<span class=bg_bpub_book_author>Мария Чугрова</span> <br>Как поддержать ребенка, находящегося в тяжёлом эмоциональном состоянии?

Мария Чугрова
Как поддержать ребенка, находящегося в тяжёлом эмоциональном состоянии?

(7 голосов4.9 из 5)

Эмоции – неотъемлемая часть жизни каждого. С их помощью человек понимает и выражает свое оценочно-личностное отношение к миру и к себе в этом мире. Эмоции имеют свою полярность. Их можно объединить в пары противоположностей по признаку «приятно/неприятно» (радость – грусть, интерес – скука, гордость – стыд и т.д.).

Кроме этого, эмоции различаются своей интенсивностью. Это характеристика, указывающая на силу протекающего эмоционального процесса. Чем сильнее переживание, тем интенсивнее эмоция и тем сложнее человеку с ней совладать. Чрезмерно интенсивная неприятная эмоция и приводит в тяжелое эмоциональное состояние. К таким состояниям можно отнести печаль, гнев, панику, тревогу и пр.

Контроль и управление собственными эмоциями – это навык, который формируется постепенно с взрослением ребенка. Поначалу поведение и мысли детей раннего и младшего дошкольного возраста полностью подчинены эмоциям. Поэтому любое незначительное для взрослого событие может привести ребенка в сильное эмоциональное возбуждение (внезапный взрыв смеха от увиденной игрушки или рыдания по поводу лопнувшего шарика). Родителям кажется, что это пустяки, а дети в данных ситуациях могут быть поглощены сильной эмоцией и они не в силах с ней справиться.

Поддержите ребенка, назовите эмоцию, которую, как вам кажется, он испытывает. Не обесценивайте это чувство, а выразите свое понимание и постарайтесь перевезти активность ребенка на рассказ о том, что он чувствует. Проговаривание поможет снять сильное возбуждение и снизить интенсивность переживания.

Дети обучаются контролю эмоций на моделях поведения взрослых. Чем разнообразнее будет опыт наблюдения за тем, как разные люди справляются с чувствами, охватившими их, тем проще ребенку самому будет брать свои эмоции под контроль и переживать тяжелые состояния. Когда вы читаете вместе или смотрите художественный/мультипликационный фильм, обращайте внимание ребенка на чувства героев и их действия в связи с ними. Обсудите, как герой выражает ту или иную эмоцию, насколько это безопасно для него и окружающих. Спросите, какие еще действия могли бы помочь герою справиться с этой эмоцией. Поделитесь своим опытом проживания этой эмоции. Однако будьте искренни: дети наблюдательны и сразу заметят, если вы на самом деле в гневе проявляете одну модель поведения, а при рассказе о пережитом гневе говорите совсем о другом.

Усвоение моделей проживания эмоций происходит постепенно. И важно отметить, что когда интенсивность эмоции слишком сильна, ребенок откатывается на более ранние модели поведения.

Например, когда ребенок сердился, сначала топал ногами, кричал и разбрасывал игрушки. Потом усвоил модель рвать ненужную бумагу, а затем обнаружил, что рисование каракуль тоже помогает успокоиться. Но когда ребенок столкнулся с чрезмерно сильным гневом, вновь стал топать ногами, кричать и разбрасывать игрушки. В этом случае ребенок очень нуждается в поддержке. Обнимите его или возьмите на руки, погладьте. Тактильный контакт хорошо успокаивает. Объятия, прикосновения и поцелуи помогают ребенку почувствовать себя защищенным.

Когда эмоция отпустит, мягко, сочувственно скажите, что понимаете, как ему тяжело, но все-таки не стоит разрушать все вокруг. И если в следующий раз при вспышке гнева он сможет сдержаться от крика, топаний или разбрасывания вещей, отметьте это и похвалите его.

Когда ребенок находится в тяжелом эмоциональном состоянии, главная задача родителей – самим не поддаться чувствам через эмоциональное заражение, сохранять и поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в доме. Это кажется очевидным, но в моменте эмоционального напряжения сделать так непросто. Убедитесь, что вы спокойны, приведите дыхание в медленный ритм, посчитайте до 10, неспешно выдыхая. Если чувствуете напряжение, выплесните его на какую-нибудь деятельность (помойте посуду, походите по дому, пропойте несколько строк любимой песни и пр.), и в спокойном состоянии вернитесь к ребенку. Спокойствие, уверенность и доброжелательность взрослого помогут ребенку быстрее прийти в себя.

В зависимости от характера и типа личности, одним детям в тяжелом эмоциональном состоянии необходимо присутствие близкого человека, другим нужно некоторое время побыть в одиночестве в безопасном месте (например, в своей комнате). Если ребенок ушел в комнату, дайте ему время побыть одному, не торопитесь заходить и начинать разговор о том, что он чувствует. Будьте рядом и будьте готовы прийти по его зову, внимательно выслушать, проявить сочувствие и не осуждать за эмоциональный всплеск.

Говорить о захватившей эмоции ребенку не просто. Начните с называния эмоции, спросите, на что она похожа и насколько сильная (большая, тяжелая). Обратите внимание ребенка на телесные ощущения: где эта эмоция может находиться в теле, и что в этой части тела ребенок ощущает. Когда ребенок находит конкретное возбуждение в определенной части тела, его сознание переключается от эмоционального переживания к задаче расслабления излишнего возбуждения. Предложите несколько вариантов, которые помогут разрядить это излишнее возбуждение. Это могут быть дыхательные или физические упражнения.

Хорошо, если у ребенка есть любимое дело, хобби, которое приносит радость. Это может быть спорт или творчество. Активная деятельность способствует снятию излишнего эмоционального и телесного напряжения, дает удовольствие от процесса и результата. Контакт с природой, прогулка в парке, уход за животными или посещение контактного зоопарка, также помогает гармонизации эмоционального состояния.

Когда интенсивность эмоции спала, важно обсудить прожитое тяжелое состояние. Говорите об этом с ребенком бережно и без осуждения. Ваша задача – не ввести его в еще более тяжелое чувство вины, а понять истинную причину, вызвавшую такое состояние. Проработка, обсуждение этой причины станет профилактикой рецидивов тяжелого эмоционального состояния.

Таким образом, поддержать ребенка, находящегося в тяжёлом эмоциональном состоянии, родителям помогут спокойствие, внимательность и сочувствие, тактильные контакты, проговаривание переживаемых эмоций, обращение к его телесным ощущениям, примеры моделей безопасного проживания сильных эмоций и последующее выявление истинной причины такого состояния.

Комментировать