Литургия Преждеосвященных Даров

Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров 

Когда-то в дни Вели­ко­го поста в хра­мах соби­ра­лись по вече­рам. Это обы­чай очень древ­не­го вре­ме­ни.
Мы пом­ним, что те вре­ме­на в дни Вели­ко­го поста обыч­но гото­ви­лись к при­ня­тию Свя­то­го Кре­ще­ния. Таких людей назы­ва­ли огла­шен­ны­ми (от сло­ва огла­сить, про­воз­гла­сить; так назы­ва­ли этих людей пото­му, что в пер­вый день Поста их име­на, вне­сен­ные в осо­бый спи­сок, тор­же­ствен­но про­из­но­сил – огла­шал – епи­скоп в хра­ме.)
Собрав­ши­е­ся в хра­ме люди слу­ша­ли чте­ния из Вет­хо­го Заве­та (книг в домах почти ни у кого не было), про­по­ве­ди, ком­мен­та­рии, сло­ва нази­да­ния. Конеч­но, к огла­шен­ным мог­ли при­со­еди­нить­ся и уже кре­щен­ные, бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане.

Насту­па­ли сумер­ки. В храм вно­си­ли све­чи или лам­па­ды (свет в сим­во­ли­че­ском зна­че­нии изоб­ра­жал собою Хри­ста). Сопро­вож­да­е­мое молит­ва­ми вне­се­ние све­тиль­ни­ков зафик­си­ро­ва­но в тру­дах III–V веков. Про­ис­хож­де­ние это­го обря­да вос­хо­дит к древ­ней иудей­ской (и даже шире – сре­ди­зем­но­мор­ской) бла­го­че­сти­вой тра­ди­ции: при зажи­га­нии вечер­них све­тиль­ни­ков про­из­но­сить бла­го­да­ре­ние за свет, нис­по­сы­ла­е­мый Все­выш­ним, что­бы люди мог­ли видеть в ноч­ной тем­но­те. В хри­сти­ан­ской Церк­ви этот обряд полу­чил новый смысл. Све­тиль­ник, вно­си­мый в молит­вен­ное собра­ние, напо­ми­нал веру­ю­щим о при­сут­ствии сре­ди них Хри­ста, Кото­рый назвал Себя «Све­том миру» (Ин. 8, 12 и 9, 5).

Точ­но так же, как был рас­про­стра­нен обы­чай вечер­не­го чте­ния Св. Писа­ния и про­по­ве­ди, с пер­вых же веков хри­сти­ан­ства прак­ти­ко­ва­лось При­ча­ще­ние людей не за вос­крес­ной Литур­ги­ей, а зара­нее заго­тов­лен­ны­ми на этой Литур­гии Дара­ми. Об этом гово­рит доку­мент IV века «Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния»: «После при­об­ще­ния всех мужей и жен диа­ко­ны пусть возь­мут остат­ки и отне­сут в даро­хра­ни­тель­ни­цу». Эти­ми Дара­ми, хра­нив­ши­ми­ся в даро­хра­ни­тель­ни­це, при­ча­ща­лись боль­ные и все те, кто по какой-либо ува­жи­тель­ной при­чине не мог при­сут­ство­вать за бого­слу­же­ни­ем.

Самые ран­ние сви­де­тель­ства об осо­бом бого­слу­жеб­ном чине, во вре­мя кото­ро­го при­ча­ща­лись зара­нее заго­тов­лен­ным Агн­цем, отно­сят­ся к нача­лу VII века.
В Кон­стан­ти­но­по­ле этот чин был вве­ден в упо­треб­ле­ние, веро­ят­но, меж­ду 531–536 года­ми, в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Юсти­ни­а­на. Это и была древ­ней­шая Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

Шестой Все­лен­ский Собор (680–681) утвер­дил повсе­мест­ное совер­ше­ние Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в дни Вели­ко­го поста, что­бы не лишать вер­ных При­ча­ще­ния Тела и Кро­ви Хри­сто­вых и вме­сте с тем не нару­шать поста и пока­я­ния совер­ше­ни­ем тор­же­ствен­ной пол­ной Литур­гии.

В это и более позд­нее вре­мя Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров слу­жи­ли во все пост­ные дни – в сре­ду и пят­ни­цу – в тече­ние все­го года (если в этот день не слу­чит­ся вели­кий празд­ник и не отме­ня­ет­ся пост) и в празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня. Вели­ким постом ее совер­ша­ли каж­дый день, она совер­ша­лась и в Вели­кую пят­ни­цу. Соглас­но кон­стан­ти­но­поль­ско­му Сту­дий­ско­му уста­ву, дей­ство­вав­ше­му на Руси до нача­ла XV века, эта Литур­гия совер­ша­лась в сре­ду и пят­ни­цу Сыр­ной сед­ми­цы, во все буд­ние дни Вели­ко­го поста, в пер­вые три дня Страст­ной сед­ми­цы и в Вели­кую пят­ни­цу.
Еще в XIX веке в Кие­во-Печер­ской Лав­ре эту Литур­гию совер­ша­ли каж­дый буд­ний день Вели­ко­го поста, кро­ме поне­дель­ни­ка и втор­ни­ка Пер­вой сед­ми­цы.

Сего­дня она слу­жит­ся толь­ко в Вели­ком посту, и то не каж­дый день, а в сре­ду и пят­ни­цу. Еще:
– в дни памя­ти осо­бо почи­та­е­мых свя­тых (напри­мер, Соро­ка Сева­стий­ских муче­ни­ков, в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля);
– в чет­верг Пятой сед­ми­цы поста (в день сто­я­ния Марии Еги­пет­ской);
– на Страст­ной сед­ми­це: в поне­дель­ник, втор­ник и сре­ду.

На фото­гра­фии – почти пустой храм. Но спра­ва вышел испо­ве­да­ю­щий свя­щен­ник, и к нему под­тя­ну­лись люди, жела­ю­щие испо­ве­дать­ся, а потом причаститься.



Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки