Брак: жизнь в общей истории <br><span class=bg_bpub_book_author>Михаил Завалов</span>

Брак: жизнь в общей истории
Михаил Завалов

(1 голос5.0 из 5)

Истории, которыми мы живем

Один человек, переживший за долгие годы брака немало серьезных кризисов, отвечая на вопрос, почему он никогда не пытался развестись, сказал такие слова: «Дело в памяти. Это память, которая собирает разрозненные события в одну цельнотканую историю. Наша жизнь с женой ‒ общая история длиной в 18 лет. Развестись ‒ это как вырвать страницы, целые главы жизни. Это как ценная книга, которую мы пишем вместе. Перечеркнуть ее ‒ все равно что потерять свою историю, просто потерять себя». Это хороший образ ‒ и больше, чем просто образ, ‒ жизни вместе. Пара действительно живет своей общей историей, и эта история придает смысл их сегодняшнему дню и указывает на будущее.

Истории властно действуют в жизни людей. После исхода из Египта израильтяне ежегодно совершали пасхальные трапезы, где снова и снова в семьях, вместе с детьми, вспоминали событие рождения народа. И это не просто воспоминание о великом событии прошлого. Они говорили: «В эту ночь Бог вывел нас из Египта». Тут прошлое превращается в настоящее, совершается сейчас и дает ответы на вопросы: кто мы такие и куда мы идем. Тут каждый находит свое место в неоконченной книге из многих глав, которая продолжает писаться сейчас и ожидает завершения в будущем.

Любая группа или пара (будь то брак или дружба) создает общую историю. Это не личная история, которая есть у каждого человека, но история от имени «мы»: как мы встретились, как познакомились, как ссорились и мирились. Эта история делает каждую пару неповторимой, а одновременно связывает ее с окружающим миром.

История брака

В нашей культуре у каждой пары обычно есть своя трогательная история первой встречи, свиданий и романтики, но это только первые главы в «книге брака». Не менее важны воспоминания о преодолении внешних и внутренних трудностей, об опасностях и радостях. Такие истории соединяют людей и дают им нечто вроде убежища.

И это не просто пассивная регистрация фактов застывшего прошлого. Наше прошлое меняется в зависимости от того, как мы живем в настоящем. Факты остаются теми же, но меняют свой смысл и цвет, и мы каждый раз, при каждом новом пересказе, по-новому расставляем акценты. Это касается даже самых нелепых, мрачных или «заурядных» событий.

Скажем, когда человек переживает тяжелую потерю или унижение, он начинает снова и снова об этом говорить. Близкие и друзья часто стремятся заткнуть ему рот: дескать, зачем бередить свежие раны и причинять себе лишнюю боль? Но любой психолог знает, как важно говорить о пережитой травме. Тут человек снова и снова пересказывает себе событие, которое кажется нелепым и бессмысленным. Рано или поздно эта рана обретает смысл, и тогда она включается в цельную историю жизни человека ‒ и он может жить дальше.

Кто-то сказал, что человек, оказавшийся в раю, задним числом увидит, что он всю жизнь обитал в раю или сюда шел. Но подобное можно сказать и про ад. Таким образом, мы тоже влияем на истории ‒ если не на факты, то на их прочтение, ‒ а истории, в свою очередь, властно влияют на нас. История, которой я живу, склонна подтверждаться: я вижу соответствующие именно ей факты и пропускаю мимо то, что не вписывается в сюжет моей «книги». Скажем, если резюме моей истории звучит можно выразить словами «Я вырос в жестоком мире, где каждый стоит только за себя», то я действительно окажусь в холодном мире борьбы, где мне остается только орудовать кулаками и локтями, чтобы выжить. Я просто буду замечать только конкуренцию и эгоизм, а исключения ‒ вроде бескорыстной солидарности и подлинной любви ‒ станут для меня невидимыми. Таким образом, истории опасны и их порой полезно ставить под вопрос. Но и для этого их надо кому-то рассказывать, иначе мы их просто молча проживаем без осознания.

Иные истории

История каждого брака существует не в изоляции, но в широком контексте множества иных историй. Это, во-первых, личные истории семьи детства (именно такими историями чаще всего занимаются психологи и психотерапевты). Это также история страны, рода, моей группы. И наконец, это истории, которые создает и поддерживает окружающая нас культура.

Масс-медиа непрерывно закидывают нас своими историями. Разумеется, они позволяют узнать, что делается на всей планете, однако эти медийные истории вытесняют из жизни наши истории и строят какой-то собственный искусственный мир. Они тоже создают чувство общности, так что, скажем, незнакомые люди могут горячо поздравлять друг друга с победой футбольной команды или вместе переживать события из интимной жизни кинозвезд. В городах одинокие люди, незнакомые с соседями по лестничной клетке, сидят перед телевизорами (за газетой, перед монитором). И новость о том, что Пенелопа Круз, наконец, забеременела, их порой волнует куда больше, чем инсульт у старика из соседней квартиры, имени которого они даже не знают. Масс-медиа заглушают наши истории ‒ и навязчиво пытаются рассказать нам свои собственные.

За любой рекламой стоит своя история: история успеха, индивидуальных достижений, личного счастья через потребление без границ. Реклама прекрасно чувствует действенность историй и их использует. В контексте таких консюмерических историй брак становится контрактом ко взаимной выгоде ради достижения каждым «партерном» наибольшего счастья. И тогда, если «партнерство» становится невыгодным, ты просто обязан искать нового «партнера» ‒ все как в бизнесе.

Такие истории ядовиты для отношений, и ради нормальной жизни брака и семьи им надо активно противостоять. И в христианском браке это на порядок легче, потому что у него есть мощный противовес ‒ своя великая «иная история». Христиане живут в Священной истории, куда вписана и «книга» каждого брака. Это все меняет радикальным образом. Тогда основанием брака становится не счастье двух «партнеров», но завет, отражающий Завет Бога со Своим народом. Это ставит счастье на должное место и создает особую историю брака, основанного на чем-то большем, нежели просто стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей.

Место для историй

Из всего сказанного выше можно сделать простой вывод: нужно ценить наши истории и почаще рассказывать их вслух. Для этого нужно найти время и место, чтобы они звучали и чтобы их слушали. Где это происходит?

Если говорить об истории моей собственной семьи, то у нас спонтанно сложилась привычка всегда, когда возможно, садиться за стол вместе. Поскольку телевизора у нас никогда не было, разве что звучала фоновая музыка, это время было и остается хорошей возможностью для обмена своими и чужими историями.

Разумеется, таким временем является любой праздник в кругу семьи, когда гости («внешние наблюдатели») помогают паре снова рассказывать историю своего брака ‒ и тогда эта «книга» оживает. Скажем, на праздновании годовщины свадьбы муж и жена снова и снова отвечают на вопросы: как мы встретились? Как образовалось это «мы»? Что самого ценного и особого именно в нашем браке? Но такое время есть и за пределами праздников ‒ там, где люди вместе и не заняты работой или решением неотложных задач. Если говорить о семье, то сюда входит масса общих действий: от дней рожденья до совместной еды или прогулки. Тут мы пересказываем наши истории, которые питают брак и семью.

История любви их родителей особенно важны детям. Они лучше любых отвлеченных наставлений помогают им понять, в каком мире они оказались. А ребенок, выросший в новой семье после развода родителей, страдает, потому что лишен истории любви мамы и папы. Ребенку также важно услышать, как он появился на свет и присоединился к этому «мы» ‒ подобные истории с интересом слушает даже самый ершистый и критично настроенный подросток. Любопытно, что в типичном случае, подросток, выросший без отца и не видевший его, стремится с ним встретиться. Это ему важно, чтобы четче понять, «кто я такой?».

Может быть, сегодня особенно важно рассказывать истории и активно расчищать для них место в жизни. Еще недавно у людей было гораздо меньше развлечений ‒ даже и книги сто или двести лет назад были для многих предметом роскоши, ‒ и собираясь вместе, домашние только и могли рассказывать и пересказывать друг другу истории, в том числе и хорошо знакомые. Сегодня нам рассказывает и показывает истории целая гигантская индустрия развлечений. Но без наших настоящих историй мы не способны оставаться людьми и создавать свою совместную «книгу», вписанную в историю мира.

Михаил Завалов

Источник: храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне / православное информационное агентство «Русская линия»

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage