Воздержание: добродетель, воспитываемая с младенчества

Воздержание: добродетель, воспитываемая с младенчества

(2 голоса5.0 из 5)

Отчего млад­ше­класс­ники не стес­ня­ются рас­пус­кать язык и изъ­яс­няться матом,  под­ростки зло­упо­треб­ляют фаст-фудом и энер­ге­ти­ками, а уче­ники стар­ших клас­сов не сдер­жи­ва­ются и поз­во­ляют себе саль­но­сти при взрослых? 

У этих духов­ных бед корень один – отсут­ствие здо­ро­вой при­вычки к воз­дер­жа­нию. Такую доб­рую при­вычку и хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель ребенку не под силу при­об­ре­сти самому – ее необ­хо­димо вос­пи­ты­вать. И без стро­гой и бди­тель­ной роди­тель­ской руки здесь не обойтись.

О том, как вос­пи­тать в детях воз­дер­жа­ние и сде­лать его полез­ным духов­ным навы­ком на всю жизнь, раз­мыш­ляет иерей Геор­гий Мак­си­мов.

qwaosg9i5tk - Воздержание: добродетель, воспитываемая с младенчества

Отказаться от «хочу» в пользу «надо»

«Воз­дер­жа­ние… В чем заклю­ча­ется эта доб­ро­де­тель? Часто ее отож­деств­ляют с постом, но это не совсем верно. Воз­дер­жа­ние не огра­ни­чи­ва­ется только лишь пище­вой сферой.

Вот как прп. Ефрем Сирин объ­яс­нял это: «Есть воз­дер­жа­ние языка: не гово­рить много и не гово­рить пустого, вла­деть язы­ком и не зло­сло­вить, не празд­но­сло­вить, не кле­ве­тать, не осуж­дать брата. 

Есть воз­дер­жа­ние и для глаз: вла­деть зре­нием, не устрем­лять взора или не смот­реть… на что-либо непри­лич­ное. Есть воз­дер­жа­ние и в слухе: вла­деть слу­хом и не пора­жаться пустою молвой.

Есть воз­дер­жа­ние от славы: не искать славы, не пре­воз­но­ситься, не искать чести и не над­ме­ваться, не меч­тать о похва­лах. Есть воз­дер­жа­ние в мыс­лях: не скло­няться на помыслы обо­льсти­тель­ные и не обо­льщаться ими. 

Есть воз­дер­жа­ние в еде: вла­деть собой и не выис­ки­вать пищи обиль­ной или доро­гих яств, не есть не вовремя». 

Для совре­мен­ного чело­века эта доб­ро­де­тель осо­бенно важна, поскольку именно от ее отсут­ствия мно­гие муча­ются и мучают близких.

Всё вос­пи­та­ние есть, по суще­ству, при­ви­тие мини­маль­ных навы­ков воз­дер­жа­ния – когда ребенка учат отка­зы­ваться от сво­его «хочу» в пользу того, что «надо». Но, к сожа­ле­нию, в наше время это уда­ется всё меньше.

Отсюда воз­ни­кают люди во всех смыс­лах рас­пу­щен­ные. Отсюда, напри­мер, извест­ные про­блемы с алко­го­лиз­мом. Отсюда небы­ва­лое рас­про­стра­не­ние сквер­но­сло­вия – из-за того, что теперь люди отучи­лись сдер­жи­вать себя даже в малом.

У чело­века невоз­дер­жан­ного про­ис­хо­дит помра­че­ние ума, память и все спо­соб­но­сти при­туп­ля­ются, он ста­но­вится раз­дра­жи­тель­ным, не может кон­тро­ли­ро­вать себя, ста­но­вится рабом своей страсти.

Невоз­дер­жан­ность делает чело­века сла­бым. А доб­ро­де­тель воз­дер­жа­ния осво­бож­дает от рабо­леп­ства низ­мен­ным стра­стям и делает силь­ным, воле­вым», — счи­тает священник.

Положи закон очам

В совре­мен­ном мире мно­гое иску­шает ребенка. И, как не ставь роди­тели раз­ного рода филь­тры на домаш­них ком­пью­те­рах и дет­ских теле­фо­нах, запре­щен­ная к про­смотру инфор­ма­ция так или иначе обхо­дит все гра­ницы и кордоны.

К тому же, любо­пыт­ство и инте­рес ко всему запрет­ному, свой­ствен­ные дет­скому воз­расту, сами неми­ну­емо ведут ребенка через соблазны.

Для под­рост­ков в интим­ной сфере чело­ве­че­ской жизни вскоре не оста­ется ника­ких тайн, при­чем то пре­крас­ное, что дано Богом для гар­мо­нич­ных отно­ше­ний мужа и жены, пред­стает перед ними совсем в ином, без­об­раз­ном и иска­жен­ном свете. Отсюда серьез­ные душев­ные травмы, депрес­сии, попытки суицида…

Юному чело­веку, вдруг уви­дев­шему перед собой все глу­бины чело­ве­че­ского паде­ния, на самом деле не хочется жить в этом чудо­вищ­ном мире с его чудо­вищ­ными отно­ше­ни­ями, наме­ренно иска­жен­ными «масте­рами» медиа-индустрии.

Пере­ход из дет­ства во взрос­лую жизнь, и так болез­нен­ный, отя­го­ща­ется болью и разо­ча­ро­ва­нием. Где уж тут хра­нить чистоту, когда этот страш­ный мир, пред­ста­ю­щий перед гла­зами под­ростка, полон грязи, мер­зо­сти и запустения?

Что только ни попа­дает сего­дня в мно­го­кратно уси­лен­ный фокус дет­ского взгляда… Между тем, мно­го­ве­ко­вая тра­ди­ция Церкви и настав­ле­ния свя­тых отцов надежно убе­ре­гали чад от воз­дей­ствия такого  рода искушений.

Правда, за эти сто­ле­тия иску­ше­ния стали более изощ­рен­ными – воз­ра­зите вы, и с этим трудно не согла­ситься. Впро­чем, как и с тем, что за века и даже тыся­че­ле­тия враг рода чело­ве­че­ского не изоб­рел ничего прин­ци­пи­ально нового: спи­сок гре­хов­ных стра­стей оста­ется  всё тем же.

Так что дети, кото­рые зна­комы с  духов­ными настав­ле­ни­ями и живут одной жиз­нью с Цер­ко­вью, ее цен­но­стями и при­о­ри­те­тами, будут брезг­ливо отво­ра­чи­ваться от вся­кого рода духов­ной нечи­стоты. Душа чистого ребенка инстинк­тивно про­ти­вится злому, сто­ро­нится вся­кой неправды. При­чем не из боязни гнева роди­те­лей, а по своей при­роде и внут­рен­ней склонности.

Такие дети не ста­нут смот­реть пош­лый ролик с одно­класс­ни­ками. У них  с мла­ден­че­ства вос­пи­тано отвра­ще­ние ко всему про­ти­во­есте­ствен­ному, раз­врат­ному, рас­тле­ва­ю­щему. Хри­сти­ан­ский взгляд на мир не поз­во­ляет им даже под­нять глаз на что-то непристойное.

У Иоанна Зла­то­уста есть важ­ное для каж­дого из нас поуче­ние: «Ограж­дай свои глаза… положи закон очам своим. Для чего ты зани­ма­ешься чужой кра­со­той? Для чего засмат­ри­ва­ешься не на твое лицо? 

Для чего стре­мишься в про­пасть? Для чего ввер­га­ешь себя в сети? Ограж­дай свои глаза, при­кры­вай свое зре­ние; положи закон очам своим, послу­шай Хри­ста, Кото­рый, угро­жая, постав­ляет бес­стыд­ный взгляд наравне с пре­лю­бо­де­я­нием» (Мф. 5:28).

Кажется, это поуче­ние воз­вра­щает в дет­ство, заново обра­щает в детей. Ведь только невин­ный и цело­муд­рен­ный спо­со­бен сты­диться не только за себя, но и за других.

Пост ради чистоты сердца

Как же вос­пи­тать ребенка воз­дер­жан­ным в период созре­ва­ния всех струк­тур его жад­ного до зна­ний и впе­чат­ле­ний мозга,  в период наи­выс­шей остроты его вос­при­я­тия, гор­мо­наль­ных пере­строек и эмо­ци­о­наль­ных пере­за­гру­зок? Можно ли во всем ото­рвать его от под­рост­ко­вой суб­куль­туры, от школь­ной куль­туры и среды, кото­рая его окру­жает? Не зна­чит ли это сде­лать его оди­ноч­кой, отверженным?

Отвер­жен­ным – нет. Чело­век с харак­те­ром, кото­рый может гнуть свою линию и идти про­тив обще­ствен­ного мне­ния, вызы­вает вос­хи­ще­ние в любом сооб­ще­стве. И ско­рее дру­гие пой­дут за ним, чем под­верг­нут его буллингу.

Но вот как ребенку на пер­вых порах при­вить прак­ти­че­ские навыки воз­дер­жа­ния, если свя­то­оте­че­ский опыт и бого­слов­ские труды для него сложны, даже во взрос­лом пересказе?

По мне­нию иерея Геор­гия Мак­си­мова, пер­вые шаги детей в аске­тике должны быть понятны и про­сты, а роди­те­лям сле­дует про­явить мяг­кую настой­чи­вость и непре­клон­ную после­до­ва­тель­ность. Напри­мер, ребенку будет полезно поне­сти нетруд­ный пост:

«Пост явля­ется пре­крас­ным сред­ством вос­пи­та­ния воли. Пост поз­во­ляет научиться пре­одо­ле­вать себя, стойко пере­но­сить труд­но­сти, а тот, у кого есть опыт пре­одо­ле­ния себя, ста­но­вится гораздо более жизнестойким. 

Согла­ша­ясь на воз­дер­жа­ние, мы тем самым сви­де­тель­ствуем, что мате­ри­аль­ная жизнь сама по себе, отде­лен­ная от Бога, не явля­ется нашей целью.

Труд телес­ного воз­дер­жа­ния от изли­шеств в пище мы при­ни­маем для того, чтобы этим достичь чистоты сердца», — счи­тает отец Георгий.

В остав­ши­еся дни Рож­де­ствен­ского поста мы могли бы огра­ни­чить детей в сла­до­стях, чип­сах и гази­ровке, помочь им почув­ство­вать вкус здо­ро­вой и про­стой пищи. Вот уви­дите – буду­щий Рож­де­ствен­ский стол вызо­вет у них больше радо­сти – не говоря о Свят­ках, когда обме­ни­ваться слад­кими подар­ками Сам Бог велел.

Вален­тина Патронова
Цитата иер. Геор­гия Мак­си­мова из соцсетей

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки