Иерей Николай Савченко: Брак с инославным налагает на православного серьезное обременение <br><span class=bg_bpub_book_author>Иерей Николай Савченко</span>

Иерей Николай Савченко: Брак с инославным налагает на православного серьезное обременение
Иерей Николай Савченко

(5 голосов4.2 из 5)

Иерей Николай Савченко для «Азбуки супружества»

Как Церковь относится к бракам с инославными и иноверными? К каким проблемам приводят подобные семейные союзы? Какие сложности могут возникнуть с воспитанием детей, выросших в семьях, где православным является только один из родителей? Что делать, если инославный супруг не хочет принимать Православие? Обо всем этом мы поговорили с клириком храма свт. Петра, Митрополита Московского, иереем Николаем Савченко (г. Санкт-Петербург).

– Отец Николай, люди нередко путают инославных с иноверными. Для начала расскажите, пожалуйста, каковы же отличия между ними?

– Инославным традиционно считается человек христианского вероисповедания, верующий в Святую Троицу. То есть это католик, протестант или представитель одной из древних восточных Церквей. Иноверным же считается человек, не принадлежащий к христианскому вероисповеданию.

До революции существовали определенные правила на этот счет: брак с иноверными не разрешался вообще, брак с инославными был позволен в исключительных случаях, он не был нормой, при этом от инославных брали свидетельство о том, что они не будут препятствовать воспитанию детей, рожденных в этом браке, в православной вере.

– Сегодня многие наши соотечественники, в том числе православные, живут за границей. Как там заключаются браки с инославными?

– За границей, где православных меньше, ситуация сложнее. Конечно, требовать, чтобы всегда и во всех случаях дети воспитывались в Православии, а не ином вероисповедании, там не получается. На такой брак берется благословение правящего архиерея, где это возможно, или, по крайней мере, нужно обращаться к настоятелю местного православного храма. Священник подскажет, нужно ли для этого ему будет брать благословение у правящего архиерея или архиерей позволил ему самостоятельно принимать такое решение.

– Брак с инославным и еще более с иноверным – крайне нежелательная ситуация. С какими трудностями может столкнуться православный христианин, если его супруг или супруга находится вне Православной Церкви?

– Действительно, брак с инославным налагает на православного серьезное обременение. Нужно быть к этому готовым. Поначалу, когда человек испытывает сильные чувства, это может казаться не столь важным, но впоследствии, когда рождаются дети, возникают проблемы, например, с тем, в какую церковь их водить. Мы, православные, не можем согласиться с тем, чтобы ходить и туда, и сюда, как некоторые говорят: «Не все ли равно куда пойти?» или «Давайте по очереди – сначала в православный, а потом в католический храм». Как правило, инославные в настоящее время готовы посещать и православные храмы, и свои храмы, но для нас это неприемлемо.

Разделение супругов, когда они ходят в храмы разных конфессий, или один из них совсем не ходит в храм, со временем негативно сказывается и на воспитании их детей. Оно подталкивает детей к выводу о том, что такое тоже возможно, допустимо, нормально. И напротив, если ребенок видит, что папа и мама идут вместе в один и тот же храм, а с ними и он, это оказывает на него положительное воздействие, оставляет в его душе глубокий след.

Важно, чтобы супруги с самого начала обсудили вопрос воспитания детей, в противном случае позднее могут возникнуть различные сомнения и соблазны. Но нужно сказать, в нашей действительности так часто получается, что современные европейские мужчины все-таки не препятствуют тому, чтобы их православные жены воспитывали детей в православной вере. Совсем не так с мусульманами – они настаивают на том, чтобы дети воспитывались в исламе, поэтому такой брак Церковь не благословляет, и если православный супруг не желает, чтобы его дети принимали ислам, то Церковь благословит его на развод, но при этом Церковь не будет принуждать человека к расторжению брака.

И, конечно же, надо понимать, брак с неправославным супругом предполагает, что у детей возникнет больше сложностей с воспитанием в русской культуре.

– Могут ли у таких детей, живущих в странах, где Православие является религией меньшинства, возникнуть в школе проблемы на религиозной почве?

– Напротив. Сейчас в западном мире в целом прослеживается проблема качественного образования, при этом школы с хорошим уровнем образования в Европе являются именно религиозными, традиционными, очень часто это католические школы. Существуют они очень давно, столетиями. Но что интересно, практически повсеместно в католических школах к православным ученикам относятся очень положительно. Даже лучше, чем к протестантским. Католики считают нас традиционной Церковью, почти как поместной, сейчас у них уже нет того пафоса обращения в католицизм, который был когда-то, поэтому не стоит опасаться, что вашего ребенка обратят там в католицизм.

Для поступления ребенка в такую школу необходимо брать рекомендацию у настоятеля местного храма или того прихода, в который ходит ребенок и его православная мать. По опыту могу сказать, что там к этим рекомендациям относятся положительно. Поэтому если инославный супруг предлагает идти за рекомендацией в инославную церковь, можно с полной уверенностью этого не делать, но идти за свидетельством для поступления в учебное заведение именно в православный храм.

– Ранее Вы сказали, европейские мужчины в основном не препятствуют тому, чтобы их православные жены воспитывали детей в православной вере. С чем это связано?

– Современное европейское общество очень толерантно, даже чрезмерно толерантно. Поэтому муж, как правило, мирно, спокойно, по-доброму относится к вере своей супруги.

Приведу такой пример. Иногда в европейских приходах сегодня можно наблюдать картину: европейские инославные родители, усыновившие русского ребенка, привозят его в православный храм. Казалось бы, почему? А ответ такой: так как этот ребенок из России, значит, считают они, он православный, поэтому они хотят, чтобы их приемный ребенок оставался православным. Хотя они сами не русские, не православные, и даже не собираются переходить в Православие. Но бывает и так, что родители, привозившие своих русских детей на Причастие, через некоторое время сами принимают Православие. Такой пример свидетельствует о том, что и в толерантности может быть найдена своя духовная составляющая, и толерантность приводит к уважению православной веры.

Часто бывает и такое, что инославный супруг сначала просто с уважением относятся к православной вере, которую исповедует его супруга, а потом Православие постепенно начинает интересовать и его самого. Например, если инославный муж не имеет традиции ходить в инославную церковь, то ревностное посещение своей женой православного храма приводит со временем к тому, что он все-таки начинает немного приобщаться к ее вере, приезжать с ней в храм, сопровождать ее, отвозить на богослужение, встречать после, и так он немного приобщается к церковной жизни. Это тоже показательно.

– А если инославный супруг решается принять Православие, просто потому что он любит свою жену, насколько такой переход прочен?

– Заключение брака чаще всего связано с сильными чувствами. Настолько сильными, что один из супругов, в самом деле, может принять веру человека, с которым он вступил в брак. К сожалению, статистика говорит о том, что перешедшие в другую веру при таких обстоятельствах не являются твердыми последователями этой веры и рано или поздно от нее отходят, и это касается не только Православия.

Есть и другая закономерность. Если супруга или супруг не принимают Православие перед супружеством, маловероятно, что это произойдет потом: либо супруг готов сразу принять Православие либо почти наверняка этого не случится. Бывает также, что такое случается, но формально. Хотя бывают и исключения.

– Что делать, если инославный супруг не желает принимать Православие? Смириться? «Неверующий муж освящается верующей женой» (1Кор.7:14)? Молиться за него? Или пытаться с ним поговорить? Сожалеть о своей ошибке?

– Я бы посоветовал очень медленно, очень осторожно, но неуклонно, мягкими словами напоминать о православной вере. Возможно, долготерпеливая работа возделывания почвы принесет свои плоды, свой урожай.

– Нередкий случай: когда женились, оба были далеки от религии, со временем начали задумываться о Боге, обратились к вере своих предков, но пошли в разные стороны. Нужно ли пытаться сохранить брак в таком случае?

– Действительно, часто такое происходит: человек приходит к вере, будучи в браке. У такого новоначального христианина может возникнуть своего рода максимализм в вопросах веры, сопряженный даже с уничижением неверующего, невоцерковленного, инославного супруга. И это тоже может стать сильным испытанием для обоих. Но все-таки человеку следует бережно относиться к существующему браку и из благочестия не разрушать его. Святой апостол Павел осуждает ревность не по разуму (Рим.10:2) и говорит о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14).

Но в браке ведь становятся не только православными. Мне известны случаи, когда муж становился со временем не только ревностным мусульманином, но даже радикалом. Бывает, такой человек увозит жену к себе на родину, и там его супругу ждут определенные сложности. Ведь мусульманский брак обычно в традиционной мусульманской семье со стороны жены укрепляется родственниками: сама жена в отдельности в мусульманском браке не имеет должной «силы», но родственники с ее стороны некоторую силу сообщают. И если русская женщина уезжает в мусульманскую страну, ее родственников там уже нет, нет никаких традиций на ее стороне, можно сказать, она бесправна. Об этом ей следует подумать заранее.

Что еще важно знать. В современном европейском обществе ощущается гораздо большее давление не со стороны иных конфессий или религий, а со стороны безверия, секуляризма и «легкого» отношения к вере, в целом. И это большое испытание. В меньшей степени оно присуще США, потому что там во многих штатах все еще очень религиозная обстановка, сильно влияние хотя и не православного, но так или иначе христианского менталитета. В других штатах, более демократических, это уже теряется. Но и там, как и в Европе, уже присутствуют значительные влияния секуляризма, образа жизни, когда вместе сосуществуют многие и многие народы. К этому тоже нужно быть готовым: некоторые русские родители не могут должным образом воспринять такие особенности иностранной жизни, и поначалу их шокирует, когда они видят своих детей в таком окружении.

Я думаю, так нам показываются условия, в которых нам предстоит жить в ближайшие десятилетия. Возможно, Господь попускает этому совершиться с тем, чтобы мы еще лучше поняли, что главное в этом мире, и, кроме того, чтобы проповедь Христова дошла уже и до тех стран, где ее раньше еще не слышали. А если это страны, где она все укоренилась, то, думаю, попускается это для того, чтобы там выбирали Христа те, кто хочет выбрать Его душой и сердцем, а не по наследству.

– Что нужно знать православному человеку, если для его инославного супруга это уже не первый брак?

– Необходимо знать следующую особенность, она касается католиков и в меньшей степени – протестантов. Католики во всем либеральнее нас, и только в одном вопросе строже – в вопросе развода.

Православная церковная традиция об отношении к разводам такова: развод может быть совершен по ходатайству потерпевшей стороны в случаи измены другой стороны. Это основная традиционная причина развода, впоследствии добавились и такие причины как долгое безвестное отсутствие супруга, психическая болезнь с определенными условиями, наркомания или алкоголизм, принуждение к аборту. В древности этих причин не было, существовала единственная причина для развода – это прелюбодеяние.

При этом потерпевшая сторона, конечно, может простить виновника, но если это невозможно, она подает на развод. Виновник не имел права подавать на развод и только мог получить развод от потерпевшей стороны.

У католиков же в этом отношении гораздо более строгие правила: они вообще не признают развод. Такова традиция западной церкви. И это налагает на католиков дополнительную проблему: бывает так, что брак распадается, а люди не могут получить развод, по этой причине они не могут и заново венчаться. И бывают случаи, когда католик был женат первым браком, этот брак фактически распался, но католическая церковь такой развод не признает. А Православная Церковь допускает повторное венчание, при этом для нас именно православное венчание является единственно признаваемым. Поэтому если у православной невесты появился инославный муж, который был когда-то венчан католическим или протестантским церковным браком, но этот брак уже давно распался, то в православной Церкви такое венчание возможно, опять же с благословения архиерея.

– Пожалуй, многих удивит, что супруги, один из которых – православный, а другой – католик, могут венчаться в православном храме.

– Да, венчание в таком случае может совершаться, но это крайняя ситуация, которая никак не может рассматриваться как идеал. Здесь дается некоторое послабление, поскольку он хотя и инославный, но все же христианин. И даже венчание императорских, царских особ необязательно предполагало переход одного из супругов в другое вероисповедание. Многие наши русские великие княжны выходили замуж за инославных герцогов, например, немецких, британских, оставаясь при этом православными. При этом важно помнить, что после такого венчания на Причастие приходит только православный супруг. С иноверным же венчание возможно лишь в одном случае: если он принимает Крещение.

Но, конечно, Церковь ждет, что дети будут воспитываться в Православии, что инославный супруг будет относиться с уважением к православной вере, не будет препятствовать своей супруге ходить в православный храм и участвовать в Таинствах, молиться.

Существуют и некоторые послабления для такого брака, ведь, например, празднование Пасхи у инославных совершается по григорианскому календарю, кроме того, сейчас у них совсем нет поста, а для православных соблюдение поста является привычным. Нужно ожидать, что инославные будут относиться к таким отличиям с почтением.

– Возникали ли за годы Вашего служения в священном сане ситуации, когда бы к Вам обращались за помощью, советом относительно брака с иноверным? Какие именно это были ситуации? Как они, в итоге, разрешились?

– Два года я служил в Лондоне, поэтому некоторый опыт имею. Расскажу об одном случае. Однажды ко мне в храм пришла пара, индусы: при этом женщина была студенткой у нас в России. В Москве она приняла православное крещение и стала по-настоящему глубоко верующим человеком. По окончании учебы она уехала к себе в Дели, она не могла не уехать, и там она оказалась не то что даже инославном, а иноверном, совершенно языческом окружении.

Возник вопрос о ее замужестве. А в Индии с этим строго, там браки совершают родители, они ищут своим детям женихов и невест, а те лишь должны это принимать. И вот, возник вопрос, как быть, потому что строго по церковным канонам эта женщина не имела права как христианка выходить замуж за язычника. Но этот случай неординарный, и один архиерей, очень серьезного монашеского настроя, сказал мне, что у нее, конечно же, не может быть препятствий к причастию.

Этот эпизод показывает, что Церковь относится к верующим с пониманием, не считает женщин, живущих в браке с иноверным, скажем, с мужем-мусульманином, совершающими тяжкий грех. И на протяжении всего своего существования она всегда признавала браки, совершенные в инославии между инославными, уважительно относилась и к бракам, заключаемым между иноверными.

В то же время Церковь не может согласиться с многоженством или чрезвычайной легкостью, имеющейся, например, у мусульман, когда они могут лишь троекратным своим провозглашением развести себя со своей женой. Православные никак не могут согласиться с таким шатким основанием брака. Кроме того, надо понимать, что в исламе существуют жесткие правила: мусульманин имеет право жениться на христианке, но мусульманка не имеет права выйти замуж за христианина, поэтому они начинают требовать принятия ислама. И точно так же, когда жена – христианка, а муж – мусульманин, мусульмане начинают требовать, чтобы дети воспитывались в исламе, что тоже надо иметь в виду.

Также надо полагать явное различие между официальным браком, хотя бы даже с иноверным или неверующим и так называемым простым сожительством. Простое сожительство считается грехом и на пребывающих в таком сожительстве налагается епитимия, связанная с ограничением в причастии.

– Порой можно услышать мнение: «Да, среди канонов есть несколько правил, не позволяющих вступать православным в смешанные браки, но ведь любовь все покрывает (1Кор.13:7)». Согласились бы Вы с таким утверждением?

– Нам следует помнить, любовь не может покрывать то, быть выше того, что должно оставаться чрезвычайно дорогим для каждого православного христианина – нашего православного исповедания и заповедей. Мы не можем этим пренебрегать, мы не можем ставить Православие на второстепенный уровень. И когда мы говорим «любовь все покрывает», надо понимать, о какой любви мы говорим: о любви к Богу или о любви между супругами. Ведь правильный смысл слов апостола в том, что любовь Божия все покрывает. Но любовь Божия не сможет покрывать по нашему желанию что-то, когда мы эту Божию любовь не считаем важной. Поэтому со своей стороны мы должны относиться бережно к нашей православной вере как к драгоценному залогу, и тогда, несомненно, любовь Божия все покроет. Нельзя считать, что любовь человеческая важнее любви Божией.

– Многие, наверное, сейчас спросили бы: «А как же чувства?».

– Молодым людям важно понять, что возникающие чувства – это, конечно, многое, но не главное. Не стоит считать наши чувства мерой всех вещей. На первом месте должна быть любовь к Богу, верность Христу. Конечно же, брак без чувств не крепок, но и чувства без духовного рассуждения не сделают брак крепким. Надо быть благоразумным, а благоразумие, по слову святых отцов, есть такое состояние, когда воля удерживает и разум, и чувства человеческие, не давая им руководить всецело человеком.

Со временем каждый молодой человек или девушка встречаются с тем, что их чувства уже не такие яркие как раньше. Это нередко приводит к множеству сложностей, проблем взаимопонимания, в том числе возникающих вследствие брака с инославным. Такие различия могут еще более рельефно выступить на фоне внутрисемейных отношений.

Кстати говоря, вопрос брака с инославным в какой-то мере перекликается с вопросом брака с невоцерковленным или неверующим человеком. Как правило, такой человек в наше время относится к Церкви положительно или нейтрально, но сам в храм не ходит – решение жениться, выходить замуж за такого человека тоже не назовешь правильным.

Поэтому верующим молодым людям можно посоветовать искать себе вторую половину среди верующих, больше участвовать в различных молодежных православных объединениях, встречах, группах, сайтах и так далее. Это помогает браку с первых шагов, потому что все мы понимаем: когда встречаются молодые люди, один из которых верующий, а другой инославный или невоцерковленный, отношение к браку у них будет различным. Православный христианин относится куда серьезнее к отношениям с ближними, тем более с лицами другого пола. Многие инославные или невоцерковленные люди с трудом воспринимают такую строгость, но для христианина эта строгость просто необходима.

– Ваши пожелания всем, кто прочтет это интервью.

– Хочется пожелать всем помнить о том, что самое ценное в жизни – это Господь, Его заповеди и Его Церковь. И чтобы от этого понимания мы строили остальную нашу жизнь. Чтобы здесь, в Боге, была наша главная любовь. Наша любовь земная имеет право быть и быть благословленной, но занимая свое второе место, ни в коем случае не возвышаясь над самой главной нашей любовью к Богу.

Текст: р.Б. Геннадий

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage