Как помочь страдающим от недуга пьянства и наркомании?

Как помочь страдающим от недуга пьянства и наркомании?

(11 голосов4.6 из 5)

Едва ли не за каж­дым бого­слу­же­ни­ем воз­но­сят­ся в наших пра­во­слав­ных хра­мах молит­вы за одер­жи­мых стра­стию вино­пи­тия, слу­жат­ся молеб­ны и ака­фи­сты. И – по нема­ло­му чис­лу вер­ных сви­де­тельств – не тщет­ны в сво­ем упо­ва­нии оста­ют­ся мате­ри, жены, дети, взы­ва­ю­щие ко Гос­по­ду об исце­ле­нии доро­гих им людей

Иеро­мо­нах Ари­старх (Лоха­нов)

^ Взыскание погибающих

Едва ли не за каж­дым бого­слу­же­ни­ем воз­но­сят­ся в наших пра­во­слав­ных хра­мах молит­вы за одер­жи­мых стра­стию вино­пи­тия, слу­жат­ся молеб­ны и ака­фи­сты. И – по нема­ло­му чис­лу вер­ных сви­де­тельств – не тщет­ны в сво­ем упо­ва­нии оста­ют­ся мате­ри, жены, дети, взы­ва­ю­щие ко Гос­по­ду об исце­ле­нии доро­гих им людей.

Но глу­бо­кая нрав­ствен­ная оцен­ка сви­де­тель­ству­ет, что страш­ная вол­на без­удерж­но­го, бес­про­буд­но­го пьян­ства в нашей стране взды­ма­ет­ся все выше. Страсть к вину, охва­тив­шая доб­рую поло­ви­ну пра­во­слав­но­го насе­ле­ния Рос­сии, ста­ла без пре­уве­ли­че­ния наци­о­наль­ным бед­стви­ем. Это беда как отдель­ных людей, так и все­го обще­ства. Вот как пишет свя­ти­тель Тихон Задон­ский о все­па­губ­ном дей­ствии пьян­ства: «Оно порож­да­ет ссо­ры, дра­ки с после­ду­ю­щи­ми кро­во­про­ли­ти­я­ми и убий­ства­ми, сквер­но­сло­вие, кощун­ство, хулу, доса­ды и оби­ды ближ­ним. Оно при­уча­ет лгать, льстить, гра­бить и похи­щать, что­бы было чем удо­вле­тво­рить страсть. Оно раз­жи­га­ет гнев и ярость. Оно при­во­дит к тому, что люди валя­ют­ся в гря­зи, как сви­ньи в боло­те, – сло­вом, дела­ет чело­ве­ка ско­том, сло­вес­но­го – бес­сло­вес­ным, так что не толь­ко внут­рен­нее состо­я­ние, но и внеш­ний чело­ве­че­ский вид часто изме­ня­ет. Пьян­ство при­во­дит к убо­же­ству и нище­те. Работ­ник, склон­ный к пьян­ству, не обо­га­тит­ся, – гово­рит Сирах (Сир. 19:1). Оно отни­ма­ет сла­ву и доб­рое имя, напро­тив, при­во­дит к бес­сла­вию, пре­зре­нию и омер­зе­нию, ибо никем так не гну­ша­ют­ся люди, как пья­ни­цей. Домаш­ним, род­ным, дру­зьям пья­ный при­чи­ня­ет скорбь и печаль, а у вра­гов вызы­ва­ет насмешку».

В послед­нее деся­ти­ле­тие новый для Рос­сии змий – нар­ко­ма­ния – тре­бу­ет в жерт­ву души наших детей. Пра­во­слав­ные семьи, в кото­рых дети попа­ли в нар­ко­за­ви­си­мость, ока­за­лись, за ред­ким исклю­че­ни­ем, не гото­вы­ми дать испол­нен­ный духов­ной силы ответ на вызов гре­ха. Поче­му же пра­во­слав­ные семьи бес­по­мощ­ны порой в ситу­а­ции, кото­рая тре­бу­ет от них неза­мед­ли­тель­ной духов­ной реакции?

Мож­но – и это, конеч­но, будет вер­но, – гово­рить о послед­них вре­ме­нах с их оску­де­ни­ем веры, о насту­па­ю­щей конеч­ной бра­ни с сила­ми пре­ис­под­ней, когда про­ти­во­сто­я­ние добра и зла обост­ря­ет­ся до пре­де­ла. Но все же глав­ная при­чи­на заклю­ча­ет­ся в нас самих. Поко­ле­ние за поко­ле­ни­ем мы при­вык­ли жить теп­лохлад­но, двой­ствен­но, неце­лост­но, забы­вая один из глав­ных прин­ци­пов хри­сти­ан­ской аске­ти­ки: «Вре­мя это есть вре­мя борь­бы». На эту изну­ри­тель­ную, до само­го наше­го исхо­да, борь­бу дол­жен себя обречь каж­дый пра­во­слав­ный. Ино­го пути, по сло­ву апо­сто­ла Пет­ра, нет: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуй­те, пото­му что про­тив­ник ваш диа­вол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» (1Пет. 5, 8). Если же наша жизнь во Хри­сте сво­дит­ся к став­ше­му обы­ден­ным хож­де­нию в храм, начет­ни­че­ско­му и меха­ни­че­ско­му про­чте­нию молит­вен­но­го пра­ви­ла, если день наш про­те­ка­ет вне Хри­ста, не в стя­жа­нии Духа Свя­то­го, то сто­ит ли удив­лять­ся, что мы, сами не навык­шие к посто­ян­ной борь­бе с гре­хом, не зна­ем, как и чем помочь мужу, сыну, доче­ри в их борь­бе со страстью?

Борясь за душу доро­го­го нам чело­ве­ка, будем пом­нить: Мило­серд­ный Гос­подь нико­му не жела­ет погиб­нуть. И Цер­ковь, как Неве­ста Хри­сто­ва, име­ет вели­кие бла­го­дат­ные силы для помо­щи поги­ба­ю­щим. Извест­но, сколь силь­на цер­ков­ная собор­ная молит­ва, сколь мно­гих вер­ну­ла к духов­ной (пока­ян­ной) жиз­ни дерз­но­вен­ная слез­ная молит­ва мате­рей или жен.

Мы пред­ла­га­ем в этом сбор­ни­ке сове­ты, молит­во­сло­вия, кото­рые духов­но под­кре­пят и страж­ду­щих, за кото­рых вы моли­тесь, и вас самих. Но не будем забы­вать: спа­се­ние – это встре­ча воли Божи­ей (все­гда бла­гой) и воли чело­ве­че­ской. Как помочь при­ве­сти осла­бев­шую, пора­жен­ную волю ваше­го близ­ко­го к пока­я­нию, еже­днев­но­му (ско­рее, еже­час­но­му) тру­ду над собой – вот в чем проблема.

Преж­де все­го, попы­та­ем­ся опре­де­лить­ся в клю­че­вых духов­ных понятиях.

Что такое страсть? Страст­ность в чело­ве­ке есть след­ствие гре­хо­па­де­ния. Страст­ность при­су­ща нашей пад­шей при­ро­де. В Таин­стве Кре­ще­ния Хри­стос вра­чу­ет при­ро­ду чело­ве­ка, но волю свою чело­век с помо­щью Божи­ей дол­жен исце­лить сам. Для укреп­ле­ния воли Гос­подь попус­ка­ет раз­лич­ные испы­та­ния (иску­ше­ния).

В пад­шем чело­ве­ке одна страсть, как пра­ви­ло, вле­чет за собой дру­гую. Это выра­же­но в клас­си­че­ской фор­му­ле апо­сто­ла Пав­ла: не упи­вай­тесь вином, от кото­ро­го быва­ет рас­пут­ство (Еф. 5:18). О том же гово­рит Бла­жен­ный Авгу­стин: «Пьян­ство – сест­ра любострастия».

По этой при­чине от детей, увле­ка­ю­щих­ся вином, роди­те­ли вряд ли могут ожи­дать цело­муд­рен­но­го пове­де­ния. Понят­но, что и куриль­щик таба­ка при­стра­ща­ет­ся к куре­нию мари­ху­а­ны (ана­ши) быст­рее, чем тот, кто про­ти­вит­ся само­му курению.

Или дру­гой при­мер. Неко­то­рые тече­ния совре­мен­ной рок-музы­ки, кото­рой так без­огляд­но увле­че­на изряд­ная часть рос­сий­ской моло­де­жи, изна­чаль­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на раз­ви­тие стра­сти через при­вле­че­ние самых неожи­дан­ных и неор­ди­нар­ных музы­каль­ных выра­зи­тель­ных средств. Но так как вос­при­я­тие име­ет свой­ство при­туп­лять­ся, то для дости­же­ния все новых и новых страст­ных ощу­ще­ний на кон­цер­тах и дис­ко­те­ках моло­дые люди при­бе­га­ют к упо­треб­ле­нию нар­ко­ти­че­ских средств. И тогда музы­ка полу­ча­ет как бы новое зву­ча­ние, жизнь рас­цве­чи­ва­ет­ся неожи­дан­ны­ми крас­ка­ми. Безум­ное под­чи­не­ние себя захва­ты­ва­ю­ще­му рит­му музы­ки откры­ва­ет две­ри несрав­нен­но более безум­но­му и опас­но­му «похо­ду за пре­дел» обыч­ных чувств.

Таким обра­зом, ни страсть к вино­пи­тию, ни страсть к нар­ко­ти­кам не воз­ни­ка­ют на пустом месте. Это – про­из­вод­ное и, в свою оче­редь, порож­да­ю­щее дру­гие страсти.

Но пер­во­ис­точ­ник стра­стей, по свя­то­оте­че­ско­му уче­нию, есть тем­ная (бесов­ская) сила. Так, пре­по­доб­ный Иоанн (сомо­лит­вен­ник пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия Вели­ко­го) гово­рит: «стра­сти суть демоны».

Свя­тые отцы назы­ва­ют и сту­пе­ни, по кото­рым грех вхо­дит в нас: спер­ва воз­ни­ка­ет при­лог (то есть гре­хов­ные помыс­лы и поже­ла­ния), затем соче­та­ние (инте­рес к помыс­лу, согла­сие с ним), а затем уже и пле­не­ние (дол­го­вре­мен­ное пле­не­ние назы­ва­ет­ся стра­стью). Страсть есть одер­жи­мость демо­ни­че­ски­ми сила­ми, власт­ву­ю­щи­ми над человеком.

Поэто­му долж­но быть понят­но, что, при­сту­пая к духов­ной бит­ве за близ­ко­го чело­ве­ка, мы не можем ожи­дать быст­ро­го и успеш­но­го резуль­та­та: не одним днем грех, страсть уко­ре­ня­ет­ся в душе, не одним днем чело­век и изба­вит­ся от стра­сти. Мы име­ем дело как с боль­ны­ми волей и при­ро­дой само­го чело­ве­ка, так и с могу­ще­ствен­ны­ми духа­ми зло­бы, навык­ши­ми за исто­рию чело­ве­че­ства вполне успеш­но скло­нять чело­ве­че­скую волю к гре­ху. Глав­ная наша брань не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов зло­бы под­не­бес­ной (Еф. 6:12).

 

^ Что необходимо знать
приступающему к молитве за страждущего

При­сту­пая к взыс­ка­нию поги­ба­ю­ще­го, полу­чи­те бла­го­сло­ве­ние на это у духов­ни­ка или свя­щен­ни­ка того хра­ма, где вы обыч­но моли­тесь. Это бла­го­сло­ве­ние не раз под­дер­жит вас в мину­ты отчаяния.

Помни­те вели­кую свя­то­оте­че­скую мысль: надо бороть­ся не про­тив греш­ни­ка, но про­тив гре­ха, уро­ду­ю­ще­го чело­ве­ка. Отно­сясь к ближ­не­му (по-сла­вян­ски – искрен­не­му) как к духов­но­бо­ля­ще­му, нуж­да­ю­ще­му­ся в вашей под­держ­ке и пони­ма­нии, сле­ду­ет ожи­дать, что от вас потре­бу­ет­ся жерт­вен­ная любовь (то есть, не тре­бу­ю­щая ответ­ной люб­ви). Ясно, что при­дет­ся мно­го тер­петь как от само­го боля­ще­го с его уко­ре­нив­ши­ми­ся при­выч­ка­ми к насла­жде­нию, так и от бесов, кото­рые будут его непре­мен­но вос­став­лять про­тив вас. Какое вели­кое науче­ние в раз­ли­че­нии духов мож­но выне­сти из это­го подви­га борь­бы за душу ближнего!

Опре­де­ли­те для себя с само­го нача­ла, что борь­ба за душу чело­ве­ка потре­бу­ет от вас подвиж­ни­че­ских уси­лий и напря­же­ния всех сил, исполь­зо­ва­ния все­го духов­но­го опы­та. Бере­ги­тесь отно­сить­ся к это­му, как к быто­во­му, житей­ско­му, обыч­но­му делу.

Взгля­ни­те на себя: не явля­е­тесь ли вы сами рабом какой-либо силь­ной мно­го­лет­ней стра­сти? Не ска­жет ли вам обу­ре­ва­е­мый: «Врач, исце­ли­ся сам». Дабы не сму­ща­лось серд­це ваше и что­бы сло­во ваше име­ло силу, вам нуж­но обла­дать опре­де­лен­ным опы­том пора­же­ния страстей.

Исполь­зуя свой опыт духов­ной неви­ди­мой бра­ни, не давай­те пря­мо­ли­ней­ных сове­тов, гово­ря: «Вот я, напри­мер…». Луч­шая педа­го­ги­ка – это педа­го­ги­ка опо­сре­до­ван­но­го, непря­мо­го дей­ствия. Помни­те сло­ва пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка: «Не всем полез­но одно и то же лекар­ство, хотя болезнь может быть одна и та же». Отцы Церк­ви сове­ту­ют: учи дру­го­го, как сам же уча­щий­ся (ибо кто совер­шен­но побе­дил грех?). Возь­ми­те за пра­ви­ло все­гда обра­щать­ся к Гос­по­ду с моль­бой: «Гос­по­ди, вра­зу­ми, что мне ска­зать, как посту­пить».

Помни­те о доволь­но огра­ни­чен­ной силе воз­дей­ствия уве­ще­ва­ний: как из-за осо­бен­но­стей духов­но­го вра­че­ва­ния (душа вра­чу­ет­ся через очи­ще­ние серд­ца), так и из-за того, что отно­ше­ния в семье обыч­но все­гда фами­льяр­ные, и пото­му сло­во наше име­ет мало веса, ника­кой про­рок не при­ни­ма­ет­ся в сво­ем оте­че­стве (Лк. 4:24).

Ста­рай­тесь нико­гда не опус­кать­ся до уров­ня раз­го­во­ра боля­ще­го, кото­рый может допу­стить по отно­ше­нию к вам рез­кие сло­вес­ные выпа­ды, оскорб­ле­ния и т. п.

Будь­те вни­ма­тель­ны в отно­ше­нии вре­ме­ни и места уве­ще­ва­ния. Так, пери­од абсти­нент­но­го син­дро­ма (похме­лья) или «лом­ки» у при­ни­ма­ю­ще­го нар­ко­ти­ки почти все­гда небла­го­при­я­тен для вра­зум­ле­ния. Дале­ко не каж­дый страж­ду­щий согла­сит­ся, что­бы его неду­ги ста­ли пред­ме­том обсуж­де­ния на людях, при посторонних.

Взгля­ни­те внутрь себя: не надо ли вам при­не­сти пока­я­ние за те стра­да­ния, кото­рые испы­ты­ва­ет ваш ближ­ний? Нет ли здесь и вашей вины? Роди­те­ли могут при­пом­нить, что, как бы шутя, дава­ли выпить спирт­но­го сыну или доче­ри – под­рост­кам. Все­гда ли вы сами были образ­цом трез­во­сти или уме­рен­но­сти в упо­треб­ле­нии вина? Не пото­му ли начал выпи­вать ваш супруг, что вы дол­го не жела­ли раз­ре­шить семей­ный кон­фликт? Нет ли у вас пово­да для пока­я­ния, если вы, пом­ня лишь о сво­их делах и забо­тах, не заме­ча­ли, что ваше чадо поте­ря­ло инте­рес к уче­бе, ста­ло изво­рот­ли­вым и хит­рым, при­хо­дит с дис­ко­те­ки с рас­ши­рен­ны­ми или сужен­ны­ми от упо­треб­ле­ния нар­ко­ти­ков зрачками?

Дума­ет­ся, что все­гда есть повод для пока­я­ния. Нало­жи­те на себя пост, усиль­те молит­ву, поис­по­ве­дуй­тесь и при­ча­сти­тесь Свя­тых Тайн.

 

^ К истокам страсти

Если ваши отно­ше­ния со страж­ду­щим близ­кие и искрен­ние, то вы, несо­мнен­но, уже дав­но зна­е­те (или дога­ды­ва­е­тесь) о побу­ди­тель­ных моти­вах его погру­же­ния в пучи­ну стра­сти. Боля­щий и сам пре­крас­но может их созна­вать, зача­стую даже выстав­лять их в раз­го­во­ре в каче­стве самооправдания.

Назо­вем неко­то­рые их этих побуждений:

- Не най­ден или уте­рян смысл самой жиз­ни («Жизнь абсурд­на. Есть толь­ко смерть, оди­но­че­ство, страх. Все бес­смыс­лен­но. Если и есть исти­на, то она в вине, в наркотиках»).

- Разо­ча­ро­ва­ние в самом себе («Годы ушли, а я так и не реа­ли­зо­вал себя. Что тол­ку теперь к чему-то стремиться»).

- Семей­ные невзго­ды: непо­ни­ма­ние друг дру­га, супру­же­ская невер­ность, бес­пло­дие одно­го из супру­гов, раз­вод, гибель доро­го­го человека.

- Небла­го­при­ят­ное окру­же­ние, где все пьют или при­ни­ма­ют нар­ко­ти­ки («Меня засме­ют», «Я не белая ворона»).

- Дол­го­вре­мен­ное пре­бы­ва­ние в экс­тре­маль­ных ситу­а­ци­ях (вой­на, заключение).

Нель­зя пере­чис­лить все моти­вы, да в этом и нет нуж­ды. Важ­но понять, что все они име­ют духов­ную пер­во­при­чи­ну. Это необ­хо­ди­мо уяс­нить, что­бы успеш­но про­ти­во­сто­ять стра­сти. При духов­ном лече­нии сред­ства помо­щи так­же долж­ны быть духовными.

Это, преж­де все­го, отно­сит­ся к нар­ко­ма­нам. При­ни­ма­ю­ще­му нар­ко­ти­ки сле­ду­ет знать, что он не про­сто «кай­фу­ет», а вос­хи­ща­ет (кра­дет) и пото­му пла­тит такой горь­кой и страш­ной ценой – быст­рым само­раз­ру­ше­ни­ем. Ищи­те же преж­де Цар­ства Божия и прав­ды Его, и это все при­ло­жит­ся вам, – при­зы­ва­ет Хри­стос в Еван­ге­лии (Мф. 6:33). И это Цар­ствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Цар­ство Божие зрят толь­ко чистые серд­цем (Мф. 5:8). Чисто­та серд­ца дости­га­ет­ся тяже­лым цело­жиз­нен­ным тру­дом, подви­гом очи­ще­ния от страст­но­сти во сла­ву Божию и с помо­щью Божи­ей – Цар­ство Небес­ное силою берет­ся (Мф. 11:12). Ничто же сквер­ное не вой­дет в это Цар­ство, и пото­му не может чело­век, не побе­див­ший свою страст­ность и не очи­стив­ший себя от сквер­ны гре­хов­но­сти, иметь те бла­жен­ные состо­я­ния, о кото­рых ска­за­но: не видел того глаз, не слы­ша­ло ухо, и не при­хо­ди­ло то на серд­це чело­ве­ку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его (1Кор. 2:9).

Невоз­мож­но чело­ве­ку, под­вер­жен­но­му таким, напри­мер, гре­хам, как гор­дость, блуд, среб­ро­лю­бие, зависть, осуж­де­ние, ложь, иметь бла­го­дат­ные (от Бога) виде­ния и ощу­ще­ния. Он может их толь­ко украсть. Этим и зани­ма­лись все­гда кол­ду­ны, маги, чаро­деи, исполь­зуя нар­ко­ти­че­ские веще­ства для впа­де­ния в транс, для обще­ния с демо­на­ми. Поэто­му «поход за гори­зонт» в «розо­вый мир» – это вызов Богу, нару­ше­ние духов­ных зако­нов. И пото­му пла­та столь высо­ка – гибель души. При нар­ко­ма­нии речь долж­на идти не про­сто о био­хи­ми­че­ской зави­си­мо­сти орга­низ­ма от нар­ко­ти­ка, но о почти пол­ной пора­бо­щен­но­сти чело­ве­ка беса­ми. Без помо­щи Божи­ей, без Церк­ви, без духов­ных средств достиг­нуть в этих слу­ча­ях исце­ле­ния невоз­мож­но. И страж­ду­ще­му нуж­но хоро­шо пони­мать, что пред­сто­ит дли­тель­ная изну­ря­ю­щая борь­ба. Уте­ше­ни­ем, может быть, явля­ет­ся то, что и каж­до­му хри­сти­а­ни­ну всю свою жизнь при­хо­дит­ся бороть­ся с грехом.

Конеч­но, если чело­век, за кото­ро­го вы боре­тесь, веру­ю­щий, молит­ся сам, про­сит ваших молитв, ходит в цер­ковь – то это самая бла­го­при­ят­ная для выздо­ров­ле­ния ситуация.

Но чаще мы име­ем дело с чело­ве­ком, у кото­ро­го отсут­ству­ет духов­ный взгляд на мир. Это, тем не менее, не долж­но при­во­дить нас в уны­ние – «Сила Божия в немо­щи совер­ша­ет­ся». Нуж­но вре­мя для воз­рас­та­ния в духе, накоп­ле­ния духов­ных сил. Будь­те вни­ма­тель­ны к про­яв­ле­нию Про­мыс­ла Божия в жиз­ни боля­ще­го. В бесе­дах с ним поста­рай­тесь ука­зать на кон­крет­ные при­ме­ры явле­ния мило­сти Божи­ей к нему. Хоро­шо, если вы ука­же­те ваше­му близ­ко­му на то, как вра­зум­ля­ет его Гос­подь, когда тот нару­ша­ет духов­ные законы.

Если ваш боля­щий не видит смыс­ла жиз­ни, ему был бы поле­зен раз­го­вор со свя­щен­ни­ком или кем-либо из духов­но опыт­ных людей. Не забудь­те про нази­да­тель­ные кни­ги. Хотя, конеч­но, самое дей­ствен­ное – это наш образ жиз­ни. Если лик наш ясен, ника­кие житей­ские бури не сдви­га­ют нас с кам­ня веры, если в любых обсто­я­тель­ствах мы бла­го­душ­ны, крот­ки, при­вет­ли­вы – это, и, без­услов­но, самое силь­ное сред­ство для при­ве­де­ния чело­ве­ка к вере и духов­ной жизни.

Обыч­но чело­век пью­щий или при­стра­стив­ший­ся к нар­ко­ти­кам лжет всем окру­жа­ю­щим. Лжет он и само­му себе. Попы­тай­тесь при­ве­сти его к серьез­но­му взгля­ду на само­го себя. Это решит нема­ло про­блем: ока­жут­ся вино­ва­ты­ми не жена и не теща, не началь­ни­ки и дру­зья, а он сам. Уви­деть свою нище­ту душев­ную и духов­ную (не впав при этом в уны­ние) – зна­чит поло­жить нача­ло духов­ной жиз­ни. Имен­но тогда из гру­ди выры­ва­ет­ся: «Гос­по­ди, поми­луй меня! Гос­по­ди, помо­ги!». Без это­го бес­по­лез­но гово­рить о рабо­те над собой, о само­ли­ше­ни­ях, о духов­ном дви­же­нии (подви­ге).

В самом нача­ле духов­ной жиз­ни боль­шое зна­че­ние име­ет окру­же­ние, сре­да, круг обще­ния. Свя­то­оте­че­ский совет: «Бежать мест, где про­хо­дил грех» осо­бен­но важен для тех, кто борет­ся со сво­им вле­че­ни­ем к нар­ко­ти­кам. Воз­мож­но, нуж­но будет даже сме­нить рай­он про­жи­ва­ния, место уче­бы. Ино­гда один толь­ко запах, услы­шан­ная зна­ко­мая по дис­ко­те­ке рок-ком­по­зи­ция могут все воз­вра­тить на кру­ги своя – вновь вверг­нуть в омут. Надо ли гово­рить, что, не оста­вив преж­них зна­ко­мых, борю­щий­ся рис­ку­ет в любой момент ока­зать­ся побежденным.

Пого­во­ри­те с при­ход­ским свя­щен­ни­ком на эту тему. Извест­ны слу­чаи, когда очень бла­го­твор­но дей­ство­ва­ло на боля­щих их послу­ша­ние на чер­но­вых рабо­тах в каком-либо хра­ме, при­хо­де. Там есть при­смотр свя­щен­ни­ка. И окру­же­ние там, есте­ствен­но, иное. Для отсе­че­ния гор­ды­ни, для навы­ка­ния слу­шать Бога, а не сата­ну, для воз­дер­жа­ния – здесь под­хо­дя­щее место.

Ино­гда род­ствен­ни­ки боля­ще­го стре­мят­ся отпра­вить его на послу­ша­ние в мона­стырь в каче­стве труд­ни­ка, палом­ни­ка. Если вы все же реши­лись на это, то к выбо­ру мона­сты­ря отне­стись надо очень вни­ма­тель­но и выби­рать те оби­те­ли, где труд­ни­ки живут по стро­гим пра­ви­лам. Хоро­шо, если ваше­го боля­ще­го будет сопро­вож­дать, посто­ян­но нахо­дясь рядом, духов­но опыт­ный человек.

Заме­тим, что и самим род­ным боля­ще­го надо будет изме­нить­ся, если вы хоти­те сора­бо­тать духов­но. Вот муд­рые сове­ты, кото­рые дает в пись­ме сво­ей духов­ной доче­ри игу­мен Никон (Воро­бьев): «Если он пьет, то его надо пожа­леть. Он уже раб сво­ей стра­сти. Один, сво­ей силой изба­вить­ся он не может. Ты же вме­сто помо­щи толь­ко осуж­да­ешь его, тре­бу­ешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя счи­та­ешь пра­вою, но очень оши­ба­ешь­ся. Если ты духов­нее его, то твоя обя­зан­ность поне­сти его немо­щи. Вы, силь­ные, немо­щи немощ­ных неси­те, – вот что тре­бу­ет от тебя Гос­подь. Еще ска­зал: Вы, духов­ный, исправ­ляй­те тако­во­го духом кро­то­сти. Слы­шишь? Духом кро­то­сти исправ­ляй­те, а не руга­нью, упре­ка­ми, ссо­рой, само­оправ­да­ни­ем и т. п. Ты не долж­на тре­бо­вать от него здо­ро­вья, когда он болен, а долж­на ока­зы­вать снис­хож­де­ние его немо­щи. Не долж­на ругать, когда он пьян, а мол­чать, что­бы не вызвать на что-либо худ­шее. И в трез­вом состо­я­нии ты долж­на не пилить его, а сов­мест­но обсу­дить с ним, как вам быть, что­бы общи­ми уси­ли­я­ми побе­дить его слабость…».

По соб­ствен­но­му опы­ту вам, вер­но, извест­но, как важ­ны в духов­ном дела­нии сло­ва обод­ре­ния. И эти сло­ва для страж­ду­ще­го все­гда долж­ны быть у вас готовы.

Конеч­но, чуде­са Божии воз­мож­ны. Но Гос­по­да невоз­мож­но пону­дить на чудо, а сами себя понуж­дать на труд мы обя­за­ны. Гос­подь, жела­ю­щий всем спа­стись, зна­ет Сам, когда явить Свое мило­сер­дие Сво­им рабам, вопи­ю­щим к Нему. «Не устра­шай­ся, – пишет пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник, – хотя бы ты падал каж­дый день, и не отхо­ди от путей Божи­их. Стой муже­ствен­но, и Ангел, тебя сохра­ня­ю­щий, почтит твое терпение».

Извест­но, что «каж­дое сопро­тив­ле­ние стра­сти ослаб­ля­ет ее» (свя­ти­тель Игна­тий Брянчанинов).

Конеч­но, без­от­рад­но быва­ет на душе, когда ваши уси­лия тщет­ны. Вновь и вновь вы зака­зы­ва­е­те молеб­ны, ака­фи­сты за боля­ще­го в церк­ви, сами не схо­ди­те с молит­вы дома, тер­пи­те ад в доме, а ваш боля­щий, как вам кажет­ся, по-преж­не­му невме­ня­ем. И все же: помни­те, что вы дела­е­те дело, Богом бла­го­слов­лен­ное, а резуль­тат при­над­ле­жит Господу.

И не упро­щай­те: вы взя­лись за труд крайне слож­ный. Вы сора­бо­та­е­те Богу по спа­се­нию души, лич­но­сти. А лич­ность эта (если взять послед­ние ста­дии алко­голь­ной и нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти) может быть уже в рас­па­де, под силь­ней­шим демо­ни­че­ским воз­дей­стви­ем. Демо­ны же не тер­пят молит­вы, свя­ты­ни. Поэто­му так труд­но быва­ет порой полу­чить согла­сие боля­ще­го на при­ча­ще­ние Свя­тых Таин, так как При­ча­стие – это самое «вели­кое и все­силь­ное ору­жие в борь­бе» (св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский). Пусть вас не поки­да­ет вера, что при­дет вре­мя, когда вы смо­же­те ска­зать: сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и нашел­ся (Лк. 15:24).

 

^ О вашей молитве за страждущего

Мож­но посо­ве­то­вать (с бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ни­ка) читать один или два ака­фи­ста, кото­рые поме­ща­ют­ся в этой кни­ге, в тече­ние соро­ка дней (чис­ло сорок – услов­ное; это может быть и трид­цать, и пять­де­сят дней).

Затем в тече­ние соро­ка дней мож­но читать Псал­тирь. После каж­дой «Сла­вы» про­си­те у Бога, что­бы ваш близ­кий, стра­да­ю­щий неду­гом пьян­ства или нар­ко­ма­нии, про­све­тил­ся умом и серд­цем, отстал от губя­щей его стра­сти, полу­чил уми­ро­тво­ре­ние и покой.

Про­си­те об этом сво­и­ми сло­ва­ми или молит­вой, состав­лен­ной св. пра­вед­ным Иоан­ном Кронштадтским:

«Гос­по­ди, при­з­ри мило­сти­во на раба Тво­е­го (имя), пре­льщен­но­го лестью чре­ва и плот­ско­го весе­лия. Даруй ему (имя) познать сла­дость воз­дер­жа­ния в посте и про­ис­те­ка­ю­щих от него пло­дов Духа. Аминь».

Псал­тирь надо читать по одной кафиз­ме в день, про­чи­тав всю Псал­тирь до конца.

Неко­то­рые из свя­щен­ни­ков сове­ту­ют зака­зы­вать молеб­ны ко Пре­свя­той Бого­ро­ди­це пред Ее ико­ною «Взыс­ка­ние погиб­ших», пре­по­доб­но­му Паи­сию Вели­ко­му и сво­е­му свя­то­му. В запис­ке надо, кро­ме име­ни страж­ду­ще­го поро­ка­ми пьян­ства. ука­зать так­же име­на тех, кто пода­ет записки.

Если это воз­мож­но, пусть в этом вашем молит­вен­ном пред­сто­я­нии Гос­по­ду участ­ву­ет хоть в какой-то мере и ваш болящий.

И послед­нее. Не согла­шай­тесь с лука­вы­ми сове­та­ми выле­чить ваше­го ближ­не­го мето­дом коди­ро­ва­ния. Это лече­ние оккульт­ное, губи­тель­ное для души и тела, для буду­щей жиз­ни. Чело­век на вре­мя может поте­рять вле­че­ние к алко­го­лю и нар­ко­ти­кам, это вер­но. Но какой ценой? Бесам (к силе кото­рых по сущ­но­сти обра­щен метод коди­ро­ва­ния) не важ­но уже после коди­ро­ва­ния, пьет чело­век или нет, важ­но, что он их. «Код», кста­ти, по-латы­ни озна­ча­ет «начер­та­ние». Есте­ствен­ным след­стви­ем коди­ро­ва­ния явля­ют­ся депрес­сии, стра­хи, тре­вож­ность. Даже самый бла­го­на­ме­рен­ный врач не может взять на себя гре­хи боль­но­го, даро­вать ему пра­вед­ность (бес­стра­стие), а уж тем более ото­гнать демонов.

Помни­те муд­рые сло­ва пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия Вели­ко­го: «Если чело­век сам не потру­дил­ся по силе сво­ей и не при­со­еди­нил соб­ствен­но­го тру­да к молит­вам свя­тых, то ника­кой не полу­чит поль­зы от того, что свя­тые будут за него молиться».

Итак, в скор­бях о ваших близ­ких не отча­и­вай­тесь - от скор­би про­ис­хо­дит тер­пе­ние, от тер­пе­ния опыт­ность, от опыт­но­сти надеж­да, а надеж­да не посты­жа­ет (Рим. 5:3–5).

«Кто разум­но слу­жит боль­ным, тот осво­бож­да­ет­ся и от стра­стей, и от бра­ней».
авва Доро­фей

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Иннуш, 24.09.2018

    Бла­го­да­рю за помощь!

    Ответить »
  • Ольга, 29.08.2018

    Спа­си­бо, за помощь !

    Ответить »
  • Людмила, 02.05.2017

    Бла­го­да­рю Вас,за помощь людям.….прочитав — это очень важ­но в труд­ной ситуации.

    Ответить »
  • Дмитрий, 17.11.2016

    Спа­си­бо за эту муд­рость! В каж­дом сло­ве, и строчке.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки