Любовь к Богу не отменяет любви к мужу

Любовь к Богу не отменяет любви к мужу

(1 голос5.0 из 5)

Счаст­ли­вы семьи, в кото­рых царит согла­сие по пово­ду вос­пи­та­ния детей в вере, но и в таких парах порой воз­ни­ка­ют спо­ры по тому или ино­му вопро­су. А как рас­тить детей в ситу­а­ции, когда один роди­тель — веру­ю­щий, а дру­гой — в луч­шем слу­чае к рели­гии рав­но­ду­шен, а в худ­шем — агрес­сив­но настро­ен к Церк­ви? Вот когда во всей пол­но­те ста­но­вит­ся понят­но еван­гель­ское вра­ги чело­ве­ку домаш­ние его (Мф. 10, 36)! Но при этом не будем забы­вать о том, что дома, сре­ди самых близ­ких людей, мы и сда­ем свой пер­вый экза­мен в духов­ной жиз­ни. И от того, насколь­ко успеш­но мы про­явим себя в семей­ном мис­си­о­нер­стве, во мно­гом зави­сит, про­изой­дет ли у наших близ­ких встре­ча со Хри­стом или они, напро­тив, будут все­ми сила­ми избе­гать все­го, что свя­за­но с Его име­нем. Вме­сте с насто­я­те­лем хра­ма во имя вели­ко­му­че­ни­ка и цели­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на села Усть-Кур­дюм Сара­тов­ско­го рай­о­на, духов­ни­ком Сара­тов­ской пра­во­слав­ной духов­ной семи­на­рии про­то­и­е­ре­ем Вла­ди­ми­ром Пар­хо­мен­ко мы попы­та­лись понять, мож­но ли в столь слож­ных усло­ви­ях — в семье, где один из супру­гов неве­ру­ю­щий,— вос­пи­тать хри­сти­а­ни­на и как не допу­стить при этом кон­флик­тов на рели­ги­оз­ной почве.

Стала христианкой — муж побоку?

— Отец Вла­ди­мир, навер­ное, не оши­бусь, если ска­жу, что сего­дня зна­чи­тель­ную часть при­хо­жан в хра­мах состав­ля­ют жен­щи­ны, нахо­дя­щи­е­ся на той или иной сту­пе­ни воцер­ко­в­ле­ния. При этом их мужья за этим про­цес­сом с подо­зре­ни­ем наблю­да­ют, а то и пре­пят­ству­ют ему, а дети — меж­ду двух огней…

— Да, по край­ней мере, моя пас­тыр­ская прак­ти­ка сви­де­тель­ству­ет о том, что если пер­вым воцер­ков­ля­ет­ся муж­чи­на, то вско­ре вся семья при­хо­дит в Цер­ковь, и про­цесс этот, как пра­ви­ло, про­хо­дит без­бо­лез­нен­но или с мини­маль­ным напря­же­ни­ем в отно­ше­ни­ях меж­ду супру­га­ми. Но таких слу­ча­ев — один из ста. А когда в семье, кото­рая рань­ше жила без Церк­ви, к вере пер­вой при­хо­дит жен­щи­на, все ина­че — намно­го тяже­лее. И от жен­щи­ны тре­бу­ют­ся муже­ство, муд­рость, тер­пе­ние, такт, что­бы ее воцер­ко­в­ле­ние не ста­ло поч­вой для семей­ных кон­флик­тов. Хотя на эта­пе нео­фит­ства очень ред­ко без это­го обхо­дит­ся. Обыч­но жен­щи­на настоль­ко оше­лом­ле­на открыв­шим­ся ей миром, так пол­на жела­ния поде­лить­ся сво­и­ми новы­ми зна­ни­я­ми, новым опы­том с близ­ки­ми, что начи­на­ет весь­ма усерд­но тащить род­ствен­ни­ков в храм и тут же стал­ки­ва­ет­ся с сопро­тив­ле­ни­ем. Очень мно­гое в это вре­мя зави­сит от свя­щен­ни­ка, у кото­ро­го жен­щи­на испо­ве­ду­ет­ся, от того, насколь­ко пра­виль­но, акку­рат­но он будет осу­ществ­лять духов­ное руко­вод­ство, смо­жет ли объ­яс­нить, что на пер­вый план долж­на выхо­дить не ско­рость воцер­ко­в­ле­ния домо­чад­цев, а выстра­и­ва­ние с ними — и преж­де все­го с мужем — доб­ро­сер­деч­ных отно­ше­ний. Кста­ти, порой имен­но неуря­ди­цы, непо­ни­ма­ние, неудо­вле­тво­рен­ность в семей­ной жиз­ни при­во­дят жен­щи­ну в храм, и в таком слу­чае ее цер­ков­ная жизнь при непра­виль­ном ее пове­де­нии может усу­гу­бить уже име­ю­щи­е­ся противоречия.

— И как нуж­но вести себя, что­бы это­го не слу­чи­лось? Возь­мем стан­дарт­ную ситу­а­цию: вос­крес­ное утро, жен­щи­на соби­ра­ет­ся на служ­бу. Муж злит­ся: рань­ше они в выход­ной езди­ли на при­ро­ду, ходи­ли в гости, а теперь она на пол­дня ухо­дит, и он оста­ет­ся один…

— На началь­ном эта­пе, если муж недо­во­лен, может, и не сто­ит ходить на служ­бы каж­дое вос­кре­се­нье. Мож­но посе­щать храм через неде­лю или еще какие-то вари­ан­ты с мужем обсу­дить: «Я пони­маю, тебе скуч­но, но для меня это важ­но, меня в храм тянет. Ты не будешь воз­ра­жать, если я ино­гда буду все-таки в цер­ковь ходить?». То есть не нуж­но ста­вить гла­ву семьи перед фак­том: «Теперь мы живем толь­ко так, как я реши­ла». Нуж­но дого­ва­ри­вать­ся. Если в проснув­шей­ся рели­ги­оз­но­сти жены нет про­ти­во­по­став­ле­ния семей­ной жиз­ни, такая дого­во­рен­ность обыч­но воз­мож­на. По край­ней мере, как пока­зы­ва­ет опыт, нор­маль­ный муж, кото­рый любит свою жену, спо­кой­но к это­му отнесется.

Более серьез­ные про­бле­мы воз­ни­ка­ют по дру­гой при­чине: когда жен­щи­на ради цер­ков­ной жиз­ни забра­сы­ва­ет семью. Тогда мож­но от муж­чи­ны услы­шать: «У тебя в голо­ве, кро­ме Бога, боль­ше ниче­го нет». Это мож­но пере­ве­сти как «я тебе не нужен». Он дума­ет, что она его раз­лю­би­ла. При­мер­но такая же ситу­а­ция воз­ни­ка­ет в семье, когда появ­ля­ет­ся пер­вый ребе­нок. Рань­ше жен­щи­на забо­ти­лась о муже, уде­ля­ла ему вни­ма­ние, а теперь все ее забо­ты сосре­до­то­че­ны на ребен­ке. Но с этим муж­чи­на еще может при­ми­рить­ся — все-таки это и его чадо тоже, а вот когда все вни­ма­ние жены при­над­ле­жит «этим попам», конеч­но, это вызы­ва­ет как мини­мум недо­уме­ние, а то и гнев. А ведь муж­чи­на не вино­ват, что не он рань­ше к вере при­шел. То, что слу­чи­лось с жен­щи­ной, пре­крас­но, и у нее есть повод бла­го­да­рить Бога за то, что Он ей открыл­ся. А мужа нуж­но жалеть и про­яв­лять снис­хож­де­ние к его духов­ной немо­щи. Это и будет хри­сти­ан­ским про­яв­ле­ни­ем люб­ви. То же самое и в отно­ше­нии дру­гих род­ствен­ни­ков. Ведь кон­флик­ты на рели­ги­оз­ной поч­ве воз­ни­ка­ют и меж­ду роди­те­ля­ми и детьми, бра­тья­ми и сест­ра­ми. И нуж­но обя­за­тель­но учи­ты­вать духов­ную немощь ближ­них. Поча­ще вспо­ми­нать о том, что еще вче­ра мы были точ­но таки­ми же, и тот мир, кото­рый открыл­ся нам, для них про­сто все еще оста­ет­ся неиз­вест­ным. Об этом апо­стол Павел и гово­рил: Носи­те бре­ме­на друг дру­га, и таким обра­зом испол­ни­те закон Хри­стов (Гал. 6, 2).

— И всё же, как быть с про­бле­ма­ми быто­вы­ми и с тем, что «если Бог на пер­вом месте, то всё на сво­их местах»? Так ведь оно и есть? Но когда молит­ва и бого­слу­же­ние дей­стви­тель­но на пер­вом месте, да к тому же еще и рабо­та, тре­бо­вать от себя пол­но­цен­ной готов­ки-стир­ки-убор­ки про­сто физи­че­ски невозможно…

— Фра­за о том, что Бог дол­жен быть на пер­вом месте, отно­сит­ся к внут­рен­не­му устро­е­нию чело­ве­ка, к его устрем­лен­но­сти в целом. Либо чело­век стре­мит­ся к Богу, и Он в его систе­ме цен­но­стей пре­вы­ше все­го, либо на пер­вом месте у него какие-то мате­ри­аль­ные бла­га, день­ги, власть и так далее. Но ведь даже в мона­сты­рях вре­мя про­пор­ци­о­наль­но, разум­но рас­пре­де­ле­но на бого­слу­же­ния и послу­ша­ния. Так же сле­ду­ет рас­пре­де­лять его и в семье. Надо к домаш­ним обя­зан­но­стям отно­сить­ся как к послу­ша­нию и выпол­нять их со всей ответ­ствен­но­стью, а не спу­стя рукава.

Если мы возь­мем пери­од ран­ней Церк­ви, Апо­столь­ские посла­ния, мы не най­дем ни одно­го цер­ков­но­го уста­нов­ле­ния, кото­рое бы гово­ри­ло: «Ну всё, если жена ста­ла хри­сти­ан­кой, зна­чит, муж побо­ку». Напро­тив, жен­щи­на­хри­сти­ан­ка долж­на быть женой еще луч­шей, чем была до это­го. Воцер­ко­в­ле­ние жен­щи­ны не отме­ня­ет люб­ви к мужу — это самое глав­ное. А свои жела­ния надо сооб­ра­зо­вы­вать с жиз­нен­ны­ми реа­ли­я­ми: кто о сво­их и осо­бен­но о домаш­них не печет­ся, тот отрек­ся от веры и хуже невер­но­го (1 Тим. 5, 8).

— Но хочет­ся же не про­сто бывать по вос­кре­се­ньям на Литур­гии, а посвя­тить себя хра­му во все дни — имен­но жить в Церк­ви, участ­во­вать во всем, что в ней про­ис­хо­дит. Раз­ве это плохо?

— Для чело­ве­ка, у кото­ро­го дома семья, это пози­ция не трез­вен­ная. Домаш­ние дела, забо­та о детях, о муже ни в коем слу­чае не долж­ны осу­ществ­лять­ся по оста­точ­но­му прин­ци­пу. Нуж­но учить­ся сов­ме­щать слу­же­ние Мар­фы и Марии. Я вам так ска­жу: и в семьях свя­щен­ни­ков ино­гда при­хо­дит­ся ради бла­го­об­ра­зия быто­вой сто­ро­ны жиз­ни жерт­во­вать цер­ков­ной служ­бой. Так что, к при­ме­ру, если чув­ству­ет жен­щи­на, что запу­щен дом, а вре­ме­ни на убор­ку про­сто нет, то, может быть, сто­ит про­пу­стить вечер­нее бого­слу­же­ние ради того, что­бы наве­сти поря­док. Ведь веру­ю­щие вра­чи засту­па­ют на дежур­ства в вос­крес­ный день, пото­му что это их рабо­та, то же самое с воен­ны­ми, спа­са­те­ля­ми. А содер­жать в поряд­ке свое жили­ще — ничуть не менее важ­но, это такая же обя­зан­ность. Гос­подь не похва­лит, если жен­щи­на пой­дет на Литур­гию молить­ся, а дома будут голод­ные дети и супруг.

Страницы: 1 2 3
Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки