- Предисловие
- Глава 1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
- Рождество Богородицы. Священник А. Ушаков
- Объяснение праздника. Евгений Поселянин
- Величание Богородицы. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 2. Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября)
- Когда креста нести нет мочи. Константин Романов (К. Р.)
- У Креста (Ин. 19). Семен Надсон
- Объяснение праздника
- Три креста. Архимандрит Симеон (Нарбеков)
- Воздвижение. Иван Шмелев
- Глава 3. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября)
- Вера. Священник А. Ушаков
- Вера и надежда. Василий Жуковский
- Сила Любви. Семен Надсон
- Объяснение праздника. Анатолий Холодюк
- Вера, надежда, Любовь и София. Борис Зайцев
- Глава 4. Икона Божией Матери «Целительница» (1 октября)
- Хвала Богоматери (отрывок). Максимилиан Волошин
- Объяснение праздника
- Радуйся, Благодатная. Евгений Поселянин
- Глава 5. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (9 октября, 21 мая)
- Голос Божий. Константин Льдов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарин
- «Жено! Се сын Твой». Софья Снессорева
- Глава 6. Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)
- Покров. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Покров. Иван Шмелев
- Глава 7. Казанская икона Божией Матери (4 ноября, 21 июля)
- Три свечи (народное поверье). Георгий Иванов
- Объяснение праздника. Архимандрит Кирилл (Павлов)
- Казанская икона. Евгений Поселянин
- Глава 8. Святой великомученик Дмитрий Солунский (8 ноября)
- Мы, Сам-друг, над степью в полночь стали… А. Блок
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Рассказ афонского монаха (притча). N
- Глава 9. Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (21 ноября)
- Архангел Михаил (отрывок). Иван Бунин
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Михайлов день. Иван Шмелев
- Глава 10. Рождественский пост (Филиппов) (27 ноября)
- Был вечер поздний и багровый… А. Блок
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Заговины перед Филиповками. Иван Шмелев
- Глава 11. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
- Введение. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Мария во храме. Евгений Поселянин
- Глава 12. Святой великомученик Георгий Победоносец (6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря)
- Георгий Победоносец. Георгий Иванов
- Пред иконой св. Георгия. Георгий Иванов
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Георгиевский кавалер и… крыса (рассказ штабного офицера). К.К. Романов
- Глава 13. Икона Божией Матери «Знамение» (10 декабря)
- Пред иконой Богоматери. Сергей Бехтеев
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Чистые слезы Владычицы. Георгий Северцев-Полилов
- Глава 14. Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря)
- Христос. Николай Гумилев
- Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
- Пророчество. Александр Красницкий
- Глава 15. Святая великомученица Варвара (17 декабря)
- Святая великомученица Варвара (отрывок). Виктор Афанасьев
- Чему нас учат небеса. Аполлон Майков
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Кто сотворил красоту? Евгений Поселянин
- Глава 16. Святитель Николай Чудотворец (19 декабря, 22 мая)
- Касьян и Микола. Арсений Несмелое
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Никола Русский. Петр Ширяев
- Глава 17. Рождество Христово (7 января)
- Ночь тиха. По тверди зыбкой… Афанасий Фет
- То были времена чудес… Лев Мей
- Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Жемчужное ожерелье. Николай Лесков
- Елка. Антон Чехов
- Тапер. Александр Куприн
- Глава 18. Обрезание Господне (14 января)
- На Обрезание Господне. Сергей Ширинский-Шихматов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- День Обрезания Господня (отрывок). Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 19. Крещение Господне. Богоявление (19 января)
- Крещенская ночь (отрывок). Иван Бунин
- Объяснение праздника. Святой праведный Алексей (Мечев) Московский
- Празднование Крещения Господня. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Крещение. Василий Никифоров-Волгин
- У Иордани. Георгий Северцев-Полилов
- Глава 20. Святая мученица Татьяна (25 января)
- Татьянин день. Сергей Соловьев
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Татиана. Борис Зайцев
- Глава 21. Сретение Господне (15 февраля)
- Симеон Богоприимец. Л. Бутовский
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Встреча. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 22. Иверская икона Божией Матери (25 февраля, 26 октября)
- Молитва к Небесной Заступнице. Юлия Жадовская
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Иверская. Евгений Поселянин
- Портаитисса. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 23. Преподобный Алексий, человек Божий (30 марта)
- Алексей, человек Божий (отрывок)
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Алексей человек Божий. Борис Зайцев
- Глава 24. Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля)
- В день Благовещенья… Марина Цветаева
- Объяснение праздника. Митрополит Антоний Сурожский
- Благовестие архангела. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 25. Прощеное воскресенье (Последнее воскресенье перед началом Великого поста)
- Отче наш. Александр Пушкин
- Объяснение праздника. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Прощеное воскресенье. Николай Гейне
- Глава 26. Великий пост (Начинается за семь недель до Пасхи и состоит и четыредесятницы – сорока дней и Страстной седьмицы – недели перед самой Пасхой)
- Великопостная молитва. Александр Пушкин
- Объяснение праздника. Старец Ефрем (Мораитис)
- Чистый понедельник. Иван Шмелев
- О юноше, брате старца Зосимы. Федор Достоевский
- Глава 27. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (Празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста)
- Вход в Иерусалим (Ин. 12). Алексей Хомяков
- Объяснение праздника. Дмитрий Покровский
- В Неделю Ваий. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Божья верба. Александра Ишимова
- Глава 28. Страстная седмица (Последняя неделя перед Пасхой)
- Голгофа. Алексей Апухтин
- Объяснение праздника
- На Страстной неделе. Антон Чехов
- Спасов огонек. Алексей Ремизов
- Двенадцать Евангелий. Василий Никифоров-Волгин
- Глава 29. Светлое Христово Воскресение (Переходящий праздник в 2019 году - 28 апреля)
- Христос Воскрес! Аполлон Майков
- Сорок пятый раз. Валерий Брюсов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Пасхальные колокола. Александр Куприн
- Пасха на Соловках. Борис Ширяев
- Христос Воскресе! Надежда Лухманова
- Глава 30. Радоница. Поминовение усопших. (Празднуется на 9-й день после Пасхи)
- Чую Радуницу Божью… Сергей Есенин
- Объяснение праздника
- Радуница. Василий Никифоров-Волгин
- Глава 31. Вознесение Господне (Празднуется на 40-й день после Пасхи)
- Вознесение. Вильгельм Кюхельбекер
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 32. Пятидесятница. День Святой Троицы (Празднуется на пятидесятый день после Пасхи
- Троица (отрывок). Иван Бунин
- Троицыно утро, утренний канон. Сергей Есенин
- Объяснение праздника
- На Троицу. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Земля-именинница. Василий Никифоров-Волги
- Троицын день. Надежда Тэффи
- Глава 33. Боголюбская икона Божией Матери (1 июля)
- К Тебе, о Матерь Пресвятая. Николай Гоголь
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Воля Владычицы. Георгий Северцев-Полилов
- Глава 34. Владимирская икона Божией Матери (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
- Владимирской иконе Божией Матери. К. Р. (великий князь Константин Романов)
- Владимирская (отрывок). Максимилиан Волошин
- Владимирская. Евгений Поселянин
- Глава 35. Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля, также память, святого Иоанна Предтечи празднуется 20 января, 8 марта, 7 июня, 11 сентября, 6 октября, 25 октября)
- Пророк Иоанн. Константин Льдов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Путешествие в Горнее. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 36. Петр и Феврония, благоверные князья Муромские (святые покровители семьи 8 июля, 19 сентября)
- Петр и Фефрония (отрывок). Священник Леонид Сафронов
- Объяснение праздника. Святитель Димитрий Ростовский
- Повесть о Петре и Февронии. Ермолай-Еразм
- Глава 37. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (12 июля)
- Петр и Павел - вот примеры! Афанасий Фет
- Объяснение праздника. Митрополит Московский Филарет
- В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Студент. Антон Чехов
- Глава 38. Преподобный Сергий Радонежский (Игумен Земли Русской) (18 июля, 8 октября)
- Сергей Радонежский. Сергей Соловьев
- Объяснение праздника
- Святой Сергий – чудотворец и наставник. Борис Зайцев
- Глава 39. Преподобный Серафим Саровский (Саровский чудотворец) (1 августа, 15 января)
- Монах. Преподобный Серафим Вырицкий
- Угодник (Памяти преподобного Серафима Саровского). Сергей Бехтеев
- Объяснение праздника. Евгений Поселянин
- Около святого Серафима (К столетию его кончины). Борис Зайцев
- Малинка. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 40. Святые страстотерпцы Борис и Глеб. (15 мая, 6 августа, отдельно совершается память св. Глеба, 18 сентября)
- По меже. Валерий Брюсов
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Плач о Борисе и Глебе. Борис Зайцев
- Глава 41. Святой великомученик Пантелеймон (Целитель) (9 августа)
- Из цикла «Стихи о Москве». Марина Цветаева
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Монастырь Святого Пантелеймона. Борис Зайцев
- Глава 42. Икона Божией Матери «Одигитрия Смоленская» (Путеводительница) (10 августа, 7 декабря)
- Одигитрия. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника
- «Путеводительница». Евгений Поселянин
- Глава 43. Преображение Господне (19 августа)
- Преображение. Александр Блок
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко)
- В Спасов день. Варвара Андреевская
- Глава 44. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)
- Успение. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Успение в Оптиной пустыни. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 45. Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября: также память святого Иоанна Предтечи празднуется 20 января, 8 марта, 7 июня, 7 июля, 6 октября, 25 октября)
- Предтеча Господень. Петр Вяземский
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Бесстрашный пророк. Евгений Поселянин
- Примечания
Глава 13. Икона Божией Матери «Знамение» (10 декабря)
Пред иконой Богоматери. Сергей Бехтеев
Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли,
В Тебе надежда и спасенье.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока…
Но… наша Родина. О, к ней
Склони всевидящее око.
Святая Русь, твой светлый дом
Почти что погибает.
К Тебе, Заступница, зовем –
Иной никто из нас не знает.
О, не оставь своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От нашей скорби и страданья.
Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» установлено в Новгороде в 1170 году. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский пошел войной против новгородцев. Собрав огромное войско, подступил к Новгороду. Новгородцы со своим архипастырем Иоанном (в иночестве Илией) обратились с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице. Ночью, во время молитвы, архиепископ услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, на Ильинской улице; возьми оттуда икону Пресвятой Богородицы и неси на городские стены. Тогда увидишь спасение городу».
Он отправил за иконой протодьякона, а сам начал совершать молебное пение, но никак не удавалось сдвинуть икону с места. Тогда отправился за ней сам Иоанн, и когда пели молебен, то икона сдвинулась. Архиепископ принял на руки икону и вознес на городскую стену. Тут, во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его, в знамение своей милости, к городу, и в это время заметны были на лике слезы из очей Богородицы. Тогда тьма облекла полки неприятелей, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27 ноября[6].
После этого икона получила название «Знамение (чудо) Пресвятой Богородицы», и установлено было празднование. В 1566 году по молитве перед иконой прекратился ужасный пожар в Новгороде, а в 1611 году шведы, грабившие этот город, хотели с той же целью войти в церковь Знамения, но лишь ступили на порог храма, как невидимой силой были отброшены назад.
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками. Младенец Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток – знак Своего спасительного закона.
Икона Знамения, находившаяся в Царском Селе, в придворной церкви, замечательна прекрасной древней живописью и прославлена многими чудесами. Икона была принесена в дар царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роду. Петр Великий благословил ей дочь Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться перед ней. В 1820 году по молитве перед иконой императора Александра I, а в 1863 году – Александра II был остановлен пожар во дворце.
Чистые слезы Владычицы. Георгий Северцев-Полилов
В суздальском стане шли приготовления к приступу. Князья, уверенные в победе, заранее делили между собой по жребию улицы, жен и детей новгородских, ссорились, уговариваясь между собой, кому сколько достанется пленных.
В особенности старался захватить побольше Олег Святославич Северский.
– Не минует моих рук богатая новгородская казна. Да и товаров у них немало, сколь их они из-за моря на ладьях привозят!
– Вестимо так! Одной парчи-то сколько!..
– А ефимков золотых?! Почитай, бочки набиты!..
– Всего у них вдосталь… Тем и горды… Поразберем немного, спесь-то с них пособьем!..
– Не будут менять князей!.. Один неладен, другого надо! – сказал Владимир Дорогобужский, тоже пытавшийся сделаться князем новгородским.
Один Андрей не вступал в их споры, его планы были гораздо шире, он не думал о богатстве Новгорода, он надеялся собрать под свою властную руку все княжества Северной Руси и этим союзом крепко сплотить Русь: то, что гораздо позже сделал Иоанн III, было заветной мечтой Андрея Боголюбского. Прозорливым умом он видел, что единственное спасение Руси и ее могущество – в единении.
Молча сидел у себя в ставке, закутавшись в теплую шубу поверх кафтана, князь суздальский; сон бежал от его глаз; до рассвета еще было далеко; снежная буря завывала. Сын Андрея, Мстислав, и боярин Жидиславич мирно спали. В голове Андрея длинной вереницей проносились картины его тревожной, полной опасностей жизни, вспоминал он свои походы с отцом, сидение в Вышгороде, тайный уход оттуда, прибытие в Боголюбово, постройку храма, объявление себя суздальским князем, Владимир…
Какое-то странное предчувствие томило князя. Всегда уверенный в победе, на этот раз, хотя дружина его вместе с союзными князьями значительно превосходила новгородских защитников, он чувствовал какой-то невольный трепет. Тайный голос говорил ему: «Остановись! Не иди на приступ!» Андрей старался побороть в себе это чувство, но не мог.
Запела труба.
Как встревоженный улей закопошился пробужденный стан. Начались приготовления к приступу. Было совершенно темно. На морозном небе только что стали тускнеть звезды: рассвет надвигался. Перед суздальцами безмолвно лежала темная громада города. Глухо звенело вооружение ратников, да иногда тускло поблескивал щит конного боярина.
К самым стенам дружина не могла подступить, опасаясь засады со стороны врага, и выслала впереди себя соглядатаев. Скоро вернулись последние.
– Новгородцы спят. Они не ожидают ночью приступа. Захватить город будет легко.
Боярин Жидиславич внимательно выслушал разведчиков, но все-таки не решился идти на приступ, не переговорив предварительно с другими князьями.
Вскоре съехались они вместе и стали обсуждать, как вести бой.
– Ты, князь Олег, вместе с братом Игорем обойдете тын с левой стороны! – сказал Мстислав Андреевич. – Князья Ростиславичи, разлейтесь волной о правый бок его. Князья Глеб и Всеволод Юрьевичи зайдут еще вперед, к берегу Волхова, а я с дядей Владимиром и с другими князьями ударю прямо!
Все были согласны, план приступа был решен.
– Чтобы знали вы, когда зачинать, дружинник мой пошлет каленую стрелу в город!
Князья молча разъехались. Приступ должен был скоро начаться.
Андрей, томимый предчувствием, вернулся в ставку; он готов был отказаться от намерения брать город. Колебание его усиливалось; он знал, что еще можно все остановить, предотвратить кровавую сечь, но самолюбие не позволяло ему решиться на последнее.
Ночь медленно уходила. Стан опустел.
Нет, все же остановлю я приступ! – решительно воскликнул Андрей.
Но было поздно. Послышались крики. Закипела сеча. Бой начался.
Всю ночь со вторника на среду молился новгородский архиепископ Иоанн в соборе перед образом Спаса. Тихо было во храме, чуть теплилась неугасимая лампада, освещая своим трепетным светом престарелого архиепископа, стоявшего на коленях и со слезами шептавшего слова молитвы.
Утомился старец. Темная ночь глядела в окна собора; холодно было архиепископу. И вот, когда, обессиленный долгим бдением, распростерся перед иконой, услышал он глас от нее:
– Иди на Ильинскую улицу, в церковь Спаса! Возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси на «забрало» стены! Она спасет Новгород!
Объятый страхом и трепетом, поднялся старый архиепископ и, шатаясь, побрел к входной двери. Спящий снаружи придверник на стук его отворил засовы.
– Беги скорее к братии, разбуди всех! – приказал он служке. – И приведи сюда!
Быстро бросился послушник исполнять приказание старца. Вскоре у соборного храма собралась братия.
– Великое поведаю вам чудо! – проговорил Иоанн и рассказал свое видение.
– Идем, владыко, вознесем на стены Пречистую Владычицу! – сказали в ответ ему иноки.
Слух о видении архиепископа быстро разнесся по городу.
Около церкви Спаса на Ильинской улице стояла густая толпа, когда иноки с песнопением вынесли святую икону из храма. Народ с умилением встречал Владычицу.
Архиепископ вместе с братией вознесли ее на «забрало» стены.
В неприятельском стане было тихо.
Вдруг окружающую тьму со свистом прорезала каленая стрела, она впилась в щеку Богоматери.
В ужасе смотрели новгородцы на кощунственный удар.
Икона медленно сама перевернулась. Из глаз Владычицы заструились слезы и упали на фелонь архиепископа. Пораженный народ безмолвствовал. Страшное чудо совершилось.
– Други, – тихо проговорил архиепископ, – Владычица скорбит за вас! Вы видели ее чистые слезы…
Старец вдруг весь преобразился. Помолодевшим, звучным голосом он громко закричал стоявшим внизу новгородцам:
– Люд новгородский, постоим за Пречистую!.. – Воодушевление охватило толпу.
– Умрем за Владычицу! Постоим за Великий Новгород! – крикнули новгородцы и бросились за стены на врага.
На суздальцев нашло какое-то одурение. Они стали поражать стрелами друг друга и без всякой причины обратились в бегство. Все смешалось: люди и кони в беспорядке бежали в разные стороны.
Новгородцы кинулись в погоню.
Поражение суздальцев было полное. Князья все спаслись, но дружинников пало немало, много их было также захвачено в полон. По словам предания, их было такое большое количество, что новгородцы продавали потом своих пленных за бесценок, по две ногаты за каждого, то есть по восьми копеек нынешних.
Упоенные победой, новгородцы, удовольствовавшись большим числом пленных, отказались от дальнейшего преследования врагов и возвратились в город.
Чудотворная икона Божией Матери торжественно была водворена на прежнее место в церкви Спаса. Народ дал ей название в память этого чуда «Знамение Божией Матери».
Печально было возвращение союзной рати. Коней оставалось очень мало, большинство из дружинников шли пешком. В довершение всего припасы окончательно истощились, наступил голод. Чтобы избежать голодной смерти, разбитая рать, несмотря на Великий пост, решилась зарезать коней и питаться их мясом.
Обманувшиеся в своих ожиданиях князья печально возвращались в свои уделы.
Из книги «Под удельной властью»
[6] Ст. ст. - Примеч. ред.
Комментировать