сайт для родителей

Защитим детей? Начнем… с себя!

Print This Post

336


Защитим детей? Начнем… с себя!
(2 голоса: 5 из 5)

Часто мы оберегаем детей не от того, что может нанести вред душевному и духовному здоровью. Порой неосознанно мы закладываем им ложные стереотипы, культивируя греховное сознание и поведение. Как отделить зерна от плевел?  Беседуем с педагогом-психологом Светланой НАЗИНОЙ. 

Через несколько дней на календаре снова обозначится  Международный день защиты детей. В этот день с экранов и страниц СМИ будут звучать поздравления и высокие слова о том, как мы правильно и разумно бережем маленьких граждан. Но календарная дата пройдет, а детские проблемы и опасности никуда не исчезнут.

Кстати, многие из них провоцируем мы сами. О чем, например, думают взрослые, внедряя  детские телефоны доверия, призывающие ребенка доносить на близких? Или, предлагая законы, не нацеленные на сохранение семьи? В свете происходящего в мире православные родители должны бдительно размышлять, как сберечь душу ребенка и не навредить ей.

– Светлана, апостол Павел говорит – «попечение о плоти не превращайте в похоть». Можно ли  посоветовать это  родителям, которые тщательно опекают физический мир ребенка и попустительствуют в его душевном и духовном развитии?

– Безусловно, да. Сегодня заботы о малыше заключаются, главным образом, в обеспечении его здоровья  и комфорта. Мамы и папы покупают фермерские продукты и «детскую» воду, щадящую бытовую химию, наряжают  своих чад в экологически чистые ткани. Все это, наверное, оправданно, да, здоровье – это очень важно. Но при этом многие не обращают внимания на тревожные сигналы в поведении, скажем, когда их малыши сильно обижают сверстников. А бывает, еще и поддерживают своих детей, учат умению «постоять за себя»: «Тебя обижают? Дай сдачи. Смотри – правильно бить надо вот так!»

– Почему, спасая ребенка  от сквозняка, мы иногда не заботимся заслонять его от собственной  лжи, лицемерия, грубого слова?

– Возможно, потому, что дело его личного спасения волнует нас не в первую очередь  – а ведь до поры взросления оно доверено именно нам. Нас самих несет по инерции, в потоке будней мы не замечаем своих греховных поведенческих стереотипов – в присутствии детей врем по телефону друзьям и близким, легко можем осудить, обидеть и также легко прощаем это себе. А  малыши – очень чуткие наблюдатели. Своего жизненного опыта у них нет, и они учатся всему, глядя на нас, впитывая каждое слово. Усваивают, что такое хорошо и что такое плохо – и не из наших назидательных слов, а из наших дел. Господь судит по делам. Дети  – тоже, и они во многом копируют нас, а мы потом жалуемся и недоумеваем: вот, был прекрасный ребенок, что такое с ним произошло?

– В  чем причина нашей духовной и душевной небрежности – в отсутствии стыда перед детьми, а может, в неумении извиняться перед ними за неправоту?

– Наверное, это наш собственный детский эгоизм, не изжитый до конца.

А откуда он взялся у нас?

– От наших родителей, а у них – от поколений бабушек и дедушек, которые «строили БАМ» – учились, занимались карьерой, а не семьей и воспитанием детей.  Семейный уклад в стране за советские десятилетия изменился до неузнаваемости, просто с ног на голову перевернулся – с одной стороны, ребенок стал центром вселенной, «царем» и «богом», и все лучшее  только  для него, с другой – он как бы выпал из событий, перестал быть включенным в семейные будни, заботы, тяготы. И по вине взрослых превратился в этакое тепличное растение под колпаком, которое ограждают от  всего, в том числе, и от полезного для его развития. Для него создан особый идеальный детский мир с добрыми ежиками и зайчиками, из которого он резко попадает во взрослую жесткую жизнь, которая его травмирует.

Так планомерно взращиваются громадный эгоизм и инфантилизм, от чего страдают и сами дети, и взрослые. А разорвать порочный круг трудно – нас-то ведь тоже так растили. А ведь в обычной  крестьянской семье не было отдельного детского мира – ни специальной детской одежды, ни особой детской жизни с «развивающими занятиями» и полной свободой. Была четкая иерархия, где безоговорочно признавалось старшинство и отцовство,  а еще – бытовые обязанности, на которые уходила большая часть дня ребенка, все его старания, силы и умения. Жизнь протекала в общей избе, за одним столом, в одной комнате – что и говорить о личном пространстве, его просто не было. Но было нечто другое – общее, родное, семейное. Дети не понаслышке  знали о рождении и смерти, о болезни, боли, старости – все это было рядом, происходило на их глазах. И этот опыт  становился  жизненно важным.  В моей практике был случай, когда мама девочки усиленно оберегала ее от негативных впечатлений, от малейшего переживания и расстройства. И что получилось? Подрастая, малышка не смогла адекватно отреагировать на печальные события  – не испытывала эмоций при виде умирающей  кошки, не сочувствовала больным – в ее опыте этого не было, ее этому не научили. Так разносторонне развитый здоровый ребенок недополучил  нечто важное для него духовно. А восполнить это будет непросто.

– Можно и нужно ли формировать у маленького ребенка понятие о грехе, притом, что Церковь до определенного  возраста  не требует от него исповеди?

– Формировать это понятие необходимо, это наша прямая обязанность.  Господь для этого потрудился раньше нас: понятие греха, проступка  в каждом заложено генетически. Подсознательно малыш знает, что такое хорошо и что такое плохо – нашалив, он прячется, как Адам в Раю. Вся самая лучшая детская литература, в том числе и советская, учит добру, самопожертвованию, любви, поэтому читать ее необходимо. Всему этому пытаются учить и родители в виде назидательных бесед, только вот слова, как правило, влетают в одно детское ушко и  вылетают из другого. И это – наша беда, ведь, говоря одно, сами мы делаем абсолютно другое.

Получается, родители «выкладываются» по полной программе, водя своих чад по психологам и педагогам, обустраивая их комфортный быт и обеспечивая благоприятный психологический климат, а целей воспитания все равно не достигают. Штудируя учебники и интернет, подключая к процессу бабушек, нянь и репетиторов, они доводят себя едва ли не до нервного истощения, и – наталкиваются на непреодолимую стену. Какие самые частые жалобы мам специалистам? Жалуются на то, что ребенок грубый, неблагодарный, расторможенный, жестокий, агрессивный, равнодушный к близким, что он не умеет ладить со сверстниками, выкручивается, постоянно лжет. И никто не хочет слышать критики в свой адрес, анализировать свое поведение. А анализировать его стоит.

– Живой пример: старшеклассники готовятся к итоговым экзаменам, учителя вместе с ними корпят над заданиями, решают тесты, проводят занятия  на каникулах, говорят – готовьтесь, списывание исключено. И школьники берутся за голову, начинают штудировать. Но приходит день экзамена, и заботливые  педагоги (авторитетные личности для детей!), заинтересованные в положительных результатах, дают готовые ответы – мол, списывайте, ребята, теперь можно…

– Действительно, абсурдно. Таким образом  мы учим детей грешить – преступать заповедь «не укради» (это же плохо – присваивать чужие знания), учим их лгать (это же не их успехи) и развиваем в них гордыню, ведь мы ставим им за «достижения» четверки и пятерки! Больше того, потом этих мнимых отличников мы приглашаем на школьную сцену – вручаем грамоты, медали, аплодируем, называем гордостью школы…

Что поделаешь, теперь ситуация успеха – основополагающий принцип современного российского образования. Возможно, цель и хороша, но средства не оправданны. Не стоит наивно думать, что при этом мы не делаем ничего плохого – известно, куда ведет дорога, выстеленная благими намерениями.

Есть тут и другая опасность. Малейшая неудача, плохая оценка – и созданные нами же маленькие несчастные гордецы поднимают руку на учителей и сверстников, а то и сводят счеты с жизнью. Вот к чему приводит болезненное детское самолюбие, вскормленное взрослыми. Сколько случаев на слуху!

– Так что же, получается, ребенка вообще нельзя хвалить?

– Хвалить его можно и даже нужно, но не за мнимые успехи и достижения, а за реальные хорошие дела. Сейчас очень популярны портфолио, которые все начинают формировать для ребенка  уже с детского сада. По настоятельному требованию воспитателей мамы и папы  посвящают своим чадам целые альбомы, куда вклеивают фото – каждый крошечный шажок, каждый плюсик: смотри, сынок, вот сколького ты в жизни достиг! А ведь все эти «успехи» – на самом деле, достижения не детей, а самих родителей и педагогов, детям гордиться пока нечем. Так зачем воспитывать эту лишнюю гордыню?

Но правильная похвала, поощрение малышам очень нужны – чтобы не сформировались комплекс неполноценности, ложное чувство вины. Хвалите ребенка часто и от души –  за доброту, сочувствие, самопожертвование, за желание чем-то поделиться. Пожалел котенка? Молодец! Больной бабушке подушку поправил, чай заварил? Умничка! Но меру, конечно,  и здесь нужно знать – важно не перестараться.

– Интересно, что в недалеком прошлом родители уделяли  своим чадам меньше времени и сил, а дети раньше внутренне взрослели, обретали самостоятельность. Получается, тогда к воспитанию подходили проще, но оно было эффективнее? 

– Однозначных выводов тут делать нельзя – другое время, другие семейные отношения, ценности. Наверное, во времена наших прадедов все было и проще, и сложнее. Но мне почему-то  хочется верить, что никакие усилия и добрые намерения родителей даром не пропадут. Господь, как говориться, и намерение целует. А родителям стоит помнить о том, что далеко не все проблемы мы можем и должны решать сами – не все в наших руках. Поэтому в воспитании деток вернее всего полагаться на Его Волю, Его  помощь, и на протяжении всей жизни постоянно внутренне сверяться с Его Словом и деланием – а значит, не ослаблять  внимательной  работы и над своим внутренним миром.

Беседовала Валентина Киденко

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus