Смысл жизни. Может ли истинный смысл жизни человека, имеющего бессмертную душу, быть временным, преходящим?

О смысле жизни

• Человек создан для счастья (блаженства). Истинное счастье и блаженство возможно лишь в единстве с Богом – Творцом мира и единственным неисчерпаемым Источником всяческих благ.
Почему так? Потому что Бог есть любовь и сотворил нас для того, чтобы бесконечно делиться ею.

• Главным смыслом земной жизни не должно быть то, что дается только на время, что легко отнимается, рушится, заканчивается. Истинный смысл нашей жизни не должен ограничиваться её рамками, несколькими десятилетиями, а долен простираться и в вечность. Любые земные смыслы жизни, даже благие (семья, дети, самосовершенствование, помощь другим людям) ограничены временем, а значит мимолётны. См. Смысл жизни: один верный и 7 ложных.

• Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе черты образа Божьего, правильно воспользоваться Божественными дарованиями, духовно возрастать, обрести любовь к Богу и ближним, богопознание и богообщение, достичь Царства Божьего, унаследовать вечную блаженную жизнь.

• Наследование Царства Божьего подразумевает соответствие человека этому Царству, его готовность и способность жить по нормам святых. Для этого Бог основал Свою Церковь, как корабль спасения. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами для подготовки к Царству славы. Cовершаемые в ней Таинства, богослужения, проповеди нацелены на обожение и подготовку людей к будущей, вечной жизни с Богом.

• О смысле жизни говорит Сам Иисус Христос: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25-26); «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).

• Верующий человек постигает смысл жизни не только умом, но и сердцем для христианина это вовсе не отвлеченный философский вопрос, а потребность души.

• Христианин стремится достичь нетленных даров, стремится собрать «себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20).

• Помимо главного смысла земной жизни человека можно выделять частные смыслы, связанные с реализацией частных замыслов, планов, задач. Однако заслонять главный смысл частными – чревато тяжелыми последствиями.

Подробнее: Смысл жизни.

О природе зла

• Зло не существует само по себе. Как тьма или тень не является самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь недостаток добра, подобно тому, как болезнь – недостаток здоровья (зло паразитирует на добре).

• Зло явилось вследствие злоупотребления свободой произволения разумно-свободных творений (части ангелов, людей).

• Зло – совокупность форм противления Божественной воле, противления Добру.

• Бог создал мир свободным от зла; Ангелы, люди, материальный мир – все это по природе не является злым. Злыми ангелы или люди могут быть вследствие богопротивного нравственного выбора между добром и злом.

• Способность человека свободно и осознанно выбирать зло указывает на его совершенство, как творения Божьего. Если бы он не имел этой способности, то он не смог бы стать добродетельным (добродетель подразумевает свободное и осознанное стремление к Добру).

• Промышляя о мире, Бог попускает зло в той мере, в какой это соответствует Его Домостроительству.

Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами, чтобы люди могли успешно бороться с грехом, со злом.

• Первым шагом на этом пути является Крещение, т.к. некрещёный человек находится под безусловной властью первородного греха.

• Зло можно победить только добром, именно этот избирает Бог и даёт нам его образцом.

• Со вторым пришествием Спасителя Царство зла будет повержено, творившие добро воскреснут для вечной блаженной жизни, а делавшие зло будут осуждены на вечные мучения.

Подробнее: Зло, Понирология.

О Боге

• Бог – Дух всесовершеннейший, беспредельный, простой, самобытный, неизменяемый, вечный, неизмеримый, премудрый, всеведущий, всемогущий, всесвободный, всеблаженный, святой, благой, справедливый, исполненный любви.

• Бог – единственен.

• В Боге различают: Личности ((Ипостаси (Лица); сущность (природа, естество); энергии (действия)).

• Бог – един по сущности и троичен по Лицам; эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух; каждое Лицо Пресвятой Троицы обладает полнотой Божественных совершенств, каждое – Бог, однако Отец и Сын и Святой Дух – не три Бога, но один, Троица единосущная и нераздельная.

• Три Лица Святой Троицы различаются только личными (ипостасными) свойствами или, сказать иначе, образами Своего бытия: Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит, но Сам рождает в вечности Сына и изводит Святого Духа; Бог Сын вечно рождается от Бога Отца, а Бог Дух Святый вечно исходит от Бога Отца.

• Бог – Творец и Промыслитель мира.

• Бог в Своем Существе непостижим, Его могут знать лишь отчасти, настолько, насколько Сам Он благоволит открывать Себя Своим творениям и в той мере, насколько эти творения способны Его Откровение воспринять.

• При том, что Бог троичен по Лицам, Божественное действие не есть сумма обособленных действий Отца, Сына, Святого Духа; оно – «всегда» едино, «всегда» проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.

Подробнее: Бог, Доказательства бытия Бога, Пари Паскаля, Атеизм.

О вере и неверии

• Понятие «вера в Бога» может трактоваться по-разному:
— как рассудочное принятие факта существования Бога;
— как признание истин о Боге и Его отношении к миру;
— как доверие Богу, выражаемое, помимо веры в Его бытие и в открытые Им истины, в деятельном стремлении к соединению с Ним, соответствующем высшему призванию и предназначению человека.

• В Православии вера, в возвышенном понимании этого слова, подразумевает доверие Богу; деятельное осуществление требований Его святой воли, верность Богу.

• Истинная, спасительная  вера есть та, которая соответствует Истине, является залогом спасения. Такая вера свойственна православным. Она приобретается и укрепляется человеком осознанно и свободно (Мк.11:23; Мк.16:16; Ин.7:38), при содействии Божественной благодати (Деян.17:28; Ин.15:5; Рим.12:3; Еф.2:8).

• Приобретение истинной веры подразумевает признание и усвоение человеком тех основных догматических и нравоучительных истин, которые открыты Богом.

• Вера истинно верующего человека выражается в его мировоззрении, миросозерцании, мироощущении, в подразумевающих нравственную оценку частных мыслях, желаниях, поведении, деятельности.

• Различают 3 уровня восхождения верующего человека к Богу. Этим уровням соответствуют три образа: как раб, как наёмник, как сын. Раб духовно возрастает, будучи побуждаем страхом перед возможными наказаниями; наёмник – стремлением к приобретению высших благ; сын действует по любви к Богу, к Добру, по любви к ближним.

• Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельского учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.

• Быть верующим, христианином, в строгом значении слова, означает жить полнотой христианской жизни.

• Вера, ограниченная лишь сухим, холодным признанием факта существования Бога, в чём-то схожа с бесовской (Иак.2:19).

• Вера, не подкрепленная более или менее глубокими знаниями, может приводить к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола.

• Неверующему, но желающему веровать, следует просить у Бога встречи с Ним и внимательно наблюдать за собой: Бог обязательно ответит на искреннюю молитву, например, через обстоятельства жизни, через ближнего, а может быть и прямо через сердце человека (Иер.29:13). См. Мой путь к Богу.

• Неверие может базироваться на безразличии, а может - и на нежелании менять привычный греховный образ жизни.

Подробнее: Вера.

Жизнь после смерти

Смерть человека и животных – результат грехопадения первых людей.

• Смерть – средство против бескрайнего умножения зла в мире и человеке, т.к. зло – не только поступок, но и состояние.

• Смерть человека – это временная гибель его тела вследствие разлучения души и тела; душа любого человека бессмертна. Смерть не тупик, смерть – это дверь.

• Под «смертью души» подразумевают состояние богоотверженности. Игнорирование заповедей ведёт к этому состоянию.

• Тела всех людей будут восстановлены Богом перед Вторым Его пришествием и станут нетленными и бессмертными.

• Человек не способен спастись от вечной смерти без помощи Творца.

• Бог воплотился и потенциально спас от вечной смерти всех желающих – Своими жизнью, учением, крестной смертью и воскресением (1Кор.15:21-23).

• Желающим спастись необходимо приобщиться к дарованному спасению в лоне Церкви.

• Наша жизнь не ограничена смертью земного тела и мимолётна по сравнению с будущей вечностью.

• У христианина есть 3 дня рождения: физическое, духовное (в Крещении) и день смерти (рождения в блаженную вечную жизнь).

• Страшна не смерть, а неподготовленность к вечности.

• До Страшного Суда окончательная посмертная участь грешников еще не определена, и мы можем помочь им.

Подробнее: Жизнь после смерти, Азбука бессмертия.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).