Аврелий Пруденций Клемент
Богословское исследование российского филолога Петра Цветкова литературного наследия римского христианского поэта Аврелия Пруденция Клемента, в котором значительное место занимает описание произведений Пруденция: времени их происхождения, состава и содержания их. Отдельная глава отведена автором работы эстетической характеристике поэзии Пруденция, а заключение посвящено подражанию Пруденцию средневековых писателей. Особое внимание исследователем уделено изложению богословских мыслей в рассматриваемых произведениях и указанию их источников в сочинениях церковных писателей, предшествовавших Пруденцию. В особом приложении помещается русский перевод повседневных и мученических гимнов Пруденция.
Оглавление
Предисловие автора
Введение
Глава первая. Состояние христианской литературы на Западе в IV веке и начале V века
Глава вторая. Жизнь Пруденция
Глава третья. Произведения Пруденция; их названия, порядок происхождения и время издания. О произведениях, неправильно приписываемых Пруденцию
Глава четвертая. «Предисловие» (Praefatio). Повседневные гимны (Cathemerinon liber); их содержание, источники и характер
Глава пятая. Поэмы: «О Божестве» и «О происхождении греха». Содержание поэмы «О Божестве» и ее характер. Содержание и характер поэмы «О происхождении греха». Источники той и другой поэмы
Глава шестая. Стихотворение «Борьба в душе»; его содержание и характер
Глава седьмая. Стихотворение «Против Симмаха»; содержание этого стихотворения, время, повод и цель его составления, источники и характер стихотворения «Против Симмаха»
Глава восьмая. Мученические гимны (Peristephanon liber), их содержание. Источники мученических гимнов и достоверность сообщаемых в сих гимнах сведений. Характер мученических гимнов
Глава девятая. «Двойная пища» (Dittochaeon); содержание и подлинность этого произведения; его назначение и характер. «Послесловие» (Epilogus)
Глава десятая. Значение богословских мыслей в произведениях Пруденция. Вере принадлежит руководство в богопознании; участие разума. Св. Писание, как источник религиозных истин; норма правого религиозного ведения (recta regula), сохраняемая в Церкви
Глава одиннадцатая. Мысли Пруденция о Боге в Самом Себе, свойства Божии, единство Божие. Св. Троица, личные свойства Лиц Св. Троицы. — Мысли Пруденция о Боге Творце, Спасителе и Мздовоздаятеле. Происхождение от Бога существ мира невидимого и видимого; ангелы; человек; составные части человеческого организма; происхождение человеческих душ. Падение прародителей и следствия оного. Приготовление рода человеческого к принятию Избавителя. В Иисусе Христе два естества. В чем состоит спасение людей Воплотившимся Сыном Божиим? Приснодева Мария. Оправдание людей совершается благодатию Божиею, подаваемою преимущественно в таинствах, таинство крещения, таинство причащения, необходимость веры и добрых дел для оправдания. Мученичество. Воскресение мертвых. Страшный Суд, награды праведным и наказания нечестивым
Глава двенадцатая. Характер нравственных воззрений Пруденция: мысли о посте и девстве. Пруденций как апологет. Обличение политеизма и защита христианства; мысли о значении Ветхого Завета, направленные против иудеев
Глава тринадцатая. Несамостоятельность Пруденция при изложении и раскрытии догматических и нравственных истин христианства. Отношение его к Тертуллиану и Амвросию Медиоланскому. Общий характер богословских изъяснений в произведениях Пруденция
Глава четырнадцатая. Сочетание христианского и античного элементов поэзии Пруденция. Миросозерцание Пруденция. Пруденций как нравственная личность. Влияние языческой поэзии древнего Рима на образ выражения в произведениях Пруденция
Глава пятнадцатая. Эстетическая характеристика поэзии Пруденция. Прогресс христианской поэзии Запада в произведениях Пруденция
Заключение. История произведений Пруденция в средние века; его подражатели
***
Данный труд Петра Ивановича Цветкова представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru