Игры на развитие памяти

Игры на развитие памяти

(3 голоса2.3 из 5)

Здрав­ствуйте, ува­жа­е­мые роди­тели! Все Вы, конечно, пони­ма­ете, насколько важно раз­ви­вать память буду­щему пер­во­класс­нику. Ведь от этого напря­мую зави­сит его успеш­ность не только в школе, но и в даль­ней­шей взрос­лой жизни. Хоро­шая память помо­жет успешно учиться в ВУЗе, карьер­ному продвижению.

Сего­дня мы дадим Вам неко­то­рые реко­мен­да­ции, кото­рые помо­гут укре­пить и раз­вить память ребёнка. Упраж­нять память не только можно, но и нужно. И лучше всего зани­маться этим целе­на­прав­ленно и начи­ная с ран­него возраста.

Сна­чала – немного тео­рии. Память – это свой­ство пси­хики вос­при­ни­мать, сохра­нять и вос­про­из­во­дить неко­то­рую инфор­ма­цию, кото­рая может иметь самую раз­ную форму и содер­жа­ние. Можно пом­нить ощу­ще­ния и образы, кото­рые мы полу­чаем бла­го­даря нашим орга­нам чувств: зре­нию, слуху, обо­ня­нию, вкусу, ося­за­нию. Можно пом­нить лучше дру­гих стихи и прозу, лица людей, даты, фами­лии, номера теле­фо­нов, дорогу. Память лежит в основе спо­соб­но­стей ребёнка, явля­ется усло­вием обу­че­ния, при­об­ре­те­ния зна­ний и уме­ний. Память может быть зри­тель­ной, слу­хо­вой, эмо­ци­о­наль­ной, дви­га­тель­ной. Тре­ни­руя память Вашего ребёнка, Вы, воз­можно, вос­пи­та­ете буду­щего поли­глота (от гре­че­ского «мно­го­языч­ный»). Но даже если Ваш малыш и не будет раз­го­ва­ри­вать на 19 язы­ках, как извест­ный рус­ский поэт Брю­сов, хорошо тре­ни­ро­ван­ная память, несо­мненно, помо­жет ему в учёбе.

Дети-дошколь­ники обла­дают уди­ви­тель­ной памя­тью. Мно­гие роди­тели с удив­ле­нием отме­чают, что их ребё­нок без лиш­них уси­лий может цити­ро­вать реклам­ные ролики или с точ­но­стью вос­про­из­во­дить диа­логи из муль­тика или бра­зиль­ского сери­ала. Однако роди­тели и учи­теля часто жалу­ются на плохую память ребёнка, осо­бенно в пер­вом классе. Пер­во­класс­ник часто не пом­нит, что задано на дом, что нужно при­не­сти из школь­ных при­над­леж­но­стей и т.д. Дело в том, что в пер­вом слу­чае тре­бу­ется про­из­воль­ное запо­ми­на­ние, а во вто­ром дей­ствует непро­из­воль­ное, осно­ван­ное на эмо­циях и инте­ресе. В тести­ро­ва­нии и кор­рек­ции памяти ребёнка нужно ори­ен­ти­ро­ваться на смыс­ло­вую память и пока­зы­вать ребёнку раз­лич­ные при­ёмы, кото­рые помо­гают лучше запоминать.

Актёры, заучи­ва­ю­щие наизусть мно­гие стра­ницы тек­ста роли, не имеют этого навыка от рож­де­ния, а при­об­ре­тают его бла­го­даря упраж­не­нию. Для ребёнка память – это основ­ной спо­соб позна­ния и при­вы­ка­ния к миру. Он запо­ми­нает язык и уже потом, встре­чая повто­ря­ю­щи­еся зву­ко­со­че­та­ния, учится соот­но­сить их с ситу­а­цией и таким обра­зом пости­гать зна­че­ние слов. Он запо­ми­нает пра­вила, пред­ло­же­ния, таб­лицу умно­же­ния, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – поль­зо­ваться меха­ни­че­ски, дове­ряя своей памяти.

Харак­терно, что у детей лучше сфор­ми­ро­вана память на эмо­ции и образы, чем на слова и сим­волы. Поэтому хорошо, если в обу­че­нии Вы будете исполь­зо­вать иллю­стра­ции, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у раз­ных детей может гла­вен­ство­вать либо зри­тель­ная, либо слу­хо­вая, либо мотор­ная память, в зави­си­мо­сти от этого будет более эффек­тив­ным то пока­зы­вать детям кар­тинки, то объ­яс­нять и дик­то­вать, то про­сить самого ребёнка обве­сти букву или вос­про­из­ве­сти изоб­ра­же­ние. Однако учтите, что 80% всей инфор­ма­ции чело­век полу­чает всё-таки бла­го­даря зре­нию и слуху.

А сей­час мы дадим Вам несколько игр и зада­ний, кото­рые Вы можете исполь­зо­вать для заня­тий по укреп­ле­нию и раз­ви­тию памяти ребёнка.

«Отга­дай-ка!»

Дидак­ти­че­ская игра для раз­ви­тия памяти, вни­ма­ния и речи. Можно играть как с груп­пой детей, так и с одним ребён­ком. Зада­ние состоит в том, что ребё­нок дол­жен по памяти выра­зи­тельно опи­сать какой-либо из нахо­дя­щихся в ком­нате пред­ме­тов, так, чтобы парт­нёры по игре уга­дали, что это. При этом нельзя смот­реть на этот пред­мет и назы­вать его. После того, как веду­щий объ­яс­нил пра­вила игры, а дети под­го­то­ви­лись к ней и выбрали свой пред­мет, водя­щий даёт в руки любому игроку каму­шек как при­гла­ше­ние к началу рас­сказа. Полу­чив­ший каму­шек рас­ска­зы­вает о зага­дан­ном пред­мете. Когда пред­мет отга­дан, каму­шек пере­да­ётся сле­ду­ю­щему игроку. Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока каж­дый из игра­ю­щих не при­ду­мает свою загадку.

Взрос­лый сле­дит за тем, чтобы назы­ва­лись суще­ствен­ные при­знаки, осталь­ные участ­ники имеют право зада­вать наво­дя­щие вопросы, однако надо дать воз­мож­ность водя­щему доста­точно полно опи­сать пред­мет. В конце игры можно раз­дать слад­кие призы.

«Вспомни фигуру».

Для этой увле­ка­тель­ной игры пона­до­бится 10–30 пало­чек (можно спи­чек или счёт­ных пало­чек). Играть лучше вдвоём. Веду­щий скла­ды­вает из пало­чек фигуру (домик, ёлочку, звёз­дочку), даёт рас­смот­реть и через 2–4 секунды закры­вает фигуру листом бумаги. Дру­гой участ­ник игры дол­жен за это корот­кое время запом­нить фигуру, а затем по памяти выло­жить её из пало­чек в точ­ном соот­вет­ствии с образ­цом. По окон­ча­нии игры фигуры све­ря­ются, если есть рас­хож­де­ния, исправ­ля­ются. Если палочка про­пу­щена или поло­жена непра­вильно – это счи­та­ется ошиб­кой. Зада­ние можно услож­нить, пред­ло­жив выло­жить сразу несколько фигу­рок или сокра­тив время запо­ми­на­ния до 1–2 секунд. Не рас­стра­и­вай­тесь, если ребё­нок не сумеет с пер­вого раза пра­вильно выло­жить фигурку – это очень слож­ное задание.

«Игрушки-непо­седы».

На столе рас­став­ля­ются в любом порядке 10 игру­шек или пред­ме­тов. Попро­сите ребёнка вни­ма­тельно посмот­реть на них в тече­ние 10–20 секунд, а затем отвер­нуться. Вы в это время пере­став­ля­ете игрушки в дру­гом порядке, можно даже убрать 1–2 игрушки, и после этого пред­ло­жите ребёнку рас­ста­вить всё, как было раньше. Если он вспом­нил 6 и меньше пред­ме­тов, нужно ещё поупраж­нять память и вни­ма­ние, если вспом­нил 7 или больше – пре­крас­ный резуль­тат! Если хотите, и Вы поучаст­вуйте в этой игре, пусть ребё­нок про­ве­рит Вашу память и внимание.

«Вме­сти­тель­ный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – ком­па­нией из 3–5 чело­век. Взрос­лый начи­нает игру вот такой фра­зой: «Бабушка укла­ды­вает в свой чемо­дан… рас­чёску», сле­ду­ю­щий игрок дол­жен повто­рить уже ска­зан­ное, доба­вив сле­ду­ю­щий пред­мет: «Бабушка укла­ды­вает в свой чемо­дан рас­чёску и… тапочки» и т.д. Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока ряд пред­ме­тов, укла­ды­ва­е­мых в бабуш­кин чемо­дан, не ста­но­вится таким длин­ным, что его уже нельзя вос­про­из­ве­сти. У детей это может быть 18–20 пред­ме­тов. Если кто-то в про­цессе игры забы­вает один из пред­ме­тов, ему вру­ча­ется фант и даётся зада­ние (нари­со­вать бабушку, посчи­тать все рас­чёски и тапочки в доме и т.д.).

Упраж­не­ния для раз­ви­тия лите­ра­тур­ной памяти. 

Очень полезно для раз­ви­тия памяти ребёнка читать ему (и вме­сте с ним) стихи. Это заня­тие не может быть лиш­ним ни в каком воз­расте и, помимо обще­раз­ви­ва­ю­щего эффекта, помо­гает при­вить ребёнку лите­ра­тур­ный вкус и спо­соб­ствует эмо­ци­о­наль­ному сбли­же­нию чле­нов семьи. Начи­нать сле­дует со сти­хов хоро­шего ритма и яркого содер­жа­ния, если же Вы пред­по­чи­та­ете пере­воды, то пусть это будут клас­си­че­ские образцы – про­из­ве­де­ния С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начи­найте с чет­ве­ро­сти­ший, посте­пенно уве­ли­чи­вая объём сти­хо­твор­ного тек­ста, кото­рый нужно запом­нить и про­чи­тать наизусть. Ста­рай­тесь читать текст не торо­пясь и выра­зи­тельно, при­учая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребён­ком цель – запом­нить сти­хо­тво­ре­ние с чет­вёр­того (тре­тьего, вто­рого) раза. Поощ­ряйте инте­рес ребёнка к чте­нию – поку­пайте яркие, кра­соч­ные, содер­жа­тель­ные и увле­ка­тель­ные книги. Можно устро­ить кон­курс юных чте­цов, при­гла­сив дру­зей Вашего ребёнка, при­зами могут быть книги или лакомства.

«Двер­ная скважина».

Эта игра пред­на­зна­чена для раз­ви­тия зри­тель­ной памяти и про­стран­ствен­ного мыш­ле­ния. Для игры необ­хо­димо под­го­то­вить неболь­шую яркую и подроб­ную кар­тинку и лист бумаги, при­мерно в 4 раза пре­вос­хо­дя­щий по пло­щади раз­мер кар­тинки. В сере­дине этого листа выре­за­ется отвер­стие в форме двер­ной сква­жины. Кар­тинку до начала игры не дол­жен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего груп­пой в 4–5 чело­век. Веду­щий при­кры­вает кар­тинку листом с «двер­ной сква­жи­ной» и кла­дёт её перед игра­ю­щими. Рас­смат­ри­вать кар­тинку можно только через выре­зан­ную «двер­ную сква­жину», посте­пенно пере­дви­гая верх­ний лист, но не под­ни­мая его. Все рас­смат­ри­вают кар­тинку одно­вре­менно, но каж­дый водит верх­ним листом по кар­тинке в тече­ние минуты. Затем веду­щий пред­ла­гает, чтобы кто-нибудь рас­ска­зал, что изоб­ра­жено на кар­тинке, осталь­ные исправ­ляют и допол­няют его. В конце игры кар­тинка откры­ва­ется, и веду­щий объ­яв­ляет побе­ди­теля, кото­рый рас­ска­зал наи­бо­лее пра­вильно и подробно. Этот игрок и сме­няет веду­щего. Начи­на­ется рас­смат­ри­ва­ние дру­гой картинки.

Ста­тью под­го­то­вила завуч по учеб­ной части школы «ЛУЧиК» Ива­нова Е.В. (по мате­ри­а­лам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки