Тест: О Боге Творце и Промыслителе

  • 1. Кто или что явля­ет­ся при­чи­ной тво­ре­ния мира?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­чи­ной сотво­ре­ния мира явля­ет­ся Бог. Те, кто счи­та­ют мате­рию совеч­ной Богу, по сути, обо­жеств­ля­ют её, так как при­пи­сы­ва­ют ей совер­шен­ства, при­су­щие Богу: само­быт­ность, веч­ность и прочее.
    Ещё неле­пее выгля­дят мыс­ли­те­ли, утвер­жда­ю­щие, что мир про­изо­шел в резуль­та­те слу­чай­но­го сте­че­ния ряда обсто­я­тельств, в резуль­та­те сле­по­го слу­чая. Попро­буй­те, напри­мер, пред­ста­вить себе, что­бы во вре­мя взры­ва в худо­же­ствен­ной мастер­ской под­прыг­нув­шие кисточ­ки и крас­ки слу­чай­но лег­ли на раз­бро­сан­ные взрыв­ной вол­ной хол­сты так, что­бы обра­зо­ва­лось собра­ние кар­тин, иллю­стри­ру­ю­щих ста­нов­ле­ние мира. Едва ли кто пове­рит в слу­чай­ную воз­мож­ность тако­го резуль­та­та. А меж­ду тем реаль­ное тво­ре­ние мира – дело куда более слож­ное, но, тем не менее, в слу­чай­ность его про­ис­хож­де­ния верят. Это – абсурд. Толь­ко Бог мог устро­ить мир так, как он и устро­ен. Об этом ясно повест­ву­ет­ся в Свя­щен­ном Писа­нии: “В нача­ле сотво­рил Бог небо и зем­лю” (Быт. 1:1); “Вот про­ис­хож­де­ние неба и зем­ли, при сотво­ре­не­ии их, в то вре­мя, когда Гос­подь Бог создал зем­лю и небо” (Быт. 2:4).


  • 2. Из чего сотво­рен мир?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мир сотво­рен Богом из ниче­го. Преж­де тво­ре­ния мира суще­ство­вал один толь­ко Бог. Уче­ние, соглас­но кото­ро­му парал­лель­но с Богом веч­но суще­ство­ва­ла какая-то хао­тич­ная неоформ­лен­ная мате­рия, и кото­рую Бог одна­жды взял и офор­мил так, что полу­чил­ся мир (это уче­ние назы­ва­ет­ся: “дуа­лизм”) – лож­но. Настоль­ко же лож­на и пан­те­и­сти­че­ская тео­рия утвер­жда­ю­щая, буд­то мир про­из­ве­ден из Сущ­но­сти Божи­ей. Если бы мир был про­из­ве­ден из сущ­но­сти Божи­ей, то и мы мог­ли бы назы­вать­ся Боже­ствен­ны­ми. Боже­ствен­ны­ми так­же мог­ли бы назы­вать­ся и живот­ные, и букаш­ки, и боло­та, и лужи, и грязь, и пыль сапог. Но это – не так. Боже­ствен­ной Сущ­но­стью обла­да­ет один толь­ко Бог. Вто­рая Кни­га Мак­ка­вей­ская, повест­вуя о муче­ни­че­ской смер­ти геро­и­че­ской семьи, при­во­дит, в чис­ле про­чих, и такие сло­ва мате­ри к млад­ше­му чаду сво­е­му: “Умо­ляю тебя, дитя мое, посмот­ри на небо и зем­лю и, видя все, что на них, познай, что все сотво­рил Бог из ниче­го” (2 Мак. 7:28).


  • 3. Все ли Ипо­ста­си Пре­свя­той Тро­и­цы участ­во­ва­ли в деле творения?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В деле тво­ре­ния мира участ­во­ва­ли все три Боже­ствен­ных Лица. Соб­ствен­но гово­ря, Отец, Сын и Свя­той Дух – это не три Бога, а один, позна­ва­е­мый в трех Лицах. В чис­ле про­чих осно­ва­ний, под­твер­жда­ю­щих пра­виль­ность ска­зан­но­го, Свя­тые Отцы при­во­ди­ли шестой стих трид­цать вто­ро­го псал­ма: “Сло­вом Гос­по­да сотво­ре­ны небе­са, и духом уст Его – все воин­ство их” (Пс. 32:6). В этом фраг­мен­те под “Сло­вом Гос­по­да” под­ра­зу­ме­ва­ет­ся Еди­но­род­ный Сын Божий, а под “Духом уст Его” – Свя­той Дух. Тот же, чьё это Сло­во и чей это Дух Бог Отец.


  • 4. Какой мир сотво­рен преж­де: неви­ди­мый или видимый?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но тол­ко­ва­нию отцов, преж­де мира види­мо­го был создан мир неви­ди­мый. Осно­ва­ния это­му тол­ко­ва­те­ли видят во фра­зе: “В нача­ле сотво­рил Бог небо и зем­лю” (Быт. 1:1), где под сло­вом “небо” под­ра­зу­ме­ва­ет­ся не пустое про­стран­ство, не то, что мы обык­но­вен­но назы­ва­ем небом, а мир неви­ди­мых духов – анге­лов. В этом пони­ма­нии, ука­зан­ный стих мож­но было бы пере­фра­зи­ро­вать: в нача­ле сотво­рил Бог мир неви­ди­мый и види­мый. Небо же види­мое (то есть то, что мы обыч­но назы­ва­ем небом) сотво­ре­но, сооб­раз­но Писа­нию, поз­же, а имен­но, во вто­рой твор­че­ский день. “И ска­зал Бог: да будет твердь посре­ди воды, и да отде­ля­ет она воду от воды. [И ста­ло так.] И создал Бог твердь, и отде­лил воду, кото­рая под твер­дью, от воды, кото­рая над твер­дью. И ста­ло так. И назвал Бог твердь небом. [И уви­дел Бог, что это хоро­шо.] И был вечер, и было утро: день вто­рой” (Быт. 1:6–8).


  • 5. Кто такие ангелы?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Анге­лы суть бес­плот­ные разум­ные суще­ства. Они были созда­ны преж­де, неже­ли был создан види­мый мир. Прав­да, насчет бес­те­лес­но­сти анге­лов мне­ния тол­ко­ва­те­лей рас­хо­дят­ся. Неко­то­рые наста­и­ва­ют на их абсо­лют­ной бес­те­лес­но­ти, дру­гие пола­га­ют, что абсо­лют­ной бес­те­лес­но­стью обла­да­ет толь­ко Бог. В этом пони­ма­нии, анге­лы назы­ва­ют­ся бес­те­лес­ны­ми лишь в срав­не­нии с наши­ми гру­бы­ми тела­ми. Посколь­ку анге­лы бес­по­лот­ны, они не види­мы наши­ми телес­ны­ми оча­ми. Соглас­но уче­нию Церк­ви, раз­ли­ча­ют девять ангель­ских иерар­хи­че­ских сте­пе­ней. Это: Херу­ви­мы, Сера­фи­мы, Пре­сто­лы, Гос­под­ства, Нача­ла, Вла­сти, Силы, Архан­ге­лы, Анге­лы. Сово­куп­ность всех этих чинов назы­ва­ет­ся Ангель­ским Собо­ром. Само сло­во “ангел” озна­ча­ет “вест­ник”, “гла­ша­тай”. Это наиме­но­ва­ние свя­за­но с их дея­тель­но­стью: они воз­ве­ща­ют на зем­ле пове­ле­ния Божии. На небе анге­лы вос­пе­ва­ют, вос­хва­ля­ют Бога. Анге­лы не колеб­лют­ся меж­ду доб­ром и злом, подоб­но людям, тем паче – не гре­шат. Они доб­ро­воль­но под­чи­ни­ли свою волю воле Божи­ей и теперь она креп­ко утвер­жде­на в доб­ре посред­ством бла­го­да­ти. По уче­нию отцов, суще­ству­ют анге­лы-хра­ни­те­ли наро­дов, стран, Церк­вей и отдель­ных людей. У каж­до­го хри­сти­а­ни­на есть свой ангел-хранитель.


  • 6. Кто такие демоны?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Демо­на­ми назы­ва­ют­ся пад­шие духи. Демо­ны нена­ви­дят доб­ро, про­тив­ля­ют­ся Богу, иску­ша­ют и губят людей. Счи­та­ет­ся, что у демо­нов суще­ству­ет и некая иерар­хия – по сте­пе­ням. Осно­ва­ния это­му мож­но видеть в сло­вах Хри­ста: “Когда нечи­стый дух вый­дет из чело­ве­ка… и, при­дя, нахо­дит его (дом, кото­рым слу­жит для демо­на чело­век) выме­тен­ным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь дру­гих духов, злей­ших себя” (Лк. 11:24–26). Из дан­ной цита­ты вид­но, что демо­ны раз­ли­ча­ют­ся по силе зло­бы. Воз­глав­ля­ет эту кама­ри­лью – диа­вол, он же – веель­зе­вул, он же – люци­фер, он же – сата­на. Сами демо­ны име­ну­ют­ся в Свя­щен­ном Писа­нии то духа­ми зло­бы, то духа­ми нечи­сты­ми, то беса­ми. У свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла встре­ча­ем диф­фе­рен­ци­а­цию демо­нов на началь­ства, вла­сти и миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего (см. Кол. 2:15; Еф. 6:12). Повто­рюсь, воз­глав­ля­ет всю эту вата­гу сам изоб­ре­та­тель гре­ха, диа­вол. Об этом одно­знач­но сви­де­тель­ству­ют мно­го­чис­лен­ные выска­зы­ва­ния, содер­жа­щи­е­ся как в Свя­щен­ном Писа­нии, так и в Свя­щен­ном Пре­да­нии. Ска­жем, Еван­ге­лист Лука, повест­вуя о кле­вет­ни­ках, обзы­ва­ю­щих Гос­по­да, пишет: “Неко­то­рые же из них гово­ри­ли: Он изго­ня­ет бесов силою веель­зе­ву­ла, кня­зя бесов­ско­го” (Лк. 11:15). Демо­ны обла­да­ют необы­чай­ною хит­ро­стью и ковар­но­стью. И если бы Бог не сдер­жи­вал их злой пыл, людям при­шлось бы очень и очень туго. Мы зна­ем, что побе­дою Спа­си­те­ля дер­жа­ва диа­во­ла сокру­ше­на и цар­ство его попра­но. Отныне мы уже не под­чи­не­ны ему раб­ски и при помо­щи Божи­ей спо­соб­ны про­ти­во­сто­ять его коз­ням. Бесы, по сло­ву Гос­по­да, изго­ня­ют­ся постом и молит­вою (Мф. 17:21).


  • 7. Из-за чего сата­на и демо­ны низ­вер­же­ны с неба?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сата­на и демо­ны низ­вер­же­ны с неба из-за про­тив­ле­ния Богу. Один из луч­ших, когда-то свет­лых анге­лов, ден­ни­ца, воз­гор­дил­ся сво­и­ми совер­шен­ства­ми. Это и яви­лось побу­ди­тель­ной при­чи­ной к бого­от­ступ­ни­че­ству. Он же совра­тил и мно­же­ство дру­гих свет­лых анге­лов. В Кни­ге Бытия, в раз­де­ле о тво­ре­нии мира, о паде­нии духов ниче­го не гово­рит­ся. Но зато в Кни­ге про­ро­ка Исайи есть фраг­мент, кото­рый отцы Церк­ви отно­си­ли к оно­му собы­тию. В дан­ном отрыв­ке опи­са­но, как про­рок обра­ща­ет­ся с про­воз­ве­сти­ем к Вави­лон­ско­му царю, но, под­спуд­но, и к тому, кто как бы сто­ит у царя за спи­ной – к диа­во­лу. Вот этот отры­вок: “В пре­ис­под­нюю низ­вер­же­на гор­ды­ня твоя со всем шумом тво­им; под тобою под­сти­ла­ет­ся червь, и чер­ви – покров твой. Как упал ты с неба, ден­ни­ца, сын зари!” (Ис.14:11–12). Дан­ный пас­саж под­креп­ля­ет пра­виль­ность свя­то­оте­че­ских суж­де­ний о том, что диа­вол пал из-за гордости.


  • 8. В про­дол­же­нии сколь­ких твор­че­ских дней Бог бла­го­устро­ил види­мый мир?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мир сотво­рен и бла­го­устро­ен Богом в тече­нии шести твор­че­ских дней. Об этом ясно гово­рит­ся в Свя­щен­ном Писа­нии: “И совер­шил Бог к седь­мо­му дню дела Свои, кото­рые Он делал, и почил в день седь­мый от всех дел Сво­их, кото­рые делал” (Быт. 2:2).
    Прав­да, еди­но­глас­но­го мне­ния на счет того, како­ва про­дол­жи­тель­ность твор­че­ско­го дня, не суще­ству­ет. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли (напри­мер, свя­той Ефрем Сирин) пола­га­ли что день тво­ре­ния равен по про­дол­жи­тель­но­сти обык­но­вен­но­му дню. Дру­гие ука­зы­ва­ли на то, что день – это период.
    Сре­ди позд­них иссле­до­ва­те­лей мож­но, в этой свя­зи, назвать про­фес­со­ра А. П. Лопу­хи­на. Дело в том, что еврей­ское сло­во “йом”, обо­зна­чен­ное в сино­даль­ном пере­во­де как “день”, может пере­во­дить­ся и ина­че – как “пери­од”. Это уче­ние не дог­ма­ти­зи­ро­ва­но Цер­ко­вью; дан­ный вопрос сле­ду­ет отно­сить к обла­сти бого­слов­ских мнений.


  • 9. В какой твор­че­ский день был создан человек?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чело­век создан Богом по окон­ча­нии тво­ре­ния. В после­до­ва­тель­но­сти тво­ре­ния види­мо­го мира отцы неред­ко угля­ды­ва­ли идею вос­хож­де­ния от низ­ше­го к выс­ше­му. В этом смыс­ле чело­век назы­ва­ет­ся вен­цом тво­ре­ния Божия. Чело­век бла­го­слов­ля­ет­ся Богом на вла­ды­че­ство в види­мом мире. Бог все­ля­ет его не в хаос, а в уже при­го­тов­лен­ный (к его появ­ле­нию) мир. Мир как бы дару­ет­ся чело­ве­ку Богом. В этой свя­зи ста­но­вит­ся понят­ным, поче­му чело­век сотво­рен в послед­ний, шестой, а не в пер­вый твор­че­ский день. О сотво­ре­нии чело­ве­ка Биб­лия рас­ска­зы­ва­ет в пер­вой гла­ве Кни­ги Бытия.


  • 10. Как сле­ду­ет пони­мать посту­лат о том, что чело­век создан по обра­зу и подо­бию Божию?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Образ Божий отоб­ра­жа­ет­ся в чело­ве­ке в мно­го­чис­лен­ных свой­ствах и силах его при­ро­ды. Основ­ные чер­ты обра­за Божия в чело­ве­ке: разум, сво­бод­ная воля, уме­ние любить, спо­соб­ность к твор­че­ству, нрав­ствен­ное чув­ство, цар­ствен­ное досто­ин­ство, неуми­ра­е­мость души и дру­гие. Божье­го же подо­бия чело­век может достиг­нуть в резуль­та­те духов­но­го совер­шен­ство­ва­ния в сою­зе с Богом. Выра­жа­ясь ина­че, образ Божий в чело­ве­ке – это дан­ность, даро­ван­ная Богом, а бого­упо­доб­ле­ние – это путь, цель, к кото­рой при­зван чело­век. Соб­ствен­но, к бого­упо­доб­ле­нию он был при­зван изна­чаль­но, но, пре­сту­пив запрет о нев­ку­ше­нии с дере­ва позна­ния добра и зла, пал. Этим он раз­ру­шил Бого-чело­ве­че­ский союз, отсту­пил от Созда­те­ля. Вне же сою­за с Богом чело­век спо­со­бен толь­ко к духов­ной дегра­да­ции, а не росту. Бого-чело­ве­че­ский союз, раз­ру­шен­ный Ада­мом, вос­ста­нов­лен Хри­стом. Сво­им слу­же­ни­ем, стра­да­ни­я­ми и смер­тью, Гос­подь иску­пил мир. Он осно­вал Цер­ковь, в лоне кото­рой жиз­нью по Хри­сту, жиз­нью во Хри­сте чело­век пре­об­ра­жа­ет­ся, обо­жи­ва­ет­ся, бого­упо­доб­ля­ет­ся, охри­стов­ля­ет­ся, отро­и­чи­ва­ет­ся; ста­но­вит­ся богом (не по сущ­но­сти, разу­ме­ет­ся, а) по благодати.


  • 11. По какой при­чине сата­на под­учил Еву нару­шить Божий наказ?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Низ­верг­ну­тый с Небес диа­вол, поза­ви­до­вал сла­ве, в кото­рую был обли­чен пер­во­здан­ный чело­век. Имея опыт­ное зна­ние о том, что полу­ча­ет­ся в резуль­та­те бого­от­ступ­ни­че­ства, изоб­ре­та­тель гре­ха обман­ным путем под­учил и чело­ве­ка отсту­пить от Созда­те­ля. Этим он лишил пра­ро­ди­те­лей того высо­ко­го поло­же­ния и досто­ин­ства, како­вы­ми они обла­да­ли до гре­хо­па­де­ния. Чело­век, по лука­во­му сове­ту веель­зе­ву­ла, пре­сту­пил Божий наказ и под­верг себя и всех сво­их потом­ков бедам и несча­стьям вме­сто радо­сти и бла­жен­ства. Бого-чело­ве­че­ский союз ока­зал­ся раз­ру­шен­ным рукою само­го человека.


  • 12. Како­вы послед­ствия грехопадения?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ослу­ша­ние, вопре­ки ожи­да­нию, при­ве­ло пра­ро­ди­те­лей в состо­я­ние раз­ла­да – и по отно­ше­нию к Миро­вла­ды­ке, и по отно­ше­нию друг к дру­гу, и по отно­ше­нию каж­до­го из них к само­му себе. Разум их помра­чил­ся, чув­ства вос­па­ли­лись, “при­бли­же­ние” Гос­по­да вызва­ло вме­сто состо­я­ния вос­тор­жен­но­сти состо­я­ние пани­че­ско­го ужа­са. Услы­хав глас Созда­те­ля, “ходя­ще­го в раю во вре­мя про­хла­ды дня” (Быт. 3, 8), поза­быв о вез­де­при­сут­ствии Божи­ем, о Его все­ви­де­нии и все­ве­де­нии, пер­во­че­ло­ве­ки не смог­ли при­ду­мать ниче­го луч­ше­го, чем “скрыть­ся”. На вопрос Созда­те­ля Ада­му: “не ел ли ты от дере­ва, с кото­ро­го Я запре­тил тебе есть?”, – послед­ний, вме­сто пока­я­ния, озву­чил в адрес Бога обви­не­ние: “жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дере­ва и я ел” (Быт. 3, 11 – 12). Ана­ло­гич­ным обра­зом пове­ла себя и Ева – тоже не рас­ка­я­лась, а попы­та­лась пере­ло­жить ответ­ствен­ность на змея. Итог ситу­а­ции печа­лен: духов­ная смерть, под­вер­жен­ность тле­нию и неми­ну­е­мость телес­ной смер­ти, изгна­ние из рая. Но тра­гизм гре­хо­па­де­ния этим не исчер­пы­ва­ет­ся, ибо послед­ствия пер­во­род­но­го гре­ха рас­про­стра­ня­ют­ся не толь­ко на несчаст­ных пра­ро­ди­те­лей, но так­же и на всех людей. Более того, забо­ле­ва­ет смер­тель­ною болез­нью вся при­ро­да. Зем­ля уже не пло­до­но­сит так, как преж­де, а зве­ри вме­сто под­чи­не­ния про­яв­ля­ют к чело­ве­ку недо­ве­рие, сви­ре­пость. Сам чело­век из забот­ли­во­го царя пре­вра­ща­ет­ся в жесто­ко­го тира­на – жал­ко­го и немощ­но­го, но тира­на. Жизнь чело­ве­ка “обес­смыс­ле­на”, ведь “что поль­зы чело­ве­ку от всех тру­дов его, кото­ры­ми тру­дит­ся он под солн­цем” (Еккл. 1, 3), если финал – смерть?


  • 13. Что такое “пер­во­род­ный грех”, пере­да­ет­ся ли он от одно­го чело­ве­ка дру­го­му, и если “да”, то каким образом?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но уче­нию Церк­ви, каж­дый, без исклю­че­ния, пото­мок Ада­ма рож­да­ет­ся носи­те­лем послед­ствий пра­ро­ди­тель­ско­го пре­слу­ша­ния. Обык­но­вен­но, такие послед­ствия в бого­слов­ской лите­ра­ту­ре обо­зна­ча­ют­ся не фра­зой “Послед­ствия пер­во­род­но­го гре­ха”, упо­треб­лён­ной цели­ком, а её уко­ро­чен­ным вари­ан­том – фра­зой “Пер­во­род­ный грех”, или “Пра­ро­ди­тель­ский грех”. Это поня­тие нуж­но отли­чать от тезо­имен­но­го, обо­зна­ча­ю­ще­го, соб­ствен­но, сам пра­ро­ди­тель­ский грех как про­сту­пок. Для это­го сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние на кон­текст. В чем заклю­ча­ет­ся подо­пле­ка “пер­во­род­но­го гре­ха”? Отвер­нув­шись от Созда­те­ля, чело­век отвер­нул­ся от Источ­ни­ка сво­е­го суще­ство­ва­ния, отсту­пил от Него. Отсту­пив от Источ­ни­ка жиз­ни, а зна­чит, и Источ­ни­ка здо­ро­вья, чело­век навел пор­чу на свое есте­ство. Все, без исклю­че­ния, потом­ки Ада­ма ста­ли рож­дать­ся повре­жден­ны­ми по душе и по телу, склон­ны­ми более ко злу, неже­ли к доб­ру. Если до гре­хо­па­де­ния плоть чело­ве­че­ская была под­кон­троль­на душе, душа – духу, а дух устрем­лял­ся к Богу, то после нару­ше­ния нака­за все пере­ме­ни­лось. Плоть не толь­ко вышла из (гар­мо­нич­но­го) под­чи­не­ния душе, но и взя­ла над нею верх. Дух же чело­ве­че­ский, вме­сто того, что­бы устрем­лять­ся выспрь, устре­мил­ся к мир­ским гре­хов­ным удо­воль­стви­ям. Повто­рюсь, эта гре­хов­ная наслед­ствен­ная пор­ча, гре­хов­ное нача­ло, корень гре­ха, и назы­ва­ет­ся в Пра­во­слав­ном бого­сло­вии пер­во­род­ным грехом.


  • 14. Про­яв­ля­ет ли Бог забо­ту о мире, или мир суще­ству­ет само­сто­я­тель­но, в силу зако­нов, вло­жен­ных в него от начала?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Само­быт­ным быти­ем обла­да­ет толь­ко Бог. Мир же не само­бы­тен. Он суще­ству­ет в силу при­част­но­сти нетвар­ным Боже­ствен­ным энер­ги­ям. Бог – не толь­ко Тво­рец, но и Миро­пра­ви­тель, Про­мыс­ли­тель. Как может не радеть о Сво­ей тва­ри Тот, Кто по Сво­ей бес­ко­неч­ной бла­го­сти создал мир, – зада­ва­лись вопро­сом отцы. Как Про­мыс­ли­тель, Бог про­яв­ля­ет забо­ту о Сво­ем тво­ре­нии. Это попе­че­ние заклю­ча­ет­ся в сохра­не­нии тва­рей и управ­ле­нии ими. Про­мысл Божий, по уче­нию Церк­ви, раз­де­ля­ет­ся на общий, обо всем мире, и част­ный, о каж­дой кон­крет­ной (част­ной) тва­ри. Без Про­мыс­ла Божия не было бы гар­мо­нич­но­го поряд­ка в мире. И если бы Гос­подь отстра­нил от управ­ле­ния Свою все­мо­гу­щую дес­ни­цу хотя бы на миг, мир тут же бы пере­шел из бытия в небы­тие. Хотя про­мы­сел Божий объ­ем­лет весь в мир, сво­бо­да разум­но-сво­бод­ных существ этим не нару­ша­ет­ся. Бог, хотя и направ­ля­ет такие суще­ства к доб­ру, одна­ко же не отни­ма­ет их сво­бо­ду. Отсю­да – воз­мож­ность зло­упо­треб­ле­ний, воз­мож­ность появ­ле­ния зла.
    У неко­то­рых может воз­ник­нуть вопрос, мол как соче­та­ет­ся уче­ние о Про­мыс­ле Божи­ем с ясны­ми сло­ва­ми Свя­щен­но­го Писа­ния: “И почил (Бог) в день седь­мый от всех дел Сво­их, кото­рые делал” (Быт. 2:2). Отве­тим на него сло­ва­ми бла­жен­но­го Авгу­сти­на: “… выра­же­ние, что Бог почил от всех дел Сво­их, кото­рые делал, мы пони­ма­ем так, что Он не стал созда­вать более ни одной новой тва­ри, а не так, что пере­стал сохра­нять уже создан­ные и управ­лять ими. Отсю­да, истин­но как то, что в седь­мой день Он почил, так и то, что Он доныне дела­ет”. Кста­ти, само же Свя­щен­ное Писа­ние об этом и сви­де­тель­ству­ет, под­чер­ки­вая, что Бог “почил от всех дел Сво­их, кото­рые… тво­рил и сози­дал” (Быт. 2:3).


  • 15. Рас­про­стра­ня­ет­ся ли попе­че­ние Божие на греш­ни­ков, на пад­ших ангелов?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­мыш­ле­ние Божие рас­про­стра­ня­ет­ся на все, без исклю­че­ния, тво­ре­ние. Отсту­пив от Бога, диа­вол и демо­ны сде­ла­лись исча­ди­я­ми зла. Одна­ко же это не озна­ча­ет, что связь меж­ду ними и Богом совер­шен­но рас­торг­лась. Если бы Бог совер­шен­но пре­кра­тил про­мыш­ле­ние о диа­воль­ской вата­ге, она попро­сту пере­ста­ла бы суще­ство­вать. Более того, меж­ду Богом и диа­во­лом сохра­ни­лись даже и лич­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния. Об этом, в част­но­сти, сви­де­тель­ству­ет Кни­га Иова, где повест­ву­ет­ся о том, как диа­вол пред­стал перед Богом, явив­шись меж­ду “сына­ми Божьи­ми”, и Гос­подь задал ему вопрос: “Обра­тил ли ты вни­ма­ние твое на раба Мое­го Иова?” (Иов 1:8). И сата­на отве­тил Все­дер­жи­те­лю: “Раз­ве даром бого­бо­яз­нен Иов?” (Иов. 1:9). То есть глав­ный бес хотел под­ска­зать Гос­по­ду, что Иов пра­ве­ден лишь пото­му, что Бог создал для него ком­форт­ные усло­вия, а если эти усло­вия изме­нить на неком­форт­ные и, тем более, на тяже­лые, то он падет, как и про­чие греш­ни­ки-бого­от­ступ­ни­ки. В ответ Бог ска­зал диа­во­лу: “вот, все, что у него, в руке тво­ей; толь­ко на него не про­сти­рай руки тво­ей” (Иов. 1:12). Из дан­но­го повест­во­ва­ния чет­ко вид­но, что диа­вол нахо­дит­ся в зави­си­мо­сти от Бога, что он не обла­да­ет пол­ною сво­бо­дой в сво­их дей­стви­ях и дей­ству­ет лишь в тех рам­ках, в кото­рых поз­во­ля­ет ему дей­ство­вать Господь.


  • 16. При­уго­тов­лял ли Бог людей к при­ше­ствию Спа­си­те­ля в мир, или оно про­изо­шло спонтанно?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На про­тя­же­нии всей исто­рии чело­ве­че­ства Бог при­уго­тов­лял людей к При­ше­ствию Спа­си­те­ля. Пер­вое, упо­ми­на­е­мое в Свя­щен­ном Писа­нии, обе­то­ва­ние о при­ше­ствии Хри­ста было озву­че­но сра­зу же после изгна­ния пра­ро­ди­те­лей из рая. Бог, обра­ща­ясь к змею-иску­си­те­лю, про­из­нес сло­ва, кото­рые мно­гие бого­сло­вы назы­ва­ют не ина­че как Пер­во­е­ван­ге­ли­ем. Вот эти сло­ва: “и враж­ду поло­жу меж­ду тобою и меж­ду женою, и меж­ду семе­нем тво­им и меж­ду семе­нем ее; оно будет пора­жать тебя в голо­ву, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3:15). В этом про­воз­ве­стии Бог обе­ща­ет чело­ве­ку не под­чи­не­ние злу, а борь­бу со злом. Борь­бу, сопря­жен­ную со мно­ги­ми труд­но­стя­ми, но кото­рая, в резуль­та­те, завер­шит­ся пора­же­ни­ем зла. Ведь удар в голо­ву для змеи – смертелен.
    Бог обе­ща­ет ( хотя и при­кро­вен­но ) послать в мир Сво­е­го Еди­но­род­но­го Сына, кото­рый вопло­тит­ся от пре­чи­стых кро­вей “жены” – девы Марии. Для того, что­бы При­ше­ствие возы­ме­ло смысл, необ­хо­ди­мо было, что­бы оно ста­ло пред­ме­том жела­ний и чая­ний чело­ве­че­ско­го рода, пред­ме­том его стрем­ле­ний и молитв. Чело­век дол­жен­ство­вал дорас­ти, воз­вы­сить­ся до него. Толь­ко в этом слу­чае он доб­ро­воль­но согла­сил­ся бы при­нять вели­кий Божий дар – Спа­се­ние. Для того, что­бы чело­ве­че­ство осо­зна­ло глу­би­ну нис­па­де­ния в без­дну зла, Бог попус­кал ему испы­ты­вать мно­же­ство скор­бей. Так Бог и вос­пи­ты­вал пад­ше­го, и взра­щи­вал в нем жела­ние ско­рей­ше­го вос­ста­нов­ле­ния бого­об­ще­ния. Это бла­гое жела­ние Бог под­креп­лял и пре­умно­жал посред­ством мно­го­чис­лен­ных про­ро­честв и обе­то­ва­ний о при­ше­ствии Хри­ста. Исто­рия повест­ву­ет, что ко вре­ме­ни при­ше­ствия Спа­си­те­ля сте­пень Его ожи­да­ния была очень и очень высока.
    Итак, когда род чело­ве­че­ский был при­уго­тов­лен к встре­чи с Вопло­тив­шим­ся Богом, когда из сре­ды чело­ве­че­ства яви­лась Та Един­ствен­ная, что достой­на была сде­лать­ся Мате­рью Само­го Бога (по чело­ве­че­ско­му есте­ству), когда, нако­нец, Она доб­ро­воль­но согла­си­лась на этот ответ­ствен­ный шаг, Гос­подь не заста­вил Себя ждать… и пришел.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 93%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

6 комментариев

  • tamara1473, 02.10.2021

    Хра­ни Бог Вас! Очень радост­но, что не напрас­но чита­ешь, мыс­лишь, стре­мишь­ся к познанию.

    Ответить »
  • Вла­ди­мир, 29.06.2021

    Сла­ва Свя­той Троицы!

    Ответить »
  • Ната­лья, 25.02.2021

    Очень позна­ва­тель­но

    Ответить »
  • Оль­га, 09.11.2020

    Спа­си и Поми­луй Нас Всех Гос­по­ди🙏🏻 Сла­ва Богу за ВСЁ

    Ответить »
  • Ната­лья, 03.11.2020

    Тест понра­вил­ся.
    Да хра­нит Вас Господь!

    Ответить »
  • Люд­ми­ла Сорокина, 16.01.2020

    Спа­си Господи!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки