Записки церковные

  • 1. Какие из перечисленных терминов сопоставимы с термином «церковная записка»?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3
    Верно!
    Комментарий:

    Понятию «церковная записка» соответствуют, в определенной мере, понятия «диптих» и «синодик».

  • 2. Как принято озаглавливать церковные записки, подаваемые для поминовения живых (живущих земной жизнью) и усопших?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4
    Верно!
    Комментарий:

    В церковных записках принято указывать: «О здравии» или «О упокоении». Встречается также вариант написания — «Об упокоении».

  • 3. Кого из перечисленных лиц можно поминать в записках, подаваемых в православных храмах?





    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    В записках, подаваемых в православных храмах, можно поминать верных, крещёных в Православной Церкви.

  • 4. Что включает в себя понятие «здравие», которое указывается в записках?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3
    Верно!
    Комментарий:

    Понятие «здравие» включает не только телесное и душевное здоровье, но и его духовное состояние. В записку следует вносить имена тех христиан, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

  • 5. Следует ли поминать в записках крещеного православного человека, который сделал много зла лично вам? Например, соседа или коллегу по работе.



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

  • 6. Следует ли поминать в записках крещеного православного человека, который сделал много зла другим людям? Например, известного политика или общественного деятеля.



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем вершил злодеяния – нет, мы молим Бога, чтобы он изменился в лучшую сторону, пребывал в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. Молитва за врагов, за враждующих – важное средство для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. 

  • 7. Какое из приведенных сокращений не применимо к мужчине?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Непр.» означает «непраздная», то есть беременная женщина.

  • 8. На каком порядковом месте в записке следует располагать имя духовника, если кроме него предполагается написать имена людей, не являющихся священнослужителями?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В этом случае имя духовного отца, священника («Поминайте наставников ваших» (Евр.13:7)) пишется первым. Если вы поминаете в записке патриарха, то первым указывается имя патриарха, а за ним духовника.

  • 9. Вы подаете в лавку записку о здравии, и вас спрашивают: «На молебен?», «На проскомидию» или «На ектению»? Сопоставьте, как и когда совершается поминовение.
    • Молебен
    • Ектения
    • Проскомидия
    • поминовение совершается в алтаре священником, на первой части Литургии
    • поминовение совершает священник
    • поминовение совершает диакон перед царскими вратами, во время Божественной Литургии
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ:
    Верно!
    Комментарий:

    Молебен часто совершается священником по просьбе отдельных лиц: в храме, дома, в больнице или в другом месте. Может соединяться с водоосвящением. 
    Ектения – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
    Проскомидия, первая часть Литургии, совершается иереем или епископом (помогает им диакон). При этом из малых просфор – их количество не ограничивается – вынимаются частицы о здравии и упокоении православных христиан. Их имена содержатся в записках, подаваемых прихожанами «На проскомидию». Вынутые частицы священник помещает на дискосе, а впоследствии, в конце Литургии, с молитвой, они погружаются в Потир (опускаются в Кровь Христову).

  • 10. Какая форма поминовений, когда мы подаем записки, самая важная?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Поминовение во время Проскомидии – это самая важная форма поминовения живых и усопших. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Все частицы, лежащие в определенном порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову. Для чего приносятся наши частицы? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов.

    «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная... Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!».

  • 11. Если записка подана на сорокоуст, но в храме богослужение совершается не каждый день, как должно проводиться поминовение?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Такое поминовение следует совершать 40 богослужений, то есть оно будет продолжаться несколько месяцев.

  • 12. На какой срок можно заказать поминовение усопших в различных православных храмах?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    В разных храмах могут приниматься записки на месяц, полугодие, год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на «вечное» поминовение. 

  • 13. Что рекомендуется сделать, если записка подана за здравие на поминовение, а человек скончался?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Следует сообщить в соответствующий храм о кончине и передать имя усопшего и дату, когда подавали записку о здравии. Там перенесут имя в список для заупокойного поминовения.

  • 14. Куда следует обратиться, чтобы подать записки на «Неусыпаемую Псалтирь»?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Неусыпаемая Псалтирь – чтение Псалтири с поминовением на «славах», совершаемое, обычно, в больших монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири. Однако оно совершается не во всех монастырях.

  • 15. Вы хотели бы подать записки, но не имеете возможности прийти в храм. Как следует поступить в этой ситуации?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Подавать записки следует через официальный сайт храма или монастыря. Остерегайтесь интернет-мошенников, которые «принимают записки онлайн» и таким образом зарабатывают на доверчивых людях, обманывая их.

  • 16. Какие дополнения к имени соответствуют церковной традиции?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    Вписывая в поминальную записку имена, не следует сопровождать их пояснениями по своему усмотрению, вопреки принятой в Церкви практике поминовения ближних.  

  • 17. В некоторых монастырях не принимают записки за крещеных, но не причащающихся, отпавших от Церкви людей. При этом вам все же иногда могут предложить там другие варианты поминовения. Назовите их.




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Зачастую в монастырях не принимают записки за крещеных, но не причащающихся, отпавших от Церкви людей. В этом случае могут предложить подать записку за такого человка на Неусыпаемую Псалтирь.

  • 18. В каких из перечисленных случаев принимают записки об усопших?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,4,5
    Верно!
    Комментарий:

    Записки об усопших принимаются на ектению, проскомидию, Неусыпаемую Псалтирь, панихиду. 

  • 19. Если по паспорту у человека одно имя, а крестили с другим именем, какое имя следует указать в записке?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания. Если по паспорту у человека одно имя, а крестили с другим именем, то нужно писать имя, которое дано в крещении (в скобках указывать имя по паспорту не следует).

  • 20. Назовите падеж, в котором следует указывать имена в записке.






    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Имена следует указывать в столбец, без запятых, в родительном падеже (например, Кирилла, Ларисы, Геннадия). 

  • 21. Имена каких из перечисленных лиц не принимаются для поминовения?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Не принимаются для поминовения имена атеистов, экстрасенсов и лиц, окончивших жизнь самоубийством.

  • 22. Если вы хотите подать записки на ближайшую проскомидию, когда следует это сделать?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Если вы хотите подать записки на ближайшую проскомидию, это следует сделать вечером накануне Литургии или утром до Литургии. 

  • 23. Где следует подавать деньги за записки на молебен или панихиду?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Подача денег с поминаниями или при совершении треб не плата за молитвенный труд, а во-первых, милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за живых и усопших сродников и друзей, во-вторых, обеспечение возможности делать это в интересах самих же подающих. Если священник будет заниматься огородом или таксовать, чтобы прокормить себя и семью, то о какой качественной проповеди или молитве с его стороны может идти речь. Подавать записку с деньгами следует в лавке, но, если передать священнику, греха не будет. Важно, чтобы это не отвлекало священника от исполнения им своих пастырских обязанностей. 

  • 24. Вы подали записку на ектению и ждете, когда диакон произнесет имена тех, кого вы в ней указали, но он этого не сделал. Как это понимать?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Эту записку прочитал кто-то в алтаре: священник или другой диакон.

  • 25. Как себя вести подавшим записку во время поминовения их близких священнослужителями?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Случается, что перечитыванием помянников заняты священнослужители, а остальные ждут, когда будут прочитаны поданные ими записки, скучая и досадуя на продолжительное и утомительное перечисление имен неизвестных им лиц. Подавшие поминальные записки должны и сами, по возможности и одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких. Каждый может неоднократно во время ектении, во время панихиды помянуть своих близких по именам.

  • 26. Зачем писать в записках имена?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Мы молимся за наших ближних в соответствствии с призывом: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Подание записок ради поминовения ближних не исключает уместности личных молитв за них.

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.

Комментировать

 

19 комментариев

  • lp-medvedeva, 30.07.2025
    Вызвал недоумение вопрос 21. Имена каких из перечисленных лиц не принимаются для поминовения?
    Предлагается ответить: атеистов, экстрасенсов, самоубийц.

    Но как быть, если человек крещен, но испытывает кризис веры? При этом он может утверждать, что стал атеистом, нашел другую религию, интересуется экстрасенсами и т.п.
    Разве нельзя поминать такого человека, как заблудшего? За убийц молимся, а за блудных чад как не молиться? Кто ж тогда за них помолится?

    А за лишившего себя жизни в ходе психического заболевания, если его отпевали, тоже вроде молятся.
    Ответить »
    • Кирилл, 31.07.2025
      В церкви нет такого статуса, как «испытывающий кризис веры», есть верные, катехумены, отпавшие и отлучённые. За отпавших молиться нужно обязательно, но келейно (дома). Мы не имеем права насильно причислять людей к Церкви, ведь даже Бог не насилует свободную волю человека.
      Если архиерей благословил отпевание, обычно на основании подтверждённого психического заболевания, то таких поминают в Церкви. Но это исключение, в тестах исключения обычно игнорируются.
      Ответить »
  • OrthodoxKPECT, 30.07.2025
    На самом деле не о здравии, а о здравствующих, если речь идет о Проскомидии, т.к. это является заочным Причастием для людей, которые на данной Литургии не смогли лично причащаться. Вот в некоторых, как вы указали, монастырях это понимают.
    Ответить »
    • Кирилл, 31.07.2025
      Никакого «заочного причастия» не существует и не может существовать, это заблуждение.
      Ответить »
      • Начиная со ств. Симеона Солунского и продолжая прп.Паисием Величковским и т.д., 31.07.2025
        Молитва «Отмый Господи грехи поминавшихся здесь», произносимая после причастия, когда вынутые на Проскомидии частички ссыпаются в Потир с Кровью Христовой созвучная «Причащается … во оставление грехов …» при непосредственном Причастии что такое?
        Ответить »
        • Свящ. Антоний Лунин ☦️, 06.08.2025
          Для дискуссий более удобная площадка — наш форум: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja-bukva-p/6592
          Также можно задать конкретный вопрос в разделе «Вопросы и ответы» и получить аргументированный ответ от образованных священнослужителей и мирян: https://azbyka.ru/vopros/
          Да хранит вас Господь!
          Ответить »
        • Кирилл, 03.08.2025
          Игумен Петр Прутяну. Реализм, мистицизм и символизм в Православной Литургии. Историко-литургический подход.
          «Более тысячи лет никакой проскомидии как последования в составе литургии не было. О ней не знали ни Кирилл Александрийский, ни Иоанн Златоуст и Василий Великий, ни Иоанн Дамаскин, ни свв. Отцы всех Семи Вселенских соборов, ни даже св. равноапостольный князь Владимир. Первые упоминания о вынимании частиц относятся к ХI веку, а более-менее широкое распространение это нововведение получило в Византии к ХIV веку».
          Ответить »
        • Свящ. Антоний Лунин ☦️, 31.07.2025
          Это молитва о прощении грехов тех, кто поминался на Литургии. Не только здравствующих, но и почивших.
          Причастие-то тут при чем? Заочное… Это, что ли, соединение со Христом без принятия части хлеба и вина, преложенных в Тело и Кровь Спасителя? А зачем тогда причащаться, если и так можно со Христом соединяться, заочно?
          Разве где-то в анафорах или у святых отцов говорится об этом? В анафорах есть моления о неприсутствующих в храме, да. Но прошения о них не содержат мыслей, что они «заочно причащаются». Типа: «Соедини их с Собой так же, как и нас… Даруй им, Господи, ту же благодать». Нет ничего такого подобного.
          И в анафоре Василия Великого после преложения Даров ясно говорится о ЗДРАВИИ широкого круга лиц. А не о «здравствующих».
          Ответить »
  • Александр, 31.07.2025
    7-й вопрос: в записках пишутся только имена! Никаких прибавлений не положено. Зачем людей вводите в заблуждение!
    Ответить »
    • Кирилл, 31.07.2025
      Обоснуйте, пожалуйста, Ваше утверждение. Да, имени достаточно, но на практике часто дают пояснения.
      Ответить »
      • Александр, 31.07.2025
        Во-первых, это требование мне попалось в одном из церковных положений (сейчас уже не вспомню, где). Во-вторых, можно рассудить, что поминающий обращается к Богу, следовательно, Ему (а также и священнику)никаких пояснений не требуется. А все приписки являются играми детского ума, для забавы, хвастовства или чьего-то любопытства. Если требуется особая молитва, то заказываются соответственные молебны: о болящем, о путешествующих, благодарственный и т.д., где подаются имена соответствующие теме молебна.
        Ответить »
        • Кирилл, 31.07.2025
          Такого требования не существует, может быть лишь рекомендация. Согласен, что злоупотреблять уточнениями не стоит.
          Как человек, читающий записки, могу свидетельствовать, что иногда приписка к имени располагает более сердечно помолиться. Особенно, когда имена повторяются, например: Анны, Анны, Анны, непр. Анны.
          Ответить »
          • Александр, 01.08.2025
            Ну, вот! Так я ж об этом: «более сердечно помолиться». Это выходит, что чем жалобнее приписку сочинишь, тем больше вероятность, что лучше ее прочитают, а то и на Небе услышат. Особое искусство )). Я утрирую, чтобы понять тенденцию в пределе.
          • Кирилл, 03.08.2025
            Александр, не вижу ничего жалобного в том, что женщина беременна.
          • Свящ. Антоний Лунин ☦️, 01.08.2025
            Все правильно. Это рассчитано на тех, кто молится, читает записки. Рассчитано на то, что, зная, что просят за болящего, беременную, пьющего, учащегося и т.д. — читающий будет понимать, в чем проблема и усердно, осознанно молиться.
            В идеале, вообще, знать, о ком молимся. «Господи, вот братик мой заболел — исцели его. Вот, у сына завтра экзамен — вразуми его».
            Мы на службах перечисляем десятки имен, о которых не знаем вообще ничего. Бог-то их знает, все их проблемы знает — и напоминать Ему о них нет никакой необходимости.
            Смысл в том, чтобы мы, священники и миряне, проявили свою любовь и заботу о них, помолились за них Господу. И Господь за нашу к ним любовь, за наше усердие сделает для них, что можно.
            Поэтому нас нужно и жалобить, и знакомить с бедами и проблемами тех, о ком просите помолиться.
  • elena17-71bk-ru, 31.07.2025
    Помоги вам, Господь! Опять узнала много нового, отвечая на вопросы.
    И одновременно возник вопрос:
    Если духовный отец упокоился, как его указывать в записке, после родителей или указывать первым?
    Ответить »
    • Свящ. Антоний Лунин ☦️, 31.07.2025
      Принципиальной разницы в этом нет. И так, и так можно. Как Вам ближе, так и пишите.
      Ответить »
  • junebell, 28.11.2025
    Меня смущает, что в записках оказывается можно поминать не всех крещёных, а только верных. У меня все родные крещены, но осознанной церковной жизнью живу я одна. Что ж никого не поминать теперь?!
    Ответить »
    • Кирилл, 30.11.2025
      Они же сами не желают быть в Церкви, спасаться, это их выбор.
      Поминайте в келейной молитве, найдите храм, где читают Псалтирь.
      Ответить »