Ребенок просит питомца. Учимся ответственности

Ребенок просит питомца. Учимся ответственности

(10 голосов5.0 из 5)

«Мама, я так хочу собаку!» Сколько роди­те­лей вздра­ги­вало от этих слов! Как научить ребенка ответ­ствен­но­сти и не пожа­леть о реше­нии заве­сти питомца? Раз­би­ра­емся с пси­хо­ло­гом Юрием Пожидаевым.

Эту живо­тре­пе­щу­щую тему под­няла оче­ред­ная пере­дача  на радио «Теос» «Фор­мула семьи. Вопросы Юрию Пожи­да­еву задает веду­щая Эль­вира Чипенко.

– Сего­дня у нас хоро­шая тема, при­ят­ная, мяг­кая, пуши­стая: что делать, если ребё­нок про­сит домаш­него питомца.

deti i domashnie zhivotnye - Ребенок просит питомца. Учимся ответственности

Будем сего­дня учиться ответ­ствен­но­сти. У роди­те­лей воз­ни­кает вопрос: как научить ребенка ответ­ствен­но­сти, когда есть такое малень­кое суще­ство, кото­рое про­сит поесть, попить, за кото­рым нужно уби­рать ино­гда, кото­рое нужно выгуливать?

Юрий, у вас есть домаш­ние животные?

– У нас нет домаш­него живот­ного, потому что дети как-то нико­гда и не спра­ши­вали. Может быть, потому, что боятся. До сих пор у нас млад­ший боится собак, он их обхо­дит стороной.

Не было такого запроса. А стар­ший вообще как-то индиф­фе­рен­тен к животным.

У меня такое пред­по­ло­же­ние, что сей­час не все дети хотят живот­ных, как раньше. 

Люди сей­час на свете более ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ные, они сей­час что хотят, смот­рят, во что хотят, играют, и не надо ждать 21:00, чтобы посмот­реть муль­тик «Спо­кой­ной ночи, малыши». 

Нет потреб­но­сти забо­титься, потому что нет вре­мени. Сей­час есть элек­трон­ный аппа­рат, кото­рый заме­няет друга.

– Я, навер­ное, не смогу этого понять, потому что все дет­ство с домаш­ним живот­ным, вер­нее, всю жизнь: у меня сна­чала одна кошечка была, потом был один попу­гай­чик, потом вто­рой, вто­рой котик, и вот сей­час третий.

– И  у меня было много всего, потому что я родился в деревне, там был скот­ный двор. Потом, когда я уже жил в городе, у меня были рыбы, попу­гаи, кенары, вол­ни­стые попу­гай­чики, и чере­паха даже была…

– Насколько полезно для ребёнка иметь домаш­нее животное?

– Полезно.

– Тогда к чему при­ве­дёт то, что сей­час мы не хотим домаш­них живот­ных, или дети не хотят?

– Когда ребё­нок при­хо­дит с запро­сом, что ему нужно домаш­нее живот­ное, то сразу не нужно гово­рить «нет», кате­го­рично – «нет, у тебя аллергия!»

Есте­ственно, что пито­мец – это все­гда уход, мы это пони­маем, и это часто оста­нав­ли­вает родителей.

Потому что, так или иначе, ребё­нок оста­ется ребен­ком, и нужно его учить, нужно уде­лять время, уха­жи­вать, уби­рать, чистить клетки, поку­пать корм. Это понятно.

Но когда ребё­нок при­хо­дит с идеей о живот­ном, вы должны выяс­нить, почему. Он гово­рит: ну, потому что я хочу о ком-то забо­титься. В прин­ципе не надо очень углуб­ляться в поня­тий­ность этого запроса.

В зави­си­мо­сти от воз­раста, конечно же, и ответ дол­жен быть соот­вет­ству­ю­щим. Когда ребё­нок вам обо­зна­чил при­чину, почему он хочет, тогда вы начи­на­ете обго­ва­ри­вать, то есть вы начи­на­ете раз­го­ва­ри­вать по душам, вы не отма­хи­ва­е­тесь от ребёнка.

Какое живот­ное, почему собака, может быть, кошка и так далее. Если у вас ребё­нок аллер­гик, вы имейте это в виду, потому что этот вопрос нужно изучить.

Вы должны быть под­го­тов­лены, если ребё­нок дал такой запрос, и вы зна­ете, что у него аллер­гия, напри­мер, он не может жить рядом с мох­на­тыми кош­ками – тогда нужно поду­мать в сто­рону моих люби­мых сфинксов.

– Это вы гово­рите о том, как посту­пать, если ребё­нок попро­сил домаш­нее живот­ное.  А чем вредно для ребёнка будет отсут­ствие домаш­него животного? 

Вот вы ска­зали, когда домаш­ние живот­ные есть, это полезно. Но мы сей­час видим тен­ден­цию, что запрос на это сни­жа­ется. Чем это чре­вато, если это чем-то чре­вато (может быть, и нет?) 

– Чем полезно – это про­яв­ле­ние заботы. А без этого ребе­нок не научится. Нет, , если, напри­мер, семья боль­шая, то научится, а если ребё­нок один, то было бы здо­рово, если у него был его питомец.

Дети запра­ши­вают, потому что им хочется именно пер­со­наль­ного друга, что-то живое, кото­рое будет их любить, кото­рое будет ждать, кото­рое будет их встре­чать, с кем нужно будет поиг­рать, и про­ис­хо­дит вза­и­мо­связь, когда собака или кошка ста­но­вится другом.

И вот это  уди­ви­тельно, когда ты при­хо­дишь домой, эта собака летит откуда-то, пры­гает на тебя и обли­зы­вает тебя, радуется…

Кстати говоря, вот мы гово­рим по поводу заботы, ведь такое каче­ство, кото­рое мы часто вспо­ми­наем – это ответственность.

Люди сей­час в прин­ципе рас­слаб­лены, и быт в горо­дах обу­строен. И это ответ­ствен­ность, когда ребё­нок знает, что надо покор­мить, надо погу­лять, живот­ные тоже болеют – нужно про­явить сочув­ствие, пони­ма­ние, взять его на руки, отвезти его в вет­ле­чеб­ницу – целый вос­пи­та­тель­ный процесс.

– И ребё­нок под­хо­дит и гово­рит: мама, я хочу хоть котика, или – хочу собачку! У роди­те­лей в голове как раз вот это всё и выстра­и­ва­ется: сколько нужно хло­пот, забот. 

А у детей нет вот этого смыс­ло­вого ряда: собачка, болезни, лече­ние, уборка, выгул, вете­ри­нар и так далее. У них собачка –  и точка. Как пере­дать ребенку, что такое на самом деле заве­сти домаш­нее животное?

– Всё это в про­цессе происходит.

Любовь воз­ни­кает в про­цессе, отно­ше­ния рож­да­ются в про­цессе, и мы должны пони­мать, что этим отно­ше­ниям нужно содействовать. 

Я помню, у меня была овчарка Альма, мне этого кутёнка при­вели, где ни при­ся­дет – там лужа, и я со шваброй ходил посто­янно, это же невоз­можно было.

Но ты любишь, это целый про­цесс, это отно­ше­ние, ты помо­га­ешь ребёнку выра­ба­ты­вать это отно­ше­ние, вер­ность к сво­ему питомцу, потом это пере­хо­дит на чело­ве­че­ские отношения.

d2fonwc5wm4vsfe0oddtvvdnavnzovfatfazzeo1bnvkemryvg5hwkrpbz0 - Ребенок просит питомца. Учимся ответственности

– Сей­час грубо скажу, но пой­мите пра­вильно: питомцы – это тре­ни­ровка перед отно­ше­ни­ями с человеком.

– В какой-то сте­пени – да, потому что это живое существо.

Это суще­ство, кото­рое имеет пси­хику, это суще­ство, кото­рое имеет эмо­ции, потому что все пре­красно знают, что есть норо­ви­тые живот­ные, есть, наобо­рот, более доб­рые, порода ещё немного опре­де­ляет характер.

Но ино­гда бывает бой­цов­ской породы собака, а она очень доб­рая. Она такая страш­ная, а бывает такая «нюня-манюня», такая страш­ная и такая доб­рая, она и гав­кать-то не умеет, ее так вос­пи­тали, и плюс ещё зало­жен харак­тер у этого животного.

– Я знаю, что мно­гие не любят, когда срав­ни­вают живот­ных с детьми. 

Но никуда мы не денемся от одного факта: счи­та­ется, у кошек интел­лект раз­вит на уровне двух­лет­него ребёнка; у собак – на два с поло­ви­ной-три года. 

То есть про­сто перед вами суще­ство с интел­лек­том детей.

– Когда в доме есть живот­ное, то оно мно­гие вопросы сгла­жи­вает, очень много оно помо­гает, даже оно помо­гает выстра­и­вать ком­му­ни­ка­цию между, напри­мер детьми и роди­те­лями, в какой-то степени.

– Это какая-то магия происходит. 

Я пони­маю, о чём вы гово­рите, потому что мы ссо­римся с мужем, захо­дит кот, и мы пере­стаем это делать. 

Не потому, что при коте нельзя ссо­риться, а потому что он пере­клю­чает на себя внимание.

– Обра­щает вни­ма­ние, потому что он забрался тебе на коленки, ты его погла­дила, ты успо­ко­и­лась, отлегло, отпустило.

И, есте­ственно: то что каза­лось вообще неот­вра­ти­мым, ока­за­лось пре­одо­ле­ва­е­мым, и это тоже здорово.

– Мария спра­ши­вает, с чем свя­зан страх собаки у ребёнка или взрос­лого, кото­рого нико­гда не кусали?

– Я думаю, что страх свя­зан с отсут­ствием кон­такта. Это новое, неиз­ве­дан­ное, потому что оно гав­кает, рычит на ребёнка, зубы вот эти, кото­рые больше, чем у папы в три раза, и неясно вообще, что с ним делать.

Это непо­нятно, и поэтому пер­вая реак­ция – это страх. Напри­мер, ребе­нок может быть напу­ган, вы не обра­тили вни­ма­ние, но он это запом­нил: вы зашли в лифт, зашёл кто-то с соба­кой, она гавк­нула пару раз – и этого доста­точно, чтобы ребё­нок напугался.

Она его не уку­сила, но бывают такие собаки, кото­рые гавк­нут – и ты на всю жизнь запом­нил. Это вто­рая причина.

И сле­ду­ю­щая при­чина, я думаю, внут­ри­се­мей­ная, потому что ребё­нок, воз­можно, нахо­дится в каком-то стрессе, между роди­те­лями суще­ствует кон­фликт, и ребё­нок настолько замкнут в себе, он всего боится. То есть нужно ещё смот­реть, что в семье происходит.

Ольга пишет: «У меня дру­гая про­блема – у ребёнка аллер­гия, не можем заве­сти щенка. 

Есть чере­паха, но, конечно, это не собака, дочка хочет гла­дить, чтобы радо­ва­лись её при­ходу, а от чере­пахи, конечно, нет эмо­ци­о­наль­ной отдачи.  Вот, зави­дует всем дру­зьям, у кого есть собаки и кошки». 

В начале нашей пере­дачи Юрий очень кра­сочно рас­ска­зы­вал про сфинк­сов. Ольга, в любом слу­чае для вас есть выход: кошки породы сфинкс, на них нет аллергии. 

–Этот вопрос нужно выяс­нить с вашим леча­щим вра­чом, но здесь нужно нахо­дить какой-то компромисс.

Я знаю людей, кото­рые при­хо­дят кому-то в гости, и если там живёт кошка, они сразу рас­пу­хают. Ходите почаще в зоо­парк, ходите там, где есть живот­ные, пусть ребё­нок на улице, потому что там нет закры­того про­стран­ства и там не такая аллер­гия – не обя­за­тельно ее тис­кать, гла­дить, можно гулять с ней за поводок.

– Илья пишет: «Доб­рый день, я не знаю, как ребё­нок, но я в свои 32 все чаще думаю о питомце, я тоже хотел задать этот вопрос: жены нет, детей нет, а забо­титься о ком-то хочется». 

Мне кажется, ино­гда даже не детям, а взрос­лым нужно живот­ные, и если я пра­вильно пони­маю, есть даже какой-то под­раз­дел в пси­хо­ло­гии, где такая тера­пия с помо­щью домаш­них живот­ных есть.

– Если вы хотите живот­ного, заве­дите его. Моя жена где-то про­чи­тала выска­зы­ва­ние, я думал над ним, сей­час вам скажу, и мне инте­ресно, что вы ска­жете по этому поводу.

Выска­зы­ва­ние заклю­ча­ется в том, что если ты хочешь любить, тогда бери кошку; если ты хочешь, чтобы тебя любили – бери собаку.

– Это правда.

– Илья, нужно, во-пер­вых, опре­де­литься, чего вы хотите. Потому что кошка – это такая дама, или такой кава­лер, кото­рого нужно всё-таки любить, они очень независимые.

Собаки – пре­дан­ные дру­зья, но с соба­кой нужно гулять и так далее.

Эль­вира меня спро­сила по поводу тера­пии. Да, есть такой раз­дел, когда с живот­ными обща­ются – с дель­фи­нами обща­ются, с конями. Детей-аути­стов при­во­дят, они ката­ются на лошади, про­ис­хо­дит взаимосвязь.

Дело в том, что это очень тон­кие мате­рии. Вот когда ты рас­стро­ена, напри­мер, чем-то, при­хо­дит твой кот, он садится тебе на колени, он начи­нает мур­лы­кать. Ты его гла­дишь, и это ока­зы­вает пора­зи­тель­ное вли­я­ние на пси­хику, то есть успо­ко­и­тель­ный эффект. 

Чело­век успо­ка­и­ва­ется – теп­лое, мяг­кое, он сосредотачивается.

Когда  рядом теп­лое, мяг­кое, когда что-то при­ят­ное, то мы начи­наем пере­хо­дить с мыс­лей мрач­ных на более свет­лые, на вос­по­ми­на­ния, это  и есть тера­пия. Но не шоко­вая тера­пия, а некое успокоение.

f723f0f128b5c85ae187e54576137970 cropped 1332x952 - Ребенок просит питомца. Учимся ответственности

А с соба­кой немножко дру­гой эффект. С ней надо играть, с ней надо дви­гаться. Ты пошёл, про­бе­жался куда-то, ей надо палку кидать, она в тебя тычет мор­дой, гавкает. 

Ты с ней, и ты уже всё забыл, она погав­кала, ты её напоил, ты с ней в грязь или в дождь схо­дил погу­лял, потом надо её помыть, и так далее. Всё, ты уже свободен. 

И поэтому осо­бенно интро­вер­там я бы обя­за­тельно посо­ве­то­вал собак или кошек, домаш­них живот­ных, потому что они очень нужны, осо­бенно людям, кото­рые в оди­но­че­стве нахо­дятся, кото­рые в уеди­не­нии, кото­рые при­шли с работы – дома никого нет, а живот­ное ждет, кто-то есть.

Но я всё-таки больше за мле­ко­пи­та­ю­щих. Кстати, птицы тоже при­вя­зы­ва­ются, они умеют раз­го­ва­ри­вать, даже вол­ни­стые попу­гаи. У зна­ко­мой моей мамы был такой попу­гай, она звала его по имени, и он прямо на голову ей садился.

Она была больна, при­ко­вана к постели, к инва­лид­ному креслу, и она нашла с ним ком­му­ни­ка­цию – так инте­ресно. И вот когда ты нахо­дишь ком­му­ни­ка­цию, то пони­ма­ешь: пого­во­рить с соба­кой – это же инте­рес­ная вещь, пого­во­рить с соба­кой – это не сума­сше­ствие, абсо­лютно нет.

– Мало того, что это не сума­сше­ствие. Не сума­сше­ствие – то, что собака отве­чает в ответ. Я сей­час рас­скажу исто­рию, это поразительно! 

Это про­изо­шло в Аме­рике. Одна жен­щина пыта­лась научить собаку про­сить, что она хочет, и она, напри­мер, сде­лала две кнопки: «еда», «вода». И когда собака нажи­мала кнопку «еда», она давала ей еду, и таким обра­зом у собаки фор­ми­ро­вался инстинкт, что это еда, а когда «вода» – зна­чит вода. 

И, в общем, она рас­ши­ряла, рас­ши­ряла, рас­ши­ряла эту панель. 

И вот итог. Жен­щина сидит на диване, собака нажи­мает на кнопку «злой». Она её спра­ши­вает, почему ты злой? Собака нажи­мает на кнопку «чужак». Она гово­рит: где чужак? – за две­рью никого нет.

Собака нажи­мает на кнопку «лапа». У неё была заноза в лапе. Собака ска­зала жен­щине о том, что у меня в лапе что-то мне мешает, и из-за этого я злюсь. Это про­сто невероятно! 

Когда мы гово­рим, что у собак интел­лект трех­лет­них детей, это не шутки, вот дока­за­тель­ство. Про­сто они по-дру­гому устро­ены, они нико­гда не буду гово­рить, как люди. 

– Да, это уди­ви­тельно. Но вот еще важ­ный момент. Мы как-то должны нести ответ­ствен­ность, потому что, когда весна, снег ухо­дит, столько всего обна­ру­жи­ва­ется во дво­рах, и хоте­лось бы, чтобы мы были такими при­лич­ными това­ри­щами, кото­рые уби­рают за сво­ими питомцами.

– Сооб­ще­ние от Алекса: «Дочь про­сила собаку, жена завела, хотя я был про­тив. На про­тя­же­нии года выгу­ли­вал собаку я. Теперь я отка­зался от этой “почет­ной” обя­зан­но­сти. Что делать с собакой?»

– Это грустно. Собака при­вы­кает к хозя­е­вам. Отдайте её в приют, там ей най­дут новых хозяев, это самое гуманное.

Одна наша род­ствен­ница этим зани­ма­ется, они нахо­дят котят, или кошек, или собак, там есть приют, они где-то ищут спон­со­ров, и так далее.

И когда в Самару при­ез­жает Алек­сандр Васи­льев – исто­рик моды, то наша род­ствен­ница с ним зна­кома, она его зовет куда-то, берёт несколько питом­цев, он с ними фото­гра­фи­ру­ется, она потом это раз­ме­щает в интер­нете, и этих питом­цев быст­рее берут.

Есть такие спе­ци­аль­ные интер­наты, или такие при­юты, где могут найти, подо­брать хозяина.

Не бро­сайте, только, пожа­луй­ста, ее, потому что собаки очень сильно стра­дают, они очень сильно ску­чают без чело­века. Конечно, будет адап­та­ци­он­ный период, когда вы отдали собаку.

Я не знаю, какая – круп­ная или малень­кая собака, ста­рая, моло­дая, но очень печально, когда бремя ответ­ствен­но­сти легло на вас, а вы почему-то взяли это бремя и не помогли ребенку всё-таки, чтобы эта была вза­и­мо­связь между ребён­ком и между собакой.

– Мы на этом при­мере раз­бе­рем эти вещи. Во-пер­вых, муж был про­тив – жена завела. Так нельзя посту­пать. Не потому, что жена обя­зана слушаться.

–У вас какие-то слож­но­сти в ком­му­ни­ка­ции с вашей супру­гой. То есть ваша супруга, по всей види­мо­сти, ваше мне­ние почему-то игно­ри­рует, хоте­лось бы спро­сить, почему. Ну, я сей­час начи­наю «копать», но это такой хоро­ший вопрос для вас.

– «Дочь про­сила, жена завела, я был про­тив» – есть ощу­ще­ние, что дочери не объ­яс­нили, что собака – это обя­зан­но­сти, обя­зан­но­сти, обя­зан­но­сти и ответственность. 

Видимо, либо чуть-чуть объ­яс­нили, либо совсем не объ­яс­нили, что такое ответ­ствен­ность и как уха­жи­вать за домаш­ним питомцем. 

Как избе­жать подоб­ных ситуаций?

– Прежде чем заво­дить собаку, всё обго­ва­ри­ва­ется. Нужно выяс­нить, почему ребё­нок хочет собаку или кошку, или кого-то ещё. Потому что у друга есть, потому что – что?..

Ты одна в семье – это уже такая при­чина, доста­точно вес­кая. Хорошо, ты одна в семье – зачем тебе нужно? Ребё­нок это рассказал.

Потом, когда мы поняли, что у ребёнка есть запрос, потом мы начи­наем объ­яс­нять, что это зна­чит, и подробно объ­яс­няем. Даже ходим на улицу и пока­зы­ваем, и всё осталь­ное, мы подробно объ­яс­няем, что это.

Что с соба­кой нужно гулять, если ты хочешь такую собаку, нужно чесать, нужны при­вивки, нужно то, нужен ков­рик, нужен лоток, нужно ее при­учить, если это малень­кая соба­чонка и так далее. Всё это ребёнку объясняется.

Я вам сего­дня ска­зал, что это про­ис­хо­дит в про­цессе. При­вы­ка­ние про­ис­хо­дит в про­цессе, и дружба орга­ни­зу­ется в про­цессе. Почему? Потому что это как игрушка.

Вот когда игрушка есть (я на своем млад­шем это заме­тил) – вот у него есть новая машина, он её берёт, он играет только с ней. Он её отра­бо­тал, он её отыг­рал, теперь ему нужна новая машина, всё, он её освоил.

– И если такой под­ход к домаш­нему живот­ному – это катастрофа.

– Конечно. И это ката­строфа, потому что это живое, а это не живое. Ребё­нок пока ещё не пони­мает этого. Он поиг­рал, он схо­дил, ему было это в радость, ему было хорошо. Всё. Он устал, он умо­рился, он уже больше не хочет.

И поэтому надо начи­нать пра­вильно. Этот бед­ный муж­чина остался с этой соба­кой, ему уже самому не хочется. Невоз­можно заста­вить любить. Роди­тели должны участ­во­вать в том, чтобы ребё­нок полю­бил этого живого питомца.

– А можно это сде­лать, если вот отыг­рал, как вы сказали?

– Это очень трудно, если отыг­рал, потому что он пере­клю­ча­ется на что-то другое.

Если роди­тели ничему этому не содей­ство­вали, если сразу ответ­ствен­ность пере­легла на папу, то в мозге такое сфор­ми­ро­ва­лось пони­ма­ние, что это папина собака, это не моя собака, это твой кот, это не мой кот.

И если твой, а не мой кот забо­лел – ну, забо­лел, ну, ладно, помрет, ничего страш­ного. А ты по-дру­гому будешь отно­ситься. Я думаю, что прак­ти­че­ски уже будет  сложно что-то сде­лать, потому что, когда про­цесс закон­чился, всё, гештальт закрыт, всё.

– Я хотела пред­ло­жить один спо­соб, но пони­маю, что это только хуже. Напри­мер, если ребё­нок согла­сился, что он будет уби­рать за соба­кой, выгу­ли­вать её, и тут он в какой-то момент гово­рит: нет, я не пойду – не буду выгу­ли­вать животное. 

Может, живот­ное схо­дит по своим делам дома, и  ребё­нок уви­дит последствия?

– Дети намного жестче, чем взрос­лые, и поэтому, ты пони­ма­ешь, что тут и банки при­вя­зы­вают, и жгут, и что только не делают. Поэтому из этого может вырасти ненависть.

– Есть ли инструк­ция, как под­го­то­вить ребенка к появ­ле­нию домаш­него животного?

– Пер­вое – обя­зан­но­сти, то есть, что он дол­жен делать.

Вы сна­чала кон­тро­ли­ру­ете и помо­га­ете, и не уста­вайте объ­яс­нять и подсказывать.

С пер­вого раза, если ребё­нок малень­кий, он не пони­мает, и это нужно, чтобы навык раз­вился, поэтому вам нужно тер­пе­ние. Не забы­вайте об этом – терпение.

Ребе­нок может отвлечься, ребё­нок может быть забыть, засмот­реться муль­ти­ков и так далее и тому подоб­ное. Поэтому это сов­мест­ная ответ­ствен­ность, но в начале вашей ответ­ствен­но­сти гораздо больше, чем ребенка, его к этому нужно привести.

Сле­ду­ю­щий момент – это режим дня. Вы должны понять, что у ребёнка режим дня, и у питомца режим дня. Утром рано надо выгу­ли­вать. Ребё­нок дол­жен знать, что вста­вать нужно будет на 20 минут раньше, и режим кор­рек­ти­ру­ется в связи с этим, всё это вно­сится в кален­дарь, в рас­пи­са­ние, кото­рое висит. Вообще, кстати говоря, режим для детей нужен.

Я вам как пси­хо­лог говорю: обя­за­тельно нужен режим. Если ребе­нок не высы­па­ется, если ребе­нок долго сидит за ком­пью­те­ром – будут про­блемы. С позво­ноч­ни­ком про­блемы, с эмо­ци­ями про­блемы, и дру­гие проблемы. 

Поэтому вы должны пони­мать: как раз пито­мец, осо­бенно собака, помо­гает уста­но­вить режим дня. 

Потому что его нужно выгу­лять, по край­ней мере, мини­мум два раза, если я не оши­ба­юсь, или три, если выгу­ли­вать нужно собаку, поэтому ребё­нок идёт и выгу­ли­вает, и сам при этом гуляет. 

Лучше всего отправ­ляйте его без теле­фона, без какого-то ком­му­ни­ка­тора, если вы не бои­тесь, что его укра­дут вме­сте с соба­кой. Ну, а если там буль­те­рьер, то, навер­ное, с без­опас­но­стью всё хорошо.

Нужно также объ­яс­нить, что у собаки или у кошки может быть пло­хое настро­е­ние, может быть потеря аппе­тита, может быть недо­мо­га­ние, и его лучше не тре­во­жить; что если что-то не так, напри­мер, нужно об этом ска­зать роди­телю, что есть вет­ле­чеб­ница, объ­яс­нить, что такое при­вивки, какие при­вивки и ребёнка погру­зить во всё это.

– Давайте пого­во­рим  про плюсы и минусы.

– Я думаю, что когда пито­мец в доме, больше плю­сов. Вы должны сразу это понять. Потому что ребё­нок учится заботе, ребё­нок учится ответ­ствен­но­сти, ребё­нок пони­мает, что такое любить, что такое защи­щать кого-то, стро­ить взаимоотношения.

Так или иначе, есть опре­де­лен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния, то есть эта ком­му­ни­ка­ция появ­ля­ется между соба­кой и между ребёнком.

Мы гово­рим о поня­тии дружбы, вер­но­сти, а вот собака – это самое то. Потому что это пре­дан­ное, это вер­ное, и ребё­нок пони­мает: друг дол­жен быть такой, как твоя собака. 

Я думаю, что чело­век, у кото­рого есть живот­ное, ста­но­вится глубже, более про­ни­ца­тель­ным чело­ве­ком, более наблю­да­тель­ным к живот­ным, к живот­ному миру, кото­рый есть у него. 

Не таким абсо­лютно индиф­фе­рент­ным, не абсо­лютно отстраненным. 

Теперь минусы. Минусы, я думаю, рож­да­ются тогда, когда живот­ное навя­зано. Напри­мер, вы зна­ете, что вот у вас была кошка, вы любили кошку, и вы дарите сво­ему ребенку кошку или собаку.

А он этого не про­сил, он к этому не готов. Я думаю, что тогда ребё­нок столк­нется с какими-то про­дук­тами жиз­не­де­я­тель­но­сти – не только с какими-то вещами, кото­рые, если это собака, она может раз­грызть, попор­тить имущество.

Я сей­час не говорю про мате­ри­аль­ный ущерб, я про­сто говорю про отно­ше­ния «ребё­нок и живот­ное», и тогда это в минус.

Ино­гда люди, роди­тели, может быть, руко­вод­ству­ются какими-то прин­ци­пами, они бой­цов­скую собаку берут. И мы знаем такие слу­чаи, когда собаки могут уку­сить, и вообще ещё страш­нее бывают случаи.

Слу­ча­ется, заво­дят собаку, ею не зани­ма­ются, а у каж­дой породы дол­жен, будем так гово­рить, тех­ни­че­ский пас­порт, кото­рому она соответствует. 

И вы пони­ма­ете, что собака невос­пи­тан­ная – угроза для детей. Ребё­нок к ней потя­нулся, она тяп­нула его за палец – и пальца нет. 

Или она зарев­но­вала, напри­мер, или что-то ещё. Слу­чаи с соба­ками бывают очень страш­ные, к сожа­ле­нию. И не только с соба­ками, с какими-то дру­гими питом­цами, со зме­ями, и ещё.

Порой какая-то фило­со­фия есть у чело­века, он берёт это домаш­нее живот­ное и не пони­мает, что, напри­мер, если это хищ­ник или не одо­маш­нен­ное живот­ное, то это может при­не­сти колос­саль­ную потерю или колос­саль­ную какую-то про­блему в семью.

– Давайте под­во­дить итог. 

Я, конечно, руками ногами и всем серд­цем за то, чтобы у ребенка было домаш­нее живот­ное, но только если ребё­нок сам этого хочет и пони­мает, зачем это ему. И чтобы это не было, как вы при­вели при­мер: наиг­рался и хватит. 

Я как раз тот ребё­нок, кото­рый очень хотел домаш­нее живот­ное, у меня нет бра­тьев и сестер, и у меня роди­тели были на работе, я при­хо­дила из школы, ещё несколько часов  одна дома. 

Ну, понятно, уроки, теле­ви­зор, но ты захо­дишь в пустую квар­тиру. А тут есть суще­ство, кото­рое тебя ждёт, пони­ма­ете, ждёт!

– Дру­зья мои, хочется ска­зать напо­сле­док, что когда семья ста­но­вится больше – с опре­де­лен­ным усло­вием, – это здорово.

И когда она ста­но­вится больше на питомца, это здо­рово, и когда вся семья в этом участ­вует, это вообще вели­ко­лепно. Потому что питомцы больше при­но­сят плю­сов, чем мину­сов. Это такое общее дело, направ­лен­ное на спло­че­ние семьи.

Ауди­о­за­пись про­граммы на радио «Теос»

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки