В маске на литургию или чем можно заразиться в храме?

В маске на литургию или чем можно заразиться в храме?

(10 голосов4.4 из 5)
Насту­па­ют выход­ные, пла­ни­ру­ет­ся семей­ный поход в цер­ковь. Если в хра­ме душ­но и доволь­но тес­но — неволь­но вспо­ми­на­ешь реко­мен­да­ции тера­пев­тов избе­гать подоб­ных мест. Сто­ит ли надеть мас­ки — хотя бы детям? А при­кла­ды­вать­ся к ико­нам? Прот. Мак­сим Коз­лов не сове­ту­ет отка­зы­вать­ся от служ­бы из стра­ха перед грип­пом, если толь­ко мы сами не поне­сем вирус в храм.

 Не бла­го­че­стие ли наших пред­ков ста­но­ви­лось при­чи­ной эпи­де­мий Cред­не­ве­ко­вья (ведь к свя­ты­ням тогда при­кла­ды­ва­лись почти все)? Свя­щен­ни­кам при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с опа­се­ни­я­ми при­хо­жан не толь­ко в послед­ние меся­цы. Все мы при­кла­ды­ва­ем­ся к ико­нам и кре­сту — не рис­ку­ем ли мы полу­чить вме­сто бла­го­дат­ной помо­щи вирус?

- Отец Мак­сим, мож­но ли зара­зить­ся в храме?

- Конеч­но. Чем угод­но. Мож­но зара­зить­ся дур­ны­ми мане­ра­ми, мож­но зара­зить­ся рев­но­стью бла­го­че­стия, мож­но зара­зить­ся любо­вью к цер­ков­но­му пению и мож­но зара­зить­ся непра­виль­ным при­стра­сти­ем к свя­щен­но­слу­жи­те­лю. Мож­но зара­зить­ся грип­пом. Тогда, когда эпи­де­мия грип­па име­ет место и когда рядом сто­ят два чело­ве­ка, кото­рые на тебя уси­лен­но кашляют.

В дан­ном слу­чае, нель­зя счи­тать храм местом, защи­щен­ным в пери­од мас­со­вых эпи­де­мий от всех инфек­ций, неваж­но — грип­поз­ных или холер­ных, и всем сте­кать­ся под сво­ды хра­ма, имея в виду имен­но защи­ту от бак­те­рио­ло­ги­че­ских вирус­ных воз­дей­ствий (или ради­а­ции, в слу­чае тех или иных ано­маль­ных или тер­ро­ри­сти­че­ских явле­ний). Храм — это лечеб­ни­ца, где наши души вра­чу­ют­ся к спа­се­нию. Но невоз­мож­но пред­по­ло­жить, что, напри­мер, у ребен­ка сой­дет на нет или не воз­ник­нет кари­ес, если он регу­ляр­но и даже бла­го­го­вей­но будет молить­ся перед обра­за­ми свя­тых. Поэто­му не меша­ет чело­ве­ку и само­му при­ни­мать есте­ствен­ные меры бла­го­ра­зум­ной предосторожности.

- Напри­мер, надеть мас­ки, хотя бы детям? В хра­ме может быть тес­но и душ­но, а дети нахо­дят­ся в груп­пе риска.

- Думаю, что и к дан­но­му слу­чаю сле­ду­ет нам при­ло­жить общий прин­цип, кото­рым хоро­шо бы нам всем, пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, руко­вод­ство­вать­ся в сво­ей жиз­ни, — ста­рать­ся идти сред­ним, цар­ским путем, не впа­дая ни в какие край­но­сти. Еще один прин­ци­пи­аль­ный кри­те­рий пове­де­ния — изби­рать поль­зу ближ­не­го, а не свою, преж­де думать о дру­гих. Как при­ме­нить это к дан­ной ситу­а­ции? Напри­мер, мы видим, что мы каш­ля­ем и чиха­ем, из носа и глаз течет что-то труд­но­опре­де­ли­мое, тем­пе­ра­ту­ра, может быть, не 38,9, но явно какие-то явле­ния нездо­ро­вья ощу­ща­ют­ся в немощ­ном нашем телес­ном соста­ве. В таком слу­чае, конеч­но же, про­яв­ле­ни­ем хри­сти­ан­ской люб­ви будет остать­ся дома и детей сво­их в храм не водить, если с ними что-то подоб­ное про­ис­хо­дит. Даже если мы уве­ре­ны, что имен­но в таком состо­я­нии им полез­нее все­го при­ча­стить­ся. Ведь там будут и дру­гие дети, на кото­рых они будут чихать и каш­лять, дышать бацил­ла­ми, мик­ро­ба­ми и вирусами.

- А если грипп ско­ро сва­лит с ног, а душа тем более про­сит Причастия?

- Если уж очень хочет­ся нам при­об­щить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн в полу­бо­лез­нен­ном состо­я­нии, то разум­но будет, напри­мер, прий­ти в какой-то буд­ний день в храм, где людей будет немно­го и мы смо­жем сто­ять от них в сто­рон­ке (о свя­щен­ни­ке мож­но думать мень­ше: ему по дол­гу служ­бы пола­га­ет­ся с любы­ми людь­ми общать­ся, с кон­тин­ген­том и здо­ро­вым, и нездо­ро­вым — и душев­но, и физи­че­ски; он выдер­жит). Если же мы совсем немо­щству­ем, то надо дого­во­рить­ся и позвать батюш­ку домой, что в боль­шин­стве при­хо­дов доста­точ­но лег­ко организуется.

- Может быть, если страш­но, про­сто воз­дер­жать­ся на вре­мя от посе­ще­ния храма?

- Если иметь в виду эту сто­ро­ну вопро­са — наши соб­ствен­ные стра­хо­ва­ния по пово­ду сви­но­го и дру­гих видов грип­па, ОРВИ и про­чих забо­ле­ва­ний, для нача­ла пред­ло­жу одно рас­суж­де­ние. Ходим ли мы при этом на рабо­ту, отпус­ка­ем ли детей на уче­бу, поль­зу­ем­ся ли обще­ствен­ным транс­пор­том, как пра­ви­ло, в час пик пред­по­ла­га­ю­щим нема­лое скоп­ле­ние наро­да? Не пере­шли ли мы еще на осад­ное поло­же­ние, так что пере­дви­га­ем­ся толь­ко корот­ки­ми пере­беж­ка­ми, минуя обще­ствен­ный транспорт?

- Может быть, если страш­но, про­сто воз­дер­жать­ся на вре­мя от посе­ще­ния храма?

Если не пере­шли — в шко­лу и на рабо­ту ходим, в мет­ро ездим, — то вспом­ним, что храм, в отли­чие от трол­лей­бу­са или сред­не­го учеб­но­го заве­де­ния, име­ет еще и неко­то­рое молит­вен­ное ограждение.

Я даже не буду сей­час гово­рить об объ­ек­тив­ном харак­те­ре того, что храм есть дом Божий, свя­ты­ня, а не клуб. Люди, соби­ра­ю­щи­е­ся в цер­ковь, в отли­чие от людей, еду­щих слу­чай­но вме­сте в авто­бу­се, и внут­рен­ним, и внеш­ним обра­зом рас­по­ло­же­ны к под­держ­ке и соуча­стию друг к дру­гу — и молит­вен­но­му, и прак­ти­че­ско­му. Если мы все это взве­сим и поду­ма­ем, то для боль­шин­ства из нас ста­нет ясным, что пере­си­жи­вать эпи­де­мию грип­па дома имен­но по отно­ше­нию к Церк­ви у нас, навер­ное, осно­ва­ний нет.

- Все же, умест­ны ли меди­цин­ские мас­ки на богослужении?

- Об этом я бы порас­суж­дал так­же в кате­го­ри­ях воз­мож­но­го соблаз­на, при­чи­ной кото­ро­го для дру­гих людей мы можем стать. С одной сто­ро­ны, если мы нездо­ро­вы, то луч­ше остать­ся дома. С дру­гой сто­ро­ны, если мы боим­ся, что дру­гие на нас начи­ха­ют, то, может быть, пра­виль­нее будет боль­ше дру­го­го осте­ре­гать­ся: заявив­шись в таком виде на бого­слу­же­ние, мы кого-то сму­тим, кого-то отвле­чем, в чьей-то душе посе­ем опа­се­ние, что сами мы боль­ны. Чело­век вме­сто молит­вы на служ­бе будет думать о том, с кем он рядом сто­ит. Не созда­дим ли мы вокруг себя в «тес­ном» хра­ме, о кото­ром идет речь, мет­ро­вый пояс пусто­ты, посколь­ку дру­гие будут ста­рать­ся нас избе­гать, и тем самым засу­нем людей еще в боль­шую тес­но­ту. Мно­гие еще и чес­ноч­ком заку­сят для пуще­го ото­гна­ния зло­вред­ных виру­сов, мик­ро­бов и бак­те­рий. Так что, по край­ней мере, до осо­бо­го услож­не­ния эпи­де­мио­ло­ги­че­ской ситу­а­ции я бы сове­то­вал от сто­я­ния в мас­ках на бого­слу­же­нии воздержаться.

- Мож­но ли зара­зить­ся через Причастие?

- Нако­нец, мы подо­шли к глав­но­му. Если мы — пра­во­слав­ные хри­сти­ане, веру­ю­щие в то, во что верит Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, то счи­тать, что через При­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Тайн спо­соб­на пере­да­вать­ся инфек­ция, мы не можем. Про­сто не можем. Этим в неко­то­ром смыс­ле про­ве­ря­ет­ся наша вера. Или для нас это толь­ко какое-то умо­зре­ние, и при пер­вом при­кос­но­ве­нии стра­хо­ва­ния эта так назы­ва­е­мая вера рас­сы­па­ет­ся в прах. Или мы верим, что это свя­ты­ня все­по­беж­да­ю­щая, огонь попа­ля­ю­щий, слу­жа­щий нам во здра­вие души и тела.

Это — абсо­лют­ная вера Церк­ви, совер­шен­но раци­о­наль­но под­твер­жда­е­мая фак­том того, что при­ча­ще­ние под дву­мя вида­ми (и Телом, и Кро­вью со лжи­цы), кото­рое все­гда было на пра­во­слав­ном Восто­ке и на Руси, нико­гда не при­во­ди­ло ни к пого­лов­но­му выми­ра­нию пра­во­слав­ных наро­дов при эпи­де­ми­че­ских забо­ле­ва­ни­ях (в том чис­ле и в сред­ние века), ни к тому, что­бы пре­се­ка­лось духо­вен­ство. Духо­вен­ство точ­но долж­но было бы в таком слу­чае выме­реть, пото­му что вся­кий раз свя­щен­ник или диа­кон потреб­ля­ет Свя­тые Дары. Если миря­нин может не при­ча­щать­ся на той или иной Литур­гии, то свя­щен­ник вся­кий раз потреб­ля­ет Дары, имея в виду всех, часто не очень здо­ро­вых, при­част­ни­ков, кото­рые при­сту­па­ют к Чаше. Что же, наблю­да­ем ли мы повы­шен­ную забо­ле­ва­е­мость ОРВИ или дру­ги­ми клас­си­че­ски­ми респи­ра­тор­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми сре­ди кли­ри­ков? Конеч­но, нет.

- Сто­ит ли при­кла­ды­вать­ся ко кре­сту, к иконам?

- В отно­ше­нии цело­ва­ния икон и кре­ста мно­гое будет опре­де­лять­ся мерой нашей веры. Ска­жу так: иной раз луч­ше при­ло­жить­ся лоби­ком, чем со стра­хо­ва­ни­ем и с дво­я­щи­ми­ся мыс­ля­ми под­хо­дить к иконе. Или даже посто­ять и помо­лить­ся в сто­рон­ке, про­ся Бога укре­пить нас в нашем мало­ве­рии, если мы чув­ству­ем, что колеб­лем­ся, видя, как перед нами при­ло­жил­ся чело­век, гром­ко чиха­ю­щий и явно нездо­ро­вый. Или, если мы име­ем дерз­но­ве­ние, мож­но воз­ло­жить упо­ва­ние на Бога и, ничто­же сум­ня­ше­ся, ничто­же боя­ся при­хо­дить и при­кла­ды­вать­ся к свя­тыне. На этот вопрос каж­дый дол­жен отве­тить для себя сам.

Кро­ме того, сле­ду­ет ука­зать, что в очень мно­гих хра­мах глав­ные ико­ны и свя­ты­ни регу­ляр­но про­ти­ра­ют­ся при­смат­ри­ва­ю­щи­ми за ними тру­же­ни­ца­ми свеч­но­го ящи­ка и дру­ги­ми усерд­ству­ю­щи­ми при­хо­жан­ка­ми. Так уда­ля­ют­ся внеш­ние насло­е­ния: кто в пома­де поце­лу­ет, кто еще как. Думаю, пра­виль­но посту­пят те свя­щен­но­слу­жи­те­ли, кото­рые в этой ситу­а­ции попро­сят сво­их помощ­ни­ков и помощ­ниц по под­дер­жа­нию цер­ков­но­го бла­го­ле­пия отне­стись к этим обя­зан­но­стям с осо­бым тщанием.

- Людей сму­ща­ет так­же необ­хо­ди­мость при­ло­жить­ся к руке свя­щен­ни­ка при бла­го­сло­ве­нии, осо­бен­но если он, при­дя в храм, еще не успел руки после мет­ро вымыть.

- Свя­щен­ни­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в семи­на­ри­ях в чис­ле мно­гих дру­гих дис­ци­плин изу­ча­ют пред­мет под назва­ни­ем «пас­тыр­ское бого­сло­вие». В част­но­сти, в учеб­ни­ке непре­мен­но есть раз­дел о внеш­нем пове­де­нии свя­щен­ни­ка. Всех нас, уве­ряю, учат и осно­вам обще­че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры (как и осно­вам пас­тыр­ской куль­ту­ры). Пред­по­ла­га­ет­ся, что каж­дый свя­щен­ник зна­ет: в храм он дол­жен прий­ти опрят­но при­че­сан­ным, умы­тым, почи­стив­шим зубы, помыв­шим руки. Кро­ме того, напом­ню, что, по уста­ву бого­слу­же­ния, во вре­мя Боже­ствен­ной Литур­гии свя­щен­ник вновь в неко­то­рые момен­ты совер­ша­ет омо­ве­ние рук. Поэто­му, когда вы буде­те под­хо­дить к Чаше, пред­по­ла­гать, что длань свя­щен­ни­ка кишит зло­вред­ны­ми малень­ки­ми суще­ства­ми, нет осо­бен­ных оснований.

- А если свя­щен­ник чув­ству­ет себя боль­ным, а служ­ба без него не состоится?

- Тут про­стой ответ: пока ноги дер­жат — слу­жи, а как пере­ста­нут — не слу­жи. Уж про наше­го бра­та свя­щен­ни­ка мож­но ска­зать: что мож­но себе поже­лать, как не поме­реть после совер­ше­ния Боже­ствен­ной Литур­гии. Думаю, что бла­го­ра­зум­ный свя­щен­ник поста­ра­ет­ся при этом немно­го отстра­нить­ся от сво­их при­хо­жан, что­бы их не зара­жать, даже во вре­мя испо­ве­ди. Пусть луч­ше будет служ­ба, доко­ле есть силы ее совер­шать, чем вовсе не будет богослужения.

Алек­сандра Кузь­ми­чё­ва (Сопо­ва)

 Жур­нал “Татья­нин День”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки