Преждеосвящённая Литургия и частота Причащения

Суще­ство­ва­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров явля­ется ярким исто­ри­че­ским сви­де­тель­ством того, что нашим пред­ше­ствен­ни­кам было не доста­точно при­ча­щаться лишь в вос­крес­ные дни. Шестой Все­лен­ский Собор 52‑м пра­ви­лом утвер­дил повсе­мест­ное совер­ше­ние Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии в дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы, чтобы не лишать верных таин­ствен­ного обще­ния с Гос­по­дом…

архим. Иоанн:
Так как четы­ре­де­сят­ница есть время все­об­щего для хри­стиан пока­я­ния и испо­ве­да­ния грехов, то св. цер­ковь всех их на это время под­вер­гает как бы той епи­ти­мии, кото­рую в другое время нала­гает только на неко­то­рых, именно: пред­ла­гает веру­ю­щим только чтение молит­во­сло­вия и слова Божия, но не дает им видеть совер­ше­ния таин­ства Тела и Крови Хри­сто­вой. Но для немощ­ных духом и телом, и вообще для того, чтобы про­дол­жи­тель­ным лише­нием Св. Даров не осла­бить нашего духа, цер­ковь являет нам в про­дол­же­ние седмиц поста Дары пре­ждео­свя­щен­ные, и достой­ным не воз­бра­няет при­об­щаться их.

прот. Андрей Ткачёв:
Само суще­ство­ва­ние такой литур­гии, как Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, гово­рит нам о невоз­мож­но­сти долго жить без при­ча­стия. Долго не при­ча­щаться хри­сти­а­нину настолько неесте­ственно, что, не умея дождаться бли­жай­шей суб­боты или вос­кре­се­нья, истин­ные рабы Гос­подни стре­ми­лись к Чаше в посто­вые будни даже без Евха­ри­стии. Лишь бы напи­таться бес­смерт­ной пищей Тела и Крови Сына Божия.
Невоз­можно понять литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, ее чин, ее про­ис­хож­де­ние, необ­хо­ди­мость в ней без любви к Таин­ствам и прак­тики частого При­ча­ще­ния. Что хотите гово­рите и что хотите думайте, но если бы в Древ­ней Церкви была тра­ди­ция при­ча­щаться пять-шесть раз в год, то литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров нико­гда не воз­никла бы. Не воз­никла бы сама нужда в ней. А нужда эта назы­ва­ется: не могу без Христа и При­ча­стия. «Для меня жизнь – Хри­стос, и смерть – при­об­ре­те­ние».
Если при­ча­щаться редко, то и литур­гию слу­жить надо редко, запол­няя осталь­ные дни чте­нием обед­ницы, псал­мо­пе­нием, ака­фи­стами, поуче­ни­ями и про­по­ве­дями. Но это – чест­ный путь в никуда, что и незря­чему должно быть понятно. Литур­гию остав­лять нельзя. Она – наше един­ствен­ное богат­ство. Нужно, напро­тив, так крепко полю­бить литур­гию, чтобы через нее понять цер­ков­ную жизнь вообще. А.С. Хомя­ков совер­шенно спра­вед­ливо гово­рил, что «хри­сти­ан­ство пони­мает лишь тот, кто пони­мает литур­гию».
Мария Еги­пет­ская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как при­ча­стив­шись. Еще не очи­щен­ная от стра­стей, она словно в залог на буду­щее полу­чила При­ча­ще­ние и бла­го­дать, чтобы там, в пустыне, иметь Боже­ствен­ную помощь.
Обнов­лен­че­ство – это пони­же­ние цер­ков­ной дис­ци­плины ради уго­жде­ния духу вре­мени. А воз­врат к тра­ди­ции – это про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние: от рас­слаб­лен­но­сти – к собран­но­сти, от потвор­ства себе – к борьбе с собою. Это дви­же­ние от про­стого вычи­ты­ва­ния тек­стов к пости­же­нию духа тек­стов.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки