Как избавиться от ревности

Как избавиться от ревности

(2 голоса5.0 из 5)

— Что такое «рев­ность» и отку­да она берется?

— Рев­ность — это ирра­ци­о­наль­ное, крайне мучи­тель­ное, достав­ля­ю­щее бес­по­кой­ство и явно нездо­ро­вое чув­ство, при­су­щее в раз­ной сте­пе­ни всем без исклю­че­ния людям. Навер­ное, каж­дый зна­ет хотя бы одну печаль­ную исто­рию, где муж рев­но­вал жену (либо наобо­рот), предъ­яв­ляя пре­тен­зии сво­ей вто­рой поло­вине, а затем эта семья рас­сы­па­лась. Ведь рев­ность мужа или жены часто при­во­дит к раз­ру­ше­нию семьи.

Ино­гда это чув­ство дохо­дит до совер­шен­но безум­ных форм, когда чело­век начи­на­ет что-то доду­мы­вать, фан­та­зи­руя где, с кем и как изме­ня­ет его вто­рая поло­вин­ка. Неред­ко, парт­не­ру тако­го чело­ве­ка, вовле­чен­но­го в подоб­ные «игры разу­ма», при­хо­дит­ся оправ­ды­вать­ся, давая деталь­ный отчет о сво­ем пове­де­нии, что, есте­ствен­но, не спо­соб­ству­ет укреп­ле­нию вза­и­мо­от­но­ше­ний. Но, навер­ное, Вы буде­те очень силь­но удив­ле­ны, если я вам ска­жу, что рев­ность ухо­дит сво­и­ми кор­ня­ми в гор­дость. Рев­ность — это свой­ство гор­до­го чело­ве­ка и чем более он горд, тем силь­нее одер­жим этим чув­ством. Но рев­ность берет свое нача­ло не толь­ко у гор­ды­ни. Суще­ству­ют люди, посто­ян­но чув­ству­ю­щие себя недо­стой­ны­ми, обде­лен­ны­ми, крайне нуж­да­ю­щи­ми­ся в близ­ком чело­ве­ке, то есть нахо­дя­щи­е­ся в зави­си­мо­сти от кон­крет­ной лич­но­сти. Они до смер­ти боят­ся раз­ру­ше­ния этих зави­си­мых отно­ше­ний, кото­рые, кста­ти, в кон­це кон­цов, при­во­дят к появ­ле­нию ревности.

Навер­ное, вы не раз заме­ча­ли, что дети очень рев­ни­вы. По срав­не­нию с нор­маль­ны­ми взрос­лы­ми людь­ми рев­но­сти у них гораз­до боль­ше. Что­бы понять при­чи­ны дет­ской рев­но­сти, доста­точ­но про­сле­дить, как раз­ви­ва­ет­ся ребе­нок. Начи­ная с само­го рож­де­ния, ребе­нок все вре­мя нахо­дит­ся рядом с мамой, от кото­рой зави­сит его выжи­ва­ние. Так же он зави­сит и от дру­гих чле­нов семьи, кото­рые его кор­мят, поят, в общем, обес­пе­чи­ва­ют всем необ­хо­ди­мым. Ребе­нок, пол­но­стью рас­тво­ря­ет­ся в опре­де­лен­ном соци­у­ме, не чув­ствуя себя выде­лен­ным из окру­жа­ю­щей обста­нов­ки. Но он, напри­мер, совер­шен­но не пере­но­сит, если мама дол­гое вре­мя раз­го­ва­ри­ва­ет с сосед­кой и не обра­ща­ет на него вни­ма­ния. Ины­ми сло­ва­ми, ребе­нок лиша­ет­ся для себя чего-то крайне важ­но­го, посколь­ку в это вре­мя он еще не само­сто­я­тель­ный и не может ска­зать маме, что сам пой­дет играть к дру­зьям в сосед­ний подъ­езд. Малень­кий ребе­нок вос­при­ни­ма­ет сосед­ку как свою угро­зу, буд­то она отби­ра­ет у него маму, и он это очень болез­нен­но пере­но­сит. Но для ребен­ка это совер­шен­но нормально.

Когда чело­век вырас­та­ет, он ста­но­вит­ся более само­сто­я­тель­ным, пере­ста­ет себя иден­ти­фи­ци­ро­вать с чле­на­ми сво­ей семьи. Он может само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния. Ни один взрос­лый чело­век не запре­тит маме общать­ся с сосед­кой по при­чине того, что она не уде­ля­ет ему доста­точ­но вни­ма­ния, он про­сто най­дет, чем в это вре­мя себя занять.

Из выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать вывод, что рев­ность обу­слов­ле­на таким пол­ным состо­я­ни­ем инте­гра­ции одно­го чело­ве­ка в дру­го­го, что отвле­че­ние вни­ма­ния это­го чело­ве­ка на дру­гой пред­мет или объ­ект, вызы­ва­ет сна­ча­ла уязв­лен­ность, а потом и про­тест, кото­рый и мож­но назвать «рев­но­стью».

— Полу­ча­ет­ся, жен­ская или муж­ская рев­ность — это ненор­маль­ная реак­ция на опре­де­лен­ные вещи? Ведь есть люди, кото­рые хотят огра­дить сво­е­го близ­ко­го чело­ве­ка от все­го мира, от любо­го обще­ния. Но быва­ют ситу­а­ции, когда рев­ность воз­ни­ка­ет не на пустом месте. Поэто­му раз­ве мож­но гово­рить о том, что рев­ность — это что-то страш­ное, болез­нен­ное и ненор­маль­ное? Напри­мер, есть пар­ни, кото­рые не счи­та­ют непра­виль­ным обсуж­дать со сво­и­ми девуш­ка­ми дру­гих пред­ста­ви­тель­ниц пре­крас­ной поло­ви­ны. Ска­жи­те, как не рев­но­вать тут?

— А что тут рев­но­вать? Раз­ве моло­дой чело­век, обсу­див понра­вив­ших­ся ему деву­шек, тут же пой­дет с ними зна­ко­мить­ся? Для нача­ла тогда давай­те опре­де­лим­ся в поня­ти­ях. Есть вещи в опре­де­лен­ной сте­пе­ни неэтич­ные, непри­ня­тые в обще­стве. Если чело­век вдруг за сто­лом гром­ко рыг­нул, окру­жа­ю­щие не осуж­да­ют это­го чело­ве­ка, но и не счи­та­ют его посту­пок правильным.

Когда моло­дой чело­век гово­рит сво­ей девуш­ке: «Смот­ри, какая кра­сот­ка пошла!», в дан­ном слу­чае нару­шен опре­де­лен­ный эти­че­ский ком­по­нент. Но девуш­ка не долж­на рев­но­вать муж­чи­ну в дан­ной ситу­а­ции, как и не долж­на уязв­лять­ся, пото­му что объ­ект обсуж­де­ния не состав­ля­ет ника­кой конкуренции.

— Давай­те тогда пред­ста­вим дру­гую ситу­а­цию: парень при­шел со сво­ей спут­ни­цей в гости, и вдруг начи­на­ет уде­лять боль­ше вни­ма­ния дру­гой. Есте­ствен­но, в этой ситу­а­ции жен­щи­на рев­ну­ет. Раз­ве она в этом слу­чае непра­виль­но себя ведет?

— Рев­ность — это чув­ство, и уязв­лен­ность все­гда при­сут­ству­ет в его соста­ве. На мой взгляд, когда некий важ­ный объ­ект (чело­век) обра­ща­ет боль­шее вни­ма­ние или дела­ет какое-то дви­же­ние к дру­го­му (посто­рон­не­му) объ­ек­ту, рож­да­ет­ся ско­рее чув­ство уязв­лен­но­сти, кото­рое вызы­ва­ет за собой осталь­ные цеп­ные реакции.

Но даже если чело­век рев­нив, он же не будет рев­но­вать дере­вья, неоду­шев­лен­ные пред­ме­ты, сосе­дей, про­дав­щиц, к их пове­де­нию по отно­ше­нию к нему он совер­шен­но рав­но­ду­шен. Но его уязв­ля­ет, когда близ­кий чело­век, от кото­ро­го хочет­ся что-то полу­чить, напри­мер, вни­ма­ние, пони­ма­ние или еще какие-то ресур­сы, отда­ет их на сто­ро­ну. Он же искренне убеж­ден, что все долж­но при­над­ле­жать имен­но ему.

Я знаю муж­чин, кото­рые пато­ло­ги­че­ски рев­ну­ют сво­их жен к детям. Поче­му рев­ну­ют? Это про­ис­хо­дит из-за того, что до бере­мен­но­сти и рож­де­ния ребен­ка жена все свое сво­бод­ное вре­мя уде­ля­ла мужу, а с появ­ле­ни­ем малы­ша у муж­чи­ны появи­лись какие-то обя­зан­но­сти, и он уже не может про­сто поси­деть перед теле­ви­зо­ром с круж­кой пива. Здесь опять-таки затра­ги­ва­ет­ся гипер­тро­фи­ро­ван­ная гор­дость — я был хоро­шим, все вни­ма­ние уде­ля­лось мне, а теперь мало того, что мне доста­ют­ся кро­хи это­го вни­ма­ния, так еще я дол­жен забо­тить­ся о ком-то дру­гом! Но я же тоже хочу вни­ма­ния, я тоже ребе­нок, в кон­це концов?!

И дело не в том, что муж на самом деле не малень­кий, и даже не в том, что он сво­им пове­де­ни­ем демон­стри­ру­ет инфан­тиль­ность. Дело в дру­гом — он слиш­ком гор­дый. Он счи­та­ет себя самым глав­ным на всей зем­ле, и что все долж­но доста­вать­ся толь­ко ему. И чем боль­ше вни­ма­ния будет уде­лять ему супру­га, тем боль­ше он будет тре­бо­вать. Таким не хва­та­ет вни­ма­ния всегда.

Навер­ное, нет ни одно­го чело­ве­ка, кото­рый хоть раз в жиз­ни не испы­тал чув­ства рев­но­сти, впо­след­ствии вызы­вав­ше­го актив­ные пове­ден­че­ские реак­ции. Толь­ко я не думаю, что у кого-нибудь рев­ность была свя­за­на с пози­тив­ны­ми эмоциями.

— Зача­стую быва­ет, что один чело­век ста­ра­ет­ся дистан­ци­ро­вать­ся от зна­ков вни­ма­ния, про­яв­ля­е­мых к нему со сто­ро­ны, из-за бояз­ни оби­деть сво­им пове­де­ни­ем парт­не­ра. И он очень удив­ля­ет­ся, когда парт­нер не ведет себя так же.

— Здесь все про­сто. Каж­дый чело­век вос­при­ни­ма­ет каж­дую ситу­а­цию по-раз­но­му. Но самое глав­ное то, что чело­век счи­та­ет парт­не­ра «сво­им». Жен­щи­на, напри­мер, не будет рев­но­вать посто­рон­не­го муж­чи­ну, раз­го­ва­ри­ва­ю­ще­го со сво­ей дамой на эска­ла­то­ре в мет­ро. А вот если на месте это­го муж­чи­ны будет ее муж, у нее воз­ник­нет жен­ская рев­ность. В этом и заклю­ча­ет­ся раз­ни­ца в отно­ше­нии к «объ­ек­ту рев­но­сти». Одно дело — чужой муж­чи­на в мет­ро, не име­ю­щий ника­ко­го отно­ше­ния к тво­е­му окру­же­нию, и совсем дру­гое дело — муж, кото­рый, без­услов­но, явля­ет­ся частью тво­е­го мира, и он «твой», а не чужой. И если он едет с дамой, то это долж­на быть либо ста­руш­ка, либо сест­ра, дру­гих вари­ан­тов быть не долж­но. Хотя и к ста­руш­кам тоже быва­ет рев­ность, напри­мер, ребе­нок может рев­но­вать отца к бабуш­ке. Он счи­та­ет отца «сво­им» и не наме­рен его ни с кем делить.

— Я где-то слы­ша­ла, что неко­то­рым людям про­сто необ­хо­ди­мо испы­ты­вать посто­ян­ное чув­ство ревности.

— Рев­ность — страсть, это заде­тая гор­ды­ня, это чув­ство соб­ствен­ни­че­ства. Она нико­гда и нико­го ни к чему хоро­ше­му при­ве­сти не может, как и любая дру­гая страсть. Пото­му что обыч­но, за рев­но­стью сле­ду­ет скан­дал с выяс­не­ни­ем отно­ше­ний. Если чело­век кого-то рев­ну­ет — не важ­но, к кому, зна­чит, он себя очень высо­ко ста­вит. Чем боль­ше в чело­ве­ке раз­ви­та гор­ды­ня, тем силь­нее он рев­ну­ет. Он начи­на­ет оби­жать­ся, что его парт­нер не уде­ля­ет доста­точ­но вни­ма­ние ему люби­мо­му. К тому же он не зна­ет, чем заня­та его вто­рая поло­ви­на в то вре­мя, когда она нахо­дит­ся не с ним, и от это­го ста­но­вит­ся обид­но, пото­му что он чув­ству­ет себя самым важ­ным в мире. Мы все очень боль­шо­го мне­ния о себе и если бы это было не так, мы бы не рев­но­ва­ли, вооб­ще никто из нас не рев­но­вал бы.

— То есть по сути дела рев­ность ненасытна?

— По сути да. Кста­ти, тут же рядом с ней идет и зависть. Это про­сто две сто­ро­ны одной меда­ли. Тот же при­мер с рев­но­стью мужа к детям: муж в какой-то сте­пе­ни про­сто зави­ду­ет сво­е­му ребен­ку, когда жена боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет чаду. Хочет­ся чело­ве­ку полу­чить вни­ма­ние, а супру­га его отда­ет «не ему».

— И поэто­му муж­чи­ны ухо­дят к дру­гим, остав­ляя детей, в поис­ках это­го вни­ма­ния, а потом гово­рят, что «там» им лучше…

— Сна­ча­ла «там» будет «луч­ше», но потом «там» тоже уста­нут от его эго­из­ма. Оста­вил детей, ну, что ж, пло­ды будешь пожи­нать позже…

Но мы сей­час гово­рим не об этом. Смот­ри­те, как инте­рес­но пере­кли­ка­ет­ся зависть и рев­ность, и все­му виной наша страст­ность, а вен­цом это­го явля­ет­ся наш эго­изм. По тому же прин­ци­пу и буд­ди­сты гово­рят — при­вя­зан­ность к соб­ствен­но­му обра­зу ведет в ито­ге ко всем этим иска­же­ни­ям, кото­рые выра­жа­ют­ся как в зави­сти, так и в рев­но­сти, в этих посто­ян­ных эго­и­стич­ных жела­ни­ях сде­лать себе, доро­го­му, хорошо.

Мы все пони­ма­ем, что, напри­мер, глу­по зави­до­вать талант­ли­во­му писа­те­лю, тому, что он писал такие пре­крас­ные кни­ги. Все же пони­ма­ют, что это колос­саль­ный труд, что это­го доби­ва­ют­ся не один год. Для себя же мы хотим все и сра­зу. А где рев­ность и зависть, там рядом и осуж­де­ние. Если кто нас обо­шел по карьер­ной лест­ни­це, мы тут же хотим его хотя бы в соб­ствен­ных гла­зах при­ни­зить, и начи­на­ем гово­рить о нем вся­кие гадо­сти. Зна­ко­мая ситу­а­ция, не так ли?

— Полу­ча­ет­ся, что­бы удер­жать мужа, жена долж­на поз­во­лить тому при­во­дить в дом одну, вто­рую, тре­тью, и при этом как-то не рев­но­вать? То есть если бы у нее не было гор­до­сти, она мог­ла бы спо­кой­но смот­реть, как ее муж кру­тит рома­ны на стороне?

— Не путай­те чув­ство рев­но­сти с чув­ством откро­вен­ной брезг­ли­во­сти. Суще­ству­ет опре­де­лен­ный эти­че­ский момент. Напри­мер, чело­век не будет доедать кашу после дру­го­го, незна­ко­мо­го чело­ве­ка, или есть той же лож­кой, пред­ва­ри­тель­но не вымыв ее и т.д. К рев­но­сти это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния, это про­сто нару­ше­ние сани­тар­ных, мораль­но-нрав­ствен­ных и эти­че­ских норм, кото­рое дру­гой чело­век не при­ем­лет. Поэто­му смот­реть на то, как кру­тят­ся рома­ны, нель­зя. А в слу­чае рев­но­сти чело­век рас­смат­ри­ва­ет сво­е­го парт­не­ра как соб­ствен­ность, кото­рая от него, тако­го хоро­ше­го, уходит.

Я доволь­но мно­го обща­юсь с под­рост­ка­ми, и мне стран­но слы­шать, когда гово­рят нечто подоб­ное: «Зна­е­те, у меня была подруж­ка, я для нее все-все-все дела­ла, а потом она ста­ла гулять с дру­гой девоч­кой, и я поня­ла, что это не подруж­ка, а мой враг, пото­му что она не со мной все вре­мя про­во­дит, а еще и с дру­гой девочкой…»

— Но ведь мож­но рас­смат­ри­вать чело­ве­ка не с точ­ки зре­ния сво­ей «соб­ствен­но­сти», не име­ю­щей пра­ва на что-либо, а с точ­ки зре­ния про­сто близ­ко­го чело­ве­ка. Полу­ча­ет­ся, рев­ность муж­чи­ны или жен­щи­ны — это страх поте­рять люби­мо­го человека?

— Если чест­но, я, напри­мер, тоже боюсь поте­рять любо­го близ­ко­го мне чело­ве­ка, но рев­но­стью это нель­зя назвать. Рев­ность — это если забе­рут «мое». Чело­век боит­ся, что у него забе­рут то, что при­над­ле­жит ему по пра­ву. Это нор­маль­ная защит­ная реак­ция орга­низ­ма. Чело­ве­ку, напри­мер, будет непри­ят­но, если день­ги кто-то украдет.

Ины­ми сло­ва­ми, рев­ность непре­мен­но свя­за­на с чув­ством соб­ствен­но­сти. При­чем, чем боль­ше будет чув­ство соб­ствен­но­сти, тем боль­ше будет чув­ство ревности.

Напри­мер, чело­век вполне может счи­тать, что никто не впра­ве поль­зо­вать­ся его зуб­ной щет­кой, оде­вать его ниж­нее белье и тро­гать его жену. Но если чело­век рас­про­стра­ня­ет поня­тие «его», напри­мер, на ули­цу, город, стра­ну, мир, тогда ему будет непри­ят­но все, что бы ни про­ис­хо­ди­ло. В таком слу­чае, если кто-то ему не ока­зал долж­но­го коли­че­ства вни­ма­ния, у него тут же воз­ни­ка­ет рев­ность. Рев­но­вать мож­но бес­ко­неч­но, все зави­сит от того, где чело­век про­во­дит гра­ни­цу «сво­е­го».

Более того, у рев­но­сти есть раз­ные сте­пе­ни интен­сив­но­сти. Одно дело, когда, напри­мер, жен­щине про­сто непри­ят­но, что ее муж­чи­на посмот­рел на дру­гую. И совсем дру­гое дело, когда эта дама начи­на­ет накру­чи­вать себя, фан­та­зи­ро­вать, что ее кава­лер может когда-нибудь вновь встре­тить­ся с этой «дру­гой». Даль­ше все зави­сит от сте­пе­ни раз­ви­тия вооб­ра­же­ния. Самое инте­рес­ное здесь то, что эти фан­та­зии поз­же могут вос­при­ни­мать­ся как реаль­ность, и тогда будет крайне слож­но преду­га­дать реак­цию этой жен­щи­ны на любое собы­тие. И ведь это настоль­ко обы­ден­ный случай!

— Полу­ча­ет­ся, на поч­ве рев­но­сти так же может вырас­ти и недо­ве­рие к людям?

— Увы, недо­ве­рие к окру­жа­ю­щим тоже очень свой­ствен­но ревности.

— А если чело­век рев­но­вал парт­не­ра, подо­зре­вал его в измене и не раз ему об этом гово­рил. И в ито­ге выяс­ни­лось, что, дей­стви­тель­но, изме­на име­ла место?

— Если вкрат­це, то нуж­но пони­мать, что никто не явля­ет­ся соб­ствен­но­стью кого-то, и чело­век не может удер­жать кого-то силой, он все­го лишь может попы­тать­ся при­ло­жить опре­де­лен­ные уси­лия, что­бы его парт­нер не изменял.

Если рас­смат­ри­вать факт изме­ны более подроб­но, нуж­но отме­тить, что при нали­чии фак­та совер­шен­ной изме­ны ни о какой рев­но­сти речи уже не идет. Если есть опре­де­лен­ные фак­ты, это уже не чув­ство рев­но­сти, не ощу­ще­ния и не фан­та­зии, это уже факт — чело­век совер­ша­ет кон­крет­ные дей­ствия, кото­рые раз­ру­ша­ют отно­ше­ния. В таком слу­чае рев­но­вать бес­смыс­лен­но, нуж­но уже про­сто раз­би­рать­ся в ситуации.

Хотя я знаю жен­щин, мате­ри­аль­но зави­ся­щих от мужа, кото­рые смот­рят на факт изме­ны и рев­ну­ют мужа, при этом не при­ни­ма­ют ника­ких реше­ний. Напри­мер, у одной жен­щи­ны муж зани­ма­ет серьез­ное поло­же­ние, она зна­ет про все его интри­ги, но пред­по­чи­та­ет в них не вме­ши­вать­ся, пото­му что пони­ма­ет, что это будет угро­жать ее мате­ри­аль­но­му состо­я­нию, мате­ри­аль­но­му состо­я­нию ее детей и пр. Но вы согла­си­тесь, здесь жен­ской рев­но­сти как тако­вой нет, но есть иму­ще­ствен­ный вопрос, кото­рый она реша­ет так, как она видит.

Мно­гие, напри­мер, не выяс­ня­ют отно­ше­ния из-за детей, боясь, что они постра­да­ют во вре­мя «бое­вых дей­ствий», ведь для них дети доро­же всех мате­ри­аль­ных благ. И здесь уже нет места для чувств, кото­рые все рав­но ниче­го не решат. Раз­ве изме­нит что-то раз­го­вор, в кото­ром жен­щи­на откро­вен­но ска­жет мужу о сво­их пере­жи­ва­ни­ях по пово­ду его интриж­ки? Нет. Здесь уже надо садить­ся за стол и решать, как быть даль­ше, насколь­ко пове­де­ние парт­не­ра вли­я­ет на состо­я­ние семьи. И если чело­век не может жить с осо­зна­ни­ем фак­тов измен, луч­ше разой­тись. Если может — сми­рить­ся. Но каж­до­днев­ное испы­ты­ва­ние этих раз­ру­ша­ю­щих чувств ниче­го не решит, это толь­ко раз­ру­ша­ет, и, кста­ти, при­во­дит к болез­ням не толь­ко сома­ти­че­ским, но и пси­хи­че­ским. При­чем, если есть реаль­ные фак­ты изме­ны, нуж­но либо сра­зу раз­би­рать­ся, либо сде­лать для себя вывод, что раз­би­рать­ся не надо. И то и дру­гое име­ет вполне закон­ное место — быть или не быть, но это реша­ет уже постра­дав­шая сто­ро­на. Если одно­му нра­вит­ся пла­вать в гря­зи, а дру­го­му не хочет­ся нахо­дить­ся с таким чело­ве­ком рядом, то есте­ствен­но решать «чисто­му», а не тому, кого все устра­и­ва­ет и кто изме­ня­ет. Есть же все-таки опре­де­лен­ный нрав­ствен­ный кри­те­рий — кто прав, а кто вино­ват, и он запи­сан в Запо­ве­дях, с кото­рым опять же спо­рить невозможно.

— Но в жиз­ни на прак­ти­ке полу­ча­ет­ся совсем дру­гое, ведь вряд ли кто-то в состо­я­нии обес­пе­чить удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­стей парт­не­ра на все сто процентов.

— На прак­ти­ке в жиз­ни мож­но разо­брать любую ситу­а­цию, зная ряд нюан­сов, хотя, есте­ствен­но, быва­ют и какие-то исклю­че­ния. И ска­жи­те, есть ли смысл устра­и­вать скан­да­лы чело­ве­ку, кото­рый еще ниче­го не сде­лал? Нет.

Если ему, напри­мер, посто­ян­но гово­рить: «Не думай о белой обе­зьяне», он будет о ней как раз думать. То же самое и с изме­ной. Когда чело­ве­ку без кон­ца гово­рят, что­бы он не взду­мал изме­нять, он об этом обя­за­тель­но задумается.

Неко­то­рые утвер­жда­ют, что чело­век сво­и­ми мыс­ля­ми созда­ет реаль­ность собы­тий, и они отча­сти пра­вы. Хотя люди не мыс­ля­ми, а ско­рее язы­ком созда­ют какую-то дру­гую реальность.

Раз­ру­ше­ние начи­на­ет­ся тогда, когда постра­дав­шая сто­ро­на зна­ет фак­ты, но оття­ги­ва­ет по какой-то при­чине реше­ние это­го вопро­са. Дли­тель­но оття­ги­ва­ние в ито­ге при­во­дит к тому, что внут­ри все копит­ся и тре­бу­ет выхо­да. И даже страш­но поду­мать, чем это может закончиться.

— Но в таком состо­я­нии тем более нель­зя при­ни­мать решение.

— Мы уже гово­ри­ли, какие нуж­но при­ни­мать реше­ния. Их не надо при­ни­мать на чув­ствах, на эмо­ци­ях, пото­му что это глу­по. Если есть опре­де­лен­ные фак­ты, то либо мож­но и нуж­но кому-то решать этот вопрос, либо не нуж­но. Неко­то­рые гово­рят: мень­ше зна­ешь — креп­че спишь. Ко мне при­хо­ди­ли жен­щи­ны, кото­рые сна­ча­ла ста­ра­тель­но про­смат­ри­ва­ли теле­фон у мужа, потом там что-то нахо­ди­ли и начи­на­ли жут­ко стра­дать, пото­му что не мог­ли об этом пого­во­рить с источ­ни­ком, зная, что это при­ве­дет к раз­ры­ву. Либо начи­на­ли гово­рить, и это при­во­ди­ло к раз­ры­ву, тогда они стра­да­ли, спра­ши­вая себя «зачем я смот­ре­ла его теле­фон? Зачем мне это было нуж­но?» А что имен­но они хоте­ли полу­чить? Дока­за­тель­ства. Они их и получили.

— Дока­за­тель­ства того, что он не изменяет…

— Что­бы полу­чить дока­за­тель­ства того, что муж не изме­ня­ет, не нуж­но без его ведо­ма смот­реть его теле­фон, нуж­но спро­сить: «Милый, ты не изме­ня­ешь мне?» — «Нет!» — «Точ­но?» — «Точ­но!»

На самом деле все очень слож­но. Я пони­маю, насколь­ко тон­кую тему сей­час обсуж­да­ем, но я в боль­шин­стве слу­ча­ев не вижу разум­но­го смыс­ла в том, когда ищут, ищут под­твер­жде­ния сво­ей рев­но­сти, а когда нахо­дят — страдают.

— А что делать, если чело­век начи­на­ет боять­ся повто­ре­ния ситу­а­ции, т.е. того, что ему вновь кто-нибудь изменит?

— Страх — это про­из­вод­ная неиз­вест­но­сти. Рас­смот­рим ситу­а­цию: у жены и мужа были пре­крас­ные отно­ше­ния, жили, как гово­рит­ся, душа в душу. Но вдруг этот оазис рушит­ся, когда муж при­зна­ет­ся в сво­ей измене, и супру­ги рас­ста­ют­ся. Тогда жен­щи­на вдруг пони­ма­ет, что мир не настоль­ко без­опа­сен и совсем не такой, каким она его себе пред­став­ля­ла. Она начи­на­ет пере­стра­хо­вы­вать­ся, пото­му что еще не зна­ет, как реа­ги­ро­вать на изме­нив­ши­е­ся обсто­я­тель­ства. Тогда и появ­ля­ет­ся страх, как защит­ный меха­низм, смяг­ча­ю­щий удар.

Посмот­ри­те, как ведет себя чело­век, кото­рый боит­ся, в лесу: он идет мед­лен­но, осто­рож­но сту­па­ет по коч­кам, ему кажет­ся, что повсю­ду опас­ность. Поче­му это про­ис­хо­дит? Чело­век дол­жен защи­щать себя, в том чис­ле и как лич­ность, от реаль­ной или вооб­ра­жа­е­мой опас­но­сти. Он начи­на­ет обра­щать гораз­до боль­ше вни­ма­ния на раз­ные вещи, пото­му что дол­жен эту угро­зу как-то пред­ви­деть. Про­стой при­мер: чело­век, кото­рый нико­гда не драл­ся, не боит­ся дра­ки, пото­му что не зна­ет что это такое, но когда его один раз побьют, он впо­след­ствии это­го боится.

Но чаще все­го мы сами себе при­ду­мы­ва­ем стра­хи, устра­и­вая из-за сво­ей рев­но­сти совер­шен­но невы­но­си­мые усло­вия суще­ство­ва­ния для себя и для близ­ко­го чело­ве­ка. И даже если нет абсо­лют­но ника­ких пред­по­сы­лок к измене, наша фан­та­зия все рав­но будет рабо­тать в этом направ­ле­нии. Здесь мож­но при­ве­сти при­мер с диким лесом, в кото­ром нас пуга­ет каж­дая кочка.

— Выхо­дит, если ищешь спо­соб, как изба­вить­ся от рев­но­сти, надо кон­тро­ли­ро­вать свои стра­хи и чув­ство рев­но­сти. Но как?

— Как и любые дру­гие чувства.

— Но когда при­хо­дят чув­ства, разум ухо­дит на вто­рой план, буд­то и его и нет, оста­ют­ся одни эмоции.

— Любые чув­ства — это эмо­ции. Когда при­хо­дят эти чув­ства, мож­но все-таки попы­тать­ся вклю­чить разум, для это­го нуж­но задать вопрос: «Чего я боюсь?». И най­ти на него разум­ный ответ.

— Ска­жи­те, поче­му чело­век, кото­рый сам изме­ня­ет, страш­но рев­ну­ет свою вто­рую поло­ви­ну и тре­бу­ет от нее верности?

— Ана­то­мия дан­но­го тре­бо­ва­ния очень про­ста — «Quod licet Jovi, nоn licet bovi», в пере­во­де — «Что не поло­же­но быку, поло­же­но Юпи­те­ру». Если чело­век счи­та­ет себя «Юпи­те­ром», он пола­га­ет, что может делать что угод­но и изме­нять кому и с кем угод­но, но при этом ему изме­нять никак нель­зя, ведь парт­нер дол­жен быть счаст­лив, что рядом нахо­дит­ся «Юпи­тер». Напри­мер, Цезарь имел пра­во изме­нять, но его жене это кате­го­ри­че­ски запрещалось.

В дан­ной ситу­а­ции, чело­век отно­сит­ся тре­бо­ва­тель­но ко всем вокруг, но толь­ко не к само­му себе, а такое отно­ше­ние быва­ет исклю­чи­тель­но у гор­до­го чело­ве­ка. Ведь если он сми­ре­нен, и отно­сит­ся тре­бо­ва­тель­но не к дру­гим, а к себе, тако­го не будет.

— А если чело­век отно­сит­ся тре­бо­ва­тель­но и к себе и к другим?

— Тако­го рав­но­ве­сия прак­ти­че­ски нико­гда не быва­ет. Либо чело­век более тре­бо­ва­те­лен к себе, либо к дру­гим, тре­тье­го не дано.

— Зна­чит, что­бы пере­стать рев­но­вать и что­бы не изме­нять, нуж­но про­сто не допус­кать подоб­ные мысли?

— На самом деле, мыс­ли могут появ­лять­ся, но я уже гово­рил, что рев­ность, как и любую дру­гую страсть, нуж­но дер­жать в узде. Как изба­вить­ся от рев­но­сти? Для это­го надо про­сто под­хо­дить к это­му вопро­су с логич­ной точ­ки зре­ния. Нуж­но задать себе сле­ду­ю­щие вопро­сы: «Так ли страш­но, что он изме­ня­ет? Имею ли я пра­во устро­ить ему по это­му пово­ду скан­дал? К чему это при­ве­дет?». Могу вам ска­зать, что выяс­не­ние отно­ше­ний ни к чему не при­ве­дет, а лишь ухуд­шит ситу­а­цию. Вряд ли кому-то понра­вит­ся, если, допу­стим, при выхо­де из ван­ной ком­на­ты, чело­ве­ка встре­тит его вто­рая поло­вин­ка с его теле­фо­ном в руке и нач­нет выяс­нять отно­ше­ния. Даже если у это­го чело­ве­ка была какая-то интриж­ка, и его таким гру­бым обра­зом выво­дят на чистую воду, это очень уни­зит его. Кому будет при­ят­но, если кто-то будет про­ве­рять его теле­фон или почту? Это про­яв­ле­ние недоверия.

— Про­сто ино­гда скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что все кру­гом изме­ня­ют напра­во и нале­во, поэто­му чело­век начи­на­ет рев­но­вать и подо­зре­вать свою вто­рую половину…

— В наше вре­мя СМИ игра­ют огром­ную роль в жиз­ни чело­ве­ка. И хочет­ся здесь отме­тить, что, в прин­ци­пе, часть измен совер­ша­ет­ся имен­но под воз­дей­стви­ем средств мас­со­вой инфор­ма­ции, кото­рые мани­пу­ли­ру­ют чело­ве­ком, играя на его самых низ­мен­ных живот­ных инстинк­тах. Чело­век — суще­ство соци­аль­ное, посто­ян­но нахо­дя­ще­е­ся в ситу­а­ции соци­аль­но­го под­твер­жде­ния. Напри­мер, если девуш­ка Юля не при­че­са­лась и у нее в носу серь­га как у быка — это стран­но, но до тех пор, пока она одна так ходит. Но когда все вокруг начи­на­ют так ходить или несколь­ко таких Юль, Кать и Лен пока­зы­ва­ют в сери­а­лах, чело­век неволь­но дума­ет: «Стран­но, что у меня нет серь­ги, надо ее одеть, что­бы не отли­чать­ся». Это закон соци­аль­но­го под­твер­жде­ния, рас­про­стра­ня­ю­щий­ся на всех.

Ины­ми сло­ва­ми, когда одна точ­ка зре­ния пре­вы­ша­ет неко­то­рую кри­ти­че­скую мас­су, все осталь­ные быст­ро начи­наю при­тя­ги­вать­ся к ней. Что­бы дове­сти эту точ­ку зре­ния до этой кри­ти­че­ской отмет­ки, может потре­бо­вать­ся доста­точ­но боль­шое коли­че­ство вре­ме­ни. Но после того как кри­ти­че­ская отмет­ка прой­де­на, даль­ше все про­ис­хо­дит уже доволь­но быст­ро. Поэто­му для того, что­бы воз­ве­сти изме­ну в нор­му, нуж­но про­сто создать у чело­ве­ка ощу­ще­ние того, что изме­на мужа, изме­на жены — это очень частый слу­чай, вну­шить мас­сам, что это подоб­ное слу­ча­ет­ся вез­де и всюду.

— Суще­ству­ет одна очень рас­хо­жая фра­за: «Если не рев­ну­ет, зна­чит — не любит».

— Как же мож­но все опош­лить и выве­сти настоль­ко извра­щен­ную, глу­пую фор­му­лу! Сна­ча­ла парт­не­ра рев­ну­ют «от боль­шой люб­ви», пыта­ясь пой­мать на измене, что, есте­ствен­но, не может не вызвать ответ­ной реак­ции. В ито­ге все это пре­вра­ща­ет­ся в нена­висть. Толь­ко когда «любовь» пере­хо­дит в нена­висть — люди начи­на­ют друг дру­га нена­ви­деть и бороть­ся за некий пье­де­стал — кто прав. При­чем рев­ность при­ни­ма­ет такие фор­мы плав­но, сра­зу даже и не заметишь…

К тому же меня все­гда удив­ля­ет, что мно­гие жен­щи­ны хотят уви­деть какие-то внеш­ние при­зна­ки рев­но­сти мужа. Хочу повто­рить­ся, рев­ность — это страсть, выте­ка­ю­щая из куми­ро­тво­ре­ния. Ведь чело­век, создав себе идо­ла, крайне боит­ся его поте­рять, пото­му что для него он очень зна­чим. Но быть идо­лом не зна­чит быть любимым.

— Неко­то­рые гово­рят еще более стран­ные вещи: «если любит, дол­жен делать две вещи — рев­но­вать и бить».

— Мне кажет­ся, что эту фра­зу при­ду­ма­ли извра­щен­цы, их логи­ка про­ста: «Я тебя бью? Бью. Ты вся в синя­ках ходишь? Ходишь. Но я же не про­сто так это делаю — если бы я тебя не любил, то зачем бы я это делал? Я бы тебя не бил… А посколь­ку я тебя бью, зна­чит, я тебя люб­лю — и ты меня долж­на бла­го­да­рить за то, что я тебя бью». Но это — чистой воды мани­пу­ля­ция, и отку­да это пошло, я, чест­но гово­ря, понять не могу. На Руси тако­го не было.

Любовь — это без­воз­мезд­ное чув­ство к дру­го­му чело­ве­ку «Я про­сто хочу, что­бы это­му чело­ве­ку было хоро­шо. Я ему все готов отдать, ниче­го не тре­буя вза­мен». И как может быть свя­за­но это свет­лое чув­ство с наси­ли­ем или с рев­но­стью, кото­рая в боль­шин­стве слу­ча­ев быва­ет откро­вен­но наду­ман­ной?! Ины­ми сло­ва­ми, этот «миф» при­ду­ма­ли люди, пыта­ю­щи­е­ся достичь неко­е­го поло­же­ния, поста­вив в уни­зи­тель­ное поло­же­ние дру­го­го чело­ве­ка. Если чело­век рев­ну­ет, у него есть два пути: пер­вое — сде­лать так, что­бы чело­век не смот­рел в дру­гую сто­ро­ну, и для это­го надо при­ло­жить уси­лия, и вто­рое — мож­но тре­бо­вать, что­бы он был как собач­ка «у ноги».

Заметь­те, я сей­час не гово­рю о тех слу­ча­ях, когда парт­нер пошел зани­мать­ся неиз­вест­но с кем непо­нят­но чем — здесь появ­ля­ет­ся нор­маль­ное и здо­ро­вое чув­ство брезг­ли­во­сти. Жена же не будет рев­но­вать, если ее муж пошел во двор к сви­ньям и пова­лял­ся чуток в гря­зи, она про­сто ска­жет, что­бы он не захо­дил домой, пото­му что от него непри­ят­но пах­нет. Но это к рев­но­сти ника­ко­го отно­ше­ния не име­ет, про­сто есть опре­де­лен­ные сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские нор­мы, кото­рые чело­век поче­му-то соблю­дать не стал…

Важ­но пом­нить, что рев­ность — это чув­ство, кото­рое име­ет осо­бен­ность со вре­ме­нем уси­ли­вать­ся, и чело­век ста­но­вит­ся пато­ло­ги­че­ски рев­ни­вым, ины­ми сло­ва­ми он уже рев­ну­ет всех ко всем. Он даже может осо­зна­вать эту про­бле­му и хочет от нее изба­вить­ся, но не зна­ет как. И на самом деле, если рас­смат­ри­вать эту про­бле­му не с духов­ной пози­ции, а свет­ской, избав­ле­ния ника­ко­го и нет.

В любом слу­чае, если чело­век хочет изба­вить­ся от рев­но­сти, ему пред­сто­ит дол­гая и упор­ная рабо­та над собой, над сво­им рев­ни­вым «я», кото­рая при упо­треб­ле­нии долж­ных уси­лий, обя­за­тель­но при­не­сет свои плоды.

Из бло­га пси­хо­ло­га Миха­и­ла Хасьминского

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки