Гра­ницы Церкви

***

Грани́цы Це́ркви — гра­ницы дог­ма­ти­че­ского, кано­ни­че­ского, мисти­че­ского, духовно-нрав­ствен­ного харак­тера, обособ­ля­ю­щие членов Единой и Истин­ной Церкви Хри­сто­вой (Все­лен­ской Пра­во­слав­ной) от иных пред­ста­ви­те­лей види­мого и неви­ди­мого мира; сово­куп­ность зако­нов, норм, правил, усло­вий, опре­де­ля­ю­щих при­над­леж­ность лица или общ­но­сти цер­ков­ному един­ству.

***

В чём выра­жа­ются гра­ницы Церкви?

Первым усло­вием, необ­хо­ди­мым для при­чис­ле­ния чело­века к Истин­ной Церкви, явля­ется при­ня­тие Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, что, в свою оче­редь, под­ра­зу­ме­вает свои усло­вия — нали­чие у жела­ю­щего кре­ститься начат­ков веры и его рас­ка­я­ние в преж­них грехах (разу­ме­ется, если речь идёт о мла­ден­цах, то от них не тре­бу­ется знания основ веры и рас­ка­я­ния; за их буду­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние отве­чают роди­тели и вос­при­ем­ники).

Но при­ня­тие Кре­ще­ния ещё не озна­чает непре­мен­ного пожиз­нен­ного пре­бы­ва­ния чело­века в гра­ни­цах цер­ков­ной ограды. Важ­ней­шими усло­ви­ями его при­над­леж­но­сти к Церкви служат вера и соот­вет­ству­ю­щие истин­ной вере бого­угод­ные дела, уча­стие в обще­цер­ков­ной жизни: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк.16:16); «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Если чело­век упорно иска­жает хотя бы один хри­сти­ан­ский до́гмат и, таким обра­зом, иска­жает дог­ма­ти­че­ское учение, он может быть отсе­чен от обще­цер­ков­ного един­ства офи­ци­ально, судом цер­ков­ной иерар­хии, или неви­ди­мым судом Божьим.

Отсе­ка­ется от цер­ков­ного един­ства и тот чело­век или община, кото­рый (кото­рая) хотя и пра­вильно разу­меет пред­меты веры, однако допус­кает гру­бей­шие нару­ше­ния кано­ни­че­ских норм, напри­мер, зани­ма­ется рас­коль­ни­че­ской дея­тель­но­стью (заме­тим, что един­ство Церкви сози­да­ется по образу того абсо­лют­ного един­ства, кото­рое суще­ствует между Боже­ствен­ными Лицами (Ин.17:21); есте­ственно, что рас­коль­ни­че­ство совер­шенно не соот­вет­ствует этому воз­вы­шен­ному образу).

Фак­то­ром, отсе­ка­ю­щим чело­века от цер­ков­ного един­ства, может слу­жить и упор­ное, созна­тель­ное игно­ри­ро­ва­ние хра­мо­вых бого­слу­же­ний, Таинств Церкви (прежде всего Пока­я­ния, Евха­ри­стии).

Можно ли пони­мать слова Христа “Дух дышит, где хочет” (Ин.3:8) как сви­де­тель­ство о воз­мож­но­сти спа­се­ния вне границ Церкви?

Сле­дует раз­ли­чать гра­ницы Церкви с точки зрения воз­мож­но­сти спа­се­ния нахо­дя­щихся в них хри­стиан, гра­ницы дей­ствия Церкви на внеш­ний к ней мир и без­гра­нич­ность дей­ствия Свя­того Духа.

Дух дышит где хочет в том смысле, что бла­го­дать Духа Свя­того может при­зы­вать любого ино­верца, просто бого­борца, любого ате­и­ста. Есть сви­де­тель­ства, что любой чело­век, даже закос­нев­ший греш­ник, может почув­ство­вать при­кос­но­ве­ние бла­го­дати Божией, но эта бла­го­дать при­зы­вает его в Цер­ковь, а не просто к какому-то абстракт­ному спа­се­нию вне Церкви.

Можно ли судить о коли­че­стве при­вер­жен­цев хри­сти­ан­ской кон­фес­сии, как о пока­за­тели её истин­но­сти?

В насто­я­щий исто­ри­че­ский момент пра­во­слав­ных хри­стиан меньше, чем като­ли­ков и про­те­стан­тов (пред­ста­ви­те­лей вместе взятых тысяч про­те­стант­ских дено­ми­на­ций). Это соот­вет­ствует словам Христа о «малом стаде» (Лк.12:32) и «узких вратах» (Мф.7:13). Даже если смот­реть с нере­ли­ги­оз­ных пози­ций, можно заме­тить, что в нашем падшем мире боль­шее коли­че­ство пред­ста­ви­те­лей того или иного соци­аль­ного слоя в срав­не­нии с другим соци­аль­ным слоем, не гово­рит апри­ори о пре­вос­ход­стве его пред­ста­ви­те­лей в нрав­ствен­ном, интел­лек­ту­аль­ном или ином отно­ше­нии. Поло­жим, коли­че­ство людей высо­ко­об­ра­зо­ван­ных, ини­ци­а­тив­ных, твор­че­ских и т.п. зна­чи­тельно меньше, чем прочих.

Пра­во­сла­вие являет обра­зец веры, высо­чай­шие стан­дарты бого­сло­вия, бого­по­чи­та­ния, бого­об­ще­ния, нрав­ствен­но­сти, чего не ска­жешь о прочих направ­ле­ниях «хри­сти­ан­ства». В Истин­ной Церкви Хри­сто­вой пол­нота бла­го­дати. Пра­во­сла­вие – столп, свя­зы­ва­ю­щий Небо и землю, тогда как ино­сла­вие – духов­ная пере­фе­рия (а неко­то­рые его ответв­ле­ния — анти­ду­ховны).

Кри­те­рии истин­но­сти просты – пре­ем­ствен­ность веро­уче­ния Апо­столь­ской Церкви и нали­чие святых, явив­ших не только чело­ве­че­ский подвиг, но и особую при­част­ность Свя­тому Духу, явные бла­го­дат­ные дары. 

Пра­во­сла­вие – под­линно хри­сти­ан­ская кон­фес­сия, не уди­ви­тельно, что она не столь велика, как другие.

Нам важно соот­вет­ство­вать высо­чай­шему уровню нашего при­зва­ния, войти в эту меру. Если же кто просто пре­воз­но­сится над дру­гими, он может «выпасть» из Пра­во­сла­вия.

Каков наи­бо­лее оче­вид­ный пока­за­тель отпа­де­ния като­ли­цизма от Церкви?

Оску­де­ние свя­то­сти. Доста­точно попы­таться найти в като­ли­цизме послед­них веков хариз­ма­ти­че­ских святых (про­явив­ших не просто выда­ю­щи­еся чело­ве­че­ские усилия, а бла­го­дать Божью) уровня пра­во­слав­ных святых — св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского, свт. Иоанна Шан­хай­ского, прп. Сева­сти­ана Кара­ган­дин­ского, оптин­ских пре­по­доб­ных, прп. Паисия Свя­то­горца и др.

***

Основ­ные прин­ципы отно­ше­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви к ино­сла­вию:
Пра­во­слав­ная Цер­ковь есть истин­ная Цер­ковь Хри­стова, создан­ная Самим Гос­по­дом и Спа­си­те­лем нашим, Цер­ковь утвер­жден­ная и испол­ня­е­мая Духом Святым, Цер­ковь, о кото­рой Сам Спа­си­тель сказал: «Создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Мф. 16:18)… Цер­ковь Хри­стова едина и един­ственна (св. Киприан Кар­фа­ген­ский. «О един­стве Церкви»).

свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов:
Гра­ницы Церкви – это гра­ницы Евха­ри­стии. Кто не имеет при­ча­стия в Церкви, осно­ван­ной Хри­стом, тот вне её.

свя­щен­ник Михаил Легеев:
Обсуж­де­ние любого дог­мата в исто­рии Церкви стро­ится вокруг несколь­ких дог­ма­ти­че­ских кате­го­рий: сущ­но­сти, ипо­стаси, энер­гии и др. Не явля­ется исклю­че­нием и вопрос границ Церкви. В сущ­ност­ном, при­род­ном смысле, гра­ницы Церкви — Сам бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, Его соб­ствен­ные гра­ницы. Ведь при­рода Церкви — это и есть чело­ве­че­ская обо­жен­ная при­рода Христа, все­це­лая и все­со­вер­шен­ная чело­ве­че­ская при­рода, заклю­чен­ная в одной Ипо­стаси. В сущ­ност­ном, при­род­ном смысле каждый из нас, членов Церкви, в чем-то свят и в чем-то грешен; образно выра­жа­ясь, одной ногой стоит в Церкви, а другой — вне ее границ. Только Хри­стос есть все­цело Цер­ковь по сущ­но­сти. 
Можно гово­рить и об энер­гий­ных гра­ни­цах Церкви: подобно самому Богу, свои энер­гии она про­сти­рает во все пре­делы твар­ного мира, в этом суть ее миссии. Но наи­бо­лее важны для нас гра­ницы Церкви в ипо­стас­ном смысле. Эти гра­ницы зримы и видимы, они бук­вально про­хо­дят по кон­крет­ным людям. Каждый цер­ков­ный член, как и вся Цер­ковь, есть нечто целое и неде­ли­мое, живой орга­низм. Эту ипо­стас­ную цель­ность нельзя «раз­ру­бить» на добрую пше­ницу и пле­велы. Эта цель­ность через живые связи людей друг с другом и со Хри­стом про­сти­ра­ется и на всю Цер­ковь. В этом смысле все, кто нахо­дятся вне евха­ри­сти­че­ского обще­ния с Цер­ко­вью, не могут счи­таться Цер­ко­вью.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки