Наши дети учатся целомудрию у нас…

Наши дети учатся целомудрию у нас…

(6 голосов4.3 из 5)

Цело­муд­рен­ный чело­век – это чело­век гар­мо­нич­ный и непо­вре­жден­ный, это чело­век Божий, такими были пер­вые люди до гре­хо­па­де­ния. К такой целост­но­сти должны стре­миться и мы, и своим при­ме­ром зало­жить такое же направ­ле­ние своей жизни в наших детях.

Все веру­ю­щие роди­тели хотят, чтобы их дети были счаст­ливы, чтобы про­жили они всю свою жизнь с Богом, чтобы создали цело­муд­рен­ные, друж­ные семьи, чтобы тру­ди­лись во славу Божию, вос­пи­ты­вали детей своих в пра­во­слав­ной вере, а если в чем согре­шат, чтоб кая­лись, и нико­гда не остав­ляли Матери–Церкви. Вот такое про­стое счастье.

Только иной раз огля­дишься вокруг и кажется, что недо­сти­жимо это про­стое сча­стье, что живем мы в наше время словно в Содоме и Гоморре, и трудно нашим детям будет устра­и­вать семей­ную жизнь, трудно будет сохра­нить цело­муд­рие, стать сми­рен­ными, крот­кими женами и муже­ствен­ными, ответ­ствен­ными мужьями. Трудно… И осо­бенно трудно им будет, если мы, роди­тели, не будем делать ничего для того, чтобы воз­рас­тало в наших детях цело­муд­рие, сохра­ня­лась их дет­ская чистота. Хорошо бы нам почаще раз­мыш­лять об этом и не пус­кать на само­тёк вос­пи­та­ние соб­ствен­ных детей…

Цело­муд­рие – очень ёмкое поня­тие. Цело­муд­рен­ный чело­век – это чело­век гар­мо­нич­ный и непо­вре­жден­ный, это чело­век Божий, такими были пер­вые люди до гре­хо­па­де­ния. К такой целост­но­сти должны стре­миться и мы, и своим при­ме­ром зало­жить такое же направ­ле­ние своей жизни в наших детях. Цело­муд­рие более широ­кое поня­тие, чем сохра­не­ние дев­ствен­но­сти до брака: это  и внут­рен­няя чистота, цель­ность помыс­лов и поступ­ков, кото­рая не обу­слов­ли­ва­ется внеш­ними обсто­я­тель­ствами жизни.

Чтобы наши дети захо­тели жить цело­муд­ренно, нужно, чтобы они узнали и полю­били Бога, это пер­вое. Вто­рое, что необ­хо­димо нам, роди­те­лям, — это самим пока­зы­вать им при­мер доб­рой семьи. А тре­тье, — надо крепко молиться за своих детей.

С мла­ден­че­ских лет ребе­нок дол­жен жить в атмо­сфере цело­муд­рия и чистоты. Дет­ская душа запом­нит уют дома, запом­нит тихий ого­нёк лам­пады, мяг­кий свет икон, нето­роп­ли­вое тече­ние жизни в роди­тель­ском доме — жизни с молит­вой, по цер­ков­ным пра­ви­лам. Именно здесь, а ни в каком ни в дет­ском саду, ни в школе он научится пер­вым молит­вам, он услы­шит о Боге, о Еван­ге­лии, он будет обра­щать свой взор к иконе Бого­ро­дицы — хра­ни­тель­нице Чистоты и Цело­муд­рия. Он уви­дит, как бережно отно­сятся друг к другу роди­тели, как любят они друг друга и своих детей. Им ста­нет понят­ным, как стро­ится жизнь семьи, в цен­тре кото­рой – Хри­стос. Если ребе­нок сво­ими дет­скими гла­зами уви­дит, как сми­ренна и кротка мать, как муже­стве­нен отец, он запе­чат­леет это в своем сердце на всю жизнь. Да, это идеал, это идеал, к кото­рому надо стре­миться изо всех сил. Хотим ли, чтобы дети стали цело­муд­рен­ными и счаст­ли­выми? Если да, тогда надо ста­раться. На это всё нужно огром­ное жела­ние роди­те­лей, их тер­пе­ние, их пока­я­ние. Если ничего этого не будет у роди­те­лей, не появится и у детей. В жизни ребенка с дет­ских лет должно быть молитва, Цер­ков­ные Таин­ства, много хоро­ших книг и сов­мест­ных раз­го­во­ров с роди­те­лями. Чем меньше в жизни ребенка будет нега­тив­ной инфор­ма­ции из теле­ви­зора, интер­нета, свет­ских газет, жур­на­лов, тем лучше для его души.

О цело­муд­рии с ребен­ком надо гово­рить и гово­рить рано, не ожи­дая пока он под­рас­тёт, про­сто надо раз­го­ва­ри­вать в тех кате­го­риях и обра­зах, кото­рые уже понятны малютке. Душа его очень чут­кая и с ран­них лет впи­ты­вает уви­ден­ное и услы­шан­ное. И роди­тели должны поль­зо­ваться этим пери­о­дом, читать им жития свя­тых супру­гов, Иоакима и Анны, Петра и Фев­ро­нии, Андри­ана и Ната­лии. Душе­по­лезно рас­ска­зы­вать детям о послед­ней Цар­ской Семье, о тро­га­тель­ных отно­ше­ниях свя­тых Импе­ра­тора Нико­лая, Импе­ра­трицы Алек­сан­дры. Детям важно слы­шать от нас пра­виль­ные ком­мен­та­рии к окру­жа­ю­щей жизни. Когда они нач­нут узна­вать, что в жизни людей пре­об­ла­дают раз­воды, что в мире царит раз­врат, пош­лость, мы должны объ­яс­нять, что это ненор­мально, что так не должно быть, что это грех. Ведь дети по мере взрос­ле­ния, начи­ная видя грех повсе­местно, могут начать думать, что это норма чело­ве­че­ской жизни и в этом нет ничего страш­ного. А задача роди­те­лей рас­ска­зать, дока­зать и пока­зать, что это не так. Прежде всего, конечно, соб­ствен­ной жиз­нью. Один муж для одной жены, и одна жена для одного мужа. Вот идеал хри­сти­ан­ской семьи – и дру­гого у нас нет. «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» (Мф. 19:6) – это должны знать дети с малых лет.

Роди­тель­ское сердце должно почув­ство­вать, когда нужно гово­рить с ребен­ком об отно­ше­нии полов. Ино­гда бывает, что мы, взрос­лые, из-за своей соб­ствен­ной пороч­но­сти и чрез­мер­ного бес­по­кой­ства о детях, опе­ре­жаем собы­тия и, когда в душах наших детей живут еще только ска­зоч­ные образы прин­цесс и прин­цев, начи­наем гово­рить непо­нят­ные им про­по­веди. Преж­де­вре­мен­ные раз­го­воры об отно­ше­ниях полов в непра­вильно выбран­ной манере могут нане­сти душев­ную травму ребенку, поэтому надо выби­рать время для таких раз­го­во­ров, сле­дить за сер­деч­ным рас­по­ло­же­нием ребенка к беседе, вни­ма­тельно слу­шать его вопросы, гово­рить о том, что его волнует.

Если Бога нет, — гово­рил Досто­ев­ский, — то всё доз­во­лено. Это «всё» мы и наблю­даем сей­час и в совре­мен­ном обще­стве, и в совре­мен­ной семье, и в совре­мен­ной школе. Уже с самых малень­ких лет дет­ская чистота нахо­дится под угро­зой. Самым страш­ным явля­ется то, что мы, взрос­лые, невни­ма­тельно отно­сясь к соб­ствен­ной жизни, сло­вам, поступ­кам, дей­ствиям, сами раз­ру­шаем дет­скую чистоту. А дитя все вос­при­ни­мает и впи­ты­вает. Нач­нем с того, что малое коли­че­ство детей рас­тет в пол­ных семьях. Еще мень­шее коли­че­ство в семьях счаст­ли­вых, еди­ницы в тех семьях, где роди­тели пока­зы­вают достой­ный при­мер цело­муд­рия. Почему в нашем обще­стве так про­ис­хо­дит? Потому что сами мы были вос­пи­таны в без­бож­ном обще­стве, никто нам не гово­рил о цело­муд­рии, при­ме­ров мы прак­ти­че­ски не видели, хотя душа, конечно, чув­ство­вала и ложь, и нечи­стоту. Те, у кого мы могли научиться цело­муд­рию и чистоте, пра­виль­ной жизни в Боге, убиты и рас­стре­ляны боль­ше­ви­ками в страш­ные годы рево­лю­ции. Вот и при­хо­дится нам самим, как сле­пым котя­там, вос­ста­нав­ли­вать цело­муд­рен­ный уклад своей жизни, своей семьи, читая Еван­ге­лие, книги, вос­по­ми­на­ния хри­стиан, жив­ших в Рос­сии до революции…

Что могло нас, сего­дняш­них роди­те­лей, научить цело­муд­рию в нашем дет­стве? Непол­ные семьи? Жен­щины-оди­ночки, всеми силами стре­мя­щи­еся выйти замуж и не выби­ра­ю­щие мето­дов, вплоть до раз­ру­ше­ния чужой семьи? Муж­чины, сбе­га­ю­щие из своих квар­тир от вечно недо­воль­ных жен? Фразы, кото­рые бро­сали роди­тели своим доче­рям, сбе­га­ю­щим на дис­ко­теки: «глав­ное в подоле не при­неси!»? Кро­ва­вые аборты? Общее недо­воль­ство, неустро­ен­ность и бес­при­ют­ность душ, кото­рые искали, где насы­титься и не нахо­дили…. Жизнь без Бога – пока­ле­чен­ная жизнь…

Стар­шее поко­ле­ние гово­рит, как хороши были ста­рые совет­ские фильмы, но при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии эти фильмы ока­зы­ва­ются про­па­ган­дой блуда. Про фильмы же послед­них лет и гово­рить не при­хо­дится, они пере­хо­дят все гра­ницы доз­во­лен­ного, блуд­ные фан­та­зии режис­сера выплес­ки­ва­ются на экраны, не сдер­жи­ва­е­мые ничем. Стыд, стыд­ли­вость – это есте­ствен­ные про­яв­ле­ния чело­ве­че­ской души, но и этих качеств хотят лишить наших детей, стре­мясь сде­лать их бес­стыд­ными, через про­смотр раз­вра­ща­ю­щих филь­мов, где блуд зача­стую пода­ется в кра­си­вой обёртке. При­бавьте сюда мно­го­чис­лен­ные ток-шоу, в кото­рых чем гряз­нее тема для обсуж­де­ния, тем больше зрителей…

Ста­рень­кий мой духов­ник, Цар­ство ему Небес­ное, при жизни неод­но­кратно повто­рял, что «все умные люди давно теле­ви­зор на помойку выбро­сили». К сожа­ле­нию, не все роди­тели реша­ются на такой ради­каль­ный шаг. Но если не выбро­сить, то, конечно, хотя бы огра­ни­чить его про­смотр, необ­хо­димо. Тоже самое можно ска­зать и об Интер­нете. Без него в совре­мен­ной жизни, конечно, не обой­тись, но до поры, до вре­мени, пока роди­тели имеют власть над сво­ими детьми, надо кон­тро­ли­ро­вать их отно­ше­ния с Интер­не­том. Под­рос­ших детей сле­дует учить работе с ним и рас­ска­зы­вать об опас­но­стях, кото­рые он таит. В Интер­нете очень много «лову­шек», в кото­рые могут уго­дить дети, слиш­ком рано оста­ю­щи­еся один на один с лави­ной инфор­ма­ции. Зача­стую же дети-школь­ники часто нахо­дятся дома одни, а роди­тели с утра до вечера на работе. Поэтому хоть и кри­ти­куют мно­гие совет­ские люди нера­бо­та­ю­щую мать, не нужно бояться этих упре­ков обще­ства, а до поры, до вре­мени, пока дети не смо­гут само­сто­я­тельно раз­би­раться, где зло, где добро, жела­тельно быть рядом с ними, нужно спа­сать детей. Матери-хри­сти­анке в наше время осо­бенно важно неот­лучно нахо­диться при своих детях.

Ника­кая карьера не может быть оправ­да­нием их загуб­лен­ной жизни, попу­сти­тель­ским отно­ше­нием к вос­пи­та­нию. Матери запо­ве­дано: жен­щина «спа­сется через чадо­ро­дие, если пре­бу­дет в вере и любви и в свя­то­сти с цело­муд­рием» (1 Тим. 2:15). Где еще нашим доче­рям взять идеал жены и матери, если его нигде в совре­мен­ном мире не най­дешь, его не пока­жут по теле­ви­зору, не про­чтешь о нем в совре­мен­ном жур­нале? Только в соб­ствен­ном доме, соб­ствен­ными гла­зами уви­деть, какой должна быть мама, какой должна быть жена!

Но наши мамы нередко отма­хи­ва­ются от этой ответ­ствен­но­сти и с ран­них лет сдают на целый день ребенка в дет­ский сад. «Худые сооб­ще­ства раз­вра­щают доб­рые нравы», — читаем мы в Апо­столь­ских посла­ниях (1Кор.15:33), но это не оста­нав­ли­вает роди­те­лей. Мно­гие заме­чают, что дети, кото­рых отдают в дет­ские сад, быст­рее начи­нают инте­ре­со­ваться всем, что «ниже пояса». Именно в дет­ском саду ребе­нок впер­вые может столк­нуться с нецен­зур­ными выра­же­ни­ями от сверст­ни­ков, сме­хом вос­пи­та­те­лей над дет­скими влюб­лен­но­стями и даже пота­ка­ниям таких про­яв­ле­ний. Цело­муд­рие и чистота не могут ужиться со сквер­ными сло­вами. Дети, не доволь­ству­ясь отвле­чён­ными зву­ками, обя­за­тельно будут стре­миться узнать зна­че­ние гряз­ных слов.  Иско­ре­нять из сво­его сердца услы­шан­ное в дет­ском воз­расте очень сложно.

Если дет­ского сада еще как-то можно избе­жать, то еди­ницы роди­те­лей готовы нести свой подвиг и не отда­вать детей в школу. С наступ­ле­нием школь­ного пери­ода, а осо­бенно с наступ­ле­нием под­рост­ко­вого воз­раста, нужно быть особо вни­ма­тель­ными к детям. Их под­сте­ре­гает мно­же­ство опасностей.

Когда ребё­нок под­рас­тёт и вой­дет в воз­раст под­ростка, надо объ­яс­нять ему, что цело­муд­рие – это не про­сто телес­ная дев­ствен­ность, цело­муд­рие – это чистота сердца и ясность ума. Грех блуда, раз­врат, блуд­ные помыслы нару­шают и сер­деч­ную чистоту, и замут­няют ум. И этим отда­ляет чело­век себя от Бога и ковер­кает, раз­ру­шает свою жизнь

Под­рас­та­ю­щим детям надо объ­яс­нять, что всё уви­ден­ное нами ложится на сердце и если ты, к при­меру, будешь смот­реть на раз­врат­ные кар­тинки, кото­рые пред­ла­гают одно­класс­ники, то сердце будет загряз­няться и его очень трудно будет исце­лить, потому что память снова и снова будет воз­вра­щать к этим сце­нам и осквер­нять душу. Таким недо­стой­ным пове­де­нием мы очень огор­чаем Бога, и себя, как образ Божий, оскорб­ляем. Надо объ­яс­нять, что в душев­ной, духов­ной жизни, как в жизни физи­че­ской, тоже дей­ствуют законы. Вот сло­мал чело­век руку, больно, гипс нало­жили, срос­лась кость, сняли гипс, а ручка все равно иной раз нет-нет, да и заноет, то ли к непо­годе, то ли про­сто так. Так и в духов­ной жизни – даже если чело­век пока­ется и пре­кра­тит раз­врат­ни­чать, то гре­хов­ный рубец, конечно, затя­нется, но шрам оста­нется на всю жизнь и может болеть, как болит в тече­ние жизни одна­жды сло­ман­ная рука.

Ника­кие внеш­ние обсто­я­тель­ства, нрав­ствен­ная рас­пу­щен­ность и при­выч­ный в обще­стве раз­врат не осво­бож­дают роди­те­лей от заботы и ответ­ствен­но­сти за цело­муд­рие и воз­дер­жа­ние детей. «До вре­мени брака воз­дер­жи­вайте их (юных) уве­ща­ни­ями, угро­зами, стра­хом, обе­ща­ни­ями и дру­гими бес­чис­лен­ными сред­ствами», — пишет Иоанн Зла­то­уст. Надо гово­рить под­рост­кам о важ­но­сти вступ­ле­ния в брак цело­муд­рен­ными, о необ­хо­ди­мо­сти хра­нить дев­ствен­ность до брака, каким бы неле­пым не каза­лось это настав­ле­ние совре­мен­ной моло­дежи. Не пре­ду­пре­дить под­рост­ков об этом – пре­ступ­ле­ние. Надо честно и открыто гово­рить юноше и девушке – Бог бла­го­сло­вит твою семью, если она нач­нет сози­даться в цело­муд­рии и чистоте.

Откройте Еван­ге­лие и читайте его вме­сте с ребен­ком. Оно научит цело­муд­рию, муд­ро­сти, любви. «Брак у всех да будет честен и ложе непо­рочно…» (Евр. 13, 4), — гово­рит Апо­стол. Пусть моло­дые люди заду­ма­ются над этими сло­вами. Что зна­чит чест­ный брак? А это, зна­чит, что жених честен перед неве­стой, а неве­ста перед жени­хом. Если наше обще­ство еще как-то может согла­ситься с тем, что девушка должна быть чиста, всту­пая в брак, но попро­буй скажи что-нибудь подоб­ное в сто­рону юноши – засмеют. Но это оши­боч­ное, иско­вер­кан­ное мир­ское мне­ние. «Юно­шей также уве­ще­вай быть цело­муд­рен­ными» (Тит. 2:6) — ука­зы­вает Апо­стол. И неве­ста, и жених должны быть чест­ными друг перед дру­гом, и тогда Гос­подь бла­го­сло­вит их союз, в кото­ром не будет лжи. Под­рост­кам надо гово­рить о смысле браке, о высо­ком его иде­але. Если они не услы­шат об этом от своих роди­те­лей, то прак­ти­че­ски никто в обще­стве им сей­час об этом не скажет.

Детям нужно ука­зы­вать и на дру­гой путь, по кото­рому может пойти чело­век, всем серд­цем полю­бив­ший Бога, — это путь мона­ше­ский. Его выби­рают мень­шее коли­че­ство хри­стиан, но этот путь бла­го­род­ный и высо­кий. Дети должны знать, что есть на свете люди, кото­рые так воз­лю­били Хри­ста, что готовы посвя­тить Ему всю свою жизнь без остатка.

То, что так мучает детей в под­рост­ко­вый период — «юно­ше­ская похоть», это про­хо­дит, если не воз­во­дить ее в идола. Если не делать кумира из плот­ских отно­ше­ний, над чем так ста­ра­тельно рабо­тают сей­час масс-медиа. «Юно­ше­ских похо­тей убе­гай, а дер­жись правды, веры, любви, мира со всеми при­зы­ва­ю­щими Гос­пода от чистого сердца» (2Тим. 2, 22), — пре­ду­пре­ждает Апо­стол, а мы должны пре­ду­пре­дить об этом своих детей.

В период юно­сти дети осо­бенно нуж­да­ются в роди­тель­ской молитве. Роди­тель­ское непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на них начи­нает осла­бе­вать. Они меньше бывают дома, у них появ­ля­ются увле­че­ния, дру­зья, и роди­те­лям ста­но­вится тре­вожно за них, как нико­гда. Чтобы хоть немного изба­виться от чув­ства тре­воги, надо обя­за­тельно молиться за детей, дове­ряя их жизни Богу. Афон­ский ста­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ливт сове­то­вал одному веру­ю­щему чело­веку: «Если ты нач­нешь молиться Хри­сту: «Гос­поди, прошу Тебя, вра­зуми» или «Гос­поди, поми­луй!» или «Сам направь этого чело­века» и будешь тво­рить эту молитву посто­янно, тогда Хри­стос нач­нет вла­гать чело­веку, о кото­ром Ты молишься, бла­гие помыслы. Каж­дый раз, когда ты будешь гово­рить: «Гос­поди, поми­луй моего ребенка», твое дитя будет при­ни­мать от Хри­ста один доб­рый помы­сел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше бла­гих помыс­лов будет при­об­ре­тать твое чадо. Сей­час ребе­нок похож на незре­лый апель­син, но мало-помалу он будет созре­вать и ста­нет таким, каким ты хочешь, чтобы он был. Я убе­дился в этом на своем соб­ствен­ном опыте»

Дру­гой ста­рец, Паи­сий Свя­то­го­рец пре­ду­пре­ждает, что «до брака юный дол­жен ста­раться жить, насколько воз­можно, более духовно и беречь свое цело­муд­рие, кото­рое обес­пе­чи­вает ему двой­ное здра­вие. Духов­ная жизнь есть основ­ная пред­по­сылка и для семей­ной и для мона­ше­ской жизни. Нынеш­ний мир похож на засе­ян­ное пше­ни­цей поле. Пше­ница начала коло­ситься, но на поле зашли сви­ньи и всю ее истоп­тали, пере­рыли. И сей­час это поле выгля­дит так: пере­па­хан­ная трава, земля, втоп­тан­ные в грязь коло­сья, и лишь кое-где по краям высятся нетро­ну­тые колоски пше­ницы. Чем боль­шим духов­ным дела­нием зани­ма­ется чело­век в юно­ше­ские годы, тем легче ему потом – какую бы жизнь он не избрал. Чем лучше он воору­жится перед боем и под­го­то­вится к нему, тем легче ему будет во время сра­же­ния, когда вокруг будут сви­стеть пули и рваться бомбы»

Именно мы, роди­тели, должны под­го­то­вить детей к этому юно­ше­скому «бою», потому что на кону спа­се­ние их душ. Мы должны быть непре­клонны ко греху в своей жизни, назы­вать грех гре­хом (к при­меру, блуд­ное сожи­тель­ство назы­вать блу­дом, а ника­ким ни граж­дан­ским бра­ком), сра­жаться с гре­хом в сердце, иско­ре­нять его из своей души, из своей семьи, из своей жизни, отчет­ливо пони­мая, что и роди­тель­ские нерас­ка­ян­ные грехи и наша соб­ствен­ная неце­ло­муд­рен­ная жизнь ложатся тяж­ким бре­ме­нем на судьбы юно­ше­ства. Если лавина бес­печ­ного отно­ше­ния обще­ства к сожи­тель­ству моло­дых, к блуду, к пре­лю­бо­де­я­нию не оста­но­вится, то наша страна может погиб­нуть как Содом и Гоморра.

Сра­же­ние за цело­муд­рие наших детей – это не про­сто сра­же­ние, это жесто­кая битва. Здесь нужна любовь, муд­рость, частая молитва, силь­ная про­по­ведь, соб­ствен­ное цело­муд­рие. А чтобы у нас хва­тило на все это сил, роди­те­лям надо самим жить духов­ной жиз­нью, регу­лярно при­бе­гая к Таин­ствам Церкви. Будем же наде­яться на Гос­пода, что помо­жет Он и нам, и нашим детям воз­рас­тать в цело­муд­рии, да не посра­мит Он нашей надежды на Него и с помо­щью Божией вырас­тут у нас цело­муд­рен­ные юноши, цело­муд­рен­ные девы, появятся цель­ные семьи, чистое мона­ше­ство…. А из этого будет вырас­тать и цело­муд­рен­ное обще­ство, и креп­кая страна…

Юлия Улья­нова (с)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Татьяна, 30.12.2016

    Спа­сибо за ста­тью, она под­дер­жала меня в тот момент, когда я было засо­мне­ва­лась в себе и своих делах. Сил нет уже бороться с теле­ви­зи­он­ным и интер­нет давлением.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки