В Евангелии от Матфея сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Почему именно муж должен прилепиться к жене, и что означает «будут двое одной плотью»? Как правильно понять высказывание: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»? О непонятных местах Священного Писания, которые уже стали известными фразеологизмами, в телепрограмме «Слово» – доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, преподаватель нравственного богословия протоиерей Александр Ранне.
– Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире программа «Слово». В наших прошлых передачах мы говорили о Таинстве и значении брака, о том, на какие качества необходимо обращать внимание при выборе своей второй половинки, как уберечь брак и какие ключевые моменты должны учитывать супруги, чтобы долгие годы быть вместе. Сегодня мы попытаемся разобрать некоторые места Священного Писания, которые вроде уже стали фразеологизмами, но до конца все равно нам непонятны. В гостях у нас доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподаватель нравственного богословия, протоиерей Александр Ранне.
Здравствуйте, отец Александр!
– Здравствуйте, Катя!
– В Евангелии от Матфея сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут двое одною плотью» (Мф.19:5). Почему именно муж прилепится к жене? И второй вопрос: что означает «и будут двое одной плотью»?
– Это очень интересный вопрос. Я его действительно очень люблю, потому что мне очень нравится всегда размышлять над первыми двумя-тремя главами Книги Бытия. Книга Бытие – это первая книга Библии, написана очень давно, еще в Ветхом Завете, до времён Иисуса Христа в рамках иудейской культуры.
Первый рассказ о творении мира заканчивается как раз творением человека, и там сказано, что Бог «сотворил человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). И вот то, что здесь говорит о том, что и мужчина и женщина сотворены по образу Божию, означает равенство мужчины и женщины перед Богом, или по-другому можно сказать, что и мужчина, и женщина – это человек. Нам кажется – ну это естественно, на самом деле, правда? Но в то время, в те далекие времена это было откровением на самом деле, потому что женщина занимала совсем другое положение в обществе: положение, которое было глубоко подчиненным, а иногда совсем бесправным.
Но кроме того, ведь существует и второй рассказ о творении человека, в котором говорится, что человек из вот этой пыли земной был создан Богом, а потом Бог вдунул в него дыхание жизни, и «стал человек душою живою» (Быт.2:7). И этот человек поставлен в прекрасном саде: рай – это ведь сад, в котором он живет, в котором он дает всему, что он встречает, имена. И опять же мы должны помнить, что имя имеет чрезвычайно важное значение в древней культуре. Потому что дать имя – значит познать, а познать – значит подставить под свою власть.
И потом уже следует рассказ о том, как сотворена женщина – тоже чрезвычайно интересно. Здесь говорится о том, что женщина создана из ребра мужчины, как мы с вами знаем. В Таинстве Венчания это часто повторяется, но никто не понимает, на самом деле, что это означает. А суть этого рассказа в том, что навел Господь Бог на человека крепкий сон или, может быть, в греческом зыке – это сон, который как бы выводит человека из самого себя, сон экстаза – такое слово здесь употреблено. Потому Бог это делает, что ведь для человека не нашлось существа в мире, соответственного ему. Ему нужен помощник. И вот из ребра – почему, собственно, из ребра? Потому что на древних языках слово «цéла» близко к слову «жизнь». Вот из жизни Адама-человека творится жизнь женщины. И когда мужчина, или муж, или Адам видит вот эту свою жену, своего помощника, он говорит: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это есть ничто иное как объяснение в любви, он говорит: Господи, она прекрасна, спасибо Тебе, она мне очень нужна на самом деле!
И вот после этого и следует вот это выражение «оставит человек отца и мать свою (это как бы уже пророчество о будущем) и прилепится к жене своей и будет одна плоть» – одна жизнь. Одна плоть, одна жизнь, одно существо. Когда люди долго живут вместе – бабушка и дедушка, скажем, прожили лет 50-60, если приглядеться к ним, они уже похожи становятся друг на друга, потому что они одинаково мыслят, у них одинаковые традиции в семье, они одинаково примерно реагируют на всё. Они – одно, они – одна жизнь. Вот об этом идет речь.
Конечно, не надо забывать о том, что здесь речь идет и о продолжении потомства, и о том механизме, который вложил Господь в это живое существо, хотя об этом уже говорится в другом рассказе. Потому что обратите внимание: вот здесь Адам так восторженно встречается свою супругу – кстати говоря, он здесь называет ее не каким-то определенным именем, то есть не ставит ее под свою власть, а здесь употреблено название «иш» и «иша», то есть корень один и тот же. Он видит в ней равного себе. Это, собственно говоря, и есть любовь. А вот потом, после грехопадения, когда они решают строить свою жизнь вдалеке от Бога (а мы ведь помним, что Бог есть любовь, – значит вдалеке от любви), когда они собираются строить свою жизнь на собственном «я», их отношения и распадаются. И когда Бог спрашивает человека: «А не вкушал ли ты от древа познания добра и зла, которое Я запретил вам» – он говорит: «Извини, но это жена, которую Ты мне дал, искушала меня в этом». То есть он даже не жену обвиняет. Он говорит: у меня плохая жена, но Ты ведь ее дал, значит, Ты плох. Вот это и есть этот распад, разлом в отношениях человека и Бога, в отношениях мужчины и женщины.
И только после этого Адам дает имя своей жене: «и назвал Адам жену свою Ева», потому что она стала матерью всех живущих на земле. «Ева» в переводе на русский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы помним, – поставить под свою власть. Вот в этом мы и видим неравенство мужчины и женщины. А поэтому, если мы говорим о том, как же эту гармонию восстановить, то другого пути кроме как научиться друг друга любить у людей нет. И никакие социальные привилегии тут не помогут.
– Отец Александр, дальше в Евангелии говорится о том, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6) – объясните, пожалуйста, это высказывание.
– Когда в Евангелии фарисеи подходят к Иисусу Христу и спрашивают у Него, дозволительно ли давать жене разводное письмо, то Христос и отвечает им: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ведь зачем Бог сочетал – для того, чтобы человек научился любви и научился верности в любви. Бог хочет, чтобы человек стал достойным вечности, а для этого человек должен научиться любить. Тут все очень просто. И кого же еще любить, как не того, кого Бог подарил человеку? Ведь женщина – это подарок мужчине, его помощница, на самом деле. Поэтому мы здесь встречаемся с этим выражением (а ведь Иисус Христос на самом деле цитирует Священное Писание Ветхого Завета), Он как бы говорит не от Своего лица, Он прекрасно знает эти тексты, потому что с детства, как было положено, изучал их в синагоге, скажем, в Назарете, куда Он по совершении тридцати лет, когда исполнялось совершеннолетие, пришел, взял тексты Священного Писания и имел право их интерпретировать. Поэтому всегда Его проверяли: Ты говоришь, что Ты учитель, но вот скажи нам: а как надо учить? И когда Он отвечает на этот вопрос, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, Ему сразу говорят: а как же Моисей-то, наш вождь, который вывел нас из рабства египетского, он же разрешил давать разводное письмо. И они считали, что в этом они уловляют Христа. Потому что Моисей – это не просто законодатель, он дает людям, своему народу, богооткровенный закон.
И здесь мы вступаем в чрезвычайно важную историю, потому что Христос отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему разрешил давать разводное письмо, а раньше не было так». Почему это так важно – потому что в данном случае Христос говорит, что даже в этом богооткровенном законе Моисея не все абсолютно идеально. Потому что Моисей приспосабливал закон к уровню нравственной культуры еврейского народа, а она была чрезвычайно низка.
Всякий закон не может требовать от человека моментальной святости. Человек должен к этой святости быть подготовлен, в этом всё дело.
– В дореволюционной России обручение совершалось за месяцы, а то и за годы до Таинства брака. Сейчас все происходит в один день. Получается, что обручение превратилось в такую формальность?
– Не совсем в формальность. Надо вспомнить каким образом браки совершались в древней России. Прежде всего родители договаривались о том, кто будет мужем или женой их ребенка. И скажем, уже семилетний, а то и пятилетний ребенок уже имел себе, так сказать, ему предначертанную супругу. И очень часто по исполнении 10-12 лет ребенка отдавали в другую семью для того, чтобы он там вместе со своей будущей женой рос. Это не значит, что они тут же, так сказать, ложились в кровать, они вместе росли в этом быте, в традициях вот этой семьи. И семью подбирали по близости традиций. Потому что, знаете, когда один человек привык носки грязные разбрасывать по квартире, а другой человек привык к аккуратной жизни, им очень трудно друг друга понять, когда они начинают жить вместе, и это русские люди очень хорошо понимали. Это надо иметь в виду.
А с другой стороны, вот какое значение имеет обряд обручения: оно имеет глубочайшее значение. Когда кольцо надевают человеку на палец, ведь это не просто окольцевание какое-то. В древней книге «Песнь Песней» есть такие замечательные слова: «положи меня как печать на сердце свое» (Песн.8:6). Что они означали: у человека всегда было кольцо на руке с печатью, и эту печать он ставил на всё, что ему принадлежало. Вот эти люди, которым надевают кольца во время таинства или обряда – они как бы отпечатываются на сердце друг друга. Поэтому надо вспомнить другое выражение из той же книги «Песнь Песней»: «как смерть, сильна любовь» (Песн.8:6) – это очень важно.
– Отец Александр, из чина венчания следует, что муж и жена будут друг с другом и в вечности. А если один из супругов умирает, а другой снова вступает в ещё один венчанный брак, то с кем он будет в вечности?
– В нашей жизни мы все как бы разбросаны по отдельным квартиркам. И в принципе, даже сама по себе семья – это нечто изолированное. Но Царство Божие – это не изолированная структурка, там не по квартирам живут, там все объединены одной любовью Бога во Христе, понимаете? Там изоляции никакой нет, потому что все друг друга равным образом любят, а никаких животных отношений там предположить, как мы понимаем, нельзя.
– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнего беседу. Действительно, нам есть над чем поразмыслить, спасибо Вам.
– Спасибо Вам, Катя!
– Дорогие телезрители, у святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: «муж и жена подобны руке и глазам: когда руке больно, глаза плачут; а когда глаза плачут, руки вытирают слезы». Берегите свои семьи, до новых встреч.
Источник: телепроект «Слово»
Комментировать