сайт для родителей

Новомученики: пример стойкости веры для детей

Print This Post

228


Новомученики: пример стойкости веры для детей
(1 голос: 5 из 5)

Читать горькие  жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века  невозможно без содрогания, но –необходимо. Без некоторой встряски невозможно  духовное взросление  детей, которых мы так бережем от стрессов. Об  эпохе гонений  можно узнать через неодушевленных свидетелей событий – предметы старины и книги. Давайте вместе со  школьниками и студентами посетим одну из выставок о подвижниках нового времени. Второй год подряд они проходят по всей России.

 

 «Каждая катастрофа в обществе начинается с того, что один не хочет понять и полюбить другого», считает Марина Михалева, руководитель Тульского епархиального культурно-просветительского центра «Фавор». Рассказывая о передвижной выставке «Неугасимые светочи…», посвященной святым и гонениям, которые им довелось претерпеть, она поделилась важными выводами.

– Марина Александровна,  с каким настроением Вы презентуете выставку о новомучениках?

– Сто лет миновало с  революционных трагических событий, которые пережила Российская земля. Памятные богослужения  и крестные ходы прошли во всех уголках и весях страны, молитвенно вспоминая новомучеников и исповедников, которым довелось испытать события ХХ века и засвидетельствовать веру. Их молитвами Господь сохранил  нашу землю, засеял на ней новые семена церковной жизни.

Для  передвижной выставки выбираем  самые посещаемые места – центральные библиотеки, местные краеведческие музеи, поэтому те, кто посмотрел выставку за время ее передвижений, исчисляются тысячами.

Часто думаю о том, что, когда мы, собираясь на открытии, упоминаем имена святых, они, возможно, слышат рассуждения об их жизни, и, наверное, недоумевают нашим сегодняшним представлениям о том времени и его страшных испытаниях. Но, вероятно,  и радуются, что  мы собрались во славу Божию, памятуя о святости. Главное мое настроение  и чувство по отношению к подвижникам – благодарность  за их служение.

– Как объяснить нашим детям, почему в ХХ веке лучшие люди  того времени, мирно и спокойно живя  на своей земле и никого не притесняя, вдруг стали всеобщими врагами?

– Отвечу вопросом на вопрос: за что могут кого-то отчаянно невзлюбить? За то, что этот кто-то не такой как все – мыслит не так, книги не те читает. 

Молодым людям, подросткам сегодня это как раз хорошо понятно  и известно на собственном опыте в их повседневной жизни.

Всякая катастрофа в обществе начинается с того, что один не хочет понять и полюбить другого. И сразу общество разрубается – на наших и не наших, красных и белых. Вот когда не делается попытки узнать, каков человек,  за что его можно уважать, в чем он несет образ и подобие Божие – тогда и совершаются революции.

Предметы, оставшиеся от умученных святых, убедительно рассказывают: люди, погибшие страшной смертью, ни в чем не были виноваты. Но они были «не такими» на взгляд тех, кто хотел построить «светлое будущее» – они мешали и их уничтожили, а вот за что – найти конкретный ответ невозможно.

Расстрелянные, избитые до смерти, сброшенные в реки и шахты, закопанные в землю живыми, облитые водой на морозе, они имели другое царство – Царствие Божие внутри себя, и тем становились непонятны и неприняты. И, как это не пугающе, говорить об этом с молодежью необходимо.

Выставка, посвященная этим людям, названа «Неугасимые светочи…», и это очень точное  и подходящее название: свет святости угасить невозможно.

– Как появились экспонаты выставки?

– Большинство этих предметов из музея семинарии, но много и тех, что принесли   верующие в храмы. И, что самое ценное, о некоторых вещах остались небольшие истории и воспоминания.

Экспозиция состоит из пострадавших в революцию и последующие годы  церковных  предметов и святынь  – икон, которые, очевидно,  побывали в кострах, были поруганы. Видимо, кто-то пытался спасти эти образы, нашел, прикрепил к дощечкам, но и их всё равно бросили в костер – теперь мы не узнаем, из какого они храма.

В большинстве  церквей от того времени  сохранились  фрески, многие из них были повреждены безбожниками.  Почему неверующим так хотелось нанести урон святым? Для неверующего человека  икона – это всего-навсего изображение, картинка, святость для него ничто.  Но тогда для чего выкалывать  глаза и стрелять из оружия туда, где  находится сердце?

Есть хорошее выражение – «глаза в душу смотрят», и в отношении этих людей – это страшное подтверждение евангельской истины, что Бог есть  и что «и бесы веруют и трепещут». И вот эти борцы с религией, когда приходили в храм, понимали, что Бог есть,  испытывали и страх, и ужас, осознавая: с Богом бороться бесполезно, так дайте побороться  с тем, что о Нем свидетельствует – со святыней.

У нас хранится почти 15-килограммовый фрагмент колокола, на котором изображен лик Божией Матери. С какой колокольни он сброшен, мы не знаем, осколок принесли в один из храмов почти 80 лет спустя. Когда-то люди не могли вытерпеть этого поругания над храмом и колоколом, унесли святыню  домой.

Посмотрите, как колокол разбился: изображение – лик и руки Богородицы – не пострадали. Один из посетителей выставки сказал: «Чему удивляться? Там, где большая масса, и должна проходить граница скола».

Но ведь законы физики Бог установил – главное, что святое изображение сохранилось.

– Как Вы думаете, почему сбрасывали колокола? Почему громили? Можно ведь было просто снять колокол, отправить на переплавку?

– Видимо, этими людьми двигало одно желание: чтобы святые не видели, а голос Церкви не звучал никогда, ведь колокол – самое звучное, что есть у Церкви.

Вот эта обожженная книга залита воском, похоже, ее бросили в костер, наверное, там горело еще множество книг, свечей и икон. И нашелся тот, кто выхватил из огня, спас от такого поругания, принес домой, а дома держать страшно – очень быстро начали арестовывать людей, исповедующих православие.

И представьте, обернули в непромокаемую ткань, отнесли в глухой лес в Алексинском районе и закопали. И почти столетие назад наши современники пошли в этот лес за грибами и увидели что-то в земле. Подумали: наверное, тут проходили места боев, могила времен Великой Отечественной войны, стали раскапывать и… выкопали книгу.

И поражает даже не то, что ее чудесным образом нашли, а удивительная вера тех людей, которые таким образом спрятали церковный текст. Могли бы и не спасать, но спасли – закопали в глухом месте с абсолютной уверенностью, что когда-то его найдут добрые руки. На это потребовался почти век. И это еще одно подтверждение истины, что вера не имеет убогого временного исчисления – спустя 100 лет  эта вера вспыхнула у кого-то ответно, соединила 1920 год и почти что 2020 год.

Таким же образом обнаружили  вот этот потир – и его кто-то закопал в землю. Прошло много десятилетий, и люди, которые всегда владели тем участком, весной, вскапывая те же 10 соток, обнаружили святыню.

Мы удивляемся, как это  – не было предмета или  иконы и вдруг – обретенье! Видимо, это происходит в тот момент, когда такое угодно Богу. Пришла пора земле отдать ее страшные сокровища, и потир был найден. По оставленным на нем временем следам очевидно, что он тоже был брошен в огонь.

– Марина Александровна,  кто эти люди, от которых остались богослужебные предметы, письма, документы, записанные воспоминания?

– Среди  свидетелей много монашествующих. Был в Туле древнейший женский монастырь,  который одаривал еще царь Алексей Михайлович  Романов, отец Петра Первого. В 1921 году монастырь закрыли, объявили монахинь бездельницами, образовали трудовую артель, но и ее в 1929 году  упразднили – часть пожилых монахинь расстреляли, часть разогнали.

Некоторые инокини нашли спасение в подвале Благовещенского храма, где продолжали молиться. У них не было возможности  купить новые акафисты, Евангелия и молитвословы – и молитвы переписывались по памяти (об этом факте говорят  некоторые орфографические ошибки).

И вот листочек, который остался нам от монахини, изгнанной из родного монастыря,  лишенной средств к существованию и всяких прав и знающей, что других насельниц постигла еще более страшная судьба.

Она видит все зверства  и неправды, и при этом пишет: «Человек – творение Божие, особенно человек светлый – это звезда Божия, это цвет всеблаговонный, это бисер многоценный, это прекрасное плодовитое дерево Рая Божия, чудное творение – человек Божий».

От ее слов – холод и жар одновременно. Какие вера в Бога и любовь к людям неистребимые!

– Получается, что встретиться со святостью в ХХ веке гонений и испытаний  было проще, чем сейчас?

– Удивительно, но святых мы можем обрести в любой момент своей жизни. Это могут быть наши родственники  или просто люди, жившие с нами рядом.

Часто  привожу пример: вот на этой фотокарточке епископ Тульский Онисим, арестованный из Тулы и погибший в лагере. Сохранилась копия допроса и описи имущества, когда он служил в Туле его пришли арестовывать в Ильинский храм с надеждой крупной наживы. Но в описи имущества всего-то значится 105 рублей,  фотографии, фотоаппарат и штатив. Владыку арестовали и сослали в северные лагеря.

Оттуда он писал в организацию помощи политзаключенным, организованную Екатериной Пешковой,  просил  вернуть 100 рублей  из-за крайне тяжелого положения, но  помочь ему так и не получилось. Лагерный след его затерялся…

А через 80 лет  к нам пришло письмо от потомков этого человека. Родители, испытывая  въедливый страх перед системой в советские годы, опасались говорить, что их дед был епископом, был осужден и сослан, поэтому они и не пытались узнать, где тот погиб. Потом обнаружили фамилию «Пылаев» и выяснили, что он, оказывается, святой. Родственники тогда еще были далеки от православия, не знали, что такое Церковь.

Приехав в Тулу,  они отправились во Всехсвятский собор, где находится икона святителя Онисима (Пылаева), на которой он узнаваем – почти такой же, как на фото,  и увидели, что все прикладываются к образу и просят молитв святого.

Это их глубоко потрясло. Люди оказались поставлены перед вопросом всей жизни: как жить теперь, если дед святой?  На следующее лето потомок святого Онисима  умирал от серьезного заболевания, перед этим он воцерковился, и последний разговор с ним показал глубокую духовную перемену и желание почувствовать хотя бы часть боли своего деда,  хоть какое-то страдание за веру и за Христа…

На выставке также представлены предметы и письма, связанные с жизнью тульских святых: священномучеников Игнатия (Садковского), Никиты (Прибыткова), Петра Павлушкова; преподобномученицы Августы (Зощук). Все они были умучены и расстреляны.

– Столетие спустя самым  мучительным вопросом остается, можно ли примирить тех, кого уже нет, кто оказался по разные стороны революции?

– Вопрос действительно непростой… Я упоминала, что выставка обрастает новыми предметами и смыслами.  Протоиерей  Борис Монькин передал нам сломанный купольный крест, найденный врачом в земле Веневского района. Этот крест  находился высоко на куполе, он с пулевым отверстием – значит, у кого-то поднялась рука стрелять в Распятие, в самого Христа. Находка нередкая – вся Россия завалена подобными крестами, что о многом говорит нам, современникам. Можно ли такое простить?

Или вот эта икона, исколотая штыками – ее подарила  одна глухонемая. Ее мама была беременной, когда безбожники ворвались  домой, и та вскоре разрешилась от бремени, так что ребенок родился глухонемым.

В письме к нам глухонемая не проклинает  виновников своего недуга – пишет, что они не знали, что делали. Какая любовь и милосердие  в сердце женщины, которая всю жизнь  не говорит и не слышит и оправдывает мучителей!

Этот и многие другие реальные примеры учат любви, вере и надежде, помогают  не делить общество на чужих и своих, а искать в человеке светлый образ, видеть  его и помогать ему очищаться.

Нет логического объяснения, почему  новомученики и исповедники могли сказать в ответ на все страдания и издевательства, как та монахиня: «Человек – творение Божие…»

Наверное, простить и понять друг друга можно только через Воскресение Христово и неистребимую веру, что человек несет Образ Божий,  а Бог есть Любовь.

Беседовала Валентина Киденко

Фото автора

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus