Алтар­ник

***

Алта́рник (поно­марь) – име­но­ва­ние муж­чины-миря­нина, помо­га­ю­щего свя­щен­но­слу­жи­те­лям в алтаре во время бого­слу­же­ния. Термин возник в сере­дине XX века; прежде при­слу­жи­вав­ших в алтаре назы­вали поно­ма­рями.

В насто­я­щее время в обя­зан­но­сти алтар­ника могут вхо­дить сле­ду­ю­щие:

На эту долж­ность насто­я­те­лем выби­ра­ются муж­чины-миряне, обла­да­ю­щие высо­кими нрав­ствен­ными каче­ствами, испол­нен­ные бла­го­го­ве­ния. Слу­же­ние алтар­ни­ком обя­за­тельно про­хо­дят в каче­стве послу­ша­ния все те, кто решил посвя­тить себя свя­щен­ству.

***

Алтар­ник как про­об­раз Ангела

Алтар­ник несет на себе три при­ход­ских слу­же­ния: чтеца, поно­маря и пара­ек­кле­си­арха. Как чтец – он участ­вует в бого­слу­же­нии, донося до цер­ков­ного народа слова молитв и поуче­ний (в том числе и тексты Свя­щен­ного Писа­ния). Как поно­марь – совер­шает поло­жен­ные ему уста­вом свя­щен­но­дей­ствия (входы со све­чами и т.п.) и помо­гает (как бы сослу­жит) свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Как пара­ек­кле­си­арх – алтар­ник следит за поряд­ком в храме во время бого­слу­же­ния, при­го­тов­ляет поме­ще­ние храма и цер­ков­ную утварь к службе и наво­дит поря­док после, гото­вит веще­ство Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важ­ность слу­же­ния алтар­ника накла­ды­вает особую ответ­ствен­ность на людей, несу­щих это послу­ша­ние. Во-первых, алтар­ник должен быть чело­ве­ком высо­кой духов­ной жизни, т.к. без внут­рен­него молит­вен­ного дела­ния и без борьбы с соб­ствен­ными стра­стями невоз­можно нести службу (при­слу­жи­вать) у Пре­стола Божия. Особо алтар­ник должен вос­пи­ты­вать в себе доб­ро­де­тели сми­ре­ния, рас­су­ди­тель­но­сти, вни­ма­тель­но­сти, тру­до­лю­бия и ответ­ствен­но­сти (не только за себя, но и за своих собра­тьев). Во-вторых, алтар­ник должен быть цер­ковно гра­мо­тен: знать устав бого­слу­же­ния, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, веро­уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви, и должен посто­янно повы­шать свое хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние. В‑третьих, алтар­ник должен быть пре­дельно строг в отно­ше­нии к себе. Это каса­ется не только внут­рен­ней жизни души, но и внеш­него облика цер­ков­но­слу­жи­теля. Алтар­ник должен вести себя в обра­ще­нии с людьми кротко и сте­пенно. Внеш­ний вид его должен быть всегда опря­тен (чистые волосы, не мятая одежда; одно­тон­ная рубашка, черные брюки и черные начи­щен­ные ботинки). Речь алтар­ника должна быть спо­кой­ной, веж­ли­вой и убе­ди­тель­ной.

Часто в совре­мен­ной при­ход­ской жизни можно встре­тить пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к слу­же­нию алтар­ника. Однако Пре­да­ние Церкви сви­де­тель­ствует нам о том, что алтар­ник, подобно прочим слу­жи­те­лям Алтаря, являет собой и своим послу­ша­нием образ гор­него мира – образ Цар­ства Божия, про­об­ра­зуя собою Анге­лов, сослу­жит Христу Спа­си­телю в деле спа­се­ния людей (мест­ной цер­ков­ной общины) от греха и смерти.

иеро­мо­нах Иеро­ним (Зуб)

Обя­зан­но­сти алтар­ни­ков за литур­гией, при отсут­ствии диа­кона

(ска­чать в фор­мате Word)

1) Затеп­лить лам­пады. При­го­то­вить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обя­за­тельно попро­бо­вать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посто­рон­них при­вку­сов, иде­ально нали­вать вино с вечера. При­го­то­вить воду для про­ско­ми­дии, неболь­шое коли­че­ство, так чтобы в кор­чаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обыч­ная, не освя­щен­ная, не остатки теп­лоты с про­шлой литур­гии.   При­не­сти записки в алтарь. Читать поми­на­ния по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника во время про­ско­ми­дии и в сво­бод­ные про­ме­жутки вре­мени до Херу­вим­ской.
2) Подать кадило в конце про­ско­ми­дии  по ука­за­нию свя­щен­ника (Сна­чала под­нять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верх­няя часть не мешала дер­жать покро­вец над кади­лом. Затем отпу­стить нижнюю чашку для каж­де­ния боль­шого покровца). Наре­зать анти­дор.
3) Когда начи­на­ется каж­де­ние — открыть завесу цар­ских врат. (Закрыть её после Вели­кого входа). Перед нача­лом литур­гии вклю­чить пани­ка­дило.
4) Малый вход. Во время воз­гласа свя­щен­ника «Яко благ и Чело­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Тебе славу воз­сы­лаем…” перед нача­лом пения  3 анти­фона (обычно – «Бла­женны») зажи­га­ется поно­мар­ская свеча на горнем месте.  Алтар­ник ста­но­вится рядом с ней. Начало Малого входа обычно про­ис­хо­дит во время пения «Бла­женни мило­сти­вии», (если поются тро­пари на «бла­женны», то на «Славу») алтар­ник син­хронно кре­стится со свя­щен­ни­ком, кла­ня­ется ему, после того, как св‑к напра­вится от пре­стола к гор­нему месту, подойти со свечой к двери, когда свя­щен­ник прой­дет горнее место открыть север­ные врата и выйти. После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника на вход алтар­ник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, кре­стится и кла­ня­ется свя­щен­нику, тушит свечу.
5)  Чтение Апо­стола. Во время пения Три­свя­того, держа Апо­стол перед собой вер­ти­кально, взять бла­го­сло­ве­ние со сло­вами: “Бла­го­слови вла­дыко святый Апо­стол про­че­сти” и выйти.
6) Во время чтения Апо­стола (если один алтар­ник – то перед этим) подать кадило.
7)  Во время пения Алли­лу­а­рия выне­сти свечу на амвон.
Если один алтар­ник, то после Малого входа он не зано­сит свечу в алтарь, а остав­ляет горя­щей перед иконой Спа­си­теля. По про­чте­нии Алли­лу­а­рия свеча ста­вится перед амво­ном.
По про­чте­нии Св. Еван­ге­лия свеча зано­сится в алтарь и гасится.
8) Во время про­из­но­ше­ния сугу­бой и заупо­кой­ной екте­ний рас­пре­де­лить заказ­ные поми­на­ния между слу­жа­щими свя­щен­но­слу­жи­те­лями.
8а) Подать кадило, если есть заупо­кой­ная екте­нья. Свя­щен­ник, читая екте­нью, совер­шает каж­де­ние пре­стола, стоя спиной к откры­тым цар­ским вратам.
9) Вели­кий вход.  
9а) По про­чте­нии свя­щен­ни­ком тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каж­де­ния алтаря и ико­но­стаса.
Пока св‑к кадит ико­но­стас на солее — зажечь свечу.  По окон­ча­нии каж­де­ния забрать кадило.
9б) По тре­тьем про­чте­нии свя­щен­ни­ком «Иже херу­вимы» подойти к жерт­вен­нику с кади­лом. Подать его свя­щен­нику. Если алтар­ник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выхо­дим на солею, встать перед амво­ном. Как только св‑к ставит Дары на пре­стол – войти в алтарь.
9в) Тут же поста­вить и пога­сить свечу, и подать кадило высоко для каж­де­ния покрова.
10) Воз­глас «Воз­лю­бим друг друга» — подойти к завесе для её откры­тия. На воз­гласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Сим­вола веры» кипя­тится чайник
12) При пении: “Тебе поем…” (после освя­ще­ния св. Даров) после зем­ного поклона подать свя­щен­нику кадило для каж­де­ния Святых Даров.
13) На воз­гласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.
14) Сразу же под­не­сти на под­носе чайник с кипят­ком св-ку (чайник пред­ва­ри­тельно опо­лос­нуть кипят­ком).
14б) Сразу же поста­вить свечу перед Цар­скими вра­тами.
15) По окон­ча­нии пения при­частна читать молитвы ко Св. При­ча­ще­нию.
16) Открыть завесу  по ука­за­нию свя­щен­ника.
17) Пере­ста­вить  свечу к иконе Спа­си­теля.
18) Дер­жать плат и выти­рать уста при­част­ни­кам. В случае попа­да­ния Св. Даров на плат не допу­стить их паде­ния на пол.
19) После при­ча­ще­ния мирян подать кадило для каж­де­ния пре­стола, а потом жерт­вен­ника.
20) Зажечь свечу на жерт­вен­нике.
21) Забрать кадило и подать его снова свя­щен­нику перед жерт­вен­ни­ком. 
22) Унести свечу с амвона в алтарь после воз­гласа: “Всегда, ныне и присно…” перед пере­но­сом Св. Даров.
23) Раз­дать анти­дор.
24) Читать бла­го­дар­ствен­ные молитвы. 
25) Подать свя­щен­нику чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Поря­док чтения Апо­стола

Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Пре­муд­рость.
Чтец: Про­ки­мен, глас (.): про­ки­мен цели­ком. 
Хор: повто­ряет про­ки­мен.
Чтец: Стих после про­кимна.
Хор – про­ки­мен цели­ком.
Чтец: Про­ки­мен (1‑ю часть – до запя­той).
Хор: 2‑ю часть про­кимна.
(Если есть второй про­ки­мен, то вместо этого чтец:  Про­ки­мен, глас (.): второй про­ки­мен цели­ком.  Хор: про­ки­мен).
Иерей: Пре­муд­рость.
Чтец: ……….. *чтение.

(Деяния святых апо­стол чтение (Или: Собор­наго посла­ния Пет­рова [или: Иоан­нова, причем не при­нято гово­рить, какое это посла­ние первое, или второе, или третье] чтение. Или: К рим­ля­ном [К корин­фя­ном; К гала­том; К Тимо­фею и т.п.] посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апо­стол… (Начи­нает мед­лен­ным низким голо­сом, повы­шая тон, если два чтения, то первое чтение закан­чи­ва­ется пони­же­нием тона и далее снова тон повы­ша­ется)
Иерей: Мир ти, чту­щему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Пре­муд­рость.
Если диакон будет читать с амвона Еван­ге­лие, то отойти немного вправо.


Если одно чтение, то
Чтец: Алли­луйя (3 раза),
Хор поет “Алли­луйя”- трижды на ука­зан­ный глас.
Чтец: 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”,
Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор:  “Алли­луйя”.

Если два  чтения, то
Чтец: Алли­луйя (3 раза) и сразу  1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”,
Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор:  “Алли­луйя”.
Чтец: 1‑й стих вто­рого алли­лу­и­а­рия ; Хор: “Алли­луйя”

В храмах, где поют зна­мен­ным рас­пе­вом вместо  Алли­луйя (3 раза) нередко про­из­но­сят Алли­луйя глас (.)

Недо­пу­стимо делать ошибки при чтении молитв, уда­ре­ния в словах должны быть рас­став­лены пра­вильно. Также чтец должен сам хорошо пони­мать смысл чита­е­мого, пра­вильно делать логи­че­ские уда­ре­ния, оста­новки на знаках пре­пи­на­ния и т.п. Чтение должно быть речи­та­тив­ное, без выкри­ки­ва­ний, моно­тон­ное, без скач­ков, кото­рые режут ухо. При недо­статке опыта необ­хо­димо про­смот­реть текст молитв зара­нее, а текст Апо­столь­ских чтений, про­кимны, алли­лу­и­а­рии   должны быть про­смот­рены зара­нее в любом случае.

Свечу затеп­ляют огар­ком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с гор­него места, то перед этим кре­стятся и кла­ня­ются гор­нему месту и кла­ня­ются пре­столу.

Как пода­вать свя­щен­нику кадило. Правой рукой дер­жать за кольцо, левой вытя­нуть цепочку крышки и обхва­тить все цепочки.

Опре­де­ле­ние апо­столь­ких зачал и чтение про­ким­нов, алли­лу­а­риев, тро­па­рей, конда­ков

Если 2 тро­паря на часах, то: тро­парь 1‑й — Слава.. – тро­парь 2‑й – И ныне.

Кондак всегда чита­ется один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.

Если 2 про­кимна, то: про­ки­мен, глас… (1‑й про­ки­мен)  – стих – про­ки­мен глас… (2‑й про­ки­мен).

Опре­де­ле­ние зачала Апо­столь­ского чтения, про­кимна и алли­лу­а­рия.

  1. Откры­ваем главу «Сбор­ник 12 меся­цев» (непе­ре­хо­дя­щий кален­дарь). Зачала в Апо­столе сквоз­ные (с начала до конца). Если на этот день нет празд­ника с чте­нием, то п.2.
  2. Глава «Про­кимны  … днев­ные» (по дням недели). Выби­раем соот­вет­ству­ю­щий день.
  3. В вос­кре­се­нье. Глава «Про­кимны … литур­гий­ные осьми гласов».
  4. Если хотим помя­нуть мест­но­чти­мого свя­того, то глава «Про­кимны … общии святым».
  5. Во время Пас­халь­ного цикла исполь­зуем «Ска­за­ние о анти­фо­нах и про­ки­ме­нах» (пере­хо­дя­щий кален­дарь).

В про­цессе чтения Апо­стола посте­пенно повы­шаем голос, закан­чи­ваем на 3 ноты.

Если 2 апо­столь­ских чтения (празд­ника и свя­того), то по окон­ча­нии пер­вого голос пони­жа­ется. Без объ­яв­ле­ния сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Пра­вила пове­де­ния алтар­ни­ков

(ска­чать в фор­мате Word)

Перед входом в храм необ­хо­димо выклю­чить мобиль­ный теле­фон.

Войдя в святой алтарь, алтар­ник должен сде­лать с бла­го­го­ве­нием три земных поклона перед святым пре­сто­лом, пере­кре­ститься с покло­ном в сто­рону Гор­него Места и подойти за бла­го­сло­ве­нием к стар­шему по чину свя­щен­но­слу­жи­телю.

В суб­боту, в вос­кре­се­нье и в празд­нич­ные дни, по пред­пи­са­нию Типи­кона, поло­жено совер­шать только пояс­ные поклоны.

Перед обла­че­нием в сти­харь необ­хо­димо испро­сить бла­го­сло­ве­ние на наде­ва­ние сти­харя у слу­жа­щего свя­щен­ника или у епи­скопа (если в про­цессе службы необ­хо­димо будет снять сти­харь, то на повтор­ное обла­че­ние брать бла­го­сло­ве­ние уже не тре­бу­ется).

В обя­зан­но­сти алтар­ника входит наблю­де­ние за семи­свеч­ни­ком, лам­па­дами и алтар­ными под­свеч­ни­ками, кроме тех, кото­рые стоят на пре­столе. За послед­ними смот­рят свя­щен­но­слу­жи­тели. Ста­вить на пре­стол и сни­мать с него лам­пады и под­свеч­ники лицам, не име­ю­щим свя­щен­ного сана, не раз­ре­ша­ется. Кроме того, алтар­ник должен вни­ма­тельно сле­дить за кади­лом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтар­ник должен пода­вать кадило слу­жа­щему диа­кону с правой сто­роны свя­того пре­стола.

Про­ходя через горнее место, поло­жено совер­шать крест­ное зна­ме­ние. Перед тем, как подать кадило диа­кону, алтар­ник должен вместе с ним пере­кре­ститься в сто­рону иконы гор­него места и покло­ниться слу­жа­щему свя­щен­нику. Брать кадило у диа­кона реко­мен­ду­ется на том же месте и с такими же дей­стви­ями, какие поло­жено делать перед пода­ва­нием кадила.

Нужно ста­раться как можно меньше ходить по алтарю. Раз­го­воры и смех в алтаре недо­пу­стимы. Раз­ре­ша­ется лишь шепо­том, спо­койно, ска­зать что-то, каса­ю­ще­еся бого­слу­же­ния. Во время Евха­ри­сти­че­ского канона, херу­вим­ской песни и чтения Еван­ге­лия не должно быть посто­рон­них дей­ствий и речи, кроме молитв.

Касаться пре­стола и жерт­вен­ника, про­хо­дить перед пре­сто­лом (между ним и цар­скими вра­тами), входить/выходить через Цар­ские врата строго запре­щено.

Про­дукты пита­ния (а тем более, живот­ного про­ис­хож­де­ния) в алтаре вос­пре­щены.

В Бого­слу­жеб­ных книгах поме­ток жела­тельно не делать

При любых видах кро­во­те­че­ния алтар­ник обязан сразу же поки­нуть алтарь.

Как дер­жать плат при при­ча­ще­нии

Во время при­ча­стия мирян, алтар­ник может быть при­гла­шён свя­щен­ни­ком дер­жать плат и оти­рать уста при­част­ни­кам. Это послу­ша­ние сле­дует испол­нять на пре­деле вни­ма­ния и осто­рож­но­сти. Важно сле­дить за тем, чтобы при­част­ники:

  • дер­жали руки на груди кре­стом;
  • ни в коем случае не кре­сти­лись перед Чашей;
  • дети сразу про­гла­ты­вали Святые Дары.

Сле­дует дер­жать плат широко (пол­но­стью раз­вёр­ну­тым) и быть гото­вым к тому, что ребё­нок или взрос­лый совер­шит резкое дви­же­ние или даже каш­ля­нёт.

Если мла­де­нец на руках у роди­те­лей, то они должны поло­жить его голо­вой к своей правой руке. Алтар­нику сле­дует при­дер­жи­вать ручки мла­денца.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки