- Судьбы России
- Раб Божий огородник Авраамий
- По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни
- Пролог
- 1. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…»
- 2. Азбука монашеской жизни
- 3. Дом Иоанна Предтечи
- 4. По образу древних
- 5. «Иже Крестом ограждаеми»
- 6. Подвиг старчества
- 7. «Блажени чистии сердцем»
- 8. «Монашества непоколебимии столпи»
- 9. Отец Климент (Зедергольм)
- 10. Тихие подвижники
- 11. Подвижник смиренного духа
- 12. «Блажен, кто крест здесь понесет в терпении»
- 13. Иеромонах Даниил
- 14. Схиигумен Феодосий
- 15. «Ищите во всем великого смысла»
- Эпилог
- Монастырский пасечник
- Дар Пречистой Девы
- Приутружденный старец Вассиан
- Подвижник на покое
- Архимандрит Мелхиседек
- За дверью гроба
- Отец Карп слеп, но видит свет
- Строгий инок
- Иеросхимонах Флавиан, оптинский казначей
- Оптинские подвижницы
- Кажущаяся малость
- Ревнитель иноческих добродетелей
- Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев)
- Взыскатель спасительной истины
- Иеросхимонах Иоанн (Малиновский)
- Варлаам – сын Божий
- Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни
- «Поеду домой»
- Чистое зеркало молитвы
- В душевную пользу всей братии
- Ключарёвская история
- Благословение блаженного Лаврентия
- Кошки и соловьи
- Послушник Царицы Небесной
- Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин)
- 1. Тихий и светлый
- 2. «Иди в Оптину к старцам!»
- 3. Как начиналась жизнь старца
- Крестьянин Иов
- К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году
- Милые Прыски
- 1. Отец святых мучеников
- 2. Мечта о русской деревне
- 3. Летняя жизнь. Святые обители
- 4. Матушка Евфросиния. Дела благотворения
- 5. Осень
- Остатки рая
- Непоколебимый столп монашества
- Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий
- Добрый, светлый и веселый…
- «Скончався вмале…»
- Кот старца Нектария
- На святом порожке
- Владыка-пустынник
- Епископ Трифон (Туркестанов) в Скиту Оптиной Пустыни
- Тайна монаха Климента
- Писатель и философ Константин Николаевич Леонтьев в Оптиной Пустыни
- Владыка оптинского духа
- Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931)
- Жизнь и труды иеромонаха Алексия
- Оптинский исповедник диакон Кирилл (Зленко)
- Схиигумен Павел (Драчёв)
- Матушка
- Житие схимонахини Сепфоры Клыковской (память 30 апреля /13 мая)
- «Течение скончах, веру соблюдох…». Оптинские новомученики.
- Иеромонах Василий
- Инок Ферапонт
- Инок Трофим
- Чудеса
- Примечания
Монастырский пасечник
(к истории Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни)
В 1902 году иеромонах Ераст (Вытропский), бывший письмоводитель старца Амвросия, выпустил в свет свое «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита». Сюда по каким-то причинам не вошла «Летопись Скита Оптиной Пустыни», – вернее, выборка из нее за разные годы, сделанная рясофорным монахом Павлом (будущим старцем Варсонофием). Позднее эта выборка была опубликована. Она начиналась записью за июль 1845 года. «В начале сего июля, – написано там, – оправлена деревянная малая ветхая келлия, находящаяся возле озера, от церкви на северной стороне. Сделан под нее вновь каменный фундамент, обита тесом и покрыта черепицею с пристроенным для поклажи дров навесом. Эта келлия соблюдается доныне попечением настоятеля отца игумена Моисея; она служит памятником начального основания уединенного на сем месте жительства приснопамятного и многими уважаемого схимонаха Иоанникия, который, в сей келлии живши при малой пасеке добродетельно и кротко, скончался в 1815 году и погребен в Оптиной в северной колоннаде соборного храма Введенского (ныне сие место вошло внутрь придела преподобного Пафнутия). В начале основания Скита в 1821 году келлия сия по ветхости была в забвении, а бывший тогда настоятелем игумен Даниил назначил было употребить ее на дрова для выжеги извести, но отец Моисей (в то время еще бывши простым монахом и основателем Скита), желая соблюсти ее для памяти, просил о том благодетеля (козельского гражданина Дмитрия Васильевича Брюзгина), усердного к памяти схимонаха Иоанникия, и Брюзгин пожертвовал игумену вместо этой келлии нужное количество дров, чем и убедил оставить ее. Она прежде стояла возле скитских Святых ворот, а в 1833 году перенесена на теперешнее место и с того года живет в ней больной отец Диомид (Кондратьев, схимонах, ученик старца Леонида, – Сост.). В сентябре оштукатурили внутри стены, и печь новая».
Схимонах Иоанникий был из крестьян, родился в 1760 году. Перед поступлением в монастырь пономарил в селе Толстошееве Жиздринского уезда Калужской губернии. В Оптиной с 19 сентября 1796 года, 29 марта 1806 года пострижен в мантию, а в апреле 1810-го – в схиму. В материалах «Летописи Скита» по предыдущей истории, где говорится о кончине о. Иоанникия, значится: «В иноческих подвигах преуспевал, в особенности послушанием, тихостью и кротостью с блаженною простотою и незлобием, имел нелицемерную любовь к настоятелю, игумену Авраамию, и ко всей о Христе братии; к церкви Божией притекал первый и исходил последний». Жизнь на пасеке была почти отшельнической. Туда вела узкая тропа по вековому лесу, состоящему в основном из сосен, часто очень высоких, а также из лип, клёнов, ясеней, понизу кустарники, много орешника. Лес тихий, прохладный в летнюю жару, зимой заваленный снегом. Зверей было много, в том числе волки и медведи, но они не трогали монахов. Когда о. Моисей жил еще в Рославльских лесах у старца Афанасия, – и там был такой же лес. А о пасеке о. Иоанникия рассказал ему посетивший его в лесах схимонах Вассиан. О. Моисей, уже после кончины о. Иоанникия, несколько раз посетил это место. И когда возник вопрос о создании Скита, – он выбрал это место, которое и владыка Филарет, тогда Калужский епископ, посчитал самым подходящим.
Об о. Иоанникии мало что известно. Но можно обратить внимание на такое замечание летописца (высказанное в 1830-х годах): «Многие из окрестных жителей память его доселе почитают служением на его могиле панихид о упокоении его души». Это значит, что крестьяне посещали отшельника-пасечника и получали духовное утешение. Он, таким образом, здесь, на месте будущего Скита, прокладывал дорожку к будущим знаменитым старцам, и первый из них – о. Леонид – и жил первое время на пасеке, куда к нему приходили и монахи, и крестьяне. Для них о. Леонид был здесь не первым старцем, а уже вторым. Но о. Иоанникий остался как бы в тени, так как никем не оставлено было (и не записано) никаких воспоминаний о нем. О. Моисей, однако, чувствовал, что первый насельник этого благодатного места был не так прост. Поэтому и келлию его тщательно сохранял.
Скончался о. Иоанникий 30 апреля 1815 года, в пятницу пополудни, в исходе 4-го часа, а погребен в воскресенье 2 мая. Обширная надпись на чугунной надгробной плите завершалась словами: «Духовные мои отцы, братия и спостницы, егда молитеся, не забудьте мя во святых ваших молитвах ко Владыце Господу Богу, да учинит дух мой с праведными в вечном блаженстве».
Комментировать