Тест: О Святой Троице

  • 1. Что общее у всех трёх Лиц Свя­той Троицы?
    questfoto1226 - Тест: О Святой Троице





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Боге мы созер­ца­ем Три Лич­но­сти, абсо­лют­но тож­де­ствен­ные по при­ро­де и силам, но раз­лич­ные по обра­зу сво­е­го бытия. «Быть нерож­ден­ным, рож­дать­ся и исхо­дить дает име­но­ва­ния: пер­вое — Отцу, вто­рое — Сыну, тре­тье — Свя­то­му Духу, так что нес­лит­ность Трех Ипо­ста­сей соблю­да­ет­ся в еди­ном есте­стве и досто­ин­стве Боже­ства», — пишет свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

    Они рав­ны и еди­ны во всем, «кро­ме нерож­ден­но­сти, рож­де­ния и исхож­де­ния», — пишет свя­той Иоанн Дамас­кин.

  • 2. Какие ана­ло­гии обыч­но при­ме­ня­ют для хотя бы при­бли­зи­тель­но­го объ­яс­не­ния три­един­ства Бога?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Когда бла­жен­ный Авгу­стин рас­суж­дал о таин­стве Свя­той Тро­и­цы, хотел постичь эту непо­сти­жи­мую тай­ну суще­ства Божия и дол­го раз­мыш­лял об этом, он сидел на бере­гу Адри­а­ти­че­ско­го моря, вдруг уви­дел он на бере­гу отро­ка, кото­рый выко­пал малень­кую яму, чер­пал вед­ром воду из моря и хотел залить эту ямку.
    Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил у него: «Что ты дела­ешь?» Он ска­зал: «Я хочу это море пере­чер­пать в эту малень­кую ямку».
    И ска­зал тогда бла­жен­ный Авгу­стин: «Это невоз­мож­но сде­лать, море такое вели­кое, а ямка такая малень­кая». И тогда отрок отве­ча­ет ему: «А как ты, будучи чело­ве­ком и суще­ством огра­ни­чен­ным, пыта­ешь­ся про­ник­нуть в тай­ны суще­ства Божия, они непо­сти­жи­мы и без­гра­нич­ны, и Бог позна­ет­ся толь­ко любовью».

    Что­бы сде­лать уче­ние о Тро­и­це более доступ­ным для пони­ма­ния, Свя­тые Отцы ино­гда при­бе­га­ли к ана­ло­ги­ям и срав­не­ни­ям. Так напри­мер, Тро­и­цу мож­но срав­нить с солн­цем: когда мы гово­рим “солн­це,” мы име­ем в виду само небес­ное тело, а так­же сол­неч­ный свет и сол­неч­ное теп­ло. Свет и теп­ло явля­ют­ся само­сто­я­тель­ны­ми “ипо­ста­ся­ми,” одна­ко они не суще­ству­ют изо­ли­ро­ван­но от солн­ца. Но так­же и солн­це не суще­ству­ет без теп­ла и све­та… Дру­гая ана­ло­гия: вода, источ­ник и поток: одно не быва­ет без дру­го­го… В чело­ве­ке есть ум, душа и сло­во: ум не может быть без души и сло­ва, ина­че он был бы без-душ­ным и бес-сло­вес­ным, но и душа и сло­во не могут быть без-умны­ми. В Боге есть Отец, Сло­во и Дух, и, как гово­ри­ли защит­ни­ки “еди­но­су­щия” на Никей­ском Собо­ре, если Бог Отец когда-либо суще­ство­вал без Бога Сло­ва, зна­чит Он был бес-сло­вес­ным или не-разумным.
    Но подоб­но­го рода ана­ло­гии, конеч­но, тоже не могут ниче­го объ­яс­нить по суще­ству: сол­неч­ный свет, напри­мер, не явля­ет­ся ни лич­но­стью, ни само­сто­я­тель­ным быти­ем. Про­ще все­го было бы объ­яс­нить тай­ну Тро­и­цы, как это сде­лал свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский, участ­ник Никей­ско­го Собо­ра. По пре­да­нию, будучи спро­шен о том, как это может быть, что­бы Три одно­вре­мен­но явля­лись Одним, он вме­сто отве­та взял в руки кир­пич и сжал его. Из раз­мяк­шей в руках свя­ти­те­ля гли­ны вверх вырва­лось пла­мя, а вниз потек­ла вода. “Как в этом кир­пи­че есть огонь и вода, — ска­зал свя­ти­тель, — так и в еди­ном Боге есть три Лица.”


  • 3. Есть ли пол у Лиц Свя­той Троицы?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бог открыл нам о Себе, что Он – бес­те­лес­ный и неви­ди­мый Дух, совер­шен­ный, веч­ный, вез­де­су­щий, все­ве­ду­щий, все­мо­гу­щий, все­бла­гой, все­пра­вед­ный, неиз­ме­ня­е­мый и всеблаженный.

    Ибо все вы сыны Божии по вере во Хри­ста Иису­са; все вы, во Хри­ста кре­стив­ши­е­ся, во Хри­ста облек­лись. Нет уже Иудея, ни языч­ни­ка; нет раба, ни сво­бод­но­го; нет муже­ско­го пола, ни жен­ско­го: ибо все вы одно во Хри­сте Иису­се (Гал.3:26–28).


  • 4. Стар­ше ли Бог Отец Бога Сына?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Как огонь и про­ис­хо­дя­щий от него свет суще­ству­ют вме­сте, – не преж­де быва­ет огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вме­сте, – и как свет все­гда рож­да­ет­ся от огня и все­гда в нем пре­бы­ва­ет и отнюдь от него не отде­ля­ет­ся: так рож­да­ет­ся и Сын от Отца, никак не отде­ля­ясь от Него.
    св. Иоанн Дамас­кин, «Точ­ное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры»


  • 5. Кто из Лиц Свя­той Тро­и­цы обла­да­ет святостью?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 6. Бог име­ну­ет­ся Трии­по­стас­ным. А что зна­чит ипо­стась по отно­ше­нию к Богу?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Когда я назы­ваю Бога, я назы­ваю Отца, Сына и Свя­то­го Духа. Не пото­му, что я пред­по­ла­гаю, что Боже­ство рас­се­я­но, — это зна­чи­ло бы вер­нуть­ся к пута­ни­це лож­ных богов (поли­те­из­му); и не пото­му, что­бы я счи­тал Боже­ство собран­ным воеди­но (без раз­ли­че­ния Лиц), — это зна­чи­ло бы Его обед­нить. Итак, я не хочу впа­дать ни в иудей­ство, ради боже­ствен­но­го еди­но­дер­жа­вия, ни в эллин­ство, из-за мно­же­ства богов.
    свя­ти­тель Гри­го­рий Богослов


  • 7. Сколь­ко раз в Еван­ге­лии ука­за­но, как люди слы­ша­ли Голос Само­го Бога Отца?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Три раза в Еван­ге­лии ука­за­но, как люди слы­ша­ли Голос Само­го Бога Отца. 

     
    Пер­вый раз над вода­ми Иор­дан­ски­ми, когда Бог Отец с неба воз­гла­сил: “Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние” (Мф.3:17). 
     
    Вто­рой раз воз­гла­сил с неба Бог Отец, когда Сын Его гото­вил­ся уже при­нять страш­ную крест­ную казнь за спа­се­ние рода чело­ве­че­ско­го. Гос­подь Иисус Хри­стос, окру­жен­ный наро­дом, зная, что при­бли­зил­ся страш­ный час, как чело­век, вос­клик­нул: “Душа Моя воз­му­ти­лась и что ска­жу? Отче, спа­си Меня от часа сего!” Но сей­час же тут же доба­вил Он: “Но на сей час Я и при­шел, Отче, про­сла­ви Имя Твое”. И вот тут при­шел глас с неба: “И про­сла­вил и еще про­слав­лю” (ИН.12:28). 
     
    Тре­тье сви­де­тель­ство Бога Отца мы слы­шим на горе Фавор­ской, когда Бог Отец из обла­ка воз­гла­сил то же, что Он воз­гла­сил когда-то на Иор­да­ни, но с добав­ле­ни­ем: “Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный; в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние, Его слу­шай­те” (Мф.17:5), (Мк.9:7), (Лк.9:35).

  • 8. Кого из Лиц Свя­той Тро­и­цы име­ну­ют Логосом?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 9. Бог Сын:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «Отец есть Отец и без­на­ча­лен; пото­му что ни от кого не име­ет нача­ла. Сын есть Сын и не без­на­ча­лен; пото­му что от Отца. Но если нача­ло будешь пони­мать в отно­ше­нии вре­ме­ни, то и Сын без­на­ча­лен, пото­му что Тво­рец вре­мен не под­вла­стен времени». 


    Сын не без­на­ча­лен по отно­ше­нию к Отцу, но без­на­ча­лен по отно­ше­нию к вре­ме­ни. Рож­де­ние Сына со-веч­но бытию Отца, меж­ду Отцом и Сыном нет ника­ко­го про­ме­жут­ка, ника­кой после­до­ва­тель­но­сти, ника­ко­го неравенства.

  • 10. Отку­да мы зна­ем о Три­един­стве Бога?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­ти­тель Фео­фил Антио­хий­ский (II век), пер­вым лишь сфор­му­ли­ро­вал тер­мин Тро­и­ца, о тро­ич­но­сти же Бога нам извест­но из Боже­ствен­но­го Откро­ве­ния, т.е. от Само­го Бога.


  • 11. Про Кого из Лиц Свя­той Тро­и­цы, кро­ме Бога Сына, в Еван­ге­лии ска­за­но, что Он явил­ся в телес­ном образе?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    То, что во всех четы­рех Еван­ге­ли­ях оди­на­ко­во ска­за­но, что Дух Свя­той «как голубь» сошел на Спа­си­те­ля, ука­зы­ва­ет на то, что Дух Свя­той имел вид голу­бя. Сло­ва «как голубь» надо пони­мать в том смыс­ле, что Дух Свя­той на самом деле голу­бем не являл­ся, но выгля­дел (имел наруж­ный вид) «как голубь». Об этом и ска­за­но у Луки «нис­шел на Него в телес­ном виде, как голубь» (Лук.3:21). Ины­ми сло­ва­ми в види­мом, мате­ри­аль­ном мире Дух Свя­той был пред­став­лен в виде голу­бя, то есть выгля­дел «как голубь», хотя на самом деле Он голу­бем не являл­ся, а был Тре­тьим Лицом Тро­и­цы – Богом-Духом Свя­тым. То, что Свя­той Дух был пред­став­лен «в телес­ном виде» в обра­зе голу­бя, а не какой-либо дру­гой пти­цы, име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее чисто­ту и невинность.
    То, что Свя­той Дух в виде голу­бя сни­зо­шел на Иису­са Хри­ста перед нача­лом Его обще­ствен­но­го слу­же­ния, ука­зы­ва­ет на харак­тер про­по­вед­ни­че­ской и иску­пи­тель­ной дея­тель­но­сти Спа­си­те­ля, отли­ча­ю­щей­ся Свя­то­стью, как Дух Свя­той, чисто­той и невин­но­стью голу­бя, так как имен­но эту пти­цу, как и ягнен­ка, в древ­не­ев­рей­ском госу­дар­стве при­но­си­ли в жерт­ву Богу. Таким обра­зом, снис­хож­де­ние Свя­то­го Духа в виде голу­бя на Спа­си­те­ля перед Его обще­ствен­ным слу­же­ни­ем ука­зы­ва­ет на Его спа­си­тель­ную мис­сию, отли­ча­ю­щу­ю­ся само­по­жерт­во­ва­ни­ем (как жерт­вен­ное живот­ное голубь) чисто­той, невин­но­стью и свя­то­стью, сим­во­лом чего и был голубь у древ­них евреев.
    Дол­жен­ко А.Г.

    Мы пони­ма­ем в дан­ном слу­чае, что в отли­чие от вопло­ще­ния Сына Божи­его, голубь лишь зна­ме­ну­ет собою Тре­тье Лицо Свя­той Тро­и­цы, не явля­ясь, конеч­но, с Ним свя­зан­ным нес­лит­но и нераз­дель­но, как Сын Божий с чело­ве­че­ским естеством.
    про­то­и­е­рей Мак­сим Козлов

    Несо­мнен­но, что вопло­ти­лось толь­ко одно лицо Свя­той Тро­и­цы — Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, при­чём Бог Сын, не про­сто вопло­тил­ся, а воче­ло­ве­чил­ся (как мы и испо­ве­ду­ем в Сим­во­ле веры).


  • 12. В древ­ней Церк­ви обла­стью бого­сло­вия счи­тал­ся вопрос о Свя­той Тро­и­це. Три Свя­тых име­ну­ют­ся Цер­ко­вью бого­сло­ва­ми: пер­вый яснее дру­гих еван­ге­ли­стов изло­жил уче­ние о Свя­той Тро­и­це и Боже­стве Сына; вто­рой рев­ност­но защи­щал и воз­вы­шен­но про­по­ве­до­вал тро­ич­ный дог­мат; тре­тий вос­пел соеди­не­ние чело­ве­ка с Три­еди­ным Боже­ством. Назо­ви­те их имена:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­той Апо­стол Иоанн, свя­ти­тель Гри­го­рий Нази­ан­зин и пре­по­доб­ный Симе­он име­ну­ют­ся Цер­ко­вью бого­сло­ва­ми: пер­вый яснее дру­гих еван­ге­ли­стов изло­жил уче­ние о Свя­той Тро­и­це и Боже­стве Сына; вто­рой рев­ност­но защи­щал и воз­вы­шен­но про­по­ве­до­вал тро­ич­ный дог­мат; тре­тий вос­пел соеди­не­ние чело­ве­ка c Три­еди­ным Божеством.


  • 13. Отли­ча­ет­ся ли рож­де­ние от Бога Отца Бога Сына и исхож­де­ние от Бога Отца Бога Свя­то­го Духа?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ: отли­ча­ет­ся, хотя для нас и непо­сти­жи­мо, что такое нерож­дён­ность Отца или в чём состо­ит раз­ли­чие меж­ду рож­де­ни­ем Сына и исхож­де­ни­ем Свя­то­го Духа.

    Отец есть источ­ник, Сын – явле­ние, Дух – сила явля­ю­щая. Поэто­му Отец есть источ­ник Пре­муд­ро­сти, Сын – сама Пре­муд­рость, Дух – сила, усво­я­ю­щая нам Пре­муд­рость; или: Отец есть источ­ник люб­ви, Сын – любовь, Себя откры­ва­ю­щая, Дух – любовь, в нас осу­ществ­ля­ю­ща­я­ся; или же еще, по пре­крас­ной фор­му­ли­ров­ке мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та: Отец – любовь рас­пи­на­ю­щая, Сын – любовь рас­пи­на­е­мая, Дух – любовь тор­же­ству­ю­щая. Боже­ствен­ные име­на суть изли­я­ния Боже­ствен­ной жиз­ни; исто­ча­ет ее Отец, пока­зу­ет ее нам Сын, сооб­ща­ет Дух…
    “Отец тво­рит Сло­вом в Духе Свя­том” – неод­но­крат­но встре­ча­ем мы у отцов, а свя­той Ири­ней Лион­ский назы­ва­ет Сына и Духа “дву­мя рука­ми Божи­и­ми”. Это – ико­но­ми­че­ское, домо­стро­и­тель­ное про­яв­ле­ние Тро­и­цы. Три Лица тво­рят сов­мест­но, но каж­дое при­су­щим Ему обра­зом, и твар­ное бытие есть плод их сотвор­че­ства. По сло­ву Васи­лия Вели­ко­го, Отец – пер­во­при­чи­на все­го сотво­рен­но­го. Сын – при­чи­на дей­ству­ю­щая, Дух – при­чи­на совер­шен­ству­ю­щая. Име­ю­щее свое нача­ло в Отце, дей­ствие Пре­свя­той Тро­и­цы про­яв­ля­ет­ся в двой­ной ико­но­мии Сына и Духа: Один осу­ществ­ля­ет волю Отца, Дру­гой завер­ша­ет ее в доб­ре и кра­со­те; Один при­зы­ва­ет тварь, что­бы при­ве­сти ее к Отцу, и зов этот сооб­ща­ет твар­но­му всю его онто­ло­ги­че­скую кон­крет­ность, Дру­гой помо­га­ет ей отве­тить на этот зов, сооб­щая ей совершенство.
    В.Н. Лос­ский


  • 14. Явля­ет­ся ли пра­во­слав­ным уче­ние о монар­хии (еди­но­на­ча­лии) Бога Отца?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Монар­хия (еди­но­на­ча­лие) Бога Отца – (греч. μονοσ – еди­ный, ἀρχή – нача­ло) – раз­дел уче­ния о Свя­той Тро­и­це. Соглас­но это­му уче­нию, Отец (будучи без­на­чаль­ным) явля­ет­ся еди­ным нача­лом, источ­ни­ком в Свя­той Тро­и­це: Он веч­но рож­да­ет Сына и веч­но изво­дит Свя­то­го Духа. 

     
    Сле­ду­ет раз­ли­чать пра­во­слав­ное уче­ние о монар­хии (еди­но­на­ча­лии) Бога Отца с ере­сью монар­хи­ан­ства, кото­рая суще­ство­ва­ла в двух основ­ных фор­мах — адопци­о­низ­ма и мода­лиз­ма (савел­ли­ан­ства).
    Адопци­о­ни­сты (дина­ми­сты) счи­та­ли, что Хри­стос есть про­стой чело­век, в кото­ром дей­ство­ва­ла осо­бая Боже­ствен­ная Сила.
    Мода­ли­сты, пола­га­ли, что Хри­стос есть сам Бог Отец, при­няв­ший плоть ради спа­се­ния человечества.

  • 15. Хри­стос молил­ся по Сво­ей Боже­ствен­ной при­ро­де или человеческой?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Не нуж­да­ясь в молит­ве как Бог, Он как Сын Чело­ве­че­ский от лица все­го чело­ве­че­ства при­но­сил молит­вы Отцу. Будучи нераз­лу­чен с Отцом, Он от лица чело­ве­че­ско­го рода, отпад­ше­го от Бога через гре­хи, воз­звал с Кре­ста: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оста­вил» (Мк. 15, 34).


  • 16. Какая ипо­стась Свя­той Тро­и­цы воплотилась:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В ипо­ста­си Хри­ста соеде­ни­лось два есте­ства: Боже­ское и чело­ве­че­ское. В Вопло­ще­нии участ­во­ва­ли все три Лица Пре­свя­той Тро­и­цы: Отец бла­го­во­ле­ни­ем, Сын вопло­ще­ни­ем, а Дух содействием.


  • 17. Сто­рон­ни­ки какой ере­си счи­та­ли, что Тро­и­ца пред­став­ля­ет собой не одно­го Бога в трёх лицах, а трёх богов?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Три­те­изм (трое­бо­жие) — трак­тов­ка хри­сти­ан­ско­го дог­ма­та о Тро­и­це, соглас­но кото­рой Тро­и­ца пред­став­ля­ет собой не одно­го Бога в трёх лицах, а трёх богов. Три­те­изм не был при­нят ни в одной из исто­ри­че­ски суще­ство­вав­ших церк­вей и все­ми ими счи­та­ет­ся ере­сью. Одна­ко хри­сти­ан­ство ино­гда обви­ня­ет­ся дру­ги­ми моно­те­и­сти­че­ски­ми рели­ги­я­ми (иуда­изм, ислам) в тритеизме.

    Уче­ние о Боге Тро­и­це отвер­га­ет все фор­мы язы­че­ско­го поли­те­из­ма и, в част­но­сти, три­те­изм (три бога), три­мор­физм (три раз­лич­ных про­яв­ле­ний моно­и­по­стас­но­го (еди­но­лич­ност­но­го) Бога). Хри­сти­ан­ская Тро­и­ца – это и не семей­ная три­а­да язы­че­ских пан­тео­нов, в кото­рых в каче­стве вто­рой «ипо­ста­си» явля­ет­ся рож­да­ю­щая боги­ня-мать. В Свя­той Тро­и­це нет ни муж­ско­го, ни жен­ско­го нача­ла. В ней – рож­да­ет Отец (а не мать), вто­рой Ипо­ста­сью явля­ет­ся Сын (а не боги­ня), тре­тья Ипо­стась – вооб­ще неиз­вест­ный язы­че­ству Дух Свя­той (а не сын или дочь). При этом, все три Ипо­ста­си рав­но­чест­ны в отли­чие от семей­ной язы­че­ской три­а­ды. Поэто­му кро­ме чис­ла три в этих три­а­дах нет ниче­го обще­го со Свя­той Троицей.
    проф. А.И. Осипов


  • 18. Как опыт­но позна­ёт­ся Три­един­ство Бога?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Хри­сти­а­нин при­об­ща­ет­ся к тайне Тро­и­цы не через рас­су­доч­ное позна­ние, а через пока­я­ние, то есть все­це­лое изме­не­ние и обнов­ле­ние ума, серд­ца, чувств и все­го наше­го суще­ства (гре­че­ское сло­во “пока­я­ние” – metanoia – бук­валь­но озна­ча­ет “пере­ме­на ума”). Невоз­мож­но при­об­щить­ся к Тро­и­це, пока ум не сде­ла­ет­ся про­свет­лен­ным и преображенным.
    игу­мен Ила­ри­он (Алфе­ев)

    Авва Доро­фей, вели­кий учи­тель духов­ной жиз­ни, гово­рит всем нам, что мы долж­ны пом­нить сло­ва Спа­си­те­ля, что толь­ко чистые серд­цем Бога узрят, что толь­ко душе, очи­щен­ной в духе, очи­щен­ной пока­я­ни­ем, толь­ко такой душе откры­ва­ют­ся вели­кие тай­ны Божии. Он гово­рит: «Пред­ставь­те себе, что наш мир подо­бен кру­гу, центр это­го кру­га есть Бог все­мо­гу­щий – Тво­рец неба и зем­ли. Ради­у­сы, исхо­дя­щие из это­го кру­га, из это­го цен­тра жиз­ни – есть мы с вами. Если чело­век стре­мит­ся к Богу, от окруж­но­сти стре­мит­ся к цен­тру любо­вью, доб­ро­той и исти­ной, то он неволь­ным обра­зом соеди­ня­ет­ся и с ради­у­сом, и с каж­дым чело­ве­ком. И наобо­рот: если люди как ради­у­сы сбли­жа­ют­ся друг с дру­гом, зна­чит они неволь­но при­хо­дят к цен­тру жиз­ни; при­хо­дят к Богу, если они пре­бы­ва­ют в люб­ви меж­ду собой». Вот поэто­му, если мы хотим позна­вать Бога, хотим соеди­нять­ся с Ним, хотим, что­бы Он реаль­ным обра­зом жил в нас, тогда долж­ны иметь смыс­лом сво­ей жиз­ни любовь, пото­му что без люб­ви невоз­мож­на ника­кая хри­сти­ан­ская духов­ная жизнь, невоз­мож­но ника­кое позна­ние Бога как Тро­и­цы Свя­той. И поэто­му сама Свя­тая Тро­и­ца явля­ет нам закон люб­ви, пото­му что любовь Лиц Пре­свя­той Тро­и­цы направ­ле­ны друг на друга.
    игу­мен Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

    Спа­се­ние наше в «бого­упо­доб­ле­нии», а бого­упо­доб­ле­ние — в хож­де­нии путем Хри­сто­вым, то есть в испол­не­нии зако­на Еван­гель­ско­го (Мф. 19:17), в испол­не­нии воли Отца Небес­но­го (Мф. 12:50); (Ин. 15:10). Бого­упо­доб­ле­ние же нель­зя пони­мать так, что чело­век может когда-нибудь упо­до­бить­ся Богу (это без­рас­суд­но), но так, что чело­век, по мере сво­их сил, бла­го­да­тию Гос­по­да Иису­са Хри­ста дол­жен все­гда стре­мить­ся упо­доб­лять­ся Богу, и дей­стви­тель­но более и более при­бли­жа­ет­ся к обра­зу Божию: в этом веч­ном стрем­ле­нии к Све­ту, в веч­ном при­бли­же­нии к Богу и заклю­ча­ет­ся тай­на бес­ко­неч­но­го рай­ско­го бла­жен­ства всех спа­сен­ных. Прой­дут мил­ли­о­ны мил­ли­о­нов лет, спа­сен­ные в раю с каж­дым момен­том будут дости­гать боль­ше­го и боль­ше­го бого­упо­доб­ле­ния и бла­жен­ства и все же, как и в нача­ле, нико­гда не будут видеть его пре­де­лов, пото­му что за гро­бом нет уже вре­ме­ни, совер­шен­ства Божии без­пре­дель­ны и Сам Гос­подь для бла­жен­ных душ явит­ся нико­гда неуга­си­мым Солн­цем, исто­ча­ю­щим во веки веков непре­стан­ные свет и бла­жен­ство (Откр. 21:23).
    Павел, епи­скоп Никольск-Уссурийский


  • 19. Как молить­ся Свя­той Троице?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Молит­вы ко Пре­свя­той Троице:
    • Сла­ва Отцу и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне, и прис­но, и во веки веков. Аминь.
    • Пре­свя­тая Тро­и­це, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша; Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша; Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.
    • От сна востав, бла­го­да­рю Тя, Свя­тая Тро­и­це, яко мно­гия ради Тво­ея бла­го­сти и дол­го­тер­пе­ния не про­гне­вал­ся еси на мя, лени­ва­го и греш­на­го, ниже погу­бил мя еси со без­за­конь­ми мои­ми; но чело­ве­ко­люб­ство­вал еси обыч­но и в неча­я­нии лежа­ща­го воз­двигл мя еси, во еже утре­не­ва­ти и сла­во­сло­ви­ти дер­жа­ву Твою. И ныне про­све­ти мои очи мыс­лен­ныя, отвер­зи моя уста поуча­ти­ся сло­ве­сем Тво­им, и разу­ме­ти запо­ве­ди Твоя, и тво­ри­ти волю Твою, и пети Тя во испо­ве­да­нии сер­деч­нем, и вос­пе­ва­ти все­свя­тое имя Твое, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

  • 20. Зави­сит ли про­ис­хож­де­ние Сына и Духа от воли Отца?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­ис­хож­де­ние Сына и Духа не зави­сит от воли Отца. Свя­той Иоанн Дамас­кин раз­ли­ча­ет дей­ствие Боже­ствен­ной воли — сотво­ре­ние — от дей­ствия Боже­ствен­ной при­ро­ды — рож­де­ние Сына и изве­де­ние Свя­то­го Духа. «Впро­чем, — заме­ча­ет В. Лос­ский, — дей­ствие по при­ро­де не есть дей­ствие в соб­ствен­ном смыс­ле это­го сло­ва, но оно есть само бытие Бога, ибо Бог по Сво­ей при­ро­де есть Отец, Сын и Дух Свя­той». Не сле­ду­ет пред­став­лять про­ис­хож­де­ние Сына и Духа неким неволь­ным истор­же­ни­ем из Боже­ствен­ной Сущ­но­сти. В Боге нет ниче­го бес­со­зна­тель­но­го и непро­из­воль­но­го. Свя­той Афа­на­сий Вели­кий гово­рит, что не все, что совер­ша­ет­ся не по воле, уже, тем самым, — Про­тив воли. Напри­мер, Бог благ не по воле, не тре­бо­ва­лось Его воле­из­во­ле­ния, что­бы стать тако­вым. Но Он благ не про­тив воли. Бла­гость — свой­ство Его При­ро­ды. Подоб­ным обра­зом рож­де­ние Сына и исхож­де­ние Духа пред­ше­ству­ет вся­ко­му воле­из­во­ле­нию Бога.


  • 21. При­нёс ли Свя­той Дух, сошед­ший на уче­ни­ков в День Пяти­де­сят­ни­цы, новое уче­ние (откро­ве­ние) человечеству?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­щен­ное Писа­ние пря­мо гово­рит, что Гос­подь Иисус Хри­стос открыл Церк­ви всю пол­но­ту исти­ны, по край­ней мере, ту пол­но­ту, кото­рую чело­век спо­со­бен вме­стить. В Еван­ге­лии от Иоан­на (Ин. 15, 15) гово­рит­ся, что Гос­подь воз­ве­стил уче­ни­кам «…все, что слы­шал от Отца..».
    Из это­го же Еван­ге­лия мы зна­ем, что Свя­той Дух, сошед­ший на уче­ни­ков в День Пяти­де­сят­ни­цы, ника­ко­го ново­го откро­ве­ния, ника­ко­го ново­го уче­ния не при­нес, Он толь­ко напом­нил уче­ни­кам то, чему учил Хри­стос. Сам Гос­подь во вре­мя про­щаль­ной бесе­ды с уче­ни­ка­ми гово­рит о Свя­том Духе, что он «…от Мое­го возь­мет и воз­ве­стит вам» (Ин. 16, 14). По тол­ко­ва­нию боль­шин­ства эгзе­ге­тов «От Мое­го возь­мет» — озна­ча­ет: «возь­мет от Мое­го учения». 


  • 22. Свя­щен­ное Писа­ние удо­сто­ве­ря­ет, что “Бог есть любовь” (1Ин.4:16). Выбе­ри­те наи­бо­лее пол­ную и точ­ную харак­те­ри­сти­ку Боже­ствен­ной любви:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бог от века есть Любовь, Исти­на и Жизнь. Писа­ние воз­ве­ща­ет об Отце, Кото­рый любит Сына (Ин. 5:20), о Сыне, любя­щем Отца (Ин. 14:31), и Свя­том Духе как Духе люб­ви (Рим. 5:5). Это помо­га­ет нам уяс­нить образ Боже­ствен­но­го бытия до нача­ла тво­ре­ния, в вечности.

    Свя­щен­ное Писа­ние удо­сто­ве­ря­ет, что “Бог есть любовь” (1Ин.4:16). Речь не идет о том, что Бог “обла­да­ет” любо­вью, что любовь явля­ет­ся неким каче­ством, атри­бу­том Бога, но о том, что Бог — сама любовь, что образ Боже­ствен­но­го бытия есть любовь.
    Хри­стос Яннарас

    Люди, кото­рые верят толь­ко в еди­но­лич­но­го Бога, пред­став­ля­ют Его неред­ко суро­вым и дес­по­ти­че­ским. Дей­стви­тель­но, если Бог был бы оди­но­ким, отку­да заро­ди­лась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совер­шен­на, чем совер­шен­нее те, кто любит и кого любят. А в Пре­свя­той Тро­и­це, как Любя­щие, так и Люби­мые есть само совер­шен­ство, так как каж­дое Лицо Пре­свя­той Тро­и­цы есть Бог. И Отец — Бог, и Сын — Бог, и Дух Свя­той — Бог. Пре­свя­тую Тро­и­цу мож­но назвать самым совер­шен­ным един­ством в люб­ви, или сою­зом люб­ви, пото­му что совер­шен­ны Любя­щие и совер­шен­на Их любовь.
    епи­скоп Алек­сандр Семенов-Тянь-Шанский

    Если бы у нас кто спро­сил, что мы чув­ству­ем и чему мы покло­ня­ем­ся, ответ готов: мы чтим любовь.
    св. Гри­го­рий Богослов


  • 23. Позна­ва­е­ма ли рас­суд­ком сущ­ность Три­еди­но­го Бога?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В силу огра­ни­чен­но­сти чело­ве­че­ско­го разу­ма тай­на Свя­той Тро­и­цы не может быть точ­но выра­же­на в сло­ве. Ее мож­но в извест­ной мере пости­гать толь­ко в опы­те духов­ной жизни.

     
     Чело­век при­зван к уча­стию в Боже­ствен­ной жиз­ни. Эта веч­ная жизнь состо­ит в люб­ви, поэто­му любовь к Богу и ближ­ним — един­ствен­ный путь соеди­не­ния со Свя­той Тро­и­цей. Так смы­ка­ют­ся выс­шее хри­сти­ан­ское веде­ние о Боге (трой­че­ское бого­сло­вие) и хри­сти­ан­ское нра­во­уче­ние. Запо­ведь о люб­ви полу­ча­ет силу в дог­ма­те о Свя­той Тро­и­це, а сам дог­мат уяс­ня­ет­ся по мере испол­не­ния запо­ве­дей, по мере воз­рас­та­ния в люб­ви, по мере богоуподобления. 
    Как спра­вед­ли­во отме­ча­ет В. Лос­ский, для Пра­во­слав­ной Церк­ви Пре­свя­тая Тро­и­ца — непо­ко­ле­би­мое осно­ва­ние хри­сти­ан­ской рели­ги­оз­ной мыс­ли, бла­го­че­стия, духов­ной жиз­ни и духов­но­го опы­та. «Имен­но Ее ищем мы, когда ищем Бога, когда ищем пол­но­ту бытия, смысл и цель сво­е­го существования». 
    «Бог един по суще­ству и тро­и­чен в Лицах, Кото­рые еди­но­сущ­ны и рав­ны меж­ду Собой: поза­бо­тим­ся же трой­ствен­ный состав наше­го суще­ства (дух, душу и тело) и глав­ных сил (разум, волю и чув­ство) при­ве­сти к равен­ству, един­ству и согла­сию, в этом зада­ча нашей жиз­ни и наше бла­жен­ство», — при­зы­ва­ет архи­манд­рит Иустин. 
     
    «Не успею помыс­лить о Еди­ном, как бываю оза­ря­ем Тре­мя; не успею раз­де­лить Трех, как воз­но­шусь к Еди­но­му. Когда пред­ста­вит­ся мне нечто Еди­ное из Трех, я думаю, что это и есть Все: Оно напол­ня­ет мое зре­ние… я не могу объ­ять Его вели­чия… Когда соеди­няю в созер­ца­нии Трех, тогда вижу один све­тиль­ник, будучи не в силах раз­де­лить или изме­рить еди­ный свет».
    свт. Гри­го­рий Богослов

  • 24. Толь­ко после при­ше­ствия Хри­ста Бог открыл­ся людям как Тро­и­ца. А мож­но ли почерп­нуть из Вет­хо­го Заве­та, что Бог есть Троица? 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Уже в Вет­хом Заве­те мы встре­ча­ем некие наме­ки на мно­же­ствен­ность Лиц в Боге. Пер­вый стих Биб­лии – “В нача­ле сотво­рил Бог небо и зем­лю” (Быт. 1:1) – в еврей­ском тек­сте содер­жит сло­во “Бог” во мно­же­ствен­ном чис­ле (Eloghim — букв. “Боги”), тогда как гла­гол “сотво­рил” сто­ит в един­ствен­ном чис­ле. Перед сотво­ре­ни­ем чело­ве­ка Бог гово­рит, как бы сове­ту­ясь с кем-то: “Сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Наше­му и по подо­бию Наше­му” (Быт. 1:26). С кем может Он сове­то­вать­ся, если не с Самим Собой? С анге­ла­ми? Но чело­век создан не по обра­зу анге­лов, а “по обра­зу Божию” (Быт. 1:27). Древ­не­хри­сти­ан­ские тол­ко­ва­те­ли утвер­жда­ли, что здесь речь идет о сове­ща­нии меж­ду Собою Лиц Свя­той Тро­и­цы. Точ­но так же, когда Адам вку­сил от дре­ва позна­ния добра и зла, Бог гово­рит Сам с Собой: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная доб­ро и зло” (Быт. 3:22). И в момент соору­же­ния вави­лон­ской баш­ни Гос­подь гово­рит: “Сой­дем и сме­ша­ем язык их, так что­бы один не пони­мал речи дру­го­го” (Быт. 11:7).
    Неко­то­рые эпи­зо­ды Вет­хо­го Заве­та рас­смат­ри­ва­ют­ся в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции как сим­во­ли­зи­ру­ю­щие тро­ич­ность Боже­ства. Авра­аму явля­ет­ся Гос­подь у дуб­ра­вы Мам­ре. “Он воз­вел очи свои и взгля­нул, и вот три мужа сто­ят про­тив него. Уви­дев, он побе­жал навстре­чу им от вхо­да в шатер и покло­нил­ся до зем­ли, и ска­зал: Вла­ды­ка! Если я обрел бла­го­во­ле­ние перед оча­ми Тво­и­ми, не прой­ди мимо раба Тво­е­го… а я при­не­су хле­ба, и вы под­кре­пи­те серд­ца ваши, потом пой­ди­те, так как вы иде­те мимо раба ваше­го… И ска­за­ли ему: где Сар­ра, жена твоя? Он отве­чал: здесь, в шат­ре. И ска­зал один из них: Я опять буду у тебя в это же вре­мя, и будет сын у Сар­ры” (Быт. 18:2–10). Авра­ам встре­ча­ет Трех, а покло­ня­ет­ся Одно­му. Ты = Вы, прой­ди = иди­те, ска­зал = ска­за­ли, 1 = 3…
    Про­рок Иса­ия опи­сы­ва­ет свое виде­ние Гос­по­да, вокруг Кото­ро­го сто­я­ли Сера­фи­мы, взы­вая “Свят, свят, свят Гос­подь Сава­оф.” Гос­подь гово­рит: “Кого Мне послать? И кто пой­дет для Нас?” На что про­рок отве­ча­ет: “Вот я, пошли меня” (Ис. 6:1–8). Опять равен­ство меж­ду “Мне” и “Нас.” В Вет­хом Заве­те, кро­ме того, мно­го про­ро­честв, гово­ря­щих о равен­стве Сына Мес­сии и Бога Отца, напри­мер: “Гос­подь ска­зал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя” (Пс. 2:7) или “Ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мое­му: сиди одес­ную Меня… Из чре­ва преж­де ден­ни­цы родил Тебя” (Пс. 109:1–3).
    При­ве­ден­ные биб­лей­ские тек­сты, одна­ко, лишь пре­ду­ка­зы­ва­ют тай­ну Тро­и­цы, но не гово­рят о ней пря­мо. Эта тай­на оста­ет­ся под покры­ва­лом, кото­рое, по апо­сто­лу Пав­лу, сни­ма­ет­ся толь­ко Хри­стом (2 Кор. 3:15–16).


  • 25. Какое Еван­ге­лие начи­на­ет­ся с рас­кры­тия Нетвар­ной при­ро­ды Бога Сына и повест­ву­ет о Его воплощении? 




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 26. По мне­нию отцов Церк­ви, вет­хо­за­вет­ные Бого­яв­ле­ния: Ангел, неопа­ли­мый куст, огнен­ный и облач­ный стол­пы, Сущий, бесе­до­вав­ший с Мои­се­ем — были раз­лич­ны­ми явлениями:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По мыс­ли свя­то­го Мак­си­ма Испо­вед­ни­ка, сре­ди Лиц Свя­той Тро­и­цы Логос, или Сын, явля­ет­ся по пре­иму­ще­ству дей­ству­ю­щим и твор­че­ским Нача­лом в отно­ше­нии к миру: Отец бла­го­во­лит. Сын дей­ству­ет, Дух усо­вер­ша­ет тварь в доб­ре и красоте.


  • 27. Раз­ли­ча­ет­ся ли веч­ное исхож­де­ние Свя­то­го Духа от Отца и посла­ние Свя­то­го Духа в мир в день Пяти­де­сят­ни­цы от Отца?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сле­ду­ет раз­ли­чать веч­ное исхож­де­ние Свя­то­го Духа от Отца и посла­ние Свя­то­го Духа в мир в день


  • 28. Кто раз­ра­бо­тал тер­ми­но­ло­гию для рас­кры­тия уче­ния о Свя­той Тро­и­це, изло­жил три­ни­тар­ный догмат?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 29. Кто из Лиц Свя­той Тро­и­цы явля­ет­ся для чело­ве­ка источ­ни­ком Боже­ствен­ной благодати?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дей­стви­ем Боже­ствен­ной бла­го­да­ти обла­да­ют все три Лица Свя­той Тро­и­цы. «Дей­ствие несо­здан­ной сущ­но­сти, — пишет св. Кирилл Алек­сан­дрий­ский, — есть нечто общее, хотя оно и свой­ствен­но каж­до­му Лицу». Св. Ири­ней Лион­ский, раз­мыш­ляя о домо­стро­и­тель­ном про­яв­ле­нии Свя­той Тро­и­цы, отме­ча­ет, что бла­го­дать исхо­дит от Отца и сооб­ща­ет­ся через Сына во Свя­том Духе. По сло­ву св. Гри­го­рия Пала­мы, бла­го­дать есть «энер­гия общая и Боже­ствен­ная сила и дей­ствие Трии­по­стас­но­го Бога».
    «Бла­го­дать вам и мир от Бога Отца…» (1 Кор. 1:3). «Бла­го­дать Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, и любовь Бога Отца, и обще­ние Свя­то­го Духа со все­ми вами»(2 Кор. 13:13).


  • 30. Раз­лич­на или еди­на воля у Трёх Лиц Свя­той Троицы?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все Три Лица Три­еди­но­го Бога име­ют еди­ную волю. Чего жела­ет Отец, того жела­ет и Сын и Свя­той Дух.
    Дабы чело­век был един с Богом, един с жиз­нью, един со све­том, един с веч­но­стью, един с радо­стью, един со спра­вед­ли­во­стью, он дол­жен во всём при­нять волю Божию.
    архи­манд­рит Нек­та­рий (Мула­ци­о­тис)


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 73%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки