Брак — нерушимое таинство

Брак — нерушимое таинство

(2 голоса5.0 из 5)

Раз­во­ды – бич наше­го вре­ме­ни. Тем страш­нее, если рас­па­да­ет­ся вен­чан­ный брак. Не мень­шая беда – так назы­ва­е­мый «брак граж­дан­ский». Како­вы духов­ные послед­ствия раз­во­дов и «граж­дан­ских бра­ков», как они могут отра­зить­ся на бла­го­по­лу­чии супру­гов и их детей даже спу­стя мно­гие годы – рас­ска­зы­ва­ет игу­мен Вато­пед­ско­го мона­сты­ря Свя­той Горы Афон архи­манд­рит Ефрем.

– Герон­да Ефрем, отли­ча­ют­ся ли духов­ные послед­ствия рас­па­да «граж­дан­ско­го бра­ка» и цер­ков­но­го, вен­чан­но­го – так назы­ва­е­мо­го «раз­вен­ча­ния»?

Цер­ковь бла­го­слов­ля­ет супру­же­скую пару цер­ков­ным бра­ком (вен­ча­ни­ем). Чада Церк­ви обя­за­ны всту­пать в брак в лоне Церк­ви. Посколь­ку само свя­щен­но­дей­ствие вен­ча­ния явля­ет­ся таин­ством, то и сам брак, кото­рый бла­го­сло­вен Цер­ко­вью, явля­ет­ся таин­ством, неру­ши­мым во веки. «Граж­дан­ский брак» не дей­стви­те­лен с цер­ков­ной точ­ки зре­ния. Он может суще­ство­вать как ново­уста­нов­лен­ный госу­дар­ствен­ный, граж­дан­ский инсти­тут, но никак не при­зна­ет­ся Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Сле­до­ва­тель­но не име­ет смыс­ла гово­рить о духов­ных послед­стви­ях граж­дан­ско­го раз­во­да, раз для «граж­дан­ско­го бра­ка» нет бого­слов­ских, духов­ных оснований.

Того, что вы назы­ва­е­те «раз­вен­ча­ни­ем», в нашей цер­ков­ной тра­ди­ции не суще­ству­ет. Навер­ное, вы име­е­те в виду какие-то молит­вы, чита­е­мые свя­щен­ни­ком или архи­ере­ем в слу­ча­ях рас­тор­же­ния цер­ков­но­го бра­ка. Если рас­смат­ри­вать про­бле­му с точ­ки зре­ния акри­вии (точ­ное соблю­де­ние цер­ков­ных кано­нов – пер.), «раз­вен­ча­ние» вооб­ще не долж­но иметь места, пото­му что оно нару­ша­ет цер­ков­ное таин­ство. Но помест­ная Цер­ковь, по каким-то извест­ным ей при­чи­нам, может при­ме­нить так назы­ва­е­мую ико­но­мию (доз­во­лен­ное отступ­ле­ние от точ­но­го соблю­де­ния кано­нов, каса­ю­ще­е­ся како­го-то про­ме­жут­ка вре­ме­ни и лиц, а не силы кано­на – пер.) и совер­шить «раз­вен­ча­ние».

– Како­вы духов­ные послед­ствия раз­ру­ше­ния цер­ков­но­го бра­ка для супру­гов и их детей?

– Раз­ру­ше­ние цер­ков­но­го бра­ка име­ет страш­ные духов­ные послед­ствия. Вели­ко Таин­ство Бра­ка. Сам Хри­стос гово­рит о соче­та­ю­щих­ся в бра­ке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет (Мф. 19, 6). Духу Свя­то­му не угод­но раз­ру­ше­ние семьи. В семей­ной жиз­ни долж­ны про­яв­лять тер­пе­ние как супруг, так и супру­га. Нель­зя из-за пустя­ков раз­ру­шать, попи­рать Богом уста­нов­лен­ное таин­ство. Я знаю мно­го слу­ча­ев, когда супру­же­ские пары рас­хо­ди­лись по совер­шен­но незна­чи­тель­ным, даже смеш­ным при­чи­нам. Конеч­но, не хочу ска­зать, что у ново­вен­чан­ных будет вся жизнь покры­та цве­та­ми – это уто­пия. Будут и труд­но­сти, и скор­би, и испы­та­ния, но все это долж­но не разъ­еди­нять, а боль­ше соеди­нять супру­же­скую пару. Муж и жена долж­ны чув­ство­вать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим бла­го­сло­вен­ным един­ством в люб­ви, в бра­ке до кон­ца дней.

При раз­ру­ше­нии бра­ка, по сути, раз­ру­ша­ют­ся лич­но­сти супру­га и супру­ги – став­шее еди­ным рас­чле­ня­ет­ся. Так­же неис­чис­ли­мы пси­хо­ло­ги­че­ские трав­мы, кото­рые нано­сит раз­вод роди­те­лей детям. Эти раны не все­гда сра­зу дают о себе знать (хотя зача­стую быва­ет и так), но всю остав­шу­ю­ся жизнь под­со­зна­тель­но дети будут от них стра­дать. Мно­гие дети раз­ве­ден­ных роди­те­лей, когда дости­га­ют брач­но­го воз­рас­та, избе­га­ют всту­пать в брак толь­ко пото­му, что боят­ся раз­ве­стись, как это сде­ла­ли их родители.

– Герон­да, в совет­ское вре­мя в Рос­сии прак­ти­че­ски был раз­ру­шен цер­ков­ный уклад семьи и сам пра­во­слав­ный образ жиз­ни, на про­тя­же­нии веков под­дер­жи­ва­е­мый госу­дар­ством. В резуль­та­те гре­шить перед Богом мы ста­ли зна­чи­тель­но боль­ше. На прак­ти­ке Цер­ковь вынуж­де­на сего­дня идти на серьез­ные послаб­ле­ния в отно­ше­нии нало­же­ния епи­ти­мий, напри­мер, за совер­ше­ние смерт­ных гре­хов. Воз­мож­ны ли подоб­ные послаб­ле­ния, если чело­век раз­ры­ва­ет брач­ные узы? Как в даль­ней­шем спа­сать­ся разведенным?

– Вы пра­вы, тота­ли­тар­ный ком­му­ни­сти­че­ский режим, кото­рый гос­под­ство­вал в Рос­сии око­ло семи­де­ся­ти лет, раз­ру­шил уста­нов­лен­ные цен­но­сти и инсти­ту­ты, вое­вал с Цер­ко­вью. Поте­ря­лось (дослов­но «осла­бе­ло» – пер.) пра­виль­ное поня­тие бра­ка, Таин­ства Бра­ка, и, как след­ствие, совре­мен­ные рус­ские не вен­ча­ют­ся или же, если и вен­ча­ют­ся, не име­ют веру в Таин­ство Бра­ко­со­че­та­ния. Поэто­му лег­ко раз­ру­ша­ют его, женясь-выхо­дя замуж во вто­рой или даже в тре­тий раз. Это непра­виль­но. Конеч­но же, Цер­ковь по при­чине снис­хож­де­ния, ико­но­мии раз­ре­ша­ет вто­рой или тре­тий брак для того, что­бы не име­ло места неза­кон­ное сожи­тель­ство, но это не явля­ет­ся духов­ным при­ме­ром, образ­цом благочестия.

Сей­час Рус­ская Цер­ковь сво­бод­на и в виде епи­ти­мии может бес­пре­пят­ствен­но отлу­чать от при­ча­стия Свя­тых Таин тех, кто не состо­ит в цер­ков­ном бра­ке. При­ме­нять эту меру не в виде нака­за­ния, а в духе люб­ви к сво­им чадам. Это спо­соб про­буж­де­ния тех чад Церк­ви, кото­рые по при­ме­ру мно­гих совер­ши­ли эту ошиб­ку. Как может чело­век при­сту­пать к Боже­ствен­но­му При­ча­стию, живя с дру­гим чело­ве­ком в супру­же­ских отно­ше­ни­ях без бла­го­сло­ве­ния Церк­ви? В древ­но­сти, и сей­час в неко­то­рых при­хо­дах Гре­ции, Таин­ство Бра­ко­со­че­та­ния совер­ша­лось во вре­мя Боже­ствен­ной Литур­гии, и ново­брач­ные сра­зу после вен­ча­ния при­ча­ща­лись Свя­тых Хри­сто­вых Таин.

Раз­ве­ден­ные не извер­га­ют­ся из лона Церк­ви, оста­ют­ся ее чада­ми, но име­ю­щи­ми неко­то­рые душев­ные раны, кото­рые надо лечить. Сле­до­ва­тель­но пра­во­слав­ный духов­ный спо­соб лече­ния, осо­бен­ный для каж­до­го раз­ве­ден­но­го, кото­рый при­ме­нит рас­су­ди­тель­ный духов­ник, будет иметь желан­ный резуль­тат пра­виль­но­го воз­вра­ще­ния и соуча­стия раз­ве­ден­но­го в Свя­том При­ча­стии в то вре­мя, кото­рое духов­ник сочтет под­хо­дя­щим. Цер­ковь пас­тыр­ски печет­ся и боле­ет за само­го злей­ше­го пре­ступ­ни­ка, желая его спа­сти, поэто­му невоз­мож­но, что­бы она не раде­ла о спа­се­нии разведенных.

– Отец Ефрем, како­ва доля ответ­ствен­но­сти супру­гов за раз­вод, когда они раз­во­дят­ся, не имея на то кано­ни­че­ских цер­ков­ных оснований?

– Ответ­ствен­ность раз­де­ля­ет­ся ров­но попо­лам. Одно­знач­но, что непра­виль­но посту­пи­ли, когда раз­ве­лись, но, как бы то ни было, мало-пома­лу долж­ны зано­во обре­сти себя с цер­ков­ной и обще­ствен­ной точ­ки зре­ния. Это­го мож­но добить­ся с помо­щью духов­ни­ка. Кро­ме это­го, у обе­их сто­рон долж­но быть самое искрен­нее и с вели­кой любо­вью отно­ше­ние к вос­пи­та­нию детей, супруг же, кото­рый уже не живет с детьми, дол­жен забо­тить­ся и о их пропитании.

– Герон­да, как посту­пать в ситу­а­ции, когда, напри­мер, муж живет сво­ей жиз­нью, сво­и­ми инте­ре­са­ми, не про­яв­ля­ет долж­ной забо­ты ни о мате­ри­аль­ном бла­го­по­лу­чии семьи, ни о духов­ном и цер­ков­ном вос­пи­та­нии детей?

– Ни в коем слу­чае нель­зя отча­и­вать­ся. Обра­тим­ся к нашей мате­ри Церк­ви. Отту­да можем почерп­нуть насто­я­щее уте­ше­ние. Истин­ное чадо Хри­сто­вой Церк­ви долж­но жить верою – не логи­кой, не чело­ве­че­ски­ми ухит­ре­ни­я­ми, не жалу­ясь на свою судь­бу, как неве­ру­ю­щие люди. Каж­дый из нас в какой-то момент сво­ей жиз­ни возь­мет свой крест – вели­кую скорбь и испы­та­ние – но, каки­ми бы они ни были тяже­лы­ми, мы нико­гда не долж­ны впа­дать в отчаяние.

Дове­ря­ясь Про­мыс­лу Божи­е­му (т. е. забо­те Бога о нас – пер.), мы долж­ны с духов­ным бла­го­род­ством про­дол­жать свой жиз­нен­ный путь, и наш Отец Небес­ный, видя наше тер­пе­ние и веру, даст нам то, чего жела­ем. В дан­ном слу­чае – созна­тель­ное воз­вра­ще­ние, воз­рож­де­ние инте­ре­са супру­га к семье.

– Неред­ко жен­щи­на, под­дав­шись на кра­си­вые сло­ва и обе­ща­ния, всту­па­ет в брак, имея, глав­ным обра­зом, жела­ние родить ребен­ка. А муж по окон­ча­нии, образ­но гово­ря, «реклам­ной акции» ока­зы­ва­ет­ся совер­шен­но не тем чело­ве­ком, о ком она меч­та­ла. Часто это при­во­дит к раз­во­дам. Как быть людям, ока­зав­шим­ся в подоб­ной ситуации?

– Даже в таких слу­ча­ях и за таким бра­ком сто­ит Божий Про­мысл. Жена долж­на про­явить тер­пе­ние, но тер­пе­ние не пас­сив­ное, а с упо­ва­ни­ем на Бога. Ино­гда дело не в том, что супруг изме­нил­ся, а в том, что сами жен­щи­ны, увле­ка­ясь сво­и­ми меч­та­ни­я­ми, созда­ют фан­та­сти­че­ский порт­рет буду­ще­го мужа. Но знай­те, что даже в слу­ча­ях так назы­ва­е­мой иде­аль­ной люб­ви воз­ни­ка­ют про­бле­мы, если не сра­зу, то обя­за­тель­но когда-нибудь. Насто­я­щее един­ство и любовь супру­же­ской пары дости­га­ют­ся толь­ко во Хри­сте. Вна­ча­ле могут быть и чув­ства, без них не обой­тись, но отно­ше­ния мужа и жены долж­ны каче­ствен­но улуч­шать­ся: стать бес­ко­рыст­ны­ми, истин­ны­ми, люб­ве­обиль­ны­ми, жерт­вен­ны­ми. Все это появ­ля­ет­ся и суще­ству­ет тогда, когда супруг и супру­га пони­ма­ют, что их объ­еди­ня­ет Хри­стос, когда оба живут Хри­сто­вой любовью.

– Когда раз­вод неми­ну­ем по насто­я­нию одно­го из супру­гов, как смяг­чить душев­ную боль и стра­да­ния дру­го­го супруга?

– Обра­ще­ние ко Хри­сту постра­дав­шей сто­ро­ны помо­жет ей почув­ство­вать облег­че­ние и уте­ше­ние. Чем бли­же мы сами ко Хри­сту, тем боль­ше живем Им опыт­но, стро­им отно­ше­ния с Богом не как отвле­чен­ную идею или фило­со­фию, а как живое обще­ние двух лич­но­стей; тем боль­шие при­да­ют­ся смысл и содер­жа­ние нашей жиз­ни; стя­жа­ем само­по­зна­ние, позна­ние Боже­ствен­но­го Про­мыс­ла о нас; можем любить каж­до­го чело­ве­ка. Обще­ние со сми­рен­ным и крот­ким Иису­сом Хри­стом (см. Мф. 11, 29) и нас дела­ет крот­ки­ми и сми­рен­ны­ми, и тогда реша­ют­ся все наши про­бле­мы, тогда упо­ко­е­ва­ет­ся наша душа.

– Может ли в каких-то слу­ча­ях раз­вод иметь спа­си­тель­ное зна­че­ние, напри­мер, если на него полу­че­но бла­го­сло­ве­ние архи­ерея, про­вед­ше­го опре­де­лен­ное рас­сле­до­ва­ние обсто­я­тельств наме­тив­ше­го­ся раз­ры­ва супру­же­ских отно­ше­ний? Или как выбрать мень­шее из зол?

– Как быть, когда поло­же­ние ста­но­вит­ся, как гово­рит­ся, без­вы­ход­ным? В таких слу­ча­ях Цер­ковь по-мате­рин­ски усту­па­ет и молчит.

Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 1917–18‑х годах поло­жил кано­ни­че­ским осно­ва­ни­ем к раз­во­ду факт пре­пят­ствия цер­ков­но­му вос­пи­та­нию детей одно­го из супру­гов. Какие еще могут быть цер­ков­ные осно­ва­ния для цер­ков­но-кано­ни­че­ско­го раз­ры­ва брач­ных отношений?

Пози­ция Церк­ви, как вид­но из пра­во­слав­но­го Пре­да­ния, в слу­ча­ях, когда нет пра­виль­но­го цер­ков­но­го вос­пи­та­ния детей со сто­ро­ны одно­го из супру­гов, тако­ва: дру­гой из супру­гов дол­жен про­яв­лять тер­пе­ние и верою и молит­вой при­ве­сти ко Хри­сту неве­ру­ю­ще­го супру­га. Даже в слу­ча­ях пре­лю­бо­де­я­ния, когда Сам Гос­подь раз­ре­ша­ет раз­во­дить­ся (см. Мф. 5, 32), если дру­гая сто­ро­на про­стит и не пой­дет на раз­вод, то может обре­сти во Хри­сте супру­га-пре­лю­бо­дея и полу­чить вели­кую духов­ную мзду. Мы зна­ем мно­го таких случаев.

Каса­тель­но же реше­ния собо­ра Рус­ской Церк­ви, думаю, что в те годы она руко­вод­ство­ва­лась духом ико­но­мии (снис­хож­де­ния) и поэто­му раз­ре­ши­ла по упо­мя­ну­той при­чине рас­тор­же­ние бра­ка. Брак – таин­ство, неру­ши­мое во веки.

– Отец Ефрем, как убе­речь детей от губи­тель­ных послед­ствий раз­во­да роди­те­лей, умень­шить их вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние дет­ской пси­хи­ки и дет­ской религиозности?

– Насколь­ко это воз­мож­но, по-доб­ро­му, с рас­суж­де­ни­ем, со сми­ре­ни­ем и молит­вой учить детей люб­ви к Богу и обра­щать их ко слу­же­нию Богу (име­ет­ся в виду не толь­ко посе­ще­ние хра­ма, но и соблю­де­ние запо­ве­дей Божи­их в сво­ей жиз­ни и духов­ное совер­шен­ство­ва­ние во Хри­сте – пер.). У таких детей мно­го душев­ных ран, кото­рые в боль­шин­стве слу­ча­ев скры­ты от посто­рон­не­го гла­за. Если с нашей помо­щью эти дети полю­бят Бога, думаю, что будут реше­ны все их душев­ные про­бле­мы. Любовь к Богу лечит все. Где нет чело­ве­че­ско­го уте­ше­ния, туда при­хо­дит боже­ствен­ное уте­ше­ние. Все пси­хо­ло­ги­че­ские и иные про­бле­мы, с кото­ры­ми может столк­нуть­ся чадо раз­ве­ден­ных роди­те­лей в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми, пре­одо­ле­ва­ют­ся, исце­ля­ют­ся во Христе.

 

Бесе­до­вал Сер­гий Тимченко

Источ­ник: пра­во­слав­ный жен­ский жур­нал «Сла­вян­ка»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки