Неоязычество

Литература по теме

Неоязы́чество, или новое язычество, – религиозное и культурно-идеологическое движение, направленное на реконструкцию древних языческих верований и обрядов, а также на создание новых культов, представляя их как возвращение к дохристианским традициям.

- Неоязычество
Храм Виталия Сундакова в Москве.

Неоязычество следует отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.

Неоязычество отличается многообразием течений и отсутствием единой системы верований. Его представители вдохновляются дохристианскими источниками, фольклором и этнографией, часто совмещая их с современными идеями.

Общим элементом идеологии неоязычников является активное (порой агрессивное) противопоставление себя христианству.

Массовая культура, активно продвигающая магию и мистику, а также растущие националистические настроения, способствуют росту интереса к этому движению. Нередко неоязычники черпают вдохновение для своих идей из идеологии Нью-эйдж.

Некоторые исследователи полагают, что идея возрождения язычества и возвращения к мифическому мировоззрению возникла в Германии на рубеже XV–XVI веков. Другие связывают это явление с границей XIX–XX веков. С конца XIX столетия интерес к нему проявился, в том числе, среди последователей эзотерических учений.

Западное неоязычество как религиозное явление возникло в 1930-е годы. Тогда же сформировалась традиция нового колдовства, связанная с оккультно-эзотерическими обществами. В это время в среде националистического романтизма и немецкого движения фёлькише появились оккультно-неоязыческие идеи, которые легли в основу идеологии Третьего рейха.

После Второй мировой войны термин «неоязычество» был дискредитирован и не использовался, но в середине 1960-х возродился в виде колдовского направления (викка) и неодруидизма.

В Советском Союзе росту популярности неоязычества способствовал интерес к «целительству», йоге, экстрасенсорике и эзотерическому учению Рерихов.

Предпосылки появления и история неоязычества (родноверия) в России

Самое распространённое направление неоязычества в России – это славянское неоязычество, или родноверие, которое представляет собой субкультуру, объединяющую разные религиозные течения, мировоззрения, общественные и политические движения.

Родноверие отличается от европейских неоязыческих движений тем, что в нем активно используются поддельные религиозные тексты и современные мифологические идеи. Самым известным из таких текстов среди российских неоязычников стала «Велесова книга», которая является исторической подделкой (см.: «Что думают ученые о “Велесовой книге”»).

Современное русское неоязычество зародилось в СССР во второй половине 1970-х годов, опираясь на антисемитские и антихристианские идеи. Движение связано с именами Валерия Емельянова (Велемир) и Алексея Добровольского (Доброслав). Добровольский, увлекшись эзотерикой, в 1989 году стал одним из основателей «Московской языческой общины» под руководством Александра Белова (Селидор).

В 1970-1980-х годах неоязыческие идеи развивались в советской фантастике (Скурлатов, Щербаков). С 1986 года Белов создавал клубы славяно-горицкой борьбы, основанные на культе языческого бога Перуна.

К концу 1980-х в СССР появились другие неоязыческие объединения, созданные исследователями фольклора, этнологами и художниками, протестовавшими против возрождения Русской Православной Церкви.

В постсоветский период неоязычество активно развивалось. В 1991 году Александр Хиневич (Патер Дий) основал движение инглиизма в Омске.

В 1994 году «Московская славянская языческая община» (МСЯО) была официально зарегистрирована. Это стимулировало объединение общин. В 1997 году был создан «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ) под руководством Вадима Казакова, который придерживается расистских идей. К концу 1990-х ССО объединял десятки общин. 15 ноября 2023 года ССО СРВ была ликвидирована как юридическое лицо по решению суда.

Термин «родноверие» появился в России в 1998 году. Впервые его использовала Русско-славянская община родноверов «Родолюбие», а на первом Всемирном конгрессе этнических религий Казаков предложил его как название для исконной, родной для славян веры.

В 2002 году создается «Круг языческой традиции» (КЯТ), который позиционирует родноверие как «религию природы».

В 2004 году состоялся «Первый международный съезд славянских общин», организованный ССО СРВ, участники которого заявили о «геноциде славянских народов».

Российские неоязычники испытывают идеологические разногласия, что препятствует их единству. Родноверием чаще увлекаются горожане, но немногие следуют призывам к единению с природой. Движение привлекает людей из разных слоев, включая националистов, эзотериков и молодежь, интересующуюся реконструкцией и фэнтези. Неоязычество также популярно в спортивных и военно-патриотических клубах, силовых структурах и среди заключенных,

Численность неоязычников в России

Поскольку родноверие является крайне неструктурированным движением, точных данных о численности родноверов в России нет.

По мнению крупнейшего исследователя неоязычества Р. В. Шиженского, в России насчитывается несколько десятков тысяч последователей этого движения. Однако многие люди переняли отдельные элементы неоязыческой идеологии, что увеличивает их число вдвое или даже больше. Однако даже в совокупности этих групп не набирается и 100 тысяч человек.

Не все российские «язычники» принадлежат к славянскому неоязычеству. Среди этнических русских также есть последователи германского неоязычества, кельтского неоязычества, эллинизма, викки и других направлений.

Проблема источников

Важный источник вероучения российских неоязычников – «Велесова книга». «Велесова книга» (или «Влесова книга») – по легенде, это утраченный текст, который был вырезан на деревянных дощечках, а затем переписан Ю.П. Миролюбовым – писателем, фольклористом и исследователем славянской мифологии. В книге рассказывается о славянах, их быте, верованиях, конфликтах с соседними народами и других событиях. Её структура делится на три части: гимны языческим богам, «историческая» хроника и заключительные гимны, где переплетаются языческие и монотеистические представления о Боге.

Она была впервые опубликована в 1950-х годах русскими эмигрантами Юрием Миролюбовым и Александром Куренковым, который писал под псевдонимом Ал. Кур. Эта книга быстро стала источником вдохновения для русского и украинского неоязыческого национализма. Комментированный оригинальный текст «Велесовой книги» впервые был опубликован в полемических целях в 1990 году филологом Олегом Твороговым. Его внимательное прочтение (в отличие от переводов) убедительно доказывает фальсификацию.

Например, в тексте отсутствует непротиворечивая языковая система, наблюдаются многочисленные лингвистические несоответствия, что свидетельствует о слабой филологической подготовке его создателя. В «Велесовой книге» слова искажаются произвольно. Автор пишет одни и те же слова по-разному: то по-болгарски, то по-украински, то по-чешски. Он часто использует несуществующие слова, неправильно построенные по образцу польских. Фонетика, морфология и синтаксис текста хаотичны, в нём нет закономерностей. Некоторые буквы имеют поздние формы, не соответствующие буквам времён Древнерусского государства. Окончания употребляются неправильно. В славянских языках окончания имеют конкретные значения, но в «Велесовой книге» они могут означать что угодно.

Что касается содержания, в книге есть противоречия в хронологии. Например, она рассказывает только о двух периодах: IX–VIII веках до н. э. и времени с III века н. э., когда в Причерноморье пришли готы. Описание событий расплывчато. Римские и византийские императоры и полководцы не названы по именам. Используются историко-географические термины, появившиеся позже. Исторические данные, представленные в книге, противоречат современным научным знаниям, принципам средневекового летоисчисления и даже элементарной арифметике. Так, О.В. Творогов объясняет: «Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от “сотворения мира” и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: “за 1500 лет до Дира”, “за 1300 лет до Германариха” и т. д.» «Велесова книга» не совпадает с известными из множества достоверных источников научными представлениями об Античности и раннем Средневековье и содержит множество неразрешимых внутренних противоречий. Исследователи также отмечают примитивность нравственных и социальных идей в тексте. В нем явно видны слабые представления о реалиях родоплеменного общества и особенностях мышления людей прошлого.

Различия между первыми машинописными копиями текста и первой публикацией также указывают на поддельность. Например, вместо «земля» написано «держава», на месте пропусков вставлены большие предложения, а «таблички» по-разному разделены на строки. Эти различия говорят не о продвижении в анализе древнего текста, а о редактировании собственного сочинения.

В среде неоязычников, впрочем, распространены не оригинальные тексты, а их «переводы». Они отличаются от оригинала в сторону дальнейшей мистификации.

Другим псевдоисточником славянского неоязычества стали «Славяно-арийские веды», которые имеют хождение среди сторонников созданного Александром Хиневичем инглиизма. Они считают эти тексты переводом древних «славяно-арийских» священных писаний, записанных рунами на золотых пластинах. Впервые они были опубликованы в конце 1990-х годов. По учению инглиизма, самые старые части этих текстов были созданы 40 тысяч лет назад. В этих текстах излагается учение инглиизма и содержится псевдоисторический обзор мировой истории. Утверждается, что люди разных рас прибыли на Землю из разных созвездий, а первыми жителями планеты были «славяне и арии», которые заселили полярную страну Даарию на северном материке более 450 тысяч лет назад.

В действительности «Славяно-арийские веды» – это фальсификация, написанная самим Хиневичем. В 2015 году суд признал их экстремистскими материалами.

Таким образом, все родноверческие концепции не имеют точных исторических корней. Они либо реконструированы, либо выдуманы, опираясь на разрозненные элементы фольклора, мифологии и идеи отдельных неоязыческих идеологов. Летописи христианских авторов и зарубежные источники (реальные исторические тексты) дают лишь фрагментарное представление о язычестве древних славян. Археологические находки также не позволяют полностью восстановить их мировоззрение и религиозные практики.

Боги в славянском неоязычестве. Возможность равноправных отношений с богами

Некоторые боги, почитаемые родноверами, известны из исторических источников и были знакомы славянам до принятия христианства, например, Перун и Велес. Однако исторические документы не дают полного представления о том, как древние славяне поклонялись этим божествам.

Многие боги, которых почитают современные неоязычники, были придуманы в рамках так называемой «кабинетной мифологии». Это научная фикция, не соответствующая реальным традициям. Среди таких вымышленных богов – Троян, Ладо, Лель, Коляда, Крышень, Марена и другие. Например, Род – один из ключевых вымышленных персонажей для родноверов. Его часто считают главой пантеона «древнеславянских» богов. Однако прямых доказательств существования культа Рода в ранних источниках, описывающих дружинно-княжеское язычество X века, нет. Например, в договорах с Византией и в летописном рассказе о пантеоне Владимира 980 года о Роде и рожаницах не упоминается. Этнографические материалы также не содержат следов культа Рода.

Проблема «кабинетной мифологии» в том, что она создает искажённое представление о культуре и верованиях, что может привести к обвинениям в отсутствии у народа уникальной культуры. Причины появления кабинетной мифологии разнообразны. Среди них – неправильное прочтение традиционных источников, ошибки транскрипции, заимствования из других культур, несовершенство методов донаучного и научного исследования, а также наличие большого количества вторичных и фальсифицированных источников.

В славянском неоязычестве нет единого мнения о равноправных отношениях с языческими богами, а также и единого понимания самих этих богов.

Некоторые направления славянского неоязычества не связаны с культом конкретных богов или ритуальной практикой. Для многих родноверов боги – это абстракции, силы природы или архетипы.

Есть даже мнение, что все боги – это проекции одного главного бога. Таких взглядов придерживаются родноверы, чьи взгляды изложены в книге «Изведник русского язычества» (составление началось в 2003 году). Также последователи секты «Схорон еж Словен» Владимира Голякова верят, что все боги, такие как Перун, Род, Семаргл, Сварог и Световид, являются аспектами единого пантеистического Всебога.

В антропологии славянского неоязычества есть идея, что славяне – потомки божеств. Эти божества не властвуют над людьми, а считаются их друзьями и родственниками. Поклонение богам в этом контексте не приветствуется; вместо этого допускается их почитание и прославление.

Нравственное учение родноверов

В неоязычестве нет единого нравственного кодекса для всех. Вместо этого главную роль играет «нравственная» интуиция.

Главный принцип этики родноверов – «Нравственный закон Рода». Этот закон можно назвать «этическим кодом жизни», через который верховный бог направляет богов, людей и духов следовать установленным правилам.

Неоязычники верят, что «Нравственный закон Рода», связывая их с умершими предками, мистическим образом направляет их и определяет, что можно, а что нельзя. По их мнению, поступки человека и богов, выходящие за рамки дозволенного этим «законом», не только бесполезны, но и опасны.

Предназначение «закона Рода» заключается не только в том, чтобы привнести нравственное знание, но и в том, чтобы произвести нравственную инициацию. Цель этой инициации – особый нравственный отбор людей, а средство – моделирование ситуации морального выбора, что, согласно данному учению, регламентируется высшими силами.

Неоязычники полагают, что моральные решения следует принимать, учитывая конкретные обстоятельства, а не универсальные принципы общества. Всё решает их собственный моральный выбор и то, как они понимают мораль. Такой подход таит в себе серьёзные риски. Он может привести к размыванию нравственных ориентиров и отказу от общепринятых ценностей.

Неоязычники стремятся противопоставить себя ценностям современной цивилизации и особенно христианству. Для многих из них христианство – чуждая и враждебная идеология. Поскольку каждый неоязычник сам выбирает, как ему противостоять этой идеологии, возможны любые формы сопротивления, вплоть до физических.

Наиболее распространенными для родноверов являются следующие правила, которые упоминаются в различных неоязыческих текстах. Необходимо творить дела во благо «Родной Земли», беречь свою жизнь и здоровье, которые дал род и боги, жить «во славу предков», то есть помнить и чтить умерших родственников, а также гордиться их делами.

Среди родноверов распространены представления о бывшем в древности высоконравственном языческом мировоззрении. Хотя, к примеру, среди славян-язычников, по свидетельствам современников, нередки были случаи гомосексуальных отношений и иных порицаемых в современном обществе деяний.

Посмертная участь человека

Славянское неоязычество утверждает, что смерти как таковой не существует. Вместо этого есть состояние посмертия, в котором человек сохраняет сознание и, пребывая в Нави – подземном мире или «иной реальности», ожидает своего будущего перевоплощения.

После физической смерти человек может остаться в Яви, мире людей, как хранитель своего рода – чур или домовой. Или же он может быть принят богами и героями в мир светлых богов – Правь, где будет творить судьбу других миров.

В «Славяно-арийских ведах», священном тексте инглиизма, к традиционной триаде «Явь, Правь, Навь» добавлено четвёртое измерение – «Славь» (мир богов). По мнению неоязычников, предки славян стремились попасть в этот мир, подсознательно помня, что они – дети богов.

Неоязычники приняли триаду «Явь-Навь-Правь», потому что эти термины упоминаются в «Велесовой книге». Однако подтверждений этой триады в дохристианских источниках нет.

Мифы российских неоязычников (родноверов)

Родноверы считают, что славянские племена имеют очень древние корни, а их древнее знание – «ведическая религия и культура» – было утрачено из-за злых внешних сил. Однако сейчас оно постепенно возрождается.

Некоторые неоязычники ложно преувеличивают исторический возраст славян. Одни говорят о 12 тысячелетиях истории русского народа, другие – о 20 тысячах лет, когда Русь то возникала, то исчезала. Инглиисты утверждают, что их история уходит в прошлое на 100 тысяч лет. По другим версиям, предки славян прибыли на Землю из космоса 18 миллионов лет назад.

Все российские неоязычники уверены, что христианизация славян была насильственным процессом. В результате чего якобы была уничтожена «чистая», «светлая» и «великая» языческая культура.

Родноверы верят в миф о «золотом веке» язычества на Руси. Они убеждены, что до крещения существовала процветающая славянская цивилизация, достигшая больших успехов и одержавшая множество побед. Однако эти сведения не подтверждаются историческими источниками и археологическими находками.

От дохристианского периода не осталось письменных или археологических следов, указывающих на былое величие. Раскопки не обнаружили предметов, свидетельствующих о существовании на Руси более развитой цивилизации по сравнению с поздними христианскими временами. Да, до принятия христианства у славян были развиты ремёсла: ткачество, гончарное дело, торговые связи: например, путь «из варяг в греки», но говорить о необычайно развитой цивилизации не приходится.

Кроме того, не существовало единой цивилизации древних славян. Их верования в богов никогда не были общими. Восточные славяне преимущественно поклонялись различным духам, связанным с природой, стихиями и умершими предками. Эти представления и обряды не были упорядочены и значительно различались в разных регионах. Законченного оформления славянское язычество не получило, так как жречество (волхвы) не стало отдельной социальной группой.

Неоязычники считают, что крещение Руси сопровождалось массовым геноцидом: погибли миллионы людей. По их мнению, были уничтожены культурные достижения языческой Руси, сожжены города, а жителей силой принуждали принять новую веру.

Миф о «кровавом» крещении Руси не подтверждается научными данными. Большинство исторических источников описывают постепенный процесс христианизации, не упоминая насилия. Археологические находки также не подтверждают массовых убийств.

Неоязычники считают христианский период эпохой упадка. Миссионеров, которые принесли христианство, они воспринимают как поработителей славян. Родноверы часто называют их иудеями или «жидомасонами».

Неоязычники полагают, что князь Владимир Святославич был еврейско-хазарского происхождения. Они считают, что поэтому он принял христианство, которое, по их мнению, стало инструментом порабощения славян и привело к геноциду.

Этот миф не имеет научных подтверждений и был создан Валерием Емельяновым, одним из основателей российского неоязыческого движения. Он изложил его в книге «Десионизация», вышедшей в 1970-х годах.

Важно отметить, что не все течения родноверия разделяют «арийскую» концепцию и антисемитизм. Но все они выступают против христианства.

Российские неоязычники считают православное христианство «чужой верой», принесённой извне. Для них Иисус Христос – это «еврейский бог», не имеющий отношения к славянским народам. Они утверждают, что христианство и иудаизм – одно и то же, что Христос приходил только к евреям.

Неоязычники даже используют термин «иудеохристианство» для описания христианства в целом.

На самом же деле иудаизм и христианство существенно отличаются друг от друга. Христиане исповедуют троичность Бога по Лицам и мессианское и Божественное достоинство Спасителя. В иудаизме не признают ни троичность Бога, ни Иисуса Христа как Мессию. Существуют также множество других отличий.

Иисус Христос пришёл ко всем народам, но родился среди евреев. В то время только они верили в истинного Бога, а остальные народы были язычниками. Поэтому Спаситель сначала обратился к ним, чтобы затем вера в истинного Бога распространилась на весь мир. Миссия Иисуса Христа была не только для евреев, но и для всего человечества.

Христианство никогда не было религией одного народа, оно наднационально. Апостол Павел пишет: «И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:10–11). Это значит, что в Церкви Христовой все христиане равны пред Богом, независимо от национальности, образования или социального статуса.

В Ветхом Завете Бог говорит следующее: «… Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).

Здесь говорится о миссии Христа, которая переходит за тесные рамки одной национальности и получает свой надлежащий универсально-христианский характер.

И в другом месте: «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф.3:9). Этот стих подчёркивает величайшее событие будущего: переход бесчисленных народов от тьмы язычества к свету христианской веры.

В Новом Завете Христос говорит: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11). Спаситель предсказывает, что в Церковь Христову придут люди из других народов.

Сторонники славянского неоязычества часто отрицают исторические свидетельства о том, что у древних славян-язычников были человеческие жертвоприношения. Однако при определённых условиях их верования действительно требовали таких жертв, что подтверждают различные исторические источники. Информация о человеческих жертвоприношениях у восточных славян вполне определённа, повторяется в разных источниках и вряд ли может быть воспринята как наветы или пропаганда против язычества. Археологические находки также свидетельствуют о том, что древние славяне практиковали человеческие жертвоприношения до принятия христианства.

Родноверы любят цитировать «Велесову книгу» где написано: «Боги русов не берут жертв людских и ни животными, единственно плоды, овощи, цветы, зёрна, молоко, сырное питьё (сыворотку), на травах настоянное, и мёд, и никогда живую птицу и не рыбу…» Данное утверждение, например, опровергается личным свидетельством арабского путешественника Ибн-Фадлана, который пишет как очевидец и о человеческом жертвоприношении (девушки), и о приношении животных.

Некоторые последователи родноверия полагают, что христианство представляет собой синкретический культ, впитавший в себя множество элементов язычества. Они утверждают, что язычество не просто повлияло на христианство, но фактически поглотило его, и современное православие сегодня является скрытым язычеством.

Неоязычники утверждают, что после принятия христианства русский народ продолжал исповедовать язычество, заменив древних идолов образами христианских святых. Это явление они называют двоеверием.

Сторонники этой идеи считают, что внешне люди приняли новую веру, но внутренне остались верны язычеству. Однако Православная Церковь всегда строго осуждала механическое смешение христианства и язычества, считая это недопустимым.

Информация о двоеверии, которое якобы существовало всегда, недостоверна. Этнографические и фольклорные источники, где некоторые исследователи ищут подтверждение двоеверия, слишком «молоды», а критерии выделения языческого компонента недостаточно надёжны.

Археологические находки подтверждают, что языческие обряды, празднества и прикладное искусство с языческой символикой были распространены в древнерусских городах до середины XIII века. Однако со временем христианское просвещение вытеснило это явление.

Оккультные практики в славянском неоязычестве (родноверии)

Славянское неоязычество, не имея достаточных исторических данных о языческих верованиях и обрядах славян, прибегает к поддельным текстам, ненаучным теориям и иногда к радикальным антинаучным взглядам. Скудность реальных сведений – одна из причин, почему неоязычество обращается к тому, что в общественном сознании часто считают «альтернативой» науке: эзотерика, оккультизм, неоиндуизм и другие.

Неоязычники признают, что достоверных данных для точной реконструкции языческих обрядов мало. Однако они верят, что в людях, то есть в них самих, живёт «родовая память». Эта память якобы помогает им воссоздавать то, как славяне чествовали богов в дохристианскую эпоху. Неоязычники также считают, что «высшие силы» подсказывают им, как правильно проводить религиозные обряды.

Неоязыческие идеологи берут идеи и ритуалы из политеистических верований разных народов и современного оккультизма. В свои учения они включают теософию, ариософию и другие мистические концепции. Обряды неоязычников могут включать предметы и символы из разных традиций.

Эклектичное смешение культурных элементов, психопрактик и символизма сближает славянское неоязычество с движением Нью-эйдж. Особенно импонирует родноверам ньюэйджевский миф о создании человека для «Новой эпохи». Согласно этому мифу, христианская «эра Рыб» уступает место новой «эре Водолея». Это время, когда эзотеризм, мистика и магия займут господствующее положение.

В речи родноверов часто встречаются эзотерические термины из различных религий и оккультных учений, такие как «медитация», «карма», «дхарма», «чакры», «эгрегор», «энергии» и другие.

О почитании предков

Неоязычники призывают чтить предков и придерживаться их традиций. Под предками они имеют в виду людей, живших до крещения Руси более тысячи лет назад и исповедовавших язычество. При этом они считают, что только их мировоззрение и правила следует соблюдать.

Но за последнюю тысячу лет сменилось четыре десятка поколений христиан. Современные неоязычники – их прямые потомки. Утверждая, что христианство – плохая и вредная вера, неоязычники, по сути, оскорбляют память предков, а не чтят их.

С христианской точки зрения, предки современных славян заблуждались, но потом приняли истинную веру, что позволило роду духовно развиваться. Неоязычники же утверждают обратное: раньше славяне были язычниками и верили правильно, а после принятия христианства они на тысячу лет отошли от истины, то есть деградировали.

Унижает память предков славян и распространяемый неоязычниками миф о насильственном крещении Руси. Они утверждают, что славяне не хотели креститься, а небольшая группа христиан силой заставила их. При этом три четверти населения христиане якобы истребили, несмотря на численное превосходство язычников. Этот миф показывает славян безвольными и слабыми. Он также неуважителен к их памяти – и в отношении «слабых» язычников, и в отношении «жестоких» христиан.

К тому же он выявляет одно из противоречий неоязычества: получается, великие и могучие славянские племена всей своей массой оказались бессильны против горстки христиан.

В действительности жители Киева, а затем и другие племена Древней Руси добровольно приняли новую веру, доверившись выбору князя, как свободные люди.

В отличие от неоязычества, Православие действительно чтит память предков. Для православных молитва об усопших – важное духовное действие. Они молятся о предках не только в храме, но и дома, выражая искреннюю любовь и светлую память об ушедших близких. Главное в этих молитвах – их искренность, а не формальность

В дни поминовения усопших, такие как Родительская суббота, верующие посещают кладбища после церковной службы. Они молятся за души своих близких, а иногда священники проводят заупокойные службы прямо на кладбище.

Воспоминания об ушедших родных и близких помогают поддерживать духовную связь между поколениями. Церковь помнит имена и чтит память тысяч христиан, причисленных к лику святых. Их жизнеописания – пример для подражания и сохранения традиций среди верующих.

Деструктивная деятельность

В России некоторые неоязыческие организации попали в список экстремистских по решению судов. Их деятельность запрещена. Ряд книг и других материалов неоязыческих организаций включены в Федеральный список экстремистских материалов. Например: «Древняя Ведическая Русь. Основа Сущего» О.Т. Виноградова, «Славянские веды» А.М. Белогорова, «Святославие» А.А. Добровольского и мн. др.

Некоторые объединения родноверов проповедуют экстремистские идеи. Они распространяют ненависть к представителям других религий, прежде всего к христианам. «Северное братство» – одна из самых активных экстремистских организаций в России, руководствуется в своей антигосударственной деятельности неоязыческим учением, соединённым с идеями национализма и сепаратизма. Кроме того, экстремистской была признана община неоязычников-староверов «Дети Перуна», среди прочего, агрессивно противостоящая христианству. Как экстремистские также признаны община «ВЕК РА» («Ведической культуры российских ариев скифской веси рассеянии») и группа «Рада земли Кубанской духовно-родовой державы Русь».

Неоязычники устраивали взрывы в православных храмах разных городов. Также периодически оскверняют религиозные объекты иных религий.

В 2008 году в московском районе Бирюлево-Западное неоязычники взорвали бомбу в Никольской церкви. В том же году студент-неоязычник разрушил мемориальную плиту и деревянный крест на территории Пензенского онкодиспансера.

В 2009 году в Казанском храме в Петербурге произошел поджог, а во Владимире неоязычник бросил взрывпакет в окно храма святых Кирилла и Мефодия.

В 2010 году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле, а в августе 2013 года – Петровский храм в Санкт-Петербурге.

В 2014 году в Воскресенском кафедральном храме в Южно-Сахалинске неоязычник открыл стрельбу. Два человека погибли, шестеро получили ранения.

В 2022 году двух жителей Симферополя, исповедующих неоязычество, приговорили к 12 и 14 годам строгого режима за подготовку к подрыву православного храма.

Систематичность выявленных антихристианских эксцессов доказывает, что религиозная ненависть не является уделом отдельных маргиналов, но достаточно широко распространена в неоязыческой среде.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...