Упо­ва­ние

***

Упова́ние — 1) осно­ван­ная на вере надежда на Бога, дове­ри­тель­ное отно­ше­ние к Боже­ствен­ному Про­мыслу); 2) надежда на осу­ществ­ле­ние жела­е­мого, «вера» в осу­ществ­ле­ние чего-либо в буду­щем.

***

Не явля­ется ли для хри­сти­а­нина упо­ва­ние на посмерт­ное воз­да­я­ние пози­цией раба или наём­ника, но не сына?

На сего­дняш­ний день на воору­же­нии кри­ти­ков хри­сти­ан­ской дог­ма­тики и этики состоит и такой аргу­мент: все хри­сти­ане — чрез­вы­чайно корыст­ные люди.

Причём, (будто бы) их корысть про­яв­ля­ется даже тогда, когда они дей­ствуют во имя Добра на даже, каза­лось бы, совер­шенно бес­ко­рыст­ной основе (напри­мер, жерт­вуют скуд­ные накоп­ле­ния на содер­жа­ние лечеб­ниц, мона­сты­рей, тру­дятся во Славу Божью без зара­бот­ной платы, помо­гают без­дом­ным и пр.), ведь в дей­стви­тель­но­сти даже фор­мально бес­ко­рыст­ное хри­сти­ан­ское дела­ние моти­ви­ро­вано сугубо корыст­ными инте­ре­сами: стя­жать блага в буду­щей жизни, уна­сле­до­вать Цар­ство Небес­ное, избе­жать адовых мук.

Так ли это? — Не так. Те вечные нетлен­ные блага, к кото­рым стре­мится хри­сти­а­нин, состав­ляют не пред­мет его коры­сти, а усло­вия его буду­щего сча­стья. Между же гре­хов­ной коры­стью и стрем­ле­нием к под­лин­ному сча­стью лежит огром­ная, прин­ци­пи­аль­ная раз­ница.

Гре­хов­ная корысть, как и любой грех вообще, про­ти­во­ре­чит есте­ствен­ным чело­ве­че­ским потреб­но­стям, есте­ствен­ным стрем­ле­ниям чело­ве­че­ского сердца, тогда как стрем­ле­ние к сча­стью — напро­тив, есте­ственно для всех без исклю­че­ния людей. Ведь Бог создал чело­века не для вечной скорби, а для веч­ного бла­жен­ства. Хри­сти­ан­ское созна­ние соеди­няет поня­тие о высшем сча­стье с жела­нием радо­сти бого­об­ще­ния и обще­ния с ближ­ним.

Хри­сти­а­нин стре­мится к Богу как к Источ­нику жизни и радо­сти, благ и бла­жен­ства. Корыст­ный же чело­век стре­мится не к Богу и не к Небес­ному сча­стью, но к земной выгоде.

Хри­сти­ан­ское доб­ро­де­ла­ние обу­слов­лено любо­вью к ближ­нему и свя­зано с чув­ством отзыв­чи­во­сти. Гре­хов­ная же корысть нередко зиждется на про­ти­во­по­лож­ной основе: на обо­жа­нии земной выгоды, эго­изме, жела­нии благ для себя в ущерб прочим людям (кон­ку­рен­там, сопер­ни­кам, просто нуж­да­ю­щимся).

Будучи сопря­жено со ску­по­стью и стя­жа­тель­ством, коры­сто­лю­бие спо­собно втя­нуть чело­века в идо­ло­по­клон­ство — почи­та­ние мам­моны, что оттолк­нет его от Бога (Мф.6:24). Стрем­ле­ние же к Цар­ству Небес­ному не только не оттал­ки­вает чело­века от Гос­пода, но и спо­соб­ствует укреп­ле­нию союза.

Конечно, на первом этапе при­об­ще­ния чело­века к цер­ков­ной жизни может слу­чаться, что его рас­суж­де­ния о стя­жа­нии Цар­ства будут иметь ана­ло­гию с дово­дами коры­сто­любца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бес­спор­ную выгоду.

Иногда эта стадия духов­ного взрос­ле­ния хри­сти­а­нина условно и алле­го­рично име­ну­ется наём­ни­че­ством. Однако по мере духов­ного вос­хож­де­ния к Богу чело­век, как сын Божий по бла­го­дати, совер­шает добро, будучи движим самой любо­вью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.

Может ли быть ложное упо­ва­ние на Бога (свя­зан­ное с надеж­дой, что Бог спа­сает неза­ви­симо от нашей жизни)?

При­меры над­ле­жа­щего упо­ва­ния на Бога известны со времен Вет­хого Завета (Пс.61:8). Такое упо­ва­ние испы­ты­вали, напри­мер, Божьи про­роки. Со времён созда­ния Церкви Хри­сто­вой упо­ва­ние на Бога явля­ется одним из про­яв­ле­ний хри­сти­ан­ской веры.

Чем более твёр­дой явля­ется вера хри­сти­а­нина, тем более силь­ным бывает и его упо­ва­ние. Однако, сле­дует пом­нить, что упо­ва­ние упо­ва­нию — рознь. Наряду с бого­угод­ным упо­ва­нием нередко встре­ча­ется ложное. Пра­виль­ное бывает обу­слов­лено верным пони­ма­нием цер­ков­ного учения о Боге и Его Про­мысле, тогда как ложное — ложно интер­пре­ти­ро­ван­ным уче­нием Церкви или незна­нием этого учения, лож­ными, субъ­ек­тив­ными пред­став­ле­ни­ями и надеж­дами).

Одна из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных на сего­дняш­ний день форм лож­ного упо­ва­ния на Бога свя­зана с уве­рен­но­стью, что в конеч­ном итоге все без исклю­че­ния люди станут при­част­ни­ками Цар­ства Славы, вне зави­си­мо­сти от образа их земной жизни. Такая уве­рен­ность зиждется на воз­зре­нии, что поскольку Гос­подь чело­ве­ко­лю­бив, благ, добр, мило­сер­ден, постольку Он не пре­даст на вечные, бес­ко­неч­ные муки ни одного чело­века, пусть даже этот чело­век, живя на земле, вёл отвра­ти­тель­ную, бого­про­тив­ную земную жизнь.

В своё время подоб­ного рода учение отста­и­вал Ориген, но впо­след­ствии ори­ге­низм был осуж­ден на V Все­лен­ском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спа­се­нии всех людей вообще выска­зы­вал Гри­го­рий Нис­ский. Согласно этой мысли, осуж­ден­ные на адовы муки греш­ники под дей­ствием неуга­си­мого адского пла­мени, кото­рое, будет ока­зы­вать них вра­чу­ю­щее дей­ствие, нрав­ственно пре­об­ра­зятся и рано или поздно соеди­нятся со свя­тыми. Дли­тель­ность пре­бы­ва­ния греш­ни­ков адском огне будет зави­сеть от сте­пени их гре­хов­но­сти.

Однако, несмотря на то, что свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский почи­та­ется Цер­ко­вью как один из вели­ких отцов, эта, выска­зан­ная им мысль не имеет обще­цер­ков­ного при­зна­ния. Боле того, против подоб­ных идей выска­зы­вался даже родной брат Гри­го­рия Нис­ского, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, выска­зы­вался резко, под­чер­ки­вая, что они не соот­вет­ствуют духу веро­уче­ния Церкви и спо­соб­ствуют греш­ни­кам успеш­нее отва­жи­ваться на грех.

***

Многие, страха ради или стыда чело­ве­че­ского, или ради того, чтоб уго­дить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наобо­рот, кото­рые делают добро по таким же побуж­де­ниям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой стра­сти, непо­тре­бен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помыш­ле­нии иметь целию уго­жде­ние Богу и славу Его, как учит святой Апо­стол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что тво­рите, вся во славу Божию тво­рите (1Кор.10:31).
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слово 30

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки