис” мож­но пере­ве­сти с гре­че­ско­го язы­ка как “изуст­ное настав­ле­ние”. Так назы­ва­лось, начи­ная с апо­столь­ских вре­мен, обу­че­ние исти­нам хри­сти­ан­ской веры, кото­рое пред­ше­ство­ва­ло Кре­ще­нию, явля­ю­ще­му­ся актом вступ­ле­ния в Церковь.



  • 2. В како­го Бога верят пра­во­слав­ные христиане?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мы верим в Еди­но­го Бога, но в Еди­но­го Бога верят и мусуль­мане, и иудеи. Тем не менее, нас, хри­сти­ан, отли­ча­ет от дру­гих моно­те­и­стов, то что мы верим не про­сто в Еди­но­го Бога, а в Три­еди­но­го, в Бога Троицу.


  • 3. Вы зна­е­те имя Бога?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бог нахо­дит­ся “по ту сто­ро­ну” вся­ко­го име­ни и определения.
    игу­мен Ила­ри­он (Алфе­ев)

    В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ет­ся мно­же­ство имен Бога, каж­дое из кото­рых, не будучи в силах опи­сать Его по суще­ству, ука­зы­ва­ет на те или иные Его свойства.
    мит­ро­по­лит Ила­ри­он (Алфе­ев)из кни­ги «Таин­ство веры».

    Так, напри­мер, в кни­ге Исход повест­ву­ет­ся о том, как Бог явил­ся Мои­сею в виде несго­ра­е­мо­го тер­но­во­го куста (купи­ны). «И ска­зал Мои­сей Богу: вот, я при­ду к сынам Изра­и­ле­вым и ска­жу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они ска­жут мне: как Ему имя? Что ска­зать мне им? Бог ска­зал Мои­сею: Я есмь Сущий. И ска­зал: так ска­жи сынам Изра­и­ле­вым: Сущий [Иего­ва] послал меня к вам» (Исх.3,13–14).
    Сло­во Иего­ва, еврей­ское Ягве, от гла­го­ла «гайа» — быть, взя­то­го в 1‑ой фор­ме, озна­ча­ет лич­ность само­быт­ную, абсо­лют­но и неза­ви­си­мо от чего-либо суще­ству­ю­щую (Сущий). Поня­тие о такой лич­но­сти выра­же­но два­жды упо­треб­лен­ным лич­ным гла­го­лом «ehjeh» = я есмь. Они соеди­ня­ют­ся место­имен­ной связ­кой для ука­за­ния на то, что един­ствен­ная само­до­вле­ю­щая при­чи­на бытия этой лич­но­сти заклю­ча­ет­ся в ней самой. Вслед­ствие без­услов­ной само­быт­но­сти Сущий явля­ет­ся в Сво­их дей­стви­ях все­гда Себе рав­ным и неиз­мен­ным, на сло­во Его мож­но и долж­но полагаться.
    ком­мен­та­рий из Тол­ко­вой Биб­лии под ред. проф. А.П.Лопухина

    Что каса­ет­ся сло­ва «Иего­ва», то здесь тре­бу­ет­ся неко­то­рое пояс­не­ние: Впо­след­ствии воз­ник бла­го­че­сти­вый обы­чай не упо­треб­лять в оби­ход­ной речи Св. Име­ни. Его заме­ни­ли сло­вом Адо­наи, Гос­подь. Закреп­ляя это пра­ви­ло, хра­ни­те­ли тек­ста Биб­лии поста­ви­ли к соглас­ным име­ни Ягве (в еврей­ском алфа­ви­те нет глас­ных) знач­ки, соот­вет­ству­ю­щие глас­ным сло­ва Адо­наи. Из это­го соеди­не­ния воз­ник­ла позд­нее иска­жен­ная тран­скрип­ция Иего­ва. Меж­ду тем еще Отцы Церк­ви ука­зы­ва­ли на пра­виль­ное про­из­но­ше­ние (бл. Фео­до­рит, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский).
    прот. Алек­сандр Мень из кни­ги «Исто­рия рели­гии» том 2


  • 4. В каких кни­гах Биб­лии упо­ми­на­ет­ся сло­во «Тро­и­ца»?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­во «Тро­и­ца» впер­вые упо­тре­бил свят. Фео­фил Антио­хий­ский во вто­рой поло­вине II века. Тер­мин взят из антич­ной философии.


  • 5. Верят ли дья­вол и бесы в Бога?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ты веру­ешь, что Бог един: хоро­шо дела­ешь; и бесы веру­ют, и тре­пе­щут(Иак.2:19).


  • 6. Как мож­но дока­зать свою веру?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Самым дей­ствен­ным дока­за­тель­ством нашей веры может быть не логи­че­ски обос­но­ван­ные аргу­мен­ты, а сама жизнь (осо­бен­но жизнь святых)Так как про­тив сло­ва все­гда мож­но поста­вить сло­во, а про­тив жизни….


  • 7. Для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на рели­гия – это цель или средство?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Как-то попро­сил одно­го сво­е­го зна­ко­мо­го выздо­рав­ли­ва­ю­ще­го нар­ко­ма­на рас­ска­зать моло­де­жи о нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти. Сер­гей решил рас­ска­зать не толь­ко о хими­че­ской зави­си­мо­сти, но еще о рели­ги­оз­ной. — Для вас рели­гия это цель или сред­ство? – спро­сил гость у всех при­сут­ству­ю­щих. Отве­та не после­до­ва­ло. Тогда Сер­гей пояс­нил: — Для рели­ги­оз­но­за­ви­си­мо­го чело­ве­ка рели­гия – это цель, а для веру­ю­ще­го хри­сти­а­ни­на рели­гия – это сред­ство, пото­му что цель – это Бог.


  • 8. Кого еще назы­ва­ли «Иису­сом», а кого «Хри­стом»?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Иисус — это доволь­но рас­про­стра­нен­ное имя сре­ди евре­ев и озна­ча­ет «Бог спа­са­ет». Сло­во же «Хри­стос» озна­ча­ет «пома­зан­ник», то есть тот, кого пома­зы­ва­ли олив­ко­вым мас­лом. Это был свя­щен­ный риту­ал и совер­шал­ся он над царя­ми, свя­щен­ни­ка­ми и про­ро­ка­ми. Хри­стом Спа­си­те­ля ста­ли назы­вать потом, так как Он сов­ме­стил в Себе слу­же­ние царя, свя­щен­ни­ка и пророка.


  • 9. Сколь­ко лет было Иису­су Хри­сту, когда Он уже мог счи­тать Себя Сыном Божьим?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Седь­мо­го янва­ря по ново­му сти­лю мы празд­ну­ем празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва. Мы же раду­ем­ся в этот день не отто­го, что родил­ся про­сто некий чело­век, кото­рый потом стал Богом. Цер­ковь празд­ну­ет то, что в мир при­шел Сам Бог.


  • 10. Что озна­ча­ет сло­во “сын” в Биб­лии и вооб­ще в восточ­ных языках?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: причастный
    Ком­мен­та­рий:

    Когда я впер­вые завел диа­лог с иего­ви­ста­ми, то спро­сил у них, поче­му они не при­зна­ют что Иисус Хри­стос это Бог. Они заяви­ли, что Он Сын Божий. Когда я про­чел о зна­че­нии сло­во “сын” в Биб­лии, то теперь это мой глав­ный “козырь” в раз­го­во­ре с ними. Перей­ди­те по ссыл­ке и там все прочтете.



  • 11. Насколь­ко Хри­стос был Бог, а насколь­ко человек?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свт. Гри­го­рий Бого­слов гово­рил: “Что не вос­при­ня­то, — не исце­ле­но, а то что соеди­ни­лось с Богом, спа­се­но”. Став пол­но­цен­ным чело­ве­ком, Хри­стос не пере­ста­вал быть Богом.


  • 12. Как во Хри­сте соеди­ни­лись боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская природы?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­дель­но, неразлучно
    Ком­мен­та­рий:

    Нес­лит­но — сохра­ни­лись и боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­ро­ды, не было ни полу­че­ло­ве­ка, ни полубога.
    Неиз­мен­но — не было изме­не­ний при­ро­ды ни боже­ствен­ной, ни человеческой.
    Нераз­дель­но — боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­ро­ды соеди­ни­лись в ОДНОЙ личности.
    Нераз­луч­но — Бог соеди­нил­ся с чело­ве­че­ским телом навсегда.



  • 13. Зачем пона­до­би­лось вто­ро­му Лицу Свя­той Тро­и­цы при­хо­дить на зем­лю к людям?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нас ради чело­век и наше­го ради спа­се­ния сшед­ше­го с Небес… (3‑й член Сим­во­ла веры)


  • 14. Пере­чис­ли­те основ­ные послед­ствия гре­хо­па­де­ния, кото­рые наблю­да­ют­ся в природе.



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Итак, послед­ствия гре­хо­па­де­ния ока­за­лись гро­мад­ны­ми и тяж­ки­ми. Люди лиши­лись рай­ской бла­жен­ной жиз­ни. Мир, помра­чен­ный гре­хом, изме­нил­ся: зем­ля с тех пор ста­ла с тру­дом давать уро­жай, на полях, вме­сте с доб­ры­ми пло­да­ми, ста­ли рас­ти сор­ные тра­вы; живот­ные ста­ли боять­ся чело­ве­ка, ста­ли дики­ми и хищ­ны­ми. Появи­лись болез­ни, стра­да­ния и смерть. Но, самое глав­ное, люди, через свою гре­хов­ность уте­ря­ли бли­жай­шее и непо­сред­ствен­ное обще­ние с Богом, Он уже не являл­ся им види­мым обра­зом, как в раю, то есть молит­ва людей ста­ла несо­вер­шен­ной. Прот. Сера­фим Слободской


  • 15. Выбе­ри­те сино­ним сло­ва «спа­се­ние»



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Спа­се­ние есть исце­ле­ние от гре­ха и его послед­ствий. Сво­и­ми сила­ми чело­век не мог изба­вить­ся от гре­ха, посколь­ку «чело­век не име­ет такой вла­сти пред Богом, что­бы уми­ло­стив­лять Его за греш­ни­ка; пото­му что сам пови­нен гре­ху …брат не может иску­пить бра­та сво­е­го; и каж­дый чело­век – сам себя, пото­му что иску­па­ю­щий собой дру­го­го дол­жен быть гораз­до пре­вос­ход­нее содер­жи­мо­го во вла­сти» (св. Мака­рий Вели­кий).


  • 16. Вы спасены?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На вопрос “спа­сен ли я?” веру­ю­щий может отве­тить “уже да, но еще не до кон­ца”. То есть Хри­стос уже сде­лал все, что было нуж­но для мое­го спа­се­ния, я могу быть уве­рен в Нем. Но я не могу быть уве­рен в себе, каж­дый день моей жиз­ни – это мно­же­ство шагов: либо к Нему, либо прочь от Него. Я могу толь­ко наде­ять­ся, что ито­гом моей жиз­ни будет окон­ча­тель­ное соеди­не­ние с Ним, но я не могу, как дела­ют неко­то­рые не в меру рети­вые про­те­стант­ские про­по­вед­ни­ки, утвер­ждать, что теперь спа­се­ние “лежит у меня в кар­мане”, и я раз­даю его, кому поже­лаю. Андрей Дес­ниц­кий


  • 17. Мож­но ли идти купать­ся, если неожи­дан­но выяс­ни­лось, что поте­рял натель­ный крестик?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Непра­виль­но рас­це­ни­вать натель­ный крест как некий обе­рег. В Рус­ско-Япон­скую вой­ну уто­ну­ло очень мно­го рус­ских моря­ков, кото­рые носи­ли кре­сти­ки. Натель­ным кре­стом мы про­сто-напро­сто сви­де­тель­ству­ем свою хри­сти­ан­скую веру.


  • 18. Где был Хри­стос после смер­ти на Кресте?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во гро­бе плот­ски, во аде же с душею яко Бог, в Раи же с раз­бой­ни­ком и на Пре­сто­ле был еси со Отцем и Духом, вся испол­няя неопи­сан­ный. (Пас­халь­ный тропарь)


  • 19. Какая ересь воз­ник­ла в свя­зи с верх­ней гори­зон­таль­ной лини­ей на кресте?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Ересь “трехя­зы­чия”
    Ком­мен­та­рий:

    Пон­тий Пилат при­ка­зал при­бить таб­лич­ку ко Кре­сту с над­пи­сью “Иисус Назо­рей Царь Иудей­ский” (Инн.19,19). Эта над­пись была сде­ла­на на трех язы­ках: еврей­ском, гре­че­ском и латы­ни. Дол­гое вре­мя счи­та­ли, что толь­ко на этих трех язы­ках мож­но молиться.



  • 20. Поче­му ап. Павел назы­ва­ет Хри­ста пред­те­чею (Евр.6:20)?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­во “пред­те­ча” озна­ча­ет того, кто идет впе­ре­ди и про­кла­ды­ва­ет сле­ды. Хри­стос, образ­но выра­жа­ясь, про­топ­тал для нас тро­пу в Цар­ство Божье.


  • 21. В каком году будет «конец света»?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    “О дне же том, или часе, никто не зна­ет, ни Анге­лы небес­ные, ни Сын, но толь­ко Отец” (Мр.13,32).


  • 22. Как Вы пони­ма­е­те сло­во «анти­христ»?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­во «антихрист»—греческое и состо­ит из двух частей. Пред­лог anti—взамен, про­тив, и Сhristos—Христос, Мес­сия, т.е. лож­ный Хри­стос или лож­ный Мессия.
    прот. Вла­ди­мир Башкиров
    Когда для нас в нашей пра­во­слав­ной вере ГЛАВНЫМ ста­но­вит­ся не Хри­стос, а что-либо дру­гое, напри­мер, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, юли­ан­ский кален­дарь, пост и т.п., тогда полу­ча­ет­ся, что анти­христ (в смыс­ле явле­ния) “уже в мире” (1Инн.4:3).


  • 23. Если у чело­ве­ка нет пра­вой руки, то он не полу­чит печа­ти антихриста?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Неко­то­рые свя­тые отцы, не опро­вер­гая тра­ди­ци­он­но­го пони­ма­ния начер­та­ния зве­ря на пра­вую руку и чело, дава­ли нрав­ствен­ное тол­ко­ва­ние: пра­вая рука — дея­тель­ная жизнь по запо­ве­дям Божи­им, чело — позна­ние исти­ны Божи­ей. При­няв­ший на пра­вую руку и чело начер­та­ние зве­ря, не может совер­шать куп­лю, т.е. выкуп Цар­ства Небес­но­го за зем­ную жизнь».
     

    Или: «Зло­пом­не­ние есть печать анти­хри­ста, и серд­це зло­па­мят­но­го запе­чат­ле­но печа­тью его. И когда анти­христ (то есть дух анти­хри­стов, дей­ству­ю­щий в мире) кла­дет эту печать, то от этой печа­ти зло­па­мят­ства обми­ра­ет серд­це чело­ве­че­ское… так обми­ра­ет чело­век, когда серд­це его быва­ет запе­чат­ле­но нена­ви­стью. Это про­кля­тое зло­па­мят­ство дела­ет чело­ве­ка столь бес­чув­ствен­ным, что люди сами умерщ­вля­ют себя раз­ны­ми смер­тя­ми — из «Посмерт­ных поуче­ний пре­по­доб­но­го отца наше­го Нила Мироточивого».
    К сожа­ле­нию (и позо­ру наше­му), не анти­христ сво­ей маги­че­ской вла­стью лишит людей сво­бо­ды и тем самым навя­жет нам свою власть, но сами люди при­мут такой образ жиз­ни и такую систе­му цен­но­стей, что изго­нят из сво­ей жиз­ни Хри­ста. И когда в их мыс­лях не будет места для стрем­ле­ния к Спа­си­те­лю, тогда и появит­ся на их челе «печать зверя».
    прот. Вла­ди­мир Башкиров

  • 24. Какие зна­е­те пло­ды Свя­то­го Духа?









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4,5,6,7,8,9
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. (Гал.5:22–23)


  • 25. Для чего нам нуж­на Церковь?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    К сожа­ле­нию, очень мно­го людей рас­це­ни­ва­ют Цер­ковь как некое бюро рели­ги­оз­ных или обря­до­вых услуг. Дале­ко не мно­гие пони­ма­ют в чем имен­но смысл созда­ния Церкви.


  • 26. Что такое Цер­ковь? (выбе­ри­те НАИБОЛЕЕ пра­виль­ный ответ)



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дей­стви­тель­но, внешне Цер­ковь может выгля­деть как некая орга­ни­за­ция, с реги­стра­ци­ей юри­ди­че­ско­го лица, име­ю­щая дипло­ма­ти­че­ские отно­ше­ния и др. Но Цер­ковь как мисти­че­ское Тело Хри­сто­во (Еф.1:22–23) неви­ди­ма для наших глаз, но мы долж­ны учить­ся видеть ее сво­им серд­цем. Не зря ведь Хри­стос ска­зал: «Бла­жен­ны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8)


  • 27. Как бук­валь­но мож­но пере­ве­сти с гре­че­ско­го язы­ка сло­во «Эклес­сия», кро­ме сло­ва «Цер­ковь»?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мож­но толь­ко доба­вить, что Цер­ковь — это собра­ние всех веру­ю­щих людей (при­чем не толь­ко живых), свя­тых, анге­лов, Божьей Мате­ри, а гла­ва это­го собра­ния Хри­стос (Еф.5:23).


  • 28. Как Вы пони­ма­е­те выра­же­ние «цер­ков­ное сознание»?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мы часто живем по прин­ци­пу “моя хата с краю, ниче­го не знаю”. От это­го у мно­гих из нас отсут­ству­ет наци­о­наль­ное, граж­дан­ское созна­ние. В цер­ков­ной жиз­ни, к сожа­ле­нию, мы тоже очень часто при­дер­жи­ва­ем­ся это­го прин­ци­па. “Хаты, рас­по­ло­жен­ные с краю, пер­вы­ми пред­на­зна­ча­ют­ся под снос” (не пом­ню чьи слова)


  • 29. Кто уста­но­вил нор­му про­во­дить собе­се­до­ва­ние перед Крещением?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Итак иди­те, НАУЧИТЕ все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам (Мф. 28, 19)


  • 30. Как по-дру­го­му мож­но назвать Таин­ство Крещения?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кре­ще­ние есть Таин­ство духов­но­го рож­де­ния. Кре­ще­ние есть при­ня­тие чело­ве­ка в лоно Церк­ви, толь­ко после него чело­век может при­сту­пать к Цер­ков­ным Таинствам.


  • 31. Может ли род­ствен­ник-като­лик быть крест­ным у ваших детей, например?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Крест­ный дол­жен делить­ся со сво­им крест­ни­ком или крест­ни­цей опы­том веры. У като­ли­ка это­го опы­та пра­во­слав­ной веры нет. Согла­сен, что не у всех, кто назы­ва­ет себя пра­во­слав­ным, есть этот опыт. Но в таких слу­ча­ях мож­но хотя бы пона­де­ять­ся, что чело­век будет при­об­ре­тать этот опыт и потом делить­ся им со сво­и­ми крест­ни­ка­ми и крестницами.


  • 32. Сколь­ко в Церк­ви таинств?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Толь­ко в XVII в., когда латин­ское вли­я­ние достиг­ло апо­гея, этот спи­сок окон­ча­тель­но опре­де­лил­ся. До того пра­во­слав­ные бого­сло­вы зна­чи­тель­но рас­хо­ди­лись в уста­нов­ле­нии чис­ла таинств: так, Иоанн Дамас­кин гово­рит о двух таин­ствах, Дио­ни­сий Аре­о­па­гит — о шести, Иоасаф, мит­ро­по­лит Эфес­ский (XV в.), — о деся­ти, а визан­тий­ские бого­сло­вы, при­зна­вав­шие семь таинств, рас­хо­дят­ся в содер­жа­нии это­го спис­ка. Даже сего­дня чис­ло “семь” не име­ет осо­бен­но­го дог­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния для пра­во­слав­но­го бого­сло­вия, но упо­треб­ля­ет­ся глав­ным обра­зом в целях удоб­ства в учении.
    епи­скоп Кал­лист (Уэр)


  • 33. Кто про­ща­ет гре­хи на исповеди?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос бла­го­да­тью и чело­ве­ко­лю­би­ем, да про­стит ти чадо (имя) вся твоя гре­хи.… (раз­ре­ши­тель­ная молит­ва) Свя­щен­ник толь­ко инстру­мент в руках Божьих.


  • 34. Кто испол­ня­ет роль посред­ни­ка на исповеди?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чадо, Хри­стос неви­ди­мо сто­ит, при­ни­мая испо­ведь твою… Да при­мешь отпу­ще­ние от Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Вот крест и Еван­ге­лие Его перед нами. Я же [т.е. священник]только СВИДЕТЕЛЬ, сви­де­тель­ству­ю­щий перед Ним все, что ска­жешь… (из молит­вы перед испо­ве­дью). На испо­ве­ди мы каем­ся непо­сред­ствен­но­му Само­му Хри­сту, поэто­му перед нами и кла­дет­ся крест и Еван­ге­лие, что­бы мы это­го не забы­ва­ли, т.е. ника­ко­го посред­ни­ка на испо­ве­ди нет, а толь­ко свидетель.


  • 35. Нуж­но ли свя­щен­ни­ку исповедоваться?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­щен­ник не явля­ет­ся неким небо­жи­те­лем, кото­рый спус­ка­ет­ся пери­о­ди­че­ски на зем­лю. Свя­щен­ник такой же греш­ный чело­век, как и все. Духов­ный сан не дела­ет чело­ве­ка безгрешным.


  • 36. Воз­мож­но ли на испо­ве­ди назвать все свои грехи?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поду­май­те сами, смо­жем ли мы пере­чис­лить все наши гре­хи (обыч­но назы­ва­ют­ся от послед­ней испо­ве­ди)? Ино­гда труд­но удер­жать все в сво­ей памя­ти. В таком слу­чае мож­но всё запи­сать на бумаж­ку и на испо­ве­ди зачи­тать. Одна­ко, состав­ляя спи­сок сво­их пре­гре­ше­ний, мы все рав­но всё не вспом­ним. Даже если будем вести днев­ник и запи­сы­вать всё в подроб­но­стях, в любом слу­чае есть гре­хи, на кото­рые мы можем не обра­тить вни­ма­ния или не посчи­тать их за грех. Выхо­дит, что как ни ста­рай­ся, а все гре­хи на испо­ве­ди не назовешь.


  • 37. Какие гре­хи про­ща­ют­ся на испо­ве­ди, а какие при соборовании?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поче­му-то мне­ние о том, что на собо­ро­ва­нии про­ща­ют­ся забы­тые гре­хи, сей­час очень рас­про­стра­не­но. Полу­ча­ет­ся, если чело­век, на испо­ве­ди забу­дет назвать какой-нибудь грех, то он про­стит­ся ему во вре­мя дру­го­го Таин­ства. Неко­то­рые люди вооб­ще нача­ли думать, что на испо­ве­ди мож­но даже ута­и­вать, то есть скры­вать свои гре­хи: «Все рав­но потом пой­ду посо­бо­ру­юсь, и все про­стит­ся». Те, кто так дума­ют, очень силь­но заблуждаются. 

     
     Все гре­хи, за исклю­че­ни­ем созна­тель­но ута­ен­ных про­ща­ют­ся в Таин­стве Пока­я­ния. Нынеш­ний мит­ро­по­лит Ила­ри­он (Алфе­ев) рас­ска­зы­вал, что во вре­мя лек­ции в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии он выра­зил мысль, что на испо­ве­ди каю­ще­му­ся про­ща­ют­ся все гре­хи. Один сту­дент воз­ра­зил и ска­зал, что под­ни­мет тво­ре­ния свя­тых отцов и дока­жет обрат­ное. Через пол­го­да рабо­ты в биб­лио­те­ке этот сту­дент подо­шел к вла­ды­ке Ила­ри­о­ну и ска­зал: «Вы были пра­вы, про­ща­ют­ся все гре­хи». Если чело­век искренне кает­ся, то про­ще­ние он полу­ча­ет во всех сво­их грехах.

  • 38. Что дает чело­ве­ку Таин­ство Соборования?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Очень хоро­шо по этой теме выра­зил­ся про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шме­ман: «Но мы зна­ем, – пишет он, – что вся­кое таин­ство есть все­гда пере­ход и пре­ло­же­ние… Хри­ста про­си­ли об исце­ле­нии, а Он про­щал гре­хи. У Него иска­ли “помо­щи” нашей зем­ной жиз­ни, а Он пре­об­ра­жал ее, пре­ла­гал в обще­ние с Богом. Да, Он исце­лял болез­ни и вос­кре­шал мерт­вых, но исце­лен­ные и вос­кре­шен­ные им оста­ва­лись под­вер­жен­ны­ми неумо­ли­мо­му зако­ну уми­ра­ния и смер­ти… Под­лин­ное исце­ле­ние чело­ве­ка состо­ит не в вос­ста­нов­ле­нии – на вре­мя! – его физи­че­ско­го здо­ро­вья, а в изме­не­нии, поис­ти­не пре­ло­же­нии его вос­при­я­тия болез­ни, стра­да­ний и самой смер­ти… Цель таин­ства в изме­не­нии само­го пони­ма­ния, само­го при­я­тия стра­да­ний и болез­ни, в при­я­тии их как дара стра­да­ний Хри­сто­вых, пре­тво­рен­ных Им в побе­ду”. Дру­ги­ми сло­ва­ми собо­ро­ва­ние нуж­но для того, что­бы чело­ве­ка укре­пить в болез­ни, духов­но под­дер­жать его.


  • 39. Мож­но ли после испо­ве­ди не причащаться?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­ча­стие не явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем испо­ве­ди. Это два абсо­лют­но само­сто­я­тель­ных таин­ства. Про­сто в нашей Рус­ской Церк­ви сло­жи­лась тра­ди­ция перед при­ча­сти­ем обя­за­тель­но испо­ве­до­вать­ся, но никак не наобо­рот. Мож­но испо­ве­до­вать­ся намно­го чаще, чем причащаться.


  • 40. Трёх­днев­ный пост перед Свя­тым При­ча­ще­ни­ем является:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Суще­ству­ют раз­ные меры гове­ния перед При­ча­сти­ем, еди­но­го пра­ви­ла, кото­рое было бы уста­нов­ле­но для всех, не суще­ству­ет. Прак­ти­ка трёх-семи­днев­но­го поста перед При­ча­сти­ем воз­ник­ла в 18–19 веках, в пери­од евха­ри­сти­че­ско­го охла­жде­ния, когда люди при­ча­ща­лись раз-два в год, соот­вет­ствен­но они и пости­лись око­ло недели.
    мит­ро­по­лит Ила­ри­он (Алфе­ев)

     
    Перед при­ча­сти­ем обя­за­тель­ным явля­ет­ся толь­ко евха­ри­сти­че­ский пост с полу­но­чи. При неко­то­рых болез­нях (напри­мер, диа­бет) и он может быть ослаб­лен по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ни­ка или епископа.

  • 41. Что более спа­си­тель­но – мона­ше­ство или семей­ная жизнь?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Есть нечто суще­ствен­но общее меж­ду бра­ком и мона­ше­ством. Это не два про­ти­во­по­лож­ные пути, но два пути, кото­рые во мно­гом близ­ки один другому.
    игу­мен Ила­ри­он (Алфе­ев)
    Непра­виль­но неко­то­рые дума­ют, что мона­ше­ский путь более важен, чем путь семей­ной жиз­ни. У каж­до­го чело­ве­ка свое при­зва­ние, у кого-то к мона­ше­ству, у кого-то к бра­ку. Сре­ди свя­тых мож­но уви­деть как мона­ше­ству­ю­щих, так и семей­ных людей.

    Не для всех обя­за­тель­ны дев­ствен­ность и воз­дер­жа­ние, но цело­муд­рие обя­за­тель­но для всех.
    Свят. Иоанн Зла­то­уст


  • 42. Где нахо­дят­ся души умер­ших людей до Страш­но­го суда?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По цер­ков­но­му пре­да­нию, осно­ван­но­му на сло­вах Хри­ста, души пра­вед­ни­ков отно­сят­ся анге­ла­ми в пред­две­рие рая, где они пре­бы­ва­ют до Страш­но­го Суда, ожи­дая веч­но­го бла­жен­ства: “Умер нищий (Лазарь), и отне­сен был анге­ла­ми на лоно Авра­амо­во” (Лк. 16:22). Души греш­ни­ков попа­да­ют в руки демо­нов и нахо­дят­ся “в аду, в муках” (Лк. 16:23). Окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние на спа­сен­ных и осуж­ден­ных про­изой­дет на Страш­ном Суде, когда “мно­гие из спя­щих в пра­хе зем­ли про­бу­дят­ся, одни для жиз­ни веч­ной, дру­гие на веч­ное пору­га­ние и посрам­ле­ние” (Дан. 12:2). Хри­стос в прит­че о Страш­ном Суде подроб­но гово­рит о том, что греш­ни­ки, не тво­рив­шие дел мило­сер­дия, будут осуж­де­ны и отверг­ну­ты Богом, а пра­вед­ни­ки, тво­рив­шие такие дела, будут оправ­да­ны: “И пой­дут сии в муку веч­ную, а пра­вед­ни­ки в жизнь веч­ную” (Мф. 25:46).
    игу­мен Ила­ри­он (Алфе­ев)

    «Те, кто пусто­сло­вил, что души умер­ших пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков сорок дней обре­та­ют­ся на зем­ле и посе­ща­ют те места, где они жили», сеют пред­рас­суд­ки и мифы. Ибо такие утвер­жде­ния “неве­ро­ят­ны и никто не дол­жен при­ни­мать их за истину”.
    пре­по­доб­ный Нико­дим Святогорец


  • 43. В аду силь­но высо­кая температура?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все обра­зы адских мук, суще­ству­ю­щие в миро­вой лите­ра­ту­ре — огонь, холод, жаж­да, рас­ка­лен­ные печи, огнен­ные озе­ра и т.д. — явля­ют­ся лишь сим­во­ла­ми стра­да­ния, кото­рое про­ис­хо­дит от того, что чело­век ощу­ща­ет себя непри­част­ным Богу.
    мит­ро­по­лит Ила­ри­он (Алфе­ев)из кни­ги “Таин­ство веры”


  • 44. Выбе­ре­те пра­виль­ную при­чи­ну воз­ник­но­ве­ния ико­но­бор­че­ской ереси?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ико­но­по­чи­та­ние в сво­ей край­но­сти дохо­ди­ло даже до того, что с икон сди­ра­ли крас­ку и добав­ля­ли в Евха­ри­сти­че­скую Чашу. Край­ность обыч­но порож­да­ет дру­гую крайность.
    Одна­ко это не един­ствен­ная при­чи­на воз­ник­но­ве­ния ико­но­бор­че­ской ере­си. Были и дру­гие: гор­дость ума, непо­ни­ма­ние, и ере­си моно­фи­зит­ства, и вли­я­ние ислама.


  • 45. Поче­му важ­но быть в хра­ме в суб­бо­ту вечером?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Помни день суб­бот­ний, что­бы свя­тить его… (Исх. 20, 8). По-цер­ков­но­му день начи­на­ет­ся с вече­ра, поэто­му мы долж­ны уже в суб­бо­ту вече­ром отло­жить все свои дела, что­бы быть в хра­ме на все­нощ­ном бдении.


  • 46. Какая запо­ведь самая главная? 
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им и всею душею тво­ею и всем разу­ме­ни­ем тво­им: сия есть пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь; вто­рая же подоб­ная ей: воз­лю­би ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя; на сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ет­ся весь закон и про­ро­ки. (Мф. 22:37–40)
    Ком­мен­та­рий:

    Содер­жа­ние всех запо­ве­дей как Вет­хо­го, так и Ново­го Заве­та мож­но изло­жить в двух запо­ве­дях люб­ви, дан­ных Хри­стом: “воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им, и всею душою тво­ею и всем разу­мом тво­им. Вто­рая подоб­ная ей – воз­лю­би ближ­не­го сво­е­го, как само­го себя. Иной боль­шей сих запо­ве­ди нет.” (Мф.12:30–31). И еще Гос­подь дал нам вер­ное руко­вод­ство, как посту­пать: “Как хоти­те, что­бы с вами посту­па­ли люди, так и вы посту­пай­те с ними, ибо в этом закон и про­ро­ки” (Мф.7:12) .



  • 47. Зачем нуж­но поститься?






    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гастро­но­ми­че­ская состав­ля­ю­щая поста не цель, а лишь сред­ство для пра­виль­ной духов­ной жиз­ни, осно­ван­ной на молит­ве и таин­ствах Пока­я­ния и При­ча­ще­ния. Пост без молит­вы – это про­сто диета.


  • 48. В какие чуде­са мы верим безоговорочно?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Сим­во­ле веры гово­рит­ся об очень мно­гих чуде­сах: сотво­ре­ние мира, вопло­ще­ние Бога Сына, Прис­но­дев­ство (Веч­но­дев­ство) Марии, Вос­кре­се­ние и т.д. Сама вера — это уже чудо.
    Вооб­ще мы не долж­ны гонять­ся за чуде­са­ми. Чудо долж­но быть от веры, а не вера от чуда. Нико­лай Бер­дя­ев Чуде­са, вызы­вая удив­ле­ние, мало спо­соб­ству­ют хри­сти­ан­ской жиз­ни. преп. Кас­си­ан Римлянин


  • 49. Как часто пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну нуж­но читать Евангелие? 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Когда из глу­би­ны рас­те­рян­но­сти, гре­ха или горя при­сту­па­ешь к Еван­ге­лию, оно рас­кры­ва­ет­ся как кни­га радо­сти и надеж­ды: радо­сти о том, что сре­ди нас Гос­подь, не дале­кий, не гроз­ный, а род­ной, свой, обле­чен­ный в чело­ве­че­скую плоть, зна­ю­щий из лич­но­го Сво­е­го опы­та, что зна­чит быть чело­ве­ком. И радость и надеж­да о том, что на каж­дой стра­ни­це Гос­подь тре­бу­ет от нас, что­бы мы были достой­ны вели­чия сво­е­го чело­ве­че­ства, тре­бу­ет, что­бы мы не сме­ли быть ниже сво­е­го досто­ин­ства и уров­ня, не дает нам стать мень­ше, чем чело­век, — хотя мы и гре­шим так часто и недо­стой­ны быва­ем и себя, и Его. Какая надеж­да зву­чит в том, что Хри­стос при­шел греш­ных спа­сти и при­звать к пока­я­нию, что Он для греш­ных жил и умер, что к ним обра­ще­на Его про­по­ведь; и какое откро­ве­ние о Боге в этом обра­зе Хри­ста, вопло­тив­ше­го­ся Сына Божия!
    мит­ро­по­лит Сурож­ский Антоний


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

11 комментариев

  • Артем, 22.09.2021

    Спа­си Бог!

    Ответить »
  • tamara1473, 13.04.2021

    Спа­си­бо, очень позна­ва­тель­но и поучительно!Помощи Божи­ей всем

    Ответить »
  • Денис, 21.02.2021

    Бла­го­да­рю буду катехизироватся.

    Ответить »
  • Юлия, 11.01.2021

    Бла­го­да­рю Вас за труд!

    Ответить »
  • Еле­на, 26.12.2020

    Спа­си Гос­по­ди 🙏 Очень инте­рес­но и поучи­тель­но, заод­но мож­но про­ве­рить и свои знания!

    Ответить »
  • Ири­на, 10.09.2020

    Mне тест очень понра­вил­ся. Есть воз­мож­ность про­ве­рить свои зна­ния основ­ных Дог­ма­тов веры. Появи­лось жела­ние вос­пол­нить про­бе­лы в знаниях.

    Ответить »
  • Надеж­да, 29.08.2020

    Неко­то­рые вопро­сы стран­но соче­та­ют­ся с отве­та­ми, по логи­ке, извест­ной толь­ко соста­ви­те­лю сего теста, нуж­на серьез­ная доработка.

    Ответить »
    • Кирилл, 01.09.2020

      Надеж­да, Вы може­те напи­сать о. Алек­сан­дру, его элек­трон­ный адрес при­ве­дён в нача­ле теста.

      Ответить »
  • Ири­на, 02.07.2020

    Благодарю…очень поучи­тель­но…

    Ответить »
  • Сер­гей Петров, 02.03.2020

    Мно­го непро­стых вопро­сов. Неко­то­рые вопро­сы очень труд­но понять или понять двусмысленно.

    17 вопрос навел на рас­суж­де­ния. Пусть крест и не обе­рег, но хри­сти­а­ни­ну без кре­ста нель­зя быть. Если уви­дел, что поте­рял надо надеть запас­ной или купить в хра­ме. Купа­ние мож­но и отме­нить. А вот если уто­нешь: бесы ска­жут на нем нет кре­ста, он наш. Ана­ло­гич­но, во вре­мя опе­ра­ции застав­ля­ют снять крест, как быть? Опе­ра­ция может быть очень рис­ко­ван­ная: 50 на 50.

    Ответить »
  • Свет­ла­на, 30.01.2020

    Спа­си­Бо!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки