Если любишь…<br><span class="bg_bpub_book_author">Елена Фетисова</span>

Если любишь…
Елена Фетисова

(2 голоса5.0 из 5)

Несколь­ко мыс­лей о «юро­ди­вых темах»

Есть темы, писать на кото­рые как-то не комиль­фо. Об «отно­ше­ни­ях полов», напри­мер. С одной сто­ро­ны, рас­суж­дать вро­де неза­чем: хри­сти­а­нам и так всё понят­но про грех и доб­ро­де­тель в этой обла­сти, а про­чим – юрод­ство и посме­ши­ще наши «хан­же­ские» раз­мыш­ле­ния. При этом хри­сти­ан, по идее, и сму­щать неза­чем лиш­ним напо­ми­на­ни­ем «об этом».

Но со вре­ме­нем заме­ча­ешь, что и в сре­де моло­дых хри­сти­ан, кото­рым всё вполне понят­но, «понят­ны», на самом деле, какие-то очень раз­ные вещи. Вот, напри­мер, вро­де бы все соглас­ны с тем, что блуд – это грех. Одна­ко при этом уже суще­ству­ют такие логи­че­ские куль­би­ты, кото­рые поз­во­ля­ют моло­дым людям года­ми жить в «граж­дан­ском бра­ке», назы­вая себя хри­сти­а­на­ми и нима­ло не сму­ща­ясь соб­ствен­но­го поло­же­ния, пре­спо­кой­но при­сту­пая к Таин­ствам, а вре­ме­на­ми – даже гото­вясь к священству…

Что за «куль­би­ты»? Один из них такой: «Да, – пишут ино­гда веру­ю­щие интер­нет-поль­зо­ва­те­ли, – блуд, без­услов­но, недо­пу­стим. Но я ведь не меняю жен­щин, как пер­чат­ки, а живу с люби­мой девуш­кой, на кото­рой хочу женить­ся, про­сто поже­нить­ся мы смо­жем толь­ко через год. Это же совсем дру­гая история!»

Под­ме­на поня­тий про­ис­хо­дит здесь тогда, когда чело­век утвер­жда­ет, что блуд – это если юбки пере­би­рать, а еже­ли двое вер­ны друг дру­гу, но не в бра­ке, то это слу­чай из дру­гой опе­ры и вооб­ще не грех, а доб­ро­де­тель. Но из цер­ков­ной гим­но­гра­фии и свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ры мож­но заклю­чить, что блуд в широ­ком смыс­ле – это не толь­ко про физио­ло­гию, это про вся­кое двое­ду­шие. С блуд­ни­цей срав­ни­ва­ет­ся душа, кото­рая не хра­нит вер­но­сти небес­но­му Жени­ху, Хри­сту, и Его запо­ве­дям, не чтит Таин­ства, уста­нов­лен­ные Его Цер­ко­вью. В дан­ном слу­чае – таин­ство брака.

Блуд­ни­ца – та, кто и с одним была, и с дру­гим – не про­тив. Вро­де чело­век и в Бога веру­ет – и одно­вре­мен­но пыта­ет­ся Его «выста­вить за дверь» в вопро­сах лич­ной жиз­ни. Кре­ще­ние, мол, при­ем­лю, Собо­ро­ва­ние тоже – а с Таин­ством бра­ка и сам раз­бе­русь, без ваше­го «сред­не­ве­ко­вья». И нашим, и вашим, так ска­зать. Всё рав­но что ребе­нок, остав­шись один дома, нач­нет пере­би­рать в уме: «Так, мама ска­за­ла телик не вклю­чать – лад­но, не ста­ну уж. Ска­за­ла пообе­дать – ну, хоро­шо. Ска­за­ла, чтоб я боль­ше не смел лезть в тот шкаф с инте­рес­ны­ми бутыл­ка­ми… Не, ну бутыл­ки-то – это не страш­но. Слег­ка ото­пью, осталь­ное назад постав­лю…» Как вы дума­е­те, если в той буты­ли уксус­ная эссен­ция – маму силь­но уте­шит, что в осталь­ном-то ее ребе­нок был вполне послуш­ный мальчик?

К сожа­ле­нию, имен­но в отно­ше­нии веру­ю­щих, не чту­щих Таин­ство бра­ка, мож­но осо­бен­но опре­де­лен­но гово­рить, что добрач­ное сожи­тель­ство – это блуд, как бы непри­ят­но это ни зву­ча­ло. Даже неве­ру­ю­щий чело­век в такой ситу­а­ции выгля­дит более поря­доч­но: он, по край­ней мере, еще не давал обе­тов вер­но­сти Богу и Его запо­ве­дям, он про­сто не слы­шал ниче­го о добрач­ной чисто­те, про­по­ве­ду­е­мой Цер­ко­вью. Для него жить с одной избран­ни­цей, хра­ня ей вер­ность, – это уже по-сво­е­му дости­же­ние, хотя и в такой ситу­а­ции есть двое­ду­шие. Почему?

Пото­му что это вооб­ще очень лука­вая фор­му­ли­ров­ка: мы любим друг дру­га и жить друг без дру­га не можем, толь­ко сва­дьбу сыг­рать обсто­я­тель­ства не поз­во­ля­ют. Тут, по боль­шо­му сче­ту, или любим и любо­вью побеж­да­ем обсто­я­тель­ства – или зави­сим от вся­че­ских воз­мож­но­стей-невоз­мож­но­стей, но толь­ко при чем здесь любовь?

Ты любишь эту жен­щи­ну так, что жить без нее не можешь? Так про­яви любовь не на сло­вах, а в дей­ствии. Чем ты готов пожерт­во­вать ради люб­ви? Ты готов доучи­вать­ся послед­ний курс в инсти­ту­те, помо­гая жене ука­чи­вать ново­рож­ден­но­го? Ты гото­ва вен­чать­ся в «бюд­жет­ном» белом пла­тье, а не сожи­тель­ство­вать с жени­хом, ожи­дая, когда роди­те­ли нако­пят денег на лиму­зин и пла­тье «от кутюр»? Ты готов серьез­но пого­во­рить с роди­те­ля­ми и объ­яс­нить раз и навсе­гда, что не жела­ешь «сна­ча­ла пожить» и «попро­бо­вать», ибо неве­ста твоя – чело­век, а не огры­зок, над­ку­сив кото­рый надо решить: доедать или выбро­сить? Ты готов, в кон­це кон­цов, про­сто ждать?

Сре­ди моих зна­ко­мых есть мно­же­ство при­ме­ров эда­ких «юро­ди­вых» для мира сва­деб, о кото­рых их участ­ни­ки до сих пор рас­ска­зы­ва­ют с юмо­ром и носталь­ги­ей. В семье зна­ко­мо­го свя­щен­ни­ка, отца уже шесте­рых детей, нам со сме­хом рас­ска­зы­ва­ли про «медо­вый месяц». Моло­дой семи­на­рист полю­бил сту­дент­ку духов­но­го учи­ли­ща, но пред­ло­жить ей мог в бук­валь­ном смыс­ле лишь руку и серд­це: оба были родом из про­вин­ции, жили в семи­нар­ских обще­жи­ти­ях, из дохо­дов – одна стипендия.

Они, не испу­гав­шись обсто­я­тельств, поже­ни­лись, сня­ли квар­ти­ру, и гла­ва семьи до руко­по­ло­же­ния опла­чи­вал ее, рабо­тая двор­ни­ком на несколь­ких участ­ках. А супру­га его жале­ла и выхо­ди­ла помо­гать… Про­шел «медо­вый месяц», про­шли годы, быт нала­дил­ся, а для меня до сих пор жена это­го батюш­ки – насто­я­щий пред­мет вдох­но­ве­ния. Это малень­кая изящ­ная девоч­ка (шесть раз мама) с совер­шен­но деви­чьи­ми весе­лы­ми гла­за­ми – я уве­ре­на: здесь «дух тво­рит себе фор­му», и фор­ма эта живо сви­де­тель­ству­ет о непо­бе­ди­мой силе сохра­нен­ной чистоты…

Кста­ти, супруг мой, гото­вясь к сва­дьбе, тоже пред­по­ла­гал идти в двор­ни­ки, но обо­шлось: квар­ти­ру для моло­до­же­нов ему уда­лось най­ти «бес­плат­но» – за ремонт, кото­рый он с отцом делал сво­и­ми рука­ми, с нуля, учась при этом в вузе и рабо­тая хори­стом. Как-то вот не при­шло ему в голо­ву рас­суж­дать про «жить негде», и не пом­ню, что­бы мы поз­же жале­ли о подоб­ной «неосно­ва­тель­но­сти».

А у мужа подру­ги роди­те­ли были кате­го­ри­че­ски про­тив сва­дьбы сра­зу, тре­бо­ва­ли «сна­ча­ла пожи­ви­те». Да и сва­дьбу хоте­ли «с трес­ком», а на треск нако­пить ведь надоб­но. Что ж, жених пода­рил неве­сте вен­чаль­ное пла­тье, собра­ли стол «для сво­их» на при­хо­де духов­ни­ка, обвен­ча­лись… а через год ува­жи­ли род­ствен­ни­ков арен­дой лиму­зи­на и про­чи­ми атри­бу­та­ми «при­лич­но­го» сва­деб­но­го банкета.

Соб­ствен­но, все эти сва­деб­ные «при­ли­чия», застав­ля­ю­щие стар­шее поко­ле­ние упор­но тол­кать жени­ха и неве­сту на грех, хоро­шо иллю­стри­ру­ют сло­ва Гос­по­да о том, что «вра­ги чело­ве­ку домаш­ние его». Домаш­ние – не вооб­ще вра­ги, изба­ви Бог так думать. Но то чело­ве­че­ское, зем­ное, чело­ве­ко­угод­ни­че­ское и тще­слав­ное, что ими порой руко­во­дит, всту­па­ет во враж­ду с иде­а­ла­ми хри­сти­ан­ства. И надо най­ти в себе муже­ство остать­ся на сто­роне идеалов.

В фун­да­мен­те бра­ка дол­жен быть пусть неболь­шой, но подвиг, ина­че все эти «жить не могу» – толь­ко сло­ва, сло­ва, сло­ва… Долж­ны быть побеж­ден­ные пер­вые труд­но­сти – даль­ше ведь, после сва­дьбы, труд­но­стей будет куда больше.

А дру­гая логи­че­ская улов­ка, кото­рой моло­дые люди объ­яс­ня­ют для себя воз­мож­ность добрач­но­го сожи­тель­ства, вот какая: «Все-таки жизнь вме­сте – это не убий­ство, не воров­ство, не пре­лю­бо­де­я­ние, не кощун­ство. Люди рядом, им хоро­шо – они толь­ко боль­ше Бога сла­вят и бла­го­да­рят. Бог есть любовь – да Ему навер­ня­ка толь­ко радост­но гля­деть, как друг дру­га люди любят!» Ну, о том, насколь­ко цен­но такое «любят», я уже попы­та­лась ска­зать, а что каса­ет­ся утвер­жде­ния в целом…

Зна­е­те, я думаю, что Ева в свое вре­мя запро­сто мог­ла бы рас­су­дить подоб­ным обра­зом. Помни­те, она уви­де­ла, как хорош запрет­ный плод? И ведь любовь и забо­ту Божии она виде­ла непре­стан­но. «Пра­во сло­во, все­го лишь плод! Раз­ве Богу для нас жал­ко? Ну, ска­зал не вку­шать, так я немнож­ко, и вооб­ще навер­ня­ка Он бы потом и Сам нас этим фрук­том уго­стил. Годом рань­ше, годом поз­же – поду­ма­ешь… Чем я буду ходить, иску­шать­ся, вспо­ми­нать о нем – луч­ше сей­час». Резуль­тат известен.

По сло­вам иеро­мо­на­ха Сера­фи­ма (Роуза), «люди и в самом деле были созда­ны, что­бы быть бога­ми и сына­ми Выш­ня­го (Пс. 81:6), и созна­ва­ли, что им над­ле­жит взой­ти от Рая к выс­ше­му состо­я­нию». Дре­во добра и зла было как бы путем к выс­ше­му состо­я­нию – но до него Адам и Ева при­зва­ны были еще духов­но дорас­ти. Они вку­си­ли бы его – в буду­щем, в уроч­ный час, когда были бы гото­вы, когда это не повре­ди­ло бы им, не вверг­ло в гордыню.

Для телес­но­го еди­не­ния жены и мужа тоже есть уроч­ный час – когда дорос­ли душев­но, когда узна­ли друг дру­га в про­стом чело­ве­че­ском обще­нии, когда потру­ди­лись или отка­за­лись от чего-то ради того, чтоб быть вме­сте, когда дали обе­ты вер­но­сти и исклю­чи­ли тем самым послед­нее «обо­ра­чи­ва­ние вспять». Рань­ше – Богу, может, и не жал­ко, но жал­ко Ему людей: ведь им не на пользу…

Еле­на Фетисова

Источ­ник: Православие.ру

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки