Для профессионального успеха в современном мире необходимы гибкость мышления, готовность идти на риск, умение ориентироваться в меняющейся обстановке. Ничто не развивает эти качества так, как шахматы.
Школьник может научиться этой игре дома, в учреждении дополнительного образования, на факультативе. Занятия особенно продуктивны, когда начинаются с первых шагов в начальной школе.
Об особенностях
младшего школьного возраста
Психологи, которые работают с младшими школьниками, нередко отмечают, что не все дети, которые оканчивают младшую школу, умеют самостоятельно мыслить. Причем речь идет не только об отстающих учениках, но и хорошо успевающих.
А между тем исследования специалистов показали, что все дети этого возраста обладают большими резервами умственного развития, которые можно пробудить, но которые часто так и остаются дремлющими.
На первый взгляд может показаться, что уровень развития мышления ребенка можно определить по его учебной успеваемости: если школьник хорошо учится — он развит хорошо, если плохо — необходимо искать причины этого в «недоразвитости» его мышления.
Однако, как правило, дело обстоит совсем не так: в основе учебных успехов младшего школьника часто лежат прилежание и хорошо развитая память, а не мышление.
Среди детей с плохой успеваемостью нередко бывают развитые ребята, которым по какой‑то причине просто «не хочется» хорошо учиться в школе, быть усердными, прилежными и аккуратными.
Вообще, младший школьный возраст — это этап наиболее активного развития у человека именно мышления, а не восприятия, памяти, речи и т. д. Именно в это время у детей формируется внутренняя интеллектуальная деятельность, они начинают работать «в уме».
Надо отметить, что для интеллектуально развитого взрослого многое в его способе действия представляется очевидным, само собой разумеющимся, например, способность действовать в уме, представлять какую‑то отсутствующую ситуацию, прогнозировать ее развитие и т. п. Иначе обстоит дело с ребенком.
Для ребенка развитие способности действовать «в уме» составляет стержень его умственного развития в возрасте примерно от семи до десяти-двенадцати лет. В психологии этот процесс получил название «формирование внутреннего плана действия».
Выделяют пять этапов формирования у детей этого внутреннего плана действия.
На первом этапе дети не только не могут решать задачи «в уме», но им не под силу даже воспроизвести на словах уже найденное самостоятельно или подсказанное взрослыми решение какой‑то задачки.
Абстрактное, логическое мышление у такого ребенка почти не развито. Он ориентируется в окружающем предметном мире, опираясь, главным образом, на интуицию или метод «проб и ошибок».
На втором этапе дети бывают в состоянии решать задачу только с предметами, однако затем они могут рассказать, как нашли решение. На третьем этапе они уже способны манипулировать представлениями — решают словесно поставленные задачи, но самые простые и весьма несовершенно.
Четвертый этап характеризуется тем, что ребята решают задачи в уме. Найденное путем «проб и ошибок» решение они в дальнейшем кладут в основу плана действий при решении аналогичной задачи, то есть ищут его не вслепую, а осмысленно, проявляют черты рационального, логического подхода.
Тот же, кто достиг в своем интеллектуальном развитии пятого этапа, действует уже не методом «проб и ошибок», а вполне осознанно анализирует структуру задачи и, опираясь на этот анализ, строит план действий.
Более того, ребенок на этом этапе формулирует основной принцип, которому он следует в достижении цели.
Надо особо отметить, что в процессе обучения в школе далеко не все учащиеся достигают высших ступеней развития способности действовать «в уме».
Из оставшихся вырастают взрослые, не способные просчитывать возможные последствия своих действий, прогнозировать возможный исход той или иной жизненной ситуации.
Обычно эти люди самоуверенно провозглашают: «Да что тут думать, рассуждать, и так все ясно! Начнем делать, а там посмотрим…»
Ярким представителем людей этого рода был дядюшка Поджер — один из героев юмористической повести Дж. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».
В этой повести есть сцена, когда, решив повесить картину, он взял ее, встал на стул, повернулся к стене и лишь после этого стал, нисколько не смущаясь, требовать, чтобы ему принесли молоток, гвозди, держали стул, упрекая при этом домашних в бесчувствии и нежелании ему помочь.
Так как же исправить положение? Как увеличить число детей (а следовательно, и взрослых), достигающих нужного уровня интеллектуального развития? Один из путей — обучение игре в шахматы.
Обучая ребенка игре в шахматы, помимо конкретной цели взрослые добиваются и более значительного результата — у него формируется способность к действию «в уме».
В шахматной игре естественным образом осуществляется переход от действий с предметами, шахматными фигурами, к действиям с представлениями об этих предметах, то есть во внутреннем плане.
Новая способность, сформировавшись в игре, переносится на иные сферы деятельности ребенка.
Начав, к примеру, решать встающие в процессе шахматной игры задачи в плане манипуляции представлениями, он далее в этом же плане решает и другие задачи, поскольку сама эта способность имеет общий характер.
Далее, в развитии этой способности можно выстроить задачи самой различной сложности — от двух ходов одной фигуры до трех, четырех ходов, с подключением других фигур.
Техника и умение манипулировать в плане представлений крепнет и совершенствуется у младших школьников в процессе шахматной игры. У более старших детей этот вид спорта развивает навыки быстрого анализа ситуации, логического мышления, умения просчитывать риски.
Именно в шахматах складываются произвольные формы поведения, происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. В игровой деятельности ребенка закладываются черты характера будущей личности.
Кроме того, для дошкольника шахматы выступают в качестве эффективного средства развития наглядно-действенного мышления — основной формы мышления для этого возраста.
Именно поэтому игра в шахматы может стать для дошкольника залогом полноценного умственного развития. Требуется лишь одно маленькое обстоятельство: ребенок должен играть не по обязанности, а по собственному желанию.
Н.А. Пастернак
Журнал для родителей «Виноград», №1 (63) 2015 г.
Комментировать