Ребенок в храме. Богослужение глазами детей

Ребенок в храме. Богослужение глазами детей

(2 голоса5.0 из 5)

Ребе­нок в храме… Как пра­вило, эти слова ассо­ци­и­ру­ются у мно­гих роди­те­лей, кото­рые хотели бы вырас­тить свое дитя в цер­ков­ной ограде, с про­бле­мами. Плюс ко всему, у них накап­ли­ва­ется огром­ная масса вопро­сов, ведь не все знают даже эле­мен­тар­ные вещи. Между тем, все про­сто и понятно — стоит лишь захо­теть это знать…

Богослужение глазами детей

Ирина Рома­нова

Тро­иц­кий листок

Автор ста­тьи, мама троих детей, рас­ска­зы­вает о своем опыте…

Мно­гих моло­дых роди­те­лей вол­нует вопрос, с какого воз­раста при­учать ребёнка к цер­ков­ной службе? Когда и сколько он дол­жен пре­бы­вать в храме, какие молитвы учить? Ино­гда на мно­го­люд­ной празд­нич­ной службе при­хо­дится слы­шать: «Зачем детей-то мучить, все равно они ничего не пони­мают. Вот под­рас­тут, тогда…».

Но когда дети под­рас­тут, у них воз­ник­нет масса важ­ных дел: школь­ные уроки, шах­мат­ные тур­ниры или отдых, нако­нец, все же вос­кре­се­ние – один един­ствен­ный выход­ной у школь­ни­ков. Чтобы все эти «важ­ные» дела не отвлекли от самого глав­ного в жизни, нужно при­учать ребенка к храму с пеле­нок, а лучше еще до рождения.

К одному старцу при­шла за сове­том жен­щина: «Отче, два месяца назад у меня родился сын, с какого вре­мени я должна его вос­пи­ты­вать?». Ста­рец отве­тил: «Ты, мать, опоз­дала на один­на­дцать меся­цев». То же можно ска­зать и о цер­ков­ной службе. Луч­ший вари­ант, когда мама задолго до рож­де­ния дитяти посе­щает храм, при­ча­ща­ется, потому что из Еван­ге­лия знаем: «Когда Ели­са­вета услы­шала при­вет­ствие Марии, взыг­рал мла­де­нец во чреве ее … » (Лк. 1, 41). Дума­ется, что так же раду­ются мла­денцы в утро­бах мате­рей своих, когда те причащаются.

Храм – луч­шее место для вос­пи­та­ния детей. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Как мяг­кий воск легко при­ни­мает черты, на нем напе­чат­ле­ва­е­мые; так и дети при­ни­мают впе­чат­ле­ния без осо­бых уси­лий». Цер­ков­ное пение и сия­ю­щие обла­че­ния свя­щен­ни­ков, лики свя­тых и рез­ные киоты, бря­ца­ние кадила и запах ладана, собор­ная молитва – все это оста­нется в памяти детей на всю жизнь. Когда дети участ­вуют в годо­вом круге бого­слу­же­ний, они ощу­щают себя частью Церкви Хри­сто­вой: раду­ются рож­де­нию Хри­ста, пла­чут в Вели­кую Пят­ницу: «Мама, зачем нашего Гос­пода убили?». Тор­же­ствуют на Пасху, когда все ста­но­вятся как дети и на воз­гла­ше­ние свя­щен­ства «Хри­стос Вос­кресе!!!» можно на весь храм кри­чать: «Воис­тину Вос­кресе!!!» – и никто не сде­лает заме­ча­ние, что слиш­ком громко. Все это золо­той запас чистых дет­ских впе­чат­ле­ний и пере­жи­ва­ний, кото­рый не даст рас­тра­тить душев­ные силы на про­тя­же­нии всей жизни.

Детям, и не только им, легче на службе, когда они могут в ней участ­во­вать. Все ребя­тишки очень любят петь. Двух­лет­ние малыши с удо­воль­ствием поют «Отче наш», «Бого­ро­дице Дево, радуйся …», Сим­вол веры, «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевши…». С детьми постарше нужно учить тро­пари и вели­ча­ния празд­ни­ков. Есть очень хоро­шие диски «Школа цер­ков­ного пения», на них хорошо слышны слова и глас не пере­пу­та­ешь. Книги «Детям о Боже­ствен­ной литур­гии», «Все­нощ­ное бде­ние», очень кра­соч­ные, в доступ­ной форме рас­кроют смысл и кра­соту бого­слу­же­ния. Не бес­по­кой­тесь, что ребе­нок не пой­мет. Нам, взрос­лым, надо только не лениться, объ­яс­нять и вме­сте изу­чать. Неда­ром в Писа­нии ска­зано: «утаил сие от муд­рых и разум­ных и открыл то мла­ден­цам» (Мф. 11, 25).

Как-то моя подруга выбрала для вечер­ней беседы с детьми Запо­веди бла­жен­ства. На сле­ду­ю­щей же службе у ее пяти­лет­ней дочери вос­торг, удив­ле­ние: «Мамочка, они наши Бла­жен­ства пели!». Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник пишет: «Соби­ра­е­мое в юно­сти питает и уте­шает изне­мог­ших в старости».

Очень жалко ребя­ти­шек, кото­рых при­не­сут к самому При­ча­стию, прой­дут с ними от при­твора до амвона и обратно – вот и все бого­слу­же­ние. Ребе­нок даже понять не успе­вает, что же с ним про­изо­шло. Малень­кие ребя­тишки очень любят раз­гля­ды­вать рос­писи на сте­нах храма, рас­спра­ши­вать: «А это кто?», «А это что?». Можно поти­хоньку, на ушко, рас­ска­зать. В сле­ду­ю­щий раз услы­шите: «Мам, пой­дем к свя­тому Три­фону, у него птичка». «Пой­дем к свя­тому Пан­те­ле­и­мону, у него львы доб­рые-пре­доб­рые». «Купите мне, пожа­луй­ста, огнен­ный меч, как у Архан­гела Михаила».

Один зна­ко­мый, совер­шенно обыч­ный маль­чик выхо­дит как-то со службы после При­ча­стия и гово­рит взрос­лым: «Зна­ете, что мне больше всего хочется?». Роди­тели думают: «Сей­час, что-нибудь попро­сит». «Хочется, чтобы батюшка бла­го­сло­вил меня вку­шать только При­ча­стие, просфору и свя­тую воду». ― ?! ― Немая сцена. Конечно, не надо иде­а­ли­зи­ро­вать детей. Даже мла­денцы не без­грешны. Но своей дет­ской про­сто­той и довер­чи­во­стью они при­бли­жа­ются к святости.

Есть и такое мне­ние, что дети мешают воцер­ко­в­ле­нию роди­те­лей. На бого­слу­же­нии отвле­ка­ешься, поло­вину не видишь, не слы­шишь. Да, тяжело. Порой про­сто стыдно, за пове­де­ние люби­мых чаду­шек. Но как по-дру­гому вырас­тить цер­ков­ного чело­века? Мне кажется, что это и есть мате­рин­ский крест, кото­рый нужно нести, и неот­ступно посе­щать бого­слу­же­ния вме­сте с детьми, испол­няя еван­гель­ские строки: «Пустите детей и не пре­пят­ствуйте им при­хо­дить ко Мне, ибо тако­вых есть Цар­ство Небес­ное» (Мф. 19, 14).

Ста­тью при­хо­жанки Свято-Тро­иц­кого собора Сара­това ком­мен­ти­рует насто­я­тель собора игу­мен Пахо­мий (Брус­ков):

Сложно не согла­ситься с авто­ром ста­тьи – детей на бого­слу­же­ние при­во­дить необ­хо­димо. Однако сле­дует отме­тить, что ответ­ствен­ность за пове­де­ние ребенка лежит в первую оче­редь на их роди­те­лях. Нельзя самим погру­зиться в молитву и предо­ста­вить детям воз­мож­ность бегать по храму, шуметь. Мама в первую оче­редь должна думать о детях, а затем уже о себе. Если ребе­нок очень устал на бого­слу­же­нии, стоит сокра­тить время пре­бы­ва­ния в храме.

Но, кроме того, ответ­ствен­ность за детей во время бого­слу­же­ния лежит и на всех при­сут­ству­ю­щих в храме. Если мама при­шла на службу с двумя или тремя детьми, ей очень сложно посто­янно кон­тро­ли­ро­вать их пове­де­ние. Поэтому заме­ча­ние, какое-то вну­ше­ние в мяг­кой, очень так­тич­ной форме может и дол­жен сде­лать любой взрослый.

Дети в храме

Елена Гаазе

…Они стоят, вытя­нув шейки, со свеч­ками в руках, глаза их широко открыты, они напря­женно внем­лют про­ис­хо­дя­щему, кре­стятся, молятся…Бабушки вокруг уми­ленно качают голо­вами – вот ангелочки.
Кому из нас не хоте­лось бы видеть своих детей в храме именно такими?

Но, к сожа­ле­нию, такая кар­тина лишь исключение.

Обычно они много вер­тятся, ожив­ленно обща­ются, хорошо если в при­творе, а то и прямо в сред­ней части храма, ожи­дая при­ча­стия. Те, кого роди­тели дер­жат на руках, не вовремя что-то выкри­ки­вают, машут руками ― и совер­шенно не пони­мают «шика­нья» и мно­го­зна­чи­тель­ных взгля­дов взрос­лых… Не надо думать, что это каса­ется детей, впер­вые ока­зав­шихся на службе. Те как раз изо всех сил ста­ра­ются вести себя при­лично. Наши же дети, для кото­рых храм стал вто­рым домом, и ведут себя в нем почти как дома. И ника­кие наши уве­ще­ва­ния, как и дома, не мешают им радо­ваться жизни, расти, дви­гаться, общаться.

Я вовсе не хочу ска­зать, что нужно оста­вить их в покое ― пусть себе рез­вятся, на то они и дети.

Но про­цесс вос­пи­та­ния потому и про­цесс, что не дол­жен закан­чи­ваться пока дети не вырас­тут. Про­сто нужно понять, почему они себя так ведут. И, поняв, немного успокоиться.

Во-пер­вых потому, что дети не в состо­я­нии долго сто­ять на одном месте, во-вто­рых, детям необ­хо­димо общаться, если они друг друга видят. Ведь боль­шую часть недели они про­во­дят в шко­лах, где у них зача­стую почти нет дру­зей, а насто­я­щие дру­зья ― они тут, в храме, в вос­крес­ной школе, где тоже не поиг­ра­ешь, и почти нет воз­мож­но­сти пооб­щаться в дру­гое время.

Они бес­печны, впе­реди у них вол­шеб­ная бес­ко­неч­ная жизнь. Когда прой­дет у них это ощу­ще­ние, прой­дет и дет­ство… Боль­шин­ство из воцер­ко­в­лен­ных детей дей­стви­тельно искренне верят в Бога и бла­го­дарны ему за все. Они, как никто, чув­ствуют Его бес­ко­неч­ную доб­роту, и знают, что Он доб­рее даже мамы и бабушки, а ведь и они так легко про­щают все шало­сти. Мне кажется, дети не могут пове­рить, что Гос­подь может все­рьез оби­деться на них. Ведь ска­зал же он взрос­лым: «Будьте как дети».

Мы не знаем, к сча­стью, как и когда кос­нется Гос­подь дет­ской души. Иначе бы мы все испор­тили сво­ими нра­во­уче­ни­ями. А, ско­рее всего, он с рож­де­ния идет рядом с каж­дым ребен­ком. И в тот миг, когда тот с остек­ле­нев­шим взгля­дом на два часа лице­мерно замрет, нежась в вос­хи­щен­ных взгля­дах бабу­шек в храме, Гос­подь отой­дет от него на время, не найдя себе места в нечи­стой душе.

Одна­жды мой, тогда еще деся­ти­лет­ний, сын, зайдя в храм после ремонта и уви­дев новую, теперь такую маняще глад­кую плитку на полу, не удер­жался и про­ка­тился по ней как по катку. В это время шла служба. У меня, как и у тех, кто сей­час это читает, что-то как будто обо­рва­лось внутри. Гнев, кото­рый я тогда испы­тала, трудно с чем-либо срав­нить. Есте­ственно, дома сын полу­чил хоро­шую взбучку. Конечно, он нико­гда больше не сде­лает ничего подоб­ного. И не из боязни нака­за­ния, а потому, что понял, как отвра­ти­тельно то, что он сде­лал. Дей­стви­тельно искренне рас­ка­ялся ― это было видно по его гла­зам. А посту­пил он так из-за своей импуль­сив­но­сти, той самой , кото­рая меня саму чуть не заста­вила дать ему затре­щину прямо там, в храме, и кото­рую сын уна­сле­до­вал от меня. На кого же я могу в дан­ном слу­чае обижаться?

Я вовсе не делюсь опы­том, так как пове­де­ние моих соб­ствен­ных детей далеко от иде­аль­ного, как все уже поняли. Про­сто раз­мыш­ляю, пыта­юсь сама разо­браться в проблеме.

Одна­жды , когда я предъ­явила оше­лом­лен­ному сыну весь «спи­сок» моих пре­тен­зий к нему, он как-то обре­ченно ска­зал: «Мама, я не такой, я ведь еще не вырос!». И я поду­мала тогда, какое все-таки сча­стье, что мы не можем себя счи­тать един­ствен­ными вос­пи­та­те­лями своих детей, и у нас есть воз­мож­ность при­зы­вать в помощ­ники Гос­пода и Божию Матерь.

Каж­дое вос­крес­ное утро наши дети, вме­сто того, чтобы отсы­паться, как это делают боль­шин­ство их сверст­ни­ков, да и не только сверст­ни­ков, охотно идут на литур­гию, потом в вос­крес­ную школу. И там им хорошо и уютно, как в род­ном доме. А ведь для боль­шин­ства из них вос­кре­се­нье ― един­ствен­ный сво­бод­ный день недели, когда они могут заняться тем, что очень любят. Зна­чит, они уже сде­лали свой выбор. Вспом­ним свое пио­нер­ское дет­ство и пора­ду­емся за своих детей.

Осторожно: ребенок в храме

Ольга Нови­кова

Мно­гие роди­тели, дела­ю­щие пер­вые шаги в храме, стал­ки­ва­ются с труд­но­стями. Им бы самим во всем разо­браться, а вме­сто молитвы при­хо­дится успо­ка­и­вать неуго­мон­ное чадо, кото­рое, в отли­чие от мамы с папой, в церкви чув­ствует себя про­сто как дома. Но про­хо­дит время, дети вырас­тают и, слу­ча­ется, наот­рез отка­зы­ва­ются идти в храм, и роди­те­лям снова при­хо­дится ломать голову: «Что делать?»… За сове­том мы обра­ти­лись к кли­рику сара­тов­ского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» свя­щен­нику Ана­то­лию Конь­кову. Отец Ана­то­лий при­шел в Цер­ковь после рож­де­ния дочери, и мы наде­емся, что его ответы на «дет­ские» вопросы помо­гут и дру­гим родителям.

В храм с пеленок

Опять не слу­ша­ется. То рвется заду­вать свечи, то, рас­тал­ки­вая людей, идет через весь храм за свя­той водой, то начи­нает «реген­то­вать», забрав­шись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бро­са­ется на пол и начи­нает класть зем­ные поклоны… Одна­жды и вовсе пытался про­браться в алтарь, а потом начал громко раз­го­ва­ри­вать во время про­по­веди. При­шлось снова выво­ла­ки­вать его из храма, за что полу­чила выго­вор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще малень­кий! Так ты совсем ото­бьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подо­ждать, пока вырас­тет? Но в нашем храме так много роди­те­лей с груд­ными детьми…

— С какого воз­раста и как часто нужно при­во­дить детей в храм? 

— При­но­сить детей в храм нужно сразу же после кре­ще­ния, а кре­стят малы­шей обычно на 40‑й день. Можно, конечно, и раньше кре­стить, осо­бенно если есть опа­се­ние за здо­ро­вье ребенка, в таких слу­чаях свя­щен­ник при­гла­ша­ется прямо в боль­ницу. Часто при­хо­дится кре­стить детей, кото­рых врачи счи­тают без­на­дежно боль­ными, и после Таин­ства эти малыши выздоравливают.

Жела­тельно при­хо­дить с детьми в храм каж­дое вос­кре­се­нье и в празд­нич­ные дни. Есте­ственно, что не каж­дый малень­кий ребе­нок может спо­койно высто­ять всю службу, поэтому раз­ре­ша­ется при­во­дить малы­шей только к При­ча­стию. Но посте­пенно нужно при­учать их и к более дли­тель­ному пре­бы­ва­нию в храме.

Вполне есте­ственно, что ребе­нок может «уста­вать» в храме, поэтому можно раз­ре­шить ему чем-то зани­маться, напри­мер, заду­вать свечи, только чтобы это заня­тие не стало основ­ным. Нужно поста­раться объ­яс­нить, что глав­ное — это молитва, но пол­ное пони­ма­ние этого при­хо­дит со вре­ме­нем… И, конечно, необ­хо­димо сле­дить, чтобы ребе­нок не бало­вался. Ино­гда дети берут свечку и без конца зажи­гают ее и тушат, чего нельзя допус­кать. Можно раз­ре­шить заду­вать коро­тень­кие свечи и класть их в ящички для огар­ков, как это делают взрослые.

В боль­шом храме все­гда есть тихий уго­ло­чек, куда можно уса­дить ребенка и занять его чем-то инте­рес­ным. Взять, к при­меру, с собой в храм люби­мую игрушку малыша или каран­даши, тет­радь для рисо­ва­ния. При этом нужно обя­за­тельно при­учать ребенка вести себя тихо, объ­яс­нить, что люди при­шли в храм молиться и нехо­рошо им мешать. Также можно рас­ска­зать, что про­ис­хо­дит в алтаре во время бого­слу­же­ния, поли­стать вме­сте с ним книжку — сей­час выпус­ка­ется много раз­лич­ных изда­ний Биб­лии для детей с кра­си­выми иллю­стра­ци­ями. Можно вме­сте рас­смат­ри­вать иконы, объ­яс­нять, кто или что изоб­ра­жено на них — для взрос­лого это пре­крас­ный повод самому вспом­нить Свя­щен­ное Писа­ние или пере­чи­тать житие… Одна­жды мы всей семьей были в Нов­го­роде, в Софий­ском соборе, и дочка заин­те­ре­со­ва­лась фрес­ками с биб­лей­скими сюже­тами, кото­рыми рас­пи­сан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рас­ска­зы­вать о них, и позже, когда мы при­шли в дру­гую цер­ковь, дочка, уви­дев подоб­ную рос­пись, вспом­нила: «Это Гос­подь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

— Что делать, если ребе­нок каприз­ни­чает в храме? 

— Во-пер­вых, нужно выяс­нить при­чину этого, ведь про­сто так дети не будут пла­кать. Если каприз­ни­чает груд­ни­чок, нужно посмот­реть, не жарко ли ему, не мок­рый ли он. Может, про­сто голо­ден? Груд­ных детей перед При­ча­стием можно покор­мить (нато­щак при­учать при­ни­мать Свя­тое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребе­нок в храме с рож­де­ния, то еще раньше).

Сло­вом, нужно попы­таться выяс­нить, что ему не нра­вится. Ребе­нок постарше сам может это объ­яс­нить. Если он устал сто­ять — можно поса­дить его на ска­мейку или выйти с ним на улицу, пусть побе­гает во дворе (напри­мер, если возле храма есть отго­ро­жен­ная тер­ри­то­рия). Ради ребенка роди­те­лям часто при­хо­дится пре­ры­вать молитву, но это есте­ственно, ведь обя­зан­ность мамы и папы, прежде всего,— вос­пи­та­ние детей, забота о них. Ни в коем слу­чае нельзя злиться, иначе ребе­нок решит: если в храме на меня кри­чат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?

Бывает, что дети отка­зы­ва­ются идти к При­ча­стию. Роди­те­лям нужно поста­раться выяс­нить, что слу­чи­лось. Я знаю малыша, у кото­рого боль­ные зубки, и он отво­ра­чи­ва­ется от Чаши про­сто потому, что ему непри­ятно. Однако при­ча­стить ребенка в любом слу­чае нужно обя­за­тельно. Мама может попро­сить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода чело­ве­че­ского пыта­ется поме­шать при­нять Свя­тое Тело и Кровь. Обычно после При­ча­стия малень­кие дети сразу пере­стают плакать.

Есте­ственно, свя­щен­ник и диа­кон и, в первую оче­редь, роди­тели должны сле­дить, чтобы ребе­нок про­гло­тил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после При­ча­стия можно и покор­мить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что малень­кий ребе­нок сры­ги­вает сразу же после При­ча­стия. Если это про­изо­шло через час или пол­тора, то одежду надо отне­сти в храм на сожже­ние. Как бы ни было жалко, сти­рать и наде­вать эту вещь больше нельзя. Если свя­щен­ник или диа­кон посчи­тает воз­мож­ным, то лишь выре­жет уча­сток, на кото­рый попала Кровь, в таком слу­чае одеж­дой можно пользоваться.

— А с какого воз­раста надо объ­яс­нять детям, что такое При­ча­стие? Ино­гда можно услы­шать, как мама гово­рит ребенку: «Сей­час тебе вкус­няку дадут»…

— Лично я про­тив того, чтобы детям и в повсе­днев­ной жизни гово­рили про кон­фету: «Вот тебе вкус­няшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо назы­вать сво­ими име­нами. И Тело и Кровь Хри­стовы тоже. Малень­кому ребенку этого объ­яс­не­ния будет доста­точно. Детям постарше, кото­рые больше инте­ре­су­ются и задают много вопро­сов, можно попы­таться объ­яс­нить, что такое Таин­ство Евхаристии.

Кризис «среднего» возраста

Каж­дое вос­крес­ное утро дома про­ис­хо­дит малень­кое сра­же­ние: сын не хочет идти в храм. Сна­чала долго уго­ва­ри­ваю «по-хоро­шему», обе­щаю купить диск с новой игрой или сво­дить в парк на аттрак­ци­оны. Когда уго­воры не дей­ствуют, иду на шан­таж, говорю, что не раз­решу смот­реть теле­ви­зор или играть в ком­пью­тер. В ответ слышу недо­воль­ное: «Как ты меня достала!». Но «победа» оста­ется за мной: сын все-таки идет в храм, где, встре­тив своих «собра­тьев по несча­стью», заби­ва­ется в даль­ний угол и начи­нает бурно обсуж­дать что-то. Может, я что-то делаю не так? У дру­гих дети как дети, а мой…

— На одном пра­во­слав­ном форуме вычи­тала такой совет: нужно пре­вра­щать каж­дый поход в храм в празд­ник, после При­ча­стия давать ему какую-нибудь сла­дость, устра­и­вать семей­ное торжество…

— Если ребе­нок ходит в храм раз в год — то пожа­луй­ста. А если каж­дую неделю? Полу­чая раз за разом подарки и кон­феты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрес­си­ро­ван­ная собачка. Мы не дрес­си­руем детей, мы вос­пи­ты­ваем их духовно, пыта­емся при­ве­сти к Богу.

Кроме того, в пра­во­слав­ном кален­даре очень много празд­ни­ков, кото­рые можно празд­но­вать дома всей семьей. Самые боль­шие — Пасха и Рож­де­ство. Обя­за­тельно нужно отме­чать име­нины ребенка, рас­ска­зы­вать ему о свя­том, имя кото­рого он носит.

— Видна ли раз­ница в пове­де­нии детей, кото­рых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

— Честно говоря, я не срав­ни­вал детей по при­знаку: «хра­мо­вые» они или «не хра­мо­вые». Знаю дети­шек, кото­рых еже­не­дельно водят в храм, но они в силу своей подвиж­но­сти или еще по каким-то при­чи­нам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

Пове­де­ние ребенка зача­стую зави­сит от вос­пи­та­ния, от роди­те­лей, кото­рым дети все­гда под­ра­жают и кото­рые должны быть при­ме­ром для них, в том числе при­ме­ром духов­ным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, при­ча­щает, а сама не при­ча­ща­лась нико­гда или всего раз в год при­ча­ща­ется. Мало только гово­рить с ребен­ком, объ­яс­нять ему запо­веди — надо самому жить по ним, чтобы малень­кий чело­век пони­мал, что белое, а что чер­ное. Если ребе­нок видит, что его роди­тели при­ча­ща­ются, зна­чит, в этом ничего пло­хого нет, и он будет ста­раться им под­ра­жать, делать, как они.

— Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

— В этом слу­чае нужно прийти к еди­ному мне­нию. Если супруг, кото­рый не ходит в цер­ковь, не про­тив пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния, нужно про­дол­жать водить ребенка в храм. Если же придти к ком­про­миссу не полу­ча­ется, то спо­рить, дово­дить до скан­да­лов не надо. Лучше в при­сут­ствии этого члена семьи вообще избе­гать раз­го­во­ров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не помо­жет. И по воз­мож­но­сти ста­раться все же бывать с ребен­ком в храме. Конечно, таким детям слож­нее будет воцер­ков­ляться, но, по край­ней мере, они будут видеть, что один из роди­те­лей все-таки горит этим.

— Для под­рост­ков храм зача­стую ста­но­вится клу­бом по инте­ре­сам, куда они при­хо­дят пооб­щаться, порой раз­го­ва­ри­вают даже во время бого­слу­же­ния. Как быть в этом случае?

— Нужно тол­ково объ­яс­нить ребенку, что такое бого­слу­же­ние. Никто не запре­щает общаться в храме, но в первую оче­редь мы при­шли сюда, чтобы помо­литься. Пого­во­рить можно после службы. Если ребе­нок уже взрос­лый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

— А можно ли помочь ребенку гото­виться к испо­веди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

— Вот это самое непра­виль­ное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сей­час очень много изда­ется книг для под­го­товки к дет­ской испо­веди. Есте­ственно, что в семь лет не может быть таких гре­хов, как у нас, взрос­лых. И при­том свои грехи вос­при­ни­ма­ются по-сво­ему. Поэтому пере­чис­лять грехи за сына или дочь, гово­рить: «Ты вот это сде­лал тогда-то столько раз, столько-то раз оби­дел маму, папу, бабушку» ни в коем слу­чае нельзя. Ребе­нок может ска­зать это на испо­веди, но он не осо­знает, что это грех. Он не пой­мет, что тем, что он совер­шил, он оскор­бил Бога или попы­тался Его обма­нуть и этим самым про­явил свою нелю­бовь к Нему. Ребенку можно про­сто назвать, какие грехи бывают, и посо­ве­то­вать ему поду­мать о том, что из пере­чис­лен­ного «цара­пает» душу.

И конечно, нужно ста­раться, чтобы ребе­нок испо­ве­до­вался чаще. Если он раз в неделю испо­ве­ду­ется, начи­ная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспом­нить, что про­изо­шло за неделю, чем то, что было месяц назад.

— Обя­за­тельно ли ребе­нок и мама должны испо­ве­до­ваться у одного духовника?

— Это не обя­за­тельно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духов­ника, это удоб­нее и для духов­ника, и для семьи, потому что этот свя­щен­ник знает каж­дого из чле­нов семьи, знает, какие у них отно­ше­ния между собой, кому что можно посо­ве­то­вать и кому как можно помочь. Сего­дня это боль­шая ред­кость. Раньше на Руси было по-дру­гому, тогда один район был при­пи­сан к какой-то церкви и все ходили к одному свя­щен­нику, испо­ве­до­ва­лись у него, при­ча­ща­лись, вен­ча­лись, кре­стили детей. Сей­час каж­дый выби­рает себе духов­ника по сво­ему духов­ному состо­я­нию, по своим духов­ным стрем­ле­ниям и потреб­но­стям. Но если у всей семьи — один духов­ник, то это хорошо.

— А если ребе­нок кате­го­рично заяв­ляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли застав­лять его?

— Смотря сколько лет ему. Если под­ро­сток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, ско­рее всего, его уже и не заста­вишь. В этом слу­чае надо соби­раться и идти одной, по воз­мож­но­сти избе­гая упре­ков и угроз. Вообще 13 лет — пере­лом­ный воз­раст, когда ребе­нок начи­нает осо­зна­вать себя лич­но­стью, отда­ля­ется от роди­те­лей, хочет быть неза­ви­си­мым. Я думаю, что через это все про­хо­дят. Вспом­ните себя в этом воз­расте! Воз­можно, спу­стя какое-то время он и пой­мет, что это было ошиб­кой, что он посту­пал непра­вильно в отно­ше­нии своих роди­те­лей. Но чув­ство рас­ка­я­ния при­дет позже. А пока — лучше не кон­флик­то­вать. Это самое небла­го­род­ное и небла­го­дар­ное дело. Глав­ное, роди­те­лям нельзя остав­лять молитвы за сво­его ребенка. Мате­рин­ская молитва — самая силь­ная. Ведь сердце матери не может пере­стать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохра­нять, именно с ее помо­щью можно побе­дить то зло, кото­рым при­вле­чен ребе­нок. Он может отойти от цер­ков­ной жизни, а потом, как осо­знав­ший свою неправоту блуд­ный сын из еван­гель­ской притчи, вер­нуться. Он пой­мет, что все тленно и есть лишь одно Веч­ное и Неиз­мен­ное — это Бог. Но для того, чтобы вер­нуться к Богу, чело­веку порой нужно пройти какой-то жиз­нен­ный путь, обре­сти про­фес­сию, побы­вать в раз­ных пере­дря­гах. И, воз­можно, вспом­нив свои дет­ские ощу­ще­ния, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше нико­гда не отой­дет от Бога.

…Где-то про­па­дает ночами. Не отве­чает на теле­фон­ные звонки. При­хо­дит домой, только чтобы ото­спаться и поесть. О том, чтобы вме­сте пойти в храм, боюсь даже и гово­рить. Всё забыл. Начи­наю рас­ска­зы­вать, как хорошо у нас в храме,— хму­рится в ответ. На все мои рас­спросы мол­чит или бро­сает со зло­бой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не пере­ста­вая, чтобы Гос­подь сохра­нил его на всех путях. Только по вече­рам, соби­ра­ясь ухо­дить куда-то, про­сит робко: «Пере­кре­сти меня, мама!». Тороп­ливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

 eparhia-saratov.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки