Живет во мне Христос. О смысле жизни и православной веры (фрагмент) — епископ Василий (Родзянко)

Живет во мне Христос. О смысле жизни и православной веры (фрагмент) — епископ Василий (Родзянко)

(12 голосов4.7 из 5)

Фраг­мент книги (15%)

Часть 1. Во что мы верим

Инстинкт, интуиция, вера

Кто такие веру­ю­щие? Что такое вера? Это часть чело­ве­че­ской жизни. И не только жизни. Это часть чело­ве­че­ской при­роды, ее состав­ная часть. Вера начи­на­ется в мла­ден­че­стве. Каж­дый из нас это очень хорошо пом­нит. Если вообще мы пом­ним, как мать про­тя­ги­вала руку и мы шли к ней — шли довер­чиво, с верой, с таким убеж­де­нием, совер­шенно не думая ни о чем, потому что это мама! Она меня зовет, и я к ней иду, и я к ней бегу. Я знаю, я верю, что она мне ника­кого зла не сде­лает. Я верю, что в этом весь источ­ник моей жизни. В дет­стве смысл нашей жизни заклю­чался в этом мами­ном взоре, при­зыве, сло­вах, в этой ее ласке, а ино­гда, может быть, и стро­гом настав­ле­нии. Вот с чего начи­на­ется вера. Это ее зер­нышко. Так же, как все во мла­ден­че­стве явля­ется зер­ном, из кото­рого вырас­тает потом иной раз и огром­ное дерево. Дерево, в кото­ром, по сло­вам Иисуса Хри­ста, укры­ва­ются птицы. При­чем Хри­стос упо­тре­бил срав­не­ние с гор­чич­ным зер­ном — если ты име­ешь веру хоть с гор­чич­ное зерно, то можешь горы пере­став­лять. Дей­стви­тельно, мы знаем, что люди, кото­рые убеж­дены в чем-нибудь совер­шенно опре­де­лен­ном, знают, чего хотят, верят в свое дело и в того, кто его зовет, — а ему верят те, кото­рые за ним идут, — они, и правда, могут пере­вер­нуть горы люд­ские, в пол­ном смысле этого слова, в бук­валь­ном, не говоря уже о мета­фо­ри­че­ском, кото­рый упо­тре­бил Хри­стос. Как вот, напри­мер, было в Арме­нии в свое время — горы сдви­ну­лись, и мно­гие люди со всего мира помогли своей верой и делом, своим доб­рым серд­цем, чтобы эти горы изме­нили поло­же­ние в дру­гом смысле — в смысле вос­ста­нов­ле­ния жизни. Ино­гда эти чудеса слу­ча­ются дей­стви­тельно бук­вально — как и ска­зал Хри­стос. Вот что такое вера! И еще больше можно ска­зать: веру­ю­щим явля­ется каж­дый насто­я­щий уче­ный. В каком смысле веру­ю­щим? Прежде всего, он верит в то, что достиг­нет успеха в своих науч­ных иссле­до­ва­ниях и ино­гда тео­риях. Конечно, он знает, что может оши­биться. Осо­бенно когда у него еще нет фак­тов, дока­за­тельств. Или когда речь идет об извест­ной уже тео­рии на осно­ва­нии того, что он иссле­до­вал, — из этого полу­ча­ется его заклю­че­ние, и в него он верит. Если у него нет этой веры, он нико­гда не смо­жет сде­лать науч­ное откры­тие. Об этом нам гово­рят сами уче­ные — круп­ные, насто­я­щие иссле­до­ва­тели, не фаль­си­фи­ка­торы. Оши­бочно думать, что чело­век живет только своим умом, интел­лек­том, раци­о­наль­ным под­хо­дом к жизни. Все это, конечно, тоже нужно и необ­хо­димо, и неда­ром еще с древ­но­сти его, в отли­чие от живот­ных, назы­вали «чело­век муд­рый». Да, конечно, муд­рый. Но дело в том, что муд­рость — насто­я­щая муд­рость — вклю­чает в себя всего чело­века. Не только, ска­жем, мате­ма­ти­че­ские фор­мулы, не только те или иные логи­че­ские выкладки, не только раз­мыш­ле­ния сами по себе, отдельно от всей жизни, а все. Все, что каса­ется чело­века, и его жизни, и всего чело­ве­че­ства в целом. Вот сюда отно­сится муд­рость. Муд­рость каж­дого из нас, каж­дого чело­века, муд­рость людей вме­сте, того или иного обще­ства, страны, народа. И она неми­ну­емо охва­ты­вает и то, что мы назы­ваем сло­вом «вера». Вера вообще как каче­ство чело­ве­че­ского суще­ства, чело­ве­че­ского духа. Чело­век этим отли­ча­ется от живот­ного. Живот­ное живет, и суще­ствует, и дей­ствует, сле­дуя инстинкту, в него зало­жен­ному. Вот этот инстинкт и есть вера, но, я бы ска­зал, вера при­роды. Откуда, напри­мер, птица — аист узнает место, где он про­вел в про­шлом году лето? А это так, я помню из дет­ства. Мы тогда жили в Юго­сла­вии, и к нам каж­дое лето при­ле­тали аисты, они зимо­вали где-то на севере Африки. Одна­жды мы подо­брали птенца, его кто-то под­стре­лил. При­вели к нему вете­ри­нара, тот поло­жил лекар­ство, поста­вил ему гипс на ногу. И этот аист у нас рос, мы его кор­мили, нахо­дили ему то, что было под­хо­дя­щей пищей и так далее. Это было, зна­ете, целое собы­тие в нашей семье. И не только в семье, но и во всем око­лотке, все дети соби­ра­лись. Он был у нас доб­рым дру­гом. И в один пре­крас­ный день, дело шло к осени, он вдруг вспорх­нул и уле­тел. Только мы его и видели. И исчез. Потому при­шло время аистам уле­тать. И поду­майте! Сле­ду­ю­щим летом он вер­нулся. Вер­нулся на нашу трубу и сидел. А почему мы его узнали? А потому что повязка у него была, та самая, кото­рую ему вете­ри­нар нало­жил. И что же? Какое такое зна­ние, какое направ­ле­ние, кото­рое он взял, когда летел, какая такая вера, что он ока­жется там, где был, в своем доме, дей­ство­вала в нем? При­род­ная вера, кото­рую мы и уче­ные-зоо­логи назы­ваем «инстинкт». А у чело­века она зовется «инту­и­цией». Раз­ница между инстинк­том и инту­и­цией огром­ная. Инту­и­тив­ный чело­век — тот, у кого дей­ствует дух. Не про­сто то, что зало­жено в него при­ро­дой, его гены, как это теперь гово­рится, а то, что он сам в себе осо­знает, чув­ствует, выра­ба­ты­вает и чем живет. Это его дух и то, что мы назы­ваем «духов­ной жиз­нью». И вклю­чаем в нее очень мно­гое. Есть еще и душев­ная жизнь — нечто более эмо­ци­о­наль­ное. А духов­ная жизнь охва­ты­вает все вме­сте, то, что бази­ру­ется на этой муд­ро­сти. Но чело­ве­че­ская инту­и­ция невоз­можна без веры. Той самой веры, кото­рая была у нас в дет­стве по отно­ше­нию к своей матери. Дове­рие. Вера и дове­рие. И тут я опять вспомню кое-что из дет­ства. Это было во время Граж­дан­ской войны. Вокруг нас появи­лось много вско­лых­нув­ше­гося чело­ве­че­ского зла. И это зло было видимо даже ребенку. Я упо­мяну лишь один факт. Нас было много детей в семье, и моей матери было трудно со всеми нами справ­ляться. Нас тогда эва­ку­и­ро­вали в Юго­сла­вию, и вме­сте с нами при­был быв­ший белый офи­цер, очень реши­тель­ный, сме­лый, каза­лось — очень энер­гич­ный. Моей матери он пока­зался чело­ве­ком, кото­рому можно меня пору­чить. А он брал меня, уво­дил далеко в сарай, при­вя­зы­вал и лупил рем­нем, ино­гда по пяти­де­сяти уда­ров. Потом ста­вил на куку­рузу голыми коле­нями, до тех пор, пока кровь не высту­пала. А за что — я так и не понял. Я еще не знал, что бывают сади­сты — люди, кото­рым достав­ляет удо­воль­ствие мучить даже детей. Но я ока­зался вот такой жерт­вой, и у меня появился страх, даже отвра­ще­ние к жизни. Я не знал, что про­ис­хо­дит, для чего я живу, в чем смысл. Пока не встре­тил одного заме­ча­тель­ного монаха, кото­рого звали отец Иоанн. Он потом стал вла­ды­кой. А теперь счи­та­ется свя­тым. Я скажу его имя — Иоанн Мак­си­мо­вич. Заме­ча­тель­ный был чело­век! Он мне пока­зал, что есть не только этот злой мир, но и доб­рый, хоро­ший, свя­той, мир, в кото­рый можно верить! И ему самому тоже можно было верить — всему, что он мне гово­рил. Он зара­зил меня своей верой, и я стал веру­ю­щим в пол­ном смысле слова. Но в конеч­ном счете — к кому обра­щена наша вера? К нашему Творцу, Кото­рый зало­жил ее в нас, дал нам такой дух. Мы верим, дове­ряем Сыну Божию, кото­рый при­шел на эту землю и при­нес нам то, что мы иначе не могли бы даже узнать, — Иисусу Хри­сту, Гос­поду нашему. Это мы берем без вся­ких дока­за­тельств. Потому что вера сама собой нам дока­зы­вает себя своим опы­том, своей инту­и­цией и своим пора­зи­тель­ным вли­я­нием на всю нашу жизнь. Так что она видимо меня­ется под дей­ствием Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Посмот­рим на нашу исто­рию, на то, что про­изо­шло в тече­ние веков, тыся­че­ле­тий. Посмот­рим на нашу куль­туру, на всю Рос­сию — она не могла бы стать такой, какая есть, без веры людей, кото­рые вовсе не были какими-то фан­та­зе­рами. Нет, они стро­или, они создали огром­ное — и какое! — госу­дар­ство, кото­рое мы уна­сле­до­вали. Вера этих­по­ко­ле­ний дей­стви­тельно дви­гала горами киев­скими и мос­ков­скими хол­мами. И вообще всей жиз­нью нашей. Вот она, вера, кото­рую мы полу­чили. Это вера в Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Вера хри­сти­ан­ская. Вот почему мы — хри­сти­ане. Вот почему Свя­тая Русь — Русь Хри­стова. Да хра­нит вас всех Гос­подь Бог.

Стр. 1 из 5 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки