Понирология

См. раздел О ПРИ­РОДЕ ЗЛА

Понироло́гия (от греч. πονηρός (пони­рос) — дурной, плохой, негод­ный, злой, лука­вый) — направ­ле­ние бого­сло­вия, в рамках кото­рого изу­ча­ются при­чины про­ис­хож­де­ния, усло­вия про­яв­ле­ния, плоды зла.

Вна­чале обра­тим вни­ма­ние на неко­то­рую часть постав­лен­ной про­блемы – на раз­гра­ни­че­ние поня­тий «зло», «смерть», «несо­вер­шен­ство».

Согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, несо­вер­шен­ство при­суще всем твар­ным суще­ствам. Уже сам факт их создан­но­сти Богом «из ничего», их твар­ность при­дает им огра­ни­чен­ность, несо­вер­шен­ство. Даже ангелы в этом смысле несо­вер­шенны. Только бла­го­дать Божия, то есть нетвар­ная Боже­ствен­ная энер­гия, под­дер­жи­вает их в бытии; только по бла­го­дати твар­ные суще­ства – ангелы и чело­веки – могут быть при­частны совер­шен­ствам Творца, в том числе и бес­смер­тию.

Но несо­вер­шен­ство не есть зло. Бог Сам есть Абсо­лют­ное Добро, и все, что Он творит, также есть добро. Об этом осо­бенно под­чер­ки­ва­ется в 1‑й главе Книги Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (по-сла­вян­ски – вся добра зело) (Быт. 1:31). Это одоб­ре­ние отно­сится не только в целом к закон­чен­ному тво­ре­нию, но и к отдель­ным этапам его. В каждом из 6 твор­че­ских дней непре­менно гово­рится: И увидел Бог, что все это хорошо (Быт. 1, 8, 10, 12, 18, 21, 25). Более того! Хотя в сотво­рен­ном мире не было недо­стат­ков, для него была преду­смот­рена воз­мож­ность даль­ней­шего совер­шен­ство­ва­ния: чело­век полу­чил запо­ведь не только хра­нить, но и воз­де­лы­вать рай (Быт. 2:15).

Итак, несо­вер­шен­ство – это не зло. В создан­ном Богом мире, на любой сте­пени совер­шен­ства, нет места злу. «В сущем (т.е. во всем суще­ству­ю­щем – авт.) нет ничего злого», – гово­рит пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник. Согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, зло воз­никло по при­чине зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой воли выс­шими твар­ными суще­ствами – анге­лами, а потом и чело­ве­ком. Пре­бы­ва­ние этих существ в добре зави­сит от них самих: они могут под­чи­няться воле Божией и тогда оста­ваться и даже совер­шен­ство­ваться в добре, но могут укло­ниться от послу­ша­ния Богу, вос­стать против Него. Нару­ше­ние воли Божией – это грех. Грех и есть пер­во­при­чина зла.

Таким обра­зом, зло всегда свя­зано не с при­ро­дой, а с чьей-то лич­но­стью, ибо только личное суще­ство – ангел или чело­век – имеет сво­боду воли. В при­роде же как тако­вой в прин­ципе нет зла. Дру­гими сло­вами, зло всегда отве­чает на вопрос «кто», а не «что». Те же неустрой­ства в при­роде (напри­мер, сти­хий­ные бед­ствия) и в есте­стве чело­века (болезни), кото­рые обычно назы­вают «злом», есть лишь след­ствия пер­во­при­чин­ного зла – греха. Эти след­ствия часто име­ну­ются общим назва­нием – «тление и смерть».

Свя­щен­ное Писа­ние совер­шенно одно­значно сви­де­тель­ствует, что в пер­во­здан­ном мире не было ника­кого бес­по­рядка и раз­ру­ше­ния: Бог смерти не сотво­рил (Прем. 1:13). И только гре­хо­па­де­ние чело­века, совер­шив­ше­еся по совету лука­вого змия-сатаны, под­вергло самого чело­века, а вместе с ним и весь види­мый мир, дей­ствию смерти и тления: Зави­стью диа­вола смерть вошла в мир (Прем. 2:24). Грех пер­во­здан­ного чело­века ока­зался ката­стро­фой миро­вого мас­штаба, ибо он нару­шил гар­мо­нию и поря­док в миро­зда­нии.

Таким обра­зом, пра­во­слав­ное веро­уче­ние четко раз­гра­ни­чи­вает пер­во­при­чину зла – грех и его послед­ствия – тление и смерть, и столь же четко ука­зы­вает, что источ­ник зла – в обла­сти нрав­ствен­ной – это злая воля чьей-либо лич­но­сти – пад­шего ангела-демона или чело­века.

про­то­и­е­рей Сергий Анти­мин­сов

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки