По мере того как я начал изучать православное христианство и практиковать его, я понял, что христианство - это жизнь в постоянном страхе и депрессии, от осознания того, можно попасть в ад. Один мой друг, отмечает тоже самое. По его словам, когда он стал христианином, в его жизнь пришла депрессия и страхи, и жить стала хуже, чем до этого. Но сейчас не о нем, а обо мне. Несмотря на то, что я стараюсь жить по Библейским заповедям и по возможности не грешить, меня не покидает чувство, что как ни старайся, Богу вообще никак невозможно угодить. Что бы я не сделал, я всегда плохой. Иногда после прослушивания проповедей приходит уныние и хочется забиться в угол и ни с кем не разговаривать, хотя и это грех тоже. Слушал одного священника, который говорил, что за всю свою жизнь он встретил 3-5 человек, которые точно попали в Царствие Небесное. Ну, а остальные, что в ад попали? Монахи вообще говорят, что нужно идти в монастырь, потому, что в миру очень сложно спастись. В общем, сложно угодить Богу. От осознания этого приходит уныние и депрессия. А уныние тоже грех, по этой причине человека тоже ждет ад. Ну, а как не унывать, если тебе постоянно тыкают в то, что ты плохой? По словам проповедников у современных христиан плохая духовная жизнь, а после смерти Бог дополнительно откроет всем нам нашу греховность. Как от этого не унывать? Что на этой земле мучения, что после смерти будут еще большие мучения. От этого меня сопровождает постоянное чувство вины и страха. Все это присутствует даже при выполнении элементарных бытовых вещей, например разговора с людьми, при этом у меня имеется чувство вины перед ними за свои слова, хотя я никому не грублю и ничего плохого не говорю. А когда мне грубят просто на ровном месте, я извиняюсь перед этими людьми, сам не зная за что.
Возможно у меня какое то извращенное понимание христианства, но для меня христианство - это жизнь в страхе, как бы не согрешить, чтобы в ад не попасть. Постоянное копание в себе, выискивание грехов, очень часто надуманных. С одной стороны вроде это и не грех, потому, что в Библии такого нет запрета, но с другой стороны, меня так нагрузили этим "ты плохой", что я вижу грех во всем: а правильно ли я ответил человеку, а не обидел ли я этого, а не грех ли это.... Как ни сделай - грех. И все это крутится и крутится в голове, и конца краю нет. Я уже молчу о бесчисленном количестве всевозможных, очень специфических правил. Какой рукой правильно свечку ставить, в какие дни позволительно совершать земные поклоны, а в какие не позволительно и т. п. А насчет запретов тут все еще более строго. Вкусную еду нельзя, сладости нельзя, близость даже с законной женой только для зачатия детей. Удовольствие с женой - грех и узаконенный блуд. Поразительно, что даже законные супруги, должны быть в интимных отношениях как роботы. Только не надо говорить, что наведенные мною выше запреты разрешены. Это они сейчас разрешены, потому, что церковь идет на компромисс с миром. На самом деле все это запрещено.
В Евангелие сказано: Всегда радуйтесь.... 1 Фесс. 5:16. Но радости нет. Есть только множество всевозможных правил, постоянное самоунижение, страхи от возможности что-то не так сделать, сказать или подумать. И все это постоянно нависает над моей головой и не дает покоя. Я вообще перестал различать, что правильно, а что нет. Для меня почти все - грех. Как не поступи - грех. Сказать что-то грех, промолчать тоже грех и так далее.
10 Ответов
Я не священник и меня могут поправить, если что-то не так:
*Свечку можно держать в любой руке. Главное не свечка, а молитва.
Прочитайте про свечу здесь.
Некоторые люди зацикливаются на внешних "обрядах", забывая о духовном. В Евангилие это состояние называют фарисейством.
Христос про фарисеев говорил: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты". Евангелие от Матфея 23:27
* На пути движения к Богу обычно человек проходит три состояния:
раб, наемник и сын.
Раб исполняет волю Божию из страха наказания, (попасть в ад).
Наемник – ради Царства Небесного,
Сын – единственно из любви к Богу – своему Отцу.
Подробнее здесь.
*"Еда для человека, а не человек для еды". Из еды нельзя делать "кумира", но есть вполне вкусную еду можно. Нужно отказываться от изысканной и супердорогой еды (типа омаров), особенно во время однодневных и многодневных постов. Раньше в посты ели менее дорогую еду (вместо мяса- молоко, например), а разницу в деньгах отдавали нуждающимся.
Про то, можно ли есть вкусную еду здесь.
Две главные заповеди в Христианстве: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22:37-40)
Исходя из второй заповеди и делали (и делают) пожертвования нуждающимся. И не потому что, если не сделать, то это грех. А потому что, если сделать, то это добродетель.
*Интересно, кто Вам тыкает в то, что Вы плохой?
*От куда священник может знать, что 3-5 человек попали в Рай? Это может знать только Бог.
*Близость с законной женой нужна не только для зачатия детей, но и для одного из многих способов проявления любви к жене: "жена и муж есть одна плоть" Бытие 2:21–24.
"Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть". (Мк.10:7-8)
И детей нужно не только родить, но и вырастить в любви и заботе.
Почитайте Евангелие еще раз. Вы поймете, что Бог есть Любовь. "И что невозможно человеку (например спастись), то возможно Богу (спасти)". (Лк.18:26-27).
Попробуйте чаще Исповедоваться и Причащаться.
*Богу не надо пытаться угождать. Во первых это не возможно по определению, во вторых Он нас любит такими, какие мы есть (как любящий отец любит своего ребенка).
И нужно не столько бороться с грехами (хотя это тоже важно), сколько пробовать расти в добродетели.
У Вас проблема может быть в том, что Вы реально запутались (попробуйте обратиться к священнику). Либо, если это все Вам говорят в Церкви на приходе (например, что Вы неправильно ставите свечку), попробуйте поменять Храм (приход).
Я Вам желаю удачи в Вашем Православном росте и поменьше унывать.
Думаю вам скоро ответят более опытные чем я в этих вопросах, но пока напишу, депрессия и уныние у вас я думаю от того, что вы не выполняете самой главной первой заповеди "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. (Лк. 10:27).Если бы была такая любовь, то не был даже так страшен ад, святые говорили "Пусть даже в ад пойдём, но зато будем с тобой Господи".Ведь если вы кого то любите, родителей, девушку, друзей, не важно кого, вы за ними пойдете куда угодно, хоть в огонь, хоть в воду. И вот такая любовь должна быть к Богу, только даже больше.

Христианство не говорит "ты плохой".
Христианство говорит:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф.5:3)
Нищие — те, которые осознают, что им чего-то не хватает и они стремяться это заполучить просьбами и они готовы приложить усилия для получения просимого.
Нищие духом — те, которые стремятся стать лучше в духовно-нравственном плане. К примеру, стать добрее, терпеливее, милосердние и обрести другие добродетели.
Скажите полностью:
"Я плохой, да, но я могу стать лучше. Я хочу стать лучше."
И, обдумайте, что можно сделать доброго. Или от каких вредных привычек отказаться. И тогда у вас сдвинеться мир с мертвой точки. Только не забудьте попросить у Бога помощи в молитве на благое дело.
***
Если есть страх, значит мы далеко несовершенны. Об этом свидетельствуют слова апостола Иоанна:
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Ин.4:18)
Выход есть — стремиться к совершенству. И снова мы возвращаемся к словам Спасителя:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф.5:3)
Это лишь одна строка. Одна из Заповедей Божьих и лишь одно её объяснение. А еще сколько всего есть, столько можно изучить, столько узнать, столько исполнить.
Если вы уже прочитали Новый Завет, то могу посоветовать прочитать книгу Восемь смертных грехов и борьба с ними, где описаны совета священника, как бороться с печалью и унынием.

Страх всегда должен оставаться у христианина, на любом этапе. Но со временем он должен трансформироваться в сыновний страх, то есть боязнь потерять благоволение Небесного Отца и разрушить любовь.
Вадим, то, что Вы описываете не редкость, тем не менее, само Ваше ощущение, симптомы переживания Православия показывают, что это ненормально. Евангелие открывает путь примирения с Богом и более полноценного проживания жизни в свободе от греха. И это совсем непохоже на то, что Вы описываете. Да, в Православии есть понятие о греховности человека, о пагубности его положения без Бога, но если на этом все останавливается, то это путь к отчаянию. Свт. Феофан Затворник писал об этом:
Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати.
Да, мы грешники, и было бы ошибкой пытаться рассчитаться с Богом, чтобы заслуженно получить Царство Небесное. Никто его не заслуживает, Христос заслужил нам его. И эта вера и надежда на Спасителя должна мотивировать нас жить по закону Божию, а не погружать в безнадежность. Помните, что Бог ищет малейшую возможность спасти человека и Он вовсе не заинтересован, чтобы губить кого-то! При всех возможностях и заботе, которыми Он окружил верующих, погибнуть можно только тому, кто не пытается ничего делать и не стремится к Богу.
Монахи вообще говорят, что нужно идти в монастырь, потому, что в миру очень сложно спастись.
Ну это они сгущают краски. Приведу слова монаха и подвижника свт. Феофана Затворника:
Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь.
Тут в кратком виде указано все необходимое, что не представляет в действительности большой сложности (живая вера, отсутствие тяжких грехов, участие в церковной жизни, память о Боге, смирение).
Возможно у меня какое то извращенное понимание христианства, но для меня христианство — это жизнь в страхе, как бы не согрешить, чтобы в ад не попасть. Постоянное копание в себе, выискивание грехов, очень часто надуманных.
Да, я думаю, что здесь наложилось несколько факторов: собственная мнительность, чтение определенной литературы, отсутствие адекватного церковного окружения и рассудительного духовника. Духовник Вам определенно нужен, который бы направлял и выровнял те искажения, которые Вы уже усвоили для себя.
Как не сделай — грех. И все это крутится и крутится в голове, и конца краю нет.
На самом деле, нет такого. Это как раз проблема Вашей мнительной совести. Тяжких грехов не так много и без них можно полноценно жить жизнь и радоваться. А если придумывать себе сложности или слушать людей, которые не ссылаются на ясные библейские предписания, а сочиняют нравственные запреты от себя, то действительно можно подумать, что живешь в тюрьме. Да, такого хватает в нашей среде, поэтому нужно максимально сознательно и критически относится к тому, что говорят люди без серьезного обоснования.
Удовольствие с женой — грех и узаконенный блуд. Поразительно, что даже законные супруги, должны быть в интимных отношениях как роботы. Только не нежно говорить, что приведенные мною выше запреты разрешены. Это они сейчас разрешены, потому, что церковь идет на компромисс с миром.
Надеюсь, что Вы не считаете св. Иоанна Златоуста пастырем, который говорил хоть что-то, идя на компромисс с миром? Его поучения:
Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит гибель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? С свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение.. Таким образом, кто ищет удовольствия, тот особенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов.
См. подробнее об отношении христианина к удовольствиям.
Вадим, православное наследие гораздо глубже и мудрее тех поверхностных знаний, которые Вы имеете о нем. У Вас много запутанности в голове. Поэтому Вам нужно пройти полноценный курс катехизации (изучения основ веры и нравственности) у себя в районе или онлайн, а также найти духовника, который бы помог на этом пути.
Нормы евангельской морали абсолютно практичны и жизненны. Они ведут к созиданию, а не к разрушению человека. Если следование христианским нормам приводит Вас только к унынию и нежеланию жить, значит Вы определенно столкнулись с ложным восприятием Евангелия и делаете что-то не то.
Проблема невротической религиозности в современной православной среде
Бояться, конечно, надо, ведь начало премудрости - страх Господень. Но это не тот страх, который Вы озвучили.
Родной, начните читать жития святых. Жития святых дают нам надежду, которой сейчас у Вас нет, и доверие к Богу. Читайте их почаще и при этом молитесь святым, чтобы они помогли Вам прийти в доброе расположение духа и по силе своей исполнить заповеди Божии.
И повторю также озвученный выше совет относительно духовника.

Вы простите, что вмешиваюсь, но в таком состоянии человек вряд-ли сможет читать жития святых (сужу по себе и своим знакомым). Безусловно, их путь может вдохновить, но и чувство вины от несоответствия их жизни прибавить…
«Возможно у меня какое то извращенное понимание христианства»
Возможно, Вам было бы проще, если бы Вас стали переубеждать, но увы – у Вас, действительно, какое-то извращенное понимание христианства. Большая часть того, что Вы описали – это не христианство. Схожесть в терминах есть, а духа христианства – нет.
Вы и сами ссылаетесь на слова апостола Павла: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18). Кстати, это слова из Апостольских посланий Нового Завета, а не из Евангелий – не сочтите это придиркой к словам, просто отметьте это как повод более скрупулезно отнестись к азам Православия.
«Христианство есть религия радости, хотя этого так часто не чувствуют сами христиане и отрицают враги христианства. Чтобы понять это, достаточно вслушаться в слова Евангелия. Я возвещаю вам великую радость (Лк. 2:10), – сказано в начале Евангелия от Луки, а кончается оно рассказом о том, как апостолы с горы Вознесения возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24:52). О радости, которой никто не может отнять (см.: Ин. 16:22) говорит Сам Христос; к радости призывает апостол Павел (см.: 1Фес. 5:16); радостью светится все богослужение Церкви; «радость моя» – называет каждого приходящего к нему преподобный Серафим. И когда исчезает радость из сердца верующего, что-то радикально меняется в самой вере» (протопресвитер Александр Шмеман).
В Библии сказано и словами Христа, и словами апостолов о великой радости христианства, святые отцы немало говорят о том, что радость – это суть Православия: "Такова о вас воля Божия во Христе Иисусе". А значит Ваше утверждение:
«христианство — это жизнь в постоянном страхе и депрессии»
является ошибочным.
Вы истолковываете память смерти как ожидание адских мучений и подкрепляете свое убеждение размышлениями о том, что «Богу невозможно угодить», «невозможно не грешить», зачем-то выискиваете себе грехи, погрузились в пучину формальных и зачастую суеверных «правил». Все эти умственные и мирские действия наполняют вас унынием.
«Воспоминание о смерти, о суде Божием, о вечных муках – хорошо; но когда при этом приходит безнадежие, уныние, отчаяние, то надо знать, что тут есть и примесь бесовская, которая прогоняется верой» (святитель Игнатий (Брянчанинов).
Вот как осуществляется памятование о смерти по разуму, наполняющее душу той самой радостью во Христе:
«Очевидно: такое изменение совершается от благодатного явления в сердце надежды спасения. Тогда при размышлении о смерти печаль растворяется радостью, слезы горькие претворяются в сладостные слезы. Человек, начавший плакать при воспоминании о смерти, как при воспоминании о казни, внезапно начинает плакать при этом воспоминании, как при воспоминании о возвращении в свое бесценное отечество. Таков плод памятования смерти (святитель Игнатий (Брянчанинов).
На данный момент Ваше состояние похоже на действие духовной прелести, но не той ее формы, которая наполняет ложным ощущением блаженства, а более тягостной, когда «усвоение человеком лжи, принятой им за истину» (святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит к страху и отчаянию.
Начните с самого важного – откажитесь от своего мнения.
«Понимаешь ли, что мнение – прелесть? Эту прелесть Писание называет «лжеименным разумом» (1Тим.6:20), т. е. произвольным ложным умствованием, присвоившим себе имя разума. Точное и правильное понятие о Истине есть знание, знание от видения, видение – действие Св. Духа. Когда нет знания истиннаго в уме, оно заменяется знанием сочиненным. Люди часто сознаются в этом невольно, не понимая сами, какое глубокое значение имеет их сознание; они говорят: «мы приняли так понимать», т. е. составили, за неимением знания точного, мнение, чуждое всякой точности. И так мнение – прелесть! Избавляемся от прелести заповеданным в Евангелии самоотвержением, погублением души своей. Погублением души названо отречение от своих мнений, от своей воли, от стяжательности, от кровяных движений, от чувств – словом сказать от всей вместе взятой прелести, обнявшей всего человека, все части его, все существо его. Прелесть так усвоилась нам, что сделалась как бы жизнью, как бы душой нашей, совершенно заглушила естество наше, как заглушают плевелы хлеб на поле, чрезмерно удобренном. Устранение у себя прелести названо Богомудрым Писанием с чрезвычайною правильностью: самоотвержением; ненавидением, погублением души своей и проч.» (святитель Игнатий (Брянчанинов).
Сразу скажу –с Вашим складом ума есть опасность с отчаянием отнестись к необходимости отказаться от своего мнения как к очередному катастрофическому лишению, способному раздавить Вас. Не пугайтесь слов «ненавидение и погубление своей души». Попытайтесь представить это как медицинскую манипуляцию. Если у человека есть гноящаяся рана, ему нужно не бояться вскрыть это рану, чтобы исторгнуть весь гной. Так и тут – отвержение себя подразумевает отвержение своей заблуждающейся, «гнойной» части, отравляющей жизнь.
Там что для начала разделите в своем уме христианство и свое мнение о нем. Признайте – не на словах, а самой своей душой, что Ваше представление ошибочное, и буквально по крупицам разбирайте свои заблуждения, вытравляя из них всю ложь.
Это не значит, что такой разбор приведет ко взгляду на жизнь через розовые очки – без страхов, вины и прочих тревог. Но это будет трезвый, здоровый взгляд на жизнь - без невроза.
Доверие и любовь к Богу, а не панический ужас перед ним – вот основа православной веры.
«Но тогда по-прежнему остается вопрос: о чем она, эта радость, как достичь ее и как жить в ней? Ответ снова дается в Евангелии : «И возрадовались ученики, – говорит оно, – увидев Господа» (ср.: Ин. 20:20). Радость веры – не от выкладок и доказательств, а от Того, о Ком наше сердце говорит нам, что Он есть Сама Радость, Сам Свет, Само Добро, Сама Истина, от возможности видеть и узнавать Его. И возрадовались ученики, увидевши Господа. И что же вся наша вера, вся наша Церковь с небесной красотой ее обрядов, с ее иконами, этим просветом, прорывом в небо, как не сплошное видение радости, как не общение с радостью, подобной которой нет на земле? Но если все это не отнесено к таинственному присутствию Христа, если все это не средство видеть, слышать, любить Его, тогда оно страшный и бессмысленный обман.
Вот в полутёмной церкви начинается служба. Вслушаемся в тихое, берущее за душу пение. К чему призывает оно? «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»258 – это призыв приблизиться, увидеть Того, Кто здесь, с нами. Не думать и размышлять о Нем, а приблизиться и припасть к Нему. Это призыв к радостной встрече. И как ответ на эту встречу, на это видение несется радостное: Благослови, душе моя, Господа...259 (Пс. 103:1). И вот тогда входит в душу и наполняет ее та радость, о которой мы говорим. Не мутное веселье миpa, после которого неизменно наступает похмелье и разочарование, не мимолетные радости, после которых тьма жизни становится ещё гуще, не забвение и даже не утешение, а твердое, спокойное и радостное знание: «Господь защитник моей жизни, кого убоюся?» (Ср.: Пс. 26:1.) Не бойтесь, – говорит Христос, – Я победил мир (ср.: Ин. 16:33), и мы верим Ему. Да не смущается сердце ваше (Ин. 14:1, 27), – говорит Он, и наше сердце перестает смущаться. Радуйтесь (Мф. 28:9), – говорит он, и радость входит в нас, и нет силы, способной ее уничтожить» (протопресвитер Александр Шмеман).

Вы абсолютно правы в этом: «На данный момент Ваше состояние похоже на действие духовной прелести, но не той ее формы, которая наполняет ложным ощущением блаженства, а более тягостной, когда «усвоение человеком лжи, принятой им за истину» (святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит к страху и отчаянию.» Прям себя увидел. Спасибо за содержательный ответ. Я действительно принимаю ложь и считаю грехом, то, что грехом не является!
Фантастический образ человека-христианина имеет до определенной степени невротическую структуру, как это будет подробно показано в главной части нашей книги. Ведь и фантастический христианин находится во власти психодинамики расколов и противоречий его внутреннего мира. Они проявляются в его двуличном поведении, когда такой христианин одновременно находится одной ногой в жизни Церкви, а другой – в мирской реальности, которая, главным образом, и определяет такое поведение. Карен Хорни пишет, что возникновение идеализированного образа объясняется «попыткой … создания собственного образа: что он, человек, представляет собой, каким, с его точки зрения, он может или должен быть в данный момент. Сознательный или бессознательный, этот образ всегда в большой степени оторван от реальности, хотя то воздействие, которое он оказывает на жизнь человека, в высшей степени реально.
Идеализированный образ способствует вытеснению вины человека в бессознательную область его психики, чтобы были забыты оплошности, недостатки, ошибки и другие отрицательные психодинамические элементы, которые отвергаются именно потому, что не совместимы с этим образом. Согласно Хорни, то, «что человек считает своими ошибками или недостатками», зависит от его субъективного суждения. «То, что человек признает своими страстями или несовершенствами, зависит от того, что он отвергает или принимает внутри себя». Эта субъективная оценка человека имеет, по всей видимости, навязчивый характер, поскольку «признание определенных недостатков столкнет его лицом к лицу со своими конфликтами, подвергнув таким образом опасности ту искусственную гармонию, которой он добился» с помощью идеализированного образа... Оказывается, что такой христианин пойман в ловушку невротического комплекса. В своей фантазии он лелеет свой идеализированный образ, в котором видит себя подлинным христианином.
профессор Иоанн Корнаракис
Попробуйте прочесть книгу Иоанна Крестьянкина ,,Слово о малом доброделании,,.
А также очень советую Вам арх. Виктора Мамонтова и его труды. Вот ещё по теме вашего вопроса о тяжести Христианства писал Иоанн Шаховской в Гимне малому добру.
Общий совет: всегда выбирайте посильные для себя труды и не увлекайтесь монашеской литературой и терминологией. Чаще среди прихожан эти формулировки превращаются в игрушки для игры в благочестие:
⁶ Как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
⁷ но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
⁸ Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
⁹ И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?Евангелие от Марка, 7 глава
Мишура из непонятных слов, без понимания их реального смысла способна разве что втоптать в невроз от переоценки своих сил.
,,Вкусная еда - грех,,. Мнение Флоренского на этот счёт:
Идея святого тела… Ей служат посты; и по той самой внутренней причине, по которой отвергаются посты, интеллигенция стыдится еды. Это искренне, – в том-то и ужас, что искренне. Ни есть, ни, тем более, вкушать интеллигент не умеет, – не знает даже, что значит вкушать, что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, ни даже «едят» пищу, а «лопают» химические вещества. Совершается лишь животная, голая «физиологическая функция», – мучительно-стыдная; и «функциею» этою брезгают, ее стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему, интеллигент цинично ест, бранится цинично, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой. Нет на душе спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: – первый признак безблагодатной души, неблагодарной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей все бытие перестраивать по-своему.
Ну и напоследок:
Неси другим свое стихийное веселье, свое радостное настроение, свое смеющееся сердце.
архимандрит Киприан Керн. Письма к Марине Феннелл, 17.9.43
Вера в загробную вечную жизнь не отрывать от земли должна, а придавать земному божественный смысл.
протоиерей Валентин Свенцицкий
Христианство глубочайше религиозно: без всепоглощающей веры в Бога Отца, как и без любви, мы не поймем в евангелии ни одной строки.
Всех благ!!
Наверное, вам попались очень суровые проповедники и монахи. Они тоже иногда необходимы, но конкретно сейчас попробуйте найти других, возвещающих радостную весть о спасении во Христе.
Могу вам порекомендовать в этом отношении труды протопресвитера Александра Шмемана, а также проповеди архимандрита Саввы (Мажуко) и протоиерея Димитрия Сизоненко.
Спасибо за ответ. Я нашел свою ошибку. У меня много ропота и сильная одержимость быть идеальным, что невозможно. Еще постоянное выискивания греха там где его нет!