Воскресение Христово

в 2026 году 12 апреля

Литература по теме

Воскресе́ние Христо́во

1) воссоединение Души Христа с Его Телом, последовавшее на третий день после Его смерти (по человеческому естеству); победа Христа над смертью; событие, составившее содержание одной из главных истин христианства (1Кор.15:14); о нем повествуют все четыре евангелиста (Мф.28:6), (Мк.16:6), (Лк.24:6), (Ин.20:6-9);
2) главный предмет Праздника Праздников Христианской Церкви, самый первый христианский праздник. См. Пасха.

Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна описывают события Страстной седмицы, кульминацией которых стало Воскресение Христа. В Великую Пятницу Спаситель был распят, а Его тело погребено в пещере близ Голгофы. В ночь перед иудейской Пасхой жены-мироносицы пришли к гробу, но обнаружили отваленный камень, пустой саркофаг и ангелов, возвестивших: «Что ищете живого среди мертвых?» (Лк.24:5).

voskresenie hristovo 1 – Воскресение Христово

Где находились праведники до Воскресения Христова – в Раю или в аду?

В аду, но без мучений и в ожидании рая. Мера их радости была несопоставимо меньше, чем после вхождения в рай со Христом.

Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад – Рай (Быт.2:8). Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь (Быт.3:23-24). С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

В ад попадали как грешники, так и праведники (Быт.37:35). Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными (Иез.32:18-23).

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область – лоно Авраамово (Лк.16:22). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи (Лк.16:23:26).

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространенных и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошел в преисподние места земли (Еф.4:9)).

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения.

Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Я есть воскресение и жизнь»?

Иисус Христос сказал о Себе: «Я есть воскресение и жизнь» (Ин.11:25). В этих словах можно выделить несколько смысловых аспектов.

- Он является Богом, а Бог, как известно, – Источник жизни для всех живущих.

- Он как вочеловечившийся Сын Божий, страдавший и умерший на Кресте, победил смерть и воскрес.

- Он не просто воскрес: Он – первенец из умерших (1Кор.15:20); в связи с Его победой над смертью все мертвые люди воскреснут.

- Через приобщение к Нему, к Его Церкви грешники воскресают духовно.

- Те, кто идут по стопам Христовым, наследуют вечную блаженную жизнь.

Почему Иисус Христос умер, страдая на Кресте, разве Он не мог избежать такой смерти, дожить до преклонных лет, умереть и воскреснуть без страданий?

Сын Божий стал Человеком не ради того, чтобы просто пожить на земле и умереть, как бы естественной смертью, положим, от немощи или от старости. Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа носили добровольный, жертвенный, искупительный характер.

Не случайно, когда Он стал говорить Своим ученикам о том, что Ему «много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть», а Петр начал Ему возражать, Он, «обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк.8:31-33).

«Что такое Искупление? Почему оно совершено через Крестные страдания и смерть воплотившегося Сына Божьего?»)

Почему говорится о том, что Иисус Христос победил смерть, когда мы продолжаем умирать?

Да, и после победы Иисуса Христа над адом и смертью люди продолжают умирать (телесно). Однако в силу этой победы и в ад теперь попадают далеко не все умершие, и все мертвые воскреснут. Многие же не просто воскреснут, но воскреснут в вечную блаженную жизнь.

«Мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать... Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни. Если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение» (свт. Иоанн Златоуст).

Теперь люди умирают «только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемых в землю, мы не погибаем, разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя» (свт. Афанасий Великий).

«И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество…» (свт. Григорий Нисский).

Говорится ли в Ветхом Завете о Воскресении Христовом?

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди прямых пророчеств о воскресении Иисуса Христа можно выделить следующие:

- «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт.49:9-11);

- «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10);

- «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос.6:1-2);

- «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:7-12).

Кроме того, Воскресение Христово было предсказано во времена Ветхого Завета через прообразы. В частности, о том, что пребывание ветхозаветного пророка Ионы во чреве кита прообразует нахождение во гробе Спасителя, говорит Сам Спаситель (Мф.12:40).

Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный?

В Священном Писании говорится о том, что Иисус Христос воскреснет не через трое суток, а именно в третий день: день первый – пятница, второй – суббота, третий – воскресенье.

«Под тремя днями и ночами, – пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Охридский, – разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу – это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время».

И до настоящего времени сохраняется традиция вести отсчет времени со дня смерти: погребение усопшего христианина совершается в третий день после его смерти.

Откуда известно, что Иисус Христос воскрес именно в воскресенье?

В Евангелии говорится: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк.16:9). Суббота у евреев была 7-м днем. По прошествии ее начинался 1-й день недели – воскресение.

Почему непосредственно сам момент Воскресения Христова был сокрыт от глаз людей?

Тайна Воскресения Христова в полной мере понятна Богу. Мы же погружены в эту Тайну настолько, насколько это для нас открыто и насколько мы можем ее воспринять. Явления сверхъестественного характера, такие как Воскресение Христово, мы принимаем на веру. Ограниченным человеческим умом невозможно всецело постичь, как все произошло, это вне области нашего понимания.

Все главные христианские истины и догматы мы принимаем на веру: зачатие Спасителя от Святого Духа, Его сверхъестественное Рождество, Его Воскресение, а также свойства Божии: что Он вечен, беспределен, всемогущ и так далее.

Являются ли воскресение Лазаря и Воскресение Иисуса Христа схожими событиями?

- Воскрешенный Лазарь через много лет, уже будучи в преклонных годах, умер, а Воскресший Христос не умрет никогда.

- Воскресший Лазарь вышел в пеленах, которыми оборачивали тело усопшего, оставаясь смертным. Пелены Христа остались лежать на том месте, где было положено Его тело.

- Тело воскресшего Иисуса Христа стало обладать (и обладает) принципиально новыми свойствами в сравнении с телом Лазаря: оно прославлено, нетленно.

Каково богословское значение праздника Воскресения Христова?

Воскресение Христово – краеугольный камень христианской веры. Если нет воскресения, то «вера тщетна» (1Кор.15:14), указывает апостол Павел. Название «Пасха» (с еврейского «Песах» – «избавление») унаследовано от ветхозаветного праздника, посвященного Исходу из Египта. Христианская Пасха символизирует освобождение от смерти через Воскресение Иисуса, совпавшее по времени с иудейским торжеством.

Цитаты о Воскресении Христовом

«Если наши души не воскреснут и не оживут со Христом еще здесь, на земле, то да не чаем мы никакой отрады от воскресения наших мертвых тел в День судный, в День Гнева».
святитель Николай Сербский

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших».
1Кор.15:14-17

«Вы, Которые ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хотите бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель сделает вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную. О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое великое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешений, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы празднуем и воскресение!».
свт. Иннокентий Херсонский

«Где же в Писаниях сказано, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? В прообразе Ионы, на который указывает сам (Христос), когда говорит: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40); в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело (Христово) было мертво, но не удержано смертью навсегда (Исх.3:2–3); в прообразе змия, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся (Дан.14:27), так и ад, приняв тело (Христово), распался, потому что тело расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исаию, который говорит: Он отторгнут от земли живых (Ис.53:8); и еще: Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (Ис.53:10–11); также – Давида, который еще прежде сказал: Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление (Пс.15:10)».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka