сайт для родителей

Домашнее воспитание русских дворян

Print This Post

328


Домашнее воспитание русских дворян
(1 голос: 5 из 5)

 

О воспитании детей в XIX-начале XX веков  в дворянских семьях многое можно узнать из воспоминаний современников, опубликованных в советские годы и в наши дни. Опыт не только любопытный – исторически и культурологически ценный, но и весьма поучительный и душеполезный.

Две Марии

Давайте полистаем воспоминания баронессы Марии Федоровны Мейендорф и дневники Марии Львовны Казем-Бек (обе книги вышли в издательстве Сретенского монастыря). Эти женщины принадлежали к высшему свету, родились до революции, пережили  на своем веку немало испытаний: первая Мария –  гонения, затем эмиграцию, жизнь вдали от России, потерю близких, вторая Мария тоже имела непростой жизненный опыт, впоследствии умерев на родине.

Советуем прочесть эти  произведения, ставшие документами эпохи. Они несут особое мировоззрение, другую эстетику и культуру, о существовании которых необходимо знать нашим детям.

В воспоминаниях и дневниках – и духовные переживания, и семейные проблемы, и то, как справлялись с ними эти великосветские дворянки, не отступая от принципов православного христианства. Дамы высшего света, вращавшиеся  в придворных кругах, были замужем за  сановитыми чиновниками  и могли ни в чем себе не отказывать и праздно и приятно проводить время, но с детства имели представления о самоограничении, жертвенности и действенной любви – и неотступно следовали им.

Без страха перед будущим

Особый акцент в этих изданиях – для молодых родителей,  которым мы рекомендуем внимательно почитать о детстве реальных героинь. Как воспитывались девочки? Довольно строго. Оказалось, у каждой было много обязанностей в семье, а затем  и в общественной жизни.

Заложенное  в юные годы сформировало особенный характер Марии Мейендорф, чертами которого стали истинный аскетизм (она не была привязана к комфорту и материальным благам), достоинство, благородство и редкое сегодня качество – отсутствие страха перед настоящим и будущим. Баронесса до конца дней сохранила благодарный и оптимистичный взгляд на жизнь. За рубежом она встретила многих близких, обо всех отзывалась и вспоминала с теплотой и прожила около ста лет.

Семейные обстоятельства не были радужными. Братья Марии Федоровны Мейендорф после революции жестоко избиты и убиты махновцами. Вот что пишет брат Юрий в последнем письме своим детям( ее племянникам): «Милые мои, родные дети! Возможно, мы больше не увидимся с вами на этом свете. Простите меня, мои родненькие, я хотел скорее доставить вам радость свидания, а оказалось, принес вечную разлуку. Но, видно, так Богу угодно. Не горюйте обо мне, а терпеливо перенесите свое горе, и своей жизнью умножьте больше добра на земле и правды. Не мстите никому за мою смерть, ни делом, ни даже помыслом. Так попустил Господь. Молите только, чтобы Он простил мне все мои прегрешения. Я не боюсь смерти и иду к Господу дать ответ в своей жизни с теплой надеждой, что он примет мою жизнь. Я прошу бабушку взять вас под свое попечение. Будьте ей хорошими, добрыми внуками, утешьте ее в ее горе. Благословляю вас. Да хранит вас Господь и да направит вашу жизнь на все доброе. Ваш отец».

Баронесса упоминает, что красный палач-махновец, читавший письма только что убитого им человека на публику – насмешливо, вслух, под конец чтения стал необычно серьезен. Окончили  это издевательское публичное чтение в полном молчании, и,  очевидно, глубоко уязвленные написанным, молча разошлись.

Другая дворянка, автор дневниковых записей Мария Казем-Бек, урожденная Толстая, прекрасный православный педагог, стояла во главе институтов благородных девиц в Питере и Казани. Только с виду она была изнеженной аристократичной особой, тургеневской барышней.

Как человек большой воли и энергии она отдавала всю себя делам воспитания, образования, благотворительности, умела поставить медицинский диагноз и подсказать лечение, самоотверженно помогала ближним в дни голода и испытаний.

Одним словом, женщины, о которых идет речь в изданиях– нравственные образцы для нас, современников. Книги о них богато иллюстрированы, содержат много редких и интересных фотографий и будут любопытны широкому кругу читателей.

Другая Гончарова

Также советуем не только уделять внимание книжным новинкам, но и не пренебрегать старыми изданиями, в том числе советскими.

Вот, скажем, книга о Наталье Николаевне, жене Александра  Сергеевича Пушкина, названием для которой стало ее полное имя. Книга издана в 1985 году, поэтому в ней не говорится о вере прямо, но, тем не менее, во всем укладе жизни и принципах чувствуется глубокая вера семьи Гончаровых и лично Натальи Николаевны.

После смерти поэта в обществе бытовал стереотип о легкомысленной женщине, из-за светского флирта которой погиб великий гений русской словесности. В наши дни пушкинисты представляют ее скорее как мученицу и ангела. Советские авторы стараются сохранять объективный взгляд на эту яркую личность, одинаково далекий и от очернения, и от идеализации, а показывающий Гончарову со всеми ее человеческими проявлениями.

Два автора-исследователя  И. Ободовская и М. Дементьев пишут о супруге Пушкина со вниманием и любовью,  открывая ее читателю с новой стороны. Наталья Николаевна предстает перед нами не как ветреная светская красавица, а как мать, хозяйка, способная решать сложные денежные проблемы своего мужа, что было так насущно и для того времени и не устаревает сегодня. Жизнь этой известной светской дамы в замужестве не назовешь легкой – четверо детей, непростые отношения с матерью, две сестры, которые постоянно живут в ее новой семье, финансовые затруднения, отношения с братом…

Книга написана легким доступным языком, содержит  яркие и малоизвестные факты. «До последней крайности не верить злу»

Вот, например, такой любопытный факт – кодекс сестер Гончаровых, который они сочинили для самих себя, когда были подростками. Он отражает духовный мир этих девочек, которые пишут, что главное для них – помогать ближним и быть в мире со своими родственниками.

Вот только некоторые выдержки из правил:

  • «Никогда не утаи правды от той, кого Господь дал тебе вместо матери и друга теперь, а со временем, если будет муж, то и от него.
  • Никогда никому не отказывай в просьбе, если только она не противна твоему понятию о долге.
  • Старайся до последней крайности не верить злу или что кто-нибудь желает тебе зла.
  • Старайся никогда не рассказывать ни про кого ничего дурного, исключая того, кто должен это знать.
  • Старайся найти если не оправдание, то его хорошую сторону, могущую возбудить жалость».

Вот на каких истинно христианских  нормах воспитывались дети в русских дворянских семьях XIX-начала XX века.

Вера в Бога помогла Наталье Николаевне  многое  перенести и принять – и то, как голословно и яростно обвиняли ее в гибели мужа, и те годы, что она прожила одна, и новое замужество. Удивительная  биография этой женщины с непростым духовным и житейским опытом превосходит  самые увлекательные  женские романы и сериалы.

К сожалению, в отцифрованном виде найти этот текст не удалось, так что ищите в библиотеках и на своих книжных полках.

Как читали баронессы?

Светские дамы, о которых шла речь, были очень образованными, их домашнее обучение начиналось с младых ногтей, с 4 лет. Режим дня маленьких учениц подробно описан в вышеперечисленных книгах. Основной посыл дворянского образования  – то, что дети не  страдали от безделья, а постоянно были заняты делом.

Интересен и вопрос, часто ли читали  баронессы?  Из книг следует, что читали они постоянно, причем знали по несколько языков. Так, в дневниках Марии Казем-Бек можно найти немало размышлений о той литературе, которую она прочла.

Сейчас появляется  много  книжных новинок,  в том числе духовных книг, которые полностью переворачивают устойчивые представления, привносят новизну в восприятие привычных явлений, и радостно, что они находят выход к читателю. Но есть проблема – молодое поколение не может оценить этого богатства, потому что мало  и неохотно читает. Наверное, это трагедия нации, что юные умы лишают себя важной части жизни, не представляя, что существует огромный  мир  литературы.

Сегодня сложился стереотип: православный – значит, темный, безграмотный, некомпетентный. И виноваты в этом предубеждении мы сами, верующие, так часто выбирая вместо чтения книг короткий дайджест новостей в интернете. А ведь духовный поиск и развитие невозможны без непрерывного процесса познания, а значит, без чтения. Поэтому очень важно настаивать, чтобы молодые люди читали.  И именно на нас лежит ответственность  передать новым поколениям  знания и опыт Церкви о Боге и спасении.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus