В чем польза шахмат для ребенка?

В чем польза шахмат для ребенка?

(3 голоса5.0 из 5)

Для про­фес­си­о­наль­ного успеха в совре­мен­ном мире необ­хо­димы гиб­кость мыш­ле­ния, готов­ность идти на риск, уме­ние ори­ен­ти­ро­ваться в меня­ю­щейся обста­новке. Ничто не раз­ви­вает эти каче­ства так, как шахматы. 

Школь­ник может научиться этой игре дома, в учре­жде­нии допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния, на факуль­та­тиве. Заня­тия осо­бенно про­дук­тивны, когда начи­на­ются с пер­вых шагов в началь­ной школе.

Об особенностях
младшего школьного возраста

Пси­хо­логи, кото­рые рабо­тают с млад­шими школь­ни­ками, нередко отме­чают, что не все дети, кото­рые окан­чи­вают млад­шую школу, умеют само­сто­я­тельно мыс­лить. При­чем речь идет не только об отста­ю­щих уче­ни­ках, но и хорошо успевающих.

А между тем иссле­до­ва­ния спе­ци­а­ли­стов пока­зали, что все дети этого воз­раста обла­дают боль­шими резер­вами умствен­ного раз­ви­тия, кото­рые можно про­бу­дить, но кото­рые часто так и оста­ются дремлющими.

На пер­вый взгляд может пока­заться, что уро­вень раз­ви­тия мыш­ле­ния ребенка можно опре­де­лить по его учеб­ной успе­ва­е­мо­сти: если школь­ник хорошо учится — он раз­вит хорошо, если плохо — необ­хо­димо искать при­чины этого в «недо­раз­ви­то­сти» его мышления.

Однако, как пра­вило, дело обстоит совсем не так: в основе учеб­ных успе­хов млад­шего школь­ника часто лежат при­ле­жа­ние и хорошо раз­ви­тая память, а не мышление.

Среди детей с пло­хой успе­ва­е­мо­стью нередко бывают раз­ви­тые ребята, кото­рым по какой‑то при­чине про­сто «не хочется» хорошо учиться в школе, быть усерд­ными, при­леж­ными и аккуратными.

Вообще, млад­ший школь­ный воз­раст — это этап наи­бо­лее актив­ного раз­ви­тия у чело­века именно мыш­ле­ния, а не вос­при­я­тия, памяти, речи и т. д. Именно в это время у детей фор­ми­ру­ется внут­рен­няя интел­лек­ту­аль­ная дея­тель­ность, они начи­нают рабо­тать «в уме».

Надо отме­тить, что для интел­лек­ту­ально раз­ви­того взрос­лого мно­гое в его спо­собе дей­ствия пред­став­ля­ется оче­вид­ным, само собой разу­ме­ю­щимся, напри­мер, спо­соб­ность дей­ство­вать в уме, пред­став­лять какую‑то отсут­ству­ю­щую ситу­а­цию, про­гно­зи­ро­вать ее раз­ви­тие и т. п. Иначе обстоит дело с ребенком.

Для ребенка раз­ви­тие спо­соб­но­сти дей­ство­вать «в уме» состав­ляет стер­жень его умствен­ного раз­ви­тия в воз­расте при­мерно от семи до десяти-две­на­дцати лет. В пси­хо­ло­гии этот про­цесс полу­чил назва­ние «фор­ми­ро­ва­ние внут­рен­него плана действия».

Выде­ляют пять эта­пов фор­ми­ро­ва­ния у детей этого внут­рен­него плана действия.

На пер­вом этапе дети не только не могут решать задачи «в уме», но им не под силу даже вос­про­из­ве­сти на сло­вах уже най­ден­ное само­сто­я­тельно или под­ска­зан­ное взрос­лыми реше­ние какой‑то задачки.

Абстракт­ное, логи­че­ское мыш­ле­ние у такого ребенка почти не раз­вито. Он ори­ен­ти­ру­ется в окру­жа­ю­щем пред­мет­ном мире, опи­ра­ясь, глав­ным обра­зом, на инту­и­цию или метод «проб и ошибок».

На вто­ром этапе дети бывают в состо­я­нии решать задачу только с пред­ме­тами, однако затем они могут рас­ска­зать, как нашли реше­ние. На тре­тьем этапе они уже спо­собны мани­пу­ли­ро­вать пред­став­ле­ни­ями — решают сло­весно постав­лен­ные задачи, но самые про­стые и весьма несовершенно.

Чет­вер­тый этап харак­те­ри­зу­ется тем, что ребята решают задачи в уме. Най­ден­ное путем «проб и оши­бок» реше­ние они в даль­ней­шем кла­дут в основу плана дей­ствий при реше­нии ана­ло­гич­ной задачи, то есть ищут его не всле­пую, а осмыс­ленно, про­яв­ляют черты раци­о­наль­ного, логи­че­ского подхода.

Тот же, кто достиг в своем интел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии пятого этапа, дей­ствует уже не мето­дом «проб и оши­бок», а вполне осо­знанно ана­ли­зи­рует струк­туру задачи и, опи­ра­ясь на этот ана­лиз, строит план действий.

Более того, ребе­нок на этом этапе фор­му­ли­рует основ­ной прин­цип, кото­рому он сле­дует в дости­же­нии цели.

Надо особо отме­тить, что в про­цессе обу­че­ния в школе далеко не все уча­щи­еся дости­гают выс­ших сту­пе­ней раз­ви­тия спо­соб­но­сти дей­ство­вать «в уме». 

Из остав­шихся вырас­тают взрос­лые, не спо­соб­ные про­счи­ты­вать воз­мож­ные послед­ствия своих дей­ствий, про­гно­зи­ро­вать воз­мож­ный исход той или иной жиз­нен­ной ситуации.

Обычно эти люди само­уве­ренно про­воз­гла­шают: «Да что тут думать, рас­суж­дать, и так все ясно! Нач­нем делать, а там посмотрим…»

Ярким пред­ста­ви­те­лем людей этого рода был дядюшка Под­жер — один из героев юмо­ри­сти­че­ской пове­сти Дж. Дже­рома «Трое в лодке, не счи­тая собаки».

В этой пове­сти есть сцена, когда, решив пове­сить кар­тину, он взял ее, встал на стул, повер­нулся к стене и лишь после этого стал, нисколько не сму­ща­ясь, тре­бо­вать, чтобы ему при­несли моло­ток, гвозди, дер­жали стул, упре­кая при этом домаш­них в бес­чув­ствии и неже­ла­нии ему помочь.

0d7a7851 - В чем польза шахмат для ребенка?

Шахматы

Так как же испра­вить поло­же­ние? Как уве­ли­чить число детей (а сле­до­ва­тельно, и взрос­лых), дости­га­ю­щих нуж­ного уровня интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия? Один из путей — обу­че­ние игре в шахматы.

Обу­чая ребенка игре в шах­маты, помимо кон­крет­ной цели взрос­лые доби­ва­ются и более зна­чи­тель­ного резуль­тата — у него фор­ми­ру­ется спо­соб­ность к дей­ствию «в уме».

В шах­мат­ной игре есте­ствен­ным обра­зом осу­ществ­ля­ется пере­ход от дей­ствий с пред­ме­тами, шах­мат­ными фигу­рами, к дей­ствиям с пред­став­ле­ни­ями об этих пред­ме­тах, то есть во внут­рен­нем плане. 

Новая спо­соб­ность, сфор­ми­ро­вав­шись в игре, пере­но­сится на иные сферы дея­тель­но­сти ребенка. 

Начав, к при­меру, решать вста­ю­щие в про­цессе шах­мат­ной игры задачи в плане мани­пу­ля­ции пред­став­ле­ни­ями, он далее в этом же плане решает и дру­гие задачи, поскольку сама эта спо­соб­ность имеет общий характер.

Далее, в раз­ви­тии этой спо­соб­но­сти можно выстро­ить задачи самой раз­лич­ной слож­но­сти — от двух ходов одной фигуры до трех, четы­рех ходов, с под­клю­че­нием дру­гих фигур.

Тех­ника и уме­ние мани­пу­ли­ро­вать в плане пред­став­ле­ний креп­нет и совер­шен­ству­ется у млад­ших школь­ни­ков в про­цессе шах­мат­ной игры. У более стар­ших детей этот вид спорта раз­ви­вает навыки быст­рого ана­лиза ситу­а­ции, логи­че­ского мыш­ле­ния, уме­ния про­счи­ты­вать риски.

Именно в шах­ма­тах скла­ды­ва­ются про­из­воль­ные формы пове­де­ния, про­ис­хо­дит раз­ви­тие выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций: вни­ма­ния, вос­при­я­тия, памяти, мыш­ле­ния. В игро­вой дея­тель­но­сти ребенка закла­ды­ва­ются черты харак­тера буду­щей личности.

Кроме того, для дошколь­ника шах­маты высту­пают в каче­стве эффек­тив­ного сред­ства раз­ви­тия наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния — основ­ной формы мыш­ле­ния для этого возраста.

Именно поэтому игра в шах­маты может стать для дошколь­ника зало­гом пол­но­цен­ного умствен­ного раз­ви­тия. Тре­бу­ется лишь одно малень­кое обсто­я­тель­ство: ребе­нок дол­жен играть не по обя­зан­но­сти, а по соб­ствен­ному желанию.

Н.А. Пастер­нак
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №1 (63) 2015 г.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки