«Я не хочу печалить вас ничем» – тоже признак духовной любви<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Сергий Николаев</span>

«Я не хочу печалить вас ничем» – тоже признак духовной любви
Протоиерей Сергий Николаев

(1 голос5.0 из 5)

Любовь – это состо­я­ние души, и при­су­ще толь­ко чело­ве­ку, как обра­зу Божье­му. А мы зна­ем, что Бог есть любовь. Любовь – это нор­маль­ное состо­я­ние человека.

Рань­ше про любовь меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной не гово­ри­ли вооб­ще. Гово­рить об этом ста­ли в ари­сто­кра­ти­че­ских кру­гах, начи­тав­шись фран­цуз­ской литературы.

В преж­ние вре­ме­на гово­ри­ли не «я его люб­лю», а «я его жалею». Сло­во «любовь» слы­ша­лось в хра­ме, а не дома. Зна­чит ли это, что не было люб­ви? Нет. Само сло­во «жалею» озна­ча­ет, что что-то жалит чело­ве­ка, уязв­ля­ет, т.е. я нахо­жусь по отно­ше­нию в состо­я­нии боли за это­го чело­ве­ка. Вот она какая, насто­я­щая любовь. Так чело­век опре­де­лял свое чув­ство к неве­сте (жени­ху) – жела­ние помочь, сопри­част­но­сти его жиз­ни и стра­да­ни­ям. Чело­век сочув­ству­ет муке дру­го­го чело­ве­ка, поэто­му гово­рит «я его (её) жалею». Т.е. любовь про­яв­ля­ет­ся тогда, когда чело­век хочет и не может не раз­де­лить скорбь люби­мо­го чело­ве­ка, когда его про­бле­мы ста­но­вят­ся тво­и­ми соб­ствен­ны­ми. Если это­го нет, то это уже про­яв­ле­ние нелюбви.

А состо­я­ние люб­ви, конеч­но, мож­но раз­ви­вать, хотя любовь может и погас­нуть. Ведь ска­за­но, «воз­лю­би ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя». Т.е. это при­зыв к само­по­жерт­во­ва­нию – делай дру­гим то, что хочешь, что­бы дела­ли тебе, и не делай дру­гим то, чего не хочешь себе. Конеч­но, это опре­де­лен­ный труд, но чело­век, кото­рый ста­ра­ет­ся, полу­ча­ет от Гос­по­да благодать.

А даль­ше нуж­но про­ве­рить себя вре­ме­нем. Ведь мы живем в духов­ном мире, мы зна­ем, что есть такое явле­ние, как оча­ро­ва­ние. Чело­век может оча­ро­вать­ся, и в таком состо­я­нии он нахо­дит­ся, как бы в опья­не­нии. Т.е., когда ему хоро­шо, но он спо­со­бен совер­шить нетрез­вый посту­пок, кото­рый при­ве­дет его к очень пло­хим послед­стви­ям. Если понра­ви­лась девуш­ка, это не зна­чит, что это насто­я­щая любовь. Чув­ство нуж­но про­ве­рить временем.

Есть заме­ча­тель­ное сти­хо­тво­ре­ние Пуш­ки­на, в кото­ром – такая строч­ка: «я не хочу печа­лить вас ничем». Это при­мер того, что чело­век под­нял­ся от эро­са до ага­пэ. То есть, от люб­ви плот­ской к люб­ви духов­ной. Это же – путь пре­одо­ле­ния несча­стья, стра­да­ния несчаст­ной любви.

Помочь оце­нить своё состо­я­ние помо­га­ет цита­та из апо­сто­ла Пав­ла (1Кор. 13:4-8), кото­рую назы­ва­ют гим­ном люб­ви: «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, все пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­ста­ет, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся… А теперь пре­бы­ва­ют сии три: вера, надеж­да, любовь; но любовь из них больше».

Мож­но про­ве­рить своё чув­ство, вспом­нив, что «любовь не ищет сво­е­го». Любовь про­яв­ля­ет­ся, преж­де все­го, в отсут­ствии эгоизма.

Состо­я­ние люб­ви, конеч­но, не про­стое, и для того, что­бы как-то ана­ли­зи­ро­вать его, нуж­но пони­мать, что чело­век создан трех­со­став­ным – в нем есть дух, душа и тело. В гре­че­ском язы­ке есть два или даже три поня­тия люб­ви. Для нас из них важ­ны эрос (плот­ская любовь) и ага­пэ (любовь душев­ная). Раз­ни­ца меж­ду ними ясна. Т.е., если в чело­ве­ке есть толь­ко эро­ти­че­ское нача­ло, то это не любовь. Это, ска­жем так, вле­че­ние, обу­слов­лен­ное биологией.

Но чело­век повре­жден гре­хом. И то, что в нем было зало­же­но от Бога, – вле­че­ние к про­ти­во­по­лож­но­му полу, в нем помра­чи­лось и сдви­ну­лось в сто­ро­ну живот­ной части. Если сна­ча­ла дух управ­лял душой, а душа – телом, то теперь тело управ­ля­ет душой… Рань­ше насла­жде­ние было толь­ко духов­ным, толь­ко в том виде, кото­рое назы­ва­лось ага­пэ, а эро­ти­че­ской люб­ви не было.

Суще­ству­ю­щие эро­ти­че­ские отно­ше­ния, даже те, кото­рые уза­ко­не­ны нрав­ствен­ным зако­ном чело­ве­ка, все рав­но сви­де­тель­ству­ют о помра­чен­но­сти. Чело­век стал хуже живот­но­го, посколь­ку живот­ные соеди­ня­ют­ся толь­ко в опре­де­лен­ные пери­о­ды. Сам­ка не под­пу­стит сам­ца, напри­мер, во вре­мя бере­мен­но­сти. Чело­ве­че­ство же, чем доль­ше суще­ству­ет, тем боль­ше раз­вра­ща­ет­ся. Если у живот­ных всё про­ис­хо­дит с целью вос­про­из­ве­де­ния, то у чело­ве­ка ради опре­де­лен­ных ощу­ще­ний. Рань­ше о люб­ви так мно­го, как сей­час, не гово­ри­ли, но её было больше.

Сей­час – не так. Поче­му? Дав­но ска­за­но, что при кон­чине мира «по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния у мно­гих охла­де­ет любовь».

Про­то­и­е­рей Сер­гий Николаев

Источ­ник: сайт о люб­ви и семье «Насто­я­щая любовь»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки