Монтани́зм – религиозное еретическое течение, ассоциировавшееся его участниками с истинным христианством, отличавшееся напряжённым ожиданием скорого Пришествия Господа Иисуса Христа и чрезмерной экстатической настроенностью его представителей, склонностью их к ригористическому аскетизму, возникшее во II веке в Малой Азии, названное по имени его основателя Монтана.
Другие названия монтанизма – «фригийская» или «катафригийская ересь» и «новое пророчество».

Возникновение монтанизма
Основатель ереси Монтан был новообращенным. Блаженный Иероним Стридонский писал о нем как о скопце. Монтан начал свою проповедь в деревне Ардабау, расположенной на границе Мисии и Фригии (Малая Азия). Начало движения исследователи обычно относят к 60-м гг. II века. К Монтану присоединились 2 женщины – Прискилла и Максимилла, которые оставили своих мужей и пророчествовали в экстатическом состоянии.
По свидетельству некоторых христианских авторов, их проповедь имела туманный, беспорядочный и исступленный характер. Новые лжепророки не имели преемства по отношению к пророкам апостольского времени. Их пророчества записывались и распространялись, как новое божественное откровение. Звучали предсказания о скором конце света. Судя по всему, первоначально они не привлекли к себе много сторонников, однако впоследствии движение монтанистов получило широкую известность, вызвав серьезные волнения в малоазийских христианских общинах.
Церковная и государственная реакция на монтанизм
Местные православные епископы рассматривали экстатическую практику монтанистов как результат бесовской деятельности и неоднократно пытались изобличить их или даже провести обряд экзорцизма. Ряд церковных писателей выступили с критикой монтанизма. Известно, что в конце II века для изобличения ереси в Малой Азии собиралось несколько поместных соборов. В 30-х гг. III века в Иконии был проведен собор, на котором монтанистское «крещение» было признано недействительным.
Вступив в конфликт с православным епископатом и окончательно отделившись от Церкви, монтанисты создали собственную иерархию, которая включала два чина, превосходящих по рангу епископов: «патриархов» и «кенонов». Согласно сообщению свт. Епифания Кипрского, в одном из отделившихся от монтанизма направлений существовала практика посвящения женщин в епископы и пресвитеры.
Известный церковный учитель Тертуллиан в определенный момент жизни принял монтанизм и способствовал его распространению в Африке, основав там общину т. н. тертуллианитов.
Постепенно монтанисты проникли в Константинополь и в Рим. Решающую роль в борьбе с монтанизмом сыграла государственная власть. Император Константин Великий в 331 году предписал лишить монтанистов мест их собраний. В 398 году император Аркадий повелел изгнать монтанистских клириков из городов и запретил их собрания в сельской местности. Книги монтанистов было предписано уничтожить. Законами 415 и 428 гг. было запрещено монтанистам проводить богослужения и совершать рукоположения. Император Юстиниан I осудил ересь, объявил собрания монтанистов и их иерархию вне закона, лишил их ряда гражданских прав. В империи начались преследования монтанистов.
Элементы учения монтанизма
Согласно свт. Епифанию Кипрскому, учение монтанистов о Троице не отличалось от православного, однако блаженный Иероним Стридонский говорил о его близости к модалистской ереси Савеллия.
В своих пророчествах основоположники ереси часто говорили от лица Бога. Судя по сохранившимся высказываниям, Монтан и Максимилла осознавали себя не воплощением Святого Духа, но скорее Его инструментом, посредством которого Он передает Свое откровение. Сама идея нового пророчества Духа Утешителя, сообщавшего истину через Монтана и его спутниц, ставила под вопрос полноту Откровения через Иисуса Христа и апостолов.
Вопреки православному учению они категорически осуждали второй брак и считали недопустимым отпущение грехов. Богослужебная традиция монтанистов также отличалась от православной. Для христиан, в то время, обязательным был только Великий пост, а у монтанистов было три постных периода, приуроченных к дням мученичеств их «спасителей». Чтобы отличить себя от православных, монтанисты называли себя духовными христианами.
Поскольку многие монтанисты скончались мученически, для сторонников данного течения этот факт служил аргументом в пользу его истинности. Скорее всего, именно в кругах монтанистов было создано знаменитое Мученичество святых Перпетуи и Фелицитаты, пострадавших в Карфагене в начале III века.
Литература по теме
- Монтанизм С.В. Булгаков
- Монтанизм проф. М.Э. Поснов
- Монтанизм протопр. Михаил Помазанский
- Монтанизм А.Л. Дворкин
- Соборы по борьбе церкви с монтанизмом (вторая половина II века) А.И. Покровский
- Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом свщмч. Иларион (Троицкий)
- Монтанизм Тертуллиана архим. Киприан (Керн)
- О Святом Духе. Заблуждение монтанизма и манихейства блаж. Аврелий Августин
- Борьба Церкви против монтанизма проф. С.Л. Епифанович
- Монтанизм Н.Д. Тальберг
- Монтанизм Е.И. Смирнов
- Монтанизм Луи Дюшен
- Монтанизм (секта лжепророков) Э. Артемьева-Скворцова
- 2 столетие (гностицизм и монтанизм) А. Гарнак
- Монтанизм В.М. Чернышев
- Монтанизм Филипп Шафф
Комментировать