День памяти
22 сентября – Собор Глинских святых
Житие
Краткое житие преподобного Андроника Глинского
Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Андрея и его жены Акилины[1]. Начальное образование получил в сельской церковно-приходской школе. В 1905 г., желая всецело посвятить свою жизнь Богу, Алексей приехал в Глинскую пустынь[2] и попросил настоятеля схиархимандрита Иоанникия (Гомолко) принять его в обитель. «Строгий, умный отец Иоанникий», проверяя решимость юноши, спросил: «Ты такой молодой, а послушания у нас тяжелые... Как будешь жить?»[3]. Но, видя непоколебимое стремление Алексея к иноческой жизни, принял его в состав братства. Сначала Алексей нес послушание в монастырской гостинице, принимая гостей, затем – на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке, и, наконец, в скиту. Первым его старцем был о. Аристоклий (Ветер). В 1913 г. о. Аристоклий перешел в Омский Покровский монастырь, а Алексея поручили строгому аскету и опытному подвижнику о. Иулиану (Гагарину), который научил его следить за душевными страстями, не действовать по их внушению, а призывая Божию помощь, противоборствовать им. С детства кроткий и смиренный, Алексей полностью предал себя в волю старцев. Такая настроенность привлекала к нему благоволение и милость Божию, помогала возрастать в богоугодной жизни и идти спасительным путем духовного обновления. Тем, кто усердно занимается внутренним подвигом, посылаются и сугубые скорби. Так и жизненный путь старца был преисполнен различных скорбей.
В 1915 г. Алексея призвали в армию. Сначала он служил в Перми, но вскоре был переведен на фронт, где попал в плен к австрийцам[4] и пробыл в Австрии три с половиной года. Пленных почти не кормили, работу давали самую трудную. Многие пленные умерли. Но Алексей усиленно молился и принимал все скорби как от руки Божией. От такого внутреннего устроения в душе его постоянно сохранялся мир. Он стяжал живую веру и получал благодатные утешения. О страданиях тех лет старец с присущей ему кротостью говорил: «Мы землю копали, все равно ведь нужно трудиться. И чудеса Божии сопутствовали нам»[5]. Конвоиры, видя, как старательно он работает, предлагали ему табак (нередко пленные меняли хлеб на табак), но Алексей не брал. Они удивлялись и говорили: «И не курит, и трудится»[6]. После окончания войны в 1918 г. он вернулся в обитель, где сначала проходил послушание на монастырской мельнице, а затем был определен на должность эконома[7]. 11 июня 1920 г. был пострижен в рясофор, а в 1921 г. – принял монашеский постриг с именем Андроник[8]. День пострига навсегда остался в его памяти. Позднее он писал и говорил своим духовным детям: «Помните великий день вашего пострига, помните обеты при постриге, данные вами... быть истинными монахами – вовеки не согрешите»[9]. Годы, проведенные в обители, оставили в молодом иноке неизгладимый след и способствовали его духовному совершенствованию. И впоследствии, где бы он ни был, он всегда был тверд в исполнении своих монашеских обетов.
Отец Андроник глубоко переживал закрытие Глинской пустыни и говорил, что это было «событие страшное»[10]. Своей строгой иноческой жизнью и беспрекословным послушанием монах Андроник обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его к себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. Старец рассказывал: «Однажды в храме подошла ко мне какая-то женщина и со слезами говорила, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить, а я сказал: «Бог даст и зазвонят», за эти слова сослали меня на Колыму в 1923 г. на 5 лет[11]. В ссылке о. Андроник служил санитаром в тюремной больнице. Он ухаживал за больными с искренними состраданием и любовью, сам мыл их. Все его любили, а сосланные узбеки даже звали «мамой». Однажды в больницу привезли умершего епископа Иринарха (Синькова). Отец Андроник обмыл его и упросил врача, чтобы тот отдал для погребения епископа большой гроб, который несколько лет стоял в больнице, потом «застелил гроб белой простыней, из полотенца сделал омофор, надел на епископа свою шапку и в руки дал четки[12]. Отец Андроник написал епископу Павлину, что Господь сподобил его похоронить епископа Иринарха. В 1936 г. он был награжден за это золотым наперсным крестом Патриаршим местоблюстителем блаженнейшим митрополитом Сергием. По амнистии о. Андроник вернулся из ссылки раньше срока и по-прежнему был келейником у епископа Павлина, который в 1926 г. в Московском храме Воскресения в Сокольниках (к этому времени преосвященный Павлин был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии) рукоположил его в сан иеромонаха. Через год, когда о. Андроник сильно заболел, он был пострижен в схиму с оставлением имени Андроник (в честь преподобного Андроника, память 26 (13) июня[13].
В 1939 году о. Андроник во второй раз был осужден и сослан на Колыму. Сначала его одиннадцать месяцев держали в тюрьме, где каждую ночь вызывали на допросы и принуждали оклеветать епископа Павлина, но старец молчал. Ему угрожали, мучили: «Поставят к стене и начинают стрелять, но мимо, запугивают...»[14]. Следователь кричал на о. Андроника: «Я тебя убью», а однажды сорвал со старца крест и бросил в печь. Отец Андроник сказал: «Что ты делаешь? Меня крестили, мне дала мать крестик, а ты срываешь». Но на допросах его не били и бранными словами в его присутствии не ругались. Только один раз во время допроса вошел в комнату «какой-то верзила и сказал следователю: «Сколько ты будешь возиться с этим стариком?»[15] и ударил о. Андроника так, что тот потерял сознание. «Очнулся уже в тюремной больнице и на вопросы, что с ним случилось, отвечал, что шел на допрос, упал, да о камень ударился»[16]. Как-то привели старца в большую комнату, в которой была раскаленная печь, и сказали: «Ну, Лукаш, садись на печку». Отец Андроник спросил: «Как, разуваться? Босым лезть?» Тогда его удержали: «Пока подожди». Во время другого допроса раздели до нижнего белья, вывели в коридор, где стояли огромные ящики в рост человека, в таком ящике его и заперли, а мороз был пятьдесят градусов. Старец подумал, что замерзнет и умрет там, но в последний момент ящик открыли, под руки вывели его, так как сам он идти уже не мог[17]. Много раз предлагали подписать какие-то бумаги, но о. Андроник отвечал: «Я неграмотный, не знаю, что там написано», – и не подписывал. Затем о. Андроника перевели в лагерь, там было легче, допросов не было, «только шпана очень беспокоила, если к ней попадешь»[18].
В лагере много работали, о. Андроник был там дневальным. Трудолюбие, послушание и внутреннее благородство старца вызывали уважение не только у осужденных, но и у охранников. Сам начальник лагеря очень его уважал, дорожил им и в конце срока взял к себе в дом, где о. Андроник вел все домашнее хозяйство. «Я повесил картиночку «Воскресение», молился, а когда начальник стал за это упрекать, то сказал: «Не нравится – уйду в лагерь», – рассказывал старец. По-видимому, он сильно болел в то время, так как просил начальника в случае его смерти сообщить в Патриархию, что скончался такой-то схимник. Все в той семье очень полюбили о. Андроника, жена начальника расспрашивала его о духовной жизни, а когда закончился срок о. Андроника и он уезжал в Глинскую пустынь, она дала ему денег на дорогу. Сам же начальник всеми силами пытался удержать о.`Андроника, жалко ему было расставаться со старцем[19].
28 сентября 1948 г. о. Андроник вернулся в Глинскую пустынь[20]. С самыми теплыми чувствами братской любви встретили его настоятель и старцы обители. Видя высокоподвижническую жизнь о. Андроника, епископ Сумской и Ахтырский Иларион в апреле 1949 г. назначил его благочинным и ризничным монастыря[21]. Как благочинный, он должен был следить за всем в обители, собирать братию на общие послушания (сенокос, заготовку дров, работы на огороде и др.), на которых всегда сам был первым. Во всех делах о. Андроник был энергичен и бодр, так что слово его, живое, задушевное, ясное, подбадривало и всех окружающих. Работать с ним было легко и радостно.
Душа о. Андроника, очищенная многими скорбями, была преисполнена благодатных даров Святого Духа. Эта духоносность и привлекала людей к старцу. Великодушно претерпев все страдания, он делом исполнил заповедь: «Любите врагов ваших» и стяжал в своем сердце величайший дар благодати Божией – христианскую любовь к ближнему. Смирение и кротость безраздельно царили в его душе, даже ходил старец всегда смиренно согнувшись.
В его послужном списке было сказано: «Отец Андроник отличается особым смирением, кротостью и трудолюбием; послушлив, любвеобилен»[22]. Вначале братия обращались к нему лишь по делам послушаний, но, чувствуя его горячую, искреннюю, снисходительную ко всем человеческим немощам любовь и духовную опытность, стали поверять ему свою душу. После беседы со старцем, его молитв тихое и благодатное утешение наполняло их сердце. В короткое время он снискал такое доверие, что стал братским духовником[23]. Епископ Сумской и Ахтырский Евстратий писал: «Отец Андроник... пользуется заслуженным уважением всех насельников обители. Все свободное время проводит в молитве»[24].
Действительно, ни одного решения не принимал старец без усердной молитвы. За своих духовных детей молился он непрестанно, как сам писал: «Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю в своих прежних молитвах»[25]. Мудрый духовный наставник, о. Андроник имел дар от Бога безошибочно видеть внутреннее состояние человека. Вся сила духовного руководства старца сводилась к тому, чтобы указать каждой душе путь спасения через веру во Христа Спасителя. Спасая других, он и сам восходил на вершину богообщения, и слушающих его возводил за собой.
Советы старца всегда были основаны на учении святых отцов. В сохранившихся записях о. Андроника собраны наставления из «Отечника», «Луга духовного», других святоотеческих творений, а также глубокие по своему содержанию собственные изречения старца, которые он сам переписывал и раздавал своим ученикам[26].
5 мая 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I о. Андроник был возведен епископом Евстратием в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим исповедовались у него. С глубоким почтением и уважением относился к нему епископ Евстратий (Подольский), который писал о. Андронику: «Вот уже шестой год я знаю Вас в ответственной и многотрудной должности (благочинного. – А.И.), которую Вы исполняете с большой ревностью и такой же большой пользой для монастыря... Вы пользуетесь заслуженной любовью как насельников обители, так и многочисленных богомольцев ее... и моим архипастырским расположением»[27]. В прошениях обители к архиерею самыми убедительными для него были слова: «Сам схиигумен Андроник лично просит Вас»[28]. В 1960 г. Святейший Патриарх Алексий I наградил о. Андроника палицей.
После закрытия обители в 1961 г. о. Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего начальника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии о. Андроник продолжил свое старческое служение. Он совершал богослужения и исповедовал в храме святого Александра Невского – кафедральном храме владыки Зиновия. Сюда, как раньше в Глинскую пустынь, со всех концов страны устремились к нему ищущие спасения. Поистине, старец был вождь духовный. Вся его жизнь была направлена к одной цели – спасению своей души и душ ближних. Своим благодатным словом он врачевал язвы страждущих, утешал любовью и участием, разделял скорбь и горе, давал отраду и духовную поддержку. По его молитвам врачевались не только духовные раны, но и болезни телесные. Его пастырство побуждало иерархов Грузинской Православной Церкви ревностнее относиться к своему служению, поскольку у них в храмах было немного богомольцев, а церковь, где исповедовал о. Андроник, всегда была переполнена, благодаря молитвенному подвигу старца. В 1963 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I митрополит Зиновий возвел о. Андроника в сан архимандрита.
Тесна была духовная связь о. Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему, приезжали. «Сердце горело, когда ехали к старцу», – вспоминали они. Письма о. Андроника к его духовным детям – инокам Глинской пустыни, составляющие часть его духовного наследия, проникнуты необыкновенно искренней, трогательной любовью, истинно отцовской заботой и даже лаской. В то же время они содержат и строгие, мудрые, высокодуховные наставления. Приведем лишь несколько отрывков из его писем: «Духовный и возлюбленный мой родной сыночек отец И. (имя снято автором. – Примеч. издат.). Не скорби... Господь – сердцеведец, призови Его крепкой сердечной верой, и Он, Всеблагий, всегда тебе поможет. А больше всего всегда старайся и дела, и жизнь свою предавать всецело святой воле Божией. Буду молиться за тебя, родной, но ты и сам приложи свой посильный труд к этому делу». «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро всегда иметь Господа пред собою и в Его присутствии находиться в непрестанной молитве... Господи, посылаешь ми скорби, прошу: пошли и терпение. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи прости помоги мне Господи Крест Твой понести».
«Радуйся во искушениях, которые будут допущены тебе, при посредстве их приобретается духовный плод». «Молися почаще и говори: «Не яко аз хощу, а яко Ты, Отче». Матерь Божию нужно просить, Она никогда не оставит». Только нужно крепко веровать»[29]. К Матери Божией имел о. Андроник величайшее благоговение и любовь: «Поручитесь Матери Божией – Она вас всегда и везде спасет!»
Очень часто старец повторял: «У человека невозможно, у Бога все возможно...», – «Нужно думать и помнить каждую минуту о смерти. Как ложишься спать, думай: «Легли многие и не встали; заснул – и на вечность».
К старцу обращались многие священнослужители для разрешения вопросов, которые у них возникали в их пастырской деятельности. Вот дословные ответы старца на некоторые из таких вопросов:
«Те, кто причащаются каждый день, – эти люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причастию, отсекать своеволие, чтобы Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник... Священникам надо почаще каяться. Людей исповедуем часто, а сами не каемся. Хорошо каждый день исповедоваться, что есть на совести...
Если в храме есть ковры, на которых изображены кресты, то такие ковры надо убрать... на кресте был Господь распят, а мы ходим, топчем. Однажды в Глинскую пустынь прислали дорогой ковер, а на нем большой крест, но сразу заметили и убрали...
Некоторые священники, когда нет вина, совершают литургию на соках. Это грех. Это недопустимо.
Во время литургии на жертвеннике и на престоле нужно, чтобы обязательно горели свечи, если не горят, то смертно согрешает иерей»[30].
Достигнув преклонного возраста, схиархимандрит Андроник почувствовал, что приближается переход его в иной мир, к чему он готовился всю свою жизнь бдением, пощением и молитвой. В ноябре 1973 г. во время чтения утренней молитвы «Боже, очисти мя, грешного...» он стал говорить невнятно и сбивчиво, вскоре у него пропала речь, и отнялась левая сторона тела. Многие полагали, что ему осталось жить несколько часов, но Божиим Промышлением он еще должен был пожить на пользу своих духовных чад. Через двадцать пять дней речь его восстановилась, но паралич левой стороны продолжался до самой кончины.
Не имея возможности по болезни посещать богослужения, он переносил болезнь без ропота и непрестанно молился дома, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. На первой седмице Великого поста о. Андроник почувствовал облегчение и даже мог петь ирмос «Помощник и Покровитель...» И никто теперь уже не думал, что это была последняя его песнь. На третьей седмице его здоровье ухудшилось, и он перестал принимать пищу. 17 марта, в воскресенье, в половине шестого утра, он был в забытьи. Это состояние продолжалось до 10 часов вечера, когда он внятно произнес слова: «Милость Божия все покроет», а затем начал кого-то благословлять. По-видимому, за строгую подвижническую жизнь Господь сподобил его узреть отшедших своих собратий по духу. После этого он пришел в сознание, тихо сказал: «Я буду умирать», закрыл глаза и уже ни с кем не говорил, хотя все понимал и оставался в полном сознании. Силы старца слабели, и 21 марта, в четверг, в начале шестого часа утра он в мирной и безболезненной кончине предал дух свой Богу.
21 марта гроб с телом почившего схиархимандрита Андроника был поставлен в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где митрополитом Зиновием была совершена великая панихида. Тело старца находилось в соборе до 26 марта. У гроба совершались панихиды и читалось местными и приезжими священниками Святое Евангелие. 26 марта архимандрит Иоанн (Маслов) с собором клириков совершил литургию Преждеосвященных Даров. Отпевание и погребение схиархимандрита Андроника были совершены митрополитом Зиновием с собором духовенства в присутствии иерарха Грузинской Церкви епископа Цилканского Гайоза, ректора Мцхетской духовной семинарии. Бывший насельник Глинской пустыни игумен Иларион (Приходько) сказал сердечное прощальное слово, в котором подчеркнул, что о. Андроник был человеком широкой души, глубокой веры и большим тружеником, его сердце было исполнено сострадательной любви к каждому человеку, он жил не для себя, но для народа, поэтому к нему вполне приложимо наименование печальника душ человеческих. Затем гроб с телом о. Андроника был обнесен священнослужителями вокруг престола. Прощальная процессия направилась к месту погребения – Грмагельскому городскому кладбищу. По совершении на могиле краткой литии гроб с останками верного служителя Церкви Христовой при пении «Вечной памяти» был опущен в могилу. Прах о. Андроника предал земле митрополит Зиновий, который заботился о нем, как любящий отец о своем сыне. Он же в сороковой день по преставлении к Богу схиархимандрита Андроника в соборе святого князя Александра Невского совершил заупокойную литургию и панихиду в сослужении всего духовенства, съехавшегося почтить память старца. Могилу старца посетил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V, который, обращаясь к о. Андронику, положил на его могилу красное яйцо и сказал: «Отец Андроник! Христос воскрес! Мы знаем, что ты теперь в Царстве Небесном. Что отличало тебя в этой жизни? Ты не имел врагов, и потому все любили тебя. Ко всем открыто было твое любящее сердце. Молись за нас, чтобы и нам разделить радость твоего блаженства».
Память об о. Андронике будет всегда жить в сердцах многих людей. Он поистине «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст Господь, Праведный Судия в день оный» (2Тим.4:7-8).
Из книги «Глинский патерик» схиархим. Иоанна (Маслова)
Полное житие преподобного Андроника Глинского
"Печальник душ человеческих". - Так назвал старца схиархимандрита Андроника один из его духовных чад, архимандрит Илларион в надгробном слове. С этим нельзя не согласиться. Отец Андроник с детства видел многие печали сначала в родной семье, где его тихой кроткой терпеливой матери приходилось многое переживать и от мужа, любившего выпить и буйного во хмелю, и от одного из сыновей, унаследовавших характер и привычки отца. Алексей, будущий старец Андроник, радовал маму тихим нравом, ровным спокойным характером, любовью к молитве. Даже в детские годы, жалея всех, кому было трудно и подчас горько, он вставал ночью на молитву, прося им помощи от Господа. Великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Андрея, его жены Акилины и пятерых детей. Дети воспитывались наставлениями матери, скромной, смиреной христианки и ее примером. Своей сдержанностью, молчанием она старалась умиротворить гневливого, вспыльчивого, жестокого нравом мужа. Старший брат Филипп скончался в юности, как и единственная сестра. В 7 лет Алексея отдали учиться в церковно-приходскую школу. Учился мальчик неблестяще, возможно потому даже, что очень боялся гнева отца. После школы отец устроил его работать волостным кучером. Пришлось ему возить начальство в уездный город и иногда брать почту для волости. Уже тогда он обращал на себя внимание серьезностью, ответственностью, исполнительностью. Когда он ехал один, то молился. Дома от матери слышал он о монастырях, но в детстве не бывал, ни в одном из них, т.к. отец не отпускал никого в паломничество. Желание Алексея ближе узнать об иноческой жизни, о котором мать знала, приходилось скрывать от отца.
В один из воскресных дней после литургии Алексей встретил странника. Ему очень хотелось расспросить о тех обителях, где тот побывал, но пригласить его в дом он не мог. Странник почувствовал искренность такого желания и предложил где-нибудь встретиться. Решили следующий вечер провести вместе на кладбище. Странник рассказал о Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах, Валааме, Сарове, Оптиной и Глинской пустынях. Особенное внимание уделил он Глинской пустыне, подчеркнув строгую жизнь ее иноков. Там был у него знакомый монах, келейник настоятеля. Странник обещал написать ему письмо, видя неподдельное желание Алексея направиться туда. Через неделю они встретились, и странник дал адрес обители и обещанное письмо. Но как поехать в обитель, ведь у него нет паспорта, т.к. он еще не достиг совершеннолетия. Работая кучером, Алексей возил секретаря волости, который мог дать ему паспорт. Алексей стал, просит выдать ему паспорт, так как приходилось получать под расписку серьезные документы. Секретарь нашел, что причина эта вполне уважительная и выдал, наконец, паспорт. Через некоторое время Алексей решился уйти в монастырь. Вечером, позвав мать в сени (отца не было дома), сказал, что уходит в монастырь. "А отец?" — спросила Акилина. Алексей просил ее благословить, а отцу говорить нет смысла — не пустит. Мать благословила его своим маленьким нательным крестиком. Алексей побежал на вокзал. Едва успел купить билет и вскочить в вагон, как поезд тронулся. Уступил место старичку, который, как оказалось, ехал в Глинскую пустынь, намереваясь потом попасть в Софрониеву и Петропавловскую пустыни.
И вот в 1906 г. Алексей "у врат обители святой", в которой в свое время подвизались игумен Филарет (Данилевский), иеромонах Василий (Кишкин) и другие старцы, которые были последователями преподобного Паисия Величковского. Благодаря подвигам старцев, насельников обители, пустынь просияла на всю Святую Русь.
Настоятелем в это время был архимандрит Исаия, впоследствии схиархимандрит Иоанникий, прославленный ныне в лике святых. К нему и проводил келейник, прочитав письмо, Алексея. Первые шаги по земле святой обители наполнили душу его радостью. Все монахи казались ангелами. Мысленно помолился Алексей Царице Небесной, прося принять его и обещая все переносить до конца своих дней. Молитва успокоила его, в душе затеплилась надежда. У о. настоятеля было много забот, но основной он считал духовную жизнь братии. Для этого он наставлял словом, был, достойным примером, следил за тем, чтобы каждый насельник обители обращался к старцу. В пустыне была прекрасная библиотека святоотеческих творений. При о. Исайе было много старцев, усердием которых воспитывался целый сонм подвижников. Для тех, кто преуспел в общежитии и стремился к уединению, о. Исаия устроил Спасо-Илиодоровский скит, где ввел устав Оптинского скита и скита Софрониевой пустыни, пользуясь при этом советами святителя Феофана Затворника.
Алексея о. настоятель предупредил, что живут они бедно и, при этом, много трудятся. Алексий обещал все исполнять безропотно, прося принять его в число братии. Отец Исаия велел келейнику его включить в список насельников обители.
Что встретил в обители новый послушник? Ночью, в полночь повседневное уставное богослужение. После полущницы, которая начиналась в полночь, следовала утреня, продолжавшаяся 3 часа. После кафизм и 6-ой песни канона все слушали святоотеческие поучения и Пролог. По окончании утрени лития по усопшим. К 6-ти часам заканчивалась утреннее богослужение, начинали читать акафист Божией Матери. В 8 час служили литургию. Вечерню совершали в 16 ч., затем литургия по усопшим и небольшой перерыв. В 18 ч. — повечерие с 3-мя канонами, вечерние молитвы, помянник. С пением стихиры "Иже крестом ограждаеми" прикладывались ко Кресту, вынесенному из алтаря. Теперь можно расходиться по кельям. Под воскресные и праздничные дни всенощное бдение было действительно таким — служили ночью по 4-5 часов. К тому же, надо было выполнить келейное правило, которое благословил старец. Его настоятель назначил каждому, кто желал вступить в братство и прошел предварительное испытание. Обычно первым "послушанием", т.е. назначением на исполнение определенных работ, была помощь о. гостиннику. Он ведал размещением богомольцев в гостинице, должен был устроить их быт, познакомить с порядками в обители. Помогали ему около 20 насельников. Всех паломников в начале ХХ-го века за год было до 60 тысяч, работы послушникам хватало. Главное, на что обращали внимание старшие по послушанию, это-то как молодые послушники или только еще находившиеся на испытании относятся к людям. Этим закладывается фундамент будущего духовного возрастания. Обычно в гостинице трудились полгода. Алексея через 3 месяца перевели в прачечную. С людьми и в молодые годы будущий старец обходился не просто терпеливо, но и с усердием помогал всем, сочувствуя приходящим и на деле являя им радость и мир, каким с детства обогатил Господь его душу.
В это же время дается ему старец для духовного руководства. Им стал иеромонах Аристоклий (в схиме схиигумен Антоний, скончавшийся в Глинской пустыни в 1946 г.). Послушный, терпеливый и искренний, он уже в возрасте 36-37 лет часто назначался руководителем молодых иноков. Сам он опытно прошел школу послушания, видел наглядные примеры, имел достойного наставника и потому мог словом и примером учить молодых насельников. Старец зорко следил за духовным возрастанием молодого послушника Алексия, который ранее многих других, облаченный в подрясник, получивший скуфью и четки, почувствовал себя членом монашеской семьи. Его уроки принесли богатые плоды. Заложенное им основание здания духовного храма в душе молодого послушника не только выдержало все бури сурового и страшного испытания грядущих десятилетий, но и защищало многих, потерявших ориентиры в жизни.
В прачечной инок Алексий трудился 9 мес., после чего его перевели на братскую кухню. На всех послушаниях он был неутомимым, молчаливым, скромным, исполнительным.
Это не могли не видеть старшие и по благословению настоятеля его вскоре постригли в рясофор, чему юный инок очень обрадовался. Через 2 года он переводится на настоятельскую кухню, где надо было готовить для высокопоставленных лиц, которых принимал настоятель.
За это время до родителей дошел слух, что их исчезнувший сын в Глинской пустыни. Они приехали в монастырь и увидели сына в числе братии. Мать от радости заплакала, отец смягчился. Многое перетерпеть пришлось от сурового мужа кроткой Акилине из-за ухода Алексея из дома, но теперь она все забыла, ведь ее сын стал иноком славной обители.
Вскоре (через 3 года) инока Алексея направили в Спасо-Илиодоровский скит, куда обычно благословлялось уходить лишь тем, кто "был терт и перетерт" в общежитии. Желание жить в уединении не принималось, если человек не справлялся со своим страстями, живя с братией. Если инока Алексея туда направили, значит, были уверены в том, что его благонравие, послушание, молитвенное горение, любовь к посту и безмолвию, лишь возрастут в благоприятной обстановке. Там он был келарем. Его сосед по келье возбуждал желание молиться безмолвным примером: всю ночь почти он клал земные поклоны, чего нельзя было не слышать за дощатой перегородкой. Внешне пока все в жизни инока Алексея было спокойно — молитва, пост, послушание. Если лично его не касалось многое, потому что Господь хранил и взращивал мужественного послушника, то не видеть того, что не всем дано довольствоваться миром души, он не мог. В это же время в обители на настоятеля схиархимандрита Иоанникия воздвигли гонение. Зажег его отставной генерал — лейтенант Митропольский, но поддержала и усилила огонь группа монахов. Клевета на о. настоятеля достигла Синода... Его уволили. На глазах всех сочувствующих ему произошло чудо: 12 марта 1912 г. речка вышла из берегов и зашла в окрестные поля. Отец Иоанникий перекрестил воду и прошел по ней, как по суху (как и преподобный Иоанникий Великий в свое время). Вразумило оно кого-то, неизвестно, но не поразить не могло. О нем говорили и, вероятно, инок Алексей слышал об этом из рассказов братии, т.к. сам в это время жил в Илиодоровском скиту.
На следующий год, в 1913 г. о. Аристоклия перевели в Омский Покровский монастырь, и Алексею пришлось обращаться к строгому подвижнику о. Иулиану (Гагарину), которому было 60 лет. Он был всегда сосредоточенным, собранным, опытным молитвенником и знал, кого учить азам духовной жизни, а кому можно приоткрывать глубины духовного опыта. Душа молодого инока была плодородной почвой, возделанной еще в стенах родительского дома примером и молитвами своей матери. Ему, полностью преданному своему старцу, о. Иулиан открывал все незримые преграды на пути духовного восхождения и учил преодолевать их. Возможно, старец предвидел грядущие скорби не только обители и каждого монаха, но и всей страны в целом.
В 1914 г началась Первая мировая война. Молодых послушников — 75 человек — отправили на фронт. В их числе был и Алексей Лукаш. Очень скоро их взвод был окружен противником и часть его, где был и Алексей, попала в плен. Пленных перевезли в Австрию, содержали как заключенных, заставляли много работать — рыть канавы, укладывать трубы для канализации, строить дороги. То, что инок Алексей вынес все (многие умирали), свидетельствуют о том, что и в невыносимых условиях он полагался на помощь Божию, которая приходила даже тогда, когда ее невозможно было предполагать (например конвоиры, заметив добросовестного труженика, иногда подкармливали его). Впоследствии, он сам говорил, что доверие Промыслу Божию давало силы все вынести.
Осенью 1918 г. война закончилась, пленных освободили. Инок Алексей с радостью вернулся в Глинскую пустынь. Настоятель архимандрит Нектарий дал ему послушание на подворье в г. Путивле, где были монастырские мельницы. Они обеспечивали обитель хлебом. Был на подворье храм, куда охотно ходили местные жители, уважающие братию.
В 1921 г. Великим постом инок Алексей был пострижен в мантию с именем Андроник. Время это, как известно, для всех страшное. Церковь была обречена на уничтожение. Закрывались храмы, разорялись монастыри, ликвидировались братства. Эта участь не миновала и Глинскую пустынь. В 1922 г. монахов изгнали, имущество разграбили, храмы разрушили, братские корпуса использовали для детского городка, позже — для психбольницы.
Отец Андроник, пережив это "событие страшное", устроился работать на мельницу, ставшую государственной и жил в г. Путивле. В 1925 г. о. Нектарий посоветовал курскому епископу Павлину взять о. Андроника келейником. Отказаться он не мог, но не хотел быть на виду у "высоких людей". К счастью Владыка Павлин был совсем не таким, как многие представляют себе образ Владык.
Владыка родился и вырос в простой крестьянской семье. В 16 лет ушел в монастырь. Жил в Сарове, в Николо-Бабаевком монастыре (где занимался самообразованием под руководством жившего там епископа), в Спасо-Яковлевском Ростовском, Новоспасском Московском. В Новоспасском монастыре его постригли в монашество. За годы пребывания в нем он заочно закончил Московскую духовную семинарию и академию, стал наместником этого монастыря. В 1921 г. архимандрит Павлин был хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. Ему шел тогда 41-й год. В общении все отмечали простоту, доступность, незлобие и кротость. Любил много читать, особенно когда готовился к проповеди. Объезжая епархию, посещал монастыри и приходы, много проповедовал, совершал богослужения почти во всех храмах епархии. Владыка Павлин предлагал рукоположить о. Андроника во диакона, но всегда встречал отказ от своего келейника, так как о. Андроник боялся, что Владыка пошлет на приход. Наконец, в 1925 или в 1926 году Владыка рукоположил о. Андроника в сан иеродиакона. Как ни желал о. Андроник всегда быть в тени, но сложная церковная политика того времени вовлекает и его, тем более, что он был келейником деятельного и решительного епископа Павлина, который был инициатором проведения тайных выборов нового патриарха после смерти патриарха Тихона. Но ГПУ узнало об этом, арестовали
Владыку, о. Тавриона и других как соучастников заговора. Владыка Павлин пробыл в тюрьме до 1927 г. А 1-ого мая, после своего освобождения, в Сокольниках (в Москве) Владыка рукоположил иеродиакона Андроника во иеромонаха. В том же году Владыку Павлина переводят в Пермь и о. Андроник едет с ним. А в 1930 г. — назначают управляющим Калужской епархией. С ним приезжает и его келейник. Здесь в 1931 г. о. Андроника привлекли к ответственности, за "проведение антисоветской агитации". Доказывать свою невиновность не имело смысла и его осудили по ст. 58, п.10 и п.11 на 5 лет. Заключение он отбывал в г. Мариинске (Сиблаг), где был санитаром тюремной больницы. В 1935 г. освободили на год раньше срока и он поехал к Владыке Павлину в Могилев, куда тот его приглашал. Но в октябре 1935 г. Владыку сослали туда же, где только что был о. Андроник и через 2 года расстреляли. Отец Андроник вынужден скитаться по разным городам России, т.к. нигде его не прописывали. В 1938 г. на некоторое время задержался в Перми, где во время болезни его постригли в схиму с тем же именем. А в 1939 г. его снова арестовали, обвиняя в участии в "антисоветской группе". Допросы — дневные, ночные, многочасовые... И наконец, осуждение на пять лет на Колыму. Условия жизни каторжные. Просто выжить в них — и то чудо. Отец Андроник, вспоминая эти годы, говорил, что в лагере легче, чем в тюрьме, потому что не было допросов. Как "легко" было в лагере на Колыме да еще в годы войны нам теперь и представить трудно. Отцу Андронику помогало врожденное внутренне благородство, трудолюбие, воспитанное дома и в пустыне, послушание и добросовестность. Эти качества не часто встречаются, а среди осужденных, измученных, доведенных порой до отчаяния — тем более. Отца Андроника уважали не только осужденные, но и охранники, и даже начальник лагеря. В камере лучше всего было освещено одно место — у параши. Там, ближе к свету, и устроился о. Андроник, чтобы читать акафист Страстям Христовым, который ему где-то удалось достать и, главное, пронести в камеру. Раз ночью он услышал, что гремят ключи в двери. Поневоле пробежала мысль: пусть накажут за нарушение режима, только бы не отняли акафист. Дверь открывается, он видит покойную мать. "Сынок, не скорби, тебя Матерь Божия не оставит". И... исчезла. Позже, вспоминая это явление, он заметил, что его мать была "полтавская деревенская хохлушка", и говорила, естественно, по-украински, а тут он слышал все на чистейшем русском языке. Его келейник воскликнул: " Батюшка, так это была Сама Матерь Божия!", о. Андроник промолчал.
В 1944 г. кончился его срок, но не кончилась Великая Отечественная война и заключенных не отпускали. Отца Андроника взял к себе начальник лагеря, чтобы тот готовил обед, стирал, смотрел за детьми, обрабатывал огород, ухаживал за скотиной. В семье его полюбили, предлагали даже отдельную комнатку, но он отказался. Редкие свободные минуты он проводил в закутке, устроенном в сарае. Там было легче молиться.
Война всколыхнула народ, люди потянулись к Богу. В 1941 году Сумскую область захватили немцы, позволившие открывать храмы и монастыри. У них была своя цель, но Господь ее вычеркнул из своих планов. Он допустил испытания, Он же помог народу выдержать и укрепиться в вере. Уже в 1942 г. открылась Глинская пустынь. Взялся возобновлять ее прежний настоятель архимандрит Нектарий. Очень немногое он сохранил из имущества прежней Глинской пустыни, живя в Путивле. В разрушенной Глинской пустыни уцелело лишь 6 ветхих зданий. С утра оборудовали храм когда-то бывший больничным., так как остальные не уцелели. Весть о том, что на развалинах прежде славной обители затеплилась монашеская жизнь, быстро стала распространяться по всей стране. Особенно стремились туда бывшие насельники.
Одним из первых пришли в Глинскую пустынь о. Серафим (Амелин), о. Никодим (Камиуш), о. Антоний(Ветер). В 1943 г. настоятелем обители стал о. Серафим (Амелин). Ему обитель обязана новым духовным расцветом и внешним благоустройством. Уже в 1944 г. в Глинскую пустынь вернулось не менее 20 ее прежних насельников, а к 1953 — не менее 37. О. Андроник узнал от местных монахинь об открытии Глинской пустыни в 1948 г. Ему в удостоверение показали фотографию о. Серафима — настоятеля, и он стал усилено просить начальника тюрьмы отпустить его. С трудом тот уступил, прося сообщить ему в случае нужды или приехать к нему, если возникнут какие-либо сложности.
И вот о. Андроник на пути в Глинскую пустынь. Вероятно, он сообщил о возвращении о. настоятелю, и тот советовал ему по приезде остановиться переночевать или просто отдохнуть в семье Ивана Пискурева. Где там, о. Андроник бегом побежал в родную обитель. Уж как узнал о. настоятель о приближении о. Андроника к вратам обители, никто не знает, но он вышел с иконой Матери Божией в руках вместе с братией встречать о. Андроника. Тому даже плохо стало... видимо от всего пережитого.
В 1949 г. Сумской еп. Иларион назначил о. Андроника Благочинным и ризничным монастыря. Он взялся за все дела по послушанию с радостью и духовным подъемом. Все делал о. Андроник аккуратно, чисто, красиво, с любовью. Не легко жили в недавно возрожденной обители. Не просто скудость во всем, а крайняя нищета. При том архимандрит Нектарий сразу же после открытия Глинской пустыни ввел строгий афонский устав. Богослужение начиналось в 4 утра. Сначала — утренние молитвы, потом полунощница и утреня. После 3-й и 6-й песни канона и после кафизм читались святоотеческие поучения и пролог. После утрени — 1-й час. К 7 или 7: 30 она кончалась и все, кроме служащих, шли на послушание. После утрени в субботу — акафист Спасителю или Божией Матери. В 9 часов совершалась Божественная литургия, всегда одна, так как в обители тогда был один храм и один престол в нем. С 12 до 13-обед, после которого все шли на послушание. В 16 часов вечерня до 17 часов, потом небольшой перерыв. В 18 часов — повечерие, 3 канона и молитвы на сон грядущим. Для отдыха оставалось мало времени. В обитель собрались, в большинстве, измученные суровой жизнью иноки, уже в преклонных годах, отягченные многими болезнями. Казалось бы, только и думать об отдыхе и лечении, но все, кто жил в эти годы в Глинской пустыни радовались возможности молиться, забывая о себе, старались делать все, что можно и нужно для братии. О. Андроник в этом для многих был примером. После лагерей и ссылок ему, как и многим другим, жизнь в родной обители казалась раем. Кроме обычных монастырских трудов, о. Андроник вместе с отцом настоятелем и духовником обители поддерживал традицию старческого окормления насельников. Каждый вечер после трудов и молитв шли к нему все, кто хотел облегчить душу раскрытием того, что в ней накопилось за день. Даже просто рассказать не всегда сознавая свою ошибку, заглянуть в душу и позволить другому увидеть в ней не только хорошее, выплеснуть накопившуюся муть, зная, то встретишь не осуждение, не возмущение допущенным, а сочувствие и совет, если надо разве все это не стоит терпения всех неминуемых огорчений и трудов? Это такая редкость, ради которой в обитель стремились и монашествующие и миряне. Это освобождало душу, облегчало, примиряло со всем и вдохновляло на жизнь по заповедям Божиим. Потому и уходили от старца как на крыльях. Кому хотелось идти скорее к отцу Серафиму-духовнику или к кому-то еще из старшей братии, могли это делать свободно, не возбранялось. Но в основном насельники шли к о. Андронику. Как он выдерживал все — один Бог знает! Он ему давал силы, и все видели, что сила Божия в немощах совершается. У него многому можно учиться: простоте, всегда искренний, отсутствию позы, искусственности, сочувствию любому человеку, каким бы он себя не считал или какого бы мнения небыли о нем другие, трудолюбию, не разделяющие работы на "чистые" и "грязные" почетные и унижающие. Много можно говорить о таких почти не заметных качествах характера и души старца, приводить примеры, вспоминать его высказывания, характерные выражения, но главное — увидеть, как Господь ведет преданную ему душу, возводя от силы в силу, чтобы поставить "на свещнице да светит всем". Много людей, более одаренных внешне — и образованнее и представительнее, и значительнее, если учитывать занимаемую должность, но Господь ищет смиренных, способных до конца довериться Ему, и через них творить чудеса. Не такие громкие, о которых вскоре узнает весь мир, но такие, без которых не продержаться немощному грешному человеку в современном мире. Чудеса милости Божией которые преображают жизнь покаявшейся души, забывшей о своем призвании. Наверное, одним из самых разительных чудес было — видеть как старец, прошедший через все трудности такого не легкого времени, научился жить Богом. Он ходил перед ним и был непорочен, как сказано было Богом еще в Ветхом Завете. Видеть это воочию, знать, что такое возможно и в наше время — для этого стоило тянуться в Глинскую пустынь со всей Руси великой.
Наступило время Хрущевских гонений и обитель снова на пороге закрытия. Многие приуныли, были встревожены. О. Андроник старается поддержать всех. Часто можно было слышать от него пословицу: "умирать собираешься, а хлеб сей". Быстрый, всюду поспевающий, всех стремящийся ободрит, он говорил: "погонят — пойдем". Конечно, каждый думал: куда? О. Серафим (Романцов), побывавший перед закрытием на Кавказе, звал туда же и о. Андроника. Когда же монахов разогнали и монастырь вновь закрыли, о. Андроник поехал на приход не далеко от границы Грузии с Арменией. Первое время там было спокойно, но потом начались неприятности, переселения в другое место и, на конец, пришлось принять приглашение владыки Зиновия и уехать в Тбилиси. Это время — 3 года — было трудным для старца, так как он потерял документы, что осложняло хлопоты с пропиской.
В Тбилиси старец помогал духовенству храма святого Александра Невского, настоятелем которого был Владыка Зиновий. Ему нашли уголок на окраине города. Когда позволяли силы, он приезжал в храм. После службы и трапезы, о. Андроник часто бывал в часовне во дворе храма, если она не была занята (там могли быть спевки, крестины). Если там нельзя было быть, он уходил на хоры в храме, где не редко и ночевал. Народ, узнав где он, стал наполнять храм не только в праздничные дни, но и в будни. Старец утешает, ободряет, решает трудные задачи, с какими приезжают со всех концов страны. Сам испытавший многие трудности, особенно связаны с разорением обители, он многим монахом говорил: "где монах, там и монастырь" и "не место освящает человека, а человек место". Знавший опытно силу и радость духовного руководства для желающих, говорил спрашивающим, что руководить будут книжники. Любящим молится, иногда посылал на работу во время службы в храме, уча не столько количеству необходимых молитв, сколько вниманию к словам молитв и напоминал: "когда бывает минута свободна, занимайтесь Иисусовой молитвой...". Все годы, проведенные на Кавказе, старец был окружен людьми. Ему очень хотелось пожить в обители, Владыка Зиновий не отпускал. Старец принял это смиренно, но часто говорил: "и тя пояшет и ведет, аможе не хощеши". Со многими приходилось мириться, чему помогало доверие промыслу Божиему и уверенности в помощи Его. Много трудов и скорбей перенес старец за все 86 лет жизни, всегда вспоминая час смертный. Скончался он 21 марта 1974 года, проговорив не задолго до кончины: "милость Божия все покроет". Похоронили его на городском Грмагельском кладбище.
Сохранились записи его кратких советов, его выписки из святоотеческих творений, некоторые письма. Из них хорошо бы запомнить хотя бы некоторые отдельно чтобы в нужный момент они удержали от неверного решения или греха делом или мыслью.
"Знай себя и будет с тебя", т.е. не любопытствуй и не разбирай чужие дела и намерения, если не просят.
"Не видь, не слышь — и спасешься". Смысл тот же.
"В церкви не говори", т.е. учись хранить благоговение.
"Люби труд и успокоишься".
"Какая бы не постигла скорбь, никого не вини, считая, что это допущено за грехи".
"Пока жив, спасайся, время не теряй, плачь, молись, смиряйся, будь готов и знай, что когда оставишь свет, будешь позван на ответ".
"Превосходнейшая из добродетелей — никого не призирать". "Никого, ни по какой причине, не обличай в его недостатках". "Не страшись бесчестия, наносимая человеком".
"Господь дотоле хранит твою душу, доколе ты хранишь свой язык".
"Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое". "Приготовляйся предстать Ему — и будешь творить волю Его".
"Во всякой погрешности приноси покаяние — и не подвергнешься недоумению в час смерти".
"Страсти рождаются от нерадения".
"Венец добродетелей — любовь, венец страстей — самооправдание".
"Чистота сердца доказывается не рассеянной молитвой".
"Богу приятнее смирение грешника гордости праведника".
"Разумно проводите жизнь, живите чисто, кайтесь, молитесь, чтобы не постигла нас внезапная смерть и страшный гнев Божий".
"Вере никого научить нельзя, вера — дар Божий".
"У человека не возможно, у Бога все возможно".
"Память праведного с похвалами". Вспоминая праведного, благодарим Господа, что Он послал делателя на жатву свою. Пример его не должен забываться, на нем предстоит учиться жить, благодарить, трудиться, молиться, забывать о себе, чтобы во всем была лишь воля Божия. Святые любили свою обитель и всех приходящих, любят и теперь обращающихся к ним, имея большую возможность помогать молитвой молящимся, чтобы святилось Имя Господне на земле, в душах наших как на Небе.
Из книги "Жизнеописание Глинских старцев". Сост.: монахиня Варвара (Пыльнева)
Примечания
[1] ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3. л. 75; ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 144, л. 3 об.
[2] АСЕУ. Послужной список схиархимандрита Андроника (Лукаша).
[3] Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись. 1966 г.
[4] Вместе с о. Андроником в плен попали еще пять монахов, служивших с ним в одном взводе. (Там же).
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 144, л. 3 об.
[9] Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша).
[10] Там же. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись, 1966.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Андроника (Лукаша).
[21] Там же.
[22] Там же.
[23] ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 3.
[24] АСЕУ. Список монахов, представленных к наградам в 1954 г.
[25] Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша).
[26] Там же. Наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша).
[27] АСЕУ. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия схиигумену Андронику (Лукашу) от 21 сентября 1957 г.
[28] Там же. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) Преосвященнейшему Евстратию. епископу Сумскому и Ахтырскому от 24 августа 1957 г.
[29] Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша).
[30] Там же. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись, 1966.
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Молитвы
Тропарь Глинским святым, глас 4
Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Гли́нстии,/ уче́ньми дре́вних отце́в ста́рчество в оби́тели утверди́вшии,/ моли́твою, кро́тостию, посто́м и смире́нием/ с послуша́нием любо́вь Христо́ву стяжа́вшии:/ во дни гоне́ния в разсе́янии за ве́ру правосла́вную,/ яко зве́зды на небесе́х всю Вселе́нную просвети́вшии/ и ко Христу́ приве́дшии./ Моли́теся ко Го́споду// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Преподобные и Богоносные отцы наши Глинские, по учениям древних отцов старчество в обители утвердившие, молитвой, кротостью, постом и смирением с послушанием любовь Христову стяжавшие, во дни гонений в рассеянии за веру православную, как звезды на небесах, всю вселенную просветившие и ко Христу приведшие. Молитесь ко Господу помиловать и спасти души наши.
Случайный тест
Календарь на год
О календаре
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Словарь терминов
- Лики святости
- История календаря
- Календарные циклы
Богослужения
Посты
- О постах
- Календарь постов и трапез
- Великий пост 2021
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Тест: Православные посты
- Тест: Великий Пост
Праздники
- Церковные Праздники
- Церковные праздники 2021
- Пасха Христова 2021
- Знаки праздников
- Именины
- Жития святых
- Иконы Спасителя
- Иконы Богородицы
- Иконы святых
- Тест: Церковные Праздники
Календарь
венчаний
Аудио дня
8:23Житие прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах
15:03День за днем
Пролог в поучениях
Об Ангеле-Хранителе
Престольный праздник
Список храмов с престольным праздником пророка и предтечи Иоанна