Тест: Церковный этикет

  • 1. Какие обра­ще­ния к свя­щен­ни­ку правильные?







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но обы­чаю Пра­во­слав­ной Церк­ви, при­ня­та сле­ду­ю­щая фор­ма обра­ще­ния к духо­вен­ству: ко всем архи­ере­ям – Вла­ды­ко; к пат­ри­ар­ху – Ваше Свя­тей­ше­ство (Свя­тей­ший Вла­ды­ко); к мит­ро­по­ли­ту и архи­епи­ско­пу – Ваше высо­ко­прео­свя­щен­ство (Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший вла­ды­ко); к епи­ско­пу – Ваше прео­свя­щен­ство (Прео­свя­щен­ней­ший вла­ды­ко); ко всем свя­щен­ни­кам – батюш­ка, отец (имя­рек), отче; к архи­манд­ри­ту, игу­ме­ну – “отец намест­ник” или “отец насто­я­тель”; ко всем осталь­ным свя­щен­ни­кам и диа­ко­нам — Ваше пре­по­до­бие, к диа­ко­нам так­же – отец диа­кон (про­то­ди­а­кон и т.п.), отец (имя­рек).


  • 2. Как в наше вре­мя при­ня­то обра­щать­ся к жене священника?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Этот, на пер­вый взгляд, про­стой вопрос, обыч­но не вызы­ва­ет ника­ко­го недо­уме­ния. Раз свя­щен­ник – батюш­ка, то и к супру­ге его, ста­ло быть, надо обра­щать­ся не ина­че, как матуш­ка. Такая фор­ма обра­ще­ния явля­ет­ся тра­ди­ци­он­ной для Рус­ской Церк­ви и широ­ко исполь­зу­ет­ся. Но что­бы разо­брать­ся в вопро­се подроб­ней, сто­ит обра­тить­ся к цер­ков­но­му этикету.

    Для нача­ла раз­бе­рем­ся с батюш­кой. Обра­ще­ние «батюш­ка» по отно­ше­нию к свя­щен­ни­ку явля­ет­ся неофи­ци­аль­ной фор­мой. Рус­ский народ издрев­ле тре­пет­но отно­сил­ся к свя­щен­ству и обра­ще­ние «батюш­ка» как раз явля­ет­ся про­из­вод­ной тако­го отно­ше­ния. Оно очень точ­но харак­те­ри­зу­ет отно­ше­ние при­хо­жан к свя­щен­ни­ку, кото­рый ста­но­вит­ся не про­сто тем, кто совер­ша­ет бого­слу­же­ния, но и насто­я­щим духов­ным отцом для все­го при­хо­да. Вот и зовут его лас­ко­во – батюшка.

    Офи­ци­аль­ная же фор­ма обра­ще­ния к свя­щен­ни­ку – по име­ни с добав­ле­ни­ем перед ним «отец». Напри­мер, отец Вла­ди­мир. В еще более офи­ци­аль­ной обста­нов­ке или пере­пис­ке может исполь­зо­вать­ся обра­ще­ние «Ваше Пре­по­до­бие» или «Ваше Высо­ко­пре­по­до­бие» (зави­сит от сана).

    А что же с «матуш­кой»? Как пони­ма­ем, это обра­ще­ние явля­ет­ся столь же лас­ко­вой про­из­вод­ной от «мать», как и «батюш­ка» от «отец». И тут выяс­ня­ет­ся самое инте­рес­ное – обра­ще­ние «мать», в стро­гом смыс­ле, при­лич­но в отно­ше­нии игу­ме­ньи (насто­я­тель­ни­цы) жен­ско­го мона­сты­ря. Напри­мер, мать Ксе­ния или мать игу­ме­нья (насто­я­тель­ни­ца). Такое же обра­ще­ние может исполь­зо­вать­ся и по отно­ше­нию к дру­гим мона­хи­ням, наря­ду с обра­ще­ни­ем «сест­ра». Так­же, как допу­сти­мо обра­ще­ние «отец» к рядо­вым мона­хам, наря­ду с «брат».

    Таким обра­зом, обра­ще­ние «отец» или «мать», «батюш­ка» или «матуш­ка», стро­го гово­ря, умест­но в обра­ще­нии к лицам духов­ным – свя­щен­ни­кам или мона­хам (мона­хи­ням). К жене свя­щен­ни­ка, соглас­но эти­ке­ту, вполне умест­но обра­щать­ся по име­ни и отче­ству или про­сто по име­ни. Как и ко всем осталь­ным миря­нам. Одна­ко, доволь­но проч­но уста­но­ви­лась тра­ди­ция назы­вать супру­гу свя­щен­ни­ка матуш­кой. Так же часто обра­ща­ют­ся к жен­щи­нам сред­не­го или пре­клон­но­го воз­рас­та, рабо­та­ю­щим в хра­мах – свеч­ни­цам, убор­щи­цам и т.д. Фор­ма тако­го обра­ще­ния, хотя и тра­ди­ци­он­на, но явля­ет­ся пал­кой о двух кон­цах. С одной сто­ро­ны лас­ко­вое обра­ще­ние «матуш­ка» к жене свя­щен­ни­ка явля­ет­ся неким про­дол­же­ни­ем тре­пет­но­го и бла­го­го­вей­но­го отно­ше­ния к само­му свя­щен­ни­ку. А с дру­гой сто­ро­ны, явля­ет­ся попыт­кой выра­же­ния чрез­мер­но­го, порой напуск­но­го, бла­го­че­стия. Вто­рое наи­бо­лее ярко про­яв­ля­ет­ся, когда обра­ща­ют­ся к цер­ков­ным работ­ни­цам. Чело­век дума­ет – раз нахо­дим­ся в церк­ви, язык тут осо­бый, атмо­сфе­ра осо­бая, зна­чит и обра­ще­ние тоже долж­но быть осо­бым. И если при­хо­жа­ни­ну или при­хо­жан­ке мож­но про­стить негра­мот­ность или наив­ность, то с цер­ков­ны­ми тру­же­ни­ца­ми, тре­бу­ю­щи­ми к себе обра­ще­ния «матуш­ка» дело обсто­ит ина­че. Такие «игры в мона­стырь» зача­стую ука­зы­ва­ют на жела­ние при­дать себе вид осо­бой зна­чи­мо­сти, могут гово­рить о тщеславии.

    Впро­чем, тра­ди­ция – не канон и не дог­мат. Мож­но назвать жену свя­щен­ни­ка и матуш­кой, и по име­ни, отче­ству, и про­сто по име­ни. Все эти фор­мы обра­ще­ния допу­сти­мы и могут быть исполь­зо­ва­ны в раз­ных ситуациях.

    Про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свечников


  • 3. Мож­но ли пере­да­вать све­чи во вре­мя бого­слу­же­ния, если не можешь подой­ти к подсвечнику?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если храм полон, то и под­свеч­ни­ки, как пра­ви­ло, запол­не­ны горя­щи­ми све­ча­ми. Поэто­му луч­ше не отвле­кать людей, ведь они при­шли в храм молить­ся, а не све­чи передавать…


  • 4. Совер­ша­ют­ся ли зем­ные покло­ны в вос­крес­ные дни?
    Под­сказ­ка

    Нель­зя ста­вить своё соб­ствен­ное муд­ро­ва­ние выше разу­ма Церк­ви, выше авто­ри­те­та Свя­тых Отцев. Пер­вый Все­лен­ский Собор, сво­им 20‑м пра­ви­лом, и Шестой Все­лен­ский Собор, сво­им 90‑м пра­ви­лом, ясно и опре­де­лён­но запре­ща­ют «пре­кло­нять коле­на» в «день Гос­по­день» (вос­кре­се­нье) и «во дни Пяти­де­сят­ни­цы» (от Пас­хи до празд­ни­ка Пяти­де­сят­ни­цы в тече­ние все­го это­го пери­о­да вре­ме­ни еже­днев­но), а такой высо­кий авто­ри­тет для нас, как вели­кий все­лен­ский учи­тель и свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, Архи­епи­скоп Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, в сво­ём 91‑м кано­ни­че­ском пра­ви­ле ясно и вра­зу­ми­тель­но объ­яс­ня­ет при­чи­ну это­го, отно­ся это к «таин­ствам цер­ков­ным», а при­ня­тое всею Цер­ко­вью кано­ни­че­ское пра­ви­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Пет­ра, Архи­епи­ско­па Алек­сан­дрий­ско­го, пря­мо сви­де­тель­ству­ет, что в вос­крес­ный день «и коле­на пре­кло­ня­ти мы не прияли».




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 5. При чте­нии свя­щен­ни­ком раз­ре­ши­тель­ной молит­вы веру­ю­щие скло­ня­ют голо­ву под епи­тра­хиль или вста­ют на коле­ни. В какую сто­ро­ну необ­хо­ди­мо при этом кланяться?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во вре­мя завер­ша­ю­ще­го испо­ведь раз­ре­ше­ния от гре­хов каю­щий­ся скло­ня­ет свою голо­ву – но не перед свя­щен­ни­ком, а перед ико­ной или Еван­ге­ли­ем, сим­во­ли­зи­ру­ю­щи­ми неви­ди­мое при­сут­ствие Хри­ста, Кото­рый один толь­ко име­ет власть остав­лять грехи.
    епи­скоп Кал­лист (Уэр)


  • 6. В какой части хра­ма во вре­мя бого­слу­же­ния при­ня­то молить­ся мужчинам?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 7. Что луч­ше все­го сде­лать, если вы забы­ли выклю­чить мобиль­ный теле­фон и он зазво­нил в храме?








    Пра­виль­ный ответ: №8
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Без­услов­но, крайне жела­тель­но сле­дить за тем, что­бы мобиль­ный теле­фон был выклю­чен не толь­ко во вре­мя бого­слу­же­ния, но и при Вашем нахож­де­нии внут­ри само­го хра­ма или часов­ни. Кро­ме того, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну не подо­ба­ет исполь­зо­вать в каче­стве мело­дии для звон­ка такие зву­ко­вые соче­та­ния, кото­рые могут зву­чать кощун­ствен­но, соблаз­нить или вызвать отри­ца­тель­ные эмо­ции у окру­жа­ю­щих. Тем не менее, если все же Вы забы­лись и теле­фон зазво­нил, необ­хо­ди­мо руко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим пра­ви­лом — све­сти к мини­му­му неудоб­ства моля­щим­ся. Если Вы може­те быст­ро отклю­чить теле­фон, нуж­но сде­лать это, а если нет — как мож­но быст­рее поки­нуть храм, не мешая, по воз­мож­но­сти, осталь­ным участ­ни­кам богослужения.


  • 8. Как нуж­но вос­при­ни­мать иску­ше­ния в хра­ме: непра­виль­ные дей­ствия дру­гих людей, неумест­ные прось­бы, наив­ные вопро­сы, непри­ят­ные инци­ден­ты и т.п.?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ко все­му про­ис­хо­дя­ще­му в хра­ме вокруг Вас нуж­но под­хо­дить с рас­суж­де­ни­ем, мыс­лен­но зада­вая себе вопрос: дей­стви­тель­но ли здесь необ­хо­ди­мо мое вме­ша­тель­ство и како­вы будут его послед­ствия? Если Вы види­те, что кто-то в самом деле нуж­да­ет­ся в помо­щи, то под­ска­зать так­тич­но и с любо­вью (конеч­но, если Вы уве­ре­ны, что зна­е­те пра­виль­ный ответ) — зна­чит совер­шить по-насто­я­ще­му хри­сти­ан­ский посту­пок. Одна­ко если по пове­де­нию мож­но дога­дать­ся, что Ваши сло­ва вряд ли будут вос­при­ня­ты как долж­но и при­ве­дут толь­ко к спо­рам и без­чи­нию — луч­ше про­сто помо­лить­ся за это­го чело­ве­ка, но не всту­пать с ним в пре­ре­ка­ния. Дру­гое дело, если име­ет место явное нару­ше­ние бла­го­че­стия, бого­хуль­ство, кощун­ство, про­па­ган­да иной веры, ере­си, рас­ко­ла, суе­ве­рий или откры­тый соблазн — тогда, невзи­рая на реак­цию тво­ря­щих подоб­ное, пре­сечь его — наш долг. Одна­ко и его нуж­но испол­нить с чув­ством хри­сти­ан­ско­го досто­ин­ства, не опус­ка­ясь до бра­ни, оскорб­ле­ний и тому подоб­ных дей­ствий, несов­ме­сти­мых со зва­ни­ем пра­во­слав­но­го веру­ю­ще­го. Кро­ме того, такие наши поступ­ки почти неиз­беж­но вызы­ва­ют в душе целый рой стра­стей — от гор­до­сти и тще­сла­вия до раз­дра­же­ния и зло­бы. Пом­ня это, луч­ше все­го непре­стан­но молить­ся про себя, испо­ве­дуя перед Богом свое наме­ре­ние и повер­гая свои дела и их послед­ствия все­це­ло в руки Божии.


  • 9. Если через месяц после празд­ни­ка Пас­хи к вам обра­ща­ют­ся с пас­халь­ным при­вет­стви­ем “Хри­стос Вос­кре­се!”, то:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Празд­ник пас­хи про­дол­жа­ет­ся 40 дней, соот­вет­ствен­но, пас­халь­ное при­вет­ствие вполне умест­но всё это время.
    Пас­халь­ное настро­е­ние так­же может быть свой­ствен­но подвиж­ни­кам веры в любое вре­мя года.
    “Нет хуже гре­ха и ниче­го нет ужас­нее и пагуб­нее духа уны­ния, — гово­рил свя­той Сера­фим Саров­ский. Он сам све­тил­ся радо­стию духов­ной, и этой тихой, мир­ной радо­стью он с избыт­ком напол­нял серд­ца окру­жав­ших, при­вет­ствуя их сло­ва­ми: “Радость моя! Хри­стос вос­кре­се !” Вся­кое жиз­нен­ное бре­мя ста­но­ви­лось лег­ким вбли­зи подвиж­ни­ка, и мно­же­ство скор­бя­щих и ищу­щих Бога людей посто­ян­но тол­пи­лось око­ло его кел­лии и пустынь­ки, желая при­об­щить­ся бла­го­да­ти, изли­ва­ю­щей­ся от угод­ни­ка Божия. На гла­зах всех под­твер­жда­лась исти­на, выска­зан­ная самим свя­тым в вели­ком ангель­ском при­зы­ве: “Стя­жи мир, и вокруг тебя спа­сут­ся тысячи”.


  • 10. Для чего при­ня­то цело­вать руку свя­щен­ни­ка и епи­ско­па после благословения?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во вре­мя бого­слу­же­ния епи­скоп сим­во­ли­зи­ру­ет Хри­ста. Цело­ва­ние руки епи­ско­па во вре­мя бого­слу­же­ния (а в Гре­ции пре­иму­ще­ствен­но сохра­ня­ет­ся такое цело­ва­ние) сим­во­ли­зи­ру­ет, что веру­ю­щие целу­ют руку как бы Само­го Гос­по­да и Спа­си­те­ля. Но по вполне понят­ным бла­го­че­сти­вым моти­вам, цело­ва­ние руки пере­шло из бого­слу­же­ния и вооб­ще в жизнь. Сей­час при встре­че с вла­ды­кой поло­же­но про­сить его бла­го­сло­ве­ния и цело­вать ему руку.
    Со свя­щен­ни­ка­ми почти так, но не совсем так. Хотя сей­час мы гово­рим, что целуя руку свя­щен­ни­ка, лоб­за­ем дес­ни­цу Гос­по­да, с бого­слов­ской точ­ки зре­ния это не совсем вер­но. Свя­щен­ник сим­во­ли­зи­ру­ет не Хри­ста, а апо­сто­ла. Цело­ва­ние руки свя­щен­ни­ка ско­рее выра­жа­ет идею отцов­ства, наставничества.
    С глу­бо­кой древ­но­сти, в знак почте­ния и люб­ви к отцу, учи­те­лю, цело­ва­ли их руку. Вот свя­щен­ник и явля­ет­ся таким отцом (мы его даже назы­ва­ем отец ИМЯ) и настав­ни­ком нашим. Но в первую оче­редь даже отцом, что мы нахо­дим, напри­мер, у апо­сто­ла Пав­ла: “Вра­зум­ляю вас, как воз­люб­лен­ных детей моих. Ибо, хотя у вас тыся­чи настав­ни­ков во Хри­сте, но не мно­го отцов; я родил вас во Хри­сте Иису­се бла­го­вест­во­ва­ни­ем”. (1 Кор. 4, 14–15).


  • 11. Берут ли в каче­стве при­вет­ствия бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ни­ков в при­сут­ствии архиерея?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Суще­ству­ет чет­кое пра­ви­ло: в при­сут­ствии архи­ерея не берут бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ни­ков, но лишь при­вет­ству­ют их лег­ким накло­ном головы.


  • 12. Во вре­мя каж­де­ния диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком хра­ма (по пери­мет­ру) он кадит ико­ны, а ино­гда так­же и при­хо­жан. При этом при­хо­жане кла­ня­ют­ся в ответ на каж­де­ние. Тре­бу­ет­ся ли пово­ра­чи­вать­ся вокруг сво­ей оси вслед за священнослужителем?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Стро­го гово­ря, свящн­но­слу­жи­тель кадит веру­ю­щих ещё нахо­дясь на солее. Далее он обхо­дит храм, совер­шая каж­де­ние перед ико­на­ми. Если он при этом ещё раз кадит веру­ю­щих, то доста­точ­но покло­нить­ся, когда он нахо­дит­ся рядом.

    “Доста­точ­но покло­нить­ся во вре­мя каж­де­ния, когда свя­щен­но­слу­жи­тель нахо­дит­ся в бли­жай­шей к вам точ­ке: если вы сто­и­те в пра­вой части хра­ма, то, когда он совер­ша­ет каж­де­ние, — спра­ва, если в левой — сле­ва. Не нуж­но пово­ра­чи­вать­ся на 360 гра­ду­сов в зави­си­мо­сти от пере­ме­ще­ния свя­щен­но­слу­жи­те­ля по храму”.
    про­то­и­е­рей Мак­сим Козлов


  • 13. Вы при­гла­ше­ны на име­ни­ны насто­я­те­ля собо­ра, про­то­и­е­рея Андрея. Матуш­ка накры­ла празд­нич­ный стол, собра­лись гости. Вам выпа­ла честь поздра­вить люби­мо­го батюш­ку от лица при­хо­жан, после того, как его малень­кие дети поздра­вят папу. Что в поздрав­ле­нии будет совер­шен­но неуместно?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Исхо­дя из вопро­са, жена насто­я­те­ля (матуш­ка) пока жива, так­же она не при­ня­ла постриг и не ушла в мона­стырь. Поэто­му преж­де­вре­мен­но желать насто­я­те­лю епи­скоп­ско­го сана, кото­рый в наше вре­мя воз­мо­жен толь­ко для монахов.


  • 14. Как ска­зать правильно?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ошиб­ка в том, что сло­во “Гос­по­ди” по недо­ра­зу­ме­нию вос­при­ни­ма­ет­ся как некое “имя Божие”. А меж­ду тем это все­го лишь фор­ма зва­тель­но­го паде­жа, то есть обра­ще­ния, от сло­ва “гос­по­дин” или “гос­подь”. В Св. Писа­нии это сло­во отно­сит­ся как к Боже­ству, так и к людям.
    Поэто­му мож­но ска­зать “Спа­си меня, Гос­по­ди” или “Спа­си его (её, их), Гос­по­ди” — обра­ща­ясь к Богу с молит­вой о самом себе или о дру­гих. Но “Спа­си тебя (вас) Гос­по­ди” в самом деле бес­смыс­ли­ца: к кому обра­ще­на эта фра­за, к чело­ве­ку или к Богу? — Сле­до­ва­ло бы ска­зать “Спа­си тебя Гос­подь” (в име­ни­тель­ном падеже).
    иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш)


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 78%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

7 комментариев

  • свя­щен­ник Андрей Крашенинников, 24.11.2021

    Здрав­ствуй­те. В неко­то­рых тестах есть ошиб­ки фило­ло­ги­че­ско­го и бого­слов­ско­го характера.

    Ответить »
    • Ген­на­дий, 03.12.2021

      Хоте­лось бы узнать, в каких вопро­сах и что имен­но не так.

      Ответить »
  • Люд­ми­ла, 21.07.2021

    Спа­си Бог за ука­зан­ные ошиб­ки совер­шен­ные мной при про­хож­де­нии теста.

    Ответить »
  • Алек­сандр, 18.04.2021

    Спа­си вас Гос­подь за то, что обна­ру­жил ошиб­ки в сво­их зна­ни­ях. Очень полез­ный тест.

    Ответить »
  • tamara1473, 11.12.2020

    Доб­ро­го дня и спа­се­ния Вам! Тесты очень позна­ва­тель­ные. Про­сто клад для меня!

    Ответить »
  • Анна, 24.11.2020

    Спа­си­бо за такие тесты, пони­ма­ешь как мно­го­го не зна­ешь. А такой фор­мат тести­ро­ва­ния поз­во­ля­ет рас­ши­рять свои зна­ния, в такой важ­ной области.

    Ответить »
  • Ири­на, 11.11.2020

    Узна­ла свои ошибки
    Познавательно

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки