<span class=bg_bpub_book_author>Марина Петрачкова</span> <br>Кино как воспитатель души: Какие российские фильмы помогут подросткам выбрать правильные ориентиры?

Марина Петрачкова
Кино как воспитатель души: Какие российские фильмы помогут подросткам выбрать правильные ориентиры?

(7 голосов4.1 из 5)

Мир меняется, ценности размываются, а на смену живым примерам приходят виртуальные кумиры. Подростковый возраст – это поиск ориентиров, испытание границ, формирование мировоззрения. Это время, когда человек решает, каким он хочет быть: сильным или слабым, добрым или равнодушным, человеком долга или комфорта. В этом непростом процессе искусство, а особенно кино, может сыграть роль наставника. Через образы, через судьбы героев, через эмоциональные переживания фильм закладывает в сердце тинейджера зерно сострадания, учит дружбе и самопожертвованию.

Воспитание подростков — задача сложная и ответственная. Ведь современный мир наполнен большим количеством информации, которая зачастую противоречива и хаотична. В этих условиях особенно важны фильмы, способные показать им яркие примеры нравственности, дружбы, добра и жертвенности.

Подростки, пожалуй, самая взыскательная и трудная аудитория. В этом возрасте формируется мироощущение, идёт поиск идеалов, бунт против авторитетов. Кино для юношества должно говорить на понятном языке, не впадая в менторство, и одновременно затрагивать глубокие темы: честь, выбор жизненного пути, цена поступков. В новейшем российском кино есть ленты, которые будят в сердцах старших ребят совесть, чувство патриотизма, стремление к справедливости. Некоторые из этих фильмов стали событием и вызвали резонанс как среди критиков, так и в педагогической среде.

Эти фильмы – не просто развлечение, а зеркала, в которых подросток может увидеть себя, своих друзей, свои страхи и надежды. Давайте рассмотрим примеры, которые могут помочь подросткам задуматься о нравственном выборе.

Буллинг и моральный выбор

Несмотря на год создания – 1983 фильм «Чучело» (реж. Ролан Быков) остаётся невероятно актуальным и для современных подростков. Шестиклассница Лена Бессольцева приезжает учиться в провинциальную школу. Она добрая, наивная и искренне тянется к одноклассникам, но становится объектом беспощадной травли. Ребята прозвали её «чучелом» за неказистую внешность и чужеродность. Когда случается неприятность – кто-то выдает секрет класса – Лена, из дружбы, берёт вину на себя, чтобы спасти любимого мальчика Диму от буллинга. Но тот, кого она выручила, из страха поддерживает общую ненависть против Лены. И так вчерашние друзья превращаются в толпу, которая гоняется за Леной, бьёт её, морально издевается. Девочку объявляют предательницей, хотя на самом деле она совершила благородный поступок – приняла чужую вину и тем самым пожертвовала своей репутацией во имя дружбы. В финале Лена прощает своих мучителей и уезжает вместе с дедом из города, так и не раскрыв правды о настоящем виновнике. Покинув класс, она оставляет «на прощание» своим обидчикам лишь страшную тишину их совести.

Влияние этого знакового фильма о школьной жестокости и моральном выборе на несколько поколений подростков трудно переоценить. Картина шокировала зрителей правдивостью: показано, как обычные дети могут стать жестокими и трусливыми под влиянием толпы. В советское время фильм встретили скандалом – учителя писали гневные письма, требуя запретить «это безобразие», утверждая, что «советские дети – не фашисты». Однако время доказало, что режиссёр Быков поднял важнейшую нравственную проблему, и фильм стал классикой воспитания гуманности. Центральный образ – Лена, которая безвинно страдает и прощает – был осмыслен многими как христианский. На православном портале (Православие.Ru) есть интересная статья «Чучело» всепрощающее. Евангельские мотивы в фильме Ролана Быкова» (автор Максим Васюнов), где говорится о том, что режиссёр, сам того не планируя, создал фильм «о гонении, распятии и вознесении»: девочка взяла на себя чужую вину и, пройдя через издевательства, духовно возвысилась, проявив всепрощение.

Священники прямо говорят, что «Чучело» напрямую касается христианской нравственности. Не случайно этот фильм до сих пор показывают на уроках литературы, обсуждают на классных часах о травле (буллинге). Педагоги и психологи считают его мощнейшим средством для обсуждения с подростками темы жестокости и сочувствия.

Главный урок фильма – имей мужество оставаться добрым, даже если вокруг царит зло. Фильм учит подростков тому, насколько ужасно предательство и как важно не идти на поводу у толпы. Он не даёт прямых наставлений, но через шок и катарсис пробуждает в зрителях сострадание и стыд. Многих ребят фильм заставил задуматься: а как бы я поступил? Поддержал бы толпу или защитил бы «чучело»? Эти вопросы – и есть начало формирования личной нравственной позиции.

Подвиг ради спасения других

Современная остросюжетная драма «Огонь» (2020, реж. Алексей Нужный) о подвиге пожарных-спасателей – это фильм о героизме и жертвенности обыкновенных людей. В глухой тайге вспыхивает мощный лесной пожар, угрожающий близлежащим деревням. Группа опытных пожарных во главе с отважным командиром (Константин Хабенский) и команда молодых новобранцев отправляются в эпицентр огня на тушение. Среди них – главный герой Алексей, новичок, пришедший в профессию ради впечатлений, и девушка-спасатель Катя. Поначалу ребята легкомысленно относятся к опасности, но когда огненная стихия выходит из-под контроля, начинается настоящий бой за жизнь людей. Спасатели эвакуируют жителей деревни, в том числе детей, попадают в огненное кольцо, теряют связь. Командир отказывается бросать людей, даже когда шансов почти нет. В кульминации герои оказываются отрезаны пожаром на башне. Чтобы спасти отряд и жителей, командир принимает самоотверженное решение – отвлечь огонь ценой собственной жизни. Финал драматичен и светел одновременно: люди спасены, ценой гибели лучшего из спасателей, и Алексей, и другие молодые герои навсегда меняются, осознав цену подвига. Фильм завершается кадрами посвящения реальным пожарным, защищающим нас.

Фильм-катастрофа смотрится на одном дыхании. Для юношеской аудитории эта лента ценна тем, что очень честно показывает цену мужества. Нет красивых супергероев – есть обычные парни и девушки, которые в экстремальной ситуации проявляют лучшие человеческие качества: взаимовыручку, смелость, готовность пожертвовать собой ради спасения других. «Огонь» учит милосердию и самоотверженности. Христос говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). В фильме командир именно это и делает – жертвует своей жизнью ради товарищей. Подросток, может, и не сформулирует сразу, но почувствует: в этом и есть высшее проявление человеческого духа. Образ командира – современного героя с огромным сердцем – становится моральным ориентиром. Картина также подчёркивает ценность командной работы, взаимного доверия. В начале новички были разобщены, думали о личном, а перед лицом беды сплотились, стали семьёй.

Почему подросткам важно это увидеть?

✔ Настоящий героизм – это не громкие слова, а поступки; это не пафос, а нравственный выбор.

✔ Дружба и взаимовыручка делают человека сильнее. Фильм учит командной работе, ответственности друг за друга.

✔ Ценность жизни измеряется не комфортом, а тем, что мы сделали для других. Эта реальная история пробуждает уважение к людям, которые спасают жизни.

Подросток после такого фильма уже не сможет сказать: «А мне всё равно». Ведь кинокартина заставляет задуматься о тех, кто ежедневно рискует ради нас и учит тому, как важно не быть равнодушным.

Трудности и несгибаемая воля

Историко-спортивная драма «Движение вверх» (2017, реж. Антон Мегердичев) основана на реальных событиях – олимпийская победа советской сборной по баскетболу в 1972 году. Фильм рассказывает о пути команды к легендарному финалу с непобедимой сборной США. Тренер Гармин (прототип – Владимир Кондрашин) собирает команду из разных игроков, преодолевает сопротивление спортивных чиновников и скептиков. Баскетболисты проходят через разногласия, поражения и личные драмы: у одного из игроков больной ребёнок, у другого конфликт с тренером, третий никак не усвоит командную игру. Постепенно команда сплачивается, преодолевая собственное эго, и становится единой силой. Кульминация – финальный матч в Мюнхене, где за 3 секунды до конца наши отстают, но чудом вырывают победу с разницей в одно очко. Этот драматичный матч, вошедший в историю, показан напряжённо и торжественно: последние секунды, бросок Белова – и сирена фиксирует победу СССР. Спортсмены и их тренер принесли стране золотые медали.

Но не просто спортивный фильм. «Движение вверх» – про настоящую дружбу, про любовь, профессионализм. Про людей, готовых поставить на кон всё и победить, про патриотизм без пафоса. Здесь любовь к Родине проявляется не в лозунгах, а в упорном труде, в преодолении себя, в чувстве локтя в команде. Герои выигрывают не только благодаря мастерству, но и потому что каждый готов отдать все силы ради общей победы. Фильм показывает, как сплочённость, дружба и доверие могут совершить невозможное чудо – это отличный урок для подростков, часто склонных к индивидуализму.

Что подросток может вынести из фильма?

✔ Великие достижения – это результат труда, а не случайности.

✔ Настоящая команда – это когда ты готов отдать всё ради общего дела.

✔ Патриотизм – это не красивые слова, а поступки. Фильм пробуждает гордость за свою страну, но без пафоса.

Остросоциальные драмы, настоящие подвиги, спортивные победы. Такие фильмы помогают молодым людям сформировать гражданские и нравственные ориентиры. Кинематограф языком образов прививает то, что сложно внушить нотациями – чувство эмпатии, стремление к справедливости, уважение к духовным ценностям.

 

Комментировать