Отцовский крест. Жизнь священника и его семьи в воспоминаниях дочерей — Софья и Наталья Самуиловы

Отцовский крест. Жизнь священника и его семьи в воспоминаниях дочерей — Софья и Наталья Самуиловы

(5 голосов4.8 из 5)

Оглавление

От издательства
От автора
Книга первая. Острая Лука (1908–1926)
1908–1914
Глава 1. Как умирают
Глава 2. Сынок да дочка – красные детки
Глава 3. Костя капризничает
Глава 4. Змей
Глава 5. «Голуби вы, голуби!»
Глава 6. Пешком
Глава 7. Трудное лето
Глава 8. Искушения
Глава 9. У двора
Глава 10. Кузьма
Глава 11. Ураган
Глава 12. Молебствие о дожде
Глава 13. Часы отдыха
Глава 14. По ту сторону иконостаса
Глава 15. Леночка
Глава 16. Могилки
Глава 17. Отец Серапион
Глава 18. Мама молится
Глава 19. Дети
Глава 20. Новый иконостас
1914–1920
Глава 21. Война
Глава 22. Родники
Глава 23. Вечер
Глава 24. Болезнь
Глава 25. Чужое и свое горе
Глава 26. Утрата
Глава 27. Памятный день
Глава 28. О милых существах
Глава 29. Отец и дети
Глава 30. Пожар
1920-1926
Глава 31. Смутное время
Глава 32. Съезд
Глава 33. «Полоса»
Глава 34. «На страже моей стану...»
Глава 35. Новые события
Глава 36. Другие приходы
Глава 37. Благочинный
Глава 38. 1925 год
Глава 39. «Ибидем»
Глава 40. Дети и отец
Глава 41. Один
Глава 42. Половодье
Глава 43. «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдете»
Глава 44. Отъезд
Книга вторая. В городе. 1926-1931
1926-1929
Глава 1. История с географией
Глава 2. Первые впечатления
Глава 3. Новые знакомства
Глава 4. Две семьи
Глава 5. О певчих и пении
Глава 6. Новоселье
Глава 7. Домашние заботы
Глава 8. Сучки и задоринки
Глава 9. Как обтираются углы
Глава 10. Еще углы
Глава 11. У каждого свое
Глава 12. Земные заботы и небесная помощь
Глава 13. Неугомонный
Глава 14. Авилкин дол
Глава 15. Ищущий находит
Глава 16. Левый карман
Глава 17. Школьники
Глава 18. Диспут
Глава 19. Диспуты продолжаются
Глава 20. Круги по воде
Глава 21. Костины невесты
1929-1931
Глава 22. Архиерей приехал
Глава 23. Федор Трофимович и его муза
Глава 24. Служба и дружба
Глава 25. Пугачев и Самара
Глава 26. Свое важное дело
Глава 27. Большие дети — большое горе
Глава 28. «Мы не сами-то идем...»
Глава 29. Мятущаяся душа
Глава 30. Сказка о китайской стене
Глава 31. Счастливые
Глава 32. Который спасать?
Глава 33. Новый 1930-й
Глава 34. «И небо дало дождь...»
Глава 35. «Молите Господина жатвы...»
Глава 36. «В бурю, во грозу»
Глава 37. Два месяца
Глава 38. В воскресенье после обедни
Глава 39. Кто о чем
Глава 40. Клин клином вышибают
Глава 41. О делах домашних и церковных
Глава 42. За стенами и около ворот
Глава 43. Отцовский крест
Об авторах

От издательства

Изда­тель­ство “Никея”

В уди­ви­тель­ных вос­по­ми­на­ниях сестер Софьи и Ната­льи чита­телю рас­кры­ва­ется радост­ный и одно­вре­менно крест­ный путь их отца, Сер­гия Саму­и­лова, про­вин­ци­аль­ного батюшки, слу­же­ние кото­рого при­шлось на первую треть XX сто­ле­тия. Однако повест­во­ва­ние, несо­мненно, гораздо шире био­гра­фии одного чело­века и даже исто­рии одной семьи, ведь судьбы отца Сер­гия и его близ­ких нераз­рывно пере­пле­лись с судь­бой Рус­ской Церкви, да и Рос­сии в целом.

Непро­стой ока­за­лась и исто­рия самой книги. Судя по неко­то­рым автор­ским заме­ча­ниям, текст напи­сан в 1950–1960‑е годы, а пред­ва­ри­тель­ные записи велись и ранее. Об офи­ци­аль­ной пуб­ли­ка­ции этого сочи­не­ния в Совет­ском Союзе не могло быть и речи, и оно рас­про­стра­ня­лось в сам­из­да­тов­ских копиях. Маши­но­пис­ный экзем­пляр пер­вой части про­из­ве­де­ния в начале 1990‑х пере­дала петер­бург­скому изда­тель­ству «Сатисъ» Ольга Нико­ла­евна Выше­слав­цева, в тай­ном постриге – ино­киня Мария. Вто­рая часть обна­ру­жи­лась в биб­лио­теке Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, и в 1996 году изда­тель­ство «Сатисъ» выпу­стило двух­том­ник «Отцов­ский крест». Позже была най­дена и опуб­ли­ко­вана тре­тья, неза­вер­шен­ная часть сочи­не­ния, посвя­щен­ная судьбе отца Кон­стан­тина, брата Софьи и Ната­льи, кото­рый стал свя­щен­ни­ком в раз­гар анти­ре­ли­ги­оз­ных гонений.

Пред­ла­га­е­мая чита­телю книга вклю­чает две пер­вые части вос­по­ми­на­ний. Их объ­еди­няет одна тема – судьба отца Сер­гия Саму­и­лова, искрен­него и бес­ко­рыст­ного свя­щен­но­слу­жи­теля, ока­зав­ше­гося в эпи­цен­тре раз­ру­ше­ния веко­вых тра­ди­ций. При­чем это не сто­рон­ний взгляд, а сви­де­тель­ство детей о люби­мом папе – детей, взрос­ле­ние кото­рых выпало на один из самых дра­ма­ти­че­ских пери­о­дов нашей исто­рии; более того, это взгляд доче­рей, отно­ше­ние кото­рых к отцам, как известно, напол­нено осо­бой неж­но­стью. Боль­шим досто­ин­ством вос­по­ми­на­ний явля­ется вовле­чен­ность сестер Саму­и­ло­вых в актив­ную цер­ков­ную жизнь эпохи гоне­ний, что делает книгу цен­ным источ­ни­ком по исто­рии Рус­ской Церкви. Насы­щен­ный исто­ри­че­скими подроб­но­стями текст при под­го­товке к изда­нию был обо­га­щен обшир­ными при­ме­ча­ни­ями. В то же время вос­по­ми­на­ния эти явля­ются памят­ни­ком лите­ра­тур­ным, это про­ник­но­вен­ная авто­био­гра­фи­че­ская проза, заме­ча­тель­ный при­мер рус­ского под­поль­ного лите­ра­тур­ного твор­че­ства сере­дины XX века, поэтому мы без сомне­ния поме­стили «Отцов­ский крест» в серию «Духов­ная проза», где печа­та­ются луч­шие худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния пра­во­слав­ных авторов.

Мы уве­рены – книга най­дет отклик в сердце любого чита­теля, ведь нет, навер­ное, чело­века, без­раз­лич­ного к искрен­нему раз­го­вору о сча­стье, стра­да­нии, вере, само­по­жерт­во­ва­нии и любви.

От автора

…Необ­хо­димо сде­лать очень важ­ное, на мой взгляд, пре­ду­пре­жде­ние. Так как повест­во­ва­ние ведется, насколько это для меня доступно, в лите­ра­тур­ной форме, то может воз­ник­нуть пред­по­ло­же­ние, что ради ярко­сти кар­тин и обра­зов я добав­ляю к дей­стви­тельно про­ис­хо­див­шему и свой вымы­сел. Поэтому счи­таю своей обя­зан­но­стью еще раз под­черк­нуть то, что уже гово­ри­лось в пре­ди­сло­вии к «Пове­сти о трех поко­ле­ниях», а именно, что здесь нет ни одного слу­чая, не про­ис­шед­шего в дей­стви­тель­но­сти, ни одной фразы, не отве­ча­ю­щей дей­стви­тельно выска­зан­ным мыс­лям. По боль­шей части я бук­вально запи­сы­вала эти фразы так, как не раз слы­шала их сама (лично или в рас­ска­зах оче­вид­цев); ино­гда пере­да­вала в раз­го­вор­ной форме то, что слы­шала в виде рас­суж­де­ний, и только очень редко встав­ляла общие, мало­зна­ча­щие слова, кото­рые чело­век, при­ни­мая во вни­ма­ние обста­новку и его харак­тер, мог бы сказать.

К этому нужно доба­вить, что если в «Пове­сти» я в основ­ном поль­зо­ва­лась очень яркими и образ­ными рас­ска­зами бабушки, то зна­чи­тель­ной части опи­сан­ного в «Жизни свя­щен­ника» я была непо­сред­ствен­ной сви­де­тель­ни­цей, пусть ино­гда и в очень ран­нем воз­расте; вос­по­ми­на­ния дре­мали до тех пор, пока более взрос­лой я не осо­знала их зна­че­ния. Дру­гие факты много раз повто­ряли то отец, то мать, то быв­шая моя нянька, то еще кто-нибудь… Отча­сти я поль­зо­ва­лась даже днев­ни­ком отца, к сожа­ле­нию давно поте­рян­ным для нас.

При этом, прежде чем начать писать, я долго про­ве­ряла, мыс­ленно уточ­няла и язык, и хро­но­ло­гию собы­тий. Если в чем и допу­щена натяжка, это в объ­еди­не­нии в одну главу несколь­ких мел­ких слу­чаев. Напри­мер, запуск змея, беседа на тему «мно­гим же ере­ти­кам и гони­те­лем одоле цер­ковь» и ноч­ное появ­ле­ние «трех хули­га­нов», без­условно, про­ис­хо­дили не в тече­ние суток, так же как и два «иску­ше­ния» – Сони и отца Сер­гия. Между этими собы­ти­ями мог быть про­ме­жу­ток в два-три месяца, между неко­то­рыми, может быть, год, но никак не два-три года. Напри­мер, если я не могла уточ­нить вре­мени про­ис­шед­шего ура­гана, так и отме­тила это, а в дру­гих слу­чаях в тек­сте упо­треб­ляла неопре­де­лен­ные выражения.

Стр. 1 из 190 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки