Анти­фон

***

Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отве­ча­ю­щий звуком на звук, про­ти­во­гла­сие) – пес­но­пе­ние, осу­ществ­ля­е­мое попе­ре­менно двумя, рас­по­ло­жен­ными друг против друга хорами (ликами). Исто­ри­че­ски анти­фон — это прежде всего испол­ни­тель­ский приём и только потом — гим­но­гра­фи­че­ский жанр.

Кроме этого зна­че­ния, как спо­соба пения, слово анти­фон исполь­зу­ется в литур­гике и для обо­зна­че­ния отдель­ных пес­но­пе­ний или частей песен­ного мате­ри­ала.

«Вот глав­ные случаи упо­треб­ле­ния этого тер­мина.

  1. Анти­фоны Псал­тири
    Первая кафизма Псал­тири, раз­де­ля­ясь, как и прочие, на три славы, удер­жи­вает, на языке нашего Типи­кона, за ними наиме­но­ва­ние «анти­фо­нов». Это объ­яс­ня­ется тем, что или вся кафизма, или первая ее слава (первый анти­фон) поются в из­вестные дни анти­фонно.
  2. Анти­фоны изоб­ра­зи­тель­ные или все­днев­ные
    Извест­ные стихи псал­мов, упо­треб­ля­ясь в попе­ре­мен­ном пении на литур­гии огла­шен­ных, в самом ее начале, полу­чили наиме­но­ва­ние или анти­фо­нов изоб­ра­зи­тель­ных (Пс. 102 и 145: «Бла­го­слови душе моя Гос­пода…» и «Хвали душе моя Гос­пода…») или анти­фо­нов все­днев­ных (Пс. 91, 92, 94, с соот­вет­ству­ю­щими при­пе­вами), к кото­рым при­со­еди­ня­ется потом и гимн «Еди­но­род­ный Сыне…».
  3. Сте­пен­ные анти­фоны
    Часть тор­же­ствен­ной поли­е­лей­ной утрени, они явля­ются под­ра­жа­ни­ями так наз. сте­пен­ных псал­мов, то есть 119—133 или «песней сте­пе­ней». Эти песни пелись палом­ни­ками при вос­хож­де­нии на сту­пени Иеру­са­лим­ского храма. Эти псалмы послу­жили темой наших сте­пен­ных анти­фо­нов. Сте­пен­ных анти­фо­нов, по числу гласов – 8. Каждый состав­лен из трех частей для каж­дого гласа, кроме 8‑го, где четыре сте­пенна. Эти пес­но­пе­ния аске­ти­че­ского содер­жа­ния, в них гово­рится об очи­ще­нии и исправ­ле­нии души от стра­стей и греха. Поются они на особый напев. К каж­дому сте­пенну при­со­еди­нено в конце про­слав­ле­ние Свя­того Духа. Авто­ром их счи­тают не Иоанна Дамас­кина, а, скорее, св. Фео­дора Сту­дита или же его брата Иосифа, архи­епи­скопа Солун­ского. По аске­ти­че­скому содер­жа­нию они дей­стви­тельно больше соот­вет­ствуют духу сту­дий­ского направ­ле­ния в нашей гим­но­гра­фии.
  4. Празд­нич­ные анти­фоны
    Празд­нич­ные анти­фоны на литур­гии состав­лены из стихов разных псал­мов, соот­вет­ственно содер­жа­нию празд­ника. Эти стихи псал­мов чере­ду­ются или с осо­быми при­пе­вами, «Молит­вами Бого­ро­дицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тро­па­рем самого празд­ника».
    Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия.

Анти­фон­ное пение, по-види­мому, стало упо­треб­ляться в Церкви с II в. По пре­да­нию, уста­нов­ле­ние в цер­ков­ной службе анти­фон­ного пения при­над­ле­жит свя­щен­но­му­че­нику Игна­тию Бого­носцу, кото­рый в особом виде­нии удо­сто­ился уви­деть небес­ное бого­слу­же­ние и услы­шать ангель­ское пение. По образцу ангель­ского мира он ввел на бого­слу­же­ниях анти­фон­ное пение, в кото­ром два хора чере­ду­ются и как бы пере­кли­ка­ются. Это пение из Сирии быстро рас­про­стра­ни­лось в ранней Церкви.

Анти­фоны в насто­я­щее время поются на празд­нич­ной вечерне, празд­нич­ной или вос­крес­ной утрене, на Литур­гии Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого (а также на изоб­ра­зи­тель­ных):

  • На вечерне анти­фо­ном служат стихи из 1, 2 и 3 псал­мов.
  • На утрене поются так назы­ва­е­мые сте­пен­ные анти­фоны, темой кото­рым послу­жили сте­пен­ные псалмы 119–133.
  • На литур­гии анти­фо­нами явля­ются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псал­мов, в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни так назы­ва­е­мые изоб­ра­зи­тель­ные анти­фоны 102, 145 псалмы и бла­женны, а в празд­нич­ные дни, посвя­щен­ные Иисусу Христу – особые, празд­нич­ные анти­фоны.

В насто­я­щее время анти­фон­ное пение в при­ход­ских храмах соблю­да­ется редко (в основ­ном, из-за того, что на службе поет один хор). Кроме пес­но­пе­ний, ука­зан­ных в уставе напря­мую в каче­стве анти­фон­ных, есть еще несколько таких, кото­рые поются анти­фонно по тра­ди­ции (когда на службе два хора). Напри­мер, 33‑й псалом, вос­крес­ные тро­пари по Непо­роч­ных («Ангель­ский собор»), песнь Бого­ро­дицы.

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки