Домашнее воспитание русских дворян

Домашнее воспитание русских дворян

(2 голоса5.0 из 5)

 

О вос­пи­та­нии детей в XIX-начале XX веков  в дво­рян­ских семьях мно­гое можно узнать из вос­по­ми­на­ний совре­мен­ни­ков, опуб­ли­ко­ван­ных в совет­ские годы и в наши дни. Опыт не только любо­пыт­ный – исто­ри­че­ски и куль­ту­ро­ло­ги­че­ски цен­ный, но и весьма поучи­тель­ный и душеполезный.

Две Марии

Давайте поли­стаем вос­по­ми­на­ния баро­нессы Марии Федо­ровны Мей­ен­дорф и днев­ники Марии Львовны Казем-Бек (обе книги вышли в изда­тель­стве Сре­тен­ского мона­стыря). Эти жен­щины при­над­ле­жали к выс­шему свету, роди­лись до рево­лю­ции, пере­жили  на своем веку немало испы­та­ний: пер­вая Мария –  гоне­ния, затем эми­гра­цию, жизнь вдали от Рос­сии, потерю близ­ких, вто­рая Мария тоже имела непро­стой жиз­нен­ный опыт, впо­след­ствии уме­рев на родине.

173346.b 214x300 - Домашнее воспитание русских дворян243009.p 212x300 - Домашнее воспитание русских дворянСове­туем про­честь эти  про­из­ве­де­ния, став­шие доку­мен­тами эпохи. Они несут осо­бое миро­воз­зре­ние, дру­гую эсте­тику и куль­туру, о суще­ство­ва­нии кото­рых необ­хо­димо знать нашим детям.

В вос­по­ми­на­ниях и днев­ни­ках – и духов­ные пере­жи­ва­ния, и семей­ные про­блемы, и то, как справ­ля­лись с ними эти вели­ко­свет­ские дво­рянки, не отсту­пая от прин­ци­пов пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ства. Дамы выс­шего света, вра­щав­ши­еся  в при­двор­ных кру­гах, были заму­жем за  сано­ви­тыми чинов­ни­ками  и могли ни в чем себе не отка­зы­вать и праздно и при­ятно про­во­дить время, но с дет­ства имели пред­став­ле­ния о само­огра­ни­че­нии, жерт­вен­но­сти и дей­ствен­ной любви – и неот­ступно сле­до­вали им.

Mejendorf 3 226x300 - Домашнее воспитание русских дворян

Без страха перед будущим

Осо­бый акцент в этих изда­ниях – для моло­дых роди­те­лей,  кото­рым мы реко­мен­дуем вни­ма­тельно почи­тать о дет­стве реаль­ных геро­инь. Как вос­пи­ты­ва­лись девочки? Довольно строго. Ока­за­лось, у каж­дой было много обя­зан­но­стей в семье, а затем  и в обще­ствен­ной жизни.

Зало­жен­ное  в юные годы сфор­ми­ро­вало осо­бен­ный харак­тер Марии Мей­ен­дорф, чер­тами кото­рого стали истин­ный аске­тизм (она не была при­вя­зана к ком­форту и мате­ри­аль­ным бла­гам), досто­ин­ство, бла­го­род­ство и ред­кое сего­дня каче­ство – отсут­ствие страха перед насто­я­щим и буду­щим. Баро­несса до конца дней сохра­нила бла­го­дар­ный и опти­ми­стич­ный взгляд на жизнь. За рубе­жом она встре­тила мно­гих близ­ких, обо всех отзы­ва­лась и вспо­ми­нала с теп­ло­той и про­жила около ста лет.

Семей­ные обсто­я­тель­ства не были радуж­ными. Бра­тья Марии Федо­ровны Мей­ен­дорф после рево­лю­ции жестоко избиты и убиты мах­нов­цами. Вот что пишет брат Юрий в послед­нем письме своим детям( ее пле­мян­ни­кам): «Милые мои, род­ные дети! Воз­можно, мы больше не уви­димся с вами на этом свете. Про­стите меня, мои род­нень­кие, я хотел ско­рее доста­вить вам радость сви­да­ния, а ока­за­лось, при­нес веч­ную раз­луку. Но, видно, так Богу угодно. Не горюйте обо мне, а тер­пе­ливо пере­не­сите свое горе, и своей жиз­нью умножьте больше добра на земле и правды. Не мстите никому за мою смерть, ни делом, ни даже помыс­лом. Так попу­стил Гос­подь. Молите только, чтобы Он про­стил мне все мои пре­гре­ше­ния. Я не боюсь смерти и иду к Гос­поду дать ответ в своей жизни с теп­лой надеж­дой, что он при­мет мою жизнь. Я прошу бабушку взять вас под свое попе­че­ние. Будьте ей хоро­шими, доб­рыми вну­ками, утешьте ее в ее горе. Бла­го­слов­ляю вас. Да хра­нит вас Гос­подь и да напра­вит вашу жизнь на все доб­рое. Ваш отец».

Kazem Bek 247x300 - Домашнее воспитание русских дворянБаро­несса упо­ми­нает, что крас­ный палач-мах­но­вец, читав­ший письма только что уби­того им чело­века на пуб­лику – насмеш­ливо, вслух, под конец чте­ния стал необычно серье­зен. Окон­чили  это изде­ва­тель­ское пуб­лич­ное чте­ние в пол­ном мол­ча­нии, и,  оче­видно, глу­боко уязв­лен­ные напи­сан­ным, молча разошлись.

Дру­гая дво­рянка, автор днев­ни­ко­вых запи­сей Мария Казем-Бек, урож­ден­ная Тол­стая, пре­крас­ный пра­во­слав­ный педа­гог, сто­яла во главе инсти­ту­тов бла­го­род­ных девиц в Питере и Казани. Только с виду она была изне­жен­ной ари­сто­кра­тич­ной осо­бой, тур­ге­нев­ской барышней.

Как чело­век боль­шой воли и энер­гии она отда­вала всю себя делам вос­пи­та­ния, обра­зо­ва­ния, бла­го­тво­ри­тель­но­сти, умела поста­вить меди­цин­ский диа­гноз и под­ска­зать лече­ние, само­от­вер­женно помо­гала ближ­ним в дни голода и испытаний.

Одним сло­вом, жен­щины, о кото­рых идет речь в изда­ниях– нрав­ствен­ные образцы для нас, совре­мен­ни­ков. Книги о них богато иллю­стри­ро­ваны, содер­жат много ред­ких и инте­рес­ных фото­гра­фий и будут любо­пытны широ­кому кругу читателей.

Другая Гончарова

Также сове­туем не только уде­лять вни­ма­ние книж­ным новин­кам, но и не пре­не­бре­гать ста­рыми изда­ни­ями, в том числе советскими.

Вот, ска­жем, книга о Ната­лье Нико­ла­евне, жене Алек­сандра  Сер­ге­е­вича Пуш­кина, назва­нием для кото­рой стало ее пол­ное имя. Книга издана в 1985 году, поэтому в ней не гово­рится о вере прямо, но, тем не менее, во всем укладе жизни и прин­ци­пах чув­ству­ется глу­бо­кая вера семьи Гон­ча­ро­вых и лично Ната­льи Николаевны.

После смерти поэта в обще­стве быто­вал сте­рео­тип о лег­ко­мыс­лен­ной жен­щине, из-за свет­ского флирта кото­рой погиб вели­кий гений рус­ской сло­вес­но­сти. В наши дни пуш­ки­ни­сты пред­став­ляют ее ско­рее как муче­ницу и ангела. Совет­ские авторы ста­ра­ются сохра­нять объ­ек­тив­ный взгляд на эту яркую лич­ность, оди­на­ково дале­кий и от очер­не­ния, и от иде­а­ли­за­ции, а пока­зы­ва­ю­щий Гон­ча­рову со всеми ее чело­ве­че­скими про­яв­ле­ни­ями.

0004 003  205x300 - Домашнее воспитание русских дворянДва автора-иссле­до­ва­теля  И. Обо­дов­ская и М. Демен­тьев пишут о супруге Пуш­кина со вни­ма­нием и любо­вью,  откры­вая ее чита­телю с новой сто­роны. Ната­лья Нико­ла­евна пред­стает перед нами не как вет­ре­ная свет­ская кра­са­вица, а как мать, хозяйка, спо­соб­ная решать слож­ные денеж­ные про­блемы сво­его мужа, что было так насущно и для goncharova 227x300 - Домашнее воспитание русских дворянтого вре­мени и не уста­ре­вает сего­дня. Жизнь этой извест­ной свет­ской дамы в заму­же­стве не назо­вешь лег­кой – чет­веро детей, непро­стые отно­ше­ния с мате­рью, две сестры, кото­рые посто­янно живут в ее новой семье, финан­со­вые затруд­не­ния, отно­ше­ния с братом…

Книга напи­сана лег­ким доступ­ным язы­ком, содер­жит  яркие и мало­из­вест­ные факты. «До послед­ней край­но­сти не верить злу»

Вот, напри­мер, такой любо­пыт­ный факт – кодекс сестер Гон­ча­ро­вых, кото­рый они сочи­нили для самих себя, когда были под­рост­ками. Он отра­жает духов­ный мир этих дево­чек, кото­рые пишут, что глав­ное для них – помо­гать ближ­ним и быть в мире со сво­ими родственниками.

Вот только неко­то­рые выдержки из правил: 

  • «Нико­гда не утаи правды от той, кого Гос­подь дал тебе вме­сто матери и друга теперь, а со вре­ме­нем, если будет муж, то и от него.
  • Нико­гда никому не отка­зы­вай в просьбе, если только она не про­тивна тво­ему поня­тию о долге.
  • Ста­райся до послед­ней край­но­сти не верить злу или что кто-нибудь желает тебе зла.
  • Ста­райся нико­гда не рас­ска­зы­вать ни про кого ничего дур­ного, исклю­чая того, кто дол­жен это знать.
  • Ста­райся найти если не оправ­да­ние, то его хоро­шую сто­рону, могу­щую воз­бу­дить жалость».

Вот на каких истинно хри­сти­ан­ских  нор­мах вос­пи­ты­ва­лись дети в рус­ских дво­рян­ских семьях XIX-начала XX века.

Вера в Бога помогла Ната­лье Нико­ла­евне  мно­гое  пере­не­сти и при­нять – и то, как голо­словно и яростно обви­няли ее в гибели мужа, и те годы, что она про­жила одна, и новое заму­же­ство. Уди­ви­тель­ная  био­гра­фия этой жен­щины с непро­стым духов­ным и житей­ским опы­том пре­вос­хо­дит  самые увле­ка­тель­ные  жен­ские романы и сериалы.

К сожа­ле­нию, в отциф­ро­ван­ном виде найти этот текст не уда­лось, так что ищите в биб­лио­те­ках и на своих книж­ных полках.

Как читали баронессы?

173 1 300x217 - Домашнее воспитание русских дворянСвет­ские дамы, о кото­рых шла речь, были очень обра­зо­ван­ными, их домаш­нее обу­че­ние начи­на­лось с мла­дых ног­тей, с 4 лет. Режим дня малень­ких уче­ниц подробно опи­сан в выше­пе­ре­чис­лен­ных кни­гах. Основ­ной посыл дво­рян­ского обра­зо­ва­ния  – то, что дети не  стра­дали от без­де­лья, а посто­янно были заняты делом. 

Инте­ре­сен и вопрос, часто ли читали  баро­нессы?  Из книг сле­дует, что читали они посто­янно, при­чем знали по несколько язы­ков. Так, в днев­ни­ках Марии Казем-Бек можно найти немало раз­мыш­ле­ний о той лите­ра­туре, кото­рую она прочла.

Сей­час появ­ля­ется  много  книж­ных нови­нок,  в том числе духов­ных книг, кото­рые пол­но­стью пере­во­ра­чи­вают устой­чи­вые пред­став­ле­ния, при­вно­сят новизну в вос­при­я­тие при­выч­ных явле­ний, и радостно, что они нахо­дят выход к чита­телю. Но есть про­блема – моло­дое поко­ле­ние не может оце­нить этого богат­ства, потому что мало  и неохотно читает. Навер­ное, это тра­ге­дия нации, что юные умы лишают себя важ­ной части жизни, не пред­став­ляя, что суще­ствует огром­ный  мир  лите­ра­туры.

Сего­дня сло­жился сте­рео­тип: пра­во­слав­ный – зна­чит, тем­ный, без­гра­мот­ный, неком­пе­тент­ный. И вино­ваты в этом предубеж­де­нии мы сами, веру­ю­щие, так часто выби­рая вме­сто чте­ния книг корот­кий дай­джест ново­стей в интер­нете. А ведь духов­ный поиск и раз­ви­тие невоз­можны без непре­рыв­ного про­цесса позна­ния, а зна­чит, без чте­ния. Поэтому очень важно наста­и­вать, чтобы моло­дые люди читали.  И именно на нас лежит ответ­ствен­ность  пере­дать новым поко­ле­ниям  зна­ния и опыт Церкви о Боге и спасении.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки