Педагогика

(6 голосов: 5 из 5)

См. раздел ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Педаго́гика — наука о содержании, целях, моделях и методах воспитания, обучения и образования человека; наука о целенаправленной деятельности по формированию человеческой личности.

Главный смысл и задача православной педагогики, по высказываниям прот. Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви, и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

В древнегреческом педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос.

Как в свое время писал К.Д. Ушинский: «Педагогика без Христа дело немыслимое, – без оснований позади и без перспектив впереди».

Чем христианская педагогика отличается от педагогики вообще?

Собственно говоря, педагогика подразумевает возможность различных подходов и форм воспитания воспитания человека как личности, в зависимости от тех или иных условий и обстоятельств.

Между тем христианская педагогика отличается от любых других педагогических направлений в корне, по существу.

Прежде всего это отличие усматривается в том, что в основе важнейших принципов христианской педагогики положены не идеи, сформулированные таким-то или таким-то учёным, пусть даже признанным, знаменитым, даже и гениальным, но нормы и требования, открытые человеку Самим Богом. В этом отношении нашим Учителем признаётся Христос (Ин.13:13).

Конечно, христианская педагогика не исключает возможности использования опыта светской педагогики, всего того лучшего, что применяется в педагогике вообще. Но и здесь, при определении, что есть лучшее, а что не есть, главным критерием служит, опять же, Божий закон.

Светская педагогика основывается на тех нравственных ценностях, принятых в том или ином обществе и субъективно почитаемые за таковые. Христианская педагогика основана на действительных нравственных ценностях, обозначенных Богом.

Как христианская, так и светская педагогика ставят главной задачей формирование личности. И, казалось бы, в этом можно усматривать сходство. Между тем при обстоятельном исследовании вопроса, что именно понимается под формированием личности, позиции последователей светской и христианской педагогики могут расходиться до крайностей.

Положим, в рамках светской педагогики формирование личности может означать формирование (в подопечном) таких личностных качеств как уверенность в собственных силах, уверенность в себе; любовь и уважение к собственной персоне. Всё бы ничего, но ведь часто под этими естественными, казалось бы, чертами скрываются: горделивая самоуверенность, самолюбие, тщеславие, эгоизм.

Христианская же педагогика под формированием личности подразумевает прежде всего раскрытие черт образа Божьего, стяжание и приумножение добродетелей, уподобление Богу. В этом и состоит смысл христианского воспитания.

Задача светской педагогики — подготовить человека к жизни в земном обществе, сделать его достойным гражданином своей страны или мира.

Задача христианской педагогики — подготовить человека не только к земной жизни в социуме, но и к вечной блаженной жизни о Господе; способствовать тому, чтобы он смог (при посредстве Божественной благодати) сделаться гражданином Небесного Отечества, наследником Царства Божьего, Царства святых.