Фитбол-гимнастика

Фитбол-гимнастика

(3 голоса5.0 из 5)

В эпоху план­ше­тов и интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия особо остро стоит тема физи­че­ской нагрузки детей. А ведь именно в дошколь­ном пери­оде закла­ды­ва­ются основы здо­ро­вья, пра­виль­ного физи­че­ского раз­ви­тия, про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние дви­га­тель­ных спо­соб­но­стей, фор­ми­ру­ется инте­рес к физи­че­ской куль­туре и спорту, а также вос­пи­ты­ва­ются лич­ност­ные каче­ства и твор­че­ские спо­соб­но­сти. В дет­ских садах в насто­я­щий момент помимо тра­ди­ци­он­ных мето­дик физи­че­ского раз­ви­тия, исполь­зу­ются и нетра­ди­ци­он­ные под­ходы. К числу послед­них отно­сится фит­бол-гим­на­стика – гим­на­сти­че­ские заня­тия на фитбол-мяче.

Появился этот чудо-мяч в 1960‑х годах в рам­ках про­фи­лак­ти­че­ского спорта. Почему чудо? Потому что в начале сво­его пути он исполь­зо­вался в целях лече­ния цере­браль­ного пара­лича и дру­гих забо­ле­ва­ний опорно-дви­га­тель­ного аппа­рата сотруд­ни­ками меди­цин­ских учре­жде­ний Европы.  Сей­час его при­ме­няют в домаш­них усло­виях, фит­нес-цен­трах, дет­ских раз­ви­ва­ю­щих студиях.

Попу­ля­рен мяч бла­го­даря сво­ему оздо­ро­ви­тель­ному эффекту. Ряд оте­че­ствен­ных авто­ров, изу­ча­ю­щих вли­я­ние фит­бол-гим­на­стики на орга­низм, при­шли к выводу, что она раз­ви­вает вести­бу­ляр­ный аппа­рат, улуч­шает коор­ди­на­цию, ста­би­ли­зи­рует рав­но­ве­сие, а также акти­ви­зи­рует обмен веществ. Воз­дей­ствуя на позво­ноч­ник, суставы и меж­по­звон­ко­вые диски, мяч ока­зы­вает свое про­фи­лак­ти­че­ски-лечеб­ное свойство.

Упраж­не­ния с фит­бо­лами позволяют:

  • учиться пра­вильно сидеть на фитболах;
  • учиться пока­чи­ваться и под­пры­ги­вать на фитболах;
  • научиться выпол­нять упраж­не­ния в раз­ных исход­ных положениях;
  • укреп­лять раз­лич­ные группы мышц;
  • фор­ми­ро­вать и закреп­лять навык пра­виль­ной осанки;
  • тре­ни­ро­вать спо­соб­ность удер­жи­вать равновесие;
  • учиться выпол­нять упраж­не­ние в паре со сверст­ни­ками, тан­це­валь­ные движения;
  • побуж­дать детей к про­яв­ле­нию само­сто­я­тель­но­сти, твор­че­ства, активности.

Зани­маться фит­бол-гим­на­сти­кой можно даже с детьми до года, а вообще полезно иметь такой мяч дома и не бояться про­во­дить заня­тия само­сто­я­тельно, ведь спе­ци­аль­ного меди­цин­ского обра­зо­ва­ния для этого не тре­бу­ется. Однако есть свод «золо­тых пра­вил», кото­рые надо знать:

  • угол, сфор­ми­ро­ван­ный туло­ви­щем и ногами в поло­же­нии сидя, дол­жен быть боль­ший, чем 90°;
  • на заня­тиях необ­хо­димо исполь­зо­вать устой­чи­вые, пра­вильно наду­тые мячи;
  • необ­хо­димо регу­лярно про­ве­рять осанку, осо­бенно «S‑образную» форму спины и пра­виль­ность посадки;
  • ноги зани­ма­ю­щего должны все­гда нахо­диться в кон­такте с полом, тело (рука или яго­дицы) должно посто­янно под­дер­жи­ваться мячом;
  • необ­хо­димо посто­янно кон­тро­ли­ро­вать физи­че­ское уси­лие и, глав­ное, насла­ждаться занятием;
  • избе­гайте исполь­зо­вать мяч, раз­мер кото­рого слиш­ком мал для ребенка — это может стать при­чи­ной непра­виль­ной осанки и даже вызвать боль;
  • недо­ста­точно наду­тый мяч при­во­дит к непра­виль­ной посадке «в под­ве­шен­ном состоянии»;
  • необ­хо­димо избе­гать вне­зап­ных, неуправ­ля­е­мых дви­же­ний мыш­цами. «Обе ноги посто­янно и одно­вре­менно должны касаться пола на про­тя­же­нии всей тре­ни­ровки с мячом»;
  • при работе с мячом каче­ство должно пре­об­ла­дать над количеством.

Также не стоит забы­вать и эле­мен­тар­ных вещей, как то: в поме­ще­нии, где про­во­дятся заня­тия, не должно быть ост­рых пред­ме­тов, одежда и обувь (зани­маться можно и боси­ком) должны быть такими, чтобы не ско­вы­вать дви­же­ния ребенка, поме­ще­ние должно быть хорошо проветрено.

Как про­во­дить занятия?

Дети – суще­ства актив­ные, неусид­чи­вые и даже яркие фит­бол-мячи не все­гда могут повли­ять на их жела­ние все бро­сить и начать зани­маться. Жела­тельно для начала рас­ска­зать детям о фит­бол-мяче, можно в игро­вой форме позна­ко­миться с ним. Затем необ­хо­димо научить пра­виль­ной посадке на мяч и при­е­мам стра­ховки. Также неплохо будет разу­чить основ­ные исход­ные дви­же­ния с мячом (броски, ловля, удары об пол, упраж­не­ния в парах с пере­ка­ты­ва­нием и пере­бра­сы­ва­нием мяча).

Время про­ве­де­ния одного заня­тия с детьми 5–6 лет – 30–35 минут, с детьми помладше хва­тит 15–20 минут. Как и в любом виде физи­че­ской актив­но­сти, в фит­бол-гим­на­стике есть три основ­ных части:

  • ввод­ная часть или раз­минка, в задачи кото­рой вхо­дит раз­ви­тие всех видов вни­ма­ния, вос­при­я­тия и памяти, ори­ен­ти­ровки в про­стран­стве на мате­ри­але основ­ных движений;
  • основ­ная часть – соб­ственно сами упраж­не­ния на мяче;
  • заклю­чи­тель­ная часть – подвиж­ная игра и релаксация.

Чтобы ребе­нок полю­бил заня­тия, и они шли ему во благо, они должны быть инте­рес­ные, эмо­ци­о­нально и музы­кально насы­щен­ные. Добиться этого несложно: музыку под­би­раем рит­мич­ную, цвета мячей – яркие. Кстати,  раз­лич­ные цвета по-раз­ному воз­дей­ствуют на пси­хи­че­ское состо­я­ние и физио­ло­ги­че­ские функ­ции человека.

Теп­лый цвет (крас­ный и оран­же­вый) – повы­шают актив­ность отдела веге­та­тив­ной нерв­ной системы, сти­му­ли­руют, тони­зи­руют имму­ни­тет, укреп­ляют память, зре­ние, при­дают бод­рость, улуч­шают цвет кожи.

Холод­ный цвет (синий, голу­бой и фио­ле­то­вый) – нор­ма­ли­зуют сер­деч­ную дея­тель­ность, ухуд­шают ско­ростно-сило­вые качества.

Жел­тый и зеле­ный цвет – нор­ма­ли­зуют сер­деч­ную дея­тель­ность и ЦНС, ста­би­ли­зи­руют арте­ри­аль­ное дав­ле­ние, рас­слаб­ляют, сни­мают напря­же­ние, помо­гают при забо­ле­ва­ниях позво­ноч­ника, обмена веществ.

Более того, суще­ствует такое заме­ча­тель­ное явле­ние, опи­сан­ное в посо­бии «Дви­га­тель­ный игро­тре­нинг для дошколь­ни­ков», как фитбол-сказки.

Сказ­ко­те­ра­пия – самый  древ­ний пси­хо­ло­ги­че­ский  и педа­го­ги­че­ский прием. Мно­гие счи­тают, что она адре­со­вана только детям, однако охва­ты­ва­е­мый ее воз­раст­ной диа­па­зон не имеет гра­ниц. Именно обра­ще­ние к сказке поз­во­ляет вспом­нить о про­стых исти­нах, заново открыть их, создать духов­ный ресурс про­ти­во­сто­я­ния злу. Фит­бол-сказки могут быть само­сто­я­тель­ным заня­тием, исполь­зо­ваться в каче­стве «бод­ря­щей гим­на­стики» после днев­ного сна, в сво­бод­ной дея­тель­но­сти в группе дети могут повто­рять и вос­про­из­во­дить сказку. В каж­дой сказке есть схемы упраж­не­ний (так назы­ва­е­мые мне­мо­таб­лицы), пока­зы­вая кото­рые детям можно рас­ска­зы­вать сказку с одно­вре­мен­ным выпол­не­нием упраж­не­ний. Дви­га­тель­ная сказ­ко­те­ра­пия пред­став­лена раз­лич­ными про­стыми в испол­не­нии сюже­тами. Сами сказки адап­ти­ро­ваны под раз­ные воз­раст­ные группы и воз­мож­но­сти детей.

В ваших руках сде­лать ребенка креп­ким, физи­че­ски  и эмо­ци­о­нально раз­ви­тым! Фит­бол-гим­на­стика один из наи­бо­лее при­ят­ных спо­со­бов для дости­же­ния этой цели.

Как звери филина лечили

Заду­мал одна­жды филин узнать, кто ему в лесу друг, а кто враг. Лег он в своем гнезде, голову све­сил и зао­хал, будто забо­лел очень. Шел мимо мед­ведь, услы­шал, как филин на весь лес охает (мед­ведь).

– Что с тобой, филин? – спра­ши­вает. – Чего так стонешь?

– Да вот, забо­лел я, уми­раю, – отве­чает филин.

– Погоди уми­рать, – гово­рит мед­ведь, – я тебя сей­час вылечу, – и ушел.

А филин еще громче сто­нет. Услы­шал его заяц. Испу­гался сна­чала, а потом к дереву подо­шел – надо же узнать, что слу­чи­лось! (зай­чик)

– Эй, филин, что слу­чи­лось-то? – спрашивает.

– Ох, забо­лел я совсем. Навер­ное, умру скоро, – гово­рит филин.

– Нет, филин, нет! Подо­жди немного, я сей­час! – и убе­жал. «Ну вот, – думает филин, – все меня поки­нули, а еще дру­зья назы­ва­ются!» И зао­хал пуще преж­него от обиды. Даже змея его услы­шала, задрала голову, посмот­рела сочув­ственно и уползла (змея). А тут лоси мимо ска­кали. Оста­но­ви­лись они под дере­вом, слу­шают, как филин охает. Опу­стили головы, заду­ма­лись. Потом тихонько посо­ве­то­ва­лись и в раз­ные сто­роны поска­кали, только пыль за ними под­ня­лась (лошадка). А филин знай себе охает.

Даже лету­чую мышь раз­бу­дил, кото­рая обычно днем спит. При­ле­тела она к филину в гнездо, стала рас­спра­ши­вать (лету­чая мышь). Сидит лету­чая мышь в гнезде у филина, уте­шает его:

– Только ты мне друг, – гово­рит филин, – а все осталь­ные меня бросили.

Вдруг слы­шат они: хво­рост на тро­пинке тре­щит. Гля­нул филин, а это мед­ведь ему целую кор­зинку оре­хов при­во­лок (оре­шек).

– Лечись, – гово­рит, – Филя, ешь орехи, в них сила твоя.

Все звери в лесу уже слы­шали про болезнь филина, заспе­шили к нему, несут, кто что может. При­бе­жала лисичка: «Меня змея к тебе послала. Сама-то мед­ленно пол­зает, да и ста­рая очень. Вот и велела сухой малины тебе при­не­сти. Пей чай мали­но­вый, Филя, он очень помо­гает». А сама хво­стом вер­тит – не тер­пится ей поско­рее филина выле­чить (лисичка).

Тут и зай­чик подо­спел, мор­ковку принес:

– Ешь, Филя, в ней вита­ми­нов много! – А сам так и под­пры­ги­вает, смот­рит, как филин мор­ковку будет грызть.

Сле­дом за ним лоси при­мча­лись, яще­рицу на себе при­везли с дру­гого конца леса, чтобы она боль­ного осмот­рела. Она уже ста­рая была, но все звери у нее лечи­лись. Под­няла яще­рица хво­стик, боль­ного попри­вет­ство­вала (яще­рица), а потом коре­шок лечеб­ный дала.

Даже малень­кий пау­чок к филину при­бе­жал и стал его мухой уго­щать (пау­чок). И понял филин, как много у него насто­я­щих дру­зей в лесу. И даже стыдно ему стало, что столько зве­рей он побес­по­коил. А звери устро­или на поляне насто­я­щий пир в честь выздо­ров­ле­ния филина.

Мнемотаблица

mnemo

Музыкально-ритмический комплекс «Веселые путешественники»

Слова С. Михалкова

Музыка М. Старокадомского

Мы едем, едем, едем
В дале­кие края,
Хоро­шие соседи,
Счаст­ли­вые друзья.
Мы сол­ныш­ком согреты,
Мы вме­сте все живем,
И песенку об этом
Мы петь не устаем.
Стоя, пра­вая рука на мяче, – обход вокруг мяча по часо­вой стрелке.

Стоя, левая рука на мяче, – обход вокруг мяча про­тив часо­вой стрелки.

При­пев:

Кра­сота! Красота!
Мы везем
с собой кота,
Чижика,
Собаку,

Сидя на мяче, руки на поясе, делать при­топы ногами в ритм слов. Энер­гично отве­сти в сто­рону левую руку и ногу, затем при­ста­вить. То же сде­лать вправо.

Сидя на мяче, наклон впе­ред, пря­мые руки заве­сти за спину («птичка клюет»).

Петьку-
Забияку,
Обезьяну,
Попугая –
Вот ком­па­ния какая!
Вот ком­па­ния какая!
Спина пря­мая, руки согнуты в лок­тях, кисти перед гру­дью («лапки»).

Руки согнуты в лок­тях, кисти к пле­чам, топ­нуть пра­вой ногой, под­ни­мая и опус­кая локти.

Топ­нуть левой ногой. Широко раз­ве­сти ноги и руки в сто­роны. Руки к пле­чам, ноги вместе.

Выста­вить на пятку пра­вую ногу, пра­вую руку впе­ред ладо­шкой вверх: то же выпол­нить левой. В том же ритме пра­вую ногу и пра­вую руку на пояс: то же левой.

Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссо­риться не нужно,
И можно всех любить,
Ходьба с высо­ким под­ни­ма­нием бедра, руки с мячом вытя­нуты перед собой. Ходьба про­дол­жа­ется, руки под­няты над головой.
А если нас увидит
Иль встре­тит кто-нибудь,
Дру­зей он не обидит,
Он ска­жет: «Доб­рый путь!»
Обход мяча в полу­при­седе, при­дер­жи­вая мяч пра­вой рукой (по часо­вой стрелке). Обход мяча в полу­при­седе, при­дер­жи­вая мяч левой рукой (про­тив часо­вой стрелки).
При­пев
Мы вый­дем из вагона
На сол­неч­ный перрон,
И музыка с перрона
Ворвется к нам в вагон.
Мы ехали, мы пели
И с песен­кой смешной
Все вме­сте, как сумели,
При­е­хали домой.
Ходьба на нос­ках, руки с мячом вытя­нуты впе­ред.

Мяч над голо­вой, ходьба на носках.

Про­ка­ты­ва­ние мяча впе­ред и назад. Повто­рить прокатывание.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки