Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?

(1 голос5.0 из 5)

Жизнь без уси­лий и стра­да­ний в стрем­ле­нии к бес­ко­неч­но­му успе­ху – прин­цип совре­мен­ной циви­ли­за­ции. «Не в этом ли при­чи­на кри­зи­са семьи в Рос­сии и мире?» – спро­си­ли мы у пси­хо­ло­га мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии Ната­лии Яра­со­вой. Ответ потре­бо­вал раз­вер­ну­той беседы.

– Ната­лья, про­цесс раз­ру­ше­ния тра­ди­ци­он­ных пред­став­ле­ний о семье очень уско­рил­ся. Почему?

–  Да, сего­дня это мно­гие чув­ству­ют. Ощу­ти­мые пере­ме­ны про­изо­шли за какие-то 20 лет, но раз­ру­ши­тель­ные про­цес­сы шли  не годы и деся­ти­ле­тия, а века. Семей­ные цен­но­сти в нашей стране дав­но раз­ру­ша­лись извне запад­ны­ми иде­я­ми сво­бо­ды и эман­си­па­ции. Но и в послед­ние годы импе­рии, и в совет­ское вре­мя цен­ность семьи про­дол­жа­ла утвер­ждать­ся вопре­ки все­му.  А что сей­час? Стар­ше­му поко­ле­нию – бабуш­кам и дедуш­кам – горь­ко  и страш­но наблю­дать, как еще 30 лет назад вне­брач­ные свя­зи были позор­ны­ми и запрет­ны­ми, а жен­щи­на, родив­шая вне бра­ка, под­вер­га­лась обще­ствен­но­му осуж­де­нию, и вот теперь их вну­ки про­бу­ют на себе проб­ные «бра­ки», а сре­ди их дру­зей уже есть одно­по­лые пары. Навер­ное, это­му поспо­соб­ство­вал под­ня­тый в 90‑е годы желез­ный зана­вес, но есть и дру­гие при­чи­ны. На еже­год­ных Рож­де­ствен­ских чте­ни­ях в Москве  и вооб­ще в цер­ков­ной сре­де зву­чат мне­ния, что под­рыв при­выч­но­го семей­но­го укла­да – след­ствие наме­рен­ной инфор­ма­ци­он­ной войны.

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?

–  В этом смыс­ле наша пси­хо­ло­гия, вос­при­я­тие мира изме­ни­лись необратимо?

– Изу­чая тру­ды по пси­хо­ло­гии от антич­ных до совре­мен­ных,  бесе­дуя с людь­ми, убеж­да­юсь, что  на самом деле мало что изме­ни­лось.  Про­бле­мы и явле­ния – те же,  как и гре­хи,  толь­ко они при­об­ре­ли дру­гую оберт­ку. И любые про­бле­мы, с кото­ры­ми мне при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся во вре­мя кон­суль­та­ций, объ­яс­ня­ют­ся общей бедой – мало­ве­ри­ем. Эта при­чи­на видит­ся глав­ной в том, что сего­дня про­ис­хо­дит с семьей.

Соглас­но одной био­ло­ги­че­ской тео­рии, жизнь – это бес­ко­неч­ный про­цесс упо­ря­до­чи­ва­ния хао­са, а про­ти­во­дей­ство­вать хао­су может толь­ко Бог и чело­век, живу­щий в Боге. Все хоро­шее тре­бу­ет уси­лий – с этим согла­ша­ют­ся даже те, кто далек от рели­гии. Вера – резуль­тат уси­лий. Цар­ствие Небес­ное, как извест­но, силой берет­ся, а путь к Богу  через испы­та­ния – боль­шой и нелег­кий труд. И, что­бы сохра­нить семью, тоже надо при­кла­ды­вать нема­лые уси­лия. Беда в том, что сего­дня мы стре­мим­ся избе­гать уси­лий, боли, стра­да­ния. И сего­дня это стрем­ле­ние все­сто­ронне под­дер­жи­ва­ет­ся – рекла­мой, кино­ин­ду­стри­ей, СМИ, уста­нов­ка­ми, задан­ны­ми со школь­ной скамьи.

– Раз­ру­ше­ние семьи как соци­аль­но­го инсти­ту­та – это еще и след­ствие  рас­па­да кон­крет­ных семей. Чис­ло раз­во­дов рас­тет, боль­шин­ство «бра­ков» вооб­ще не реги­стри­ру­ет­ся. Вы соглас­ны с тем, что гово­рит рус­ский клас­сик – что каж­дая несчаст­ли­вая семья несчаст­на по-своему?

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?

– Ско­рее, нет – все про­бле­мы очень типич­ны. Как пра­ви­ло, глав­ная при­чи­на семей­но­го дис­ба­лан­са – это попу­ляр­ная уста­нов­ка людей наше­го поко­ле­ния: мне все долж­ны, а я ниче­го нико­му не дол­жен. С это­го начи­на­ет­ся боль­шин­ство семей­ных кон­флик­тов. Нынеш­няя мораль (а, ско­рее, ее отсут­ствие) наце­ле­на на испол­не­ние «закон­ных» жела­ний, на культ отдель­но взя­той  лич­но­сти ПОТРЕБИТЕЛЯ услуг, и это пол­но­стью откры­ва­ет чело­ве­ка стра­стям, делая его без­за­щит­ным. Жерт­вен­ность непо­пу­ляр­на и счи­та­ет­ся  чуть ли не  раб­ством, а при­зыв сдер­жи­вать свои жела­ния и эмо­ции, посту­пить­ся потреб­но­стя­ми ради дру­го­го зача­стую вызы­ва­ет сопро­тив­ле­ние и ответ­ную агрессию.

Беда в том, что этим уста­нов­кам под­вер­же­ны люди, назы­ва­ю­щие и счи­та­ю­щие себя пра­во­слав­ны­ми. Рабо­тая с кли­ен­та­ми, при­хо­дя­щи­ми на при­ем, часто с гру­стью наблю­даю,  что пра­во­сла­вие – одеж­да, кото­рую чело­век наки­нул на себя поверх суе­ве­рий, поверх испол­не­ния обря­дов и «вычи­ты­ва­ния» молит­вен­ных пра­вил, и у него нет пони­ма­ния хри­сти­ан­ства как стрем­ле­ния быть похо­жим на Хри­ста. А при­чи­на духов­ной без­гра­мот­но­сти –  не недо­ста­ток кате­хи­за­ции, а соб­ствен­ное неже­ла­ние чело­ве­ка идти даль­ше испол­не­ния внеш­них пред­пи­са­ний. Увы, такое номи­наль­ное пра­во­сла­вие и внеш­няя рели­ги­оз­ность – серьез­ный аргу­мент для атеистов.

Поэто­му и пси­хо­лог мало что может тут сде­лать, ведь он – толь­ко «костыль» для чело­ве­че­ской души, на кото­рый мож­но опе­реть­ся, в его ком­пе­тен­ции толь­ко про­фи­лак­ти­ка  про­блем. Путь к Богу чело­век дол­жен совер­шить сам, соиз­ме­ряя свою жизнь с запо­ве­дя­ми. А без глу­бо­ко­го осмыс­ле­ния Еван­ге­лия, без вдум­чи­вой молит­вы, без испо­ве­ди этот путь невозможен.

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?

– Что зна­чат пока­я­ние и испо­ведь с точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной психологии?

– Это во всех смыс­лах поло­жи­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный про­цесс, веду­щий к катар­си­су. Пока­я­ние с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­га – это все­гда боль, тра­ге­дия, пере­жив кото­рую, чело­век пре­одо­ле­ва­ет себя  и ста­но­вит­ся луч­ше. И прий­ти к пока­я­нию непро­сто. Нам свой­ствен­но себя оправ­ды­вать, рисо­вать поло­жи­тель­ный образ «я» – кста­ти, это свой­ство  при­су­ще как раз высо­ко­ин­тел­лек­ту­аль­ным лич­но­стям. Так  изво­рот­ли­вым умом  изоб­ре­та­ют­ся лазей­ки для сове­сти, выду­мы­ва­ют­ся новые пра­ви­ла, и такое лукав­ство уво­дит в сто­ро­ну от веры.  Прав­да, воз­мож­ны  и про­ти­во­по­лож­ные про­яв­ле­ния пси­хи­ки: есть люди, кото­рые могут пока­ять­ся бук­валь­но во всем, берут на себя вину и за то, чего нико­гда не совер­ша­ли. Фор­му­ли­ров­ка «во всем гре­шен»  долж­на насто­ро­жить любо­го свя­щен­ни­ка, что­бы вовре­мя заме­тить и рас­по­знать лож­ное сми­ре­ние, кото­рое, как извест­но, паче гордости.

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?Зада­ча пра­во­слав­но­го пси­хо­ло­га – ощу­щать тон­кую грань: не заклей­мить чело­ве­ка, его гре­хов­ность, но помочь ему уви­деть в себе дей­ствие гре­хов и стра­стей, ужас­нуть­ся им  и раз­вер­нуть свою жизнь на 180 гра­ду­сов – к Богу.

Но, как мне кажет­ся, помощь спе­ци­а­ли­ста  нуж­на в основ­ном тем, кто не научил себя  тща­тель­ной под­го­тов­ке к испо­ве­ди – тем, у кого с дет­ства нет навы­ков, как испо­ве­до­вать­ся. А тем  пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, кто живет цер­ков­ной жиз­нью и участ­ву­ет в таин­ствах, пси­хо­лог, ско­рее все­го, не тре­бу­ет­ся – им доста­точ­но бесе­ды со сво­им духов­ни­ком и тех трех-пяти минут во вре­мя испо­ве­ди. Ведь насто­я­щая испо­ведь про­ис­хо­дит задол­го до бого­слу­же­ния – она начи­на­ет­ся с лич­но­го пока­я­ния  в молит­ве, за чте­ни­ем пра­ви­ла, вос­по­ми­на­ни­ем гре­хов, напи­са­ни­ем запис­ки. А на литур­гии про­ис­хо­дит апо­фе­оз дли­тель­но­го пока­я­ния – пре­крас­но­го про­цес­са внут­рен­ней рабо­ты над собой.

– Вы затро­ну­ли тему само­оправ­да­ния, избе­га­ния ответ­ствен­но­сти, от  чего осо­бен­но стра­да­ет чело­век и его близ­кие.  Что это – след­ствие инфан­ти­лиз­ма психики?

– Пожа­луй, наобо­рот – ее высо­ко­го раз­ви­тия, такое вот горе от ума, нашед­ше­го удоб­ный спо­соб суще­ство­ва­ния. А бед от это­го, прав­да, нема­ло, напри­мер, попу­ляр­ные дви­же­ния чайлд-фри и чайлд-хейд,  про­па­ган­ди­ру­ю­щие жизнь  в свое удо­воль­ствие – без детей. Несколь­ко лет назад участ­во­ва­ла в про­све­ти­тель­ской про­грам­ме  дви­же­ния про­тив абор­тов в Туле и напря­мую столк­ну­лась с агрес­си­ей людей, кото­рые с пеной у рта кри­ча­ли о сво­ем пра­ве на абор­ты. Сре­ди них было мно­го жен­щин, заяв­ля­ю­щих о том, что ребе­нок – монстр, кото­рый хочет изуро­до­вать их тело, и пото­му пови­нен смер­ти. Конеч­но, после­до­ва­те­лей дви­же­ний в Рос­сии пока что абсо­лют­ное мень­шин­ство, но вызы­ва­ет тре­во­гу то, что в интер­не­те дис­кус­сия не смол­ка­ет, тема наби­ра­ет попу­ляр­ность и широ­ко идет обсуж­де­ние, и есть ощу­ще­ние, что ее искус­ствен­но продвигают.

Зача­стую из-за стрем­ле­ния  уйти от ответ­ствен­но­сти про­ис­хо­дит и домаш­нее наси­лие – мно­же­ство слу­ча­ев жесто­ко­го изби­е­ния взрос­лых и детей винов­ни­ки объ­яс­ня­ют тем, что их… спро­во­ци­ро­ва­ли, тем самым пол­но­стью сни­мая  с себя вину.

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?Быть ответ­ствен­ным – зна­чит, женить­ся, забо­тить­ся о семье, рожать и рас­тить детей. Поэто­му выбор, ответ­ствен­ность  с точ­ки зре­ния прак­тич­но­го инди­ви­ду­у­ма – каче­ства не полез­ные, а то и вред­ные  для  спо­кой­ствия и ком­фор­та. Но имен­но сего­дня  они как нико­гда обна­ру­жи­ва­ют в чело­ве­ке его истин­ное христианство.

– Тогда како­ва мера ответ­ствен­но­сти пра­во­слав­но­го психолога?

– Очень вели­ка, пожа­луй, выше, чем у док­то­ров, ведь он отве­ча­ет не толь­ко за эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние чело­ве­ка, за его зем­ную жизнь, но и – отча­сти – за его буду­щую жизнь. Те, кто обра­ща­ет­ся за помо­щью – это люди на гра­ни: жерт­вы сект, их близ­кие и те, кто с ними обща­ет­ся. Как пра­ви­ло, это люди с рели­ги­оз­ны­ми иска­ни­я­ми и стрем­ле­ни­я­ми, и это помо­га­ет выстра­и­вать диа­лог. Но есть сфе­ры, в кото­рых пси­хо­ло­гия прак­ти­че­ски бес­силь­на – это суи­ци­даль­ные рас­строй­ства, нар­ко­ма­ния, алко­го­лизм, в рабо­те ними у свет­ско­го спе­ци­а­ли­ста  почти  нет точ­ки опо­ры. Но когда пси­хо­ло­га и его кли­ен­та объ­еди­ня­ет вера в Спа­се­ние и Веч­ную Жизнь, у них нахо­дят­ся и аргу­мен­ты в поль­зу того, что­бы не пере­шаг­нуть опас­ную чер­ту. Быва­ет, исце­ле­ние идет через сле­зы и боль, но толь­ко так мож­но пре­одо­леть кри­зис – напри­мер, вер­нуть род­ствен­ни­кам близ­ко­го чело­ве­ка, попав­ше­го в секту.

– Сек­та – это тоже уход от ответ­ствен­но­сти, побег в аль­тер­на­тив­ную реальность?

– Отча­сти, да. Чаще все­го ухо­дят в сек­ту те, у кого есть про­бле­мы в семье, кому не хва­та­ет вни­ма­ния и люб­ви. «Бом­бар­ди­ров­ка любо­вью» – излюб­лен­ный при­ем мно­гих деструк­тив­ных  рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций. Сек­тан­ты начи­на­ют бур­но выра­жать эмо­ции, обни­мать вас, встре­чать радуш­но, оди­но­ких людей это сра­зу же под­ку­па­ет. Но реаль­ная про­бле­ма таких людей не в том, что их не любят, а в том, что они сами не в состо­я­нии любить. Этот внут­рен­ний раз­лад, неустой­чи­вость и одно­вре­мен­но эмо­ци­о­наль­ная рас­пу­щен­ность часто ведут в сети сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков. Поэто­му пер­вая зада­ча пси­хо­ло­га в рабо­те с ними – нала­жи­ва­ние семей­ной жиз­ни. Гово­рить о сво­их доб­рых чув­ствах у мно­гих поче­му-то не при­ня­то, тем более гово­рить о люб­ви, и быва­ет непро­сто сло­мать этот сте­рео­тип.  Труд­но настро­ить чело­ве­ка не кон­флик­то­вать дома, созда­вать атмо­сфе­ру доб­ро­же­ла­тель­но­сти, гасить агрес­сию, подав­лять  свое «яче­ство», гор­ды­ню, воз­ве­де­ние себя в абсо­лют, про­яв­лять жерт­вен­ность, но этот труд дает резуль­та­ты.  И есть мно­го при­ме­ров, когда уда­лось  вер­нуть чело­ве­ка из сек­ты, вос­ста­но­вить семью.

Кризис семьи: в чем причины, как преодолеть?К нам обра­ща­лись род­ствен­ни­ки тех, кто попал в сек­ту валео­ло­гов, уни­вер­со­ло­гов, кого увлек­ли ради­каль­ные бап­ти­сты во вре­мя сво­их попу­ляр­ных в нача­ле нуле­вых годов квар­тир­ни­ков. Близ­ким ново­ис­пе­чен­ных адеп­тов порой угро­жа­ли физи­че­ской рас­пра­вой, пыта­лись отни­мать квар­ти­ры. Но еще страш­нее было видеть, как раз­ру­ша­ет­ся семья, как  искус­но и искус­ствен­но воз­жи­га­ет­ся нена­висть к род­ным, обес­це­ни­ва­ет­ся любовь любя­щих друг дру­га людей.  Свя­щен­ни­ки, мис­си­о­не­ры, пси­хо­ло­ги при­ла­га­ли нема­ло уси­лий, что­бы пере­ло­мить ситу­а­цию, и каж­дый успех был празд­ни­ком. Неко­то­рые из тех, кого мы выта­щи­ли, пом­нят это, под­дер­жи­ва­ют отношения.

– Сего­дня пра­во­слав­ных пси­хо­ло­гов зача­стую обви­ня­ют в том, что они яко­бы при­сва­и­ва­ют функ­ции свя­щен­ни­ка,  дают  кате­го­рич­ные «духов­ные» сове­ты.  Есть ли осно­ва­ния для таких обвинений?

– Все это отно­сит­ся, ско­рее, к оккульт­ным пси­хо­ло­гам, кото­рые с помо­щью агрес­сив­ных тре­нин­гов вкла­ды­ва­ют в голо­вы людей свои идеи, мани­пу­ли­ру­ют созна­ни­ем, и это несет боль­шую опас­ность. Хоро­ший про­фес­си­о­наль­ный  пси­хо­лог – и свет­ский, и пра­во­слав­ный – нико­гда не навя­зы­ва­ет свои пред­став­ле­ния. Все зави­сит от кон­крет­но­го спе­ци­а­ли­ста, но в иде­а­ле  пси­хо­лог дол­жен по мере сил помо­гать свя­щен­ни­ку, сам сове­то­вать­ся с ним и сове­то­вать чело­ве­ку  идти в цер­ковь по духов­ным вопро­сам. В  житей­ских неуря­ди­цах мно­гие ищут чело­ве­че­ско­го уча­стия  и не при­вык­ли обра­щать­ся к Богу. И зада­ча пра­во­слав­но­го пси­хо­ло­га, не навя­зы­вая свои убеж­де­ния, при­ви­вать эту доб­рую привычку.

– Пси­хо­ло­ги под­вер­же­ны про­фес­си­о­наль­но­му пере­го­ра­нию – при­хо­дит­ся выдер­жать огром­ное коли­че­ство боли, кото­рой делят­ся с ними. Что помо­га­ет  не  перегорать?

– Откры­тость, сопе­ре­жи­ва­ние, сочув­ствие чело­ве­ку, эмо­ци­о­наль­ный отклик –  всё это усло­вия нор­маль­ной кон­суль­та­тив­ной рабо­ты пси­хо­ло­га, но они  не долж­ны поз­во­лять спе­ци­а­ли­сту отдать­ся соб­ствен­ным эмо­ци­ям – у нас это назы­ва­ет­ся пато­ло­ги­че­ский контр-пере­нос.  Но мы тоже люди, и быва­ют такие ситу­а­ции,  когда чув­ства выхо­дят из-под кон­тро­ля. Тогда при­хо­дит­ся ска­зать рабо­те «стоп», что­бы не поте­рять веру в людей и в свои силы. Дру­гой фак­тор, кото­рый лома­ет моих кол­лег – ощу­ще­ние соб­ствен­но­го бес­си­лия перед про­бле­мой кли­ен­та. Но пра­во­слав­но­му пси­хо­ло­гу лег­че, ведь он пони­ма­ет – то, что не в силах изме­нить он, нуж­но предо­ста­вить Богу, ведь все в Его Руках. Моя цель – не навре­дить, вме­сте поис­кать выход, что­бы чело­век сам  пошел вер­ным путем. Зани­ма­юсь пси­хо­ло­ги­ей сем­на­дцать лет,  и с того момен­та, как  при­учи­ла себя пола­гать­ся на Божью помощь, труд при­но­сит радость. Очень вооду­шев­ля­ет, когда уда­ет­ся помочь. Напри­мер, сохра­нить  семьи – воз­об­но­вить в них поток вза­им­ной любви.

Бесе­до­ва­ла Вален­ти­на  Киденко

Фото авто­ра

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки