Человек духовный. Как учить ребёнка духовной жизни?

Человек духовный. Как учить ребёнка духовной жизни?

(5 голосов4.6 из 5)

Где и как духовно раз­ви­вать ребенка, если для этого не суще­ствует ни круж­ков, ни сек­ций? А нужно ли это вообще? Об этом  беседа с духов­ни­ком мос­ков­ской Свято-Вла­ди­мир­ской гим­на­зии про­то­и­е­реем Алек­сием Умин­ским.

-  Духов­ное раз­ви­тие чело­века – это такая сфера, суще­ство­ва­ние кото­рой невоз­можно без того, чтобы роди­тели сами не были бы в ней сво­ими людьми.

Это как род­ной язык: мы же не учим детей спе­ци­ально рус­скому языку, не отдаем их с рож­де­ния в спе­ци­аль­ные рус­ские школы.

Наши дети гово­рят по‑русски потому, что по‑русски гово­рят их роди­тели. Также мы не учим ребенка каким‑то осо­бым фор­мам при­ли­чия: дети легко их усва­и­вают, глядя на нас. У людей куль­тур­ных и интел­ли­гент­ных гово­рят на лите­ра­тур­ном языке, любят книги, слу­шают клас­си­че­скую музыку, потому что эту музыку слу­шают их родители.

kresjenie 028 - Человек духовный. Как учить ребёнка духовной жизни?

Духов­ное раз­ви­тие ребенка скла­ды­ва­ется таким же обра­зом. Если роди­тели живут духов­ной жиз­нью, то и ребе­нок начи­нает им подражать.

–Тогда, если роди­тели еще только на пути к вере, может быть, им не стоит торо­питься и кре­стить ребенка?

– Кре­стить или не кре­стить ребенка – это не вопрос духов­но­сти. Конечно, веру­ю­щие роди­тели покре­стят ребенка. И люди, дале­кие от Церкви, могут кре­стить ребенка – но от этого духов­но­сти в их жизни не прибавится.

Дру­гое дело, что сей­час у мно­гих роди­те­лей нет опыта вос­пи­та­ния детей в вере: роди­тели при­хо­дят к Богу в доста­точно зре­лом воз­расте и свои пер­вые шаги в духов­ной жизни начи­нают делать вме­сте с детьми. Они начи­нают читать Еван­ге­лие, ходить в цер­ковь, осмыс­лять свою жизнь по‑другому, и им, конечно же, хочется, чтобы и их дети делали то же.

Вот в этой ситу­а­ции часто воз­ни­кает много оши­бок. Одна из них: вос­при­я­тие духов­ной жизни как чего‑то внешнего.

Роди­тели думают, что если ребе­нок узнает что‑то о вере, о церкви на заня­тиях, к при­меру, в вос­крес­ной школе, то он чему‑то научится. Это не так.

У духов­ной жизни дру­гие законы. Духов­ной жизни нельзя научиться внеш­ним обра­зом, ее нельзя постичь как пред­мет. Ее можно только вос­при­нять как саму жизнь. 

Она дей­стви­тельно дается через вос­пи­та­ние, когда роди­тели пита­ются сами этой жиз­нью и питают этой пищей своих детей. Роди­тели должны пони­мать, что духов­ная жизнь –это не свод каких‑то жест­ких пра­вил, кото­рые дети должны выпол­нять, и не какие‑то аске­ти­че­ские упражнения.

– Неко­то­рые роди­тели в соблю­де­нии цер­ков­ных кано­нов более снис­хо­ди­тельно отно­сятся к себе, чем к детям, рас­счи­ты­вая, что более стро­гое соблю­де­ние поста или более регу­ляр­ное чте­ние молитв при­не­сет детям боль­шую пользу.

– При­хо­дится стал­ки­ваться с такими слу­ча­ями, когда роди­тели вос­при­ни­мают духов­ную жизнь исклю­чи­тельно как форму.

Пока они сами по‑настоящему не ощу­тят сла­дость жизни духов­ной, они все время будут пере­да­вать детям только ее внеш­нюю обо­лочку. Сперва ребе­нок будет ее «хра­нить», вос­при­ни­мая походы в храм и утрен­ние молитвы как некую роле­вую игру, а потом и ее отбросит.

Для ребенка важны содер­жа­тель­ные вещи: пони­ма­ние того, что такое молитва, пони­ма­ние слов молитвы, объ­яс­не­ние бого­слу­же­ния, смысла таинств, пони­ма­ние того, что такое связь чело­века и Бога.

Объ­яс­не­ние этих непро­стых вещей должно быть понят­ным ребенку и отра­жать уро­вень дет­ского вос­при­я­тия мира. Если, напри­мер, ребе­нок молится, то он дол­жен пони­мать слова молитвы, это не дол­жен быть заучен­ный текст на непо­нят­ном языке.

– То есть, сна­чала лучше научить ребенка молиться сво­ими словами?

– Необя­за­тельно. Можно исполь­зо­вать молит­во­слов, но задача роди­теля – объ­яс­нить ребенку каж­дое слово молитвы, а не под­су­нуть книжку – и читай от сих до сих.

Надо разо­брать с ребен­ком каж­дую молитву, прежде всего «Отче наш». Если дети не справ­ля­ются с цер­ков­но­сла­вян­ским тек­стом, читать ее на рус­ском языке. Для еже­днев­ного молит­вен­ного пра­вила доста­точно выбрать несколько малень­ких молитв и объ­яс­нить детям текст каж­дой из них. Этого хва­тит на доста­точно дол­гое время.

То же самое и с постом. Прежде чем застав­лять ребенка поститься, надо ему объ­яс­нить, зачем он это делает. Нужно поду­мать, что для него будет посиль­ной жерт­вой, кото­рую он смо­жет при­не­сти Богу.

Если ребе­нок идет на испо­ведь, то роди­тель дол­жен пого­во­рить с ним перед испо­ве­дью: настро­ить его, помочь ему найти для своих «гре­хов» испо­ве­даль­ные слова. Если ребе­нок идет к при­ча­стию, то дол­жен пони­мать, что он при­ни­мает, какое таин­ство про­ис­хо­дит, – это все должны объ­яс­нять ему родители.

То есть роди­тели в первую оче­редь должны сами все это знать и уметь объ­яс­нить это ребенку исходя из сво­его опыта.

Мы же не цити­руем Уго­лов­ный кодекс, когда объ­яс­няем ребенку, что такое добро и зло. Мы гово­рим сво­ими сло­вами. То же самое должно быть и в духов­ной жизни.  Чем меньше кодек­сов и больше живых слов – тем лучше.

– Есть ли какие‑то нормы для духов­ной жизни? Напри­мер, с какого воз­раста начи­нать поститься или до сколь­ких лет можно при­во­дить ребенка в храм только к причастию?

– Ника­ких норм нет: все это дол­жен роди­тель опре­де­лить для ребенка сам. Лучше начи­нать с малого и потом поне­мно­жечку при­бав­лять, чем сразу задать высо­кую планку, а потом ее снижать.

Нужно начи­нать с того, что ребенку по силам, а то и с мень­шего: чтобы какие‑то вещи ребе­нок делал про­сто из удо­воль­ствия. То, что ребе­нок делает в духов­ной жизни, должно достав­лять ему радость.

Конечно, хорошо, когда чело­век стоит всю службу не шелох­нув­шись. Но малень­кий ребе­нок так не может – и не надо от него этого требовать.

Оче­видно, что через какое‑то время он нач­нет уны­вать, а если его нач­нут еще и ругать за то, что он не умеет себя вести в храме, вряд ли он от такого посе­ще­ния церкви смо­жет полу­чить радость.

– И все же, взрос­лея, мно­гие дети «осты­вают» в вере: им не хочется больше ходить в храм, читать молит­вен­ное пра­вило, – нор­мально ли это?

– Ненор­мально: такое «охла­жде­ние» в вере как раз нередко про­ис­хо­дит у ребенка именно из‑за того, что перед ним были постав­лены непо­силь­ные задачи.

На мой взгляд, ничего не слу­чится, если под­ро­сток будет читать не так много молитв или не так строго поститься. Гораздо важ­нее, чтобы он сохра­нил на всю жизнь свое дет­ское ощу­ще­ние, что в храме ему хорошо, здесь его любят.

Бывает, конечно, и так, что повзрос­лев­шему ребенку в храме ста­но­вится скучно от того, что он не все пони­мает в бого­слу­же­нии. Вот здесь ему может помочь вос­крес­ная школа при храме.

По моему убеж­де­нию, вос­крес­ная школа должна быть ско­рее местом встречи и обще­ния дру­зей, нежели тра­ди­ци­он­ной шко­лой зна­ний с уроками-лекциями.

Обыч­ные заня­тия могут только отвра­тить ребенка от цер­ков­ной среды: он и так учится шесть дней в неделю и опять при­хо­дит учиться.

Здесь глав­ным должно стать обще­ние со сверст­ни­ками, поездки, походы, чтобы он видел, что веру­ю­щих много и это не какие‑то изгои или «белые вороны».

Вос­крес­ная школа или дет­ские орга­ни­за­ции, такие как пра­во­слав­ные сле­до­пыты, пра­во­слав­ные лагеря, необ­хо­димы, чтобы ребе­нок имел среду еди­но­мыш­лен­ни­ков, жил в Церкви пол­но­цен­ной жиз­нью: дру­жил, радо­вался, спорил.

Бывает, что роди­тели, отдав ребенка в вос­крес­ную школу, при этом сами не ходят в храм. Тогда ребе­нок ока­зы­ва­ется в стран­ном поло­же­нии: с одной сто­роны, его учат хоро­шему, но с дру­гой – он не встре­чает этому под­твер­жде­ния у себя дома.

Нельзя ска­зать, что такое уча­стие в жизни вос­крес­ной школы бес­смыс­ленно. Ситу­а­ции бывают вся­кие: иной раз дети при­во­дят в цер­ковь своих роди­те­лей, но это исклю­чи­тель­ные случаи.

– Нередко бывает такое, что какие‑то пове­ден­че­ские или пси­хи­че­ские рас­строй­ства у ребенка роди­тели при­ни­мают за духов­ные проблемы. 

Кто‑то гово­рит, что надо ребенка везти на отчитку, кто‑то сове­тует чаще при­ча­щать. Что сове­ту­ете вы в таких ситуациях?

– Дей­стви­тельно, бесе­дуя с роди­те­лями, при­хо­дится стал­ки­ваться с глу­бо­ким непо­ни­ма­нием того, что дает чело­веку Церковь.

Ребе­нок с про­бле­мами, кото­рые могут быть устра­нены вра­чеб­ными спо­со­бами, не лечится одними таин­ствами, и сове­то­вать в этом слу­чае только при­ча­щаться вме­сто визита к врачу – вопи­ю­щее невежество.

Пра­во­слав­ные роди­тели не должны бояться вра­чей, пси­хо­ло­гов, потому что очень мно­гие дет­ские про­блемы –это область пси­хо­ло­гии и пси­хи­ат­рии, их нужно свое­вре­менно обна­ру­жить и начать лечить. А рели­ги­оз­ный фак­тор, исполь­зо­ван­ный не по назна­че­нию, может только усу­гу­бить ситуацию.

К сожа­ле­нию, и в Церкви сей­час при­сут­ствует без­гра­мот­ность. Гос­подь на то и дал нам разум, чтобы мы исполь­зо­вали его по назначению.

Бывает, у ребенка явная пси­хи­че­ская про­блема, это может быть и форма дет­ской шизо­фре­нии, кото­рая про­яв­ляет себя в том числе и в рели­ги­оз­ных экзаль­та­циях, – а роди­тели чуть ли не счи­тают, что это у ребенка осо­бая форма святости.

– Ино­гда важ­ность духов­ного раз­ви­тия детей роди­тели пони­мают слиш­ком поздно, когда не осу­ществ­ля­ются надежды на бли­ста­тель­ное буду­щее их чада, и при­хо­дят мысли о том, как убе­речь его хотя бы «от тюрьмы да от сумы». 

Что делать роди­телю в слу­чае, когда ребе­нок уже его не слушает?

– Я бы посо­ве­то­вал в первую оче­редь запа­стись тер­пе­нием. Даже если, как вам кажется, ребе­нок уже вас не слу­шает, его все равно не нужно остав­лять своей забо­той, вни­ма­нием, общением.

Вам должно быть понятно, что про­ис­хо­дит с ребен­ком, тогда при­дет и пони­ма­ние того, что делать дальше.

Одна из важ­ных форм духов­ного раз­ви­тия – это роди­тель­ская молитва. В своих молит­вах вы нико­гда не должны остав­лять сво­его ребенка.

– Но ведь бывает так, что ребе­нок сво­ими поступ­ками, пло­хими отмет­ками и т. д. вызы­вает у роди­теля лишь раз­дра­же­ние, как за него молиться тогда?

– Нужно быть реа­ли­стом по отно­ше­нию к сво­ему ребенку и видеть его таким, какой он есть, а не таким, каким нам бы его хоте­лось видеть. Когда мы видим реаль­ность вме­сто своих иде­а­лов –это и вызы­вает у нас раздражение.

Надо при­ни­мать сво­его ребенка таким, какой он есть, и не ужа­саться этому. Ребе­нок может какое‑то время втис­ки­ваться в наши пред­став­ле­ния, подыг­ры­вая нам, но потом ему это надоедает.

Это зача­стую и вызы­вает наш роди­тель­ский гнев, мы чув­ствуем, как уязв­лена наша гор­дыня. В этот момент самое время оста­но­виться и поду­мать: кого же я люблю – ребенка или свое пред­став­ле­ние о нем?

И когда мы раз­бе­ремся с этим, наше раз­дра­же­ние утих­нет и посте­пенно сме­нится теп­лой роди­тель­ской молитвой.

Оксана Севе­рина
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №3 (59) 2014 г.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки