Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания

Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания

(4 голоса4.0 из 5)

А кто соблаз­нит одного из малых сих, веру­ю­щих в Меня, тому лучше было бы, если бы пове­сили ему мель­нич­ный жер­нов на шею и пото­пили его во глу­бине морской.
(Мф. 18, 6)

О повре­жде­нии дет­ской души в послед­ние вре­мена гово­рится в про­стран­ной книге «Посмерт­ных веща­ний» пре­по­доб­ного Нила Миро­то­чи­вого, Афон­ского подвиж­ника ХVI сто­ле­тия. В ней свя­той Нил сви­де­тель­ствует, что самое невин­ное и неж­ное — наши дети — в конце вре­мен пре­взой­дут своей зло­бой и лукав­ством не только взрос­лых, но и демо­нов. И настолько зло­ухищ­ренны будут мысли и дея­ния под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния, про­ро­че­ствует свя­той Нил, что пад­шей силе даже и не пона­до­бится иску­шать детей внеш­ними при­ман­ками. Они будут по сво­бод­ному про­из­во­ле­нию выпол­нять все то, чего диа­вол хотел бы от них добиться с помо­щью своих слу­жи­те­лей — злых духов.

Ана­ли­зи­руя нрав­ствен­ное состо­я­ние школы в раз­лич­ных стра­нах мира, мы можем кон­ста­ти­ро­вать, что ближе всего к опи­сан­ной печаль­ной пер­спек­тиве стоит самая про­грес­сив­ная в мире страна — Аме­рика. Та самая страна, кото­рая сего­дня пыта­ется «помочь» нашему небо­га­тому мате­ри­ально госу­дар­ству про­фи­нан­си­ро­вать про­грамму так назы­ва­е­мого сек­су­аль­ного про­све­ще­ния школь­ни­ков. По сви­де­тель­ству аме­ри­кан­ских спе­ци­а­ли­стов, изу­ча­ю­щих школь­ное дело, госу­дар­ствен­ная школа в Аме­рике погибла, и погибла окон­ча­тельно. Здра­во­мыс­ля­щие люди (и не только веру­ю­щие) ста­ра­ются упо­тре­бить все уси­лия, чтобы не отда­вать ребенка в госу­дар­ствен­ную школу, но либо вос­пи­ты­вать дома, либо част­ным обра­зом. Более 80 про­цен­тов детей, закон­чив аме­ри­кан­скую госу­дар­ствен­ную школу, встре­чают боль­шие труд­но­сти в осмыс­ле­нии худо­же­ствен­ного тек­ста на англий­ском языке; около 90 про­цен­тов аме­ри­кан­ских юно­шей и девиц не могут осво­ить тех­ни­че­ский текст. Отчего это про­ис­хо­дит? Не только оттого, что учи­теля бес­та­ланны, но более всего из-за паде­ния нрав­ствен­ной атмо­сферы в школе, кото­рая цели­ком и пол­но­стью нахо­дится в зави­си­мо­сти от про­граммы сек­су­аль­ного вос­пи­та­ния, а лучше ска­зать, рас­тле­ния детей.

Европа, к сожа­ле­нию, близка в этом отно­ше­нии к Аме­рике, ибо сей­час и во Фран­ции, и в Дании, и в Гол­лан­дии дети вто­рого-тре­тьего класса обя­заны посе­щать уроки, где с помо­щью муля­жей и внеш­них изоб­ра­зи­тель­ных средств дипло­ми­ро­ван­ные раз­врат­ники (так их назо­вем с хри­сти­ан­ской точки зре­ния) учат детей тому, что должно про­ис­хо­дить с парт­не­рами, меня­ю­щими друг друга, как перчатки.

Сей­час этот экс­пе­ри­мент уже начи­нают про­во­дить в неко­то­рых «пере­до­вых» шко­лах Москвы и дру­гих горо­дов Рос­сии. Нам стало известно, что во мно­гих отде­лах рай­он­ного обра­зо­ва­ния уже скла­ди­ро­ваны соот­вет­ству­ю­щие учеб­ники, богато иллю­стри­ро­ван­ные, равно как и за госу­дар­ствен­ный счет постав­лен­ные кон­тра­цеп­тивы, кото­рые должны будут рас­про­стра­няться среди детей либо после посе­ще­ния этих заня­тий, либо одно­вре­менно со школь­ными обе­дами, что уже имеет место в одной мос­ков­ской школе.

Итак, мое малень­кое слово посвя­щено уро­кам цело­муд­рия как основе нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния лич­но­сти. В наше весьма неце­ло­муд­рен­ное время, думаю, нелишне напом­нить о том, что вели­чай­шие уче­ные, гении тех­ни­че­ской мысли, мно­гие дея­тели искус­ства, не говоря уже о духов­ных учи­те­лях чело­ве­че­ства, как пра­вило, были морально чисто­плотны; явля­ясь вер­ными мужьями своих жен, они всей своей жиз­нью испо­ве­до­вали высо­кую нрав­ствен­ную, духов­ную культуру.

К чему ведет неце­ло­муд­рие, поло­вая рас­пу­щен­ность, вам хорошо известно. Но все-таки нужно об этом говорить.

Сей­час мно­гие свет­ские врачи про­по­ве­дуют нашим детям, что руко­блу­дие (Быт. 38, 4–10) — вещь совер­шенно есте­ствен­ная, доз­во­лен­ная и даже необ­хо­ди­мая для пра­виль­ного поло­вого раз­ви­тия. Нет! И три­жды нет! Можно ли при­знать полез­ным то, что ведет к импо­тен­ции, иди­о­тизму, дегра­да­ции личности?

Плот­ский грех свя­зан с поте­рей дев­ства, невин­но­сти, цело­муд­рия, что имеет и свои послед­ствия — духов­ные, меди­цин­ские и нравственные.
Духов­ные послед­ствия. Плот­ский грех, осу­ществ­лен­ный сна­чала в мысли, а потом и на деле (име­ется в виду все, лежа­щее вне Богом бла­го­сло­вен­ного супру­же­ства), отлу­чает нашу при­роду от веч­ной жизни и в пря­мом и в пере­нос­ном смысле ввер­гает ее в тем­ное цар­ство веч­ного отчуж­де­ния от Бога. Цер­ковь на про­тя­же­нии всего сво­его исто­ри­че­ского бытия назна­чала стро­гое нака­за­ние для блуд­ни­ков, хотя нико­гда ни один из Свя­тых Отцов не писал об осо­бых нака­за­ниях для дет­ских пре­ступ­ни­ков в этой обла­сти. Оче­видно, ни Иоанн Зла­то­устый, ни Васи­лий Вели­кий — вели­кие хри­сти­ан­ские учи­теля IV сто­ле­тия — не могли так зримо, так ося­за­тельно пред­ви­деть то, что надви­га­ется сего­дня на наших детей. Не соби­ра­ется ли ныне Меж­ду­на­род­ная ассо­ци­а­ция пла­ни­ро­ва­ния семьи и ее рос­сий­ский вари­ант, сестра-фирма, допол­нить и раз­вить закон об отлу­че­нии школы, детей от Церкви и от Бога? Не хочет ли, изгнав из учи­лищ и школ свя­щен­ни­ков, еще и зама­рать души и тела детей блуд­ной мер­зо­стью? Нелиш­ним будет напом­нить, что в 1918 году Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­из­несла ана­фему на всех пособ­ни­ков ленин­ского декрета «Об отде­ле­нии Церкви от госу­дар­ства и школы от Церкви».
К духов­ным послед­ствиям этого греха сле­дует отне­сти также общее рас­тле­ние чело­ве­че­ской при­роды и невоз­мож­ность вступ­ле­ния согре­шив­ших блуд­ным гре­хом хри­стиан на слу­же­ние Церкви, ибо пас­тыр­ское слу­же­ние тре­бует непре­менно непо­роч­но­сти. А ведь если никто из наших детей не захо­чет стать свя­щен­ни­ком, мона­хом, матуш­кой — женой свя­щен­ника, то где же нам взять интел­лек­ту­аль­ные, нрав­ствен­ные силы для про­све­ще­ния народа? Грехи неве­рия и блуда нахо­дятся в тес­ной вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти. Об этом сви­де­тель­ствует Еван­гель­ская притча о блуд­ном сыне. Помните: он отвер­нулся от отца и, взяв пожитки, уйдя из отчего дома, рас­то­чил име­ние с блудницами.

Так что отчуж­де­ние обще­ства от Бога дости­га­ется с рав­ным успе­хом как систе­мой пого­лов­ного ате­изма, так и насаж­де­нием поло­вой рас­пу­щен­но­сти в демо­кра­ти­че­ском обще­стве, где дано «всем цве­там рас­пус­каться под солн­цем», в том числе и «цве­там зла».

Послед­ствия меди­цин­ского, физио­ло­ги­че­ского харак­тера. Совре­мен­ная наука слиш­ком про­све­щена каса­тельно этих послед­ствий. Спе­ци­а­ли­стам изве­стен закон телегонии.

Закон этот имеет силу и в чело­ве­че­ском обще­стве. Выра­жа­ется он в том, что лишив­ший девицу невин­но­сти чело­век (как пра­вило, это бывают люди цинич­ные, раз­врат­ные, нечи­стые, боль­ные) отра­вит ей всю после­ду­ю­щую жизнь, и не только ей, но и ее детям. Дело в том, что клетки, про­ник­шие через есте­ство пре­лю­бо­дея в лоно неза­дач­ли­вой, роман­ти­че­ски настро­ен­ной или вовсе лишен­ной веры девушки, оста­ются там деся­ти­ле­ти­ями (а не 2–3 дня!), затем они всту­пают в еди­но­бор­ство с пло­дом, кото­рый забла­го­рас­су­дится когда-то зачать этой потре­пан­ной жиз­нью душе. Вот одна из основ­ных при­чин врож­ден­ных болез­ней детей, начи­ная с рас­строй­ства нерв­ной системы и кон­чая повы­шен­ным внут­ри­че­реп­ным дав­ле­нием, недо­раз­ви­то­стью, болез­нью Дауна и про­чими бедами.

Без­условно, поло­вая рас­пу­щен­ность, кото­рую ныне хотят навя­зать рос­сий­ской школе, выра­зится в ущерб­но­сти, деге­не­ра­ции, вырож­де­нии мен­таль­ных и физи­че­ских спо­соб­но­стей. Инте­ресно, что у свя­того Нила Миро­то­чи­вого эти послед­ствия дета­ли­зи­ру­ются, он гово­рит, что люди будут очень малень­кого роста, про­сто кар­лики. Если вам слу­ча­лось путе­ше­ство­вать по рус­ской деревне, вы не могли не обра­тить вни­ма­ния на крайне низ­кий рост сель­ской моло­дежи. При­чина этому — раз­вра­щен­ность дере­вен­ских нра­вов, куре­ние, вино­пи­тие, с дет­ских лет при­ви­ва­е­мые подросткам.

Неужели нас дей­стви­тельно ожи­дает то, что явля­ется печаль­ной реаль­но­стью в США? Один из вид­ных аме­ри­кан­ских социо­ло­гов ска­зал, что аме­ри­кан­ская школа ныне как будто бы поста­вила задачу выпус­кать из своих недр бал­бе­сов и деби­лов. И если эта нация (коль скоро будем счи­тать аме­ри­кан­цев нацией) допус­кает теперь в армию гомо­сек­су­а­ли­стов, если нет у нее здо­ро­вых людей для защиты, то оче­видно, что про­ро­че­ства пре­по­доб­ного Нила в пол­ной мере сбу­дутся над жерт­вами тех, кто ныне за счет запад­ных финан­сов пыта­ется совер­шить сек­су­аль­ную рево­лю­цию и в нашем, столь пре­крас­ном еще, столь уди­ви­тель­ном обще­стве, о чем можно судить по лицам собрав­шихся здесь людей.

Важно упо­мя­нуть еще об одном факте: все эти кам­па­нии с кон­тра­цеп­ти­вами для малень­ких при­вели в Аме­рике к ужа­са­ю­щему росту абор­тов! Таким обра­зом, на прак­тике они полу­чили то, про­тив чего на сло­вах борются.

Вчера в мос­ков­ском Доме дружбы про­хо­дила закры­тая кон­фе­рен­ция, на кото­рую нельзя было попасть ни одному свя­щен­нику. На этой кон­фе­рен­ции, назы­вав­шейся «Пла­ни­ро­ва­ние семьи: вчера, сего­дня, зав­тра», состав­ля­лось обра­ще­ние к пра­ви­тель­ствен­ным инстан­циям с целью ско­рей­шего внед­ре­ния в наши школы про­грамм «сек­су­аль­ного просвещения».

Ска­жем, нако­нец, и о нрав­ствен­ных послед­ствиях плот­ской рас­пу­щен­но­сти. Любой свя­щен­ник об этом знает лучше врача, потому что свя­щен­ники зани­ма­ются нрав­ствен­но­стью, так ска­зать, про­фес­си­о­нально и посему им легко, хотя и горько, делать выводы. Раз­врат прежде всего отра­жа­ется на складе чело­ве­че­ской души, душа теряет при­род­ные, Богом дан­ные доб­ро­де­тели: ясность ума, уме­ние схва­ты­вать изу­ча­е­мый мате­риал на лету, про­ни­ца­тель­ность, свой­ствен­ную дет­ской пси­хо­ло­гии, радость сердца и пере­жи­ва­ние каж­дого мига как пол­ноты бытия — все то, что, соб­ственно, и делает дет­ство счаст­ли­вым. Детям при­суща уди­ви­тель­ная телес­ная дина­мика. Почему они посто­янно пры­гают, бегают, почему они не хотят знать ни мину­точки покоя? Потому что тело для них — это под­жа­рый араб­ский ска­кун, инстру­мент, через кото­рый про­яв­ляет себя душа в окру­жа­ю­щем ее мире. Если вы когда-нибудь обща­лись с блуд­ни­ками, раз­врат­ни­ками, то, пола­гаю, заме­чали у них некую том­ность, рас­слаб­лен­ность телес­ных чле­нов, смер­де­ние телесно-душев­ного орга­низма; они ожи­вают только тогда, когда пред­мет стра­сти вырас­тает перед их глазами.

О нрав­ствен­ных послед­ствиях плот­ской рас­пу­щен­но­сти осо­бенно крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует цинизм. Цинизм — неве­рие в свя­тое — не может обой­тись без оне­гин­ского сплина, печали, тоски, уны­ния, дохо­дя­щих мало-помалу до отча­я­ния и суи­ци­даль­ного ком­плекса. Когда мы, свя­щен­ники, на испо­веди узнаем о попыт­ках само­убий­ства, то убеж­да­емся: как пра­вило, нало­же­ние на себя рук про­во­ци­ру­ется блуд­ными дра­мами и паде­ни­ями, кото­рыми, к сожа­ле­нию, богата жизнь совре­мен­ного человека.

Поло­вая рас­пу­щен­ность ведет к вырож­де­нию меж­лич­ност­ного обще­ния. Не будем роман­ти­ками, на Западе в учеб­ни­ках по «поло­вому» вос­пи­та­нию пред­ла­га­ются и вари­а­тив­ные отно­ше­ния с парт­не­рами одного и того же пола. Там ведь пол­ная «демо­кра­тия» в обла­сти поло­вой жизни.

Нрав­ствен­ные послед­ствия гре­хов­ного образа мыс­лей и жизни ска­зы­ва­ются в одер­жи­мо­сти, кото­рую фран­цузы назы­вают «obsession» — «одер­жи­мость стра­стью». Чело­век не вла­деет собой, голос разума смол­кает; похоть, заби­ра­ясь в свя­ти­лище души, при­во­дит к агрес­сии, росту изна­си­ло­ва­ний, без­об­раз­ным сце­нам, кото­рые пре­вра­щают место собра­ний таких одер­жи­мых лич­но­стей в сваль­ный грех. Мы, свя­щен­ники Москвы, уже знаем, к несча­стью, как в шко­лах, где адми­ни­стра­ция совсем не сле­дит за нрав­ствен­ным вос­пи­та­нием уча­щихся, под­ростки средь бела дня тво­рят скверну в туа­ле­тах со сво­ими же одноклассницами.

Один зна­ко­мый мне биз­нес­мен, дело­вой чело­век, как-то ска­зал: «С нем­цами я готов иметь дело и заклю­чать тор­го­вые кон­тракты, с фран­цу­зами — нико­гда». — «Почему так?» — «Потому что у нем­цев семей­ные доб­ро­де­тели на высоте, у фран­цу­зов же даже самые сим­па­тич­ные пре­зи­денты, в том числе и скон­чав­шийся недавно почти наци­о­наль­ным героем, изме­няют и не счи­тают это гре­хом. Если чело­век изме­няет самому люби­мому и близ­кому суще­ству, неужто он не будет изме­нять мне, слу­чай­ному тор­го­вому партнеру?»

Все пере­чис­лен­ное озна­чает гибель: поли­ти­че­скую, эко­но­ми­че­скую, мораль­ную, духов­ную, и мы с вами тому сви­де­тели. (Помните, как был вве­ден в древ­ний город Тро­ян­ский конь? Тихо, неза­метно!) Учи­теля, педа­гоги суть страж­ники, они стоят на страже дет­ской души. Сле­до­ва­тельно, и отве­чать всем нам при­дется: при­ла­гали уси­лия или нет в борьбе с оче­ред­ной импор­ти­ро­ван­ной напа­стью. Но все-таки мне не хоте­лось бы гово­рить только об ужа­сах, ведь тема моего доклада: «Уроки цело­муд­рия как основа нрав­ствен­ного воспитания».

Думаю, что глав­ное в деле при­ви­тия цело­муд­рия — это лич­ность учи­теля. «В сооб­ща­ю­щихся сосу­дах, — гово­рит Пас­каль, — уро­вень жид­ко­сти оди­на­ко­вый». Если учи­тель не доро­жит семьей, не любит самого слова «цело­муд­рие», то ника­кие учеб­ники, даже самые пре­крас­ные, не помогут.

Сей­час, к сожа­ле­нию, наблю­да­ется опас­ная тен­ден­ция — демо­кра­ти­за­ция основ школь­ного про­цесса. В школу при­хо­дят моло­дые учи­теля, кото­рые не счи­тают нуж­ным носить пиджак, белую рубашку, гал­стук (как в ста­рое доб­рое время). Они наме­ренно сокра­щают дистан­цию между учи­те­лем и уче­ни­ком, под­час строят учеб­ный про­цесс не сози­дая, а раз­ру­шая, пре­вра­щают урок в якша­ние с теми, кого должны были бы до себя поднимать.

Дирек­тору необ­хо­димо обра­тить вни­ма­ние на духов­ный, нрав­ствен­ный порт­рет того учи­теля, кото­рый несет детям слово о добре, о душе, о Боге. Если урок будет пре­по­да­вать жен­щина, кото­рая испол­нена веры в Бога, если она морально чисто­плотна, если для нее чадо­ро­дие не про­кля­тие, а бла­го­сло­ве­ние, то, конечно, слова ее, самый облик, атмо­сфера, ее окру­жа­ю­щая, словно маг­нит, при­вле­кут к себе даже рас­пу­щен­ных детей, не полу­чив­ших того, что нужно, дома, в семье. Такой учи­тель, без­условно, пони­мает, что не школа, а дом фор­ми­рует вкусы, пове­де­ние и лич­ность ребенка. Убеж­ден, что именно учи­тель-хри­сти­а­нин при­зван содей­ство­вать воцер­ко­в­ле­нию родителей.

Когда мы при­ве­дем роди­те­лей на первую испо­ведь, когда роди­тели пока­ются в гре­хах своей юно­сти и полу­чат пра­виль­ное пред­став­ле­ние о жизни чело­века, о хри­сти­ан­ской семей­ной этике, можно будет о чем-то гово­рить, за что-то бороться, ибо все эти горе-про­граммы, как вирус, рас­про­стра­ня­ются в Рос­сии именно потому, что почва бла­го­при­ятна. Труп­ный запа­шок сла­до­стра­стия витает сего­дня над нашими домами, а свя­тая область чадо­ро­дия, супру­же­ской жизни пре­вра­щена у самых, кажется, бла­го­на­ме­рен­ных людей в раз­врат, строго осуж­да­е­мый свя­тыми отцами. Итак, про­све­ще­ние роди­те­лей через педа­гога-хри­сти­а­нина — это дело, и дело вели­кое. Пусть каж­дый осо­знает себя подвиж­ни­ком на этом поприще.

Сле­ду­ю­щий малень­кий шаг в уроке цело­муд­рия — это внеш­ний вид уча­щихся. Болез­ненно мы, педа­гоги, пере­жи­вали уни­что­же­ние формы в наших шко­лах. Ведь при­зна­емся, совет­ская школа полу­чила в насле­дие от рус­ской школы некое пури­тан­ство. Бла­го­даря этому она была и еще оста­ется несрав­ни­мой со шко­лами аме­ри­кан­скими, япон­скими, гол­ланд­скими и иными. Вот почему во мно­гих пра­во­славно ори­ен­ти­ро­ван­ных гим­на­зиях умные дирек­тора по совету свя­щен­но­слу­жи­те­лей (кото­рые сами в форме ходят), идут на рас­ходы и вновь вво­дят школь­ную форму. Рус­ский мыс­ли­тель свя­щен­ник Павел Фло­рен­ский не слу­чайно ска­зал, что одежда — это про­дол­же­ние лич­но­сти. Ребе­нок в школь­ной форме ощу­щает себя школь­ни­ком, уче­ни­ком, частич­кой школь­ного орга­низма. Школь­ная форма дей­стви­тельно от чего-то предо­хра­няет, обу­слов­ли­вает опре­де­лен­ным обра­зом пове­де­ние учащегося.

Сле­ду­ю­щее, на что мы должны обра­щать вни­ма­ние (сколько будет в наших силах) — этособлю­де­ние детей от раз­вра­ща­ю­щих зре­лищ и дур­ных сооб­ществ, пор­тя­щих «бла­гие нравы», по слову апо­стола Павла. Задача почти невы­пол­ни­мая, потому что ныне наши дома осквер­нены тем, что име­ну­ется пош­ло­стью. Пре­крас­ную фор­му­ли­ровку пош­ло­сти дал Дмит­рий Сер­ге­е­вич Мереж­ков­ский, боль­шой пута­ник в обла­сти рели­ги­оз­ного созна­ния, но чело­век эсте­ти­че­ски и фило­ло­ги­че­ски очень чут­кий: «По(шло то, что пошло(», то есть начало коче­вать и бро­дить по серд­цам и голо­вам мно­же­ства людей. Цар­ство Хамово, кажется, ныне зани­мает, как нико­гда, проч­ное поло­же­ние в обще­стве, а седа­ли­щем своим оно имеет наши сердца, сердца людей, у кото­рых за крат­кое время пони­зи­лись все кри­те­рии оце­нок: эти­че­ские, эсте­ти­че­ские, духовные.

Итак, нужно уметь кол­лек­тив детей каким-то обра­зом защи­тить, отвра­тить от пош­ло­сти, от низ­ко­проб­ных средств мас­со­вой инфор­ма­ции — это и нрав­ствен­ная, и соци­аль­ная задача. Помните слова База­рова: «Скажи мне дело, и я согла­шусь»? Насто­я­щее дело, кото­рое рас­кры­вает душев­ное богат­ство лич­но­сти, помо­гает чув­ство­вать себя чело­ве­ком, — дея­тель­ная хри­сти­ан­ская любовь к ближ­нему, кто бы он ни был: боль­ной ли, инва­лид, пре­ста­ре­лый чело­век, остав­лен­ный род­ствен­ни­ками без попе­че­ния. Вот тот урок жизни, кото­рый более всего (вме­сте с уча­стием в цер­ков­ном бого­слу­же­нии) явля­ется про­ти­во­ядием для нрав­ственно неокреп­шего дет­ского организма.

Но может ли суще­ство­вать школа, дело вос­пи­та­ния без нрав­ствен­ных иде­а­лов? Если нет иде­ала, зна­чит, нет и сопря­жен­ного с иде­а­лом геро­изма, роман­тики. Ныне души наших детей увя­дают, моло­дежь ищет роман­тики там, где ее нет, — в бан­ди­тизме. Стало быть, задача из задач педа­гога — вос­кре­сить нрав­ствен­ный идеал, тем паче что он уже давно вос­крес, его сила дышит в про­стых и незло­би­вых серд­цах, этот идеал — Хри­стос, Пре­свя­тая Бого­ро­дица и свя­тые Божии люди, кото­рые исхо­дили всю рус­скую землю, сви­де­тель­ствуя выс­шую правду.

Когда меня при­гла­шают в школу к стар­ше­класс­ни­кам, думаю, с чего начать раз­го­вор, чем закон­чить. Сорок пять минут вре­мени, а впе­реди — веч­ность… Я все­гда выби­раю рас­сказ (если уве­рен, что его не слы­шали) о свя­той Ели­са­вете Фео­до­ровне. Поис­тине она близка к иде­алу — кра­си­вей­шая жен­щина в Европе, цело­муд­рие кото­рой сде­лало ее белым анге­лом Рос­сии! Если уда­ется вло­жить мысль о нрав­ствен­ной кра­соте в сердца детей, то дости­га­ется малень­кая победа.

Чем же, как не этим, дол­жен зани­маться педа­гог? Он дол­жен, сам стре­мясь к жизни чистой, чест­ной, бла­го­род­ной, каж­дый раз на своих уро­ках при­бли­жать к этому иде­алу детей. Тогда урок нрав­ствен­но­сти состо­ится, слово жизни будет про­из­не­сено и услы­шано! Вспо­мо­га­тель­ные сред­ства колос­саль­ные: сколько книг, филь­мов, пре­крас­ной музыки! Малень­кий сек­рет: если вы не уве­рены в победе над «дет­ской дураш­ли­во­стью» на уроке по нрав­ствен­ному вос­пи­та­нию, ведите беседу, вклю­чив маг­ни­то­фон или поста­вив пла­стинку с музы­кой Вивальди. На этом фоне можете гово­рить — сто­про­цент­ное вни­ма­ние обес­пе­чено! Почему? Потому что син­тез искусств — слово, музыка, помно­жен­ные на искрен­ность, дают уди­ви­тель­ные резуль­таты: даже «едкие метал­ли­сты» уми­ля­ются душой, мяг­чеют. Это наша педа­го­ги­че­ская лабо­ра­то­рия, наша кухня, и мы, педа­гоги, не должны отго­ва­ри­ваться нище­той, тем паче что пре­сло­ву­тые «видики» да «маги» у всех есть — пусть они слу­жат добру.

Итак, необ­хо­дим нрав­ствен­ный подвиг. Дети не любят обы­ден­щины; самое страш­ное, когда им на уро­ках скучно. А чтоб не было скучно, должна быть борьба. Не так уж не прав был Маркс, когда на вопрос, в чем он видит смысл жизни, отве­тил: «В борьбе». Борьба, как известно, — это лишь сред­ство. Но Маркс, как все­гда, недо­смот­рел. Ему про­сти­тельно, ибо его глаза были засо­рены непра­виль­ным уче­нием, но у нас же уче­ние «вер­ное, живое, дей­ствен­ное»! Пока­жите детям, как мучи­тельно трудно стя­жать чистоту сердца, рас­ска­жите им, какой это кро­ва­вый подвиг. Напрасно Рах­ме­тов лежал на гвоз­дях, ведь цело­муд­рия-то он не имел, да к тому же Чер­ны­шев­ский пишет, что его герой не мог думать, раз­мыш­лять, пред­ва­ри­тельно не наку­рив­шись. А вы почи­тайте детям Жития свя­тых, да без купюр, и они пой­мут, о чем идет речь. Про­чи­тайте им Житие пре­по­доб­ного Мои­сея Угрина, брата свя­того Геор­гия Угрина, уби­того, когда он защи­щал гру­дью сво­его князя Бориса от пре­да­тель­ских кин­жа­лов черни. Свя­той Мои­сей Угрин, моло­дой, кра­си­вый, попал в плен к гор­дой полячке, она поса­дила его в замок, окру­жила рос­кош­ной обста­нов­кой и вся­че­ски соблаз­няла на грех. Про­чтите детям о том, как он сопро­тив­лялся блуд­ной жен­щине. Ради чего? Ради веры и вер­но­сти Истине! Вот на этом нужно вос­пи­ты­вать детей, это живые образы: Мария Еги­пет­ская, Житие кото­рой огла­ша­ется в храме Вели­ким постом, Иосиф Пре­крас­ный, вет­хо­за­вет­ный пра­вед­ник, свя­тая Сусанна — вот вам и религиоведение.

Про­чи­тайте послед­нюю главу про­рока Дани­ила о цело­муд­рен­ной Сусанне! Так это совре­менно, ника­кого тео­ре­ти­зи­ро­ва­ния — живая речь, живой подвиг, стра­да­ние и венец чистоты, дети слу­шают затаив дыха­ние. Только нужно нахо­дить темы. Но на то мы и педа­гоги, грех нам жало­ваться на отсут­ствие дидак­ти­че­ского материала.

Инте­ресно, что будет, если орга­ни­за­ции пла­ни­ро­ва­ния семьи удастся про­ве­сти свой экс­пе­ри­мент? Я, как фило­лог в про­шлом, задаю себе такой вопрос: что слу­чится с речью детей, что про­изой­дет с их язы­ко­вым запа­сом, лек­си­ко­ном, как дети после этих уро­ков будут выра­жать свои мысли? Ведь пикант­ные темы должны обсуж­даться после уро­ков, ведь надо как-то сде­лать «пред­ло­же­ние», полу­чить отказ или при­гла­ше­ние — что же при­дет им на помощь? Боюсь, что нашим под­рост­кам — подран­кам при­дет на помощь матер­ный лек­си­кон… да, только он! Этот лек­си­кон есть изоб­ре­те­ние бесов — не татар, не пер­сов, не каких-то тузем­цев, его выду­мали демоны. И выду­мали для того, чтобы хулить Божие тво­ре­ние, хулить тело чело­века, хулить свя­тую область чадо­ро­дия и через мерз­кое слово рас­тле­вать серд­це­вину — душу, чтобы затем при­сту­пить уже к телес­ному рас­тле­нию. Вме­сто демо­нов «адову работу» будут выпол­нять «спе­ци­а­ли­сты».

Раз­ра­ба­ты­вая тему цело­муд­рия на уро­ках нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, мы должны быть очень вни­ма­тельны к сло­вам и очень усердно зани­маться рус­ским язы­ком. Искон­ные рус­ские слова, их корни в боль­шин­стве своем вос­хо­дят к цер­ков­но­сла­вян­скому пла­сту, они оду­хо­тво­ренны, воз­вы­шенны, непо­сред­ственно соот­но­сятся с нрав­ствен­ным миром чело­века. Можно, напри­мер, пред­ло­жить ребя­там сочи­не­ние на тему: «Что вы слы­шите в слове “цело­муд­рие” и почему вы хотите быть цело­муд­рен­ными?» Дети напи­шут вам уди­ви­тельно глу­бо­кие работы. Мы, к сожа­ле­нию, сей­час мало обра­щаем вни­ма­ния на речь и не зани­ма­емся с детьми лек­си­кой, мы не состав­ляем сло­ва­ри­ков духов­ных поня­тий, хотя слово имеет мощ­ней­шую вос­пи­та­тель­ную силу. Не слу­чайно Хри­стос гово­рил о том, что Его апо­столы были уже очи­щены через слово, то есть уцеломудрены.

И в заклю­че­ние — самое важ­ное, отно­ся­ще­еся к цело­муд­рию. Пра­во­сла­вие (как духов­ная куль­тура нашего Оте­че­ства) при­об­щает нас к бес­цен­ному сокро­вищу — гиги­ене чело­ве­че­ского сердца, про­фи­лак­тике чистоты души. Суть этой про­фи­лак­тики — в уме­нии раз­ли­чать и каче­ственно оце­ни­вать свои помыслы, мысли. Отсе­и­вая пле­велы и остав­ляя пше­ницу, мы побеж­даем и низ­ла­гаем зло внутри себя. Этого не знают, этим не вла­деют ника­кие раци­о­на­ли­сти­че­ские системы морали, ни энцик­ло­пе­ди­сты-про­све­ти­тели, ни соц­ре­а­ли­сты. Этим обла­дает только Пра­во­сла­вие, этому учат сво­его малень­кого питомца батюшка-свя­щен­ник и бабушка-вос­пи­та­тель­ница: «Дитя мое, сохрани тебя Бог от гряз­ных и нехо­ро­ших мыс­лей. Бог все знает… Видишь, с иконы пре­ду­пре­ждает, а вме­сте и бла­го­слов­ляет, чтобы мысль была чиста и светла». Искус­ство педа­гога в том, чтобы вве­сти ум ребенка в сердце и научить дитя сто­ро­жить свое сердце от непро­шен­ных гостей: злых, лука­вых, неце­ло­муд­рен­ных помыс­лов. Сколько здесь тре­бу­ется чут­ко­сти, про­фес­си­о­на­лизма, а глав­ное, глу­бо­кой воцер­ко­в­лен­но­сти учителя!

Не только уроки цело­муд­рия, но и вся­кие вообще уроки тре­буют дис­ци­плины. Без созна­тель­ной дис­ци­плины учеб­ный про­цесс невоз­мо­жен. Когда речь идет о нрав­ствен­но­сти, то и так назы­ва­е­мые мелочи ста­но­вятся важ­ными. Заме­чал ли кто из нас, как меня­ется выра­же­ние лица школь­ника, жую­щего жвачку? Оно теряет дух скром­но­сти, разума и цело­муд­рия. Ведь раз­вяз­ное пове­де­ние в классе уже гово­рит о недо­статке стыд­ли­во­сти, кото­рая делает детей анге­лами! То же ска­жем и об осанке, уме­нии или неуме­нии дер­жать себя, как подо­бает школь­нику. Одно — когда сидят раз­ва­лив­шись, в вальяж­ных, «аме­ри­кан­ских» позах, дру­гое — когда «по-пра­во­слав­ному», по-бога­тыр­ски рас­прям­ляют спину и плечи. В здо­ро­вом теле — здо­ро­вый дух.

Сей­час мы с вами дей­стви­тельно стоим перед выбо­ром. Ныне сбы­ва­ются слова Апо­ка­лип­сиса: «Непра­вед­ный пусть еще делает неправду; нечи­стый пусть еще сквер­нится; пра­вед­ный да тво­рит правду еще, и свя­тый да освя­ща­ется еще» (Откр. 22, 11). Пусть услы­шит тот, кто решил осквер­нить самых малень­ких, без­за­щит­ных, гроз­ное пре­ду­пре­жде­ние: «Се, гряду скоро, и воз­мез­дие Мое со Мною» (Откр. 22, 12). Сего­дня каж­дый и в госу­дар­стве, и, страшно ска­зать, внутри цер­ков­ной ограды делает то, что ему кажется спра­вед­ли­вым. Но вот в чем вопрос: с кем ты будешь, педа­гог? Что ты, обык­но­вен­ный учи­тель обык­но­вен­ной школы, вру­чишь сего­дня сво­ему питомцу: свечу веры или сред­ство кон­тра­цеп­ции? Пред­при­мешь ли жерт­вен­ные уси­лия, чтобы школа стала учи­ли­щем здо­ро­вых поня­тий и бла­го­род­ной жизни, или будешь про­дол­жать «отлу­чать» школу от Церкви и нрав­ствен­ной правды?

свя­щен­ник Арте­мий Владимиров

Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии N04, 1997

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки